СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК БАЗОВАЯ ДЕТЕРМИНАНТА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР КОНЦЕПЦИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 7
1.1. Подходы к пониманию проблемы социализации в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2 Современное состояние проблемы социализации личности 11
1.3 Понятие внешней и внутренней социализации. Факторы и механизмы социализации 16
1.4 Понятие самореализации. Взаимосвязь самореализации и социализации 19
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования 27
2.2. Методы исследования 28
2.2.1 Формализованное интервью на определение уровня социализации личности 28
2.2.2 Тест Большая пятёрка (Big Five) 29
2.2.3 Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» 31
2.2.4 Самоактуализационный тест (САТ) 33
2.3 Методы математической обработки данных 35
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ КАК БАЗОВОЙ ДЕТЕРМИНАНТЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 36
3.1 Анализ данных, полученных с помощью интервью, направленного на углублённое изучение особенностей и результатов социализации личности в условиях современности 36
3.2 Результаты выявления значимых взаимосвязей между самореализацией и личностными особенностями испытуемых в группе с высокими значениями по самореализации и в группе с низкими значениями по самореализации 39
3.3 Анализ факторов, имеющих наибольший статистических значимый вес в отношении процесса самореализации личности 43
3.4 Сравнительный анализ направлений самореализации личности, наиболее доступных для данного возрастного среза 46
ВЫВОДЫ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 63
ПРИЛОЖЕНИЕ В 66
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР КОНЦЕПЦИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 7
1.1. Подходы к пониманию проблемы социализации в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2 Современное состояние проблемы социализации личности 11
1.3 Понятие внешней и внутренней социализации. Факторы и механизмы социализации 16
1.4 Понятие самореализации. Взаимосвязь самореализации и социализации 19
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования 27
2.2. Методы исследования 28
2.2.1 Формализованное интервью на определение уровня социализации личности 28
2.2.2 Тест Большая пятёрка (Big Five) 29
2.2.3 Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» 31
2.2.4 Самоактуализационный тест (САТ) 33
2.3 Методы математической обработки данных 35
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ КАК БАЗОВОЙ ДЕТЕРМИНАНТЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 36
3.1 Анализ данных, полученных с помощью интервью, направленного на углублённое изучение особенностей и результатов социализации личности в условиях современности 36
3.2 Результаты выявления значимых взаимосвязей между самореализацией и личностными особенностями испытуемых в группе с высокими значениями по самореализации и в группе с низкими значениями по самореализации 39
3.3 Анализ факторов, имеющих наибольший статистических значимый вес в отношении процесса самореализации личности 43
3.4 Сравнительный анализ направлений самореализации личности, наиболее доступных для данного возрастного среза 46
ВЫВОДЫ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 63
ПРИЛОЖЕНИЕ В 66
Актуальность работы
Актуальность исследования определяется наличием ряда противоречий научного, практического и социального характера, требующих уточнений:
1. Несмотря на достаточно глубокую и подробную разработанность проблем социализации и самореализации, до настоящего времени не предпринимались попытки выявления взаимосвязей между данными явлениями, что, по нашему мнению, требует подробного рассмотрения.
2. Между необходимостью адекватно отражать специфику социализации личности на различных этапах её развития и в различные исторические периоды и недостаточной разработанностью психодиагностического инструментария, отвечающего данным целям;
3. Между потребностью общества в формировании здоровых и социализированных личностей, стремящихся к самореализации и, таким образом осуществляющих развитие культурной, научной и промышленной сфер жизни общества и недостаточным ресурсом реализации данной задачи в современном обществе.
