ВВЕДЕНИЕ 9
1. Взаимосвязь временной перспективы человека и коммуникативных потребностей 13
1.1. Изучение временной перспективы в психологии
13
1.1.1.1 Понятие психологического времени 13
1.1.2 Основные подходы понимания феномена временная перспектива 15
1.2 Коммуникативные потребности: определение, возникновение, виды 21
1.3Взаимосвязь временной перспективы и коммуникативных потребностей 25
1.3.1 Удовлетворенность коммуникативных потребностей людей с временной
перспективой Позитивное прошлое 25
1.3.2 Удовлетворенность коммуникативных потребностей у людей с временной перспективой Негативное прошлое 26
1.3.3 Удовлетворенность коммуникативных потребностей у людей у людей с временной перспективой Гедонистическое настоящее 28
1.3.4. Удовлетворенность коммуникативных потребностей у людей с
временной перспективой Фаталистическое настоящее 30
1.3.5. Удовлетворенность коммуникативных потребностей у людей с
временной перспективой Будущего 31
1.4 Сбалансированное и несбалансированное сочетание временных перспектив 33
1.4.1 Сравнение психологических особенностей людей со сбалансированной
временной перспективой и с несбалансированной 35
2. Эмпирическое исследование особенностей удовлетворенности коммуникативных потребностей людей с разной временной перспективой 39
2.1. Используемые методы исследования временной перспективы и
удовлетворенности коммуникативных потребностей 39
2.1.1. Методы и методики исследования 39
2.1.2. Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо 39
2.1.3. Опросник межличностных отношений В. Шутца 42
2.1.4. Опросник «Шкала удовлетворенности базовых психологических
потребностей на работе» Э. Деси и Р. Райана 45
2.1.5. Методика «Изучение мотивации аффилиации» А. Мехрабиана 47
2.2. Результаты эмпирического исследования 49
2.2.1 Описание выборки 49
2.2.2 Гипотезы исследования 50
2.2.3 Проверка нормальности распределения исследуемых признаков ... 51
2.2.4 Особенности удовлетворенности коммуникативных потребностей у людей с разной временной перспективой 54
2.2.4.1 Особенности удовлетворенности коммуникативных потребностей
у респондентов с временной перспективой Негативное прошлое 54
2.2.4.2 Особенности удовлетворенности коммуникативных потребностей
у респондентов с временной перспективой Позитивное прошлое 57
2.2.4.3 Особенности удовлетворенности коммуникативных потребностей у респондентов с временной перспективой Гедонистическое настоящее ... 60
2.2.4.4. Особенности удовлетворенности коммуникативных потребностей у респондентов с временной перспективой Фаталистическое настоящее ... 63
2.2.4.5 Особенности удовлетворенности коммуникативных потребностей
у респондентов с временной перспективой Будущее 66
2.2.4.6 Результаты количественных исследований особенностей
удовлетворенности коммуникативных потребностей у людей с временной перспективой позитивного и негативного прошлого, гедонистического и фаталистического настоящего, будущего 69
2.2.5 Различия в удовлетворенности коммуникативных потребностей у людей со сбалансированной временной перспективой и с несбалансированной 71
2.2.5.1 Разделение респондентов на группу со сбалансированной временной перспективой и с несбалансированной временной перспективой71
2.2.5.2 Сравнение удовлетворенности коммуникативных потребностей в
группе со сбалансированной временной перспективой и с несбалансированной временной перспективой 73
2.2.5.3 Результаты особенностей удовлетворенности коммуникативных
потребностей у людей со сбалансированной временной перспективой 75
2.2.5.4 Результаты особенностей удовлетворенности коммуникативных потребностей у людей с несбалансированной временной перспективой .... 77
2.2.6 Результаты сравнительного анализа групп со сбалансированной временной перспективой и с несбалансированной временной перспективой
79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ А 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 94
ПРИЛОЖЕНИЕ В 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 102
Актуальность. Проблемой данной научной работы является выявление особенностей удовлетворенности коммуникативных потребностей у людей с разной временной перспективой.
