Аннотация
Введение 3
1 Понятие и особенности административной ответственности
государственных гражданских служащих 8
1.1 Определение административной ответственности и её признаки 8
1.2 Специфика административной ответственности государственных
гражданских служащих 22
2 Отдельные составы административных правонарушений, субъектами
которых являются государственные гражданские служащие 34
2.1 Фактическое основание административной ответственности
государственных гражданских служащих, его элементы 34
2.2 Административные правонарушения в сфере государственной гражданской
службы 41
3 Проблемы привлечения государственных гражданских служащих к
административной ответственности 48
Заключение 74
Список использованной литературы и источников 79
Актуальность темы исследования. Изучение административной ответственности государственных гражданских служащих - одно из важнейших направлений научных исследований. Актуальность избранной темы обусловлена несовершенством законодательства об административной ответственности государственных гражданских служащих. В процессе реформирования правового регулирования прохождения государственной гражданской службы к вопросам регулирования административной ответственности данной категории служащих не было проявлено должного внимания. Однако именно такой вид юридической ответственности, как административная ответственность, обладает важным профилактическим действием на деятельность государственных гражданских служащих, и направлена на предотвращение совершения тяжких преступлений данной категорией лиц.
Несмотря на то, что научным сообществом признается важность административной ответственности государственных гражданских служащий, нормативное правовое регулирование данного вопросов не свободно от пробелов, которые достаточно серьезно влияют на применение административной ответственности к государственным гражданским служащим. В результате отсутствия четкой терминологии, закрепленной в административном законодательстве, непоследовательности правового регулирования, выступает недостаточная эффективность административной ответственности государственных гражданских служащих, что приводит к уменьшению ее значимости как средства профилактики и поддержания служебной дисциплины в системе органов государственного управления.
Государственная служба играет важную роль в структуре государственной власти Российской Федерации. Решение вопросов обеспечения выполнения функций государства, реализации экономических и правовых реформ опирается на деятельность государственных гражданских служащих. Успех развития государства, реализация поставленных задач напрямую зависит от добросовестного и ответственного отношения к выполнению своих полномочий государственными гражданскими служащими. А задача государства тут заключается в том, чтобы выстроить систему, которая закрепит принцип ответственности государственных служащих и снизит количество нарушений и проступков, связанных с их служебной деятельностью.
В современных условиях движения России к правовому государству принципиально важным представляется вопрос об установлении гармоничных взаимоотношений между обществом и государством. При этом формирование доверительных взаимоотношений не представляется возможным без такого рычага, как действенный механизм применения мер административной ответственности к государственным гражданским служащим за административные правонарушения, которые совершены им в процессе исполнения данными лицами возложенных на них должностных обязанностей.
Нормативное правовое регулирование административной
ответственности в отношении государственных гражданских служащих осуществляется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ). При этом важно обратить внимание на то, что в КоАП РФ отсутствует выделенбие государственных гражданских служащих в отдельную категорию субъектов административной ответственности, вместе с тем определенная часть данных лиц отвечает признакам должностного лица, которые получили свое закрепление в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ. В соответствии с положениями Общей и Особенной частей КоАП РФ осуществляется правовое регулирование порядка применения мер административной ответственности к должностному лицу, проходящему государственную гражданскую службу.
Между тем современное нормативное регулирование административной ответственности государственных гражданских служащих во многом несовершенно, что и приводит к проблемам привлечения государственных гражданских служащих к административной ответственности. Анализ действующего законодательства об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о фактическом отсутствии самостоятельного, структурированного института административной ответственности государственных гражданских служащих в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации.
Таким образом, в целях эффективного применения мер административной ответственности к государственным гражданским служащим, необходимость теоретического анализа понятия
административной ответственности государственных гражданских служащих, её сущность, отличительных признаков, оснований административной ответственности, а также выявление и устранение проблем привлечения их к административной ответственности приобретает особую значимость.
Объектом исследования являются совокупность общественных отношений в сфере привлечения государственных гражданских служащих к административной ответственности.
Предметом исследования являются административно - правовые нормы, которые регулируют порядок привлечения государственных гражданских служащих к административной ответственности, материалы
правоприменительной (в том числе судебной) практики.
Целью исследования является всестороннее изучение понятия и особенности административной ответственности государственных гражданских служащих, выявление и анализ проблем привлечения государственных гражданских служащих к административной ответственности и выработка путей их решений.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и признаки административной ответственности;
- выявить характерные признаки административной ответственности;
- изучить существующую нормативную базу об административной ответственности;
- рассмотреть особенности административной ответственности государственных гражданских служащих;
- определить фактическое основание административной ответственности государственных гражданских служащих, его элементы;
- исследовать основные составы административных правонарушений, субъектами которых являются государственные гражданские служащие;
- выявить проблемы привлечения государственных гражданских служащих к административной ответственности за отдельные аспекты;
- определить направления решения проблем по привлечению государственных гражданских служащих к административной ответственности.
