Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Работа №190688

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы71
Год сдачи2016
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
1. Теоретические и законодательные особенности малого бизнеса в России 6
1.1 Понятие и характеристика малого бизнеса в РФ 6
1.2 Налогообложение малого бизнеса в России 10
2. Особенности применения патентной системы налогообложения для отдельных видов
деятельности 17
2.1 Экономическое содержание патентной системы как специального режима
налогообложения 17
2.2 Порядок и особенности применения патентной системы налогообложения 22
2.3 Сравнительный анализ патентной системы налогообложения и общей системы
налогообложения 27
3. Проблемы применения и направления совершенствования патентной системы
налогообложения 39
3.1 Проблемы, связанные с применением патентной системы налогообложения 39
3.2 Направления совершенствования патентной системы налогообложения в Российской
Федерации 45
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 56
Приложение А 61
Приложение Б 63
Приложение В

Актуальность темы исследования состоит в объективной необходимости совершенствования налогообложения малого предпринимательства в целом, и индивидуального предпринимательства в частности, а также уточнение этих понятий для целей налогообложения. Отсутствие критериев определения размера бизнеса для целей налогообложения порождает широкие возможности для манипулирования различными показателями для получения шанса пользоваться преференциями, предназначенными для малых предприятий. Создание комфортных условий для деятельности малого бизнеса крайне важно для становления положительного экономико-социального климата в стране и развития гражданского общества. В развитых странах малый бизнес, в том числе самозанятое население, являются двигателями экономического развития и объединяют под своим началом широкие массы людей, обеспечивая их работой, а бюджет - налоговыми поступлениями. Положение малого бизнеса во многом зависит от позиции государства по отношению к предоставлению необходимой финансовой поддержки представителям этого сектора экономики, как на стадии создания и вступления на рынок, так и к созданию в целом благоприятной среды для осуществления хозяйственной деятельности. В руках государства есть серьезный инструмент регулирования налоговой нагрузки на малый бизнес с помощью выделения для них специальных налоговых режимов. Чуть ли не единственным существующим сейчас способом взимания налогов с неконтролируемых отраслей экономики выступает конструкция вмененного налогообложения, чьи черты проявляются в российской налоговой системе в двух спецрежимах - единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и патентная система налогообложения (ПСН). Инструмент вмененного налогообложения представляется как льготный режим для тех налогоплательщиков, чьи доходы носят некрупный или неустойчивый характер. Его эффективность происходит из самой сути вмененности - реально полученный доход налогоплательщика не учитывается для целей исчисления налога, вместо него налоговой базой принимается фиксированный, заранее рассчитанный потенциальный доход по конкретному виду деятельности. Вмененное налогообложение в этом случае решает ряд принципиальных проблем - способствует уменьшению сектора «теневой» экономики, мобилизует налоговые поступления с прежде скрывавшихся предпринимателей, при этом предоставляет им упрощенный вариант ведения и представления налоговой и бухгалтерской отчетности (вплоть до освобождения от представления). Однако, не смотря на очевидную выгоду для налогоплательщиков, применение вмененных режимов налогообложения сопряжено с перечнем проблем и недоработок. Патентная система налогообложения представляет собой более легкий и прозрачный аналог ЕНВД, тем не менее не находит популярности у целевой аудитории. Подобное положение говорит о несовершенстве текущей версии ПСН для отдельных видов деятельности, что неизбежно влечет её неэффективность. Эти обстоятельства свидетельствуют о необходимости исследования теоретических и практических аспектов патентной системы налогообложения с целью обнаружения существующих недостатков режима и для предложения путей их разрешения. Их устранение благоприятствует установлению более совершенной версии патентной системы налогообложения как единственной формы вмененного налогообложения в рамках налоговой системы Российской Федерации.
Цель исследования заключается в выявлении недостатков патентной системы и обосновании предложений по её дальнейшему совершенствованию с целью нахождения баланса между государственными и частными интересами.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие взаимосвязанные задачи:
- раскрыть понятие малого бизнеса в Российской Федерации и его характеристики для целей налогообложения, а также привести соответствующую статистику;
- обозначить основные направления налоговой политики государства в области налогообложения малого бизнеса Российской Федерации;
- выявить экономическое содержание патентной системы как специального режима налогообложения и его изменения во времени;
- разобрать порядок и особенности применения ПСН на современном этапе;
- провести сравнительный анализ ПСН и общей системы налогообложения на основе вычисления налоговых платежей по обоим режимам в одних и тех же условиях деятельности;
- сформулировать основные проблемы, связанные с применением ПСН на современном этапе;
- предложить варианты действий по устранению выявленных проблем.
