Особенности рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних: проблемы и пути решения
|
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА УГОЛОВНЫХ ДЕЛ В
ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1 Международные стандарты рассмотрения уголовных дел в отношении
несовершеннолетних 11
1.2 Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
в Российской Федерации 15
1.3 Проблемы производства уголовных дел в отношении
несовершеннолетних 31
ГЛАВА II ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ - ОДИН ИЗ ПУТЕЙ
СОВЕРШЕННСВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В
ОТНОШЕНИИ НЕСОВРЕШЕННОЛЕТНИХ
2.1 История ювенальной юстиции 40
2.2 Современные подходы к понятию и принципам ювенальной
юстиции 46
2.3 Ювенальная система 51
ГЛАВА III МЕДИАЦИЯ - КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
3.1 Понятие медиации и опыт ее применения в зарубежных странах 61
3.2 Внедрение процедуры медиации в производство по делам
несовершеннолетних в Российской Федерации 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
ГЛАВА I ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА УГОЛОВНЫХ ДЕЛ В
ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1 Международные стандарты рассмотрения уголовных дел в отношении
несовершеннолетних 11
1.2 Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
в Российской Федерации 15
1.3 Проблемы производства уголовных дел в отношении
несовершеннолетних 31
ГЛАВА II ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ - ОДИН ИЗ ПУТЕЙ
СОВЕРШЕННСВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В
ОТНОШЕНИИ НЕСОВРЕШЕННОЛЕТНИХ
2.1 История ювенальной юстиции 40
2.2 Современные подходы к понятию и принципам ювенальной
юстиции 46
2.3 Ювенальная система 51
ГЛАВА III МЕДИАЦИЯ - КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
3.1 Понятие медиации и опыт ее применения в зарубежных странах 61
3.2 Внедрение процедуры медиации в производство по делам
несовершеннолетних в Российской Федерации 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
Несовершеннолетние - это особая категория лиц, которые в силу своих возрастных, психофизиологических особенностей нуждаются в особенной правовой и социальной защите.
В рамках построения правового государства преступность несовершеннолетних была и остается актуальной проблемой любого современного общества, так как напрямую влияет на его будущее благополучие. Мир человека устроен так, что ближайшее окружение, в котором он проводит достаточно большое время, оказывает огромное влияние на формирование человека как личности, на его ценности и идеалы. Особенно это касается несовершеннолетних.
Специалисты, имеющие дело с подростковыми правонарушениями, считают, что эти правонарушения провоцируются определенными отношениями в семье, школе, компании, а также индивидуально - психологическими особенностями подростка.
Несовершеннолетние как возрастная группа в целом считаются находящимися в периоде психофизиологического и социального роста. В этот период многие из них чувствуют себя неадаптированными из -за психофизиологической неустойчивости их личности, отсутствия у них (в связи с возрастом) образования, профессии, трудовой квалификации, что позволяло бы занять желаемое место в обществе; отсутствием жизненного опыта, препятствующего правильной оценке окружающего мира.
В тоже время специалисты настаивают на особом отношении к данной категории населения по нескольким причинам.
Во-первых, «ученые отмечают лабильность психики
несовершеннолетнего к окружению, вследствие чего и возможность его
исправления путем соразмерного воспитательного воздействия при
исключении влияния криминального окружения» .
Во-вторых, отсутствие у несовершеннолетнего качеств взрослого человека не позволяют несовершеннолетнему в полном объеме самостоятельно оценивать и реализовать свою защиту.
Все перечисленное, говорит о необходимости особого подхода к рассмотрению дел в отношении несовершеннолетних. В Российской Федерации в отношении несовершеннолетних уголовно-процессуальным кодексом установлен особый порядок уголовного судопроизводства. При этом под несовершеннолетним в уголовном законодательстве подразумевается лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать (или шестнадцать, в зависимости от категории преступления), но не исполнилось восемнадцати лет (ст. 20, 87 УК РФ).