Разработанность проблемы
К рассмотрению процесса социализации в науках о человеке в разное время обращались представители различных научных дисциплин. Так, в истории социологии вопросами социализации занимались Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Г. Тард; в зарубежной психологии: У. Джеймс, Ч. Кули, Д. Мид, Э. Фромм, Б. Скиннер, А. Маслоу, К. Левин, А. Бандура и некоторые другие авторы. В отечественной психологии данной проблемой занимались Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, А.Л. Леонтьев, А.В. Петровский, Г.М Андреева, И.С. Кон, А.В. Мудрик и др. Итогом столь разнообразного и подробного изучения вопросов социализации личности стало создание ряда концепций, некоторые из которых объединяются в целый подходы, однако, прийти к единому мнению относительно содержания и механизмов данного явления так и не удалось.
В свою очередь, рассмотрением проблемы самореализации так же занималось большое количество учёных, однако, в отличие от проблемы социализации, развитие вопроса о самореализации личности проходило, в основном, в рамках психологии. Так, различными аспектами самореализации личности занимались следующие исследователи: С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, И.С. Кон, Л.Н. Коган, В.А. Петровский, Д.А. Леонтьев, Л.А. Коростылёва. Вопросами детерминации самореализации занимались Э.В. Галажинский, Н.П. Авдеев и др. В отношении процесса самореализации личности сохраняется проблема, аналогичная ситуации с самореализацией личности: изучение процесса самореализации вызывает большой интерес у многих исследователей, создаются концепции, теории и подходы, между которыми образуется гораздо больше противоречий, чем общего во взглядах и выводах.
Однако если говорить об изучении непосредственно взаимосвязи процессов социализации и самореализации, то здесь мы сталкиваемся с тем, что работ, рассматривающих связь данных явлений практически нет, что ещё раз говорит о необходимости подробного и углублённого изучения данного вопроса.
Теоретической основой исследования являются:
- концепция самоформирования [42];
- принцип системной детерминации Э.В. Галажинского [8].
Целью данной работы является: изучение социализации, как базовой детерминанты самореализации личности.
Задачи:
1. Разработка и проведение интервью, направленного на углублённое изучение особенностей и результатов социализации личности в условиях современности.
2. Выявить значимые взаимосвязи между самореализацией и личностными особенностями испытуемых в группе с высокими значениями по самореализации и в группе с низкими значениями по самореализации.
3. Выявить группы факторов, имеющих наибольший статистически значимый вес в отношении процесса самореализации личности.
4. Произвести сравнительный анализ направлений самореализации личности, наиболее доступных для данного возрастного среза.....
Актуальность исследования определяется наличием ряда противоречий научного, практического и социального характера, требующих уточнений:
1. Несмотря на достаточно глубокую и подробную разработанность проблем социализации и самореализации, до настоящего времени не предпринимались попытки выявления взаимосвязей между данными явлениями, что, по нашему мнению, требует подробного рассмотрения.
2. Между необходимостью адекватно отражать специфику социализации личности на различных этапах её развития и в различные исторические периоды и недостаточной разработанностью психодиагностического инструментария, отвечающего данным целям;
3. Между потребностью общества в формировании здоровых и социализированных личностей, стремящихся к самореализации и, таким образом осуществляющих развитие культурной, научной и промышленной сфер жизни общества и недостаточным ресурсом реализации данной задачи в современном обществе.
Разработанность проблемы
К рассмотрению процесса социализации в науках о человеке в разное время обращались представители различных научных дисциплин. Так, в истории социологии вопросами социализации занимались Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Г. Тард; в зарубежной психологии: У. Джеймс, Ч. Кули, Д. Мид, Э. Фромм, Б. Скиннер, А. Маслоу, К. Левин, А. Бандура и некоторые другие авторы. В отечественной психологии данной проблемой занимались Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, А.Л. Леонтьев, А.В. Петровский, Г.М Андреева, И.С. Кон, А.В. Мудрик и др. Итогом столь разнообразного и подробного изучения вопросов социализации личности стало создание ряда концепций, некоторые из которых объединяются в целый подходы, однако, прийти к единому мнению относительно содержания и механизмов данного явления так и не удалось.
