Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1. Современное состояние потребительского рынка чая черного
байхового в России и за рубежом 6
1.2. Особенности формирования классификации и ассортимента чая 10
1.3. Факторы, обусловливающие качества чая черного
байхового ...16
1.4. Анализ нормативной базы, действующей в области объекта
исследования 20
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Структура и организация работы
предприятия ...24
2.2. Характеристика материально-технической базы
предприятия ...26
2.3. Характеристика ассортимента реализуемой продукции в
РС«Проспект» 28
2.4. Технологические процессы, осуществляемые на предприятии
торговли ...35
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
3.1. Цели и задачи эксперимента 44
3.2. Характеристика объектов исследования и условия проведения
эксперимента 44
3.3. Номенклатура показателей качества и характеристика методов
анализа ...53
3.4. Результаты эксперимента и их обсуждение 56
Выводы и предложения 73
Список используемой литературы 76
Приложение А - Образцы чая черного байхового 80
Чай - один из самых популярных тонизирующих напитков, которому присущи высокие вкусовые качества, изысканный аромат, хорошее стимулирующее и лечебное действие [21].
Лекарственная ценность чая объясняется присутствием в его составе дубильных веществ, алкалоидов, аминокислот, эфирных веществ, пигментов и витаминов.
В качестве оздоровительного напитка чай широко используют в профилактических целях при: онкологических заболеваниях; поддержании здоровья зубов; заболеваниях сердечно-сосудистой системы; заболеваниях кишечника; сахарном диабете; также чай способен выводить из организма вредные соли и токсины [2].
Актуальностью данной дипломной работы является то, что современный российский рынок чая насыщен большим количеством различных видов чая, которые заинтересовывают покупателей привлекательной упаковкой, доступной ценой и заявленным высоким качеством. Но не всегда информация на упаковке может совпадать с фактическим качеством товара. Основными видами фальсификации чая являются качественная и информационная, за счет добавления компонентов низкого качества и различных примесей.
Целью дипломной работы является и оценка качества черного байхового чай, реализуемого ТС «Проспект» и оптимизация ассортимента с целью повышения покупательского спроса.
Задачи дипломной работы:
- исследовать современное состояние российского и мирового рынка чая;
- рассмотреть особенности формирования классификации и ассортимента чая черного байхового;
- исследовать факторы, обусловливающие качества чая черного байхового;
- провести анализ нормативной базы, действующей в области объекта исследований;
- дать характеристику деятельности магазина розничной сети «Проспект»;
изучить номенклатуру показателей качества и дать характеристику методов анализа объектов исследования;
- провести исследование качества образцов чая черного байхового;
- сделать выводы по результатам проделанной работы.
В процессе написания дипломной работы были выполнены все поставленные задачи, а именно:
- исследован и раскрыт современный российский и мировой рынок чая;
- изучены особенности мировой и российской классификации и ассортимента чая черного байхового;
- проведен анализ нормативной базы, действующей в области объекта исследований;
- дана характеристика деятельности магазина розничной сети «Проспект»;
- проведено исследование качества образцов чая черного байхового;
В ходе проведения работы было установлено, что лидирующие позиции в производстве чая делят между собой Китай, Индия и Шри-Ланка. В связи с современными политическими события в нашей стране стремительно развивается чайное производство. Лидерами производства чая в нашей стране являются Краснодарский край и Северо-Западный федеральный округ с совокупной долей около 70%.
Особой популярностью среди потребителей пользуется традиционный чёрный байховый чай, также ему не уступает и зелёный чай, затем фруктовые, травяные и другие виды чая. Наиболее популярными добавками являются лимон и бергамот.
По импорту чая Россия находится на 2-м месте в мире и входит в первую пятерку по его душевому потреблению. Главными странами-импортерами чая являются: Шри-Ланка, Индия, Китай, Кения, Индонезия.
На основании анализа нормативно-технической документации, действующий в области чая и чайной продукции следует отметить, что Технический регламент на чай и чайную продукцию, принятый Государственной Думой РФ в 2010 году, значительно упрощает работу с нормативно-технической документацией. В данной техническом регламенте прописаны все показатели и методы их оценки; правила упаковки и маркировки продукции, а также правила и формы государственного контроля за соблюдением требований настоящего Федерального Закона.
По результатам органолептической и физико-химической оценки качества чая, а также при проведении дегустационного анализа была выявлено, что ни один образец не соответствует указанной на маркировке градации качества «Высший сорт» и «Букет». Хотя образец №2 «Азерчай» по заключению дегустационного анализа лидирует по вкусу и аромату и внешнему виду (уборке) чая, но по правилам проведения дегустационного анализа: если у большинства членов дегустационной комиссии будет неудовлетворительная оценка по одному из показателей качества, то образец получает неудовлетворительную оценку, независимо от уровня качества по другим показателям. Поэтому всем исследуемым образцам следует присвоить первые и вторые сорта чая.
В заключении дипломной работы хотелось бы добавить, что в магазине «Проспект», не совсем отрегулирована работа персонала и часто товары отсутствуют на полках.
Для оптимизации ассортимента РС «Проспект» хотелось бы предложить:
1. Чаще проводить социологические опросы покупателей для выявления предпочтений не только по ассортименту чая, но и по всем другим группам товаров.
2. Рассмотреть возможность расширить ассортимент листового ( байхового ) фасованного чая, так как по результатам проводимого нами опроса было выявлено, что большинство покупателей предпочитают фасованный чаи.
3. По возможности обновлять ассортимент чая, реализуемого в РС «Проспект», наладить отношения с российскими производителями чая, сделать пробную поставку российского чая, так как на основании дегустационного по вкусу и аромату лидировал именно чай торговой марки «Азерчай», производителем которой является Краснодарский край.
4. Проводить дегустации новинок чая и уже существующих в ассортименте РС «Проспект» марок чая, для повышения информированности покупателей об ассортименте магазина.