ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМАТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 9
1.1 Сущность и основные направления формирования языковых компетенций в профессиональном профиле работников высшей школы 9
1.2 Технологии формирования компетенций работников высшей школы 18
1.3 Методы и показатели оценки уровня сформированности языковых компетенций работников высшей школы 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РАБОТНИКОВ НИУ «БЕЛГУ» 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Анализ формирования основных профессиональных компетенций работников высшей школы 33
2.3 Исследование особенностей и оценка системы формирования иноязычной коммуникативной компетенции 49
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В НИУ «БЕЛГУ» 54
3.1 Мероприятия и рекомендации по совершенствованию формирования иноязычной коммуникативной компетенции в высшем учебном заведении..54
3.2 Оценка социально-экономической эффективности мероприятий 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Актуальность. В условиях конкуренции на рынке образовательных услуг качество обучения становится основным показателем конкурентоспособности вуза. Одним из основных факторов, влияющих на качество образовательного процесса, является уровень профессиональной компетентности преподавателя вуза. Профессиональная компетентность преподавателя высшего образования является неотъемлемым комплексом компетенций, необходимых для осуществления его основных видов деятельности: образовательной, методической, научной, образовательной, участия в управлении кафедрой, института/факультета, университета, где компетентность в области иностранного общения является фундаментальной. Будучи сложным, многофакторным явлением, профессиональная компетентность преподавателя университета представляет собой единую целостную структуру, которая не может существовать без каждого из ее компонентов, а эффективность деятельности преподавателя обеспечивается их взаимодействием. Таким образом, повышение компетентности преподавателей поможет повысить компетентность будущих специалистов.
Применение компетентностного подхода в образовательной деятельности подразумевает необходимость в найме преподавателей, с точки зрения наличия у них сформированных знаний, умений, навыков и способностей. Формирование иностранной коммуникативной компетенции (ИКК) у педагогов высшей школы открывает перед преподавателями новые возможности развития и направления профессиональной научно - исследовательской деятельности, что невозможно без правильного управления человеческими ресурсами. Тема данной работы является актуальной, т.к. данная компетенция еще не рассматривалась в системе управления персоналом, но очень важна из-за внешнеэкономического и международного развития.
Степень разработанности проблемы. Формирование компетенций является одним из важнейших направлений управления персоналом. На основании проведенного анализа выясняется степень существующей возможности повышения эффективности работы организации. Данная проблема изучалась в работах известных российских специалистов данной области: Кибанов А.Я., Маркова А.К., Селевко Г.К., Осмоловская И.М., Байденко В.И., Берестова Л.И., Хуторской А.В., Зимняя И.И., Татур Ю.Г.
Исследования вопроса формирования компетенций посвящены труды таких зарубежных ученых, как: Бояцис Р., МакКлелланд Д., Спенсер Л., Спенсер С., Армстронг М., Дюранд Т., Беккер Б., Уиддет С., Холлифорд С. Российскими учеными, исследовавшими вопросы формирования иноязычной коммуникативной компетенции, являются: Хаймс Д., Бахман Л., Таюрская Н.П., Белякова Е.А., Аитов В.Ф., Левитан К.М.
Уровень теоретической проработки вопросов в области формирования и применения компетенций достаточно высокий, однако такое же нельзя сказать про иноязычную коммуникативную компетенцию. Необходимость более детального анализа формирования иноязычной коммуникативной компетенции у педагогов высшей школы определила выбор темы исследования.
Целью данного диссертационного исследования является уточнение теоретико-методологических положений формирования иноязычной коммуникативной компетенции и разработка методического инструментария её оценки.
Объектом исследования является процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции педагогов высшей школы.
Предмет исследования - организационно-экономические и управленческие отношения, определяющие процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции педагогических работников высшей школы.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
1) выявить сущность, технологии и методы формирования языковых компетенций у педагогов высшей школы;
2) провести анализ сформированности основных профессиональных компетенций и ИКК работников НИУ «БелГУ»;
3) разработать проект по формированию иноязычной коммуникативной компетенции у педагогов высшей школы;
4) провести анализ целесообразности затрат на проект и его социально - экономическую эффективность....