Однако проблема преступности несовершеннолетних в настоящее время стоит настолько остро, что перечисленных мер недостаточно. Динамика преступности несовершеннолетних в России в различные временные интервалы неоднозначна. Согласно статистическим данным в рамках последних лет можно выделить периоды спада, повышения, относительной стабильности криминальной активности
несовершеннолетних. Так, с 2010 г. (78548 преступлений) по 2012 г. (64270 преступлений) отмечается спад преступности несовершеннолетних, в 2013 г. (67225 преступлений) имеет место негативное изменение тенденций, которое к 2015 г. (61153) вновь изменяется в лучшую сторону. Наблюдается рост особо тяжких преступлений совершенных несовершеннолетними или при их участии. (Приложение № 1).
Подобная картина просматривается не только на всероссийском уровне, но и в отдельных муниципальных округах. Так, согласно Докладной записке о результатах работы подразделения по делам несовершеннолетних МО МВД России «Петуховский» по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, за 2016 год, в 2011 году на территории Петуховского района несовершеннолетними совершено 14 преступлений, в 2012 г. - 7 преступлений, в 2013 г. - 7 преступлений, в 2014 г. - 7 преступлений, в 2015 г. - 5 преступлений, в 2016 - 9 преступлений . (Приложение 2).
На данном этапе развития государство и общество заинтересованы в использовании наиболее эффективных способов реагирования на преступления несовершеннолетних, а также находятся в поиске «наиболее щадящих уголовно-процессуальных форм привлечения несовершеннолетних к ответственности» .
Не только Россия, но и всемирное сообщество признает необходимость более мягкого и снисходительного наказания несовершеннолетних в сравнении с взрослыми, совершающими преступления определенных категорий. В связи с этим в Российской Федерации вновь широко обсуждается необходимость введения ювенальной юстиции. Ювенальная юстиция призвана привести в надлежащие условия существование и обучение подрастающее поколение посредством защиты их прав и свобод.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» от 01.02.2011 г. отмечена необходимость «постоянно совершенствовать профессиональную компетентность и специализацию судей, рассматривающих дела о преступлениях несовершеннолетних. Специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и повышения квалификации не только по вопросам права, но и педагогики, социологии, психологии» .
Все вышесказанное обуславливает актуальность данной темы.
Цель выпускной квалификационной работы: проанализировать
уголовное производство в отношении несовершеннолетних: проблемы и пути совершенствования.
Задачи:
1. Познакомиться с нормативно-правовой базой рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних.
2. Охарактеризовать особенности уголовного производства в отношении несовершеннолетних.
3. Описать ювенальную юстицию - как способ совершенствования производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
4. Рассмотреть медиацию - как один из путей совершенствования производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие при расследовании по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Предметом исследования выступают нормы отечественного, зарубежного и международного законодательства, предусматривающие отдельные уголовно-процессуальные особенности при расследовании по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, а также доктрина по исследуемому вопросу и судебно-следственная практика.
В своих работах в той или иной мере данною тему раскрывали: А.М Сажаев., Э.Б. Мельникова, Т.В. Якушева, Е.В. Син, А.В. Шигуров, Р.С. Хисматуллин, К.Р. Климова, А.Р. Хабибова, Г.И. Загорский, Т.В. Орлова, С.В. Тетюев, Е.В. Марковичева, А.Д. Аветисян, Е.И. Сидорова, Ю.Г. Горбунова, Т. В. Орлова, Е.Е Забуда, Л.А. Шестакова, А.Н. Савченко, О.В. Уренева, А.В. Довыденко, М.Р. Галиахметов, Л.Ю. Голикова.
Структура работы предопределена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и приложения.
В рамках построения правового государства преступность несовершеннолетних была и остается актуальной проблемой любого современного общества, так как напрямую влияет на его будущее благополучие. Мир человека устроен так, что ближайшее окружение, в котором он проводит достаточно большое время, оказывает огромное влияние на формирование человека как личности, на его ценности и идеалы. Особенно это касается несовершеннолетних.
