Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1. Соотношение истины и блага от Античности до Нового времени 13
1.1. Анализ соотношения истины и блага в Античности и Средневековье 13
1.2. Рассмотрение соотношения истины и блага в эпоху Возрождения 23
1.3. Соотношение истины и блага: Новое время и Новоевропейская мысль 31
2. Соотношение истины и блага в современной цивилизации 38
2.1. Этические аспекты и их влияние на научные исследования 43
2.2. Примеры из современной физики, биологии и медицины 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ЛИТЕРАТУРА 56
Истина и благо фундаментальные категории философии, которые «красной нитью» проходят через всю ее историю. Проблема их соотношения имеет значение не только в историко-философском аспекте, в условиях современной цивилизации это проблема приобретает особую актуальность.
Отличительной чертой современной культуры выступает высокий уровень развития науки и техники, что коренным образом изменяет все стороны человеческого бытия: картину мира, способы мышления, предметную среду, темпы социальных изменений, ценностные установки и т.д. Эти изменения имеют амбивалентный характер. С одной стороны, они приводят к заметным улучшениям качества жизни человека (развитие коммуникаций, медицины и т.д.), но, с другой стороны, происходящие изменения, связанные с развитием научно-технического прогресса, приводят к непредсказуемым результатам и непредвиденным последствиям.
Наука на протяжении своей истории претерпевает значительные изменения, можно выделить разные типы науки, которые соответствуют определенным историческим периодам: Античность, Средние века, Возрождение, Новое время, Современность.
Несмотря на трансформации, наука сохраняет свое инвариантное ядро, опирающееся на рациональные формы познания и статус одного из наиболее авторитетных способов постижения мира, прежде всего за счет стремления к объективности. Среди других форм знания, именно наука представляет собой наиболее целостное и завершенное знание. Оно формирует образ строго упорядоченной и логически выверенной картины мира. Особенность научного знания заключается в его строгости, четко очерченных целях и методах, направленных на достижение истины, поэтому оно оказывается отчужденным от тех сфер человеческого опыта, которые связаны с чувственностью, нравственностью и личной экзистенцией.
Таким образом можно отметить, что стремление к истине как цели научного познания может не соответствовать другим ценностям человеческого существования, например этическим. Именно поэтому осмысление взаимосвязи между истиной и благом требует философского подхода. Только философия, как рефлексивная форма мышления, способна поставить и проанализировать вопрос о соотношении этих категорий в рамках научной деятельности. Как отмечает Огурцов, «в научной среде сопряжение категорий истины и блага осуществляется с определёнными трудностями». Гносеология как теория познания занимается исследованием природы истины, ее условий и критериев. Однако вопрос о том, как это знание соотносится с добром, с нравственными ориентирами и целями, остается открытым. В то же время наука, как одна из немногих форм знания, претендует на приближение к истине, а потому должна быть включена в более широкий контекст — в том числе и этический. Философская этика, в отличие от строгой научной методологии, делает акцент на действия, добродетели, ценностной направленности знания и его последствиях для человеческой жизни. Она апеллирует к прагматическим и гуманитарным основаниям мышления, которые затрагивают эмоциональную, субъективную сторону человеческого существования. В этой связи возникает необходимость прояснить: существует ли возможность синтеза научной строгости и этической глубины, и если да, то, в каком виде?
Прежде чем перейти дальше, важно объяснить почему в данной работе именно Аристотелевская терминология. Почему именно истина и благо, а не например гносеология и этика? Дело в том, что, когда мы используем аристотелевскую терминологию, создается определенное поле, где можно рассмотреть данные понятия через всю историческую преемственность и глубину понятийного аппарата. Данные категории имеют фундаментальный характер, Аристотель заложил в эти понятия не только контекст гносеологии и этики, но и онтологические и теологические основания (что нам важно будет при рассмотрении средневекового периода и эпохи возрождения); Многие производные, которые также упоминаются в работе - ценность, этика, польза и т.д. это все уже заложено внутри понятия блага. Они важны в определенном контексте и социокультурной ситуации, уже внутри современного периода, тогда как Аристотелевское благо уже предстает перед нами как всеобщая и формообразующая цель; Использование настолько широкой формулировки понятий, позволяет нам проследить развитие соотношения этих понятий во всей историко¬философской традиции, это дает понятийное единство, подчеркивая значимость конкретных терминов, учит не отказываться от традиции проявляя их актуальность в новых ситуациях; Данные категории образуют своей связью онтологическую и методологическую пару, для современного периода, который тесно связан с наукой, проблематизируя не только что делает наука? но и зачем она это делает?
