Введение 3
1. Искусство и рынок: тенденции взаимодействия 7
1.1 Арт-рынок как специфический сектор рынка 7
1.2 Основные типы покупателей и коллекционеров искусства 14
1.3 Трансформация отношений «дилер-критик» под влиянием
развития арт-рынка 18
2. Искусство как товар: проблемы интерпретации 24
2.1 Искусство как особый вид товара 24
2.2 Символическая ценность искусства как основание
его автономии 26
2.3 Коммерческий успех и свобода искусства: единство
противоположностей 31
3. Коммерциализация как основополагающий принцип искусства в культуре
потребления 37
3.1 Медиализация искусства как способ его продвижения 37
3.2 Брендовые товары и искусство: грани взаимодействия 41
3.3 Арт-бизнес как особая практика 45
3.4 Мнение дилеров против эстетического суждения 48
4. Цена и ценность искусства в условиях рынка 50
4.1 Массовизация как угроза идее «высокого» искусства 50
4.2 Особенности ценообразования на арт-рынке 54
4.3 Ярмарки искусства как пространство взаимодействия коммерческого и
художественного 57
4.4 Деньги в пространстве искусства: между целью и средством 61
4.5 Роль художника в системе арт-рынка 64
4.6 Некоторые особенности российского арт-рынка 68
Заключение 72
Список источников и литературы 74
Приложение А 80
Приложение Б 82
Приложение В 98
Актуальность темы исследования. Сегодня такое словосочетание как арт-рынок уже стало привычным для всех тех, кто интересуется искусством. У всех постоянно на слуху многомиллионные сделки, которые постоянно заключаются на этом самом рынке. И всевозможные СМИ постоянно трубят о том, какие рекорды устанавливаются современными или же классическими произведениями искусства.
Рынок искусства стал горячо обсуждаемой темой. Об этом говорит количество дискуссий и споров, научных исследований, книг, статей, которые рассказывают о том, как существует искусство в коммерческом пространстве. Основой профессиональных аналитических исследований финансовых компаний служит динамика цен на работы модных художников, а модели коммерческого поведения художников становятся предметом изысканий экономистов. Что касается изучения тонкой грани, которая проходит между ценой и ценностью, то это весьма богатая почва для культурологических и философских споров. Причина такого повального увлечения этими сюжетами бесспорно одна — это рост объемов рынка начиная с нового тысячелетия.
Искусство и рынок исторически взаимозависимы, но при этом они стараются сохранить некоторую автономию. Хотя произведения искусства повинуются внешним законам, но одновременно с этим они обладают своей собственной внутренней логикой. В представлениях различных игроков арт-рынка о самих себе (галеристов, художников и критиков) можно будет наблюдать, как они стремятся вытеснить рынок во внешнюю зону, с которой они сами себя никак не идентифицируют. Однако это риторическое отторжение рынка часто становится предпосылкой для успешного сбыта произведений искусства.
Художественный рынок - это некая аналогия финансового, который основывается на создании сетей. Другими словами, рынок - место где все его участники непосредственно взаимодействуют друг с другом. И поле влияния такого рынка постоянно расширяется. Арт-рынок после 1945 года ассоциировался только с западными финансовыми центрами такими, как Париж, Нью-Йорк, Лондон, но позже, в процессе глобализации, число таких центров начало возрастать. К ним добавились Гонконг, Пекин и Москва. И получается, что глобализация рынка искусства - уже случившийся факт. При этом, как показывает практика, глобальный арт-рынок - это, зачастую, всего лишь иллюзия, поскольку, чтобы добиться коммерческого успеха, любому художнику нужно закрепиться в крупном центре: в Нью- Йорке или же Лондоне. Таким образом, проблема данного исследования может быть сформулирована в виде ряда противоречий: искусство как товар и символическая стоимость, глобальный арт-рынок и централизация торговли искусством, интересы
участников арт-рынка, которые можно объединить в вопрос: что собой представляет современный арт-рынок как социокультурное явление?