Специалисты, имеющие дело с подростковыми правонарушениями, считают, что эти правонарушения провоцируются определенными отношениями в семье, школе, компании, а также индивидуально - психологическими особенностями подростка.
Несовершеннолетние как возрастная группа в целом считаются находящимися в периоде психофизиологического и социального роста. В этот период многие из них чувствуют себя неадаптированными из -за психофизиологической неустойчивости их личности, отсутствия у них (в связи с возрастом) образования, профессии, трудовой квалификации, что позволяло бы занять желаемое место в обществе; отсутствием жизненного опыта, препятствующего правильной оценке окружающего мира.
В тоже время специалисты настаивают на особом отношении к данной категории населения по нескольким причинам.
Во-первых, «ученые отмечают лабильность психики
несовершеннолетнего к окружению, вследствие чего и возможность его
исправления путем соразмерного воспитательного воздействия при
исключении влияния криминального окружения» .
Во-вторых, отсутствие у несовершеннолетнего качеств взрослого человека не позволяют несовершеннолетнему в полном объеме самостоятельно оценивать и реализовать свою защиту.
Все перечисленное, говорит о необходимости особого подхода к рассмотрению дел в отношении несовершеннолетних. В Российской Федерации в отношении несовершеннолетних уголовно-процессуальным кодексом установлен особый порядок уголовного судопроизводства. При этом под несовершеннолетним в уголовном законодательстве подразумевается лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать (или шестнадцать, в зависимости от категории преступления), но не исполнилось восемнадцати лет (ст. 20, 87 УК РФ).
Однако проблема преступности несовершеннолетних в настоящее время стоит настолько остро, что перечисленных мер недостаточно. Динамика преступности несовершеннолетних в России в различные временные интервалы неоднозначна. Согласно статистическим данным в рамках последних лет можно выделить периоды спада, повышения, относительной стабильности криминальной активности
несовершеннолетних. Так, с 2010 г. (78548 преступлений) по 2012 г. (64270 преступлений) отмечается спад преступности несовершеннолетних, в 2013 г. (67225 преступлений) имеет место негативное изменение тенденций, которое к 2015 г. (61153) вновь изменяется в лучшую сторону. Наблюдается рост особо тяжких преступлений совершенных несовершеннолетними или при их участии. (Приложение № 1).
Подобная картина просматривается не только на всероссийском уровне, но и в отдельных муниципальных округах. Так, согласно Докладной записке о результатах работы подразделения по делам несовершеннолетних МО МВД России «Петуховский» по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, за 2016 год, в 2011 году на территории Петуховского района несовершеннолетними совершено 14 преступлений, в 2012 г. - 7 преступлений, в 2013 г. - 7 преступлений, в 2014 г. - 7 преступлений, в 2015 г. - 5 преступлений, в 2016 - 9 преступлений . (Приложение 2).
На данном этапе развития государство и общество заинтересованы в использовании наиболее эффективных способов реагирования на преступления несовершеннолетних, а также находятся в поиске «наиболее щадящих уголовно-процессуальных форм привлечения несовершеннолетних к ответственности» .
Не только Россия, но и всемирное сообщество признает необходимость более мягкого и снисходительного наказания несовершеннолетних в сравнении с взрослыми, совершающими преступления определенных категорий. В связи с этим в Российской Федерации вновь широко обсуждается необходимость введения ювенальной юстиции. Ювенальная юстиция призвана привести в надлежащие условия существование и обучение подрастающее поколение посредством защиты их прав и свобод.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» от 01.02.2011 г. отмечена необходимость «постоянно совершенствовать профессиональную компетентность и специализацию судей, рассматривающих дела о преступлениях несовершеннолетних. Специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и повышения квалификации не только по вопросам права, но и педагогики, социологии, психологии» .
Все вышесказанное обуславливает актуальность данной темы.
