ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ БРЕНД-МЕНЕДЖМЕНТА ГОРОДА КРАСНОЯРСКА)
|
Введение 4
1. Теоретические основы исследования гендерных аспектов конструирования позитивной региональной идентичности средствами бренд- менеджмента 16
1.1 Историко-методологические основы исследования региональной
идентичности 16
1.2 Гендерные аспекты конструирования региональной идентичности 27
1.3 Бренд-менеджмент как технология конструирования позитивной
региональной идентичности 35
2. Формирование позитивной региональной идентичности жителей г. Красноярска средствами бренд-менеджмента 50
2.1 Анализ существующей практики создания позитивной региональной
идентичности жителей г. Красноярска 50
2.2 Анализ роли бренд-менеджмента в создании позитивной региональной
идентичности жителей г. Красноярска 54
2.3 Разработка модели формирования позитивной региональной идентичности жителей г. Красноярска с учётом гендерных аспектов посредством использования бренд-менеджмента 62
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 80
Приложение А 992
1. Теоретические основы исследования гендерных аспектов конструирования позитивной региональной идентичности средствами бренд- менеджмента 16
1.1 Историко-методологические основы исследования региональной
идентичности 16
1.2 Гендерные аспекты конструирования региональной идентичности 27
1.3 Бренд-менеджмент как технология конструирования позитивной
региональной идентичности 35
2. Формирование позитивной региональной идентичности жителей г. Красноярска средствами бренд-менеджмента 50
2.1 Анализ существующей практики создания позитивной региональной
идентичности жителей г. Красноярска 50
2.2 Анализ роли бренд-менеджмента в создании позитивной региональной
идентичности жителей г. Красноярска 54
2.3 Разработка модели формирования позитивной региональной идентичности жителей г. Красноярска с учётом гендерных аспектов посредством использования бренд-менеджмента 62
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 80
Приложение А 992
Актуальность темы исследования. Масштабность и стремительность общественных преобразований принято связывать, прежде всего, с определёнными «переходными» эпохами, когда вслед за утратой актуальности принципов социального порядка ожидают установления новых принципов общежития, которые обеспечивают человеку и обществу, если не стабильность и покой, то хотя бы ясность и определенность в восприятии себя самого и того, что происходит вокруг. Постсоветские общества вполне справедливо могут считаться примером такого рода процессов: меняются социальные институты и структуры, нормы и правила, ценности и значения. В этих условиях желание и поиски определённости вполне закономерны. Так, не находя себя в структурных и культурных ландшафтах социума, люди склонны ассоциировать себя с теми группами и сообществами, чьё существование вызывает меньше всего вопросов и сомнений - с семьёй, друзьями, религиозными и этническими группами и тому подобное. Примером таких социальных общностей являются территориальные группы - жители «своего» региона или населённого пункта - города, села или посёлка.
Одной из наиболее очевидных идентичностей является региональная идентичность: в меняющемся мире, довольно легко определить себя как жителя своего региона или города. Осмысление феномена региональной идентичности осуществляется в рамках различных тематических и дисциплинарных контекстов. Сугубо социологические попытки изучения городской идентичности во многом наследуют исходные принципы смежных дисциплин в исследовании данного вопроса, в результате чего основное внимание уделяется одним ее проявлениям в ущерб другим. При этом следование общепризнанному подходу к концептуализации идентичности не может считаться удовлетворительным в случае городской идентичности. Во- первых, вследствие того, что городская община сама по себе не отличается единством норм, ценностей, представлений, а, следовательно, не имеет однозначной основы для идентификации. Во-вторых, из-за того, что условия современного общества существенно сказываются на формировании и функционировании городской идентичности: город становится не столько местом индивидов, которые во взаимодействии производят совместный «городской образ жизни», сколько совокупностью индивидуализированных «незнакомцев», которые отдают предпочтение жизни в автономных сетях единомышленников, чем общению с другими, и формируют отношение к городу во многом на основании медиаобразов.
