Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ФАКТОР ИХ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Работа №47258

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2018
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
219
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
И САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 6
1.1. Понятие познавательной активности в учебной деятельности 6
1.2. Особенности познавательной активности старшеклассников 15
1.3. Познавательная активность как фактор самореализации личности
старшеклассников 19
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ФАКТОР ИХ САМОРЕАЛИЗАЦИИ 26
2.1 Описание выборки, методик и процедуры исследования 26
2.2 Познавательная активность и самореализация старшеклассников 30
2.3. Самореализация старшеклассников с различным уровнем познавательной
активности 35
Выводы по 2 главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Весьма действенным фактором, способствующим формированию у учащихся потребности в учении и возбуждающим в них познавательную активность, является личность учителя, его эрудиция и мастерство преподавания. Когда учитель в совершенстве и глубоко владеет предметом, в процессе обучения он оперирует интересными деталями и фактами и умеет доступно приподнести, поражает учащихся своим широким кругозором, восхищает их своей образованностью. В этом случае срабатывает психологический механизм подражания, и у учащихся появляется внутреннее стремление к учению.
На смену поверхностному интересу в обучении неизбежно приходят более сильные и устойчивые стимулы, образующие и углубляющие внутренний интерес. Среди них противоречие между необходимостью в знаниях, умениях, навыках и их отсутствием, что формирует потребность в познавательной деятельности; удовольствие от успеха; осознание общественной важности успешной учебы. Эти движущие силы, будучи приведенными в действие, порождают опосредованный глубокий внутренний познавательный интерес, сопутствующий учебной деятельности.
Непосредственный и внутренний интересы могут быть как едины, так и противоположны. Источником одного из них является “познавательный рефлекс”, другого - педагогически организованный упорный труд. Первый проявляется как кратковременное психическое состояние познавательной направленности, второй как черта характера, рожденная упорным познавательным трудом.
В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности. В данной статье мы предоставляем методику исследования познавательной активности учащихся по школьным предметам
Цель работы: изучить познавательную активность старшеклассников как фактор их самореализации.
Объект работы: учащиеся старших классов.
Предмет работы: самореализация старшеклассников с различным уровнем познавательной активности.
Гипотеза исследования: существуют различия в самореализации старшеклассников с высоким и низким уровнями познавательной активности.
Задачи работы:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме
исследования познавательной активности и самореализации старшеклассников.
2. Провести эмпирическое исследование различий в самореализации старшеклассников с высоким и низким уровнями познавательной активности.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Тестирование: методика диагностики самоактуализации (САТ), тест Ильина «Направленность на приобретение знаний», методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей.
3. Методы математической статистики: t-критерий Стьюдента.
База исследования: исследование проводилось в средней общеобразовательной школе № 32 г. Набережные Челны. В исследовании принимали участие дети, обучающиеся в старших классах (10 классы). Объем выборки составил 60 человека, 27 девочки и 33 мальчика в возрасте 17-18 лет.
Методологической основой данного исследования являлись труды по проблеме самоактуализации И.А. Акиндиновой, Е.Н. Городиловой, Г.К. Зайцевой, В.М. Келасьева, Л.П. Литовченко, А. Маслоу, Л.Н. Ожиговой, И.И. Осадчева, Б.В. Рыковой, А.В. Шаховой, А.В. Шинкоренко и т.д.; труды по проблеме самореализации старшеклассников Л.А. Коростылева, С.И. Кудинова, Л.А. Горбаневой, Н.П. Авдеева и т.д. и труды В.К. Буряк, З.Я. Горностаевой, А. Градовой, Л.И. Губаревой, В.В. Гузеевой, И.А. Гуриной, В.А. Карсонова, М.А. Куприяновой, С.С. Мирзоева, О.В. Петунина и т.д. по проблеме познавательной активности старшеклассников.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке рекомендаций для процесса поэтапного формирования познавательной активности как фактора самореализации учащихся старшей возрастной группы, а также организации преемственности школы в работе по развитию познавательной активности обучающихся.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работа была посвящена изучению познавательной активности старшеклассников как фактора их самореализации. Проведен теоретический анализ литературы по проблеме познавательной активности и самореализации старшеклассников. Познавательная активность - сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов - субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.) и объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы, средства преподавания). Активизация познавательной деятельности предполагает определенную стимуляцию, усиление познавательного процесса. Самопознание можно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Активизация может осуществляться одновременно на всех последовательных этапах, но может возникнуть и на каком-то одном.