На сегодняшний день временная перспектива изучается в работах К. Левина, К. А Абульхановой-Славской, Ф. Зимбардо, Дж Бойда, и многих других [25, 17, 1]. Интерес к изучению временной перспективы объясняется тем, что многие исследователи задаются вопросом: какое влияние на человека оказывает восприятие событий прошлого, настоящего и будущего [15]. Многие психологи убеждены, что временная перспектива оказывает влияние на поведение человека, особенности общения, ценностные установки, и в целом, на все сферы его жизни [15, 17, 11].
Проведено множество исследований, доказывающих влияние разных временных перспектив на субъективное благополучие, психологическое здоровье человека [17, 48, 50]. Исследованы особенности девиантных форм поведения (алкоголизм, наркозависимость, и тп) у людей с разной временной перспективой [16, 9, 17]. При этом отсутствуют исследования, выявляющие особенности удовлетворенности коммуникативных потребностей у людей с разной временной перспективой.
Изучение особенностей удовлетворенности коммуникативных потребностей у людей с разной временной перспективой важно по следующим причинам: 1) Э. Деси и Р. Райан в своей теории базовых психологических потребностей (Basic Psychological Needs Theory, BPNT) [14] описывают три базовые психологические потребности, одной из которых является потребность в связанности. Под потребностью в связанности понимается стремление устанавливать надежные и доверительные отношения с окружающими. Данная потребность удовлетворяется в процессе коммуникации. Люди, у которых удовлетворена потребность в связанности, имеют наиболее высокий психический уровень благополучия, они больше
удовлетворены собственной жизнью, они более самостоятельны и свободны, больше стремятся осуществлять эффективную деятельность [14]. 2)
коммуникативные потребности, удовлетворяются в процессе общения, в котором происходит развитие человека, изменение его ценностно-смысловой сферы, раскрытие духовных качеств каждого из участников процесса [38, 29].
Ф. Зимбардо утверждает, что человек способен изменять свое временную перспективу с целью улучшения жизни [17]. Следовательно, предполагаем, что знание особенностей коммуникативных потребностей людей с разной временной перспективой может помочь человеку изменить временную перспективу с целью повышения уровня психического благополучия, раскрытия духовных качеств и тп.
Объектом исследования является временная перспектива.
Предметом исследования являются особенности удовлетворенности коммуникативных потребностей у людей с разной временной перспективой.
Целью исследования является выявить различия в удовлетворенности коммуникативных потребностей у людей с разной временной перспективой.
Задачи исследования:
1. На основании анализа научных источников выбрать основной подход понимания временной перспективы в психологии.
2. В результате анализа научных источников выделить особенности удовлетворенности тех коммуникативных потребностей, которые могут быть связаны с разными временными перспективами.
3. На основании анализа научной литературы определить и обосновать методики исследования.
4. С помощью количественных методов исследования выявить особенности удовлетворённости коммуникативных потребностей у людей с разной временной перспективой.
Теоретико-методологические основания исследования. В качестве теоретической основы взята теория временной перспективы Ф. Зимбардо [17], теория базовых психологических потребностей Э. Деси и Р. Райана [ 14], трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца [7], [52], представление А. Мехрибиана о мотивации аффилиации [19].
Гипотезы исследования:
1) У людей с временной перспективой позитивного прошлого, будущего или гедонистического настоящего, больше удовлетворены те коммуникативные потребности, которые связаны с позитивными особенностями общения, в отличие от людей с временной перспективой негативного прошлого или фаталистического настоящего.
2) У людей со сбалансированным сочетанием временной перспективы уровень удовлетворенности потребности в связанности, любви выше, чем у людей с несбалансированной временной перспективой.
Характеристики выборки. Исследование проводилось с октября 2020 года по январь 2021 года. У участников исследования была возможность принять участие в очном формате (пройти опросник в печатном варианте) и в online формате в Google форме. В целом, в опросе приняли участие 79 человек. Из них 29 мужчин (36,7%), 50 женщин (53,7%). Так как в опросе принимали участие преимущественно студенты, средний возраст респондентов - 21 год. Максимальный возраст респондента - 37 лет, минимальный возраст - 15 лет.