Вследствие вышесказанного актуальными становятся вопросы формирования региональной идентичности, в частности интересны и малоразработаны вопросы гендерных аспектов региональной идентичности. Наряду с указанными актуальны вопросы, связанные с поиском эффективных инструментов формирования региональной идентичности. Бренд- менеджмент представляется среди таких инструментов. Брендинг городов является не только средством продвижения территорий, но и формирования городской и региональной идентичности. Именно поэтому выбор темы данного исследования является актуальным.
Проблема исследования заключается в выявлении гендерных аспектов формирования позитивной региональной идентичности жителей г. Красноярска.
Целью данного исследования является разработка модели формирования позитивной региональной идентичности жителей г. Красноярска с учётом гендерных аспектов посредством использования бренд-менеджмента.
1. Провести теоретический анализ литературных источников по теме исследования.
2. Проанализировать практику формирования позитивной региональной идентичности на примере города Красноярска.
3. Предложить модель формирования позитивной региональной идентичности на примере города Красноярска
Объект исследования- региональная идентичность.
Предмет исследования- гендерные аспекты региональной идентичности.
Степень изученности. Понимание идентичности широко представлено в работах философов, психологов и социологов. Х. Абельс в работе «Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию» рассматривал идентичность с позиций интерпретативной социологии. В. Л. Абушенко в статье «Идентичность» в «История философии: Энциклопедия» , А. А. Анцыферова и В. А. Соснин в одноимённой статье в «Энциклопедическом социологическом словарь» , О. Ю. Малинова в статье «Идентичность как категория практики и научного анализа: о различии подходов » , В. С. Малахов в статье «Идентичность» в энциклопедическом словаре «Современная западная философия» , В. Г. Николаев в статье «Идентичность» в энциклопедии «Культурология. XX век» и Е. В. Якимова в статье «Идентичность психосоциальная» в той же энциклопедии, предприняли попытку представить полный обзор точек зрения на это понятие. П. Бергер и Т. Лукман в статье «Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания» рассматривали идентичность в контексте социального конструирования реальностей. В свою очередь П. Бурдьё в статье «Идентичность и репрезентация: элементы критической рефлексии идеи ‘'региона''» , Е. В. Головнёва в статье «Региональная идентичность: теоретические аспекты изучения» , М. Н. Губогло в монографии «Идентификация идентичности. Этносоциологические очерки» , Н. С. Дягилева в статье «Теоретические аспекты городской идентичности» , Р. В. Евстифеев в ряде работ , Д. Н. Замятин в статье «Идентичность и территория: гуманитарно-географические подходы и дискурсы» , А. В. Микляева и П. В. Румянцева в статье «Городская идентичность жителя современного мегаполиса. Ресурс личностного благополучия или зона повышенного риска?» , Д. М. Семёнова в статье «Формирование городской идентичности в малых городах России» , Л. В. Смирнягин в статье «О региональной идентичности» , А. Ю. Согомонов «Современный город: стратегия идентичности» , Е. И. Филиппова в статье «Территории идентичности в современной Франции» , О. С. Чернявской в статье «Изучение идентичности горожан» изучали идентичность в привязке к определённому пространству - территории, региону, городу и т. п. Э. Гидденс исследовал в рамках своей социологической теории идентичность личности применительно к современному обществу . Вопросы этнической и национальной идентичности отражены в работах Т. Парсонсу , статье Е. О. Цалко «Образ русской женщины в структуре национальной идентичности русских (по материалам интервью)» . Э. Гуссерль , М. В. Заковоротная в монографии «Идентичность человека: Социально-философские аспекты» , И. Кант в своих трудах , Л. Ф. Косенчук и И. В. Лысак в статье «Формирование персональной идентичность: механизмы и условия» , В. А. Ядов в статье «Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности» обращались к понятию «идентичность» применительно к внутренней природе человека и его бытию в мире. Это же нашло своё отражение в работах Ж.-П. Сартра , Э. Фромма , З. Фрейда , М. Хайдеггера , Э. Дюркгейма, Дж. Мида , Э. Эриксона , К. Г. Юнга .