Познавательная активность определяется как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности. Чем более активен старшеклассник в учебной деятельности, тем более устойчива его субъектная позиция. К показателям познавательной активности старшеклассников относят: устойчивое положительное отношение к учению; высокую активность и самостоятельность; использование результатов учения в социальной практике; высокую самооценку и саморегуляцию.
Процесс самореализации предполагает обязательную возможность развития личности, раскрытие как генетических, так и личностных возможностей. Психолого-педагогическими основами процесса самореализации в учебной деятельности являются: процесс взаимодействия участников образовательного процесса; совместная деятельность учителя и учащихся в учебной деятельности; эмоциональные переживания, ощущение успеха, в которых заключаются мотивы в учебной деятельности.
Изучены особенности проявления познавательной активности и самореализации старшеклассников. Было выявлено, что большинство старшеклассников с заниженной степенью выраженности следующих самоактуализационных потенций: познавательные потребности, креативность, ценностные ориентации, гибкость поведения. Результаты показывают проявление у старшеклассников среднего уровня самоактуализации. Также, много старшеклассников со средним уровнем познавательной активности. Примерно в одинаковой степени встречается старшеклассников с высоким или низким уровнями познавательной активности.
Проведен сравнительный анализ самореализации старшеклассников с высоким и низким уровнями познавательной активности. Выявили, что между старшеклассниками с высоким и низким уровнями познавательной активности были обнаружены различия в самоактуализации личности по шкале поддержки, ценностным ориентациям, спонтанности, самопринятию, природе человека, синергии и принятию агрессии. Полученные показатели превосходят у старшеклассников с высоким уровнем познавательной активности.
Гипотеза работы подтвердилась: существуют различия в самореализации старшеклассников с высоким и низким уровнями познавательной активности. В группе старшеклассников с высоким уровнем познавательной активности наблюдаются поддержка, ценностные ориентации, самопринятие, принятие агрессии, контактность и креативность. А у старшеклассников с низким уровнем познавательной активности - налаживание доброжелательных отношений с другими людьми.



1. Акиндинова И. А. Особенности самоактуализации личности в профессиях различного уровня социального престижа: Дис. канд. психол. наук. - СПб.: СПбГУ, 2010. - 163 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: Издательство МГУ, 2000. - 367 с.
4. Белинская Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 301 с.
5. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. - 2011. - № 6. - С. 3-11.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.:
Просвещение, 2015. - 352 с.
7. Буряк В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности: дайджест // Психология обучения. - 2008. - №
3. - С. 118-119.
8. Вахрамов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации.- М.: Международная педагогическая академия, 2011. - 157 с.
9. Веселкова Н.В. Социальная компетентность взросления.- Екатеринбург. . Изд-во Уральского гос. ун-та, 2005. - 165 с.
10. Винтин И. А. Этико-психологические аспекты самоактуализации личности в эгосоциальной теории: Автореф. канд. психол. наук. - Саранск, 2009. - 108 с.
11. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб. : Речь, 2004. - 272 с.
12. Горностаева З. Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открытая школа. - 1998. - № 2. - С. 31-34.
13. Городилова Е. Н. Самоактуализация и её связь с интегральной индивидуальностью: Автореф.. канд. психол. наук. - Пермь, 2012. - 25 с.
14. Городилова Е. Н. Самоактуализация: структура, возрастное развитие и связь с интегральной индивидуальностью // Вестник пермского государственного педуниверситета. - 2013. - № 1. - С. 42 -56.
15. Градова А. Управление познавательной деятельностью учащихся // Учитель. - 2014. - № 6. - С. 76-80.
16. Губарева Л. И. Самостоятельная работа как основа формирования и развития познавательной самостоятельности учащихся // Образование и общество. - 2014. -№ 2. - С. 61-62.
17. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и возможности ее проявления в образовательной технологии // Химия в школе. - 2014. - № 3. - С. 16-22.
18. Гурина И.А. Идея развития познавательной самостоятельности в российском дореволюционном образовании // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - № 3. - С. 47-55.