Методы и методики исследования. Для измерения временной перспективы использовался «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо в адаптации А.Е Сырцовой, Е.Т Соколовой, О.В Митиной [42]. Для измерения уровня удовлетворенности коммуникативных потребностей использовались следующие методики: 1) «Опросник межличностных отношений» В. Шутца в адаптации А.А. Рукавишникова [40] (Приложение Б). 2) «Шкала удовлетворенности базовых психологических потребностей» Э. Деси и Р.Райана [51] в адаптации Е.Н. Осина, Д.Д. Сучкова, Т.О. Гордеевой, Т.Ю. Ивановой [33] (Приложение Г). 3) «Изучение мотивации аффилиации» А. Мехрибиан в адаптации М. Ш. Магомед-Эминова [19] (Приложение В).
Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программы IBM SPSS Statistics 26 с применением одновыборочного критерия Колмогорова-Смирнова, непараметрического метода коэффициента ранговой корреляции Спирмена, непараметрического U-критерия Манна Уитни, кластерного анализа.
Новизна исследования. В результате исследования были получены новые данные о связи временных перспектив негативного прошлого, позитивного прошлого, гедонистического настоящего, фаталистического настоящего, будущего с коммуникативными потребностями в связанности, аффилиации, контроле, любви, включении. Также были выявлены особенности удовлетворенности коммуникативных потребностей у людей с разной временной перспективой.
Практическая значимость. Полученные данные об особенностях удовлетворенности коммуникативных потребностей у людей с разной временной перспективой могут быть использованы психологами как в групповой, так и в индивидуальной работе, школьными психологами, психологами в психологических службах, кризисных центрах. Также результаты исследования могут использоваться семейными психологами, психологами, работающими с людьми с различными девиантными формами поведения, и тп.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы цель исследования была достигнута, задачи полностью выполнены, гипотезы в основном подтвердились. Получены следующие результаты.
1) Наиболее позитивные особенности общения у людей с временной перспективой будущего, так как у них уровень удовлетворенности базовых психологических потребностей в автономии, компетентности, связанности, по сравнению с другими, высокий, что выражается в стремлении устанавливать доверительные и долгосрочные отношения с окружающими, и в потребности в том, чтоб окружающие ценили их и понимали.
2) Чем больше человек ориентирован на временную перспективу позитивного прошлого, тем меньше у него удовлетворена потребность афиилиации, что выражается в отсутствии стремления заводить новые знакомства и устанавливать близкие отношения с окружающими. Это может быть связано с тем, что такие люди ценят традиции, реже стремятся к новому, для них характерно поддерживать контакты со старыми друзьями, а не заводить новые знакомства.
3) Чем больше люди ориентированы на временную перспективу гедонистического настоящего, тем больше у них удовлетворена потребность в любви, что проявляется в стремлении устанавливать близкие эмоциональные отношения, основанные на чувстве любви, при этом у них меньше удовлетворена потребность в контроле, что выражается в стремлении попадать под влияние и контроль окружающих.
4) Люди с временной перспективой фаталистического настоящего или негативного прошлого имеют схожие особенности удовлетворенности коммуникативных потребностей, которые связаны с негативными особенностями межличностного общения. У таких людей менее удовлетворена потребность в компетентности, автономии, поэтому они несамостоятельны, безответственны, ненадежны , у них менее выражен страх отвержения в обществе и меньше потребность в том, чтоб их ценили и уважали окружающие. Современные исследования [23] свидетельствуют о том, что, отсутствие страха отвержения является положительной особенностью межличностного общения, потому что, чем меньше этот страх, тем больше человек стремится находиться в обществе и устанавливать надежные отношения. На основании анализа научной литературы и полученных результатов, можно сделать вывод о том, что люди, ориентированные на временную перспективу фаталистического настоящего и негативного прошлого, не боятся обидеть окружающих, они убеждены, что их поведение ни на что не влияет, и, как следствие, не испытывают страха отвержения. Следовательно, отсутствие страха быть отвергнутым является негативной характеристикой межличностного общения у людей с временной перспективой фаталистического настоящего, негативного прошлого.