Проблема исследования специфики гендерных представлений под разным углом получила освещение в культурологических, философских, социологических, исследованиях. С. Беем в монографии «Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов» на богатом материале рассмотрела вопрос социального равенства мужчин и женщин , Е. И. Гапова в статьи «Революция и гендерный контракт, или Может ли комсомолка отказать комсомольцу?» рассмотрена гендер через призму политики . В свою очередь статья Е. И. Горошко «Гендерная проблематика в языкознании» посвящена языковым аспектам гендера . Т. Ю. Дашкова в статье «Гендерная проблематика: подходы к описанию» попыталась рассмотреть различные точки зрения на гендер . А. В. Кирилина в работе «Гендерные компоненты этнических представлений (по результатам пилотного исследования)» представила этнический компонент гендера . В. Н. Константинова в статье «Городское население Российской империи конца XIX века: гендерный аспект (на примере Екатеринославской губернии)» попыталась обратиться к российской истории и проследить как развивались гендерные отношения в городской среде Юга Российской империи . О. А. Полюшкевич также рассмотрела в своей статье «Гендерная дифференциация представлений о социальной солидарности в современном российском городе» как в пространстве города развиваются гендерные общественные отношения . Н. М. Либаковой принадлежит крупное диссертационное исследование «Модификации гендерных образов в российской культуре конца XIX - начала XXI вв.», где сделана попытка на основании обращения к художественному наследию страны представить гендерные процессы в российской культуре на рубеже почти двух столетий . Н. Л. Пушкарёва по праву является одним из пионеров гендерные исследований в советской и российской науке, что нашло отражение в целом ряде её фундаментальных работ, где прослеживается место женщины в российской истории . Вопросу места гендера в истории общества посвящены статьи Л. П. Репина «Гендерная история: проблемы и методы исследования» , Дж. Скотта «Гендер: полезная категория исторического анализа» и Е. О. Цалко «Образ русской женщины в структуре национальной идентичности русских (по материалам интервью)» К. Радина и А. А. Никитина в «Социальная психология мужественности: социально-конструктивистский подход» через призму социального конструирования исследовали гендерные аспекты, связанные с мужчинами . А в статье «Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации подростков» в соавторстве с Е. Ю. Терешковой Радина исследовала гендерную тематику применительно в вопросам подросткового воспитания и социализации молодых людей. В свою очередь А. И. Фёдоров в статье «Поведенческие факторы здорового образа жизни подростков: гендерный аспект» затронул вопрос здорового образа жизни подростков в гендерном измерении. О. В. Рябов в статье «Гендерное измерение национализма: методологические проблемы исследования»
Различные аспекты бренд-менеджмента территорий также нашли своё отражение в научных исследованиях. В статье Е. Ю. Баженовой «Бренд территории: содержание, модели формирования, практика конструирования в российских регионах» , монографии Д. В. Визгалова «Брендинг города» , монографии К. Динни «Брендинг территорий: лучшие мировые практики» , монографии Д. Кейт «Брендинг территорий. Лучшие мировые практики» , монографии Т. С. Злотниковой «Душа и тело города» , монографии Р. Клифтон и Дж. Симмонс «Бренды и брендинг» , Е. Н. Кукиной «Брендинг территорий: сущность и принципы разработки» представлены общетеоретические аспекты брендинга применительно к какому-то пространству. Д. П. Гаврв в совместных с А. С. Савицкой и с Ю. В. Тарановой обратился к вопросу имиджа территории. Статьи Е. Ю. Громовой и Н. К. Родионовой «Эволюция инструментов брендинга и их влияние на развитие экономики территории», работы И. В. совместные с Е. В. Степанычевой «Инструменты формирования бренда территории» и Ю. В. Шапкиной «Использование информационно-аналитических технологий в брендинге территории инновационного развития» , А. А. Мельниковой «Проблемы и перспективы развития брендинга городов» посвящены тем средствам, используя которые можно оказать влияние на экономическое развитие какой-то территории . Цикл работ Д. Н. Замятина посвящён вопросам соотношения географии и конкретного бренда. В статье Н. А. Колодия и Е. В. Родионовой «Технологии брендирования как способ развития территорий» поставлен вопрос о тех технологиях, которые необходимы для развития какой-то конкретной территории. Ю. В. Луценко в статье «Технология краудсорсинга как инструмент формирования бренда территории» рассматривая вопрос инструментария необходимого для успешного брендинга обращается к технологии краудсортинга . А. В. Мазуренко и Г. Ю. Никифорова в работе «Брендинг и публичная дипломатия как факторы устойчивого развития территории в условиях глобализации» затрагивают тему связи брендинга и дипломатии. О. С. Чернявская в «Нижний Новгород глазами нижегородцев: внутренний образ города» рассматривает опыт брендинга применительно к Нижнему Новгороду. Статья М. В. Тарасовой «Арт-брендинг территории Красноярского края как средство решения проблемы региональной идентичности» на сегодняшний день является, пожалуй, единственным стоящим научным исследованием, которое посвящено именно Красноярскому краю, причём с использованием потенциала произведений искусства. А вот А. В. Чечулиной в статье «Визуальная идентичность бренда территории» предпринята попытка обратиться к визуальным средствам, с помощью которых можно создать или определить идентичность того или иного города посредством узнаваемого бренда.