Актуальность. Современное общество находится в состоянии переоценки роли научного знания. Сциентизм, некогда претендовавший на универсальность, начинает претерпевать изменения. Это особенно заметно на фоне стремительного развития технологий, в частности искусственного интеллекта. Возникают новые вызовы: кто должен обладать доступом к научным открытиям? Насколько этично внедрение машинного интеллекта в повседневную жизнь? Вопросы подобного рода требуют не только технических, но и философских ответов. Информационная перегрузка, ускорение коммуникации и рост объема данных делают все более актуальной проблему различения подлинного знания и дезинформации. В этих условиях категории истины и блага обретают новое значение: наука уже не может оставаться морально нейтральной. Ее открытия прямо воздействуют на общество и личность, формируя новую этическую и культурную реальность. Между поиском истины и обеспечением блага должен устанавливаться определенный баланс. Современные научные исследования, ориентированные преимущественно на познание, часто не учитывают этические последствия своих результатов. Это порождает необходимость в философском переосмыслении: каким образом новые научные открытия способствуют или, напротив, препятствуют общественному благу? При рассмотрении особенностей современной науки, будет полезным проследить соотношение истины и блага на разных исторических этапах и выявить факторы, влияющие на это соотношение. На первый взгляд, может показаться, что эти категории принадлежат к различным сферам и не имеют точек соприкосновения: «истина — к логико-гносеологической, благо — к этико-аксиологической. Однако при более внимательном рассмотрении становится, очевидно, что между ними существует внутренняя связь, от осмысления которой может зависеть не только развитие науки, но и её влияние на культуру и общество в целом». Огурцов указывает, что наука формирует культуру, и наоборот культурные установки влияют на то, какую истину ищет наука, какие цели она ставит, и каким последствиям она ведет.
Проблема — как соотносят истина и благо в западноевропейской традиции?
Цель данной работы — рассмотреть соотношение истины и блага в разных в западноевропейской традиции.
Степень разработанности темы. Проблема соотношения истины и блага имеет глубокие философские корни и остается актуальной в современном философском дискурсе.
Историко-философская часть работы, посвящённая рассмотрению соотношения истины и блага на разных этапах от Античности до Нового времени опирается на труды, таких авторов (и их интерпретаторов) как: Платон, Аристотель, Ф. Аквинский, А. Августин, П. делла Мирандола, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант; современные авторы, обращающиеся к данной проблеме в разных аспектах: Васькин А.А., Гайденко П.П., Огурцов А.П., Смагин Ю.Е., Сафонов А.С., Рожанский И.Д.
В работах отечественных философов науки Степина В.С., Черниковой И.В., Игонина Г.С., Гайденко П.П. рассматривается проблема соотношения истины и блага в аспекте современного научного знания и его влияния на культуру.
Для рассмотрения конкретных примеров и ситуаций в области экологических, и медицинских вопросов использовались работы Юдин Б.Г., Хесле В.
Задачи исследования:
1. Проанализировать специфику трактовки категорий истины и благо, и их соотношение в Античности, Средневековье, Возрождении, Новом времени
2. На основе проведенного историко-философского анализа проследить эволюцию взглядов на истину и благо в современном контексте, черты которого задаются наукой.
3. Выявить, каким образом эти категории могут быть актуализированы в контексте современных научных и этических вызовов.
В Античности возникает стремление к объединению трёх фундаментальных ценностей — истины, добра и красоты. Эти категории рассматривались как неразделимые основания философского мышления и человеческого бытия в целом. Античные философы от Сократа и Платона до Аристотеля, ставили перед собой задачу, построить целостную картину мира, в которой истина указывала на подлинное знание — добро на нравственное основание действия, а красота на гармонию, которая пронизывает не только космос, но и человеческую душу. а истина, благо и красота рассматривались как взаимосвязанные измерения бытия, знания и жизни. В центре стоял не просто вопрос о том, что истинно, но и как жить согласно истине, то есть благо.
• Переход от Античности к Средневековью знаменует собой не просто смену исторических эпох, но и глубокую трансформацию в понимании истины и блага. Истина выступает в качестве откровения, она уже не просто результат размышления, а Божественная истина, открытая человеку в рамках веры. А благо — это путь, приближающий к Богу, к абсолютной полноте бытия. Таким образом, в Средневековье истина и благо получают теологическое измерение.
