🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Методика расследования экологических преступлений

Работа №201841

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

уголовное право

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4730 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ, КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ И
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
1.1 Уголовно-правовая характеристика экологических преступлений 10
1.2 Криминологическая характеристика экологических преступлений 18
1.3 Криминалистическая характеристика экологических преступлений.. ..21
ГЛАВА II ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ И ПОСЛЕДУЮЩИЙ ЭТАПЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ( ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДЫ И
АТМОСФЕРЫ)
2.1 Типичные следственные ситуации и возбуждение уголовного дела 27
2.2 Типичные следственные действия, проводимые на начальном этапе....30
2.3 Взаимодействие следователя с органами дознания 53
2.4 Взаимодействие следователя со специалистами 58
2.5 Взаимодействие следователя с общественностью 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ САИСОК 69


По статистике в январе - мае 2017 года в Российской Федерации зарегистрировано 14,13 тыс. экологических преступлений, что на 5,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года .В нашем государстве данные правонарушения носят латентный (скрытый) характер. Также в Российском законо дательстве не всегда присутствуютмеханизмы для привлечения к экологической ответственности за мелкие правонарушения, в отличие от многих стран Европы, США и некоторых стран Азии,где за выброшенный на улицу мусор, нарушитель, как минимум, заплатит штраф в несколько тысяч долларов. А предприятия которые нарушали природоохранное законодательство в случае визита контрольно-надзорного ведомства, могут и вообще прекратить свое производство, так-как в этом случае закон предполагает закрытие предприятия .
Актуальность данной темы неоспорима, т.к. экологическая проблема в нашей стране, как и в большинстве стран мира, в настоящее время рассматривается в качестве одной из важнейших экономических и социальных проблем. Повышенное внимание к вопросам экологии объясняется тем, что, по мнению ученых, безответственное и потребительское отношение к природе поставило мир на грань экологической катастрофы. Природа находится в столь критическом состоянии, что ее неблагополучие уже отражается на условиях жизни и, следовательно, на здоровье людей, растет число генетических отклонений, сокращается продолжительность жизни.
В современном мире обеспечение экологической безопасности является одним из приоритетных направлений деятельности любого государства, в том числе и России. В ст. 42 Конституции Российской Федерации провозглашается, что «каждый имеет право на благоприяьную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»
В развитие данной конституционной нормы принят ряд нормативных актов, регулирующих вопросы охраны и использования окружающей природной среды. В их числе федеральные законы «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г, «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г., 2О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. и др.
Впервые в истории отечественного уголовного права нормы об ответственности за экологические преступления были выделены в УК РФ 1996 г. в самостоятельную гл. 26 «Экологические преступления», что позволяет нам сделать вывод о наличии законодательной классификации данных преступлений в единой системе Особенной части УК РФ. Вместе с тем следует отметить, что она не решила всех вопросов с классификацией рассматриваемых преступлений.
Чаще всего, из экологических преступлений расследуется незаконная добыча водных животных и растений; незаконная порубка деревьев и кустарников; уничтожение и повреждение лесов; нарушение правил обращения экоолгически опасных веществ и отходов; загрязнение вод. Следует заметить, что не все предусмотренные в уголовном кодексе статьи активно работают
Следует отметить, что в научной литературе нет единого мнения по проблеме классификации экологических преступлений. Это связано прежде всего с тем, что нормы экологического характера находят свое отражение в содержании других глав УК РФ. Исходя из этого, ученые предлагают различные основания классификации, высказывая по данной проблеме полярные мнения.
В настоящей работе анализируется роль методики расследования экологических преступлений в качестве основного момента успешной борьбы с этим видом преступности.
О проблемах, связанных с методикой расследования экологических преступлений, писали такие видные ученые, как Н.Н.Маршакова, О.Л.Дубовик, Э.Н.Жеклаков, Ю.А.Красикова, Ю.В.Трунцевский и другие.
В работе рассматривается проблемы методики расследования экологических преступлений. В этой связи объектом исследования является уголовно-процессуальные отношения, возникающие в процессе раскрытия и расследования преступлений, связанных с расследованием уголовных дел в сфере экологии., а предметом - законнономерности механизма совершения экологических преступлений и специфика следов и последствий преступных действий, правовые нормы, положенные в основу уголовно-правовых средств и методов по обеспечению охраны окружающей среды человека, а также методика расследования экологических преступлений.
В качестве гипотезы рассматривается предположение о том, что изучение методики расследования указанного вида преступлений позволит наметить возможные пути усовершенствования деятельности правоохранительных органов в данной области деятельности.
Целью исследования является анализ методики расследования экологической преступности, а также выработка рекомендаций направленных на совершенствованиеметодики расследования преступлений изучаемого вида. Учитывая это, задачами исследования являются:
- рассмотреть уголовно-правовую и криминологическую характеристики экологических преступлений
- охарактеризовать криминалистическая характеристика экологических преступлений;
- сформулировать типичные следственные ситуации складывающиеся при расследовании указанных преступлений;
- проанализировать типичные следственные действия, проводимые на начальном и последующих этапах расследования;
- изучить взаимодействие следователя с органами дознания, со специалистами и общественностью
При подготовке работы использованы следующие научные методы: системный, логический, исторический, структурно-функциональный, анализ, синтез, формализация, абстрагирование, гипотеза, индукция, дедукция, аналогия, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование.
