СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА
|
Введение 3
1 Организации малого бизнеса как объект банковского обслуживания 5
1.1 Современное состояние и механизм банковского обслуживания организаций малого бизнеса 5
1.2 Проблемы банковского обслуживания организаций малого бизнеса и опыт зарубежных стран 14
2 Факторинг как форма банковского кредитования организаций малого бизнеса 22
2.1 Сравнительная характеристика факторинга в коммерческих банках 22
2.2 Факторинговое обслуживание организаций малого бизнеса в АО «Альфа Банк» 27
3 Направления совершенствования банковского обслуживания организаций
малого бизнеса 35
3.1 Разработка нового вида кредитного продукта в АО «Альфа
Банк» 35
3.2 Оценка эффективности внедрения нового кредитного продукта 42
Заключение 50
Список использованных источников
1 Организации малого бизнеса как объект банковского обслуживания 5
1.1 Современное состояние и механизм банковского обслуживания организаций малого бизнеса 5
1.2 Проблемы банковского обслуживания организаций малого бизнеса и опыт зарубежных стран 14
2 Факторинг как форма банковского кредитования организаций малого бизнеса 22
2.1 Сравнительная характеристика факторинга в коммерческих банках 22
2.2 Факторинговое обслуживание организаций малого бизнеса в АО «Альфа Банк» 27
3 Направления совершенствования банковского обслуживания организаций
малого бизнеса 35
3.1 Разработка нового вида кредитного продукта в АО «Альфа
Банк» 35
3.2 Оценка эффективности внедрения нового кредитного продукта 42
Заключение 50
Список использованных источников
Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач: помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции.
Одним из основных факторов реализации экономического потенциала малых организаций является стабильная возможность получения кредитных ресурсов для финансирования текущей деятельности и инвестиционных проектов. Для старта и развития малого бизнеса требуются незначительные финансовые вложения, однако на отдельных этапах для дальнейшего развития предприятиям требуются дополнительные финансовые вложения в виде кредитов или заемных средств. Тем не менее, потребность малого бизнеса РФ в заемных средствах сегодня удовлетворяется не более чем на 15 - 17 %.
Развитие малого бизнеса объявлено в России одним из ключевых направлений государственной политики.
Роль банковского обслуживания в развитии малого бизнеса - особенно актуальна в условиях нестабильной экономической ситуации в стране. Именно поэтому интерес к данной теме постоянно будет повышаться, будут разрабатываться новые методики. Больше всех в информации о кредитоспособности организаций и организаций нуждаются банки: их прибыльность и ликвидность во многом зависят от финансового состояния клиентов.
Представленная выше информация во многом определяет актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Целью данной работы является разработка нового кредитного продукта, способного в полной мере удовлетворить потребности организаций и предприятий. Для банка - увеличение клиентской базы, следовательно, и кредитного портфеля. Также увеличения прибыли за счет полученной доходности направления банковского обслуживания малого бизнеса. Для клиентов - удовлетворение потребностей в кредитовании за счет привлекательных и актуальных условий программ банковского обслуживания.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть роль, значение, способы и методы банковского обслуживания организаций малого бизнеса в РФ;
— обозначить проблемы банковского обслуживания организаций малого бизнеса и рассмотреть опыт зарубежных стран по кредитованию малого бизнеса;
— провести анализ организационной структуры и основных финансово-экономических результатов деятельности объекта исследования;
— провести сравнительную характеристику кредитных продуктов, предоставляемых предприятиям малого бизнеса анализируемым банком;
— провести сравнительный анализ факторинговых услуг предоставляемых среди банковского кредитования;
— обосновать целесообразность и разработать новый кредитный продукт с учетом предпочтений и потребностей малого бизнеса, а также оценить их финансовую эффективность для объекта исследования.
Объектом исследования является АО «Альфа Банк»
Предметом исследования является факторинг.
При написании выпускной квалификационной работы использовалась экономическая литература, раскрывающая принципы и методы банковского обслуживания организаций малого бизнеса кредитными учреждениями, кредитная система АО «Альфа Банк» в области банковского обслуживания малого бизнеса, финансовая отчётность, внутренние регламенты. Источниками информации, раскрывающие данную тему, являются периодические издания, такие как "Банковское дело", "Банковские технологии", "Финансы", "Бухгалтерия и банки", "Экономика и жизнь". Кроме того, основу выпускной квалификационной работы составили законодательные и нормативные акты, внутренние инструкции и положения, используемые в банковской практике.
Методы исследования, применяемые в данной выпускной квалификационной работе - сравнительный анализ, заключающийся в сравнении кредитных продуктов банка, а также приемы общего финансового анализа.