В свою очередь, рассмотрением проблемы самореализации так же занималось большое количество учёных, однако, в отличие от проблемы социализации, развитие вопроса о самореализации личности проходило, в основном, в рамках психологии. Так, различными аспектами самореализации личности занимались следующие исследователи: С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, И.С. Кон, Л.Н. Коган, В.А. Петровский, Д.А. Леонтьев, Л.А. Коростылёва. Вопросами детерминации самореализации занимались Э.В. Галажинский, Н.П. Авдеев и др. В отношении процесса самореализации личности сохраняется проблема, аналогичная ситуации с самореализацией личности: изучение процесса самореализации вызывает большой интерес у многих исследователей, создаются концепции, теории и подходы, между которыми образуется гораздо больше противоречий, чем общего во взглядах и выводах.
Однако если говорить об изучении непосредственно взаимосвязи процессов социализации и самореализации, то здесь мы сталкиваемся с тем, что работ, рассматривающих связь данных явлений практически нет, что ещё раз говорит о необходимости подробного и углублённого изучения данного вопроса.
Теоретической основой исследования являются:
- концепция самоформирования [42];
- принцип системной детерминации Э.В. Галажинского [8].
Целью данной работы является: изучение социализации, как базовой детерминанты самореализации личности.
Задачи:
1. Разработка и проведение интервью, направленного на углублённое изучение особенностей и результатов социализации личности в условиях современности.
2. Выявить значимые взаимосвязи между самореализацией и личностными особенностями испытуемых в группе с высокими значениями по самореализации и в группе с низкими значениями по самореализации.
3. Выявить группы факторов, имеющих наибольший статистически значимый вес в отношении процесса самореализации личности.
4. Произвести сравнительный анализ направлений самореализации личности, наиболее доступных для данного возрастного среза.....
В рамках данной работы нами было произведено рассмотрение причинно-следственной взаимосвязи между феноменами социализации и самореализации личности. Ранее практически не производилось работ и исследований, направленных на изучение связи между указанными явлениями в связи с чем данный вопрос представляется нам особенно актуальным.
В теоретической части данной работы были представлены и раскрыты ряд подходов к пониманию социализации личности, сложившиеся в психологии, а так же отражено современное состояние проблемы социализации. Особый акцент был сделан на концепцию самоформирования С.Н.Чечулиной, которая понимает социализацию в современном мире как процесс обретения социальности на основе уже существующих образцов в условиях неопределённости, при этом личность не просто усваивает уже существующие социальные образцы, но и в определённой мере преобразовывает их, в связи с чем актуально говорить о процессе самоконструирования и самоформирования личности. Указанная концепция легла в основу методологии данной работы и на наш взгляд представляет собой наиболее полноценное объяснение особенностей социализации в условиях современности. Далее нами было рассмотрено современное состояние проблемы самореализации личности, раскрывалась проблема определения данного понятия, различные подходы к пониманию соотношения понятий самореализации и самоактуализации, а так же основные представление о детерминации процесса самореализации.
Целью эмпирической части нашей работы стало изучение социализации как базовой детерминанты самореализации личности. В рамках реализации данной цели нами был получен ряд значимых, статистически обоснованных результатов, влекущих за собой соответствующие выводы. Так, нами было выявлено, что всего в структуру самореализующейся личности входит четыре кластера личностных свойств, которые отражают особенности эмоциональной и поведенческой сфер личности, а так же характеризуют отношение личности к себе, к окружающим и к изменениям в окружающем мире. Из всех перечисленных групп качеств наибольшее значение на самореализацию личности оказывают качества самоконтроля поведения и эмоциональной стабильности, что так же было доказано в рамках нашего исследования. Кроме того, нам удалось выяснить, что достаточный уровень социализированности личности не является единственным определяющим фактором для её успешной самореализации, что может быть связано как с отсутствием в современном мире необходимого количества возможностей и ресурсов для самореализации индивидов, так и отсутствием соответствующих целей и стремлений со стороны самих личностей. Наиболее и наименее доступные возможности для самореализации современной личности так же были выявлены в ходе нашего исследования.