5) У людей со сбалансированной временной перспективой уровень удовлетворенности потребности в любви и базовых психологических потребностей выше, чем у людей с несбалансированной временной перспективой, при этом у людей со сбалансированной временной перспективой ниже уровень удовлетворённости потребности в аффилиации. На основании этого можно сделать вывод, что люди со сбалансированной временной перспективой стремятся устанавливать близкие эмоциональные отношения, основанные на чувстве любви к окружающим, на общих интересах или совместной деятельности [19], при этом они проявляют меньше инициативы в установлении новых социальных контактов.
Полученные данные об особенностях удовлетворенности коммуникативных потребностях людей с разной временной перспективой могут быть использованы психологами как в групповой, так и в индивидуальной работе, школьными психологами, психологами в психологических службах, кризисных центрах. Также результаты исследования могут использоваться семейными психологами, психологами, работающими с людьми с различными девиантными формами поведения, и тп.
1. Абульханова-Славская К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова-Славская, Т. Н. Березина. - Спб.: Алетейя, 2001. - 304 с.
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Смысл, 1998. - 157 с.
3. Авилушкина А. А. Психологический возраст и временная перспектива в период ранней взрослости / А. А. Авилушкина, И. Б. Дерманова // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. - под ред. А. В. Шаболтас. — СПб.: C.-Петерб. ун-та, 2014. — С. 3 - 10.
4. Аристова О. В. Мотивационно-волевая регуляция деятельности руководителей / О. В. Аристова, В. Л. Грицков // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ: под ред. А. В. Шаболтас. — СПб.: C.-Петерб. ун-та, 2014. — С. 29 - 35.
5. Балашова Е. Ю. Особенности временной перспективы при нормальном старении и депрессиях позднего возраста [Электронный ресурс] / Е.Ю. Балашова, Л.И. Микеладзе // Психологические исследования. - 2015. - Том 8, № 39. - URL:http://psystudy.ru(дата обращения: 16.04.2021).
6. Белановская О. В. Временная перспектива жизненных планов в юношестве [Электронный ресурс] // Проблема социальной психологии личности: сборник тезисов по проблемам психологии личности. - 2008. - С. 78-88. - Электрон. версия печат. публ. - Доступ из науч. электрон. б-ки «eLIBRARY.RU».
7. Болотова А. К. Социальные коммуникации. Психология общения: учебник и практикум для академического бакалавриата [Электронный ресурс] / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, А. Л. Петровская. - 2-е изд. пер. доп. - М.: Юрайт, 2019. - 272 с. - Доступ из «Юрайт».
8. Бучек А. А. Категория времени в ментальном пространстве // Сибирский психологический журнал. - 2009. - №34. - С. 48 - 54.
9. Волоткевич О. В. Временное пространство личности: временная перспектива несовершеннолетних осужденных без лишения свободы // Человек: преступление и наказание. - 2019. - Т. 27(1-4), № 2. - С. 249-258.
10. Выготский Л. С. Детская психология: собрание сочинений в 6 т. / Л.С. Выготский // под ред. Д.Б. Эльконина. - Т. 4 - М.: Педагогика, 1984 - 190 с.
11. Гинзбург М. Г. Психологическое содержание личностного самоопределения [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. - 1984. - № 3. - С. 43 - 52. - Электрон. версия печатн. публ. - Доступ из сайта журнала «Вопросы психологии».
12. Головаха Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха,А. А. Кроник. - 2-е изд., исправленное и дополненное. - М.: Смысл, 2008. - 267 с.
13. Голубев А. М. Временная перспектива и мотивационные предпочтения [Электронный ресурс] / А. М. Голубев, М. Г. Казачанская // Вестник НГУ. - 2009. - Том 3, вып. 2. - С. 69 - 77. - Доступ из «Электронный архив НГУ».
14. Гордеева Т. О. Теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана //
Психология мотивации достижения: учеб. пособие. - 2006. - М.: Смысл:
Академия. - С. 201 - 245.
