Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СМЫСЛОВОЕ БУДУЩЕЕ ЛЮДЕЙ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОЙ СРЕДЫ

Работа №96699

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы113
Год сдачи2018
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
100
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО
БУДУЩЕГО ЛЮДЕЙ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОЙ СРЕДЫ 8
1.1. Смысловое будущее как психологический феномен 8
1.2. Проблема изучения временной перспективы в психологии 24
1.3. Особенности людей ранней взрослости 32
1.4. Характеристика условий закрытой среды 43
1.5. Характеристика смыслового будущего людей ранней взрослости в
условиях зарытой среды 48
1.6. Выводы по первой главе 55
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ СМЫСЛОВОГО БУДУЩЕГО ЛЮДЕЙ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОЙ СРЕДЫ
2.1. Дизайн эмпирического исследования 58
2.2. Характеристика выборки и обоснование методов исследования ... 60
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 66
2.4. Выводы по второй главе 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 99


Актуальность проблемы и темы исследования. Каждый человек живет во временном пространстве: в прошлом, в настоящем и в будущем, он осваивает и преодолевает все три вида времени, а поэтому они постоянно находятся с человеком. Будущее всегда привлекало исследователей разного времени и направлений, а так же идея смысла жизни, поэтому понятие смысловое будущее получило в психологии определенное развитие, но всё, же остается в настоящее время недостаточно изучено.
Наибольший интерес смысловое будущее привлекает в последнее десятилетие в связи с ускорением темпа жизни, увеличением объема получаемой информации, перерабатываемого современным человеком. Ускоренно меняющийся предметный и социальный мир заставляет человека постоянно адаптироваться к новым социальным установкам, в том числе и смысловому аспекту жизнедеятельности. По-другому обстоит описываемая проблема в учреждениях закрытого типа (исправительные учреждения, специальные учебные заведения и другие), социальные изменения современной эпохи мало затрагивают данный вид общественной системы. В связи с этим человек, находящийся в закрытых условиях, сталкивается с затруднением правильно и рационально распоряжаться своим временем, выстраивать временную перспективу, расставлять в будущем цели, значимые для субъекта и окрашенные личностным смыслом.
Особое значение приобретает изучение смыслового будущего людей ранней взрослости в условиях закрытой среды, когда представление о своем смысловом будущем, осознание прошлого, конструирование своего жизненного пути, являясь основой личностного самоопределения, влияет на последующие значимые выборы человека после выхода в открытую среду. Так же следует учесть тот факт, что период взрослости представляет собой значительный по времени отрезок жизни человека, с этим связаны многие проблемы исследования данного периода.
В настоящее время психологическая наука многими авторами выделяет проблему исследования смысловых образований личности в процессе временно и пространственно ограниченной жизни такими авторами, как Л. Фрэнк, К. Левин, Ф. Зимбардо, К.А. Абульханова-Славская, Л.В. Бороздина, А.Г. Асмолов, Е.И. Головаха и другими.
Кроме этого, появились работы, связанные с изучением смыслового будущего личности в условиях закрытой среды, представленные в работах В.Е. Клочко, Ю.В. Клочко, М.Л. Мельникова, О. М. Писарев, А.И. Ушатиков, Б.Б. Казак, А.В. Виноградов и другие.
Актуальность и выявленная проблема позволили сформулировать тему исследования: «Смысловое будущее людей ранней взрослости в условиях закрытой среды».
Объект исследования: смысловая сфера личности в период взрослости.
Предмет исследования: смысловое будущее людей ранней взрослости в условиях закрытой среды.
Цель исследования: выявить и описать особенности смыслового будущего людей ранней взрослости в условиях закрытой среды.
Гипотеза исследования состоит из следующего предположения, что имеются значимые различия в характеристике смыслового будущего у людей ранней и средней взрослости в условиях закрытой среды.
Цель и гипотеза исследования конкретизировались в следующих задачах.
Теоретические задачи:
1. Систематизировать обзор основных подходов к проблеме смыслового будущего в отечественной и зарубежной психологической науке.
2. На основе изучения и анализа психологической литературы выявить сущность и особенности понятия временной перспективы
3. Исследовать структуру личности людей ранней взрослости, с тем, чтобы максимально учесть их особенности и возможности в психологическом процессе.