Работа состоит из введения, основной части, состоящей из 2-х глав, заключения и библиографии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В целях предупреждения экологических преступлений уголовное право устрашает потенциальных нарушителей путем демонстрации жесткости уголовной репрессии . Поэтому уголовное право способно влиять на самонадеянное, легкомысленное по отношению к природе поведение людей.
Кроме того, анализ уголовных дел, возбуждаемых по фактам загрязнения природы, показывает, что субъектами данных преступлений являются, как правило, должностные лица предприятий. Объясняется это тем, что основными загрязнителями окружающей природной среды являются промышленные предприятия. Эту группу характеризует наличие определенных деформаций в ценностно-нормативной сфере, что выражается в стремлении выполнить план любой ценой, даже в ущерб исполнению законов об охране природы ; безразличное отношение к предписаниям природоохранительного законодательства, а тем самым к ущербу, причиняемому природной среде их действиями.
Это люди достаточно высокого социального статуса, имеющие высшее образование, интеллектуально развитые. Для таких людей устрашение имеет мотивирующее значение, так как они не совершают преступления из страха перед неблагоприятными уголовно-правовыми последствиями . Они и представляют собой главный объект общей превенции.
Сам факт попадания их в поле действия уголовной репрессии уже является в определенном смысле наказанием . Даже если по каким-либо причинам они не понесут уголовное наказание, то в дальнейшем страх вновь подвергнуться уголовному преследованию является предопределяющим.
Вместе с тем наибольшая эффективность применения закона достигается в условиях торжества принципа неотвратимости наказания. Если ни одно преступление не остается нераскрытым, ни одному преступнику не удается избежать ответственности , тогда этот фактор является сдерживающим для очень большой группы населения, которая может совершить преступление при стечении определенных обстоятельств.
Работа органов государства, призванных обеспечивать правопорядок в стране, должна сформировать у граждан сознание того , что каждое преступление будет раскрыто, а виновные понесут ответственность.
В связи с этим на первое место в борьбе с экологическими правонарушениями выходит принцип неотвратимости ответственности . Работа природоохранных и правоохранительных органов должна строиться таким образом, чтобы выявлялись все случаи негативного воздействия на окружающую природную среду. Если все факты загрязнения окружающей природной среды получат свою правовую оценку, то это послужит де^ предупреждения экологических правонарушений.
Специально уполномоченные органы обязаны принимать меры по
взысканию с виновных компенсации вреда, причиненного загрязнением природы , административному приостановлению деятельности предприятий-нарушителей, своевременному и полному взысканию штрафов с руководителей таких предприятий. Необходимо уголовно-правовыми, гражданско-правовыми и административно-правовыми методами
воздействия создать в стране ситуацию , при которой лицу становится выгоднее исполнять и соблюдать требования природоохранительного законодательства, чем их нарушать.
В этой связи , а именно, для усиления борьбы с экологическими преступлениями, в России необходимо предпринять ряд мер:
регулярно проводить комплекс специализированных мероприятий, направленных на предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений экологической направленности, выявление фактов браконьерства , изъятие незаконно хранящегося и используемого охотничьего гладкоствольного , нарезного оружия и боеприпасов;
для усиления контроля за соблюдением природоохранного законодательства осуществлять природоохранные мероприятия в соответствии с планом организационно - практических мероприятий и планами совместной работы с заинтересованными подразделениями и ведомствами с участием УУР, УУМ, ГИБДД , ОМОН, а также Росприроднадзором, Госкомэкологией , Госкомлесом. Россельхознадзором (отделы рыбнадзора, охотнадзора);
- постоянно повышать эффективность взаимодействия ГРУОВД и заинтересованными ведомствами в области природоохраны;
- ежемесячно анализировать результаты оперативно - служебной деятельности ГРУОВД республики в сфере экологического законодательства;
- вышестоящим подразделениям оказывать практическую помощь горрайорганам внутренних дел в работе по выявлению и раскрытию преступлений и административных правонарушений экологической направленности;
проводить анализ работы подразделений МОБ по выявлению и пресечению правонарушений в сфере природопользования и лесного законодательства.
обращать особое внимание на выявление и пресечение преступлений, предусмотренных ст.ст. 222, 223, 256, 258, 260, 261 УК РФ;
- увеличить штаты подразделений , осуществляющих пресечение и выявление экологических преступлений;
изыскать средства для увеличения финансирования их деятельности, в том числе улучшения материальной базы.
Кроме того , необходимо создать межведомственный комитет (или комиссию ), которая будет координировать деятельность всех правоохранительных органов по борьбе с экологическими преступлениями. Укомплектовать указанный орган не только сотрудниками правоохранительных структур, но и учеными-экологами. Придать средства, материально-техническую, научно-методологическую, лабораторную базы.
Безусловно, работа подобного органа должна получить нормативно-правовую регламентацию в соответствии с действующим законодательством.
Задачами и целями деятельности такого органа будет являться координация деятельности различных подразделений во избежание дублирования их работы и, одновременно, повышения ее эффективности за счет планомерного распределения ресурсов.
Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы. Задачу борьбы с экологическими правонарушениями можно решить только путем сочетания административных, гражданско-правовых и уголовно-правовых методов воздействия в отношении правонарушителя.
Институт уголовной ответственности способен вызвать у потенциального нарушителя страх подвергнуться уголовному преследованию, а значит, побудить к соблюдению требований
природоохранного законодательства. При отсутствии средств на выполнение природоохранных мероприятий, пренебрежительном отношении к соблюдению экологического законодательства, бесхозяйственности этот страх должен заставить предпринимать все меры для недопущения загрязнения природы. В дальнейшем, с ростом экологического правосознания общества, когда экономический механизм
природопользования поможет обеспечить режим, при котором предприятиям и должностным лицам будет выгоднее соблюдать требования природоохранного законодательства, чем его нарушать, можно будет говорить о второстепенной роли уголовного права. В настоящих условиях только страх уголовной репрессии обеспечивает превентивную роль права, заставляя соблюдать требования природоохранного законодательства.



