Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГЛОБАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ СВОБОДЫ СЛОВА В НОВЫХ МЕДИА И ИНТЕРНЕТЕ

Работа №66110

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы175
Год сдачи2015
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
235
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Позиция международных организаций в отношении новых медиа и Интернета 17
1.1 Международно-правовые гарантии 17
1.2. Основные категории исследования 20
1.3. Исторические основы гарантий свободы новых медиа
и Интернета 30
1.4. Базовые принципы и специальные доклады ООН
о новых медиа 33
1.5. ЮНЕСКО о значении Интернета для общества
знаний 77
ГЛАВА II. Европейские организации о регулировании новых медиа и Интернета 88
2.1. Отношение Совета Европы к эволюции
принципов свободы выражения мнения в цифровую эпоху 88
2.2. ОБСЕ и её позиция в области новых медиа и Интернета..128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 151
БИБЛИОГРАФИЯ 158



Развитие информационных технологий и международной информационно-телекоммуникационной сети Интернет на протяжении последних двух десятилетий вызвало значительные структурные изменения в журналистике. К настоящему моменту в Интернет частично или полностью перешли все ведущие традиционные СМИ развитых государств, возникли и продолжают возникать различные формы новых медиа , появились так называемые «гражданские» журналисты. Как отмечает Е.Л. Вартанова, сегодня именно «пользователи, имея огромный выбор источников медиаконтента, принимают на себя одну из важнейших функций журналиста - формирование информационной повестки дня» . В связи с этим появились новые бизнес-модели, позволяющие СМИ зарабатывать средства в условиях интернет-среды .
Совокупность данных фактов говорит не только о радикальной перемене и эволюции журналистики, но и о масштабной трансформации содержания концепции свободы массовой информации. Очевидно, что в сложившейся ситуации эффективная реализация функций журналистики и уровень свободы массовой информации находятся в прямой зависимости от свободы глобальной сети Интернет и создания благоприятной правовой среды для развития интернет-журналистики.
Гарантии свободного Интернета и демократическая система регулирования новых медиа в соответствии с принципами верховенства права являются, таким образом, необходимым условием и приоритетной задачей на пути к реализации фундаментальных прав человека, таких как право на свободу информации и право на свободу выражения мнения. Дефиниция свободного Интернета, однако, представляет собой комплексное и неочевидное понятие, требующее научного осмысления, также как и определение сущностных характеристик опосредованного правом регулирования новых медиа.
Необходимо учитывать, что свобода Интернета не является безусловной и безграничной. Например, в масштабном исследовании, подготовленном в 2011 году профессором Я. Акденизом (Турция) 1, автор прямо говорит о существующей в мире тенденции, которая ведет к тому, что «регулирование Интернета все больше будет ассоциироваться с пресечением доступа к контенту».
Эта тенденция, непосредственно затрагивающая функционирование СМИ и гарантии их свободного развития, в совокупности с ключевой ролью компьютерной сети Интернет в полноценной реализации социальных функций журналистики и обеспечении свободы массовой информации определили выбор темы настоящего исследования - «Глобальные гарантии свободы слова в новых медиа и Интернете».
Актуальность темы исследования обусловлена несколькими обстоятельствами. Первое обстоятельство можно определить как неуклонно возрастающее значение новых медиа и Интернета, которые все чаще отвечают потребностям общества и выступают в качестве основного источника информации для людей по всему миру, а также служат ключевым вспомогательным средством для традиционной профессиональной журналистики. Из него логически вытекает второе обстоятельство, обусловившее актуальность темы исследования - необходимость определить пределы и гарантии свободы новых медиа и Интернета, имеющие огромное теоретическое и практическое значение. В нашем представлении, обеспечение свободы новых медиа - это длительный качественный процесс, в исходе которого заинтересованы журналисты, исследователи средств массовой информации, национальные законодатели и, в конечном итоге, само общество. Теоретическая актуальность исследования, таким образом, заключается в том, что для разумной ориентации этого процесса исследование международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета, выявление закономерностей и системообразующих принципов этих гарантий имеет существенное значение.
В основе настоящей работы лежат теоретические исследования, посвященные свободе информации и свободе слова, правовому регулированию журналистики, Интернету и новым медиа, а также методам исследования журналистики. В первую очередь автор опирался на труды Я.Н.Засурского, Е.Л.Вартановой, затрагивающие вопросы свободы информации и свободы слова; А.Г.Рихтера, И.А.Панкеева, М.А.Федотова, В.Н.Монахова, В.Б.Наумова, И.М.Рассолова, С.Г.Корконосенко, посвященные правовым аспектам журналистики; И.И. Засурского, М.М.Лукиной, И.Д.Фомичевой, исследующие Интернет и новые медиа; а также на классические работы Е.П.Прохорова, Г.В.Лазутиной, А.А.Тертычного, Л.М.Земляновой, составляющие основу современной отечественной теории журналистики . Научной базой диссертации служат также труды иностранных исследователей журналистики, таких как М.Кастельс, К.Якубович, В.Кляйнвахтер, Д.Нунциато, М.Прайс. П.Круг, Д.МакКуэйл .