Цель выпускной квалификационной работы: проанализировать
уголовное производство в отношении несовершеннолетних: проблемы и пути совершенствования.
Задачи:
1. Познакомиться с нормативно-правовой базой рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних.
2. Охарактеризовать особенности уголовного производства в отношении несовершеннолетних.
3. Описать ювенальную юстицию - как способ совершенствования производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
4. Рассмотреть медиацию - как один из путей совершенствования производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие при расследовании по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Предметом исследования выступают нормы отечественного, зарубежного и международного законодательства, предусматривающие отдельные уголовно-процессуальные особенности при расследовании по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, а также доктрина по исследуемому вопросу и судебно-следственная практика.
В своих работах в той или иной мере данною тему раскрывали: А.М Сажаев., Э.Б. Мельникова, Т.В. Якушева, Е.В. Син, А.В. Шигуров, Р.С. Хисматуллин, К.Р. Климова, А.Р. Хабибова, Г.И. Загорский, Т.В. Орлова, С.В. Тетюев, Е.В. Марковичева, А.Д. Аветисян, Е.И. Сидорова, Ю.Г. Горбунова, Т. В. Орлова, Е.Е Забуда, Л.А. Шестакова, А.Н. Савченко, О.В. Уренева, А.В. Довыденко, М.Р. Галиахметов, Л.Ю. Голикова.
Структура работы предопределена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и приложения.
Таким образом, проанализировав различные источники знаний и статистические данные по уголовному производству в отношении несовершеннолетних и путей его совершенствования, мы пришли к следующим выводам.
Проблема преступности несовершеннолетних является актуальной не только в Российской Федерации, но и во всем мире. И как следствие, основные принципы и нормы, регламентирующие производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних и с их участием изложены в ряде международных документах: в Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся установления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правилах) от 29 ноября 1985 г., Международных пактов 1966 г. о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах.
Российская Федерация, являясь участницей ряда международных договоров, признает выше перечисленные рекомендательные
международные акты, регулирующие правовой статус детей и подростков.
В уголовном судопроизводстве России нормы регулирующие производство по делам несовершеннолетних нашли свою отражение в отдельной главе 50 УПК РФ. Особый порядок производства в отношении этой категории лиц устанавливается с целью особой их юридической защиты.
Особенности предварительного расследования в отношении
несовершеннолетних касаются следующих вопросов:
- предмета доказывания;
- представительства интересов несовершеннолетнего;
- проведения следственных действий с участием несовершеннолетнего;
- избрания меры пресечения;
- прекращения уголовного дела.
Судебное разбирательство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних так же имеет ряд особенностей.
Но оценка этих особенностей в современном юридическом мире противоречива. Ряд ученых-юристов говорят о необходимости совершенствования процессуального законодательства с целью защиты прав и свобод несовершеннолетним подозреваемых, обвиняемых, подсудимым и как следствие компенсация их возрастной незащищенности. О недостатках российского законодательства в данной области говорят: А.М. Сажаев, Э.Б. Мельникова, Т.В. Якушева, Е.В. Син, А.В. Шигуров, Р.С. Хисматуллин, К.Р. Климова, А.Р. Хабибова, Г.И. Загорский, Т.В. Орлова, С.В. Тетюев, Е.В. Марковичева, А. Д. Аветисян, Е.И. Сидорова, Ю. Г. Горбунова, Т.В.Орлова.
Вышеперечисленные юристы, выделяют ряд проблем, которые в настоящее время существуют в области производства уголовных дел в отношении несовершеннолетних:
- конфиденциальность информации о несовершеннолетнем;
- проблема участия учителя и психолога;
- проведение предварительного слушания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних с целью более полного изучения личности подростка и обстоятельств дела;
- коллегиальное рассмотрение судом всех уголовных дел в отношении несовершеннолетних, с целью индивидуализации подхода к каждому несовершеннолетнему;
- специализация судей по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних;
- специализация дознавателей и следователей, ведущих расследование уголовных дел в отношении несовершеннолетних.
