Введение 2
Глава 1. Тенденции к дегуманизации в эпохе модерна 7
Глава 2. Проблема гуманизма и её решения в философском дискурсе о модерне 11
Глава 3. Интерпретации понятия гуманизм в экзистенциальной философии 18
§1. Определение гуманизма в философии Сартра 18
§ 2. Критика метафизики в концепции Хайдеггера 22
Глава 4. Уход от парадигмы рациональности в культуре постмодерна 28
§ 1. Черты перехода. Онтология 28
§ 2. Теория самости 30
§ 3. Страх самости 33
§ 4. Теория общества 36
Заключение 38
Список литературы 40
Актуальность темы исследования. Контекст каждой эпохи подразумевает определённую совокупность проблем, которая определяет актуальную область философских исследований. И, несмотря на сущностные различия эпох, актуальной всегда оставалась тема человека: философскому анализу подвергается как его взаимодействие с внешней средой, так и проблемы самости. Современный мир, насыщенный острыми социальными и духовными конфликтами, делает проблему гуманизма сегодня наиболее актуальной. Об этом свидетельствует особый научный интерес к проблеме человека: появляются программы естественнонаучного изучения человека, развиваются философские школы, работающие в русле философской антропологии.
Раскрытие индивидуальности человека привело программу Просвещения к универсализации принципа ratio - выработке определённых рациональных стереотипов поведения, согласно которым должна протекать жизнь общества. В модерне рациональные стереотипы и инструментальная модель поведения стали характерными чертами культуры. Но утверждение рациональной универсальности, призванные реализовать самость человека, приводят к глобальным социальным проблемам, массово проявившим себя в XX веке, которые свидетельствуют о глубоком внутреннем кризисе человека. Стало вполне оправданным задуматься о состоятельности существующей гуманистической концепции.
Выводы философов на рубеже эпох привели к тезису о том, что свобода человека, проникнувшая сквозь рамки традиционных отношений, оказалась условием порождения новых форм отчуждения. В связи с этим возникла острая необходимость пересмотра гуманистических ценностей модерна, их влияния на социальные процессы и адекватности соответствия сегодняшним реалиям. Размышления философов о судьбе гуманизма сводятся к убеждению о важности разработки нового взгляда, которой соответствовал бы притязаниям новой, постмодернисткой культуры.
Степень разработанности проблемы. Окончание эпохи модерна начало осмысливаться ещё в XIX веке: Ф. Ницше, Г. Адамс, О. Шпенглер, Т. Лессинг высказываются о невозможности дальнейшей реализации проекта Просвещения. Значительные черты перехода «модерн-постмодерн» были обозначены в работах В. Дильтея, М. Хайдеггера, Э. Гуссерля, А. Шюца, Ю. Хабермаса.
Рассматривая разработанность рефлексии над проблемой человека и его места в мире, мы можем обнаружить гуманистические установки уже в немецкой классической философии. Кант вносит большой вклад во взгляд на человеческую свободу, предлагая концепцию, в которой человек является не просто существом природного мира, но носителем права свободного выбора. Сформированный им категорический императив, представляет собой общегуманистическое правило для свободной ориентации личности, где самореализация индивида невозможна без принятия во внимание общечеловеческого аспекта. При этом важным аспектом в его философии является Бог. Его наличие оправдывает утверждение о том, что человек должен являться целью, а не средством. Мысль Канта продолжает Гегель, который представляет историю как необходимое развёртывание абсолютной идеи, ведущей к обретению человеком свободы. В философии Л. Фейербаха постулируется наличие божественной инстанции в сердце человека, которая призывает увидеть Абсолют в каждом. Таким образом он утверждает высшую универсальную ценность человеческого рода.
Большой вклад в понимание назначения гуманизма внёс К. Маркс. Он утверждает необходимость создания общественного строя, который смог бы соответствовать достоинству человека. Он видит результат труда всеобщим достоянием, объединяющим человечество, и строит концепцию, которая смогла бы освободить человека от различных форм эксплуатации.