В своем исследовании автор исходит из того, что многие исследователи средств массовой информации систематически отмечают структурную специфику регулирования новых медиа и Интернета. К примеру, Я. Акдениз утверждает, что «меры регулирования контента, разработанные для традиционных средств информации, не могут и не должны применяться к Интернету» 1. Целый ряд государств признает это положение, принимая нормативно¬правовые акты специально для онлайн-контента. Однако делают они это «часто не признавая, что свобода выражения мнения и свобода информации в равной степени должны применяться к Интернету. Увеличение количества нормативно-правовых актов, регулирующих онлайн-контент, привело к проблемным ограничениям свободного потока информации и права на свободную передачу и получение информации через Интернет» .
Нет необходимости доказывать, что новые социальные координаты и технологии в любой сфере человеческой деятельности влекут за собой новые вызовы и стремление адекватно на них ответить. У интернет-среды, в которой развивается журналистика, есть существенные особенности, которые влияют на принципы регулирования. Как отмечает А.И.Верховская, Интернет «как каждое новое техническое устройство вызвал к жизни новые задачи и сразу стал использоваться не только для передачи информации, но и для интерактивной, двусторонней коммуникации индивидов и групп между собой и с обществом» . В силу этого, как справедливо заметил Я. Акдениз, «применение текущих законов, регламентов и ограничений к цифровому контенту становится, несомненно, сложным, проблематичным и иногда почти непрактичным» . По его мнению, выход из этого - разработка альтернативных подходов регулирования, приспособленных к специфике Интернета . Аналогичной позиции придерживается А.Г.Рихтер, считая, что «нельзя отрицать и специфики правового регулирования Интернета», что обусловлено, по его мнению, трансграничной природой сети, легкостью миграции информации, сложностью с обеспечением доказательства нарушения права и идентификацией нарушителя, а также значительно выросшим объемом распространяемой информации .
В данном исследовании особое внимание уделяется тому, как становление системы правового регулирования Интернета и новых медиа находит отражение в плоскости наднациональных договоренностей и соглашений, с учетом экспертной и юридической поддержки международных (межгосударственных) организаций и с опорой на традиционные международно-правовые гарантии. В частности, проблемой сохранения свободы Интернета и новых медиа занимаются в таких межгосударственных организациях, как Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Российская Федерация является полноправным членом этих организаций и активно участвует в обсуждении и принятии соответствующих документов.
Нами проводится комплексный сравнительный анализ гарантий свободы новых медиа и Интернета, предоставляемых практикой указанных организаций, с целью выявления общих закономерностей, взаимосвязей и специфики, взятых в контексте становления и эволюции системы международно-правового регулирования новых медиа и Интернета.
Релевантность выводов и положений исследования обусловлены широким кругом рассмотренных нормативно-правовых актов, в силу чего работа представит также системно-структурный анализ практики перечисленных организаций в области обеспечения свободы информации и свободы выражения мнения, обеспечения эффективного функционирования Интернет-журналистики.
Несмотря на актуальность темы, она до сих пор не получила достаточной степени разработанности в научных трудах отечественных исследователей средств массовой информации. Научная новизна настоящего исследования, таким образом, заключается в том, что:
- в научный оборот вводится широкий пласт документов межгосударственных организаций, в которых устанавливаются и аргументируются принципы регулирования новых медиа и содержания Интернета;
- на обширном материале исследован процесс постепенного становления международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета, прослеживаются и формулируются закономерности эволюции этих гарантий;
- анализируются специфика подходов и политики межгосударственных организаций в области разработки гарантий свободы новых медиа и Интернета;
-современные глобальные гарантии рассматриваются в контексте исторических международно-правовых стандартов свободы информации и свободы выражения мнения, проводится их комплексный сравнительный анализ;
- на основе рассмотренных документов выявляется наполнение международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета.
Принципиально новым является также системный сравнительный анализ подхода важнейших межгосударственных организаций, затрагивающих в своей деятельности вопросы Интернета, журналистики, свободы информации и свободы выражения мнения.
Объектом настоящего исследования является обширная база нормативных и рекомендательных документов и официальная методическая литература, в которых формулируется политика межгосударственных организаций в отношении свободы новых медиа и Интернета.
Предметом исследования являются стандарты, в которых отражена позиция указанных организаций в области обеспечения свободы новых медиа и Интернета.
Главной целью исследования является выявление конкретного наполнения международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета, выделение тенденций, логики и закономерностей в политике и деятельности ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы и ОБСЕ по обеспечению свободы интернет-журналистики, свободы информации и свободы выражения мнения онлайн. Оговоримся, что нас интересует содержательный аспект свободы новых медиа и Интернета, а не техническая сторона этой проблемы.
Эта цель достигается посредством комплексного и последовательного анализа нормативных документов, изданных ООН, ЮНЕСКО, Советом Европы и ОБСЕ и посвященных исследуемому вопросу. В ходе анализа воссоздается стратегия межгосударственных организаций в обеспечении свободы Интернета и регулирования новых медиа.