Одним из основных факторов реализации экономического потенциала малых организаций является стабильная возможность получения кредитных ресурсов для финансирования текущей деятельности и инвестиционных проектов. Для старта и развития малого бизнеса требуются незначительные финансовые вложения, однако на отдельных этапах для дальнейшего развития предприятиям требуются дополнительные финансовые вложения в виде кредитов или заемных средств. Тем не менее, потребность малого бизнеса РФ в заемных средствах сегодня удовлетворяется не более чем на 15 - 17 %.
Развитие малого бизнеса объявлено в России одним из ключевых направлений государственной политики.
Роль банковского обслуживания в развитии малого бизнеса - особенно актуальна в условиях нестабильной экономической ситуации в стране. Именно поэтому интерес к данной теме постоянно будет повышаться, будут разрабатываться новые методики. Больше всех в информации о кредитоспособности организаций и организаций нуждаются банки: их прибыльность и ликвидность во многом зависят от финансового состояния клиентов.
Представленная выше информация во многом определяет актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Целью данной работы является разработка нового кредитного продукта, способного в полной мере удовлетворить потребности организаций и предприятий. Для банка - увеличение клиентской базы, следовательно, и кредитного портфеля. Также увеличения прибыли за счет полученной доходности направления банковского обслуживания малого бизнеса. Для клиентов - удовлетворение потребностей в кредитовании за счет привлекательных и актуальных условий программ банковского обслуживания.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть роль, значение, способы и методы банковского обслуживания организаций малого бизнеса в РФ;
— обозначить проблемы банковского обслуживания организаций малого бизнеса и рассмотреть опыт зарубежных стран по кредитованию малого бизнеса;
— провести анализ организационной структуры и основных финансово-экономических результатов деятельности объекта исследования;
— провести сравнительную характеристику кредитных продуктов, предоставляемых предприятиям малого бизнеса анализируемым банком;
— провести сравнительный анализ факторинговых услуг предоставляемых среди банковского кредитования;
— обосновать целесообразность и разработать новый кредитный продукт с учетом предпочтений и потребностей малого бизнеса, а также оценить их финансовую эффективность для объекта исследования.
Объектом исследования является АО «Альфа Банк»
Предметом исследования является факторинг.
При написании выпускной квалификационной работы использовалась экономическая литература, раскрывающая принципы и методы банковского обслуживания организаций малого бизнеса кредитными учреждениями, кредитная система АО «Альфа Банк» в области банковского обслуживания малого бизнеса, финансовая отчётность, внутренние регламенты. Источниками информации, раскрывающие данную тему, являются периодические издания, такие как "Банковское дело", "Банковские технологии", "Финансы", "Бухгалтерия и банки", "Экономика и жизнь". Кроме того, основу выпускной квалификационной работы составили законодательные и нормативные акты, внутренние инструкции и положения, используемые в банковской практике.
Методы исследования, применяемые в данной выпускной квалификационной работе - сравнительный анализ, заключающийся в сравнении кредитных продуктов банка, а также приемы общего финансового анализа.
В заключительной части были подведены итоги проделанной работы, заключавшейся в определении возможностей совершенствования банковского обслуживания организаций малого бизнеса и разработки новых кредитных продуктов, учитывающих интересы участников банковского обслуживания . Рассмотрев роль, значение, способы и методы банковского обслуживания организаций малого бизнеса в РФ в первой части выпускной квалификационной работы были обозначены проблемы банковского обслуживания малого бизнеса. На сегодняшний день основные проблемы банковского обслуживания малого бизнеса следующие:
— жесткая позиция ЦБ РФ, который в большинстве случаев рассматривает кредиты малым предприятиям как проблемные и безнадежные ссуды из-за недостаточного обеспечения, требуя от банков создания резервов в размере половины либо полной суммы кредита.
— отсутствие надежных залогов, так как большинство представителей малого бизнеса не являются владельцами ликвидного имущества.
— недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками. Российский бизнес существует менее двадцати лет и в этих условиях не всегда можно говорить о сложившихся репутациях и кредитных историях.
— высокие риски, отчасти обусловленные непрозрачностью малого бизнеса, что является серьезным препятствием для увеличения объемов банковского обслуживания малого бизнеса.
Основным этапом второй части выпускной квалификационной работы являлось проведение анализа факторинга на рынке кредитных продуктов, предоставляемого АО «АЛЬФА-БАНК». Данный этап работы позволил определить положительные тенденции, понять слабые стороны в развитии направления банковского обслуживания.
Сравнительный анализ содержания программ банковского обслуживания субъектов малого бизнеса показал, что банком представлен факторинг, но для использования данного кредитного продукта нужно соответствовать определенным требованиям.
Сравнительный анализ предложений по факторингу в коммерческих банках показал, что факторинг как кредитный продукт наиболее привлекателен для организаций малого бизнеса, т.к.:
— деньги за поставленную продукцию поступают на р/с поставщика намного быстрее, чем по условиям отсрочки
— при факторинге не требуется обеспечение кредита
— размер финансирования не ограничен и может быть увеличен по мере роста клиента
каждая компания. Сумма сделки начинается от 5 млн. рублей, что тоже не является положительным моментом.