Методология исследования. Для достижения поставленной цели в работе использованы общенаучные методы: абстрагирования, обобщения, анализа, синтеза, аналогии и системного анализа. Эти методы использовались для проработки теоретического материала по обозначенной проблеме. Эмпирическая часть исследования базировалась на методах анкетирования и мысленного эксперимента.
Структура работы. Логика, цель и задачи бакалаврской предопределили ее структуру, которая включает введение, две главы, разделенные на параграфы, а также заключение, список использованной литературы и приложения. Объём бакалаврской работы составляет 93 страницы машинописного текста.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, обозначаются цель, задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе представлены теоретические сведения по проблеме исследования гендерных аспектов конструирования позитивной региональной идентичности средствами бренд-менеджмента.
Во второй главе представлено эмпирическое исследование существующей стратегии формирования позитивной региональной идентичности жителей г. Красноярска, а также представлена модель формирования позитивной региональной идентичности жителей г.Красноярска с учетом гендерных аспектов средствами бренд-менеджмента.
В заключении подводятся основные итоги и делаются выводы. В приложениях представлена использованная в эмпирическом исследовании анкета.
Одной из наиболее очевидных идентичностей является региональная идентичность: в меняющемся мире, довольно легко определить себя как жителя своего региона или города. Осмысление феномена региональной идентичности осуществляется в рамках различных тематических и дисциплинарных контекстов. Сугубо социологические попытки изучения городской идентичности во многом наследуют исходные принципы смежных дисциплин в исследовании данного вопроса, в результате чего основное внимание уделяется одним ее проявлениям в ущерб другим. При этом следование общепризнанному подходу к концептуализации идентичности не может считаться удовлетворительным в случае городской идентичности. Во- первых, вследствие того, что городская община сама по себе не отличается единством норм, ценностей, представлений, а, следовательно, не имеет однозначной основы для идентификации. Во-вторых, из-за того, что условия современного общества существенно сказываются на формировании и функционировании городской идентичности: город становится не столько местом индивидов, которые во взаимодействии производят совместный «городской образ жизни», сколько совокупностью индивидуализированных «незнакомцев», которые отдают предпочтение жизни в автономных сетях единомышленников, чем общению с другими, и формируют отношение к городу во многом на основании медиаобразов.
Вследствие вышесказанного актуальными становятся вопросы формирования региональной идентичности, в частности интересны и малоразработаны вопросы гендерных аспектов региональной идентичности. Наряду с указанными актуальны вопросы, связанные с поиском эффективных инструментов формирования региональной идентичности. Бренд- менеджмент представляется среди таких инструментов. Брендинг городов является не только средством продвижения территорий, но и формирования городской и региональной идентичности. Именно поэтому выбор темы данного исследования является актуальным.
Проблема исследования заключается в выявлении гендерных аспектов формирования позитивной региональной идентичности жителей г. Красноярска.
Целью данного исследования является разработка модели формирования позитивной региональной идентичности жителей г. Красноярска с учётом гендерных аспектов посредством использования бренд-менеджмента.
1. Провести теоретический анализ литературных источников по теме исследования.