Для реализации названной цели в настоящем исследовании поставлены следующие задачи:
- исследовать процесс становления международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета и проанализировать их наполнение и трансформацию;
- выявить основные тенденции в практике межгосударственных организаций в области разработки гарантий свободы новых медиа и Интернета;
- уточнить специфическую позицию каждой из четырех организаций, занимающихся разработкой международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета, исследовать роль их конкретных подразделений, в чьи обязанности входит наблюдение за состоянием свободы информации и свободы выражения мнения;
- провести сравнительный анализ международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета, сопоставить их между собой и с традиционными гарантиями прав человека, классифицировать и систематизировать их.
Исходя из поставленной цели и обозначенных задач диссертации, а также учитывая междисциплинарный характер работы, в основу методологии положены такие методы познания, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление, дедукция и обобщение. Основной акцент в работе делается на последовательном и сопоставительном анализе сущности международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета, а также на выявлении системных взаимосвязей между позициями межгосударственных организаций в области свободы информации и свободы выражения мнения в Интернете. Также использовался классификационный метод, предполагающий деление по отличительным признакам, и такие методы, как системный подход, формально-юридический и исторический анализ.
Нормативно-правовые акты рассматриваются в хронологическом порядке, что обеспечивает последовательный и масштабный анализ материала. Принимая во внимание, что исследование основывается на сопоставлении, теоретический анализ задач, поставленных в диссертации, обобщается в виде сравнительной таблицы.
Временные рамки настоящего исследования определены периодом 1998 - 2014 гг. в силу того, что именно в 1998 году на международном уровне был впервые поднят вопрос разработки общих стандартов регулирования новой медиасреды .
На протяжении указанного периода государства-участники ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы и ОБСЕ активно занимались разработкой международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета, создавая условия для эффективного развития интернет-журналистики и реализации свободы информации и свободы выражения мнения онлайн. Вместе с тем, гипотеза настоящего диссертационного исследования заключается в том, что современные глобальные гарантии свободы новых медиа и Интернета, несмотря на свою многочисленность и принципиальную новизну объекта, на который они направлены, гармоничны и основываются на традиционных общепринятых стандартах, закрепивших права человека на свободу информации и свободу выражения мнения задолго до возникновения глобальной компьютерной сети Интернет и новых медиа.
В соответствии с рабочей гипотезой предполагается, что в новой информационной среде общепринятые стандарты не устарели и не потеряли своей актуальности, но по-прежнему должны являться фундаментом, на основе которого международные организации определяют концепцию и принципы регулирования новых медиа и Интернета. Сравнительный анализ должен показать, до какой степени рабочая гипотеза может быть подкреплена или опровергнута фактами.
В диссертации анализируются нормативно-правовые акты и справочно-методическая литература, изданная ООН, ЮНЕСКО, Советом Европы и ОБСЕ в период с 1998 по 2014 гг., что составляет эмпирическую базу настоящего исследования. При ее создании автор стремился учитывать документы, существенные и релевантные для реализации задач исследования. Их общее число составило 63 документа.
Проведенное исследование позволяет вынести на защиту следующие положения:
1. Глобальные гарантии свободы выражения мнения (свободы слова), созданные после второй мировой войны, но до развития новой информационной среды, служат основой для регулирования Интернета и новых медиа. В период 1998-2014 гг. применительно к Интернету и новым медиа были сформулированы новые гарантии, которые в то же время развивают и уточняют общепринятые стандарты. В своей совокупности эти гарантии гармоничны, недвусмысленны и должны служить минимальным стандартом свободы новых медиа и Интернета в национальной политике и праве.
2. Документы межгосударственных организаций, которые занимаются разработкой гарантий свободы новых медиа и Интернета, не противоречат друг другу, а развивают и дополняют друг друга. Хотя ведущие международные организации придерживаются общей идеи о необходимости свободы новых медиа и Интернета для осуществления права на свободу информации и права на свободу выражения мнения, каждая из них при этом имеет собственные приоритеты и выделяет определённые аспекты в регулировании Интернета и новых медиа.
3. В разработке международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета наблюдается закономерность, которую можно обозначить как постепенную дифференциацию вопросов и проблем, на решение которых направлена деятельность ведущих межгосударственных организаций. В большинстве случаев последовательный анализ нормативно-правовых актов таких организаций позволяет выделить начальный этап разработки общих гарантий свободы новых медиа и Интернета, и последующий этап, во время которого наблюдалось выделение специфических, узких и конкретных вопросов.
4.Образовавшаяся в последние два десятилетия Интернет-среда обладает огромным потенциалом для осуществления права на свободу информации и права на свободу выражения мнения, однако она же привела к появлению новых угроз этим свободам, что находит отражение в современной практике регулирования новых медиа и Интернета.
Филологический аспект исследования заключается в сравнительном анализе документов, относящихся к эмпирической базе исследования.
