Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ

Работа №35341

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
525
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты применения медиатехнологий при обучении русскому языку детей-билингвов в основной школе 7
1.1 Особенности обучения русскому языку детей-билингвов 7
1.2 Медиатехнологии на уроках русского языка 14
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности применения медиатехнологий в обучении русскому языку детей-билингвов в основной школе 26
2.1 Выявление исходных показателей 26
2.2 Использование медиатехнологий в обучении русскому языку детей-
билингвов 30
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 42
Заключение 46
Список использованной литературы 48


В Федеральном образовательном стандарте отмечается, что обучение детей в основной школе ориентировано на «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества» [27]. Именно таким требованиям соответствуют современные информационно-коммуникативные технологии, применяемые в школьном образовательном процессе.
Современные школьники активно используют информационные технологии. Это персональный компьютер, Интернет, электронные учебники и др. Они воспитаны на аудио- и видео-, компьютерных играх и других элементах интернет-пространства. Именно поэтому внедрение информационно-коммуникационных технологий, в том числе медиатехнологий, в структуру современного урока является важным направлением.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в том, что информационные ресурсы и технологии позволяют интегрировать и значительно обогатить возможности традиционных технических средств обучения и преобразить конструирование и проведение уроков. Соответственно они являются насущной потребностью учителя и учащихся.
Медиатехнологии представляют собой полезную образовательную технологию в силу присущим ей качествам интерактивности, гибкости, соединением различных видов наглядной учебной информации, а также в силу возможности учитывать индивидуальные особенности обучающихся, способствовать повышению их мотивации к учебе, активизировать познавательную деятельность, улучшить предметные знания.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается и в том, что в школах Российской Федерации 20-25% учащихся - дети, в разной степени владеющие русским языком. Учителя школ в полиэтнических классах находятся в затруднительном положении, так как у них нет методики работы в классах, объединяющих детей, для которых русский является родным, и детей, не знающих или плохо знающих его. Учитель русского языка и литературы обычно несет ответственность за адаптацию таких детей, так как русский язык является не только учебным предметом, но и средством обучения, а главное - средством социализации ребёнка в новом для него коллективе, в обществе. В связи с этим возникает проблема совместного обучения русскоговорящих детей и детей, для которых русский язык - неродной, проблема обучения их русскому языку и развития коммуникативных навыков.
Цель выпускной квалификационной работы - определить медиатехнологии, используемые на уроках русского языка, и апробировать их возможности при обучении русскому языку детей-билингвов в основной школе.
Объект - процесс обучения русскому языку детей-билингвов, учащихся основной школы.
Предмет - медиатехнологии, применяемые в обучении русскому языку детей-билингвов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
1) осуществить анализ педагогической и методической литературы по теме исследования;
2) описать теоретические аспекты использования медиатехнологий на уроках русского языка;
3) рассмотреть применение медиатехнологий на уроках русского языка для детей-билингвов;
4) провести опытно-экспериментальную работу;
5) осуществить анализ результатов экспериментальной работы.
Гипотезой данной работы служит предположение о том, что применение медиатехнологий на уроках русского языка будет способствовать эффективному его освоению школьниками-билингвами, повышению их предметных и метапредметных результатов и развитию коммуникативных компетенций.
Теоретической основой работы явились труды об обучении детей- билингвов - Е.А. Хамраевой, Е.М. Верещагина, Е.А. Кудрявцевой и др., работы ученых-методистов - Г.К. Селевко, З.Ф. Юсуповой, А.В. Аленской;
учителей русского языка и литературы - Н.И. Малышевой, Ю.А. Мельник, Е.В. Зыряновой, И.А. Овчинниковой и др.
Методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы;
- наблюдение, опросный метод, педагогический эксперимент, метод обработки результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Научная новизна выпускной работы заключается в том, что в ней впервые подвергаются анализу медиатехнологии, которые используются для обучения русскому языку детей-билингвов, учащихся средних классов.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в преподавательской деятельности на уроках русского языка.
Структура работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Во введении описывается актуальность темы исследования, формулируются объект, предмет, указываются цель и задачи работы.
В первой главе - «Теоретические аспекты применения медиатехнологий при обучении русскому языку детей-билингвов» - рассматриваются особенности обучения русскому языку детей-билингвов и вопросы использования медиатехнологий на уроках русского языка.
Во второй главе, посвященной опытно-экспериментальной работе в школе с целью определить действенность использования медиатехнологий на уроках русского языка, дается описание опытной работы, проведенной в 5 классе основной школы, включающего в себя фрагменты проведенных уроков, и анализ ее результатов.
В заключении подводятся итоги проведённого исследования в соответствии с поставленной целью и задачами. К работе прилагается список использованной литературы, состоящий из 32 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с целью нашей выпускной квалификационной работы мы осуществили теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.