4. Выявить психологические особенности условий закрытой среды.
Методические задачи:
5. Разработать процедуру анализа смыслового будущего людей ранней взрослости в условиях закрытой среды.
6. Подобрать методический инструментарий для исследования особенностей смыслового будущего людей ранней взрослости в условиях закрытой среды.
Эмпирические задачи:
6. Описать особенности структурной организации, компонентного состава, детерминации и особенностей смыслового будущего людей ранней и средней взрослости в условиях закрытой среды.
7. Изучить своеобразие взаимосвязей показателей смыслового будущего с личностными и индивидуальными свойствами людей ранней и средней взрослости в условиях закрытой среды.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования составляют: принципы культурно-исторического подхода Л.С. Выготского (2000, 2004); теория деятельности А.Н. Леонтьева (1983);
личностный подход Б.Г. Ананьева (1997), С.Л. Рубинштейна (2000); системный подход в исследовании личности Б.Ф. Ломова (1984); теория стремления к смыслу в логотерапии В. Франкла; теория психологических систем В.Е. Клочко (2000, 2005). Кроме того, в исследовании учитываются положения системного структурно-уровневого подхода Г.В. Залевского (2007), положения А.В. Брушлинского (1995) и К.А. Абульхановой (2001) об исследовании личности в изменяющемся обществе, положения К. Левина (2000) о личности как сложном энергетическом поле, мотивируемом психологическими силами; данные психологических исследований О.М. Писарева, И.С. Худяковой о криминогенной сущности личности преступника.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: для организации исследования применен сравнительный метод поперечных срезов, для сбора данных - ряд известных стандартизированных методик, для обработки результатов - методы математической статистики и качественного анализа данных.
База исследования. Исследование проводилось на базе исправительного учреждения закрытого типа для мужчин (Свердловская область).
Научная новизна проведённого исследования заключается в том, что впервые определены особенности смыслового будущего людей ранней взрослости в условиях закрытой среды.
Теоретическая значимость состоит в том, что его результаты уточняют и расширяют научное представление о специфике смыслового будущего людей ранней взрослости в условиях закрытой среды. Проведенный анализ проблемы смыслового будущего людей ранней взрослости в условиях закрытой среды позволил обозначить своеобразие смыслового будущего людей разных возрастных периодов. Полученные результаты могут служить теоретической базой для дальнейших исследований смыслового будущего людей ранней взрослости в условиях закрытой среды с учетом ее типологии.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по сопровождению людей ранней взрослости в условиях закрытой среды. Полученные в исследовании данные настоящего исследования могут быть использованы при изучении психологами специализированных психологических дисциплин, таких как «Психология стресса», «Психодиагностика», «Психологическое консультирование», «Психологическая коррекция и реабилитация»; а также в практике реализации обучения студентов вузов уголовно - исполнительной системы. Полученные данные настоящего исследования обогащают программы курсов «Педагогическая психология», «Психология развития», «Пенитенциарная психология». Эмпирические данные, полученные в ходе изучения индивидуально-психологических особенностей личности правонарушителей, открывают возможности для практической работы в системе исправительной практики, направленной на повышение воспитательных функций учреждений закрытого типа. Результаты исследования могут быть использованы в повышении психолого - педагогической компетентности сотрудников, а также для повышения эффективности практической деятельности психологов исправительных учреждений, занимающихся психологическим сопровождением людей ранней взрослости, находящимися в условиях закрытой среды.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В ходе анализа существующих подходов к изучению понятия «смысловое будущее» в отечественной литературе нами были проанализированы исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульханова-Славской, А.Г. Асмоловой Д.Е. Беловой, М.Л. Мельниковой и других, а также зарубежных ученых В. Франкл, Р. Мэй, Дж. Накамура, М.Р. Гинзбург и других. Выделив главное, что смысловое будущее принадлежит к ценностно - смысловой плоскости и является фрагментом картины мира в смысловой сфере личности. Смысловое будущее М.Р. Гинзбургом определяется как личностное проецирование себя в будущее, в котором трехмерное пространство создается пересечением ценностно-смысловой и пространственно-временной плоскостей.