Настоящее диссертационное исследование отвечает насущной научной потребности журналистики в анализе условий существования свободного Интернета и предсказуемой системы регулирования содержания новых медиа, а также представляет научно-практический интерес для будущих исследователей средств массовой информации и интернет-журналистики, деятельности межгосударственных организаций, а также прав человека на свободу информации и на свободу выражения мнения. Теоретическая значимость работы заключается в том, что в процессе исследования выявляются наиболее существенные тенденции в разработке международных гарантий свободы новых медиа и Интернета, в то время как практическая ценность результатов исследования состоит в следующем:
- в отечественный научно-практический оборот вводится и анализируется на уровне диссертационного исследования целый ряд документов межгосударственных организаций, имеющих значение для развития отечественной интернет-журналистики;
- создается полная сопоставительная иерархия международно¬правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета, что позволяет использовать собранный систематизированный материал в дальнейших исследованиях;
- отмеченные автором тенденции и выводы исследования могут быть введены в практику обучения студентов вузов. Результаты исследования могут также использоваться при создании учебно¬методических пособий или при разработке соответствующих учебных курсов на факультетах журналистики в высших учебных заведениях, таких как «Правовые основы журналистики», «Правовые основы интернет-журналистики», «Социальные медиа», «Мобильная журналистика».
Структура работы определена предметом и задачами исследования, необходимостью определить содержание основных понятий, а также возможностью сгруппировать межгосударственные организации, чьи гарантии свободы новых медиа и Интернета исследуются, по принципу распространения сферы влияния организации на большинство стран мира (ООН, ЮНЕСКО) либо только на европейский регион (Совет Европы, ОБСЕ).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На первый взгляд эволюция информационных технологий повсеместно оказала исключительно положительное влияние на реализацию прав на свободу выражения мнения и на свободу информации. Однако развитие новых медиа и Интернета в то же время повлекло за собой появление новых проблем и угроз этим же самым свободам. Международные организации осознают новые вызовы и предпринимают соответствующие меры для обеспечения свободы и независимости новых медиа и Интернета. Их стандарты и позиция в этой области являлись предметом настоящего исследования.
В работе был проведен комплексный сравнительный контент- анализ нормативных документов перечисленных организаций и исследован процесс их становления; проанализировано их наполнение и трансформация; были выявлены тенденции в практике международных организаций в области разработки гарантий свободы новых медиа и Интернета; исследована роль их структурных подразделений, занимающихся вопросами свободы выражения мнения и свободы информации, и обозначена специфическая позиция каждой из четырех организаций; международно-правовые гарантии были сопоставлены между собой и с традиционными гарантиями прав человека, классифицированы и систематизированы.
Анализ нормативных актов, являющихся эмпирической базой настоящего исследования, показал, что процесс становления международно-правовых гарантий свободы новых медиа и Интернета на протяжении 1998-2014 гг. подчинен логике традиционных гарантий и находится в стойкой зависимости от таких основополагающих документаов, как Всеобщая Декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о защите прав человека и основных свобод,Заключительный акт ОБСЕ. Рабочую гипотезу настоящего исследования, таким образом, можно считать подтвержденной: современные международно-правовые гарантии свободы новых медиа и Интернета, закрепленные в нормативных актах исследуемых организаций, представляют собой интерпретацию и конкретизацию базовых ценностей, которые были определены на международном уровне задолго до появления новых информационных технологий. Традиционные гарантии установили вектор сегодняшнего понимания свободы выражения мнения и свободы информации, которого международные организации строго придерживаются в в своей политике в отношении свободы новых медиа и Интернета.
К наиболее значимым выводам настоящего исследования относятся также следующие положения.
Международные организации склонны, с одной стороны, признавать за Интернетом огромный потенциал для осуществления таких фундаментальных прав человека, как право на свободу выражения мнения и право на свободу информации. С другой стороны, в этих же документах отчетливо слышны опасения и тревоги, вызванные тем, что свобода информации в Интернете необоснованно часто подвергается ограничениям, а онлайн журналисты и блогеры - преследованиям. Блокировка или фильтрация контента под предлогом защиты государственной безопасности, нравственности и морали, защиты от диффамации и речей ненависти, выслеживание блогеров и гражданских журналистов, наличие посредников с их собственными правилами, наконец, вопросы, связанные с технической инфраструктурой сети - все это заставляет экспертов международных организаций обосновано беспокоиться о свободе информации в век, когда она полностью зависит от свободы Интернета. Отсюда - попытки установить международные гарантии и разработать универсальные принципы, которым бы следовали все государства-члены ООН, Совета Европы, ОБСЕ. Исходя из этого, в процессе работы над диссертацией был сделан вывод об амбивалентном значении Интернета для свободы информации: хотя Интернет способствует реализации права на свободу информации, его собственная свобода в то же время остается крайне уязвимой, что может негативно сказаться и на положении новых медиа, и на состоянии зависимых от Интернета традиционных средств массовой информации.
Единого нормативного акта, закреплявшего бы международные стандарты в области регулирования новых медиа и Интернета, в настоящий момент не существует. гарантии свободы новых медиа и Интернета содержатся в целом ряде документов, которые принимаются исследуемыми организациями практически на ежегодной основе. В то же время, исследование показало, что в политике рассмотренных организаций нет единого направления. Все они в той или иной степени выступают в защиту свободы информации, свободы новых медиа и Интернета, однако каждая из них, в силу сущностных различий в своих мандатах и приоритетах, преследует собственные цели, фокусируясь на том или ином аспекте исследуемого вопроса.
Результаты сравнения международно-правовых гарантий и приоритеты международных организаций в области новых медиа и Интернета отображены в сравнительной таблице (см. Приложение 1). Она позволяет обозначить специфику деятельности каждой из международных организаций, чья практика была проанализирована в настоящем исследовании.