Антигуманистическая философия Ницше утверждает о “смерти человека”. В отличие от Маркса, он полагал, что раскрепощение индивидуальности невозможно в контексте омассовления и стандартизации общества. Идеал Ницше - Сверхчеловек, свободный от морали и стандартов, призван к бесконечному превосхождению себя. Но в этом случае становится под вопрос свобода другого.
XX век с его массовыми социальными катастрофами произвёл на свет новый виток философских исканий на тему смысла и назначения человека и судьбы гуманистической культуры. Хоркхаймер, Адорно и другие теоретики Франкфуртской школы разделяют взгляды Ницше, основанные на идее смерти человека в европейской культуре. Они утверждают факт нарастания отчуждения в современной истории. М. Хайдеггер вписывает гуманизм в концепцию метафизической эпохи, которая привела человечество к забвению бытия и должна быть преодолена. Ж.-П. Сартр раскрывает новое значение гуманизма, приписывая его к осознанию человеком своего единства. Структуралистская и постструктуралистская философия рассматривали человека как производное от дискурсивных средств культуры. Например, у Фуко человек - продукт дискурсивных практик Нового времени и предвещает ему забвение имиджа, порождённого новоевропейской культурой. Ж. Деррида деконструировал европейскую культурную традицию. Он разделяет всё, что принадлежит внутреннему миру сознания от деятельности субъекта, направленной на конституирование мира. Концепция коммуникативного действия Хабермаса утверждает о несостоятельности главенствующей в модернистском проекте установки ratio, предлагая выход посредством смены инструментального разуму на коммуникативный. П. Козловски, проводя сравнительный анализ двух культур - модерна и постмодерна, определяет роль человека и сущность гуманизма в обеих эпохах.
Проблема исследования. Суть гуманизма заключается в утверждении значимости личности и индивидуальной самости в сочетании с безусловной ценностью общечеловеческого аспекта. Смещение акцента на одну из сторон гарантирует неизбежное пренебрежение свободой другого, отчуждение, социальные катаклизмы. Такие последствия продемонстрировала миру модернистская программа, утверждающая переход к ratio. В связи с неудачей программы предшествующей культуры, возникает закономерный вопрос: возможна ли в постсовременном мире такая гуманистическая концепция, которая, возвышая свободу личности, не пренебрегала бы общечеловеческими правами? Есть ли гуманистический потенциал в культуре постмодерна?
Объект исследования. Гуманизм как принцип человеческой свободы.
Предмет исследования. Реализация гуманистических идеалов в устройстве современного и постсовременного общества.
Цель исследования: поиск причин дегуманизирующего начала в проекте Просвещения и обоснование гуманистического потенциала постмодернистской культуры.
Задачи:
1. Определить понятийный аппарат бакалаврского исследования;
2. Выявить в культуре модерна предпосылки к дегуманизации;
3. Проанализировать философский дискурс модерна;
4. Рассмотреть экзистенциальный взгляд на гуманизм;
5. Выявить черты гуманизации культуры постмодерна.
Методологическая основа исследования. Исследование опирается на диалектический и культурфилософский метод. В теоретическую основу исследования входят работы российских и зарубежных философов.
Новизна исследования.
1. Выявлены черты дегуманизации в модернистском
искусстве;
2. Обоснована тенденция модернистской культуры к дегуманизации;
3. Показано, каким образом культ рациональности влияет на гуманистический аспект в культуре;
4. Выявлены пути постмодернисткой культуры, приводящие общество к гуманизации.
Структура работы обусловлена задачами исследования:
1. Посредством работы Ортеги-и-Гассета “Дегуманизация искусства” обоснована тенденция модернистского искусства к дегуманизации;
2. Проанализирована структура философского дискурса о модерне;
3. Исследован взгляд на гуманизм с точки зрения экзистенциализма;
4. Представлена концепция коммуникативного действия Ю. Хабермаса в качестве потенциала постмодернистской культуры к гуманизации;
5. Исследованы черты перехода к постмодернистской культуре и выявлены её парадигмальные отличия от культуры модерна.