Степень теоретической разработанности проблемы. Литературу по исследуемой теме можно разделить на несколько блоков. Первый блок составляют работы философские работы К. Марска, И. Канта, Т. Адорно, Ж. Лакана задающие контекст обсуждения проблемы «искусство и рынок». Ко второму блоку следует отнести исследования общеметодологического характера, в которых выявляются специфические черты современной культуры и основные тенденции коммерциализации искусства. Это труды Т. Адороно, К. Кракауэра, К. Маркса, П. Бурдьё, Л. Болтански, М.С. Кагана, Э. Кьяпелло, Б. Гройса, А. Арутюновой. К. Кнорр-Цетины, Н. Штера, П. Досси, В. Хан-Магомедовой. Перечисленные авторы исследуют общие тенденции развития современной культуры и анализируют закономерности превращения искусства в товар. Третью группу составляют монографии и статьи, касающиеся отдельных сторон арт-рынка и его участников - художников, галеристов, арт-дилеров, критиков и т.д. Это работы Х. и С. Уайт, А. Арутюновой, А. В. Карпова, Н. Проказиной, Н Н. Суворова В Лапшина, Т. М.Милюковой, Ю.С Бегма, Д. В. Шабельниковой, Ю. П. Конова, И. Б. Булекова, С. И. Скатерщикова, Г. Онуфриенко. Вопросы коммерциализации искусства рассматривают В. А. Колычева, А. А. Лысакова, Б. А.Денисов, Н. Проказина, Т. М.Милюкова. Отдельный блок составляют статьи и выступления художников, галеристов, критиков - Э. Уорхола, М. Гельмана, Д. Томсона, N.Horowitz, Б. О’Догерти и др. Отдельную группу представляют материалы выставок, биеннале, журналы и сайты, посвященные торговле искусством: Vanity Fair, FAZ .
Цель работы: выявить особенности становления и развития арт-рынка, а так же показать, как формировались взаимоотношения между искусством и рынком, определить их основные противоречия.
Для достижения цели были сформированы следующие задачи:
о Рассмотреть, на чем основываются взаимоотношения между искусством и рынком и определить их составляющие.
о Проанализировать искусство как особый вид товара.
о Выявить основные типы покупателей и коллекционеров.
о Обосновать коммерциализацию как основополагающий принцип современного этапа в развитии искусства.
Теоретико-методологической основой служит исследования классические и современные культурологические концепции возникновения и утверждения представлений о художественных произволениях как особых явлениях культуры, труды классиков 4 философии и социологии, а так же работы известных зарубежных культурологов и социологов, которые в свою очередь посвящены тому, как происходили процессы становления и изменения художественных ценностей. Основой работы служат методологические подходы свежующих авторов: И. Грав, А. Арутюновой, Пирошки Досси, П. Бурдье, К. Макса, Т. В. Адорно, Э. Уорхола. В работе используется социокультурный подход, в рамках которого применяются описательный метод, метод сравнительного анализа, контент-анализ.
Объект исследования выступает арт-рынок как социокультурное явление.
Предмет изучения - особенности и противоречия становления и развития отношений между основными субъектами арт-рынка.
Гипотеза исследования: В современной культуре искусство превращается в товар, что предопределяет его коммерциализацию и подчинение рыночным закономерностям. В то же время, искусство, в отличие от других товаров, обладает символической стоимостью. Такая двойственность обусловливает особенности арт-рынка в современной культуре и ведет к противоречиям, влияющим на развитие современного искусства.
Научная новизна данного исследования связана с раскрытием особенностей и основных противоречий, которые лежат в основе отношений между основными субъектами арт-рынка, а так же выявление специфики арт-рынка как социокультурного феномена.
Положения, выносимые на защиту:
о В работе определенно социокультурное содержание такого феномена как арт-рынок, а так же описаны его основные институции куда входят: коллекционер, дилер, художник, критик, галереи и аукционы.
о Изучены субъективные и объективные критерии, которые напрямую участвуют в процессе ценообразования;
о Проведен анализ того, на чем основываются взаимоотношения искусства и рынка и почему они постоянно пытаются отдалиться друг от друга;
о Проведенное анкетирование выявило противоречивые тенденции в становлении регионального арт-рынка.
Теоретическая значимость данного исследования - это комплексный анализ становления и состояния арт-рынка, позволивший определить ключевых игроков и основные тенденции его развития. Результаты, которые получены при написании работы могут быть актуальны в процессе изучения характера и направленности изменений эстетического содержания искусства в целом. Практическая значимость работы дает возможность использовать полученные материалы при изучении социокультурных проблем развития мирового арт-рынка, а так же арт-рынка в России. Полученные 5
материалы так же могут быть использованы для разработки учебных курсов по социологии культуры и проблем современного искусства.
Апробация результатов исследования.