В исследовании были рассмотрены нормативные акты 1998-2014 гг., т.е. те, в которых зафиксированы первые годы становления и развития международно-правовых гарантий. Сравнительный анализ позволил условно выделить два этапа в деятельности ООН, Совета Европы и ОБСЕ: на протяжении первого, или начального этапа, эти организации стремились выработать общие гарантии свободы новых медиа и Интернета, в то время как на втором этапе каждая из них сосредоточилась на более дифференцированных и специализированных задачах, что наглядно продемонстрировано в таблице №1 и составляет специфику деятельности организации.
Говоря о политике ООН, мы видим, что еще в конце 1990-х годов ООН говорила одновременно о гуманитарном потенциале Интернета и о необходимости международных стандартов регулирования. Начиная с 2002 года, эту организацию беспокоит «цифровой разрыв» между государствами, а также уязвимость тайны личной жизни и персональных данных, распространение призывов к ненависти и вражде в глобальных масштабах, онлайн слежка и давление на журналистов и гражданских активистов. Ключевой вопрос политики ООН в области новых медиа и Интернета - это гарантия всеобщего доступа к сети, а также отсутствие чрезмерного регулирования со стороны правительств. Главный принцип ООН в этой области - обеспечение открытости информационного потока в Интернете: свобода информации и выражения мнения должны быть правилом, а какие бы то ни было ограничения этой свободы - исключением, установленным в соответствии с международным правом.
Проведение сравнительного анализа позволило выявить, что отличительной чертой деятельности ЮНЕСКО в области новых медиа и Интернета является её обширная практическая деятельность, как при сотрудничестве с правительствами, так и с неправительственными организациями всех регионов планеты. Главная цель ЮНЕСКО в области информации и коммуникации - построение общества знания. В связи с этим, для ЮНЕСКО важнейший интерес представляет плюрализм медиа и безопасность журналистов и блогеров, а также сокращение существующего цифрового разрыва.
Специфика деятельности Совета Европы заключается в том, что эта организация видит в Интернете глобальное информационное средство, на которое все чаще и чаще полагаются люди в своей повседневной жизни - и которое в то же время является важнейшим инструментом в обеспечении права на свободу выражения мнения и права на свободу информации, а также средой, где эти права тоже должны защищаться. Совет Европы считает существенным, чтобы услуги Интернета были доступными по цене, безопасными и надежными, основанными на соблюдении прав человека и основных свобод, демократии и верховенстве права. Начиная с 2001 года, работа Совета Европы по созданию гарантий свободы новых медиа и Интернета приобретает все более регулярный характер, а ключевые направления этой организации - защита прав человека в новой медиасреде, защита несовершеннолетних, обеспечение свободы и плюрализма новых медиа, повышение медиаграмотности, распространение новых технологий, а также - защита Интернета от цензуры. Параллельно, из анализа документов видно, что с течением времени Совет Европы все больше внимание уделяет таким вопросам, как сохранение персональных данных и техническое обеспечение функционирования Интернета. Безопасность, целостность и универсальность Интернета Совет Европы считает ключевым условием для реализации права на свободу информации и права на свободу выражения мнения.
В свою очередь, ОБСЕ также считает, что свобода информации полностью зависит от свободы Интернета в целом. И это касается не только новых медиа, но и всех СМИ в целом, ведь журналисты сегодня ищут, получают и распространяют информацию в Интернете. ОБСЕ видит в Интернете средство для развития демократии и взаимопонимания между народами, для осуществления права на свободу выражения мнения и проводит сложную и активная работу на местах, устраивая конференции, взаимодействуя с законодателями, медиаисследователями, правительствами, журналистами. ОБСЕ старается разработать механизмы для борьбы с неправомерным блокированием и фильтрацией, предупреждает о вреде расплывчатых и некорректных формулировок национальных законодательств. Особые опасения ОБСЕ вызывает то, что правительства многих стран пытаются установить контроль над Интернетом и интернет- активностью собственных граждан.
Разумеется, перечисленные вопросы взаимосвязаны и взаимозависимы. Наш анализ деятельности ПССМИ ОБСЕ в принципе показал, что в разработке международных гарантий ОБСЕ систематически фокусирует свое внимание на свободе выражения мнения и свободе информации онлайн. Для сравнения, вспомним, что ООН видит в Интернете и новых медиа прежде всего гуманитарный потенциал, и её международные гарантии направлены на развитие этого потенциала (преодоление цифрового разрыва, например). Для ЮНЕСКО новые медиа и Интернет - средство для построения общества знаний. Для Совета Европы - не только средство для реализации прав человека, но и среда, в которой также необходимо гарантировать соблюдение этих прав.
Международные организации и многие исследователи новых медиа осознают крайнюю непрочность и уязвимость свободы новых медиа и Интернета. Свои опасения они высказывают в многочисленных и уже почти ежегодных рекомендациях и декларациях, которые есть не что иное, как ответная реакция на существующие угрозы свободе информации. В свою очередь, национальные законодатели, которые признают принцип верховенства права, должны прислушиваться к рекомендациям международных организаций и их экспертам, если они хотят на деле реализовать права своих граждан на свободу выражения мнения и на свободу информации.



