🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, указанных в ст.447 УПК РФ

Работа №201930

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

уголовное право

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА I ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОСОБОГО СТАТУСА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЦ В РОССИИ
1.1 История возникновения особого статуса у отдельных категорий лиц,
его законодательные и фактические обоснования 10
1.2 Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок
возбуждения уголовных дел 17
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ
2.1Особенности возбуждения уголовных дел в отношении лиц, обладающих особым статусом 36
2.2 Особенности производства расследования в отношении отдельных
категории лиц 52
ГЛАВА III ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, ОБЛАДАЮЩИХ ОСОБЫМ СТАТУСОМ В ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77


В целях создания эффективной системы гарантий деятельности некоторых категорий выборных и должностных лиц законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации в их отношении предусмотрены специальные правила производства по уголовным делам. Эти правила призваны обеспечить дополнительные меры защиты от возможного использования незаконных методов для воспрепятствования законной деятельности указанных лиц, оказания давления на них за законную профессиональную деятельность.
В Уголовно-процессуальном законодательстве РСФСР особенности уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц не были упорядочены, что заведомо создавало определенные трудности в случаях привлечения к уголовной ответственности лиц с особым правовым статусом. В настоящее время нормы, регламентирующие особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, выделены в самостоятельный правовой институт.
Положения уголовно-процессуального законодательства о привлечении к уголовной ответственности отдельных категорий лиц направлены на создание дополнительных гарантий независимости специальных субъектов. Но данные привилегии и сегодня являются объектом дискуссий, так как само их существование рассматривается как исключение из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом. Иногда такой порядок исключает возможность привлечения лиц к уголовной ответственности из-за необоснованных привилегий. Однако лица с особым правовым статусом не освобождаются от уголовной ответственности за совершённые ими преступления, особая процедура привлечения к уголовной ответственности обеспечивает им нормальные условия деятельности. Считается, что наличие такой практики, в целом, не противоречит порядку, установленному во всех цивилизованных государствах.
Тем не менее, число дел в отношении должностных лиц, обладающих иммунитетом, растет, особенно - в отношении лиц, замешанных в коррупции.
В свете подобных реформ назрела необходимость совершенствования производства в отношении отдельных категорий лиц с тем, чтобы обеспечить эффективную деятельность правоохранительных органов по пресечению любых попыток со стороны лиц с особым правовым статусом избежать ответственности за совершенные преступления в силу занимаемого особого положения. В этих условиях поиск путей эффективного законодательного регулирования процессуального порядка привлечения отдельных категорий лиц к уголовной ответственности становится особенно актуальным. Изучение особенностей производства по уголовным делам в отношении лиц с особым правовым статусом приведет к усовершенствованию уголовно¬процессуальных механизмов борьбы с преступностью лиц, обладающих процессуальным иммунитетом. Все вышесказанное определило актуальность данной работы.
Цель исследования - на основе рассмотрения особенностей осуществления уголовного судопроизводства в отношении лиц с особым правовым статусом выявить проблемы практического и теоретического характера и сформулировать предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:
- изучить историю возникновения особого статуса у отдельных категорий лиц, его законодательные и фактические обоснования;
- определить гарантии неприкосновенности лицам, осуществляющим особые виды деятельности;
- обозначить особенности возбуждения уголовных дел в отношении лиц, обладающих особым статусом;
- выделить особенности производства следственных действий в отношении лиц, обладающих особым статусом;
- перечислить меры процессуального принуждения, избираемые в отношении лиц, обладающих особым статусом;
- исследовать особенности привлечения к уголовной ответственности лиц, обладающих особым статусом в зарубежном законодательстве.
Объектом исследования являются уголовно-процессуальные отношения, возникающие в связи с осуществлением уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц.
Предмет исследования составляют нормы отечественного уголовно - процессуального законодательства, регламентирующие особенности
правового статуса рассматриваемых категорий лиц, а также регулирующие уголовно-процессуальные отношения, возникающие в связи с осуществлением в отношении их уголовного судопроизводства.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, в том числе - конкретно-исторический, системный, аналитический, структурно-функциональный, метод комплексного подхода и др., а также ряд частно-научных методов - сравнительного правоведения, технико-юридический, статистический, конкретно-социологический и иные методы исследования.
Нормативную базу исследования составляют международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, российское уголовное законодательство.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру- введение, основная часть(3 главы), заключение, библиографический список.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного анализа главы 52 УПК РФ, законов Российской Федерации, анализа иностранного законодательства, рассмотрения мнений ученых в отношении особенностей производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, указанных в ст.477 УПК РФ, мы пришли к следующим выводам:
1. Особенности производства в отношении отдельных категорий лиц, установленные главой 52 УПК РФ, необходимо рассматривать как совокупность исключительных юридических норм, регулирующих особый порядок производства процессуальных и следственных действий в отношении определенных законом категорий граждан либо с их участием. Глава 52 УПК РФ содержит специальные нормы, не подлежащие расширенному толкованию. В силу их исключительного характера, специальные нормы должны быть стабильными. Федеральный закон, устанавливающий иные правила привлечения отдельных категорий лиц к уголовной ответственности, отличные от УПК РФ, должен быть приведен в соответствие с УПК РФ.