Теоретические положения и выводы, которые содержатся в работе нашли отражение в выступлении автора на ежегодной научной конференции «Этюды Культуры» в г. Томске (2017 год). В рамках данной конференции был представлен доклад на тему «Как выглядит рынок в современной России». Так же некоторые моменты и этапы данной диссертационной работы обсуждались в рамках межпредметного семинара на кафедре культурологи, теории и истории культуры.
Арт-рынок сам по себе явление уже не новое. Он возник и начал развиваться еще с конца XVII века. И коммерческая направленность не являлась его самоцелью. До определенного момент структура арт-рынка базировалась на таких игроках как коллекционер, дилер, художник и критик. Такая модель достаточно долго функционировала успешно. Но 2000-е годы, которые можно считать активными, привнесли изменения, добавив новые институции такие, как ярмарки, галереи и аукционы. Что касается системы «дилер-критик», то она сейчас исчерпала себя и перестала функционировать так как это было, например в 1990-х годах. Сейчас вместе с галеристами на процесс образования ценностей оказывают прямое влияние коллекционеры со своими покупательскими привычками. И значимость их предпочтений куда больше, чем критика. А изменился ли так намываемый «портрет» художника? Безусловно. Успешный художник (сегодня) - это уверенный знаток и пользователь различных рыночных механизмов и вместе с этим он занимается самопродвижением. Популярность современного художника - это его имя, которое фигурирует в финансовых рейтингах. Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что арт-рынок, точнее его составляющие, переживают постоянные изменения. Возможно, в будущем может произойти что-то более глобальное.
Сегодняшний художественный рынок - это феномен спекуляций и рекламы в контексте глобальных общественных изменений. Такой размах цен и концентрация внимания рынка на «победителях», наглядно демонстрирует нам одну из тенденций, у которой есть потенциал стать одной из ведущих - это возрастающее в нынешнем обществе неравенство. А то, что переживают взаимоотношения между искусством и деньгами может послужить прекрасной основой для криминального романа. Сейчас ряды участников арт- рынка, наряду с такими фигурами как коллекционер, торговец и эксперт, пополнились новыми персонажами: налоговыми махинаторами, отмывателями денег и скупщиками краденого.
Граница между дозволенными и недопустимыми манипуляциями стала достаточно расплывчатой, и то, что там происходят какие-то нарушения не так уж легко доказать. А обратная сторона излишней «секретности» торговли искусством стала абсолютно непрозрачной. Следует отметить, что, в торговле искусством все якобы пытаются выставить напоказ те процессы, через которые она проходит, но не стоит забывать о бесчисленном количестве сделок, которые скрывают и постоянно умалчивают и утаивают. Аура искусства на рынке так же стала выполнять двусмысленную роль. Это роль превращения бесценного - результатов духовного творчества - в денежный эквивалент.
Сколько бы ни твердил покупатель о том, что он покупает исключительно то, что нравится именно ему, рост цен говорит о том, что он покупает то же самое, что и остальные.
Воспринимать искусство как искусство, значит выбирать то искусство, которое любишь. А в этом будет заключаться свобода и подлинная роскошь искусства.
Основываясь на рассмотрении и изучении противоречий, которые лежат в основе взаимоотношений между всеми субъектами художественного рынка, можно предложить следующие практические приложения темы данного исследования:
1. В современном арт-рынке значение таланта значительно «вымывается». И он все больше начинает склоняться к коммерческой составляющей искусства. Ключевая проблема - нет достаточно четких границ между выдающимся мастерством и коммерческим успехом.
2. Современный художник, у которого получается достичь определённых высот, теперь не просто носитель знаний. Ему необходимо быть успешным менеджером и заниматься пиаром собственного творчества.
3. Стоит создать комплекс обменных программ, для того чтобы внедрить западный опыт, который может поспособствовать развитию арт-рынка в нашей стране.
В дальнейшем можно более подробно заняться исследованием структуры российского и зарубежного арт-рынка. При помощи сравнительного анализа будут созданы рекомендации по внедрению западного опыта, который может положительно сказаться на маркетинговой политике в сфере искусства и культуры.
1. Amica. May 2007. P. 156.
2. Belcove J.L. Brown’s Eye// W. July 2004. P. 78-87.
3. Bourdieu P. Symbolic Capital // Outline Of a Theory Of Practice. Op. cit. P. 119.
4. Bourdieu P. The Market for Symbolic Goods // The Rules Of Art... Op. cit. P. 141¬175.
5. Braathen M. Commercial Significance of the Exhibition Space// Price of Everything — Perspectives on the Art Market. 2007.