19. Добрыни В. И. Молодежь России: три жизненные ситуации. - М.: ИНИОН РАН, 2011. - 147 с.
20. Дубровин И.В. Проблемы социализации человека // Вопросы психологии, 2015. - № 3. - С. 142.
21. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2014. - 336 с.
22. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М. : Издательство Норма (Издательская группа Норма-Инфра М), 2012. - 482 с.
23. Зайцев Г. К. Формирование потребности в самоактуализации на уроках литературы и истории. - М.: АСТ, 2010. - 102 с.
24. Калина Н.Ф. Вопросник самоактуализации личности // практического психолога. - 2008. - № 1. - С. 65-75.
25. Келасьев В.М. Проблемы самореализации человека в современных условиях: Социология и социальная антропология. - СПб.: Алетея, 2010. -380 с.
26. Лисовский В. Т. Социализация молодежи. - СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 2010. - 214 с.
27. Карсонов В.А. Алгоритмизация познавательно-поисковой деятельности учащихся // Школьные технологии. - 2007. - № 5. - С. 125-126.
28. Карсонов В. А. Система мониторинга самостоятельной познавательной деятельности учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - № 5. - С. 14-16.
29. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. - СПб.: Изд-во «Речь», 2015. - 248 с.
30. Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика. - 2016. - № 1 (3). - С. 63-73.
31. Кудинов С.И., Кудинов С.С., Горбанева Л.А. Психологический анализ профессиональной самореализации личности психологов // Вектор науки ТГУ.- № 4(18).- 2011. - С. 46-51.
32. Кудинов С.С., Авдеев Н.П. Особенности самореализации студентов с разными уровнями проявления настойчивости //Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития. - №1.- Том 5. - 2016. - С. 34-45.
33. Кулагина И. В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения // Наука и школа. - 2010. - № 2. - С. 55-56.
34. Куприянова М.А. Формирование познавательной
самостоятельности учащихся как педагогическая проблема // Наука и школа. - 2009. - № 5. - С. 35-36.
35. Литовченко Л. П. Самоактуализация личности студентов как фактор их профессиональной подготовки. - СПб.: СПбГУ, 2012. - С. 50-51.
36. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. - М.: Инфра- М., 2012. - 222 с.
37. Мирзоев С. С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе. - 2007. - № 6. - С. 35-38.
38. Ожигова JI.H. Гендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии: Автореф.. канд. психол. наук. - Краснодар, 2016. - 42 с.
39. Осадчева И.И. Мотивационные ресурсы самоактуализации (профессионального роста) учителя: Дис.. канд. пед. наук. - М.: АСТ, 2008. - 168 с.
40. Первин Л. Психология личности: Теория и исследования. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 412 с.
41. Петунин О.В. Проблема активизации познавательной самостоятельности обучаемых в зарубежной педагогике // Образование в современной школе. - 2008. - № 3. - С. 50-54.
42. Петунин О. В. Тезаурусное поле «Активизация познавательной самостоятельности старших школьников в образовательном процессе» // Инновации в образовании. - 2008. - № 2. - С. 91-103.
43. Пископпель А. А. От традиционных ценностей к уникальным смыслам // Вопросы психологии. - 2001. - № 6. - С. 103-110.
44. Плотникова Е.С. Осмысленность жизни как движущая сила самореализации в юношеском возрасте // Вестник Тверского государственного университета. - № 2. - 2015. - С. 102-106.
45. Реан А. А. Психология и педагогика. - М.: Академия, 2009. - 344 с.
46. Рыкова Б. В. Педагогические условия самоактуализации личности будущего учителя в процессе профессиональной подготовке: Дис. . канд. пед. наук. - Ставрополь, 2009. - 155 с.
47. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М. : Академия, 2009. - 485 с.
48. Сафин В. Ф. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. - 2014. - № 4. - С. 65-73.
49. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М. - ТОО
«Лейла», 2010. - 384 с.
50. Шахова И.П. Самоактализация современных подростков и юношей в определении взросления // Мир психологии. - 2006. - № 1. - С. 43-46.
51. Шинкоренко А.В. Самоактуализаци как фактор
профессионального развития педагога общеобразовательной школы. -
Пермь.: Меркурий, 2011. - С. 89- 92.
52. Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь. - Ростов-на- Дону.: Смысл, 2008. - 460 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