АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Массовые открытые онлайн-курсы в контексте информационного
общества: исторические и теоретические основания 15
1.1 Информационное общество как фактор появления и развития
массовых открытых онлайн-курсов 15
1.2 Теоретические подходы к определению и классификации массовых
открытых онлайн-курсов 32
2 Массовые открытые онлайн-курсы в контексте общества знания:
ценностный потенциал 41
2.1 Значение массовых открытых онлайн-курсов для стратегии
непрерывного пожизненного обучения в контексте общества знания..41
2.2 Ценностный потенциал массовых открытых онлайн-курсов в
контексте общества знания 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. Развитие информационного общества сопровождается появлением цифровых ресурсов и технологий, которые оказывают существенное влияние на все сферы жизнедеятельности общества. Поэтому актуальность представленной темы, на наш взгляд, необходимо связывать с экзистенциальной ситуацией, которая детерминирована пиковым развитием информационного общества и постепенным его переходом к обществу знания. Эта ситуация предполагает вызовы, в том числе образовательному сообществу, где главным локомотивом являются вузы как центры развития не только научных знаний, но и новаций, инновационных разработок. В контексте ответов на эти вызовы появляются новые образовательные технологии.
Можно выделить следующие причины экзистенциальных вызовов: 1) глобальные, связанные с активным развитием информационного общества и переходу к следующему уровню его развития - к обществу знания; 2) локальные, напрямую связанные с ситуацией в образовании последних лет, когда профессионально-ориентированный подход сменился на компетентностный.
В связи с этим логически возникают вопросы: а сколько компетенций необходимо современному профессионалу? Есть ли количественный предел накопления этих компетенций?
В ответ на эти вопросы возникает ситуация, о которой в свое время говорили отцы-основатели информационного общества - Д. Белл , П. Дракер , Э. Тоффлер - «ситуация пожизненного непрерывного обучения» и появление
такой категории людей как «информационный работник», «knowledge worker», «интеллектуальный работник».
Концепция пожизненного непрерывного обучения (англ. - Lifelong Learning, сокр. ILL)как новая реальность актуализирует и запускает механизм цифровой трансформации - процесса адаптации и включенности мыслительной, технологической и креативной деятельности человека в цифровую среду.
Цифровая трансформация детерминируется, прежде всего, мыслительной деятельностью, включающей в себя постоянное сканирование окружающей среды с целью распознавания новых цифровых тенденций, их анализа и поиска ответа на вопрос «как с помощью технологий можно улучшить свою жизнь, повысить профессиональные возможности и качественно выполнять свою работу?». В контексте цифровой трансформации уже недостаточно уметь пользоваться цифровыми технологиями, важно понимание их эффективности в каждой конкретной ситуации (и вот тогда количество компетенций логично переходит в их качество). Отсюда вытекают технологический и креативный аспекты цифровой трансформации: с помощью чего, как и какой новый контент создать для оптимальной модели включенности в современную цифровую среду.
Именно цифровая образовательная среда в контексте информационного общества создает условия для всех, кто желает учиться, доучиваться и переучиваться, а электронное обучение как новая парадигма образования становится эффективным инструментом, обеспечивающим непрерывное пожизненное обучение. Это, по сути, глобальный процесс в формальном и неформальном образовании, трансформирующий отношение к образовательному процессу в целом.
Среди современных образовательных технологий и инноваций мощным трендом является онлайн-образование. Онлайн-образование востребовано в обществе, активно продвигается образовательными организациями и является объектом интереса государства, о чем свидетельствует реализация 6
приоритетного проекта на 2016-2021 гг. «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» , целью которого является повышение доступности образования и реализация концепции непрерывного образования за счет развития российского цифрового образовательного пространства. Одним из видов онлайн-образования являются онлайн-курсы.
Актуальность изучения онлайн-курсов как образовательного ресурса и самостоятельного элемента образовательной системы обусловлена переходом к компетентностной парадигме образования, отражающей требования новой общественной формации и декларируемой в новых поколениях ФГОС и соответствующих нормативных документах. Онлайн-курсы позволяют решать задачи построения индивидуальной образовательной траектории и дополнительной профессиональной подготовки обучающегося,
формирования у него способности к самоорганизации и самообразованию - ключевой компетенции, необходимой для реализации концепции непрерывного образования.