• Обращение к эпохе Возрождения важно для понимания того, как формируются различные типы соотношения истины и блага в науке. Именно в этот период совершается переход от схоластической иерархии знаниях форм к идее научной автономии, где истина уже не зависит от религиозной санкции, а становится результатом личного усилия, опыта, наблюдения и мышления. В этой новой картине мира истина, оказывается тесно связанной с внутренней активностью субъекта. Благо начинает осмысляться через призму личного и общественного совершенствования, пользы и творчества. Возрождение, будучи переходной эпохой, представляет собой ценнейший историко-философский момент, в котором истина и благо вступают в новую, более сложную и многозначную взаимосвязь. Анализ этого периода позволяет увидеть, как меняются представления о науке в зависимости от того, как в культуре понимаются ценности истины и блага.
• Период Нового времени открывает собой радикальный поворот в истории философии и науки. Это эпоха, в которой происходит стремительный сдвиг в представлении об истине и, как следствие, переосмысление самой возможности блага. Философы Нового времени начинают искать основания истины внутри самого разума, в субъекте, в методе. Возникает то, что можно назвать «гносеологическим поворотом»: истина становится тем, что можно получить посредством рационального анализа, дедукции, опыта. Но что происходит в это время с благом? Остается ли оно в сфере нравственной реальности, или начинает терять свой статус, уступая место холодному знанию?
• Следующее, что стоит перед нашей задачей, это рассмотрение соотношения истины и блага в современной науке. Как уже было сказано ранее, мы существуем в мире, где наука стала не только доминирующей формой познания, но и мощным инструментом трансформации мира. Современная наука, по сути, довела до предела мечту Нового времени: она раскрывает законы природы, создает новые технологии, моделирует миры, которые ранее казались недоступными даже воображению. Однако с этим усилившимся стремлением к истине, выраженной в точности формул, алгоритмах и теоретических моделях, все чаще возникает вопрос: а где благо? А что, если истина, лишенная нравственного измерения, становится опасной? Нужно представить современные методы того, как можно решить данную проблему, так как именно в этом напряженном пространстве и разворачивается драма современного соотношения истины и блага. Здесь важно сделать опору на рассмотрение истины и блага в области таких научных знаний как физика, медицина и биология. После чего, стоить сделать уклон на рассмотрение более подробных этических аспектов, в рамках которых происходит влияние на научные исследования. Теперь, возвращаясь к современности, Современная наука, при всей своей усложненности и технологической насыщенности, по- прежнему нуждается в методах, которые обеспечивают достоверность и воспроизводимость знания. И здесь как раз встает вопрос: «а какими средствами достигается истина в науке сегодня?» На этот, и другие вопросы, в рамках данной работы, будет представлена попытка ответить.
Объект исследования. Исторические этапы от Античности до современности
Предмет исследования. Соотношение истины и блага в разных исторических этапах
Апробация работы
Положения работы были включены в обсуждение на таких мероприятиях как:
XII Антропологических чтениях студентов, магистрантов, аспирантов философского и культурологического факультетов НИ ТГУ Томск, 23 декабря 2024 со статьей «Антропология и экосистемные вопросы: человек в контексте природы».
XXV Международной научной конференции молодых ученых «Актуальные проблемы социальных наук» Томск, 21-22 апреля 2023 со статьей «Истина и благо в античной философии».
Структура работы соответствует поставленной цели и определенным задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов (где три параграфа в первой главе и два во второй), в которых решаются поставленные задачи, заключения, содержащего выводы относительно всего исследования, и списка литературы.
Исследование специфики трактовок категорий истины и блага в различные эпохи историко-философского развития: от Античности до Нового времени и современного периода позволяет проследить сложный и многослойный процесс эволюции этих фундаментальных понятий философии. Такое рассмотрение раскрывает не только изменение смыслов и соотношения истины и блага, но и дает ключи для осмысления и присмотра их соотношения в современных условиях развития науки и этических вызовах.