6. Buchloh B.H.D., ed. Michael Asher. Writings 1973-1983 on Works 1969-1979. Halifax; Los Angeles: Press of the Nova Scotia College of Art and Design and the Museum of Contemporary Art Los Angeles, 1983. P. 95-100.
7. Burger P. Lebensbegriffe der Avantgarden// Buchmann S., Draxler H., Greene S., eds. Film, Avantgarde undBiopolitik. Wien: Akademie der bildenden Kunste, 2009. P. 72¬84.
8. Coslor E. Hostile Worlds and Questionable Speculation: the Plurality of Views about Art and the Market // Research Anthropology. 2010. Vol. 30. P. 209-224. Recognizing in Economic.
9. Cras S. Art as Investment and Artistic Stockholding: Experiments in the 1960s’ // American Art. 2013. Vol. 27. No 1. Цит. по: The Market / ed. by N. Degen. L.: Whitechapel Gallery; Cambridge: MIT Press, 2013. P. 139.
10. Der groBe Hollensturz // Der Spiegel. Nr. 48. 2008. S. 174-178.
11. Fraser A. Psychoanalysis or Socioanalysis: Rereading Pierre Bourdieu// Texte Zur Kunst. Nr. 68 (Dezember 2007). S. 139.
12. Gohlke G. Neuer Sendeplatz fur eine alte Debatte? // www.artnet.com. May 29, 2008 (дата обращения 25.04.2018).
13. Graw I. Im Griff des Kunstmarkts // TAZ. 14.04.2004.
14. Graw I. Marktforschung mit Hirtenstab // FAZ. 12.02.2008.
15. Gropp R.-M. Die Art Basel kann die bessere Biennale sein // FAZ. 12.06.2007.
16. Herrnstein Smith B. Contingencies of Value: Alternative Perspectives for Critical Theory. Cambridge, MА: Harvard University Press, 1988. P. 33.
17. Horowitz N. Art of the Deal: Contemporary Art in a Global Financial Market. Princeton: Princeton University Press, 2010. P. 21, 143-188.
18. Karpik L. Valuing the Unique: e Economics of Singularities. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2010. P. 167.
19. Kennedy R. Chelsea: The Art and Commerce of One Hot Block // The New York Times. Электронный pecypc:http:// www.nytimes.com(дата обращения 1.05.2018).
20. Knorr Cetina K. The Market // Theory, Culture & Society. Vol. 23. London; Thousand Oaks; New Delhi: SAGE, 2006. P. 551.
21. Koselleck R. Kritik und Krise. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1989.
22. Kracauer S. The Salaried Masses [1930]. London: Verso, 1998. P. 25.
23. Kris E., Kurz O., Legend, Myth and Magic in the Image of the Artist: A Historical Experiment (1934). New Haven: Yale University Press, 1979. P. 3.
24. Kwon M. Exchange Rate: On Obligat ion and Reciprocity in Some Art of the 1960s and After // Work Ethic / ed. by H. Molesworth, 2003. Цит. по: The Market... P. 135.
25. Lacan J. Ecrits. Paris: Seuil, 1966. P. 823.
26. Lazzarato M. Immaterial Labor // Michael Hardt and Paolo Virno, eds. Radical Thought in Italy: A Potential Politics. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2006. P. 133-150.
27. Lemke T. Biopolitik. Hamburg: Junius, 2007. S. 9.
28. Losel А. Unser Mann in New York // Stern. 16.01.2007.
29. Marshall P.D. Introduction // Marshall P. D., ed. The Celebrity Culture Reader. New York; London: Routledge, 2006. P. 4.
30. Mauss M. The Gift: The Form and Reason for Exchange in Archaic Societies [1950]. New York; London: Routledge, 2002 (рус. пер.: Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии / Сост., пер. с фр., предисл., комм. А.Б. Гофмана. М.: КДУ, 2011).
31. McAndrew C. Welcome to Arts Economics [Электронный ресурс]. http://artseconomics.com(дата обращения 10.05.2018).
32. Menger P.-M. Portrait de l’artiste en travailleur: Mdtamorphoses du capitalisme. Paris: Seuil, 2003.
33. Moulin R. Le Marchd de l’art. Mondialisation et nouvelles technologies. Paris: Flammarion, 2003.
34. Mucnsterberger, Werner: Sammeln. Eine unbandige Leidenschaft. Frankfurt Main 1999, S. 109.
35. Muensterberger W. Collecting: An Unruly Passion: Psychological Perspec- tives. Princeton, 1994.
36. Rosler M. Money, Power and Contemporary Art // The Art Bulletin. 1997 [Электронный ресурс]. www.darkmatterarchives.netдата обращения 20.05.2018).