15. Демина Л.Д. Особенности проявления временной перспективы при разной уровневой организации психологической суверенности личности / Л. Д. Демина, Я. К. Смирнова // Известия Алтайского государственного университета. - 2013. - № 2-2(78). - С. 56 - 59.
16. Ермолова И. М. Временная перспектива и переживание безнадежности в структуре внутренних форм суицидального поведения / И. М. Ермолова, А. В. Штрахова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2015. -Т. 8, № 4. - С. 39 - 51.
17. Зимбардо Ф. Парадокс времени: новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь / Ф. Зимбардо, Дж. Бойд. - Спб.: Речь, 2010. - 350 с.
18. Иванов Е.М. Материя и субъективность / Е. М. Иванов. - Саратов: СГУ, 1998. - 168 с.
19. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений: учебное пособие для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 050100 "Педагогическое образование" / Е. П. Ильин. - 2-е изд. - Спб.: Питер, 2015. - 586 с.
20. Интымакова Л. Г. Индивидуальное время личности в структуре самосознания // Вестник Таганрогского института А. П. Чехова. - 2019. - №1.
- С. 271 - 275.
21. Канке В. А. Формы времени / В. А. Канке. - 3-е изд. - М.: URSS, 2011. - 217 с.
22. Кузнецова Е. В. Учебно-методическое пособие по курсу «Экспериментальные исследования в психологии личности» / Е. В. Кузнецова.
- Ч.2. - Ростов-на-Дону: Ргу, 2006. - 46 с.
23. Кузнецова И. В. Характеристики аффилиативного взаимодействия как фактор формирования отношений // Вестник интегративной психологии. - 2009. - Вып. 7. - С. 97 - 98.
24. Курденко А. Н. Личностные особенности и становление перспективы личности [Электронный ресурс] // Наука XXI века: Проблемы и перспективы. - 2015. - № 1(3). - С. 54 - 58. - Доступ из науч. электрон. б-ки «eLIBRARY.RU».
25. Левин К. Теория поля в социальных практиках / К. Левин. - Спб.: Сенсор, 2000. - 368 с.
26. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения: монография / М. И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
27. Ломов Б. Ф. Теоретические и методологические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. - М., 1984. - 250 с.
28. Мандрикова Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. - 2008. - Т.29, №4. - С. 54 - 65.
29. Мирошников Ю. И. Аксиологическая структура социокультурной коммуникации / Ю. И. Мирошникова. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. - 115 с.
30. Мухина В. С. Личность: мифы и реальность: Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты / В. С. Мухина. - 5-е изд., исправленное и дополненное. - Екатеринбург: ИнтелФлай, 2017. - 1088 с.
31. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего [Электронный ресурс] / Ж. Нюттен под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. - 608 с. - Электрон. версия печат. публ. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
32. Овчинников А. А. Взаимосвязь личностных особенностей и отношений к временному пространству / А. А. Овчинников, А. Н. Султанова, Т. Ю. Сычева // Journal of Siberian Medical Sciences. - 2015. - №6. - С. 63 - 72.
33. Осин Е. Н. Удовлетворение базовых психологических потребностей как источник трудовой мотивации субъективного благополучия у российских сотрудников [Электронный ресурс] / Е.Н. Осин, Д.Д. Сучков, Т.О. Гордеева, Т.Ю. Иванова // Психология: журнал высшей экономики. - 2015. - Т. 12, №4. - С. 103 - 121. - Электрон. версия печатн. публ. - Доступ из науч. электрон. б-ки «Киберленинка».
34. Пантелеева В. В. Взаимосвязь временной перспективы с уровнем личностной и ситуативной тревожности [Электронный ресурс] / В. В Пантелеева, С. Н. Куприянов // Научен вектор на Балканите. - 2019. - №1. - С. 63-65. - Электрон. версия печат. публ. - Доступ из науч. электрон. б-ки «eLIBRARY.RU».
35. Попова О. Н. Оптимальность выбора мотивационных направлений в структуре сбалансированной временной перспективы личности // Сибирский педагогический журнал. - 2019. - № 4. - С. 121 - 129.