Проблема свободы человека и свободы реализации человеческого сообщества является аспектом гуманистического проекта. Ещё мыслители ренессансной культуры видели высшую ценность человечества в способности раскрытия человека своего творческого потенциала. Эпоха модерна унаследовала эти антропоцентрические установки, которые впоследствии стали истоком рационалистического видения мира.
Культ ratio достиг своего апогея в культуре Нового времени. Торжество научной рациональности, призванное освободить человека от гнёта традиций, привело человечество к производству рациональных стереотипов деятельности, а человека к состоянию отчуждения.
Мир, открытый классической наукой, исключал трактовку человека как индивидуальной самоценности. Классическая рациональность постулирует функционалисткий взгляд на мир, который сводит личность к совокупности выполняемых ею функций. Свобода личности сводится к безграничному росту возможностей, что приводит человека к отчуждению от себя.
Ю. Хабермас видит причины дегуманизации модерна в подчинении субъекта инструментальным задачам и предлагает в качестве выхода концепцию коммуникативного действия, которое обеспечило бы взаимопонимание индивидов. Нужно признать действующими причинами внутренние отношения между субъектами.
Значительный вклад в понимание современного образа гуманизма внесли экзистенциалисты. Сартр справедливо полагал, что признание ценности человеческого рода предполагает определённое единство субъекта. Гуманистический характер экзистенциального мышления раскрывается в долженствовании уважения свободы каждого индивида.
Сравнительный анализ двух культур - модерна и постмодерна провёл философ П. Козловски. Он определяет научно-техничискую рациональность, с её взглядом на индивида как на функцию, как причину потери человеком
собственной самости. Постмодернистская культура призывает человека изменить свои жизненные установки: заново осмыслить проблему
ответственности перед собой и другим. Для того, чтобы преодолеть страдания, индивид должен работать над изменением мира.
Перспектива для дальнейших исследований в данном направлении велика: человеческий аспект затрагивает все сферы жизненного мира, и любые парадигмальные сдвиги в сознании общественности сопровождаются переменами в каждой сфере. Учитывая результаты исследования, можно под другим углом взглянуть на локальные процессы, происходящие в общественной жизни.
Другое направление дальнейших исследований заключается в динамичности человека и общества - человек стремительно подвергается переменам, а вместе с ним и вся культура. Изучая современные нам труды философов, можно найти предпосылки для изменения положений, выделенных в данной работе.
1. Алейник Р. М. Образ человека в философской постмодернистской литературе: дис. ... д-ра философ. наук / Р. М. Алейник - М., 2007. - 367 с.
2. Анкерсмит Ф. Политическая репрезентация // М. : Изд. Дом ВШЭ, 2012. - 287 с.;
3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. С. 70-139;
4. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры: пер. с фр. Е.А. Самарская // М.: Республика; Культурная революция, 2006. - 269 с.;
5. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла // М.: Добросвет, 2012. - 260 с.;
6. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть // М.: Добросвет, 2000. - 387 с. ;
7. Гегель Г. Работы разных лет Т. 2: В 2 томах // М.: Мысль, 1972. - 668 с.;
8. Гуман Б. Л. Гуманизм и культура: век XX: Сборник научных трудов // Тверь, 1993. - 127 с.;
9. Гурко Е. Деконструкция: тексты и интерпретация // Минск: Экономпресс, 2001. - 319 с.;
10. Дебор, Ги Общество спектакля: пер. с фр. С. Офертас и М. Якубович // М.: Логос, 2000. - 184 с.;
11. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия?: пер. с фр. И послесл. С.Н. Зенкина // СПб.: Алетейя, 2013. - 288 с.;
12. Деррида, Ж. Письмо и различие / пер. с фр. СПб.: Академический проект, 2000.- 428 С.;
13. Деррида Ж. Поля философии: пер. с фр. Д.Ю. Кралечкина // М.: Академический Проект, 2012. - 376 с.;
14. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа // М.: Интрада, 1998. - 255 с.;
15. Кант И. Критика практического разума // СПб.: Издание М. В. Попова, 1897. - 193 с.;...32