В последнее время все чаще понятие «ювенальная юстиция» используют российские юристы, особенно те, кто выступает за создание специализированных судов по делам несовершеннолетних.
Ювенальная юстиция как правосудие по делам несовершеннолетних появилась в конце XIX века, но уже в древнем мире и даже в средние века существовали некоторые поблажки для лиц, не достигших зрелого возраста, что являлось предпосылкой для появления ювенальной юстиции.
Появление особого правосудия по делам несовершеннолетних было вызвано небывалым ростом преступности среди подростков во второй половине XIX века. Данное негативное явление было порождено техническим прогрессом, породившим определенные новшества в
экономической и социальной сферах, нарушив привычное течение жизни.
В январе 1910 года суды по делам несовершеннолетних появились и у нас в России. Автономная российская юстиция перестала существовать по декрету Совнаркома России от 17 января 1918 г. и была заменена на другую систему, которая, по мнению создателей, мыслилась более гуманной, более приспособленной к обращению с детьми и подростками.
Несмотря на то, что в мире накоплен достаточный опыт существования ювенальной юстиции, среди ученых - юристов и практиков нет единого мнения об определении понятия «ювенальная юстиция». Часть ученых отождествляют понятие ювенальной юстиции с ювенальным судом (Э.Б. Мельникова и Г.Н. Ветрова, А.В. Лихтенштейн). В современном понимании ювенальная юстиция не просто суд по делам несовершеннолетних, а целая ювенальная система.
Основным связующим звеном системы ювенальной юстиции является суд, который имеет ряд особенностей. Во-первых, это особый предмет исследования в судебном заседании. Во-вторых, особый состав суда.
На рубеже XXI века в Российской Федерации элементы ювенальных технологий в своей работе использовали суды ряда регионов. Данные экспериментальные площадки вели активный поиск эффективной модели ювенальной юстиции. Тем не менее, 8 октября 2010 года Государственная Дума РФ отклонила во втором чтении проект Федерального Конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный Конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в части, касающейся создания ювенальных судов.
Однако в связи с принятием в 2012 году указа Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» вновь можно говорить о интересе со стороны государства к детскому правосудию.
В этот раз речь идет не о ювенальной юстиции как системе, в центре которой находится суд, а об отдельных примирительных технологиях (медиации).
На наш взгляд, наиболее полное определение медиации в уголовном процессе дано в работе Е.Е. Забугы: «медиация - это способ разрешения уголовно-правового конфликта с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора), который может быть использован в случае добровольного согласия на это пострадавшего (по терпевшего) и правонарушителя (подозреваемого, обвиняемого, подсудимого) для разрешения проблем, возникших в результате совершения преступления».
Правовой основой для внедрения медиации являются различные международные документы:
- Рекомендация № R (99) 19 Комитета министров государств-членов Совета Европы (далее - КМСЕ);
- Рекомендация № R (85) И КМСЕ от 28 июня 1985;
- Рекомендация № R (2003)20 КМСЕ от 24 сентября 2003 года;
- Резолюция Экономического и социального совета ООН №1995/9 от 24 июля 1995 года;
- Рекомендация № R (2000) 19 КМСЕ от 2000 года.
Данные документы рекомендуют правительствам государств пересмотреть свою систему уголовного процесса и в том числе в отношении возможности применения примирительных процедур.
Опыт, накопленный в мире по использованию медиации в уголовном судопроизводстве, дают возможность выделить ее положительные стороны:
- возможность реализовать концепцию гуманизации и дифференциации наказаний;
- уменьшение загруженности судебной системы;
- сокращение наказаний, связанных с лишением свободы.