Пространственно-временная плоскость имеет особое место в изучении смыслового будущего (Л. Фрэнк, Л.В. Бороздина, К. Левин, Е.И. Головаха, Ф. Зимбардо и другие). Согласно К. Левина временная перспектива рассматривается, как представление личности своего прошлого или будущего в настоящем и предполагается, что когнитивная деятельность и эмоции по поводу прошлого или будущего могут влиять на действия, эмоции и когнитивную деятельность в настоящем, а также и на стремления в будущем.
2. В ходе анализа периода ранней взрослости (С.Л. Рубинштейн, Э. Эриксон, Г. Крайг А.В. Толстых, И.Ю. Кулагина, В.И. Слободчиков, Г.С. Абрамова и другие) мы сделали вывод о том, что в описываемый возрастной период, человек начинает утверждать себя в жизни, путём осуществления поставленных целей. В данный период человек приступает к реализации личного жизненного замысла, при этом непрерывно растёт и развивается. Так же в данный период проверяется правильность сделанного пути, уясняется смысл жизни, практикой самой жизни, а именно одним из важных событий периода ранней взрослости - кризисом тридцати лет. К центральным возрастным новообразованиям данного периода можно отнести семейные отношения и профессиональную компетентность.
3. Следует указать, что на развитие личности оказывают непосредственное влияние внешние и внутренние явления, в том числе условия закрытой среды (режим, адаптация, ограничение потребностей и другие). Пенитенциарное учреждение является ярким примером закрытого учреждения с ограниченным пространство, установленным порядком пребывания, а также изоляцией человека от общества.
Анализ работ психологов, исследующих вопросы пенитенциарной психологии (В.Е. Клочко, Ю.В. Клочко, М.Л. Мельникова, О.М. Писарев, А.И. Ушатиков, Б.Б. Казак, А.В. Виноградов и другие) свидетельствует о том, что у людей ранней взрослости в условиях закрытой среды присутствует более примитивная и уплощенная форма организации компонентов смыслового будущего. Находясь в условиях закрытой среды, человек приобретает новые жизненные и социальные роли, тем самым заставляя человека по новому смотреть на многие вещи, в связи с чем, происходит изменение компонентов смыслового будущего. Для человека, находящегося в условиях изоляции характерна фиксация на временном континиуме (прошлое, будущее). Немаловажным для изменения смыслового будущего людей ранней взрослости в закрытых условиях содержания являются условия. Тем самым условия закрытой среды продуцируют темпоральные проявления, связанные с деформацией ценностно-смыслового содержания образа мира и образа жизни людей ранней взрослости.
4. В ходе эмпирического исследования было определено смысловое будущее людей ранней и средней взрослости в условиях закрытой среды. Так у людей ранней взрослости в условиях закрытой среды выражена направленность на удовлетворение сиюминутных потребностей, отсутствие критичности в осмыслении явлений окружающей действительности и максимализм в отношении к жизни. Люди ранней взрослости в условиях закрытой среды имеют представление о себе как о сильной и уникальной личности, которая обладает достаточной свободой и непосредственностью выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими поставленными целями и представлениями смысле собственной жизни, без оглядки на требования социально-правовых норм. При этом планы и цели не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию в будущем.
У людей средней взрослости в условиях закрытой среды смысловое будущее указывает устремлённость на достижение конкретных результатов в деятельности, стремления к материальному благополучию и более высоким иерархическим потребностям, а также на осознанный жизненный опыт, интернализованные жизненные цели, которые приобретают смысложизненную перспективу. У людей средней взрослости в условиях закрытой среды прослеживается осознанность в оценке результата собственной жизни, способность проанализировать путь собственного развития и соотнести более реально с близкими и дальними целями. У периода средней взрослости в условиях закрытой среды присутствует осознание того, что результаты жизни напрямую зависят от поступков и действий пройденного пути. Существует представление того, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле, человек должен обладать достаточной свободой выбора, то есть свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. В то же время, присутствует убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
После соотнесения описанных компонентов смыслового будущего людей ранней и средней взрослости в условиях закрытой среды, мы получили следующий результат: содержание смыслового будущего людей ранней взрослости в условиях закрытой среды имеет свои особенности, проявляющиеся в отсутствии критичности в осмыслении явлений окружающей действительности и максимализме в отношении к жизни, при этом планы и цели не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию в будущем. У людей средней взрослости в условиях закрытой среды целевые объекты связаны с достижением конкретных результатов в деятельности, стремлением к более высоким иерархическим потребностям, осознанности в оценке результата собственной жизни без свободы выбора в будущем.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза полностью подтверждена.


