Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовая охрана государственной тайны гражданско-правовыми средствами

Работа №109156

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы45
Год сдачи2020
Стоимость4050 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
81
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Государственная тайна: понятие, содержание и правовое регулирование
1.1Понятие и содержание государственной тайны
1.2Понятие охраны государственной тайны
1.3Нормативно-правовая база, регламентирующая режим охраны
государственной тайны
Глава 2 Правовые средства обеспечения охраны государственной тайны
2.1Правовой режим допуска и система правовых средств защиты
государственной тайны
2.2Виды ответственности за нарушение законодательства о
государственной тайне
2.3Перспективы совершенствования правовых механизмов защиты
государственной тайны
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников

Актуальность темы исследования связана с тем, что правовые и организационные вопросы охраны государственной тайны и реализации ответственности за разглашение государственной тайны являются ключевыми и стратегическими для любой страны.
Правовой институт государственной тайны, носящий комплексный межотраслевой характер, образован частноправовыми и публичноправовыми нормами, и поэтому в работе особое внимание уделено нормам законодательства о государственной тайне и гражданско-правового регулирования.
Ни для кого не секрет, что информация, которая составляет государственную тайну, считается строго секретной и доступна узко очерченному кругу лиц. Государство внимательно следит за тем, чтобы важнейшие сведения о его внутренней и внешней политике не просочились за определенные социальные круги. Главным отличием государственной тайны от любой другой тайны является то, что она напрямую связана с интересами всего государства, и распространение засекреченных сведений может нанести огромнейший урон безопасности страны, а не отдельно взятой, к примеру, коммерческой организации.
Концепция охраны общегосударственной тайны - взаимодействие органов, которые занимаются защитой государственной тайны, применяемых ими средств и способов охраны данных, составляющих тайну, и их носителей, а кроме того мероприятий, проводимых в данных целях.
Итак, актуальность темы моего исследования обусловлена тем, что в современных условиях охрана государственной тайны приобретает важнейшее значение. В условиях формирования нового мирового порядка существует прямая зависимость между уровнем обеспечения государственной безопасности и политической стратегией в информационной сфере, проводимой руководством государства, из чего вытекает однозначность необходимости защиты сведений, составляющих государственную тайну.
При этом, огромное внимание необходимо уделить практической реализации правовых режимов в сфере обращения информации, действующих на территории России, и из них необходимо особо отметить гражданско-правовой режим защиты государственной тайны, который регламентирует порядок осуществления государственными органами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами деятельности, направленной на обеспечение охраны и сохранности сведений, составляющих государственную тайну.
Объектом исследования являются публичные отношения в области реализации правовых норм, обеспечивающих защиту сведений, составляющей государственную тайну.
Предметом исследования являются нормативные акты российского законодательства, регулирующие вопросы защиты государственной тайны, а также теоретические исследования по проблемам правового регулирования государственной тайны гражданско-правовыми средствами.
Цель работы - исследование актуальных проблем правового регулирования охраны государственной тайны гражданско-правовыми средствами и реализации ответственности за разглашение государственной тайны в Российской Федерации.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
1.Изучить юридическую природу и общее понятие института государственной тайны в России;
2.Определить нормативно-правовой режим охраны государственной тайны;
3.Дать общую характеристику юридической ответственности за нарушение режима охраны государственной тайны;
4.Проанализировать особенности применения гражданско-правовой ответственности за нарушение режима охраны государственной тайны в Российской Федерации;
5.Провести оценку перспективных направлений совершенствования правовых механизмов защиты государственной тайны в Российской Федерации.
Основными приемами и методами исследований в работе являются наиболее распространенные общенаучные методы: анализ и синтез научной и учебной литературы, исторический подход, сравнительно-правовое исследование, структурно-логическое изложение материала, формальноюридический прием.
Нормативная база исследования - современное действующее законодательство Российской Федерации, обеспечивающее правовой режим охраны государственной тайны и устанавливающее систему гражданско- правовой ответственности за разглашение государственной тайны в Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составляет юридическая литература по теме исследования, в которой раскрыты общие принципы и особенности правового режима охраны государственной тайны гражданско- правовыми средствами и ответственности за разглашение государственной тайны в Российской Федерации.
В структуре работы сформировано введение, две основные главы, заключение и список используемой литературы и используемых источников.
Первая глава посвящена теоретико-правовым аспектам института государственной тайны и правовому режиму охраны государственной тайны.
Вторая глава работы посвящена изучению отдельных актуальных вопросов реализации ответственности в сфере обеспечения государственной тайны, ответственности за разглашение государственной тайны в Российской Федерации, а также перспективам совершенствования правовых механизмов защиты государственной тайны.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современных условиях, когда происходит существенная трансформация мира, усиливается и ужесточается политическое и экономическое противоборство между государствами, охрана и защита сведений, составляющих гостайну, приобретает крайне важное значение. Правовой режим защиты гостайны, в первую очередь, нацелен на охрану сведений, имеющих огромное значение для безопасности государства, незаконное распространение которых способно нанести непоправимый ущерб государству и повлечь за собой крайне тяжелые последствия.
Правовой режим государственной тайны направлен на охрану наиболее значимых для обеспечения безопасности государства сведений,
Целью исследования являлось изучение понятия, охраны и реализации ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне в Российской Федерации.
Для реализации цели были решены следующие задачи:
1.Изучена юридическая природа и общее понятие института государственной тайны в России;
2.Определен нормативно-правовой режим охраны государственной тайны;
3.Дана общая характеристика юридической ответственности за нарушение режима охраны государственной тайны;
4.Проанализированы особенности применения гражданско-правовой ответственности за нарушение государственной тайны в Российской Федерации;
5.Проведена оценка перспективных направлений совершенствования правовых механизмов защиты государственной тайны в России.
Резюмируя исследование, можно сказать, что государственная тайна - это охраняемые государством сведения о внешнеполитической, военной, разведывательной, оперативно-розыскной и контрразведывательной 37
деятельности государства, несанкционированное распространение которых может привести к ущербу безопасности Российской Федерации.
Охрана государственной тайны составляет основное содержание деятельности органов государственной власти, предприятий, организаций или учреждений в данной сфере.
Основной целью законодательного регулирования отношений в области государственной тайны является обеспечение безопасности Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о защите информации и обеспечении охраны государственной тайны основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, указах и распоряжениях Президента Российской Федерации, постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации, других законодательных и иных подзаконных актах, регламентирующих отношения в сфере защиты гостайны и обеспечения конфиденциальности делопроизводства.
Существует строго определенный порядок получения доступа к государственной тайне, который устанавливается для каждого круга субъектов персонально.
В процессе исследования обнаружены вопросы, требующие решения:
1.Гражданско-правовая ответственность представлена в виде возмещения материального и морального вреда и носит сугубо формальный характер. На практике применить данный вид ответственности невозможно и, следовательно, целесообразно исключить ее из нормативно-правовых актов, регламентирующих положения о гостайне.
2.Дисциплинарная ответственность, применяемая на начальных стадиях нарушения законодательства о гостайне, является эффективной мерой воздействия и обеспечивает сохранность сведений, содержащих гостайну. Однако, данные нормы прямо не указывают на необходимость увольнения сотрудника, по вине которого произошло распространение государственной тайны. Для более эффективной защиты государственной тайны необходимо ужесточение дисциплинарных мер, ограниченных только увольнением.
3.Что касается административной ответственности, то она является слишком мягкой и требует ужесточения, т.к. лицо, освобожденное от уголовной ответственности в силу содействия предотвращения распространения сведений, содержащих государственную тайну, фактически не несет никакой ответственности.
4.К уголовным преступлениям в сфере защиты режима гостайны относятся государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны, незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, утрата документов, содержащих государственную тайну. Законодатель предусматривает уголовную ответственность для различных сторон совершаемого преступления - того, кто разглашает гостайну и того, кто вынудил её разгласить. Проблемным аспектом применения уголовных норм является используемая терминология. Целесообразно унифицировать термин, как «распространение любых сведений, составляющих государственную тайну», применяя его к предметам, носителям, документам или иным источникам, сведения на которых/о которых содержат гостайну.
5.Также необходимо упомянуть использование законодателем тех речевых оборотов, которые характерны советскому праву. Например, законодатель, при определении допуска юридических лиц к сведениям, содержащим гостайну, оперирует понятиями «предприятия, организации и учреждения». Вполне можно было бы обойтись единым термином «юридические лица» или «организация», подразумевая все формы предпринимательской деятельности и государственные организации как единый субъект данных правоотношений.