1. Акдениз Я. Свобода выражения мнения в Интернете: Исследование правовых норм и практик, связанных со свободой выражения мнения, свободным потоком информации и плюрализмом СМИ в Интернете в государствах-участниках ОБСЕ. - Вена: Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, 2011. - Режим доступа: http://www.osce.org/ru/fom/89063
2. Баранова Е. Конвергентная журналистика. Теория и практика (учебное пособие). — Юрайт Москва, 2014. — 269 с.
3. Батурин Ю.М., Федотов М.А., Энтин В.Л. Закон о СМИ: на перекрестке веков и мнений. - М., 2004, 532 с.
4. Бачило И. Л. Информационное право: Учебник для ВУЗов. М.: Высшееобразование, Юрайт-Издат, 2009. - 454 с.
5. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран.- М.: Аспект-Пресс, 2003.-366 с.
6. Вартанова Е.Л. Основы журналистики. Курс лекций. - М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Москва,
2012. - 182 с.
7. Вартанова Е.Л. Теория СМИ. Актуальные вопросы.. - М.: МедиаМир, 2009. - 487 с.
8. Гласность как предмет правового регулирования / Под общ. ред.: М. А. Федотов. Т. IX. М. : Кафедра ЮНЕСКО по авторскому
праву и другим правам интеллектуальной собственности ВШЭ,
2009.
9. Дашян М. С. Право информационных магистралей (Law ofinformation highways): вопросы правового регулирования в сфере Интернет. - М.: Волтерс Клувер, 2007. - 248 с.
10. Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. - М.: Рос.- амер. информ. пресс-центр; Вагриус, 1997. - 384 с.
11. Засурский И.И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. - М.: Издательство МГУ, 2001. - 288 с.
12. Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика. 1990-2004. - М.: Издательство МГУ, 2004. - 464 с.
13. Засурский Я.Н. К мобильному обществу. Утопии и реальность. - М.: Издательство МГУ, 2009. - 304 с.
14. Засурский Я.Н. Средства массовой информации России. - М.: Аспект Пресс, 2011.- 392 с.
15. Землянова JI.M. Гуманитарная миссия современной глобализующейся коммуникативистики. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - 271 с.
16. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / Под ред. А.Г. Качкаевой. - М.:, 2010. - 200 с.
17. Интернет-СМИ: Теория и практика/ Под ред. М.М.Лукиной. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 348 с.
18. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. - М.: Юнити, 2005. - 384 с.
19. Касенова М. Б. Управление интернетом. Международно¬правовой механизм. - СПб. : Центр гуманитар.инициатив, 2012. - 230 с.
20. Кастельс, М. Галактика Интернет. - Екатеринбург: У- Фактория, 2004. - 328 с.
21. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер.с англ.под науч.ред. О.И.Шкаратана. - М.: ГУ- ВШЭ, 2000.-608 с.
22. Копылов В.А. Информационное право. 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Юристъ, 2002. - 512 с.
23. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 286 с.
24. Курбалия Й., Гелбстайн Э. Управление интернетом: проблемы, субъекты, преграды / Пер. с англ. Михеева А.Н., Лазуткиной A.B. - М.:МГИМО, 2005. -184 с.
25. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 240 с.
26. Лукашук И. И. Международное право. Общая часть : учебник для студентов юрид. фак. и вузов / Рос. акад. наук, Институт государства и права, Академ. прав. ун-т. - 3-е изд., перераб. и доп. -М. :Волтерс Клувер, 2005. - 432 с.
27. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве
Интернета. - М.: Факультет журналистики МГУ им
М.В.Ломоносова, 2005. - 87 с.
28. МакКуэйл Денис. Журналистика и общество/ Пер. с англ. - М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова, 2013. - 368 с.
29. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. В.Г. Николаева. - М.: Кучково поле, 2007. - 464 с.
30. Монахов В.Н. СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования. - М.: Экопринт, 2003. - 320 с.
31. Монахов В.Н. Свобода массовой информации в Интернете. Правовые условия реализации/ Фонд защиты гласности. - М.: Галерея, 2005с. - 416с.
32. Наумов В.Б. Право и Интернет: очерки теории и практики. - М.: Университет-Книжный дом, 2002. - 432 с.
33. От книги до Интернета. Журналистика и литературы на рубеже тысячелетий/ Под ред. Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой. - М.; изд-во Моск. Ун-та, 2000.
34. От традиционных к онлайновым медиа: передовая
практика и перспективы. 14-я центральноазиатская конференция СМИ. Ашхабад, Туркменистан 5-6 июля 2012 г./ Под ред. М. Стоуна. - Вена: Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ,
2013. - Режим доступа: http://www.osce.org/ru/fom/102324?
download=true
35. Панкеев И.А. Авторское право для журналистов: учебное пособие. - М.: ВК, 2012. - 304 с.
36. Прайс М., Круг П., Благоприятная среда для свободных и независимых средств массовой информации. - М, 2000.
37. Прайс М., Телевидение, телекоммуникации и переходные период: право, общество и национальная идентичность. - М.: Изд-во Московского университета, 2000. - 334 с.