В процессе рассмотрения первой половины работы важно отметить основные особенности, которые связаны в первую очередь с рассмотрением категорий истины и благо от Античности до Нового времени, где возможно проанализировать становление, тесное взаимодействие и отчуждение категорий истины и блага, так:
Античность открывает перед нами уникальную картину целостного философского мировосприятия, в котором истина, благо воспринимаются как взаимосвязанные измерения бытия, знания и жизни. Философы этого периода от Сократа до Платона и Аристотеля стремились не просто к накоплению знаний, но к выстраиванию гармоничной картины мира, в которой истина указывала на подлинное знание, благо служило нравственным ориентиром действия, а красота воплощала космическую и душевную гармонию. Значительно то, что истина в античной мысли неотделима от способа жизни она призвана вести к благу, проявляющемуся в добродетельной и разумной деятельности. Сократ учил, что знание — это путь к добру, что истина становится силой нравственного преобразования личности. Платон возводит благо на высшую ступень идеального мира, где оно освещает и истину, и все остальные идеи. Аристотель же, акцентируя множественность благ, фиксирует истину как соответствие мысли и действительности, а благо — как результат практического разума, регулирующего поведение человека. Таким образом, античная философия задает модель, в которой разум и нравственная практика связаны неразрывно, а истина и благо — аспекты целостного человеческого бытия.
Переход к Средневековью знаменует качественную трансформацию статуса истины и блага. В средневековой мысли истина перестает быть предметом чисто рационального постижения и превращается в объект духовного обращения к Богу. Вследствие этого благо также получает теологическое измерение: оно становится путем, приближающим человека к Божественной полноте бытия, и неразрывно связано с послушанием Божественной истине. Августин и Фома Аквинский формируют эту систему, в которой истина и благо перестают быть автономными категориями человеческого разума и начинают восприниматься как божественные реалии. Познание — это не столько рациональный процесс, сколько акт веры и любви, а благо — это жизнь в Боге. Средневековая философия утверждает, что истинное благо невозможно без подчинения Божественной истине, а истина без блага превращается в пустую формальность. Это радикально меняет онтологический и этический момент, устанавливая неразрывную связь между знанием и нравственным ориентиром, которые теперь подчинены трансцендентному началу.
Эпоха Возрождения знаменует собой важный поворот, в ходе которого истина и благо вновь приобретают антропоцентрический характер. Здесь происходит ослабление теологической монополии на истину и благо и формируется новая парадигма, в которой человек становится мерой всех вещей, носителем свободы и способности к самоопределению. Истина теперь — результат внутренней активности субъекта: опыта, наблюдения и творчества. Джованни Пико делла Мирандола подчеркивает необходимость духовного труда и нравственного совершенствования как условия постижения истины. Благо, в свою очередь, перестает быть абсолютом извне и становится выражением внутренней гармонии личности и общества. Фрэнсис Бэкон вносит практическое измерение, связывая истину с преобразованием природы, а благо — с полезностью и общественным прогрессом. Возрождение, таким образом, предлагает новую этику познания, где истина становится инструментом действия, а благо — его целью. Эта эпоха закладывает основы современной науки и этики, связывая знание с деятельностью и творчеством.
Философия Нового времени приносит с собой радикальный «гносеологический поворот»: истина перестает быть вопросом внешнего откровения и превращается в результат рационального анализа, дедукции и эмпирического опыта. Картина мира перестраивается вокруг субъекта, как рационального и методического мыслящего существа. Однако эта эпоха также выявляет новый разрыв между истиной и благом. Если у Декарта истина и благо взаимосвязаны — благо есть внутренний порядок сознания, рождающийся из истины, — то у Канта возникает разделение: истина научного знания существует отдельно от нравственной оценки, и только практика, опирающаяся на моральный закон, делает благо высшей категорией. Кант усиливает этический акцент, утверждая, что истина без блага может превратиться в холодное, технократическое знание, лишенное гуманизма. Этим он подчеркивает необходимость моральной ответственности в научном познании, что становится новым этапом развития понимания соотношения истины и блага.
Рассмотрение соотношения истины и блага на современном этапа было связано с особой ролью науки в культуре. Здесь обозначились проблемы, с которой столкнулась современная наука, в связи с чем, появилась необходимость рассмотрения этической составляющей вместе с гносеологической. Современная наука, развивая идеи Нового времени, достигает невиданной точности и технологической мощности, раскрывая сложные законы природы и создавая новые способы преобразования мира. Однако с этим растущим доминированием научного знания возникает важный вопрос: где в этой картине находится благо? Как избежать превращения истины в опасный инструмент, оторванный от нравственных ориентиров? Современная наука требует нового, интегративного подхода, который объединит в себе строгость методов и глубину моральной рефлексии. Этические аспекты перестают быть внешними ограничениями, превращаясь в необходимую часть научного мышления. На примере таких областей, как физика, медицина и биология, показано что научное знание, не прошедшее этическую проверку, может привести к разрушительным последствиям. В современный период научная истина определяется не только достоверностью и воспроизводимостью знаний, но и способностью ученых отвечать на вопросы не только «что есть?», но и «что должно быть?». Современные вызовы — биоэтика, экология, технологический прогресс — требуют от науки ответственности, направленной на благо человечества и планеты.