Установлено, что при обучении детей-билингвов русскому языку большую роль играют современные медиатехнологии.
Выделены описанные нами в работе отдельные инструменты (мультимедиапрезентации, анимационные фильмы, учебные фильмы, тренажеры, тесты и др.), которые можно использовать в школьном образовании, в том числе на уроках русского языка.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что применение медиатехнологий на уроках русского языка будет способствовать эффективному его освоению детьми-билингвами, учащимися 5 класса, развитию их познавательных и коммуникативных компетенций.
В ходе выполнения работы была использована соответствующая литература и методика преподавания в средних классах.
Основными методами работы являлись наблюдение, анкетирование, проверочная работа, проведение уроков, использование медиатехнологий.
Для достижения действенного обучения русскому языку детей- билингвов и развития у них познавательных и коммуникативных компетенций были использованы отдельные технологические приемы и элементы. Это - мультипликационные фильмы, аудиофайлы, презентации, анимации, смайлики.
Были сделаны следующие выводы:
-инструменты медиатехнологий, примененные нами на уроках русского языка, обеспечили результативное обучение русскому языку двуязычных учащихся;
- приемы и средства медиатехнологий, систематически использованные на уроках, содействовали развитию устной речи детей-билингвов, становлению их диалогической и монологической речи;
-примененные формы работы на уроке привели к усилению речевой деятельности учащихся, как устной, так и письменной, и обогащению словарного запаса;
-у школьников повысился уровень предметных знаний и умений по изученному материалу;
-деятельность по использованию компьютерной техники осуществлялась на уроке в индивидуальной, парной и групповой работе, в сотрудничестве с одноклассниками, что обеспечило высокую степень коммуникации, способствовала эмоциональному развитию учеников;
-приемы данной технологии в основном использовались на этапе усвоения и закрепления знаний.
-по итогам проведённого мониторинга в конце четверти и сравнения с 5 «Б» классом экспериментальный 5 «А» класс, достигнув отличных результатов, показал динамику в развитии образовательной деятельности. Количество учащихся с высоким уровнем лексических и морфологических знаний по теме в 5 «А» классе значительно превысило количество учащихся с высоким уровнем в 5 «Б» классе (31,8 % учащихся и 18,1 % соответственно).
Таким образом, проведя анализ выполненной работы, сравнив результаты показателей двух классов, можем отметить, что выдвинутая нами гипотеза оказалась правильной. Цель работы достигнута.



1. Аленская А.В. Новые технологии в преподавании русского языка как иностранного // Электронная библиотека БГУ. - URL: http://elib.bsu.by/bitstream/B2.pdf (дата обращения: 24.02.2019).
2. Буралова Р.А., Халидов А.И. К вопросу о «сбалансированном» национально-русском двуязычии и билингвизме // Филологические науки. - Тамбов, Грамота, 2018. - № 1. - Ч.2. - С.277-282.
3. Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). - М.: Изд-во МГУ имени М.В. Ломоносова, 2014. - 159 с.
4. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб. пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2014. - 319 с.
5. Гиззатуллина Г.М. Развитие билингвизма в современной средней (общеобразовательной) школе поликультурного общества: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Казань, 1999. - 18 с. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-psihologo-pedagogicheskogo- soprovozhdeniya-detey-inofonov-bilingvov-i-migrantov-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 25.04.2019).
6. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. - Назрань: Изд-во Пилигрим, 2016. - 486 с.
7. Заводницкая Ю. В. Актуальные проблемы обучения детей-билингвов в
поликультурном регионе (на примере Калининградской области) // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). - Чита: Изд-во Молодой ученый, 2015. — С. 6-9. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6984/ (дата
обращения: 24.04.2019).
8. Зырянова Е.В., Овчинникова И.А. и [др.]. Информационнокоммуникационные технологии в школьном обучении русскому языку и подготовке к ЕГЭ. Учебно-методическое пособие.- М.: Флинта: Наука, 2014. - 288 с.
9. Источников В.В., Акопян Г.А. и [др.]. Инновационные педагогические компьютерные и сетевые технологии в области обучения русскому языку и литературе. - URL: https: //www.mgpu.ru/materials/32/32332.pdf (дата обращения 26.12.2018).
10. Калинина Ю.М., Цколия К.Р. Особенности использования
инновационных технологий в обучении русскому языку детей- билингвов // Методика преподавания русского языка (как иностранного, как второго): история, современное состояние,
перспективы развития; под общ. ред. Т.М. Балыхиной. - М.: Изд-во РУДН, 2017. - С. 80-91.
11. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5 класс. Учебник. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2017. - Ч.2. - 144 с.