Частным случаем онлайн-курсов являются массовые открытые онлайн- курсы (МООК). В чем актуальность МООК? МООК - это феномен современной цифровой образовательной среды, который включает все основные элементы образовательной программы, и особенность которого (в отличие от дистанционных курсов) заключается в том, что он может осуществляться без непосредственного участия преподавателя. Поэтому МООК - это, прежде всего, альтернатива или дополнение для всех и для каждого в контексте традиционного обучения. Они принципиально меняют доступ к учебным материалам, способ их презентации, процесс контроля и оценивания. Но МООК также, как и любой процесс обучения, направлены на экспликацию личностной мотивации и активизацию волевых усилий каждого вовлеченного в этот процесс. И это изначально по определению не может быть легко и просто: здесь присутствует и интеллектуальное, и эмоциональное, и физическое напряжение.
Заметим, что несмотря на повсеместное внедрение «умных» технологий, открытым остается вопрос о творческих интенциях, присущих определенным профессиям. И здесь вполне очевидным оказывается невозможность аннигилирования человеческого фактора. В связи с этим объяснимым становится общемировая тенденция переоценки результатов обучения: если раньше ценностью были только знания и умения, полученные в ходе образования, то теперь превалируют ценности, связанные с самообразованием и саморазвитием личности. И здесь формат МООК оказывается тоже востребованным.
Соответственно, мы рассматриваем МООК не в русле неизбежности или вынужденной необходимости, а именно как естественный феномен в контексте развития информационного общества, поскольку одной из ведущих тенденций современной образовательной парадигмы является создание условий для максимально доступного и бесплатного образования, реализация которого невозможна без онлайн-обучения. Более того, МООК предлагают выстраивание персональных стратегий обучения, смещая фокус с традиционного обучения на личностно-ориентированный подход, апеллируют к компетенциям вида soft skills , открывающим для каждого возможности познания, (само)образования и саморазвития .
Проблема данной работы может быть сформулирована следующим образом: если МООК - порождение информационного общества, то как принципиально меняется их значение в контексте эволюции информационного общества, какой ценностный потенциал имеют МООК для осуществления стратегии пожизненного обучения (LLL) в обществе знания?
Степень разработанности темы. Концептуальной основой для данного исследования явились работы классиков информационного общества и общества знания, которые первыми поставили вопросы о природе, источниках и специфических особенностях таких обществ, о роли и влиянии информации и знания на различные сферы жизнедеятельности современного общества, подчеркивая, тем самым, что развитие сферы информационных услуг, детерминирует вызовы, связанные с постоянным личностным и профессиональным развитием (основополагающие труды Р. Ф. Абдеева, У. Бека, Д. Белла, П. Дракера, В. Л. Иноземцева, М. Кастельса, Н. Н. Моисеева, Ё. Масуды, А. И. Ракитова, Э. Тоффлера, А. Д. Урсула, М. Фуко).
В российской научной литературе представлено немало исследований, которые в основном посвящены теоретико-педагогическим основам МООК, вопросам и проблемам проектирования и интеграции МООК в учебный процесс, в том числе и выявлению роли МООК в процессе цифровой трансформации образования (Д. Бадарч, О. М. Бабанская, А. Н. Голубева, Н. В. Гречушкина, А. Д. Григорьев, Н. А. Жокина, А. С. Кольбе, Л. В. Курзаева, Г. А. Краснова, О. П. Михеева, Г. В. Можаева, Е. В. Неборский, С. Г. Нилова, П. Л. Пеккер, Н. Г. Токарева, М. С. Цветкова).
Дискуссии по представленной теме мы находим и в зарубежных исследованиях, где основная риторика строится вокруг когнитивного и прагматического аспектов рассмотрения онлайн-курсов и МООК в системе высшего образования ( J. Gerber, D. Kassabian, S. Kellogg, R. Moe, J. C. Outland, A. S. Schulze, N. M. Stefanic) .