Предметом исследования выступают особенности применения патентной системы налогообложения для налогообложения субъектов малого бизнеса.
Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации в части патентного режима налогообложения.
Теоретическую и методологическую основу работы составили исследования в области теории налогообложения; направления развития налоговой политики Российской Федерации, нормативно-правовые акты федерального, регионального и местного уровней; материалы научных конференции, периодических изданий, посвященные исследуемы вопросам.
В целях исследования применялись общенаучные и специальные методы научного исследования: метод сравнительного анализа, наблюдение и сбор фактов, позитивный анализ, статистический и динамический анализ.
Информационной и эмпирической базой исследования послужили официальные данные Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Томской области, Федеральной службы государственной статистики, материалы научных публикаций, Интернет-ресурсы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Экономическая политика многих стран мира сейчас обращена на развитие малого и среднего бизнеса, в том числе индивидуального предпринимательства. Согласно последним тенденциям малое и среднее предпринимательство занимает ведущие позиции в экономике развитых стран и определяет рост валового внутреннего продукта. Малый бизнес не противостоит крупному, напротив, находится с ним во взаимодействии. Цель налоговой политики государства состоит в обеспечении справедливых условий существования всех субъектов рынка соразмерно их доходности, масштабу и другим показателям.
Малый бизнес выполняет важнейшие экономико-социальные функции: насыщает рынок товарами и инновационными разработками, при этом находится в более близких отношениях с потребителями, т.е. имеет возможность активно использовать обратную связь и отвечать требованиям покупателей. Социальный аспект выражается в том, что в развитых странах малый бизнес сосредотачивает в себе большую часть занятого населения, чем обеспечивает работой и достатком огромное количество людей.
Именно поэтому приоритетной задачей государства ориентированного на экономический рост должна являться поддержка малого бизнеса, в том числе особое внимание должно уделяться налоговым рычагам влияния. Грамотные меры законодательной власти по обеспечению оптимального уровня налоговой нагрузки для конкретных хозяйствующих субъектов и обеспечение необходимых преференций должны быть первостепенной задачей поддержки малого предпринимательства. Налоговые системы государств мира объединяют в себе различные способы налогообложения. Они предусматривают перечень налогов и сборов предназначенных для определенных хозяйствующих субъектов и меры по организации, функционированию и контролю. В случае необходимости в налоговую систему государства встраиваются налоговые конструкции, которые позволяют вести налоговый и бухгалтерский учет по упрощенной схеме. Такие конструкции характерны для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, а также в развитых странах для особо уязвимых отраслей хозяйственной деятельности. Большое распространение они получили в Российской Федерации, где на настоящий момент существует 4 специальных режима, предусматривающих упрощенную схему отношений с налоговыми органами, таким количеством специальных режимов не обладает ни одна страна мира.
Особые условия предоставляются тем группам предпринимательской деятельности, которые, как правило, не поддаются контролю со стороны налоговых органов, так называемый «теневой» сектор. Эта проблема не уникальна ни для отечественного, ни для 50
мирового опыта, с ней боролись и продолжают бороться государства, заинтересованные в оптимальном и эффективном налогообложении самых незаметных участников рынка. Для таких видов предпринимательской деятельности целесообразно предусматривать налогообложение по фиксированному, не зависящему от реальных доходов, тарифу. Данная конструкция получила название «вмененного налогообложения», чьи черты в налоговой системы Российской Федерации выявлены у двух специальных налоговых режимов - патентной системы налогообложения и едином налоге на вмененный доход. Вмененное налогообложение обеспечивает поступление налоговых платежей от субъектов, осуществляющих неконтролируемый вид деятельности; позволяет сократить теневой сектор экономики; облегчает порядок налогового администрирования. Как ни парадоксально, в то время как единый налог на вмененный доход стабильно пользуется спросом в среде налогоплательщиков, более простой и прозрачный патентный вариант вмененного налогообложения не нашел большого спроса у целевой аудитории.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты РФ, Томской области, справочные материалы и материалы научных конференций, периодических материалов. Для выявления тенденций и закономерностей были применены общенаучные и экономические методы исследования. В результате проведенного исследования был получен ряд выводов:
1. Было раскрыто содержание понятия «малого бизнеса», которое складывается из трех критериев, которые позволяют определить размер бизнеса: это доля участия иных субъектов в уставном капитале предприятия, средняя численность наемных работников и годовая выручка от предпринимательской деятельности. Было выяснено, что количество зарегистрированных малых предприятий, включая микро-предприятия, имеет стабильную положительную тенденцию. Однако, динамика количества действующих ИП имеет менее устойчивый характер и в большей степени подвержена конъюнктурным колебаниям.