36. Попова О. Н. Проблема сбалансированности временной перспективы личности [Электронный ресурс] // Сибирский психологический журнал. - 2017. - №66. - С. 18 - 31. - Электрон. версия печатн. публ. - URL: http://journals.tsu.ru/uploads/import/1640/files/66 018.pdf.
37. Ральникова И.А. Жизненные перспектив личности в научной парадигме психологического знания // Известия алтайского государственного университета: журнал теоретических и прикладных исследований. - 2011. - № 2-1(70). - С. 53 - 60.
38. Рогов Е. И. Психология общения / Е. И. Рогов. - М.:КноРус, 2018.
- 260 с.
39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.
- Спб.: Питер, 2002. - 720 с.
40. Рукавишников А.А. Опросник межличностных отношений [Электронный ресурс] / А. А. Руковишников // Ярославль: НПЦ «Психодиагностика». - 1992. - 47с. - Электрон. версия печатн. публ. - URL: http://testoteka.narod.ru/mlo/1/18.html.
41. Савлакова Н. М. Временная перспектива личности: теоретический анализ проблемы [Электронный ресурс] // Философия и социальные науки: Научный журнал. - 2010. - № 3. - С. 18-24. - Электрон. версия печатн. публ. - Доступ из науч. электрон. б-ки «Электронная библиотека БГУ».
42. Сырцова А. Е. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо / А. Е. Сырцова, Е. Т. Соколова, О. В. Митина // Психологический журнал. - 2008. - Том 29, №3. - С. 101-109.
43. Сырцова А. Феномен временной перспективы в разных культурах (по материалам исследований с помощью методики ZTPI) / А. Сырцова, О. В. Митина, Д. Бойд, И. С. Давыдова, Ф. Зимбардо, Т. Л. Непряхо, Е. А. Никитина, Н. С. Семенова, Н. Фьёлен, В. А. Ясная // Культурно-историческая психология.
- 2007. - Том 3, № 4. - С. 19 - 31.
44. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П Фетискин, В. В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
45. Чуйкова Т. С. Временная перспектива в условиях негарантированной работы [Электронный ресурс] / Т. С. Чуйкова, Д. И. Сотникова // Российский психологический журнал. - 2017. - Том 14, №1. - С. 188-213. Электрон. версия печатн. публ. - Доступ из науч. электрон. б-ки «Киберленинка».
46. Шапиро С. А. Концепция управления человеческими ресурсами [Электронный ресурс] / С. А. Шапиро, Е. К. Самраилова, О. В. Баландина, А. Б. Вешкурова. - Электрон. изд-во. - М.: Directmedia, 2015. - 340 с.
47. Шевадрин Н. И. Социальная психология в образовании: концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н. И. Шевадрин. - М.: Владос, 1995. - 543 с.
48. Шеина Т. Н. Сбалансированная временная перспектива личности как фактор социально-психологической адаптации студентов [Электронный ресурс] // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. - 2018. - №1(32). - С. 67 - 72. - Электрон. версия печатн. публ. - Доступ из науч. электрон. б-ки «Киберленинка».
49. Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика понятным языком) / А. Н. Щукин. - М.: Икар, 2009. - 448 с.
50. Boniwell I. Time Perspective Coaching / I. Boniwell, E. Osin // Time Perspective Theory: Review, Research, and Application. Essays in Honor of Philip G. Zimbardo. - Switzerland: Springer, 2015. - P. 451-469.
51. Rayan R. M. Self-Determination Theory and the Facilitation of Intrinsic Motivation, Social Development, and Well-Being [Electronic resource] / R. M. Rayan, E. L. Deci // American Psychologist. - 2000. - Vol 55, №1. - P. 68 - 78. - The electronic version of the printing publication. - URL: https:// selfdeterminationtheory.org/SDT/documents/2000 RyanDeci SDT.pdf.
52. Schutz W. FIRO: A Three Dimensional Theory of Interpersonal Behaviour [Electronic resource] / W. Schutz. Oxford: Rinehart, 1958. - 267 pp.