Сугубо философских исследований по проблеме выявления ценностного потенциала МООК в контексте эволюции информационного общества и переходу к следующему уровню его развития - к обществу знания нами выявлено не было.
Объектом данного исследования выступают МООК как феномен информационного общества.
Предметом исследования являются особенности изменения потенциала МООК в контексте эволюции информационного общества и перехода к следующему уровню его развития - к обществу знания («общество знания» мы рассматриваем, прежде всего, как усиленный вариант «информационного общества», как следующий уровень в развитии информационного общества).
Гипотеза. Углубление в философскую стратегию исследования феномена МООК в контексте перехода от информационного общества к обществу знания показывает и актуализирует его конструктивную направленность, которая наполнена новыми или дополнительными возможностями познания, полезности и раскрытия скрытых компетенций участников процесса обучения в течение всей жизни.
Основная цель исследования - эксплицировать и проанализировать особенности изменения потенциала МООК в контексте эволюции информационного общества и переходу к следующему уровню его развития - к обществу знания.
Для достижения данной цели предполагается решить следующие исследовательские задачи:
1) обосновать положение о том, что исследование феномена МООК возможно благодаря генезису и функционированию информационного общества, и выявлению его специфических характеристик;
2) изучить и проанализировать основные подходы к определению и классификации МООК в современной научной литературе;
3) показать значение МООК для стратегии непрерывного пожизненного обучения (LLL) в контексте общества знания;
4) выделить познавательный и прагматический аспекты МООК в контексте LLL и показать, что их диалектическое единство детерминирует возможность экспликации ценностного потенциала МООК в контексте общества знания.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическую базу исследования составили:
1) концепции информационного общества и общества знания, разработанные в рамках философии, социологии, футурологии (Р. Ф. Абдеев, У. Бек, Д. Белл, П. Дракер, В. Л. Иноземцев, М. Кастельс, Н. Н. Моисеев, Ё. Масуда, А. И. Ракитов, Э. Тоффлер, А. Д. Урсул, М. Фуко);
2) исследования диалектического взаимодействия власти и знания в информационном обществе (Э. Тоффлер, М. Фуко);
3) концепции и подходы к пониманию и определению информации, знания, обучения (А. О. Карпов, М. Полани, А. А. Харкевич, DIKW-модель, SECI-концепция);
4) синтетическая классификация МООК (А. Н. Голубева).
Общим мировоззренческим ориентиром работы выступает установка о МООК как феномене, специфика и потенциал которого особенно раскрывается в контексте концепции LLL, предстающей необходимым фактором жизни профессионала в современном обществе, условием формирования личностной готовности непрерывно обучаться, способной раскрывать творческий потенциал и утверждать ценность личности. LLL рассматривается нами и как возможность обучения других, как постоянное развитие познавательного интереса и поиск новых форм образования.
Эволюция и неоднозначность рассматриваемых в работе процессов и явлений, взятых во взаимодействии, ориентировали нас на принципы диалектики. Изучение переходных состояний общества было подчинено принципу историзма. Компаративный и междисциплинарный подходы были применены к анализу основных понятий - «массовые открытые онлайн- курсы», «информационное общество», «общество знания», «информация», «знание».
Существенное значение для логики развития и решения исследовательских задач имел метод концептуального анализа, в рамках которого использовались методы понятийного моделирования, интерпретации и метод контекстуального анализа.
Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые источники РФ, связанные с электронным обучением и дистанционными образовательными технологиями.
Научная новизна работы определяется отсутствием теоретических разработок заявленной темы и проблемы, поскольку они не являлись еще предметом специального философского исследования.
Основные положения, выносимые на защиту. В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1) МООК - феномен, детерминированный генезисом и
функционированием информационного общества и оказывающий на него обратное, конструктивное воздействие, способствует переходу
информационного общества к следующему уровню его развития - к обществу знания;
2) МООК необходимо рассматривать как феномен, который позволяет эксплицировать потенциал участников образовательного процесса, открывает возможности для познания, самообразования и саморазвития. В связи с этим мы констатируем положение о том, что МООК приумножают компетенции не только количественно, но и качественно;
3) феномен МООК в основе своей имеет ценностный потенциал, позволяющий реализовать стратегию непрерывного пожизненного обучения (LLL), и благодаря этому актуализирует переход к обществу знания.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные положения и результаты работы способствуют формированию общего концептуального представления о феномене МООК и его потенциале как в контексте непрерывного пожизненного обучения, так и для понимания существования и сущности homo intellectus в цифровой образовательной среде.