37. Schultz D. Marcel Broodthaers: Strategy and Dialogue. Bern: Peter Lang, 2007.
P. 96.
38. Simmel G . The Philosophy of Money. L.; N.Y.: Routledge, 2005. P. 312 - 313.
39. Stehr N. Moral Markets: How Knowledge and Affluence Change Consumers and Producers. Op. cit. P. 79.
40. The Mona Lisa Curse. Oxford Film; Television, Channel 4 Television Corporation, 2008.
41. Theil S. Special Report // Newsweek. Special Issue on «Unthinkable Luxury». May/June 2008. P. 48-52.
42. Thomas G. Orstermin. Zum Tee bei dem Londoner Galeristen Anthony d’Offay, der GroBbritannien seine Kunstsammlung uberlasst: Jeglicher Besitz ist doch nur Leihgabe // FAZ. 15.03.2008.
43. Thronton S. Freudian Analysis // www.artforum.com. 14.05.2008 (дата обращения 22.05.2018).
44. Vanity Fair (German Edition). Nr. 26. 2008. P. 59.
45. Velthuis O. Accounting for Taste // Artforum. April 2008. P. 308.
46. Velthuis O. The Venice Effect // The Artnewspaper, 2011. Online edition [Электронный ресурс]. http://www.theartnewspaper.com(дата обращения 26.05.2018).
47. Vogue (German Version). June 2007. P. 88.
48. Warnke M. Foreword// Rubens. Koln: DuMont, 2006. P. 6.
49. Warnke M. Hofkunstler. Zur Vorgeschihte des modernen Kunstlers. Op. cit. S. 33.
50. White H., White C. Canvases ans Careers: Institutional Changes in the French Painting World. New York; London; Sydney: Wiley, 1965. P. 194. Рус. пер.: Уайт Х., Уайт С. Холсты и карьеры / Пер. с англ.; общ. ред. и вступ. ст. М.Л. Магидович. СПб.: Центр социологии искусства, 2000 г.
51. Б. О’Догерти Внутри белого куба [1976] / Пер. Д. Прохоровой. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. С. 20.
52. Бегма Ю.С., Шабельникова Д. В. Секреты ценообразования на арт-рынке // Экономический журнал. Т. 20. 2010. % 4. С. 128 - 132.
53. Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма. Указ. соч. С. 698-699.
54. Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1993. № 1/2. С. 42 - 64.
55. Виктория Хан-Магомедова «Флюкус - это состояние души» Электронный ресурс: http://di.mmoma.ru/news?mid=2298&id=913(дата обращения 27.05.2018).
56. Вирно П. Грамматика множества. Указ. соч. С. 26-27.
57. Виханский О. С., Липская А. И. Паевой инвестиционный фонд как форма инвестирования в художественные ценности // Вестник Московского ун-та. Сер. 24: Менеджмент. 2012. № 2. С. 3 - 32.
58. Галерейный бизнес. Российский и зарубежный опыт. М.: Арт-менеджер, 2007. 370 с. В 2010 г. вышло в свет второе дополненное издание (М., 2010. 420 с.) в серии «Библиотека "ART-менеджера"».
59. Гельман М. Как продавать искусство // Отечественные записки. 2005, № 4.
60. Горький М. Город Мамоны (Мое впечатление от Америки). Полное собрание произведений в 25 томах. М., 1970. Т. 6. С. 433.
61. Григорьева С. М. Методы оценки предметов изобразительного искусства // Мир экономики и права. 2012. Вып. 4-й. С. 18 - 23.
62. Гройс Б. Капитал. Искусство. Справедливость // Художественный журнал. 2005. № 60.
63. Денисов Б. А. Арт-рынок: общие черты и генезис // Маркетинг. 1998. No 3. С. 58.
64. Карпов А. В. Понятие «художественный рынок» в социально-гуманитарных науках // Художественный рынок как объект гуманитарного знания: материалы межвуз. науч.- практ. конф 21-23 января 2004 г. СПб., 2004.
65. Досси П. Продано! Искусство и деньги. СПб.: Лимбус Пресс; Изд-во К. Тублина, 2011. С. 20-22.
66. Еремеев С. В. Организационные формы мировой торговли культурными ценностями // Сегодня и завтра Российской экономики. 2012. № 50. С. 97 - 104.