Таким образом, истина и благо в современной науке обретают синтетический характер: истина становится критерием научного знания, а благо — его этическим измерением и целью. Наука будущего — это та, которая способна соединить поиск объективного знания с глубокой нравственной ответственностью, что делает ее не только мощным инструментом, но и гуманистическим проектом.
Подводя общий итог, можно сказать, что данный историко-философский анализ позволил зафиксировать, что категории истины и блага проходят сложный путь эволюции и переосмыслений, в связи с чем, изменяется представление и о их соотношение и взаимовлиянии. В Античности истина и благо существуют в единстве, пронизывающем разум и жизнь. В Средневековье они приобретают теологический статус, служа Богу и духовному совершенствованию. Возрождение переносит акцент на свободу субъекта, соединяя истину с творчеством и благо с личным и общественным развитием. Новое время вводит рациональную автономию познания и подчеркивает необходимость нравственного основания для истины, возводя благо в категорию морального приоритета. Современная наука ставит перед собой задачу интеграции высокой технологичности с глубокой этической рефлексией, формируя новую этику научного знания.
Понимание этих исторических трансформаций не просто расширяет наш взгляд на философские категории, но и предоставляет методологические основания для актуализации истины и блага в современном научном дискурсе. Только сохраняя и развивая диалог между рациональностью и этикой, наука может отвечать на вызовы современности, сочетая в себе стремление к знанию и ответственность за будущее человечества.
1. Аврелий А. Исповедь / М. ДАРЪ 2005, с 354
2. Аквинский Ф. Сумма теологии. Часть I. Вопросы 1-43: 5-94773-003-0, 966-521-161-7. Издательство: Киев: Эльга, Ника-Центр, Элькор-МК, Экслибрис. 2002. Перевод Еремеева, A.A. Юдина.URL: https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summa-teologii-tom- 1/16 (Дата обращения: 23.04.2025
3. Аристотель. Большая этика // Соч. Т. 4. М., 1983. С. 59
4. Аристотель. Евдемова этика // Гусейнов А.А., Иррлитц I Краткая история тики. М., 1987. С. 520
5. Аристотель. Никомахова этика // Соч. Т. 4. М., 1983. С. 183
6. Васькин А.А. Джованни Пико делла Мирандола "Речь о достоинстве человека". В сборнике: Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. 2019. С. 1346
7. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в её связи с наукой // Москва: Университетская книга, 2000 г. 455 с.
URL:https://royallib.com/book/gaydenko_p/istoriya_novoevropeyskoy_filosofii_v_eyo_svy azi_s_naukoy. html
8. Игонин Г. С. Проблема верификации научных данных (этические вопросы) // Общество: философия, история, культура. 2025. №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/problema-verifikatsii-nauchnyh-dannyh-eticheskie-voprosy (дата обращения: 01.06.2025).
9. Кант И. Критика чистого разума, Критика способности суждения, Критика практического разума (сборник), URL: https://bookmate.ru/books/jpa2xDAi (дата обращения: 10.04.2025).
10. Кожуховская Анастасия Анатольевна Борис Юдин vs Николай Трубников: Биомедицина и проблема ценностного статуса науки // Nomothetika: Философия. Социология. Право. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/boris-yudin-vs- nikolay-trubnikov-biomeditsina-i-problema-tsennostnogo-statusa-nauki (дата обращения: 24.05.2025).
11. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993 С. 22
12. Огурцов, А. П. Благо и истина: линии расхождения и схождения / А. П. Огурцов // Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. — М. : ИФ РАН, 1998 — С. 5-37.
13. Рожанский И.Д. Античная наука. / М., Наука, 1980. — С. 198.
14. Сафонов А. С. Реальность и актуальность: поиск оснований истины в философии Р. Декарта и г. Райла // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realnost-i-aktualnost-poisk-osnovaniy-istiny-v-filosofii-r- dekarta-i-g-rayla (дата обращения: 10.04.2025).
15. Смагин Ю. Е. Понимание науки в философии Ф. Бэкона // Вестник Санкт- Петербургского университета. Международные отношения. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ponimanie-nauki-v-filosofii-f-bekona (дата обращения: 05.05.2025)...20