Материалы и выводы исследования могут быть использованы в методических и педагогических целях: при написании учебных и методических пособий, при подготовке общих курсов лекций по философии информационного общества, электронному обучению, при чтении специальных курсов в высших учебных заведениях, гимназиях и лицеях. Основные положения и результаты работы могут найти свое применение в дальнейшей разработке социально-философских оснований феномена МООК.
Апробация полученных результатов. Тема магистерской работы обсуждалась на заседаниях кафедры гуманитарных проблем информатики НИ ТГУ, в рамках научно-исследовательских семинаров в НИ ТГУ, была частично апробирована в рамках проведения вебинаров при прохождении педагогической практики в НИ ТГУ. Основные идеи исследования нашли отражение в научных публикациях по результатам участия автора в научных конференциях в 2019-2020 гг.: Международные научно-практические конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (2019-2020 гг., Красноярск); XIV Всероссийская научно-методическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы совершенствования высшего образования» (31 марта 2020 года, Ярославль, ЯрГУ); Международная научная конференция «Актуальные проблемы социальных наук», секция «Гуманитарная информатика: исследование информационного общества и социальных проблем информатизации» (28 апреля 2020 г., Томск, НИ ТГУ), а также в цикле лекций по философии в рамках темы «Информационное общество».
Основные положения диссертации нашли отражение в 5 печатных публикациях.
Публикации, входящие в перечень рецензируемых научных изданий ВАК:
1. Кленина Е. А. Проблема определения и сущностные характеристики информационного общества: Д. Белл, Ё. Масуда, П. Дракер, М. Кастельс [Электронный ресурс] / Е. А. Кленина, А. Е. Песков, И. В. Остроухов // Современные исследования социальных проблем. - 2019. - Т. 11. - № 4-3. - C. 79-86. - URL: https://www. elibrary.ru/item. asp?id=41325877
2. Кленина Е. А. Диалектика власти и знания в информационном
обществе в концепциях Э. Тоффлера и М. Фуко [Электронный ресурс] / Е. А. Кленина, А. Е. Песков, И. А. Троицков // Современные исследования социальных проблем. - 2019. - Т. 11. - № 5-2. - C. 87-93. - URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41325878
3. Кленина Е. А. Глобализация как детерминанта и особенность функционирования глобального общества риска по Ульриху Беку [Электронный ресурс] / Е. А. Кленина, А. Е. Песков, Ф. Хидури // Современные исследования социальных проблем. - 2019. - Т. 11. - № 4-3. - C. 83-89. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41856952
Публикации, входящие в перечень изданий РИНЦ:
4. Кленина Е. А. Роль преподавателя в онлайн-обучении [Электронный
ресурс] / Е. А. Кленина, А. Е. Песков // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования. Тезисы докладов XIV всероссийской научно-методической конференции. - Ярославль: ООО «Филигрань», 2020. - С. 137-138. - URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42630147
5. Песков А. Е. Информационное общество и современные образовательные технологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. Е. Песков, Е. А. Кленина; Министерство науки и высшего образования РФ, Волгоградский государственный технический университет. - Волгоград; ВолгГТУ, 2020. - 54 [4] с. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42649175
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, 4 параграфов, заключения и списка использованных источников.
В результате проведенного исследования поставленная цель, которая заключалась в экспликации и анализе особенностей изменения потенциала МООК в контексте эволюции информационного общества и переходу к следующему уровню его развития - к обществу знания, была достигнута путем решения поставленных задач.
Было выявлено, что исследование феномена МООК возможно благодаря генезису и функционированию информационного общества. В связи с этим констатируется утверждение о том, что изучение МООК как феномена естественным образом вытекает из выявления сущностных особенностей и ориентиров информационного общества. Показано, что независимо от различных трактовок информационного общества, базовой характеристикой нового общества, сформированного под воздействием информационнокомпьютерной революции, выступает информация, которая, в свою очередь, существенно влияет на возрастание роли знания. Поэтому обосновывается положение, что МООК как феномен мог возникнуть и получить бытийный статус только в информационном обществе, базисом которого выступает триада - информация, знание и новое поколение «homo intellektus».