Исходя из всего вышесказанного был сделан вывод необходимости создания для банка нового вида кредитного продукта. При этом он должен быть выгодным для клиентов и банка, привлекательным с точки зрения сервиса, должен помочь удержать существующих клиентов и привлечь новых.
В третьей части исследования работы был разработан новый кредитный продукт, условия которого максимально учитывают финансовые возможности и специфику бизнеса клиента. А именно микрофакторинг «Товарный», позволяющий достаточно быстро получить средства, предлагаемый клиентам на начальном этапе работы его бизнеса. После разработки нового продукта банковского обслуживания в рамках обоснование ее финансово-экономической целесообразности для банка, было осуществлено решение следующих задач:
— определен возможный доход банка, исходя из предпочтений потенциальных клиентов банка в использовании предложенных кредитов;
— проведен сравнительный анализ между микрофакторингом и кредитом;
Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что российские предприятия используют факторинг крайне редко - в случае острой необходимости получения кредита на сверхкороткий срок. Это связано прежде всего с тем, что в России широко распространена предоплата за товар и не развит коммерческий (товарный) кредит как высоко рискованный. К тому же факторинг в современном варианте появился на российском рынке относительно недавно и пока недостаточно оценены возможности его как финансового инструмента.
— жесткая позиция ЦБ РФ, который в большинстве случаев рассматривает кредиты малым предприятиям как проблемные и безнадежные ссуды из-за недостаточного обеспечения, требуя от банков создания резервов в размере половины либо полной суммы кредита.
— отсутствие надежных залогов, так как большинство представителей малого бизнеса не являются владельцами ликвидного имущества.
— недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками. Российский бизнес существует менее двадцати лет и в этих условиях не всегда можно говорить о сложившихся репутациях и кредитных историях.
— высокие риски, отчасти обусловленные непрозрачностью малого бизнеса, что является серьезным препятствием для увеличения объемов банковского обслуживания малого бизнеса.
Основным этапом второй части выпускной квалификационной работы являлось проведение анализа факторинга на рынке кредитных продуктов, предоставляемого АО «АЛЬФА-БАНК». Данный этап работы позволил определить положительные тенденции, понять слабые стороны в развитии направления банковского обслуживания.
Сравнительный анализ содержания программ банковского обслуживания субъектов малого бизнеса показал, что банком представлен факторинг, но для использования данного кредитного продукта нужно соответствовать определенным требованиям.
Сравнительный анализ предложений по факторингу в коммерческих банках показал, что факторинг как кредитный продукт наиболее привлекателен для организаций малого бизнеса, т.к.:
— деньги за поставленную продукцию поступают на р/с поставщика намного быстрее, чем по условиям отсрочки
— при факторинге не требуется обеспечение кредита
— размер финансирования не ограничен и может быть увеличен по мере роста клиента
каждая компания. Сумма сделки начинается от 5 млн. рублей, что тоже не является положительным моментом.
Исходя из всего вышесказанного был сделан вывод необходимости создания для банка нового вида кредитного продукта. При этом он должен быть выгодным для клиентов и банка, привлекательным с точки зрения сервиса, должен помочь удержать существующих клиентов и привлечь новых.
В третьей части исследования работы был разработан новый кредитный продукт, условия которого максимально учитывают финансовые возможности и специфику бизнеса клиента. А именно микрофакторинг «Товарный», позволяющий достаточно быстро получить средства, предлагаемый клиентам на начальном этапе работы его бизнеса. После разработки нового продукта банковского обслуживания в рамках обоснование ее финансово-экономической целесообразности для банка, было осуществлено решение следующих задач:
— определен возможный доход банка, исходя из предпочтений потенциальных клиентов банка в использовании предложенных кредитов;
— проведен сравнительный анализ между микрофакторингом и кредитом;
Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что российские предприятия используют факторинг крайне редко - в случае острой необходимости получения кредита на сверхкороткий срок. Это связано прежде всего с тем, что в России широко распространена предоплата за товар и не развит коммерческий (товарный) кредит как высоко рискованный. К тому же факторинг в современном варианте появился на российском рынке относительно недавно и пока недостаточно оценены возможности его как финансового инструмента.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БАНКОВСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Магистерская диссертация, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Банковское обслуживание предприятий строительного комплекса
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА (на примере Банка ВТБ (ПАО))
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Оценка влияния особенностей кредитных продуктов на развитие малого бизнеса (на примере ПАО «Сбербанк России»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Банковские продукты для малого и среднего бизнеса, их особенности
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Особенности бухгалтерского учёта и налогообложения субъектов малого бизнеса (Налоговый учёт и отчетность)
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - ПАКЕТНОЕ БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ПАКЕТНОЕ БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018