Иноязычная коммуникативная компетенция является сложным многокомпонентным явлением, отражающим не только языковые знания, но и коммуникативные навыки, необходимые для достижения успешного акта общения. Сформированность ИКК очень важна в рамках образовательного учреждения, так как экспорт образовательных услуг и интеграция невозможно без наличия данной компетенции.
В рамках данного исследования был проведён анализ системы формирования иноязычной коммуникативной компетенции у педагогов НИУ «БелГУ», что позволило выявить ряд существенных недостатков:
1. Применяемые методы оценки не позволяют отразить профессиональные качества сотрудника.
2. Отсутствует четкий план мероприятий по формированию иноязычной коммуникативной компетенции сотрудников.
3. Технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции педагогов не отработаны.
4. Отсутствие мотивации формирования и развития ИКК у педагогов НИУ «БелГУ».
Неудовлетворенность традиционными методами формирования иноязычной коммуникативной компетенции у педагогов высшей школы побудила начало активного поиска новых методов, более актуальных для реалий сегодняшнего дня. Поэтому, для решения обозначенных проблем в рамках исследования был предложен проект по формированию модели компетенций для оценки персонала, бюджет которого составляет 600 000 руб. денежных инвестиций. Расчёт эффективности оценил предложенные мероприятия как удачные и результативные, а экономическая эффективность может составить 100 000 руб.
Также реализация данных мероприятий по формированию иноязычной коммуникативной компетенции преподавателей НИУ «БелГУ» предоставляет готовую модель по усовершенствованию ИКК и возможность в любой момент оценить ее, а также хранить банк данных для организации повышения квалификации и других программ дополнительного профессионального образования, а, следовательно, возможность развития сотрудников.
Формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции позволяет совершенствовать профессиональную компетентность и педагогическое мастерство преподавателей, в целом, что является основной задачей руководства университета, деканата, кафедры. Достижение необходимого уровня позволяет университету достичь хорошего экспорта образовательных услуг, а также повысить уровень конкуретноспособности вуза, от чего напрямую зависит финансовая составляющая состоятельность учебного заведения.
1. Bachman, L. Fundamental considerations in language testing / L. Bachaman/ - Oxford: Oxford University Press, 1990. - 408 p.
2. Boyatzis, R.E. The competent manager: A model for effective performance / R.E. Boyatzis // John Wiley & Sons. - 1982. - 328 p.
3. Canale, M. From communicative competence to communicative language pedagogy / M. Canale // Language and communication. - Longman, 1983. - 276 p.
4. Deist F. D. Le. What Is Competence? / F. D. Le Deist, J. Winterton // Human Resource Development International. - 2005. - Vol. 8. - No1. - Pp. 27-46.
5. Hymes, D. On communicative competence / D. Hymes // Sociolinguistics - Harmondsworth: Penguin, 1972. - Pp. 269-293.
6. Lord, F.M. Application of Item Response Theory to Practical Testing Problems / F.M. Lord // J. Lawrence Erlbaum Ass., Publ. - 1980. - 266 p.
7. McClelland, D.C. Testing for competence rather than for intelligence / D.C. McClelland //American Psychologist. -Vol.28 (1). - 1973 - pp. 1-14.
8. Modern languages: learning, teaching, assessment: a common European framework of reference [Текст]. - Strasburg, 1996. - 260 p.
9. Savignon, S. J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice / Sandra J. Savignon // 2nd ed. - New York: McGraw-Hill, 1997. - 272 p.
10. Spencer, L. M. Competence at work: Models for superior performance / L.M. Spencer, S. M. Spencer // New York: John Wiley & Sons. - 1993. -. 372 p.
11. Theory in language teacher education (British Council ELT review series) [Текст] / edited by Hugh Trappes-Lomax, Ian McGrath. - Longman: Pearson education Limited, 1999. - 204 p.
12 Bissenbayeva, Zh. Procedia / Zh. Bissenbayeva // Social and Behavioral Sciences. - 116. - 2014. - Pp. 4780 - 4784.
13. Адамс, Б. Эффективное управление персоналом [Текст] / Б. Адамс; [пер. с англ. А. Г. Вронской]. - М.: ACT: Астрель, 2008. - 362 с.
14. Азимов, Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий [Текст]. - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
15. Аитов, В.Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов: на примере неязыковых факультетов педагогических вузов: дис. ... докт. пед. наук. [Текст] - СПб., 2006. - 362 с....(91)