2. Проанализировать практику формирования позитивной региональной идентичности на примере города Красноярска.
3. Предложить модель формирования позитивной региональной идентичности на примере города Красноярска
Объект исследования- региональная идентичность.
Предмет исследования- гендерные аспекты региональной идентичности.
Степень изученности. Понимание идентичности широко представлено в работах философов, психологов и социологов. Х. Абельс в работе «Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию» рассматривал идентичность с позиций интерпретативной социологии. В. Л. Абушенко в статье «Идентичность» в «История философии: Энциклопедия» , А. А. Анцыферова и В. А. Соснин в одноимённой статье в «Энциклопедическом социологическом словарь» , О. Ю. Малинова в статье «Идентичность как категория практики и научного анализа: о различии подходов » , В. С. Малахов в статье «Идентичность» в энциклопедическом словаре «Современная западная философия» , В. Г. Николаев в статье «Идентичность» в энциклопедии «Культурология. XX век» и Е. В. Якимова в статье «Идентичность психосоциальная» в той же энциклопедии, предприняли попытку представить полный обзор точек зрения на это понятие. П. Бергер и Т. Лукман в статье «Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания» рассматривали идентичность в контексте социального конструирования реальностей. В свою очередь П. Бурдьё в статье «Идентичность и репрезентация: элементы критической рефлексии идеи ‘'региона''» , Е. В. Головнёва в статье «Региональная идентичность: теоретические аспекты изучения» , М. Н. Губогло в монографии «Идентификация идентичности. Этносоциологические очерки» , Н. С. Дягилева в статье «Теоретические аспекты городской идентичности» , Р. В. Евстифеев в ряде работ , Д. Н. Замятин в статье «Идентичность и территория: гуманитарно-географические подходы и дискурсы» , А. В. Микляева и П. В. Румянцева в статье «Городская идентичность жителя современного мегаполиса. Ресурс личностного благополучия или зона повышенного риска?» , Д. М. Семёнова в статье «Формирование городской идентичности в малых городах России» , Л. В. Смирнягин в статье «О региональной идентичности» , А. Ю. Согомонов «Современный город: стратегия идентичности» , Е. И. Филиппова в статье «Территории идентичности в современной Франции» , О. С. Чернявской в статье «Изучение идентичности горожан» изучали идентичность в привязке к определённому пространству - территории, региону, городу и т. п. Э. Гидденс исследовал в рамках своей социологической теории идентичность личности применительно к современному обществу . Вопросы этнической и национальной идентичности отражены в работах Т. Парсонсу , статье Е. О. Цалко «Образ русской женщины в структуре национальной идентичности русских (по материалам интервью)» . Э. Гуссерль , М. В. Заковоротная в монографии «Идентичность человека: Социально-философские аспекты» , И. Кант в своих трудах , Л. Ф. Косенчук и И. В. Лысак в статье «Формирование персональной идентичность: механизмы и условия» , В. А. Ядов в статье «Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности» обращались к понятию «идентичность» применительно к внутренней природе человека и его бытию в мире. Это же нашло своё отражение в работах Ж.-П. Сартра , Э. Фромма , З. Фрейда , М. Хайдеггера , Э. Дюркгейма, Дж. Мида , Э. Эриксона , К. Г. Юнга .