В результате изучения и анализа основных подходов к определению и классификации МООК в современной научной литературе устанавливается тезис о том, что понятие «МООК» имеет полисемантическую наполненность и в настоящее время отсутствует универсальная, общепринятая в исследованиях классификация МООК.
Исследование подтвердило, что информационное общество является тем фундаментальным основанием, которое детерминировало существование МООК. Но, в тоже время, МООК, однажды появившись, начинают эволюционировать вместе с информационным обществом, что порождает многочисленные подходы к определению и классификации МООК.
В исследовании был инициирован тезис о том, что МООК - феномен, детерминированный генезисом и функционированием информационного общества, может оказывать на него обратное, конструктивное воздействие, тем самым способствуя переходу информационного общества к следующему уровню его развития - к обществу знания. В связи с этим показано значение МООК для стратегии непрерывного пожизненного обучения (LLL) в контексте общества знания.
Общество, основанное на знании (knowledge-based society), рассмотрено как усиленный вариант «информационного общества», как общество, в котором система технологий обусловлена опережающим развитием знаниевого массива. Выявлено, что такое общество ориентируется не столько на количество, сколько на качество компетенций, и это общество, в котором важно «научиться учиться».
Констатируется положение о том, что в информационном обществе гносеологическая сила знания (интеллектуального капитала) начинает распространяться и на механизмы социального управления, так как механизмы осуществления власти напрямую связаны с формированием и аккумуляцией знания.
Замечено, что в связи развитием информационных технологий и быстро меняющимися требованиями к современному профессионалу, встает вопрос о количестве и качестве компетенций, соответственно актуализируется концепция LLL, которая запускает механизм цифровой трансформации, а электронное обучение как новая парадигма образования становится эффективным инструментом, обеспечивающим непрерывное пожизненное образование. И в контексте LLL превалируют как раз ценности, связанные с самообразованием и саморазвитием личности. И именно МООК как раз и предлагают выстраивание персональных стратегий обучения, смещая фокус с традиционного обучения на личностно-ориентированный подход, открывают новые возможности для познания, саморазвития участников процесса обучения. Утверждается, что МООК - это феномен, который позволяет 64
эксплицировать потенциал участников образовательного процесса и способствует формированию личных и профессиональных компетенций.
Выделены познавательный и прагматический аспекты МООК в контексте LLL и показано, что их диалектическое единство детерминирует возможность экспликации ценностного потенциала МООК в контексте общества знания.
В связи с этим отмечено, что благодаря ИКТ каждый потенциально способен сформировать пространство для (само)образования, но здесь особую актуальность приобретает вопрос личностной готовности к LLL.
Поставлен вопрос о том, что ценностного несут в себе МООК. В связи с ответом на поставленный вопрос показано, что при ситуации личностной готовности к LLL, МООК способствуют приросту не только информации, но и знаний (через процесс получения знания, в том числе самостоятельно, и самопознания), апеллируют к навыкам тайм-менеджмента и самоорганизации (прагматический аспект), а это уже компетенции вида soft skills. В связи с этим констатируется положение о том, что МООК приумножают компетенции не только количественно, но и качественно.
Таким образом, в ходе проведенного исследования мы пришли к следующим основным выводам:
1) МООК - это феномен, детерминированный генезисом и функционированием информационного общества и оказывающий по своему потенциалу на него обратное, конструктивное воздействие, способствует переходу информационного общества к следующему уровню его развития - к обществу знания;
2) МООК необходимо рассматривать как феномен, который позволяет эксплицировать потенциал участников образовательного процесса, открывает возможности для познания, самообразования и саморазвития. В связи с этим МООК приумножают компетенции не только количественно, но и качественно;
3) феномен МООК в основе своей имеет ценностный потенциал и позволяет реализовывать стратегию непрерывного пожизненного обучения (LLL), актуализируя, тем самым, переход к обществу знания.
