Калькулирование себестоимости продукции и учет затрат на предприятии
|
Реферат 6
Перечень применяемых в работе определений, терминов, сокращений 7
Введение 8
1 Теоретические основы учета затрат на производство и
калькулирование продукции предприятия 12
1.1 Понятие себестоимости и общие основы ее формирования 12
1.2 Состав и классификация затрат на производство и реализацию
продукции 16
1.3 Методы учета затрат на производство и калькулирование
себестоимости продукции 19
1.4 Пути оптимизации себестоимости на промышленных предприятиях 28
2 Анализ себестоимости продукции АО «Алмалыкский ГМК» и
предложения по ее оптимизации 33
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия 33
2.2 Анализ основных показателей деятельности предприятия 41
2.3 Анализ себестоимости отдельных видов продукции предприятия.... 45
2.4 Основные направления снижения себестоимости продукции предприятия и экономическая эффективность внесенных предложений 57
3 Социальная ответственность предприятия 63
Заключение 75
Список использованных источников 78
Приложение А Организационная структура АО «Алмалыкский ГМК»
Перечень применяемых в работе определений, терминов, сокращений 7
Введение 8
1 Теоретические основы учета затрат на производство и
калькулирование продукции предприятия 12
1.1 Понятие себестоимости и общие основы ее формирования 12
1.2 Состав и классификация затрат на производство и реализацию
продукции 16
1.3 Методы учета затрат на производство и калькулирование
себестоимости продукции 19
1.4 Пути оптимизации себестоимости на промышленных предприятиях 28
2 Анализ себестоимости продукции АО «Алмалыкский ГМК» и
предложения по ее оптимизации 33
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия 33
2.2 Анализ основных показателей деятельности предприятия 41
2.3 Анализ себестоимости отдельных видов продукции предприятия.... 45
2.4 Основные направления снижения себестоимости продукции предприятия и экономическая эффективность внесенных предложений 57
3 Социальная ответственность предприятия 63
Заключение 75
Список использованных источников 78
Приложение А Организационная структура АО «Алмалыкский ГМК»
В конкурентных условиях промышленному предприятию важно, чтобы произведенная им продукция оставалась конкурентоспособной. Именно от того, насколько продукция предприятия конкурентоспособная, будет зависеть его прибыль. Конкурентоспособность предприятия основана на следующих характеристиках продукции: важность для потребителя, новизна, качество, цена. В свою очередь, цена продукции предприятия складывается из себестоимости и рентабельности. Таким образом, себестоимость продукции напрямую оказывает влияние не только на уровень прибыли, но и на конкурентоспособность.
В современных нестабильных условиях, когда большинство ресурсов постоянно дорожает, предприятию необходимо постоянно совершенствовать практику управления себестоимостью продукции, используя не только передовые отечественные наработки, но и зарубежный опыт. Все это позволит предприятию побеждать в конкурентной борьбе, минимизировать свои затраты и максимизировать прибыль, а также обеспечить высокий уровень рентабельности. Таким образом, достижение высоких результатов деятельности предприятием невозможно без эффективного управления затратами на производство и реализацию продукции.
Процесс производства - это совокупность хозяйственных операций по созданию готовой продукции (выполнению работ, оказанию услуг). Во время создания продукции происходит определение фактической ее себестоимости, включающей в себя затраты на производство и реализацию. В системе управления процессы организации, учета и управления производственными затратами, а также определение себестоимости выпускаемой продукции занимают важнейшее место, оказывают непосредственное влияние на многие процессы, в том числе на непрерывное улучшение и рост эффективности технического уровня производства, что, в свою очередь, позволит снизить себестоимость. Вышесказанное определяет актуальность темы, выбранной для исследования.
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ организации учета затрат и калькулирования себестоимости продукции крупного промышленного предприятия.
Объектом исследования является себестоимость продукции АО «Алмалыкский ГМК».
Предмет исследования - оптимизация системы организации учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции АО «Алмалыкский ГМК».
Для достижения поставленной в работе цели необходимо решение следующих задач:
1) теоретическое рассмотрение учета затрат и формирования себестоимости промышленного предприятия, методов учета и управления себестоимостью продукции предприятия;
2) определение путей оптимизации себестоимости на промышленных предприятиях Республики Узбекистан;
3) рассмотрение действующего в АО «Алмалыкский ГМК» порядка учета затрат и калькулирования себестоимости продукции предприятия;
4) проведение анализа хозяйственно-экономической деятельности за предприятия за 2019-2021 гг.;
5) определение «слабых мест» предприятия в организации учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;
6) внесение предложений, направленных на снижение негативного влияния по выявленным недостаткам действующей системы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Работа представлена двумя главами и разделом «Социальная ответственность предприятия. В первой главе работы на теоретическом уровне рассмотрены понятие, сущность, элементы себестоимости, общие основы организации и ведения учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Во второй (практической) главе работы рассмотрена деятельность АО «Алмалыкский ГМК», результаты его финансово-хозяйственной деятельности за 2019-2021 гг., а также действующая система учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. В заключительном параграфе главы определены проблемы рассмотренной системы, представлены предложения, направленные на устранение выявленных проблем.