Проблема исследования специфики гендерных представлений под разным углом получила освещение в культурологических, философских, социологических, исследованиях. С. Беем в монографии «Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов» на богатом материале рассмотрела вопрос социального равенства мужчин и женщин , Е. И. Гапова в статьи «Революция и гендерный контракт, или Может ли комсомолка отказать комсомольцу?» рассмотрена гендер через призму политики . В свою очередь статья Е. И. Горошко «Гендерная проблематика в языкознании» посвящена языковым аспектам гендера . Т. Ю. Дашкова в статье «Гендерная проблематика: подходы к описанию» попыталась рассмотреть различные точки зрения на гендер . А. В. Кирилина в работе «Гендерные компоненты этнических представлений (по результатам пилотного исследования)» представила этнический компонент гендера . В. Н. Константинова в статье «Городское население Российской империи конца XIX века: гендерный аспект (на примере Екатеринославской губернии)» попыталась обратиться к российской истории и проследить как развивались гендерные отношения в городской среде Юга Российской империи . О. А. Полюшкевич также рассмотрела в своей статье «Гендерная дифференциация представлений о социальной солидарности в современном российском городе» как в пространстве города развиваются гендерные общественные отношения . Н. М. Либаковой принадлежит крупное диссертационное исследование «Модификации гендерных образов в российской культуре конца XIX - начала XXI вв.», где сделана попытка на основании обращения к художественному наследию страны представить гендерные процессы в российской культуре на рубеже почти двух столетий . Н. Л. Пушкарёва по праву является одним из пионеров гендерные исследований в советской и российской науке, что нашло отражение в целом ряде её фундаментальных работ, где прослеживается место женщины в российской истории . Вопросу места гендера в истории общества посвящены статьи Л. П. Репина «Гендерная история: проблемы и методы исследования» , Дж. Скотта «Гендер: полезная категория исторического анализа» и Е. О. Цалко «Образ русской женщины в структуре национальной идентичности русских (по материалам интервью)» К. Радина и А. А. Никитина в «Социальная психология мужественности: социально-конструктивистский подход» через призму социального конструирования исследовали гендерные аспекты, связанные с мужчинами . А в статье «Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации подростков» в соавторстве с Е. Ю. Терешковой Радина исследовала гендерную тематику применительно в вопросам подросткового воспитания и социализации молодых людей. В свою очередь А. И. Фёдоров в статье «Поведенческие факторы здорового образа жизни подростков: гендерный аспект» затронул вопрос здорового образа жизни подростков в гендерном измерении. О. В. Рябов в статье «Гендерное измерение национализма: методологические проблемы исследования»
Различные аспекты бренд-менеджмента территорий также нашли своё отражение в научных исследованиях. В статье Е. Ю. Баженовой «Бренд территории: содержание, модели формирования, практика конструирования в российских регионах» , монографии Д. В. Визгалова «Брендинг города» , монографии К. Динни «Брендинг территорий: лучшие мировые практики» , монографии Д. Кейт «Брендинг территорий. Лучшие мировые практики» , монографии Т. С. Злотниковой «Душа и тело города» , монографии Р. Клифтон и Дж. Симмонс «Бренды и брендинг» , Е. Н. Кукиной «Брендинг территорий: сущность и принципы разработки» представлены общетеоретические аспекты брендинга применительно к какому-то пространству. Д. П. Гаврв в совместных с А. С. Савицкой и с Ю. В. Тарановой обратился к вопросу имиджа территории. Статьи Е. Ю. Громовой и Н. К. Родионовой «Эволюция инструментов брендинга и их влияние на развитие экономики территории», работы И. В. совместные с Е. В. Степанычевой «Инструменты формирования бренда территории» и Ю. В. Шапкиной «Использование информационно-аналитических технологий в брендинге территории инновационного развития» , А. А. Мельниковой «Проблемы и перспективы развития брендинга городов» посвящены тем средствам, используя которые можно оказать влияние на экономическое развитие какой-то территории . Цикл работ Д. Н. Замятина посвящён вопросам соотношения географии и конкретного бренда. В статье Н. А. Колодия и Е. В. Родионовой «Технологии брендирования как способ развития территорий» поставлен вопрос о тех технологиях, которые необходимы для развития какой-то конкретной территории. Ю. В. Луценко в статье «Технология краудсорсинга как инструмент формирования бренда территории» рассматривая вопрос инструментария необходимого для успешного брендинга обращается к технологии краудсортинга . А. В. Мазуренко и Г. Ю. Никифорова в работе «Брендинг и публичная дипломатия как факторы устойчивого развития территории в условиях глобализации» затрагивают тему связи брендинга и дипломатии. О. С. Чернявская в «Нижний Новгород глазами нижегородцев: внутренний образ города» рассматривает опыт брендинга применительно к Нижнему Новгороду. Статья М. В. Тарасовой «Арт-брендинг территории Красноярского края как средство решения проблемы региональной идентичности» на сегодняшний день является, пожалуй, единственным стоящим научным исследованием, которое посвящено именно Красноярскому краю, причём с использованием потенциала произведений искусства. А вот А. В. Чечулиной в статье «Визуальная идентичность бренда территории» предпринята попытка обратиться к визуальным средствам, с помощью которых можно создать или определить идентичность того или иного города посредством узнаваемого бренда.