В Российской Федерации примирительные технологии, согласно Закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», применяются только в гражданских, семейных и трудовых правоотношениях. Тем не менее, предпосылки для внедрения медиации в уголовное судопроизводство имеются:
- международные документы по проблеме внедрения медиации в уголовное производство, и в первую очередь в дела в отношении несовершеннолетних;
- международный опыт внедрения медиации в уголовное производство;
- собственная российская правовая база;
- разработки ученых юристов по проблеме применения примирительных технологий (Е.Е. Забуга, Л.А. Шестакова, А.Н. Савченко, О.В. Уренева, А.Н. Савченко, О.В. Уренева, А.В. Довыденко.
- российский опыт применения примирительных технологий. Сегодня в Российской Федерации существует девять территориальных площадок, где службы примирения проводят примирительные программы с несовершеннолетними. Для дальнейшего внедрения медиации в уголовное производство в отношении несовершеннолетних необходимо внести ряд изменений в процессуальное законодательство Российской Федерации.
Проблема преступности несовершеннолетних является актуальной не только в Российской Федерации, но и во всем мире. И как следствие, основные принципы и нормы, регламентирующие производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних и с их участием изложены в ряде международных документах: в Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся установления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правилах) от 29 ноября 1985 г., Международных пактов 1966 г. о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах.
Российская Федерация, являясь участницей ряда международных договоров, признает выше перечисленные рекомендательные
международные акты, регулирующие правовой статус детей и подростков.
В уголовном судопроизводстве России нормы регулирующие производство по делам несовершеннолетних нашли свою отражение в отдельной главе 50 УПК РФ. Особый порядок производства в отношении этой категории лиц устанавливается с целью особой их юридической защиты.
Особенности предварительного расследования в отношении
несовершеннолетних касаются следующих вопросов:
- предмета доказывания;
- представительства интересов несовершеннолетнего;
- проведения следственных действий с участием несовершеннолетнего;
- избрания меры пресечения;
- прекращения уголовного дела.
Судебное разбирательство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних так же имеет ряд особенностей.
Но оценка этих особенностей в современном юридическом мире противоречива. Ряд ученых-юристов говорят о необходимости совершенствования процессуального законодательства с целью защиты прав и свобод несовершеннолетним подозреваемых, обвиняемых, подсудимым и как следствие компенсация их возрастной незащищенности. О недостатках российского законодательства в данной области говорят: А.М. Сажаев, Э.Б. Мельникова, Т.В. Якушева, Е.В. Син, А.В. Шигуров, Р.С. Хисматуллин, К.Р. Климова, А.Р. Хабибова, Г.И. Загорский, Т.В. Орлова, С.В. Тетюев, Е.В. Марковичева, А. Д. Аветисян, Е.И. Сидорова, Ю. Г. Горбунова, Т.В.Орлова.
Вышеперечисленные юристы, выделяют ряд проблем, которые в настоящее время существуют в области производства уголовных дел в отношении несовершеннолетних:
- конфиденциальность информации о несовершеннолетнем;
- проблема участия учителя и психолога;
- проведение предварительного слушания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних с целью более полного изучения личности подростка и обстоятельств дела;
- коллегиальное рассмотрение судом всех уголовных дел в отношении несовершеннолетних, с целью индивидуализации подхода к каждому несовершеннолетнему;
- специализация судей по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних;
- специализация дознавателей и следователей, ведущих расследование уголовных дел в отношении несовершеннолетних.
В последнее время все чаще понятие «ювенальная юстиция» используют российские юристы, особенно те, кто выступает за создание специализированных судов по делам несовершеннолетних.
Ювенальная юстиция как правосудие по делам несовершеннолетних появилась в конце XIX века, но уже в древнем мире и даже в средние века существовали некоторые поблажки для лиц, не достигших зрелого возраста, что являлось предпосылкой для появления ювенальной юстиции.
Появление особого правосудия по делам несовершеннолетних было вызвано небывалым ростом преступности среди подростков во второй половине XIX века. Данное негативное явление было порождено техническим прогрессом, породившим определенные новшества в
экономической и социальной сферах, нарушив привычное течение жизни.