38. Прайс М., Масс-медиа и государственный суверенитет. - М: Институт проблем информационного права, 2004. - 332 с.
39. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М.: Аспект-Пресс, 2011. - 352с.
40. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 352 с.
41. Прохоров Е.П. Журналист и массовое сознание. - М.: РИП- Холдинг, 2007. - 96 с.
42. Прохоров Е.П. Исследуя журналистику. - М.: РИП- Холдинг, 2005. - 208 с.
43. Прохоров Е. П. Обеспечение информационной безопасности в деятельности СМИ. - М. : Пульс, 2009. - 90 с.
44. Прохоров Е.П. Правовые и этические нормы в журналистике. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 232 с.
45. Прохоров Е. П. Свобода СМИ и журналистской деятельности на демократических принципах. - М.: Пульс, 2001. - 40 с.
46. Путеводитель по социальным медиа-2013 / Под ред. К.
Мёллер и М. Стоун - Вена: Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, 2013. - Режим доступа:
http://www.osce.org/ru/fom/99564
47. Путеводитель по саморегулированию сетевых СМИ / Под
ред. А.Улен и М.Стоун. - Вена: Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, 2013. - Режим доступа:
http://www.osce.org/ru/fom/99561
48. Рассолов М. М. Информационное право : учеб. пособие. ; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации. Моск. гос. юрид. акад. -М.: Юристъ, 1999. - 398 с.
49. Рассолов И.М. Право и Интернет.- М.: Норма, 2009. - 383 с.
50. Рихтер А.Г. Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ "О практике применения судами закона Российской Федерации " О средствах массовой информации. - М.,
2010.
51. Рихтер А. Г. Международные стандарты и зарубежная практика регулирования журналистики: учебное пособие. - М.: Издание ЮНЕСКО, 2011. - 360 с.
52. Рихтер А.Г. Свобода массовой информации в постсоветском пространстве. - М.: ВК, 2007. - 366 с.
53. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. - М.: ВК, 2009. - 352 с.
54. Рихтер А.Г. Правовые основы Интернет-журналистики. - М.: ИКАР, 2014. - 488 с.
55. Российский и зарубежный опыт правового регулирования доступа граждан к правительственной информации / сост. Дзялошинский И. - М, 1999.
56. Серго А. Г. Интернет и право. - М. : Бестселлер, 2003. - 272 с.
57. Справочник по свободе массовой информации в Интернете / Под ред. К. Мёллера и А. Амуру. - Вена : Офис представителя по вопросам свободы СМИ ОБСЕ, 2004. - Режим доступа: http://www.osce.org/ru/fom/13837
58. Тедеев А. А. Информационное право (право Интернета): учеб.пособие. - М.: Эксмо, 2005. - 304 с.
59. Теория государства и права / Под ред. Алексеева С.С. - И.: Норма, 2005. - 496 с.
60. Тертычный A.A. Аналитическая журналистика. - М.: Аспект Пресс, 2010.- 352 с.
61. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 400 с.
62. Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. - М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. - 234 с.
63. Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. М.: Международные отношения, 2002. - 624 с.
64. Федотов М.А. Правовые основы журналистики. - М.: ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 432 с.
65. Федотов М.А. Российское законодательство о СМИ: формирование, развитие, деградация. СПб. : СПбГУП, 2010. - 48 с.
66. Федотов М. А., Энтин В. Л., Батурин Ю., Шарф А., Рихтер А., Монахов В. Право СМИ в Германии и России. Петербургский диалог, 2004. - 414 с.
67. Фомичева И.Д. Социология СМИ: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2007.-335 с.
68. Фомичева И.Д. Социология интернет-СМИ. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2005. - 79 с.
69. Форссколь П. Мысли о гражданской свободе. - М., Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2010.
70. Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 259 с.
Статьи (на рус.яз.)
71. Акопов А.М. Социокультурные и правовые проблемы интернет-журналистики // Акценты: Новое в массовой коммуникации. Альманах. №1-2, 2003.
72. Алменов Б.А. Проблема обеспечения гарантий прав и свобод человека // Успехи современного естествознания, № 10, 2012. - Режим доступа: www.rae.ru/use/?
section=content&op=show article&article id=10000114
73. Баранова Е. Конвергенции СМИ глазами российских журналистов-практиков // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2010. — № 4. — С. 91-100.
74. Баранова Е. Обо всем, что было на планете, ты читаешь на планшете // Медиаскоп (электронный журнал). — 2013. — № 1.
75. Баранова Е. Процесс конвергенции СМИ в российских газетных редакциях (По результатам исследований 2009 - 2012 гг.) // Медиаскоп (электронный журнал). — 2013. — № 1.
76. Бачило И. Л. Свободный доступ к информации и
Интернет // Информационное общество, 2000. - Вып. 4. - С. 42 - 44.
77. Вартанова Е. Л. К определению современной журналистики // Меди@льманах, № 3 (62)., 2014.
78. Вартанова Е.Л. Новые медиа как фактор модернизации СМИ //Информационное общество, № 5-6, 2008.
79. Вартанова Е.Л. О необходимости модернизации концепций журналистики и СМИ //Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, № 1. - М.: Издательство Московского университета, 2012.