1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации
[Электронный ресурс] / Р.Ф.Абдеев. - URL:
http://filosof.historic.ru/books/item/fO0/s00/z0000892/st000.shtml (дата
обращения: 08.10.2019).
2. Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс]. - URL: https://asi.ru (дата обращения: 19.08.2019).
3. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. - URL: http://atlas100.ru/catalog/ (дата обращения: 12.04.2020).
4. Бабанская О. М. Современные тенденции развития образования [Текст]: опыт Томского государственного университета в создании МООК / О. М. Бабанская, Г. В. Можаева, В. Ю. Баль // Развитие единой образовательной информационной среды: сетевые образовательные ресурсы и программы: материалы XIII Международной научно-практической конференции (Томск, 18-20 сентября 2014 г.). - Томск, 2014. - С. 24-27.
5. Бадарч Д. МООК: реконструкция высшего образования [Текст] / Д. Бадарч, Н. Токарева, М. Цветкова // Высшее образование в России. - 2014. - № 10. - С. 135-146.
6. Бахтин М. Проблемы творчества Достоевского [Электронный
ресурс] / М. Бахтин. - URL:
https://thelib.ru/bpoks/bahtin m/problemy tvorchestva dostoevskogo-read- 21.html (дата обращения: 21.04.2020).
7. Бек Ульрих. Космополитическое мировоззрение [Электронный ресурс] / У. Бек. - URL: http://padaread.com/?book=227055 (дата обращения: 21.11.2019).
8. Бек Ульрих. Общество риска. На пути к другому модерну
[Электронный ресурс] / У. Бек. - URL:
https://www.litmir.me/br/?b=415347&p=1 (дата обращения: 21.11.2019).
9. Бек Ульрих. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию [Электронный ресурс] / У. Бек. - URL: https://vk.com/doc4605748 445361760?hash=3be4bb57f2fb8377b0&dl=79f0fa01 6208e04f50 (дата обращения: 20.11.2019).
10. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт
социального прогнозирования [Электронный ресурс] / Д. Белл. - URL:
https://knigogid.ru/books/484415-gryaduschee-postindustrialnoeobschestvo/toread (дата обращения: 16.10.2019).
11. Беляева Л. А. Философия образования в поисках новой парадигмы [Электронный ресурс] / Л. А. Беляева, О. Р. Сигнаевская // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 20 (201). - Философия. Социология. Культурология. - Вып. 18. - С. 38-42. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-obrazovaniya-v-poiskah-novoy- paradigmy (дата обращения: 21.03.2020).
12. Бугайчук К. Л. Массовые открытые дистанционные курсы:
история, типология, перспективы [Электронный ресурс] / К. Л. Бугайчук // Высшее образование в России. - 2013. - №3. - С. 148-155. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/massovye-otkrytye-distantsionnye-kursy-istoriya- tipologiya-perspektivy (дата обращения: 22.02.2020).
13. Бутенко Е. В. Эволюция теорий информационного общества
[Электронный ресурс]: автореф. дис. ...канд. филос. наук: 09.00.11 / Бутенко Елена Владимировна / Том. гос. ун-т. - Томск, 2004. - 19 с. - URL:
http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000179855 (дата
обращения: 22.03.2020).
14. Вьюшкина Е. Г. Массовые Открытые Онлайн-Курсы: теория,
история, перспективы использования [Электронный ресурс] / Е. Г. Вьюшкина // Известия Саратовского университета. Новая серия. - Серия: Психология. Философия. Педагогика. - 2015. - Т. 15, вып. 2. - С. 78-83. - URL:
https://phpp.sgu.ru/ru/articles/massovye-otkrytye-onlayn-kursy-teoriya-istoriya- perspektivy-ispolzovaniya (дата обращения: 21.10.20219).
68
15. Гавра Д. П. Информационное общество: сущность,
концептуальные подходы, основные характеристики [Электронный ресурс] / Д. П. Гавра // Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с. - URL:
https://uchebnikfree.com/teoriya-kommunikatsii 1295/razdel-informatsionnoe- obschestvo-suschnost-38586.html (дата обращения: 24.08.2019).
..77