В январе 1910 года суды по делам несовершеннолетних появились и у нас в России. Автономная российская юстиция перестала существовать по декрету Совнаркома России от 17 января 1918 г. и была заменена на другую систему, которая, по мнению создателей, мыслилась более гуманной, более приспособленной к обращению с детьми и подростками.
Несмотря на то, что в мире накоплен достаточный опыт существования ювенальной юстиции, среди ученых - юристов и практиков нет единого мнения об определении понятия «ювенальная юстиция». Часть ученых отождествляют понятие ювенальной юстиции с ювенальным судом (Э.Б. Мельникова и Г.Н. Ветрова, А.В. Лихтенштейн). В современном понимании ювенальная юстиция не просто суд по делам несовершеннолетних, а целая ювенальная система.
Основным связующим звеном системы ювенальной юстиции является суд, который имеет ряд особенностей. Во-первых, это особый предмет исследования в судебном заседании. Во-вторых, особый состав суда.
На рубеже XXI века в Российской Федерации элементы ювенальных технологий в своей работе использовали суды ряда регионов. Данные экспериментальные площадки вели активный поиск эффективной модели ювенальной юстиции. Тем не менее, 8 октября 2010 года Государственная Дума РФ отклонила во втором чтении проект Федерального Конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный Конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в части, касающейся создания ювенальных судов.
Однако в связи с принятием в 2012 году указа Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» вновь можно говорить о интересе со стороны государства к детскому правосудию.
В этот раз речь идет не о ювенальной юстиции как системе, в центре которой находится суд, а об отдельных примирительных технологиях (медиации).
На наш взгляд, наиболее полное определение медиации в уголовном процессе дано в работе Е.Е. Забугы: «медиация - это способ разрешения уголовно-правового конфликта с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора), который может быть использован в случае добровольного согласия на это пострадавшего (по терпевшего) и правонарушителя (подозреваемого, обвиняемого, подсудимого) для разрешения проблем, возникших в результате совершения преступления».
Правовой основой для внедрения медиации являются различные международные документы:
- Рекомендация № R (99) 19 Комитета министров государств-членов Совета Европы (далее - КМСЕ);
- Рекомендация № R (85) И КМСЕ от 28 июня 1985;
- Рекомендация № R (2003)20 КМСЕ от 24 сентября 2003 года;
- Резолюция Экономического и социального совета ООН №1995/9 от 24 июля 1995 года;
- Рекомендация № R (2000) 19 КМСЕ от 2000 года.
Данные документы рекомендуют правительствам государств пересмотреть свою систему уголовного процесса и в том числе в отношении возможности применения примирительных процедур.
Опыт, накопленный в мире по использованию медиации в уголовном судопроизводстве, дают возможность выделить ее положительные стороны:
- возможность реализовать концепцию гуманизации и дифференциации наказаний;
- уменьшение загруженности судебной системы;
- сокращение наказаний, связанных с лишением свободы.
В Российской Федерации примирительные технологии, согласно Закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», применяются только в гражданских, семейных и трудовых правоотношениях. Тем не менее, предпосылки для внедрения медиации в уголовное судопроизводство имеются:
- международные документы по проблеме внедрения медиации в уголовное производство, и в первую очередь в дела в отношении несовершеннолетних;
- международный опыт внедрения медиации в уголовное производство;
- собственная российская правовая база;
- разработки ученых юристов по проблеме применения примирительных технологий (Е.Е. Забуга, Л.А. Шестакова, А.Н. Савченко, О.В. Уренева, А.Н. Савченко, О.В. Уренева, А.В. Довыденко.
- российский опыт применения примирительных технологий. Сегодня в Российской Федерации существует девять территориальных площадок, где службы примирения проводят примирительные программы с несовершеннолетними. Для дальнейшего внедрения медиации в уголовное производство в отношении несовершеннолетних необходимо внести ряд изменений в процессуальное законодательство Российской Федерации.