Полученные нами результаты могут быть использованы в индивидуальном и групповом консультировании, а так же при разработке социально-психологических тренингов и тренингов личностного роста. В частности, в качестве целей тренинга могут быть поставлены развитие и выработка навыков по самоконтролю поведения и эмоций, самопринятию и самоуважению и других качеств, стимулирующих развитие личности и реализацию её внутреннего потенциала.
Связь между процессами социализации и самореализации представляет собой очень сложный, глубокий и многогранный процесс, требующий дальнейшего подробного изучения в различных его аспектах в рамках которого предполагается расширение подгрупп выборки с низким и высоким уровнями социализации и самореализации для более детального и подкреплённого статистически анализа взаимосвязи между данными феноменами, изучение особенностей современных механизмов социализации и самореализации и выявление основополагающих факторов, побуждающих человека к самореализации.
В теоретической части данной работы были представлены и раскрыты ряд подходов к пониманию социализации личности, сложившиеся в психологии, а так же отражено современное состояние проблемы социализации. Особый акцент был сделан на концепцию самоформирования С.Н.Чечулиной, которая понимает социализацию в современном мире как процесс обретения социальности на основе уже существующих образцов в условиях неопределённости, при этом личность не просто усваивает уже существующие социальные образцы, но и в определённой мере преобразовывает их, в связи с чем актуально говорить о процессе самоконструирования и самоформирования личности. Указанная концепция легла в основу методологии данной работы и на наш взгляд представляет собой наиболее полноценное объяснение особенностей социализации в условиях современности. Далее нами было рассмотрено современное состояние проблемы самореализации личности, раскрывалась проблема определения данного понятия, различные подходы к пониманию соотношения понятий самореализации и самоактуализации, а так же основные представление о детерминации процесса самореализации.
Целью эмпирической части нашей работы стало изучение социализации как базовой детерминанты самореализации личности. В рамках реализации данной цели нами был получен ряд значимых, статистически обоснованных результатов, влекущих за собой соответствующие выводы. Так, нами было выявлено, что всего в структуру самореализующейся личности входит четыре кластера личностных свойств, которые отражают особенности эмоциональной и поведенческой сфер личности, а так же характеризуют отношение личности к себе, к окружающим и к изменениям в окружающем мире. Из всех перечисленных групп качеств наибольшее значение на самореализацию личности оказывают качества самоконтроля поведения и эмоциональной стабильности, что так же было доказано в рамках нашего исследования. Кроме того, нам удалось выяснить, что достаточный уровень социализированности личности не является единственным определяющим фактором для её успешной самореализации, что может быть связано как с отсутствием в современном мире необходимого количества возможностей и ресурсов для самореализации индивидов, так и отсутствием соответствующих целей и стремлений со стороны самих личностей. Наиболее и наименее доступные возможности для самореализации современной личности так же были выявлены в ходе нашего исследования.
Полученные нами результаты могут быть использованы в индивидуальном и групповом консультировании, а так же при разработке социально-психологических тренингов и тренингов личностного роста. В частности, в качестве целей тренинга могут быть поставлены развитие и выработка навыков по самоконтролю поведения и эмоций, самопринятию и самоуважению и других качеств, стимулирующих развитие личности и реализацию её внутреннего потенциала.
Связь между процессами социализации и самореализации представляет собой очень сложный, глубокий и многогранный процесс, требующий дальнейшего подробного изучения в различных его аспектах в рамках которого предполагается расширение подгрупп выборки с низким и высоким уровнями социализации и самореализации для более детального и подкреплённого статистически анализа взаимосвязи между данными феноменами, изучение особенностей современных механизмов социализации и самореализации и выявление основополагающих факторов, побуждающих человека к самореализации.
Подобные работы
- Особенности отношения к деньгам
людей с разным уровнем личностной зрелости
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2004 - САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ СВЯЗЬ С ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ (19.00.01)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ СВЯЗЬ С ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2019 - САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ СВЯЗЬ С ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Психологическая структура социальной идентичности (19.00.05)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019