Методология исследования. Для достижения поставленной цели в работе использованы общенаучные методы: абстрагирования, обобщения, анализа, синтеза, аналогии и системного анализа. Эти методы использовались для проработки теоретического материала по обозначенной проблеме. Эмпирическая часть исследования базировалась на методах анкетирования и мысленного эксперимента.
Структура работы. Логика, цель и задачи бакалаврской предопределили ее структуру, которая включает введение, две главы, разделенные на параграфы, а также заключение, список использованной литературы и приложения. Объём бакалаврской работы составляет 93 страницы машинописного текста.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, обозначаются цель, задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе представлены теоретические сведения по проблеме исследования гендерных аспектов конструирования позитивной региональной идентичности средствами бренд-менеджмента.
Во второй главе представлено эмпирическое исследование существующей стратегии формирования позитивной региональной идентичности жителей г. Красноярска, а также представлена модель формирования позитивной региональной идентичности жителей г.Красноярска с учетом гендерных аспектов средствами бренд-менеджмента.
В заключении подводятся основные итоги и делаются выводы. В приложениях представлена использованная в эмпирическом исследовании анкета.
Проведенное исследование позволило решить все задачи, поставленные в начале исследования.
Для решения первой задачи был проведен анализ теоретических источников по теме исследования, который показал, что формирование и воспроизводство региональной идентичности определяется такими процессами как:
- включенность региона в глобальный контекст в сети экономических, культурных, информационных и других связей, которые охватывают общество в мировом масштабе. Разный уровень связи людей и групп с глобальным «пространством потоков» формирует новые неравенства, в частности между теми, кто имеет возможности преодолеть ограниченность конкретного места, и теми, кто вынужден оставаться «локальным»;
- развитием информационных и коммуникационных технологий, которые повышают значение культурного фактора в функционировании общества и дают возможность выстраивать идентификационные практики на основе представлений: формировать и распространять желаемые образы города, городского жителя и городского поведения; иметь представление о городах, в которых никогда не бывал; представлять и управлять собственной городской идентичностью и т.д.
- в новых общественных условиях идентичность во многом становится предметом выбора и более-менее сознательного конструирования, требующего определенной культурной компетенции относительно того, какие идентичности существуют, чем характеризуются и чем отличаются;
- современное общество теряет территориальную определенность и предстает совокупностью разной степени связанных с территорией сообществ. Сама территория определяется смыслами, которые приписываются ей, а фрагментация сообществ усложняет совместную
- в современной России для большей части её населённых пунктов создание брендов городов представляет собой новшество. Главными сложностями встающими на пути успешного брендинга городов в России, являются следующие: нет полноценной научно-методической базы по созданию бренда города, отсутствует практический опыт в области брендинга городов, для воплощения в жизнь стратегии брендинга требуются крупные финансовые вливания. В тоже время стоит отметить, что хорошо продуманная стратегия брендинга города окажет хорошее влияние на самые активные категории общественности и будет влиять на складывание городской и региональной идентичности.
Для решения второй задачи была проанализирована практика формирования позитивной региональной идентичности на примере города Красноярска. Было выявлено, что работа направлена в большей степени на формирование городской идентичности. Власти Красноярска акцентируют внимание на культурно-историческом наследии города как средстве формирования идентичности горожан. Также ведущая роль отводится городским мероприятиям, наиболее масштабным является «День города». Именно в преддверии дня города в СМИ выходит множество материалов, посвященных городу Красноярску - эта информационная насыщенность вызывает чувство гордости за город, объединяет его жителей, тем самым формируя городскую идентичность.
Проанализировав практику брендинга Красноярска, можно сказать, что в настоящее время разработанного и продуманного бренда города не существует, предпринимались попытки принятия брендинговой стратегии и символики, но, к сожалению, данные начинания так и остались на уровне попыток.