80. Вартанова Е.Л. О необходимости развития инновационных подходов в исследованиях массовых коммуникаций // Меди@льманах, № 1, 2009.
81. Вартанова Е.Л. О современном понимании СМИ и журналистики // Медиаскоп.№ 1, 2010. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/52
82. Вартанова Е.Л. Профессия в контексте индустрии: о современном понимании СМИ и журналистики// Меди@льманах, № 6, 2009.
83. Вартанова Е.Л. Саморегулирование в информационном
обществе// Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, том 3. - М.: Издательство Московского
университета, 2006.
84. Верховская А.И. СМИ и новые медиа: взаимодействие с гражданским обществом в новых социально-политических условиях// Теория и социология СМИ. Ежегодник 2011. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2012. - 240 с.
85. Голдберг Д. Интернет: развивающаяся политика, принципы, законы и саморегулирование на международном и национальном уровне / Плюрализм и управление Интернетом. Тринадцатая центральноазиатская конференция СМИ (Душанбе, Таджикистан, 29-30 ноября 2011 г.) - Вена: Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, 2012. - С. 29-78. Режим доступа: http://www.osce.org/ru/fom/92328
86. Засурский Я.Н. Информационное общество, Интернет и новые средства массовой информации // Информационное общество, №2, 2001.
87. Засурский Я.Н. Информационное общество и СМИ. // Национальные модели информационного общества. - М.: ИКАРМ,
2008.
88. Засурский Я.Н. Регулирование и саморегулирование сети Интернет: европейские документы и опыт // Информационное общество, №4, 2000.
89. Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л., Боровик Г.А., Рихтер А.Г., Кузнецов Д.Ю. Борьба с терроризмом и свобода слова// Медиаскоп, № 2, 2007.
90. Землянова Л.М. Инфоструктура электронной демократии (дискуссионные мнения зарубежных аналитиков) // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, №3. - М.: Издательство Московского университета, 1997.
91. Касенова М. Б. Глобальное управление Интернетом в контекстесовременного международного права // Индекс Безопасности. - 2013. - № 1, т. 19. - C. 43-64.
92. Кузьмин Е.И. 10 лет Программы в России и в мире // Современная библиотека, №1, 2011 г. - Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/publications/10l ifap russia.pdf
93. Лукина М. М. Газеты в Рунете: новые признаки модернизации // Ме-диальманах, №1, 2008.
94. Лукина М.М. СМИ в домене Ру: хроника, цифры и типы // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. №6. - М.: Издательство Московского университета, 2001.
95. Лукина М.М. Трансформации журналистского текста в условиях интернет-среды// Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, №3. - М.: Издательство Московского университета,
2009.
96. Лукина М., Реснянская Л., Смирнова О., Фомичева И. Методика описания российских СМИ в Интернете: итоги пилотного исследования // Журналистика в 2003 г.: обретения и потери. Стратегии развития. - М., 2004.
97. Милль Дж. О свободе / Джон Стюарт Милль / пер. с англ.А. Фридмана // Наука и жизнь. - 1993. - № 11. -С. 10 -15.
98. Монахов В. Н. СМИ - уходящая натура? //Право и Государство. Теория и практика», № 11, 2005. - Режим доступа: http://www.russianlaw.net/law/media/smi/
99. Носик А.Б. Давайте ссылаться на Сеть. // Мир Internet. №3(8), 1998.
100. Носик А.Б. СМИ русского Интернета: теория и практика // Мир Internet. №4, 2002. .
101. Панкеев И.А. Интеллектуальные права в сфере масс- медиа // Медиаскоп №1, 2008.
102. Панкеев И.А. Интеллектуальные права в СМИ: проблема регулирования // Медиаскоп №3, 2010.
103. Панкеев И.А. Свободное использование произведений в журналистской деятельности // Медиаскоп №1, 2012.
104. Федотов М.А. Авторско-правовые аспекты сохранения и развития русскоязычного информационного пространства // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2009. № 2. С. 31-56.
105. Федотов М.А. Перспективы правового регулирования деятельности в киберпространстве // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. № 4, 2001.
106. Федотов М.А. К вопросу о концептуальных основах информационного права как права киберпространства // Вопросы правоведения. 2011. № 3. С. 71-98.
107. Федотов М.А. Киберпространство как сфера обитания права // Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности. - Режим доступа: http://www.prologo.ru/article29.shtml
108. Фомичева И.Д. Как вас теперь называть? СМИ в Интернете и Интернет среди СМИ // Журналистика и медиарынок №10, 2004.
109. Фомичева И.Д. Публицистика в эпоху Интернета// Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, №5. - М.: Издательство Московского университета, 2013.
110. Фомичева И.Д. Продолжение пути, или в поисках интерактивности// Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, №1. - М.: Издательство Московского университета,
2011.
111. Фомичева И.Д. Социология интернет-СМИ// Интернет-СМИ: Теория и практика. - М.: Аспект Пресс, 2010.
112. Шерстобоева Е.А. Правовое регулирование аудиовизуальных медиауслуг в странах Евросоюза // Медиаскоп.
Выпуск № 2. 2012 г. - Режим доступа:
http://www.mediascope.ru/node/1080



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