12. Кудрявцева Е.Л., Волкова Т.В., Якимович Е.А. Обучение русскому языку в билингвальной среде: методические рекомендации.- М.: Центр современных образовательных технологий, 2014. - 55 с.
13. Македонская О.А., Скварник Т.М. К проблеме интегрированного обучения детей-билингвов в условиях русскоязычной общеобразовательной школы // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2015. - С.136-139. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/k-probleme-integrirovannogo-obucheniya- detey-bilingvov-v-usloviyah-russkoyazychnoy-obscheobrazovatelnoy- shkoly(дата обращения 27.01.2019).
14. Малышева Н.И. Проблема обучения двуязычных детей (билингвов) в современной школе // Nsportal.ru. - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/raznoe/2015/06/24/problema-obucheniya-dvuyazychnyh-detey- bilingvov-v-sovremennoy (дата обращения 27.12.2018).
15. Маруда О.А. Использование мультимедийных технологий на уроках в
школе // Инфоурок. - URL: https://infourok.ru/doklad-na-temu-
ispolzovanie-multimedia-tehnologiy-na-urokah-v-shkole-1866386.html (дата обращения 27.03.2019).
16. Мельник Ю.А. Мультфильм-сказка на занятии по русскому языку как иностранному: проблемный подход // Филология и культура. - 2016. - № 3 (45). - С.190-194. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/multfilm- skazka-na-zanyatii-po-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-problemnyy- podhod (дата обращения: 26.01.2019).
17. Никифорова-Пайзе О.Н. Медиатехнологии в современном образовательном процессе. Использование медиатехнологий в основной школе // Учебно-методический кабинет. - URL: https://oksana-nikolaevna-nikiforova-paize/mediatehnologi-v-sovremenom- obrazovatelnom-procese-ispolzovanija-mediatehnologii-v-nachalnoi- shkole.html (дата обращения: 23.02.2019).
18. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и [др.]; под ред. С.А. Смирнова. - М.: Академия, 2015. - 512 с.
19. Педагогический терминологический словарь // Академик. - URL: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/2299/B0 (дата обращения:
23.01.2019) .
20. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования // Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Министерство образования и науки РФ. - URL: http: //fgosreestr. ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya- programma-srednego-obshhego-obrazovaniya/ (дата обращения:
02.09.2017) .
21. Ревякина Я.Н. Использование видеоматериалов на уроках русского языка как иностранного // Docplayer.ru. - URL: https://docplayer.ru/69157825-Ispolzovanie-videomaterialov-na-urokah- russkogo-yazyka-kak-inostrannogo.html (дата обращения: 26.09.2018).
22. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 256 с.
23. Сорокина Ю.Д., Павлевко Е.В. и [др.]. Программа по русскому языку для билингвов // bilingval-onlain.net. - URL: http://www.bilingual- online.net/ programm-bilinguale-bildung=article (дата обращения:
25.09.2018) .
24. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова и [др.] - СПб: КАРО, 2017. - 178 с.
25. Суханова Е.Г. Технологии и методические приемы обучения русскому языку в полиэтнических классах // Урок. РФ. - URL: https://xn-- j 1 ahfl.xn--technoologii_i_metodicheskie_priemi_obucheniya_russkom (дата обращения: 26.09.2018).
26. Сухушина Е.И. К проблеме обучения младших школьников русскому
языку в полиэтническом классе // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2015. - 3 (9) - URL:
https://npo.tspu. edu. ru/files/npo/PDF/articles/sukhushina_e._i._92_100_3_9 _2015.pdf (дата обращения: 07.11.2018).
27. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (5-9 кл.). Утвержден Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 // Министерство образования и науки РФ. - URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/938 (дата обращения:
12.09.2017) .
28. Хамраева Е.А. Русский язык для детей-билингвов: теория и практика: учеб. пособие. - М.: Билингва, 2015. - 152 с.
29. Хромов С.С., Гуляева Н.А. и др. Информационно-коммуникационные
технологии в преподавании русского языка как иностранного // Открытое образование. - 2015. - № 2 - С. 1-7. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnye- tehnologii-v-prepodavanii-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-na- nachalnom-etape-uroven-a1-a2 (дата обращения: 12.01.2019).
30.Чижова Н.А. Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы // Учительский портал. - URL: https://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1392 (дата обращения: 02.09.2018).
31. Шаклеин В.М., Рыжова Н.В. Современные методики преподавания русского языка нерусским: Учеб. пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2014. - 258 с.
32. Юсупова З.Ф. Теория и практика обучения русскому языку в полиэтнической среде. - Казань: Казан. ун-т, 2015. - 35 с. - URL: https: //dspace. kpfu. ru/xmlui/bitstream/handle/net/27397/ifmk_001155. pdf? s едиепсе=1(дата обращения: 12.11.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