Для решения третьей задачи была реализована попытка выявить гендерные аспекты формирования региональной идентичности, и предложена модель брендинга города Красноярска. Анкетирование респондентов позволило выявить специфику региональной и городской идентичности жителей Красноярска в зависимости от их половой принадлежности. Опираясь на полученные в ходе анкетирования данные, можно утверждать, что направление брендинга города, способствующее формированию городской идентичности жительниц Красноярска должно базироваться на культурных, природных и исторических ценностях региона. Городская идентичность мужчин - жителей Красноярска будет успешно формироваться, если позиционировать город как экономически развитый субъект Российской Федерации.
Таким образом, цель, поставленная в начале исследования, достигнута, задачи решены.
Для решения первой задачи был проведен анализ теоретических источников по теме исследования, который показал, что формирование и воспроизводство региональной идентичности определяется такими процессами как:
- включенность региона в глобальный контекст в сети экономических, культурных, информационных и других связей, которые охватывают общество в мировом масштабе. Разный уровень связи людей и групп с глобальным «пространством потоков» формирует новые неравенства, в частности между теми, кто имеет возможности преодолеть ограниченность конкретного места, и теми, кто вынужден оставаться «локальным»;
- развитием информационных и коммуникационных технологий, которые повышают значение культурного фактора в функционировании общества и дают возможность выстраивать идентификационные практики на основе представлений: формировать и распространять желаемые образы города, городского жителя и городского поведения; иметь представление о городах, в которых никогда не бывал; представлять и управлять собственной городской идентичностью и т.д.
- в новых общественных условиях идентичность во многом становится предметом выбора и более-менее сознательного конструирования, требующего определенной культурной компетенции относительно того, какие идентичности существуют, чем характеризуются и чем отличаются;
- современное общество теряет территориальную определенность и предстает совокупностью разной степени связанных с территорией сообществ. Сама территория определяется смыслами, которые приписываются ей, а фрагментация сообществ усложняет совместную
- в современной России для большей части её населённых пунктов создание брендов городов представляет собой новшество. Главными сложностями встающими на пути успешного брендинга городов в России, являются следующие: нет полноценной научно-методической базы по созданию бренда города, отсутствует практический опыт в области брендинга городов, для воплощения в жизнь стратегии брендинга требуются крупные финансовые вливания. В тоже время стоит отметить, что хорошо продуманная стратегия брендинга города окажет хорошее влияние на самые активные категории общественности и будет влиять на складывание городской и региональной идентичности.
Для решения второй задачи была проанализирована практика формирования позитивной региональной идентичности на примере города Красноярска. Было выявлено, что работа направлена в большей степени на формирование городской идентичности. Власти Красноярска акцентируют внимание на культурно-историческом наследии города как средстве формирования идентичности горожан. Также ведущая роль отводится городским мероприятиям, наиболее масштабным является «День города». Именно в преддверии дня города в СМИ выходит множество материалов, посвященных городу Красноярску - эта информационная насыщенность вызывает чувство гордости за город, объединяет его жителей, тем самым формируя городскую идентичность.
Проанализировав практику брендинга Красноярска, можно сказать, что в настоящее время разработанного и продуманного бренда города не существует, предпринимались попытки принятия брендинговой стратегии и символики, но, к сожалению, данные начинания так и остались на уровне попыток.
Для решения третьей задачи была реализована попытка выявить гендерные аспекты формирования региональной идентичности, и предложена модель брендинга города Красноярска. Анкетирование респондентов позволило выявить специфику региональной и городской идентичности жителей Красноярска в зависимости от их половой принадлежности. Опираясь на полученные в ходе анкетирования данные, можно утверждать, что направление брендинга города, способствующее формированию городской идентичности жительниц Красноярска должно базироваться на культурных, природных и исторических ценностях региона. Городская идентичность мужчин - жителей Красноярска будет успешно формироваться, если позиционировать город как экономически развитый субъект Российской Федерации.
Таким образом, цель, поставленная в начале исследования, достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ГОРОДА НА СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕРИАЛОВ ТЕЛЕКАНАЛА «ЕНИСЕЙ»)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