Методологическую основу исследования составили дедуктивный и индуктивный методы. Теоретический анализ действующего законодательства дополняется анализом практики применения этих норм в правоприменительной сфере. Также применялись такие специальные методы как формально-правовой и нормативно-логический методы.
Теоретическую основу данной работы составляют научные труды ученых - административистов: А.Б. Агапов, С.С. Алексеев, Ю.С. Адушкин, Г.В. Атаманчук, Е.Г. Бабелюк, Д.Н. Бахрах, Н.В. Витрук, А.А. Гришковец, В.В. Денисенко, В.В. Кизилов, О.Л. Казанцева, В.М. Манохин, А.Ф. Ноздрачев, Д.М. Овсянко, Ю.Н. Полетаев, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов, А.В. Сергеев, П.И. Серков, Л.А. Чиканова, А.В. Чуев.
Нормативной базой исследования данной работы являются: Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской
Федерации», иные нормативно правовые акты и Указы Президента Российской Федерации.
Эмпирическую основу данной работы составили материалы действующего законодательства Российской Федерации, практика Верховного суда Российской Федерации, Конституционного суда Российской Федерации, обзоры законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации, Пленум Верховного суда Российской Федерации и решения иных судебных органов, а также относящиеся к теме исследования статистические данные.
Структура магистерской диссертации обусловлена объектом, предметом, целями и задачами исследования. Диссертация включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и источников.
В ходе проделанной работы были проанализированы понятия «административная ответственность», «государственный гражданский служащий», особенности административной ответственности
государственных гражданских служащих, основные составы
административных правонарушений, за которые привлекаются государственные гражданские служащие, выявлены проблемы привлечения государственных гражданских служащих к административной ответственности и предложены пути решения выявленных проблем.
Проведенное научное исследование теоретических и практических проблем привлечения государственных гражданских служащих к административной ответственности за совершенные ими административные правонарушения подтверждают актуальность избранной темы. Потребность реформирования законодательства об административной ответственности такого субъекта как государственных гражданских служащих ставит новые задачи для научного сообщества.
Институт административной ответственности играет важную роль в системе организации государственной власти и государственной службы. Именно ответственность государственных служащих позволяет контролировать их деятельность с целью недопущения нарушения прав и законных интересов, как отдельных граждан, так и всего государства, являясь, таким образом, своеобразной обратной связью в отношениях между государственно-управленческими системами и обществом.
Поскольку институт государственной гражданской службы признан защищать права граждан и общества в целом, с целью повышения уровня доверия общества к государству, оправдано, что регуляторами взаимоотношений и поведения между обществом и государством, в лице государственного гражданского служащего, выступают право и нравственность. Нравственные нормы широко распространены на государственной службе. Так, признанные нравственные аспекты оценки поведения служащих во многом определяют содержание правовых норм, регулирующих правоотношения в управленческой сфере между государством и обществом. Однако пока не будет надлежащим образом оформлена административная ответственность государственных гражданских служащих, не может быть выработан соответствующий механизм привлечения должностных лиц к ответственности. Сложившаяся ситуация обусловлена и несовершенством административного судопроизводства, и практическим использованием имеющихся процессуальных норм.
Анализ действующего законодательства об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о фактическом отсутствии самостоятельного, структурированного института ответственности государственных гражданских служащих в законодательстве об административных правонарушениях.
Административная ответственность государственных служащих в настоящее время является востребованной формой ответственности. Основные проблемы, связанные с его наложением и исполнением, в настоящее время связаны со следующими проблемами:
- отсутствием четкой терминологии в административном законодательстве, а именно отсутствует единое определение «должностного лица», «бездействия», «коррупционное правонарушение»;
- отсутствие выделения государственных гражданских служащих в самостоятельную категорию субъектов административных правонарушений и четкого разграничения составов правонарушений, за которые государственные гражданские служащие несут административную ответственность, а за какие правонарушения дисциплинарную ответственность;
- недостаточная регламентация порядка рассмотрения обращения
граждан в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», что приводит к сложностям при привлечении государственного гражданского служащего по статье 5.59 КоАП РФ;
- «распространением» правил административной ответственности в других нормативных актах.