2. В результате проведенного исследования законодательства в сфере налогов и сборов были выявлены основные направления налогового регулирования субъектов малого бизнеса, в том числе индивидуального предпринимательства. Было выяснено, что, не смотря на существование неналоговых мер поддержки, налоговые меры стоят во главе угла при решении вопроса о привлекательности осуществления предпринимательской деятельности. Ключевым видом налоговых преференций для субъектов малого бизнеса являются специальные налоговые режимы. В силу различия своих элементов они обладают разной степенью привлекательности для конкретного налогоплательщика.
3. На основе анализа законодательной базы патентного налогообложения и исторических материалов была определена экономическая сущность патентной системы
налогообложения как формы вмененного налогообложения предусмотренной для налогоплательщиков, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность в рамках обозначенных Налоговым Кодексом видов деятельности с целью извлечения дохода с заменой традиционной схемы исчисления налога на патентную, предоставляемую на праве владения патентным свидетельством (патентом).
4. На основе анализа нормативной базы существования патентной системы налогообложения были выявлены порядок и особенности применения патентной системы налогообложения на современном этапе развития.
5. Был проведен сравнительный анализ патентной системы и общей системы налогообложения на примере трех видов деятельности. Такой анализ позволил выявить противоречия в эффективности и справедливости патентной системы для отдельных видов деятельности. Было выяснено, что не для всех видов деятельности ПСН предоставляет меньшую налоговую нагрузку, так же как и не для всех применение ОСНО сопряжено с увеличением налоговых выплат. В моделируемых условиях было получено, что для услуг общественного питания ПСН в 6 раз более затратна, чем ОСНО, для сдачи жилого помещения в аренду разница между объемами платежей между режимами незначительна, для услуг розничной торговли ОСНО оказалась почти в 10 раз менее затратной, чем при ПСН. При этом абсолютное большинство патентов в 2014 году было выдано именно для осуществления деятельности по розничной торговле через объекты стационарной торговли, а именно 33% (услуги питания через объекты стационарного обслуживания - 2,1%, сдача в аренду жилого и нежилого помещения - 15%). Это дает основание полагать, что расчет потенциально возможного годового дохода для целей патентной системы все еще не совершенен и обладает большой вероятностью оторванности от реальности и указывает на необходимость корректировки потенциального дохода с учетом индивидуальных характеристик налогоплательщика.
6. По результатам проведенного исследования теоретических материалов и практических вычислений были сформулированы основные проблемы патентной системы налогообложения. В настоящий момент существует ряд причин, по которым предприниматели, являющиеся целевой аудиторией ПСН скрываются от налоговых органов и предпочитают вести свою деятельность в тени. Страх перед необходимостью в официальной регистрации в качестве ИП, вытекающее из этого обязательство уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, потеря права использования ПСН влечет перевод на ОСНО и другие риски отталкивают налогоплательщиков от применения патентного налогообложения. На основе выявленных недостатков можно сделать вывод, что патентная система налогообложения создана скорее для уже существующих малых 52
предприятий для стимулирования их выхода из тени и для привлечения налоговых доходов от их деятельности в бюджет. Стимулирующая к развитию малого бизнеса функция этого спецрежима не раскрывается в полной мере. Для предпринимателя, только задумавшего осуществлять деятельность из соответствующего ПСН списка, все еще слишком много ограничительных и тормозящих факторов заодно с привлекательностью невидимости для налоговых органов в случае нерегистрации.