1.Агапов П.В. Уголовное право России. Особенная часть: учеб.пособие для вузов. - 7-е изд. - Москва : Инфра-М, 2018. 403 с.
2.Борисов М.А. К вопросу о совершенствовании системы допуска к государственной тайне в условиях развития цифровой экономики // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 6. С. 289-291
3.Верютин В.Н. Общественные отношения, возникающие в сфере отнесения сведений к государственной тайне / В.Н. Верютин // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. N 4. С. 313-323
4.Вус М.А., Кондратьев В.В. К вопросу о государственной тайне // Актуальные вопросы юридических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. С. 29-31
5.Дьяков С.В. Преступления против основ конституционного строя и
безопасности государства: уголовно-правовое и криминологическое
исследование. Монография. М.: Юридический центр "Пресс", 2018. 267 с.
6.Ермолович Я.Н., Честнов Н.Е. О некоторых вопросах использования органами военной прокуратуры и военными следственными органами сведений, составляющих государственную тайну, при расследовании уголовных дел // Право в Вооруженных Силах. 2018. № 6. С. 18 - 25
7.Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 29.07.2018)
"О государственной тайне"// Российская газета. 1993. № 182
8. Камалова Г.Г. Перспективы совершенствования правового регулирования государственной тайны в глобальном информационном обществе // Информационное право. 2018. N 4. С. 8-10
9.Касенов Р.Б. Статья 5 «Перечень сведений, составляющих государственную тайну» Закона РФ «О государственной тайне» (подборка судебных решений за 2018 год) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс:
справочно-правовая система / Режим доступа: URL:
http://base.www.consultant.ru/ (дата обращения 16.04.2020)
10.Кичигин Н.В., Кокоулин А.В. О порядке реализации военнослужащими органов Федеральной службы безопасности права на выезд за пределы Российской Федерации по частным делам // Право в Вооруженных Силах. 2019. № 6. С. 37 - 42
11.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.03.2020)// Российская газета. 2001. № 256
12.Комментарий к Закону РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (постатейный)// СПС Консультант Плюс. 2016
13.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система / Режим доступа: URL:
http://base.www.consultant.ru/ (дата обращения 01.03.2020)
14. Крюков С.Р. Виды тайн по законодательству Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 2. С. 46-50
15.Морозов Ю.В. Особенности допуска специальных субъектов к сведениям, составляющим государственную тайну // Журнал российского права. 2018. № 7. С. 123 - 131...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