Решение выявленных проблем по исследованной теме заключается во внесении изменений в КоАП РФ, а именно выделение государственных гражданских служащих в качестве специального субъекта административных правоотношений и необходимости четкой регламентации правонарушений, за которые государственные гражданские служащие будут привлекаться к административной ответственности, а также закрепление четких и единых определений «должностного лица», «бездействия», «коррупционное правонарушение», установления четкого порядка рассмотрения обращений граждан.
Так же были выявлены некоторые недостатки нормативно-правового регулирования ответственности государственных гражданских служащих. В связи с тем, что основанием для административной ответственности государственного гражданского служащего выступает совершение им деяния, одновременно несущего в себе признаки дисциплинарного проступка и административного правонарушения, влечет за собой два вида ответственности. Привлечение лица к двум видам юридической ответственности является недопустимым и противоречащим принципу невозможности удвоения наказания за одно и тоже правонарушение, кроме того, это приведет к смешению основных различных видов юридической ответственности.
Считаем, что необходимо в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях выделить в отдельную главу, в которой были бы собраны административные правонарушения, за которые государственные гражданские служащие могут быть привлечены к административной ответственности.
Нельзя не согласиться с высказыванием Д.А. Медведева, в Послании Президента РФ он указывал: «вопрос повышения ответственности
начальников за «качество и результаты работы давно назрел. Государственные и муниципальные служащие обязаны соотносить свои действия с установленными правилами поведения на службе. Их невыполнение должно влечь дисциплинарную, а в необходимых случаях и административную, и уголовную ответственность».
В Указе Президента Российской Федерации от 10.03.2009 № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)» целью является повышения ответственности госслужащих, реформирования механизма, который обеспечивает соблюдение государственными служащими общепризнанных норм служебного поведения. Проведение в России реформы государственной службы выдвигает на первый план проблемы юридической ответственности лиц, которые обеспечивают реализацию государственно-властных функций в системе государственного управления. Государственные служащие привлекаются ко всем видам ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная. Исключение составляет гражданско-правовая (имущественная) ответственность.
Как отмечали Ж.В. Пузанова и И.В. Семенова, «государственный служащий одновременно должен своими действиями объективировать внешне заданную функцию государственной власти и нести за нее личную ответственность.. ,».
Еще не мало важными направлениями, которые заслуживают особое внимание является повышение правовой культуры и правосознание граждан, а также неукоснительное соблюдение принципа неотвратимости наказания за неисполнение своих должностных обязанностей.
Для повышения эффективности вышеуказанных направлений необходимо усилить контроль вышестоящего органа за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан нижестоящими органами или должностными лицами, это позволит обеспечить более оперативное устранение выявленных нарушений прав граждан.
Результаты изучения проблемы позволяют сделать вывод о том, что применение административной ответственности к государственным гражданским служащим, чьи противоправные деяния (бездействия) ущемляют охраняемые государством публичные интересы, является обоснованным. Некоторые авторы высказываются о необходимости законодательного закрепления персонифицированных мер административного наказания в отношении государственного гражданского служащего, нарушающего права граждан. Недостаточная информированность граждан о фактах привлечения к административной ответственности руководителей, формирует сомнение ко всем институтам гражданского сообщества и государства в целом.
Реформирование материального и процессуального законодательства в сфере административной ответственности государственных гражданских служащих позволит сформировать эффективный барьер от неисполнения или ненадлежащего исполнения государственными гражданскими служащими своих служебных обязанностей, что непосредственно укрепит государственный аппарат России и значительно повысит уровень доверия общества к государству.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс]. URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
[Электронный ресурс]. URL: http: //
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 -ФЗ (ред. от 29.12.2022, с изм. от 15.03.2023). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. 28.02.2023). [Электронный ресурс]. URL: http: // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661.
5. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской
Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http: //
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262.
6. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013). [Электронный ресурс]. URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413.
7. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601.
8. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999.
9. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в
Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http: //
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66530.
10. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от 06.03.2019). [Электронный ресурс]. URL: https: // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71450.
11. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции». [Электронный ресурс]. URL: http: //
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78627.
12. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации
предоставления государственных и муниципальных услуг» (ред. от 31.07.2020). [Электронный ресурс]. URL: http: //
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46873.
13. Федеральный закон от 28.07.2012 № 133-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «единого окна». [Электронный ресурс]. URL: http: //
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32458.
14. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574 «О
Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы». [Электронный ресурс]. URL: http: //
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59217.
15. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении общих
принципов служебного поведения государственных гражданских служащих» (от 20.03.2007 № 372, от 16.07.2009 № 814, от 25.08.2021 № 493).
[Электронный ресурс]. URL: http: //
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_69782....79