В разделе «Социальная ответственность предприятия» рассмотрена применяемая АО «Алмалыкский ГМК» программа социальной ответственности.
Применяемые в работе методы: изучение литературы, наблюдение, сбор материалов, анализ, обобщение.
Теоретическую и методическую основу работы составили труды зарубежных и отечественных экономистов касательно вопросов управления затратами на промышленных предприятиях в условиях рыночной экономики, касательно применения систем принятия решений и использования вычислительной техники для решения управленческих задач.
В современных нестабильных условиях, когда большинство ресурсов постоянно дорожает, предприятию необходимо постоянно совершенствовать практику управления себестоимостью продукции, используя не только передовые отечественные наработки, но и зарубежный опыт. Все это позволит предприятию побеждать в конкурентной борьбе, минимизировать свои затраты и максимизировать прибыль, а также обеспечить высокий уровень рентабельности. Таким образом, достижение высоких результатов деятельности предприятием невозможно без эффективного управления затратами на производство и реализацию продукции.
Процесс производства - это совокупность хозяйственных операций по созданию готовой продукции (выполнению работ, оказанию услуг). Во время создания продукции происходит определение фактической ее себестоимости, включающей в себя затраты на производство и реализацию. В системе управления процессы организации, учета и управления производственными затратами, а также определение себестоимости выпускаемой продукции занимают важнейшее место, оказывают непосредственное влияние на многие процессы, в том числе на непрерывное улучшение и рост эффективности технического уровня производства, что, в свою очередь, позволит снизить себестоимость. Вышесказанное определяет актуальность темы, выбранной для исследования.
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ организации учета затрат и калькулирования себестоимости продукции крупного промышленного предприятия.
Объектом исследования является себестоимость продукции АО «Алмалыкский ГМК».
Предмет исследования - оптимизация системы организации учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции АО «Алмалыкский ГМК».
Для достижения поставленной в работе цели необходимо решение следующих задач:
1) теоретическое рассмотрение учета затрат и формирования себестоимости промышленного предприятия, методов учета и управления себестоимостью продукции предприятия;
2) определение путей оптимизации себестоимости на промышленных предприятиях Республики Узбекистан;
3) рассмотрение действующего в АО «Алмалыкский ГМК» порядка учета затрат и калькулирования себестоимости продукции предприятия;
4) проведение анализа хозяйственно-экономической деятельности за предприятия за 2019-2021 гг.;
5) определение «слабых мест» предприятия в организации учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;
6) внесение предложений, направленных на снижение негативного влияния по выявленным недостаткам действующей системы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Работа представлена двумя главами и разделом «Социальная ответственность предприятия. В первой главе работы на теоретическом уровне рассмотрены понятие, сущность, элементы себестоимости, общие основы организации и ведения учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Во второй (практической) главе работы рассмотрена деятельность АО «Алмалыкский ГМК», результаты его финансово-хозяйственной деятельности за 2019-2021 гг., а также действующая система учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. В заключительном параграфе главы определены проблемы рассмотренной системы, представлены предложения, направленные на устранение выявленных проблем.
В разделе «Социальная ответственность предприятия» рассмотрена применяемая АО «Алмалыкский ГМК» программа социальной ответственности.
Применяемые в работе методы: изучение литературы, наблюдение, сбор материалов, анализ, обобщение.
Теоретическую и методическую основу работы составили труды зарубежных и отечественных экономистов касательно вопросов управления затратами на промышленных предприятиях в условиях рыночной экономики, касательно применения систем принятия решений и использования вычислительной техники для решения управленческих задач.
По результатам исследования цели были достигнуты, а задачи - выполнены. В качестве основных выводов по результатам исследования можно представить следующие положения:
1. Под себестоимостью продукции понимают затраты на производство и сбыт (реализацию) своей продукции. Выделяют цеховую, производственную, полную и общехозяйственную себестоимость.
2. Калькуляция себестоимости - это расчет затрат в стоимостной (денежной) форме, приходящихся на производство единицы или группы единиц продукции или на отдельные виды производств.
3. Каждое предприятие самостоятельно определяет для себя методику расчета себестоимости, исходя из: целей управления; технологических особенностей изготовления продукции; применяемого оборудования; наличия персонала и его квалификации.
4. Себестоимость продукции можно планировать сгруппировав все связанные с производством затраты по элементам: материальные затраты, оплата труда, страховые взносы, амортизация и прочие затраты. Расчет себестоимости продукции производится в следующей последовательности:
- выделение затрат, из которых формируется себестоимость;
- распределение косвенных затрат на себестоимость продукции
- расчет себестоимости;
5. Себестоимость может рассчитываться различными методами, наиболее популярными из которых являются: позаказный, попередельный, директ-костинг, стандарт-костинг, попроцессный, АВС, попартионный. Предприятие по своему усмотрению может комбинировать данные методы.