7. На основе выявленных проблем были предложены пути реформирования патентной системы налогообложения и варианты их решения. Была изложена инициатива законодателя предоставить возможность применять патент самозанятым физическим лицам без образования ИП, которая бы решила проблему излишней официальности статуса ИП и сводных с ним обязательств. Одну из основных проблем не только ПСН, но и всех специальных налоговых режимов, предлагается решить с помощью предоставления налогоплательщику право выбора уплаты либо освобождения от уплаты НДС при регистрации предприятия (ИП). Представляется правильным при совершенствовании патентного налогообложения оставаться близким к его уникальной экономической сущности и производить изменения в соизмерении с ней. Т.е. первостепенной ролью ПСН как специального режима налогообложения является привлечение к добросовестной уплате налогов физических лиц, получающих доход от некой хозяйственной деятельности, но не уплачивающих НДФЛ с неё.
Общим выводом, напрашивающимся по результатам проведенной работы можно назвать тот факт, что в развитых странах мира малое предпринимательство является костяком всей экономической системы государства и источником основных налоговых поступлений. В Российской Федерации не смотря на все старания государства малый бизнес все еще не может выйти на международный уровень развития. Предприятия не отвечающие критериям малого бизнеса стремятся использовать преференции предусмотренные специальными налоговыми режимами, для этого искусственно проводят разукрупнение предприятий, что естественно создаёт видимость экономически неэффективного бизнеса. В результате исследования было показано, что не всегда применение специального режима, в частности патентной системы, автоматически влечет уменьшение налоговых обязательств. При надлежащем прогнозировании деятельности и налоговом планировании, применение общей налоговой системы и грамотное использование всех предусмотренных законодательством налоговых льгот дает возможность налогоплательщику не только адаптировать налоговое бремя в соответствии со своими возможностями, но и не будет сдерживать экономические развитие и рост предприятия. На фоне этого было выяснено экономическое и налоговое место патентной системы налогообложения и её основополагающая сущность в налоговой системе. Патентная система не стимулирует предпринимателя к экономическому росту результатов его деятельности. Вмененность потенциально возможного годового дохода и упрощение ведения отчетности говорит о нацеленности этой системы на стимулирования регистрации тех налогоплательщиков, которые могли бы скрывать свои доходы и не уплачивать с них налог. Т.е. ПСН выступает как вариант противодействия развитию теневого сектора экономики. Для того чтобы повысить роль патентной системы налогообложения как основной формы вмененного налогообложения в налоговой системе РФ необходимо совершенствовать этот режим с ориентировкой на его экономическую сущность. Для этого следует нивелировать влияние выявленных проблем функционирования системы, и при их решении могут быть использованы выводы и предложения данного исследования.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) (ч.1 ст. 46) // СПС «КонсультантПлюс» : справ.правовая система. - Версия Проф.
Электрон.дан. - М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том.гос. ун-та.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : в ред. федер. законов от 20.08.2004 N 120-ФЗ, от 27.12.2005 N 197-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2012. Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (в ред. от 31 янв. 2016) (с изм. и доп. вступ. в силу с 31.01.2016) // СПС «КонсультантПлюс» : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 [Электронный ресурс] от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ : (ред. от 5 апреля 2016 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации. от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ : (с изм. и доп., вступ. в силу 1 янв. 2016 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах[Электронный ресурс]: федер. закон от 24 июля 2002 г. №104 - ФЗ (в ред. От 25 июня 2012 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2013.
7. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от25.06.2012 №94-ФЗ// СЗ РФ. 2012. №26. Ст. 3447.
8. О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ : ( ред. от 25 июня 2012 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
9. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2014г № 477-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
10. О системе налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования «Город Томск»: закон Томской области от 9 окт. 2007 г. № 654 : (ред. от 30 окт. 2012 г. № 533) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
11. О патентной системе налогообложения: закон Томской области от 25.10.2012 № 640: ( в ред. 9 ноября 2012г. №199-ОЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
12. О внесении изменений в Закон Томской области "О патентной системе
налогообложения»: закон Томской области от 12 ноября 2015 г. N 175-ОЗ (принят
постановлением Законодательной Думы Томской области от 29 октября 2015 г. N 2892) // Гарант: справ. правовая система, Электрон. дан. М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
13. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
14. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения / Е. Ф Авдокушин. - М.: Юрист, 2002. - с.130.
15. Брылева Е.И. Патентная система налогообложения для малого бизнеса // Е.И. Брылева, Л.Л. Жабыко, Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2015. - №24. - С.97-101.
..45

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