Предлагается дополнить статью 447 УПК РФ, включив в нее часть 3, а именно, особый порядок производства для отдельных категорий лиц распространяющийся только на преступления, связанные с выполнением ими их функций, и на период осуществления соответствующих полномочий. В случае если преступление, связанное с должностными обязанностями, было совершено в течение срока полномочий, но выявлено по его истечении, соблюдение особого порядка, предусмотренного главой 52 УПК РФ, не требуется. Если лицо лишено специального правового статуса в период производства по уголовному делу, то особое производство следует прекратить, продолжив его в общем порядке.
Так же добавить часть 4 в вышеуказанную статью, устанавливающую автоматическое лишение неприкосновенности за совершение особо тяжких преступлений и нарушение общественного порядка лицами, обладающими особым статусом.
2. При исследовании исторического аспекта рассматриваемого института нами было выяснено, что в нормативно - правовых актах Российского государства и в прошлом имелись гарантии неприкосновенности отдельных категорий лиц и особенности их привлечения к ответственности. Законодательство в данной сфере прошло долгий путь развития от первых шагов в Русской правде, дальнейшего развития и расширения этих норм и гарантий в Судебниках 1497 - 1550 годов, Соборном уложении 1649 года, до венца уголовно - процессуального законодательства дореволюционной России - Устава уголовного судопроизводства 1864 года. В советский период институт особого производства характеризуется закреплением особых гарантий на Конституционном уровне, появлением отдельных нормативно - правовых актов, устанавливающих гарантии отдельным категориям лиц, а так же порядок привлечения их к ответственности. В наше время гарантии отдельных категорий лиц указаны в Конституции и Федеральных законах. Особенности производства выделены в отдельную, 52 главу УПК Российской Федерации.
3. Следует расширить период распространения неприкосновенности
Члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса определив таковым не только время реализации функций избирательной комиссии, связанные с проведением и подготовкой выборов, но и в течении деятельности, осуществляемая вне периода проведения выборов: организации государственной системы регистрации (учета)
избирателей, осуществления финансового контроля за деятельностью политических партий и т.д.
Ограничение неприкосновенности только периодом избирательной компании может повлечь за собой воздействие на члена избирательной комиссии, с целью воспрепятствовать осуществлению им своих полномочий, что неизменно повлечет к снижению эффективности и, возможно, прозрачности, проведения выборов.
4. Необходимо наделить Верховный Суд РФ функциями по лишению депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации неприкосновенности и даче согласия на возбуждение в отношении них уголовных дел. Судьи Верховного Суда РФ, исходя из их компетенции и высокого профессионализма, как отправители правосудия в Российской Федерации, смогут, по нашему мнению, беспристрастно и профессионально вынести решения в отношении данных лиц.
5. Так же было отмечено, что в УПК РФ не содержатся указания на территориальную подсудность рассмотрения материалов уголовных дел и принятие соответствующих решений о наличии признаков преступления в действиях депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Считаем нужным включить в положения уголовно - процессуального закона положения о территоиальной подсудности рассмотрения уголовных дел в отношении депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации
6. УПК РФ не устанавливает конкретного срока для принятия Председателем Следственного комитета РФ принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судей. Отсюда следует, что положения статьи 448 УПК РФ в части, касающейся порядка возбуждения уголовного дела в отношении судьи, не согласуются с положениями о сроках доследственной проверки, содержащимися в статье 144 УПК РФ и не позволяют принять процессуальное решение ни в трех, ни в десяти суточные сроки. Основания и возможность продления сроков проверки до тридцати суток не всегда и возможны.
7. Перечень лиц, в отношении которых применяются особые процедуры задержания, исчерпывающим не является. В соответствии со статьей 17 Федерального Закона «О Федеральной службе безопасности»: « сотрудник органов Федеральной службы безопасности при исполнении служебных обязанностей не может быть подвергнут задержанию без официального представления органов Федеральной службы безопасности или решения суда». Отсюда мы сделали вывод, что отдельные законы дополняют список лиц, в отношении которых применяются особые процедуры задержания.
8. Использование некоторых норм зарубежного законодательства, после соответствующей адаптации, позволило бы решить некоторые вопросы касаемо привлечения лиц особого статуса к ответственности, и пределов их неприкосновенности.
Так, в ФРГ применяются нормы о том, что депутат без получения согласия бундестага может быть привлечен к ответственности в случаях задержания на месте преступления или в течение дня, следующего за днем совершения такого действия. Введение данного положения именно в таком формате в Российской Федерации позволило бы органам, осуществляющим предварительное расследование проводить оперативно - розыскные мероприятия по «горячим следам» и исключило бы случаи, когда парламентарии, скрываясь с места преступления, на следующий день уже снова подпадали под действие иммунитета.
Таким образом, нами был сделан вывод, что привлечение к уголовной ответственности лиц с особым статусом очень трудоемкая, длительная, сложная процедура, нуждающаяся в оптимизации и доработке с целью совершенствования уголовно - процессуального законодательства и дальнейшей реализации Конституционного принципа равенства всех перед законом и судом.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Конституционном Суде Российской Федерации"
3. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"
4. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации " от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 17.04.2017)
5. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Г осударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
6. Федеральный закон от 03.12.2012 N 229-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания"
7. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ(ред. от 28.12.2016) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
8. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
9. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "О статусе судей в Российской Федерации"
10. Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"
11. Федеральный закон от 30.05.2001 N 70-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации"
12. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации"
13. Федеральный закон от 12.02.2001 N 12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи"
14. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
15. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"..46


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