1. Конституция Российской Федерации // Российская газета, № 237, 25.12.1993г.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. № 63- ФЗ (ред. от 13.05.2008г., с изм. от 27.05.2008г.) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996г., № 25, ст. 2954.
3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997г. № 60- ФЗ (ред. от 04.12.2007г.) // Собрание законодательства РФ, 24.03.1997г., № 12, ст. 1383.
4. Земельный кодекс Российской Федерации от 16.07.1998г. № 102- ФЗ (в ред. от 13.05.2008г.) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001г., № 44, ст. 4147.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001г. № 174-ФЗ (ред. от 11.07.2008г.) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001г., № 52 (ч. I), ст. 4921.
6. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006г. № 74-ФЗ (ред. от 19.06.2007г.) // Собрание законодательства РФ, 05.06.2006г., № 23, ст. 2381.
7. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006г. № 200-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 11.12.2006г., № 50, ст. 5278.
8. Федеральный закон от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 24.07.2008г.) // Собрание законодательства РФ, 2002г., № 2, ст. 133.
9. Постановление пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» (с изменениями от 6 февраля 2007г.) // Собрание законодательства РФ, 22.10.2007г., № 43, ст. 5084.
10. Информационное письмо заместителя Генерального прокурора от
25 июля 1996г. № 7/4-1-625-96 «О состоянии законности и практике
прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства» СПС Консультант Плюс.
11. Официальный сайт МВД России: http://www.mvdiKoform.ru.
Раздел II Литература
12. Белкин Р.С. Собирание, исследование и оценка доказательств. - М., 1966. - 298 с.
13. Васильев А.Н., Яблоков Н.П. Предмет, система и теоретические основы криминалистики. - М., 1984. - 324 с.
14. Вернадский В.И. Биосфера: Избранные труды по биогеохимии. - М.: Наука, 1967. - 188 с.
15. Викторов Ю. Д. О совершенствовании методики расследования вымогательств // Современные проблемы расследования и профилактики преступлений: Сб. науч. тр. / Редкол.: А. В. Носов (отв. ред.) и др. - Волгоград, 2001. - 214 с...97



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