АННОТАЦИЯ 4
Введение 2
Глава 1. История преподавания русского языка в России и в Китае 3
1.1. Возникновение центров по изучению русского языка в России и в Китае. 3
1.2. Современное состояние изучения русского языка в России и в Китае 9
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Системы обучения русскому языку в России и в Китае 20
2.1. Обзор рабочих программ по русскому языку в высших учебных
заведениях России и Китая 20
2.2. Специфика преподавания фонетики, грамматики и обучения видам
речевой деятельности китайских учащихся 23
2.3. Особенности форм проверки знаний по русскому языку в высших
учебных заведениях России и Китая 32
Выводы по главе 2 43
Заключение 45
Библиографический список 47
Приложение 1 51
Приложение 2 52
Приложение 3
Актуальность исследования: русский язык официальный язык
Российской Федерации, официальный язык ООН. В Китае русский язык имеет особое место. Сопоставление систем обучения русскому языку в России и в Китае имеет большое значение.
Цель: сопоставлять систем обучения русскому языку в России и в Китае.
Задачи исследования:
1) рассмотреть историю преподавания русского языка в Китае;
2) переспективы развития преподавания русского языка в Китае;
3) проанализировоть специфику систы обучения русскому языку в России и в Китае.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Проблема оптимизации обучения русскому языку китайских учащихся актуальна как для учебных заведений России, где китайцы попадают в разряд трудного для обучения контингента, так и для образовательной системы КНР. Уже указывалось, более чем в 60 вузах Китая изучается русский язык и китайские русисты озабочены проблемой качества обучения. В этой связи Министерство образования КНР совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации организовало международную научнопрактическую конференцию «Совершенствование методики преподавания русского языка в высших учебных заведениях Китайской Народной Республики», на которой проходил обмен мнениями, опытом по обозначенной проблеме. В России и в Китае ведутся активные научно-исследовательские разработки оптимальных путей и способов обучения русскому языку китайской аудитории.
Национальное своеобразие китайских учащихся проявляется в их психологии. У них определенный, своеобразный тип памяти, эмоций, восприятия, мышления, а также особенный жизненный опыт, знания, привычки, интересы, склонности, идеалы и ценностные ориентации. Эти факторы функционируют и взаимодействуют в процессе обучения. Как уже указывалось, условия материальной жизни, своеобразие исторического развития, природноклиматические особенности обусловливают общие психологические характеристики народа. В частности, необходимость строить ирригационные сооружения и связанный с этим тяжелый титанический труд послужили причиной того, что община и коллективный труд играли и играют огромную роль в жизни народа, поэтому у китайцев сформировались такие качества, как жесткая дисциплина, сплоченность, четкое распределение ролей, высокая степень доверия к мнению группы. Поэтому хорошо узнают и овладеют психологические характеристики студентов китайских очень важно для того, чтобы улучшить систему обучения русскому языку двух стран.
Глубокие различия в картинах мира представителей русской и китайской культуры не нуждаются в специальном доказательстве, они обусловлены сложившимися историко-культурными, религиозными, климатическими и др. различиями и требуют специального изучения и описания. Исследование межкультурных различий, представленных в лексической системе русского и китайского языков, в закономерностях речевой практики носителей обоих языков, имеет важное значение для русско-китайского и китайско-русского межъязыкового взаимодействия, а также в практике обучения китайцев русскому языку и русских - китайскому языку. Данное положение объясняет высокую степень актуальности настоящего исследования.
Методика обучения русскому языку как иностранному (РКИ) представляет собой самостоятельную педагогическую дисциплину о законах и правилах обучения языку и способах овладения языком, а также об особенностях образования и воспитания средствами языка.
Как писал А.А. Леонтьев: «Предмет методики обучения русскому языку как иностранному - оптимальная система управления учебным процессом, т.е. система, направленная на наиболее эффективное овладение учащимися русским языком».
Описание русского языка с целью его преподавания иностранцам - отдельная отрасль педагогической грамматики с определенными особенностями.