1. Loevinger, J. Ego development in adolescence. In: Adolescent Behavior and Society. A Book of Readings: McGraw-Hill Publishing Company, 1990. - p.111.
2. Nakamura, J. The construction of meaning through vital engagement / J. Naka-mura, M. Csikszentmihalyi // Flourishing. Positive psychology and the life well-lived. - Washington, DC: American Psychological Association, 2003. - P. 83-104.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов . - 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 672 с.
4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.
5. Абульханова-Славская К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. - СПб. : Алетейя, 2001. - 304 с.
6. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2004. Глава V. Акмеологический подход к периодизации возрастного развития человека. С. 276-298. Глава VI. Вершины в развитии человека (или его "акме") и их основные характеристики. С. 319-332.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. Т. 15. - № 1. - С. 6.
8. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. - М.: Наука, 1978. — 395 с.
9. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. - М. : Смысл, Академия, 2007. - 528 с.
10. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984—1985. М.: Наука, 1986 а. С. 80—160.
11. Белова Д.Е. Смысловое будущее в контексте профессионального самоопределения студентов - психологов: дис. ...канд. психолог. наук. / Д.Е. Белова. Екатеринбург, 2004. - 232 с.
12. Бородина В.Н. Темпоральные проявления эффекта резкой перестройки сложившегося образа жизни (на предмете военнослужащих по призыву): автореф. дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2008. - 203с.
13. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности / Б.С. Братусь // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. № 2. С. 46 - 56.
14. Брушлинский А. В. Психология субъекта: некоторые итоги и перспективы // Известия РАО. - 1999. - С. 30-41.
15. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического кризиса // Вопросы психологии, 1996, №6, с. 25-40
16. Векленко П. В. Смысл деятельности: структура и динамика // Ценностные основания психологии и психология ценностей: Сборник материалов IV Сибирского психологического форума. - Томск, 2011. - С. 22-24.
17. Ветошкин С.А. Ювенальное право [Текст]: учеб, пособие / С. А. Ветошкин. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»,2009. 230 с.
18. Виноградов А.В. Прикладная пенитенциарная психология. Учебное пособие. - Рязань, 1998. - 327 с.
19. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1982. Т. 1.
20. Гинзбург М.Г. Психологическое содержание личностного
самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 42 - 52.
21. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб., 2001. - 232 с.
22. Екинцев, В. И. Коммуникативный потенциал личности: диагностика и развитие : учеб. пособие / И. В. Замарёхина, Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т, В. И. Екинцев .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2010 .— 229 с.
23. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I "Об учреждениях и
органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ:
http://base.garant.ru/1305321/#ixzz5Vzs0S0C8
24. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь /Науч. ред. Ю.Б. Гатанов. СПб.: Речь, 2010. - 352с.
25. Климов, Е.А. Введение в психологию труда : учебник / Е.А.
Климов. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва :
Издательство Московского университета : Академия, 2004. - 336 с.
26. Клочко В.Е. Ментальное пространство личности как предмет профессионально-психологического осмысления // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность, коммуникации, толерантность. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. С. 30-44.
27. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989. 256с.
28. Конюхов, Н.И. Словарь-справочник практического психолога / Н.И. Конюхов . - Воронеж : МОДЭК, 1996 . - 223 с.
29. Котляков, В. Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов / В. Ю. Котляков // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. - Вып. 2. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - 410 с.
30. Кравченко А.С. Темпоральная психология (психология времени). URL:http://www.skravchenko.ru/psychology time.htm
31. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
32. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — М.: Академиче-ский проект, 2015. — 420 с.
33. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Политиздат, 1977. - 304 с.
34. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М. : Смысл, 2003. - 487 с.
35. Леонтьев Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): материалы международной конференции / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2005. С. 36-49.
36. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
37. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М., 1992. - 16 с.
38. Леонтьев, Д. А. Методика предельных смыслов (МПС) / Д. А. Лентьев. - М.: Смысл, 1992. - 36 с.
39. Мандрикова Е. Ю. Современные подходы к изу-чению временной перспективы личности // Психол. журн. — 2008. — Т. 29. — № 4. — С. 54-65.