6. Максимизация прибыли промышленного предприятия находится в прямой зависимости от снижения себестоимости его продукции. В настоящее время есть множество вариантов оптимизации себестоимости, наиболее перспективными для предприятия при этом являются: инвестирование в производственные основные фонды, человеческий капитал, а также развитие логистики и планирования.
7. АО «Алмалыкский ГМК» является одним из крупнейших предприятий РУ в целом и градообразующим для г. Алмалык. Предприятие как акционерное общество действует с 1997 г. Предприятие производит широкую номенклатуру продукции, как основного, так и вспомогательных производств, обслуживающих хозяйств, совместных предприятий.
8. На предприятии ежегодно действует программа по снижению себестоимости выпускаемой продукции. При этом оптимизация себестоимости продукции не должна влиять на качество выпускаемой продукции.
9. В 2019-2021 гг. цех по производству мебели УППТ ежегодно увеличивал номенклатуру производимой продукции, а также объемы производства. Наибольшие удельные веса в структуре затрат мебельного цеха занимают материальные затраты, продукцию цеха можно считать материалоемкой.
10. Одновременно с ростом объемов производства, возрастали и объемы затрат предприятия. Наибольшее влияние на рост затрат на производство мебели в 2019-2021 гг. оказывали следующие факторы:
- рост объемов производства;
- изменение уровня постоянных затрат.
11. Основными направлениями деятельности УППТ и его структурных подразделений по снижению себестоимости являются:
1) совершенствование организации производства и труда;
2) организация полноценной службы маркетинга на предприятии;
3) более активное использование рекламы;
4) оптимизация сбытовой сети;
5) поиск новых поставщиков;
6) внедрение новых видов технологии в производстве;
7) оптимизация логистических потоков;
8) совершенствование планирования, в том числе путем роста автоматизации данного процесса.
12. Реализация внесенных предложений приведет к эффективности работы как УППТ и его структурных подразделений, так и всего предприятия в целом.
1. Под себестоимостью продукции понимают затраты на производство и сбыт (реализацию) своей продукции. Выделяют цеховую, производственную, полную и общехозяйственную себестоимость.
2. Калькуляция себестоимости - это расчет затрат в стоимостной (денежной) форме, приходящихся на производство единицы или группы единиц продукции или на отдельные виды производств.
3. Каждое предприятие самостоятельно определяет для себя методику расчета себестоимости, исходя из: целей управления; технологических особенностей изготовления продукции; применяемого оборудования; наличия персонала и его квалификации.
4. Себестоимость продукции можно планировать сгруппировав все связанные с производством затраты по элементам: материальные затраты, оплата труда, страховые взносы, амортизация и прочие затраты. Расчет себестоимости продукции производится в следующей последовательности:
- выделение затрат, из которых формируется себестоимость;
- распределение косвенных затрат на себестоимость продукции
- расчет себестоимости;
5. Себестоимость может рассчитываться различными методами, наиболее популярными из которых являются: позаказный, попередельный, директ-костинг, стандарт-костинг, попроцессный, АВС, попартионный. Предприятие по своему усмотрению может комбинировать данные методы.
6. Максимизация прибыли промышленного предприятия находится в прямой зависимости от снижения себестоимости его продукции. В настоящее время есть множество вариантов оптимизации себестоимости, наиболее перспективными для предприятия при этом являются: инвестирование в производственные основные фонды, человеческий капитал, а также развитие логистики и планирования.
7. АО «Алмалыкский ГМК» является одним из крупнейших предприятий РУ в целом и градообразующим для г. Алмалык. Предприятие как акционерное общество действует с 1997 г. Предприятие производит широкую номенклатуру продукции, как основного, так и вспомогательных производств, обслуживающих хозяйств, совместных предприятий.
8. На предприятии ежегодно действует программа по снижению себестоимости выпускаемой продукции. При этом оптимизация себестоимости продукции не должна влиять на качество выпускаемой продукции.
9. В 2019-2021 гг. цех по производству мебели УППТ ежегодно увеличивал номенклатуру производимой продукции, а также объемы производства. Наибольшие удельные веса в структуре затрат мебельного цеха занимают материальные затраты, продукцию цеха можно считать материалоемкой.
10. Одновременно с ростом объемов производства, возрастали и объемы затрат предприятия. Наибольшее влияние на рост затрат на производство мебели в 2019-2021 гг. оказывали следующие факторы:
- рост объемов производства;
- изменение уровня постоянных затрат.
11. Основными направлениями деятельности УППТ и его структурных подразделений по снижению себестоимости являются:
1) совершенствование организации производства и труда;
2) организация полноценной службы маркетинга на предприятии;
3) более активное использование рекламы;
4) оптимизация сбытовой сети;
5) поиск новых поставщиков;
6) внедрение новых видов технологии в производстве;
7) оптимизация логистических потоков;
8) совершенствование планирования, в том числе путем роста автоматизации данного процесса.
12. Реализация внесенных предложений приведет к эффективности работы как УППТ и его структурных подразделений, так и всего предприятия в целом.