67. Интервью Кадера Лидии Моррис от марта 1976 года в кн.: Karola Grasslin, Astrid Ihle, und Fabrice Hergott, eds. Andre Cadere: Peinture Sans Fin. Koln: Walther Konig, 2007. S. 18.
68. Каган М.С. К вопросу о месте искусства в культуре / Онтология искусства: Сборник научных статей. - Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2005. - С. 51-67.
69. Кант И. Критика способности суждения / Пер. Н. М. Соколова // Кант И. Соч. В 6 т. [ «Философское наследие»]. Т. 5. М.: Мысль, 1966.
70. Карпов А. В. Художник в мире современного российского арт-бизнеса// современный художественный рынок России: вопросы становления и развития: материалы II Международной научно-практической конференции, 31 января 2006 года. СПб. : Изд-во СПбГУП, 2006. С. 13.
71. Колычева В. А. Классификация факторов ценообразования на рынке произведений искусства // Экономический анализ: теория и практика. 2012. №41. С. 44 - 48.
72. Конов Ю. П., Булеков И. Б. Инвестиции в предметы искусства как альтернатива традиционным формам вложения средств // Финансы. 2010. № 1. С. 67 - 69.
73. Кукушин Н. В. Аукционные продажи как наиболее конкурентная среда ценообразования на рынке произведений изобразительного искусства // Экономика. Управление. Культура / Под. ред. Л. Д. Абрамовой. Вып. 13. Ч. 1.
74. Лапшин В. Художественный рынок в России конца XIX - начала XX века // Вопр. искусствознания. 1996. No 1. 86-94.
75. Лысакова А. А. Парадоксы современного арт-рынка как глобального института // Известия Уральского федерального ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. Т. 95. 2011. № 4. С. 246 - 255.
76. Маркс К. Капитал. Кн. 1. Гл. I. 4. Товарный фетишизм и его тайна. - М.: Изд- во АСТ. - 565 с.
77. Мешкова О. Г. Роль аукционных домов в деятельности современного арт- рынка // Вопросы культурологии. 2010. № 8. С. 57 - 62.
78. Милюкова Т. М. Художественная галерея в современной культуре Санкт- Петербурга: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2004.
79. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Указ. соч. С. 142-152.
80. О коммуникативной силе брендов см.: Hellmann K.-U. Soziologie der Marke. Frankfurt am Main: Suhrhkamp, 2003. S. 89.
81. Об участившихся пересечениях между Венецианской биеннале и Art Basel см. комментарий Розы-Марии Гропп: FAZ. 09.06.2007.
82. Онуфриенко Г. Художник в мире западного арт-бизнеса // Вопросы искусствознания. М., 1994. Вып. 1. С. 50.
83. Прикладная культурология: калейдоскоп идей // Под научной редакцией проф. И. Г. Хангельдиевой М.: МУМ, 2010.
84. Проказина Н. От базара к арт-рынку // Декоративное искусство. 2004. № 4. С.
84.
85. Пухачев А. С., Пухачев С. Б. Художественный рынок: учеб. пособие / Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. Вел. Новгород, 2007. 178 с.
86. Рансьер Ж. Разделение чувственного. Эстетика и политика [2000] / Пер. В.Е. Лапицкого // Рансьер Ж. Разделяя чувственное. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в
СПб., 2007. С. 25.
87. Скатерщиков С. И. Руководство по инвестированию на рынке предметов искусства. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
88. Современное искусство и отечественный художественный рынок / под. ред. Т. Е. Шехтер СПб. : СПбГУП, 2005. С. 41.
89. Суворов Н. Н. Галерейное дело: введение в арт-бизнес. СПб.: СПбГУКИ, 2001. 80 с.
90. Суворов Н. Н. Галерейное дело: искусство в пространстве галереи. Спб.: Изд- во СПб. Ун-та, 2006. - С. 108.
91. Томпсон Д. Как продать акулу за 12 миллионов долларов. М.: Центрполиграф, 2012.
92. Уорхол Э. Философия Энди Уорхола. М.: Д. Аронов, 2002. С. 120.
93. Художественный рынок: Вопросы теории, истории, методологии. СПб.: СПбГУП, 2004. С. 27.
94. Экономика культуры // Под ред. А. Рубин- штейна. М.: СЛОВО/SLOVO, 2005.
95. Экономическая и антропологическая интерпретация социального обмена. А.Ю. Ашкеров // Социологический журнал. - 2001. - No 3. Электронный ресурс: https://www.artbasel.com/about/history(дата обращения 31.05.2018).