40. Мельникова М. Л. Смысловое будущее в аспекте регуляции поведения субъекта // Личность в современном мире : сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Р. А. Валиев. - Екатеринбург : [б. и.], 2016. - Вып. 3: Проблемы профессиональной деятельности педагога в условиях культурного многообразия образовательной среды - С. 167-172.
41. Мельникова М.Л. Сравнительный анализ структурных компонентов смыслового будущего у подростков // Педагогическое образование в России. 2017. № 7. С. 157-163.
42. Немов, Р.С. Психология [Текст] /Р.С. Немов : Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 688 с.
43. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. 100000 слов, терминов и выражений [Текст] / С. И. Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва : Мир и Образование, 2018. - 1375 с.
44. Писарев О.М. Особенности смысловых установок личности в
закрытой среде : на примере мест лишения свободы : дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2010. 183 с.
45. Писарев О.М. Человек в закрытой среде как предмет
психологического исследования / О.М. Писарев // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : материалы
международной научно-практической конференции (10-11 декабря 2009 г.) / отв. ред. А.П. Полуэктов : в 5 ч. / ФГОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России. - Новокузнецк, 2010. - Ч. 5. - С. 49-51 (0,12 п. л.)
46. Реан, А.А. Психология и психодиагностика личности : учебное пособие / А.А. Реан. - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2008. - 255 с.
47. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2000. - 712 с.
48. Серый А.В. Система личностных смыслов: структура, функции,
динамика / А.В. Серый; науч. ред. М. С. Яницкий. - Кемерово:
Кузбассвузиздат, 2004. - 272 с.
49. Серый А.В., Семенова М. Б. Трансформация системы
личностных смыслов в ситуации вынужденной потери работы // Вестн. Кемеровского гос. ун-та. — 2010. — № 3 (43). — С. 106-110.
50. Скотникова А. М. Руководство по выполнению исследовательских работ студентов [Текст] : учебно-методическое пособие / авто А. М. Скотникова / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т.» - Екатеринбург : [б. и.], 2014 - 87 с.
51. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития / В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. - 1991. - № 2. - С.37-49.
52. Слободчиков В.И. Книга 2 : Психология развития человека:
развитие субъективной реальности в онтогенезе : учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - Москва : Школьная пресса, 2000. - 416 с.
53. Стасюк, Н. И. Особенности системы жизненных смыслов осужденных / Н. И. Стасюк // Российская академия наук. Институт
психологии: материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна (15 - 16 октября 2009 г.). - Беларусь, Минск. - Т. 5. - С. 184 - 186.
54. Сухов А.Н. Криминогенное общение в среде осуждённых / Учебное пособие для учебных заведений МВД России. - Рязань: РВШ МВД РФ, 1993 - 134с.
55. Тихомиров О.К. Психология мышления. Учебное пособие.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с.
56. Толстых А.В. Возрасты жизни. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 223 с.
57. Уголовно-исполнительный кодекс РФ на 01.10.2018 г. Редактор:Усанов В.Издательство:Эксмо-Пресс, 2018. - 160с.
58. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Издательство АН Грузинской ССР, 1961. - с. 21.
59. Ушатиков А. И. Казак Б. Б. Основы пенитенциарной психологии. Учеб. / Под ред. С. Н. Пономарева. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001. - 536 с.
60. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. - 1990. - №6.
61. Франкл, В. Человек в поисках смысла: введение в логотерапию / Доктор и душа / В. Франкл. СПб.: Ювента, 1997. С. 13 - 152.
62. Худякова И.С. Психологические особенности переживания одиночества человеком в закрытой среде (на примере мест лишения свободы): автореф. дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2013.
63. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997. - 608 с.
64. Чиксентмихайи, М. Поток: психология оптимального
переживания / М. Чиксентмихайи. - М.: Смысл: Альпина Нон-Фикшн, 2011. - 520 с.
65. ЭлкиндД., Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни//Э риксон Э. Детство и общество. -СПб., 1999. - 302с.
66. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996.
- С. 83.
67. Яницкий, М.С. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии / М.С. Яницкий, А.В. Серый, Ю.В. Пелех // Философия образования. 2013. № 1. С. 175-186


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