Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Самостоятельная образовательная деятельность школьников с использованием нелинейных учебных текстов

Работа №29317

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы192
Год сдачи2003
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
443
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Диалоговая природа нелинейного обучения и ее роль в самостоятельной образовательной деятельности школьников. 2
1.1. Диалоговое обучение как принцип новой философии образования.
1.2. Особенности учебного текста, построенного на принципах нелинейного
обучения.
Глава 2 Построение учебного текста на основе принципов нелинейного обучения.
2.1. Выявление особенностей самостоятельной образовательной
деятельности учащихся при работе с текстом
2.2. Разработка методического аппарата нелинейного учебного текста. 2Z
Глава 3 Использование школьниками нелинейного учебного текста при
самостоятельном освоении учебного материала.
3.1 Влияние приемов нелинейной организации учебного текста на
результативность самостоятельной образовательной деятельности учащихся.
3.2 Индивидуальные особенности самостоятельной образовательной
деятельности учащихся с использованием нелинейного учебного текста.
Заключение
Литература
Приложения


Развитие системы образования за счет усиления ее гуманистического потенциала является своеобразным вызовом противоречивым тенденциям изменяющегося мира. Идеи демократизации и гуманизации образования, многообразие и плюрализм его форм, дифференциация и интеграция его содержания, личностно ориентированное обучение и педагогика сотрудничества определяют кардинальную направленность современного образования. На первый план выдвигаются проблемы, связанные с признанием самоценности личности, формированием ее самосознания, созданием условий для ее определения и самореализации. В противоположность авторитаризму гуманистический подход предполагает личностную вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен; его любознательность поощряется;
отношения между учителем и учеником изменяются с объектно-субъектных на диалоговые, субъектно-субъектные отношения. Важной задачей педагога является способность включить ученика в качестве активного участника в групповое взаимодействие на основе творческого диалога. По существу речь идет о проблемно-диалогическом подходе к обучению (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.С. Каган, Ю.Н. Кулюткин, С.Ю. Курганов, Ю.М. Лотман). В обучении важно не столько конкретное знание, а в первую очередь путь к нему, отношение, оценочное суждение. Особую значимость для учащихся приобретает овладение способами самообразования, умение мыслить альтернативно с учетом многозначности позиций изучаемого вопроса.
В современных условиях информатизации общества и компьютерных технологий, с изменением целей обучения, его направленностью на формирование творческой активности возрастает роль самостоятельной
образовательной деятельности учащихся. Самостоятельную
образовательную деятельность мы рассматриваем в рамках концепции личностно ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, В.В. Сериков, И.С. Якиманская).
В основе образования лежит идея самоореализации человеком природного предназначения своего «Я», образ которого, как идеал, должен предвосхищать в сознании человека его образовательную деятельность (О.С. Газман). Оно базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения (И.С. Якиманская).
Основываясь на идеях самоорганизации, выделяют две формы обучения: линейное — последовательное, строго определенное — и альтернативное ему — нелинейное. Наиболее полно идеям личностно ориентированного образования отвечает нелинейное обучение, предоставляющее учащимся разнообразие и вариативность содержания, форм и режима работы (Л.Я. Зорина, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, К. Майнцер, Т.С. Назарова, Н.И. Пак, А.Л. Симонова, И.А. Сурина, В.В. Филиппов, В.С. Шаповаленко). Для реализации нелинейного обучения необходима нелинейная структуризация учебной информации.
Противоречие между необходимостью построения самостоятельной деятельности учащихся в форме нелинейного обучения и существующей традиционной линейной организацией учебного материала позволило сформулировать цель исследования: обоснование и применение системы приемов нелинейной организации учебных текстов для осуществления самостоятельной образовательной деятельности школьников.
Объект исследования: самостоятельная образовательная деятельность
школьников.
Предмет исследования: самостоятельное изучение школьниками учебного предмета с использованием нелинейных учебных текстов при освоении курса информатики.
Гипотеза исследования. Учебный текст повышает эффективность самостоятельной образовательной деятельности школьников при выполнении следующих условий:
• конструирование учебного содержания на основе принципов нелинейного обучения;
• использование при разработке учебных текстов системы приемов нелинейной организации текста для самостоятельной образовательной деятельности учащихся;
• построение учащимися индивидуальных алгоритмов самостоятельной
образовательной деятельности на основе рефлексивного осмысления возможных вариантов освоения нелинейного учебного текста.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы с целью определения принципов нелинейного обучения, выявление его диалоговой природы.
2. Обоснование целесообразности разработки нелинейного учебного текста для осуществления эффективной самостоятельной деятельности учащихся.
3. Выявление характеристик нелинейного учебного текста.
4. Разработка приемов нелинейной организации учебных текстов.
5. Выявление особенностей самостоятельной образовательной деятельности учащихся при работе с учебными текстами линейной и нелинейной структуры.
6. Анализ индивидуальных алгоритмов самостоятельной образовательной
деятельности учащихся при работе с нелинейным учебным текстом.
7. Экспериментальная апробация нелинейного учебного текста в самостоятельной образовательной деятельности учащихся с целью выявления условий для его эффективного использования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования нами была рассмотрена проблема организации нелинейного обучения, как наиболее перспективной деятельности учащихся. Для организации самостоятельной образовательной деятельности, основанной на самоанализе, самопланировании, самоосуществлении и самооценке, требуется предоставление вариативности в выборе содержания, форм и режима работы. Были сформулированы принципы по¬строения нелинейного обучения. В основу разработки принципов нелинейного обучения положена структура учения в ходе самостоятельного освоения учебной информации, предложенная Ю.К. Бабанским, и условия реализации нелинейных технологий обучения, разработанные Н.И. Паком, Построение нелинейного обучения основано на принципах: структурной
сложности в организации учебного содержания, многообразия в формах предъявления учебного материала, многоуровневости системы указаний для работы с предметным содержанием, вариативности способов поддержки учащегося, его рефлексивности в результате контроля и самоконтроля. Принципы построения нелинейного обучения обеспечивают необходимые условия для организации самостоятельной образовательной деятельности учащихся.
В ходе исследования на основании анализа философской и психолого¬педагогической литературы нами были определены условия ведения учебного диалога: совместное конструирование программной деятельности; стимулирование учащихся к самостоятельному выбору формы представления учебного материала; изменение хода обучения по инициативе ученика; включение ученического вопроса в структурную основу обучения; безоценочная реакция учителя на рассуждения ученика. Сравнение
условий ведения учебного диалога и основных принципов нелинейного обучения дает основание говорить об их корреляции и сделать вывод о диалоговой природе нелинейного обучения.
Для организации самостоятельной образовательной деятельности школьников в рамках нелинейного обучения нами решалась задача по-строения нелинейного учебного текста. Его характеристики: нелинейная организация содержания материала, наличие различных форм представления материала в учебном тексте, наличие многоуровневых средств для перехода по тексту, вариативность способов поддержки, наличие самоконтроля и обратной связи — определялись на основе принципов нелинейного обучения.
С учетом характеристик учебного текста нелинейной организации и на основании выводов констатирующего эксперимента, выявившего предпочтения учащихся различным последовательностям изучения материала был
* разработан методический аппарат нелинейного текста и на его основе по¬строена пробная версия учебного текста. Формирующий эксперимент показал готовность учащихся к использованию приемов нелинейной организации текста. На основе рефлексивного осмысления возможных вариантов изучения материала учащиеся организуют свою самостоятельную образовательную деятельность по индивидуальным алгоритмам.
Сравнительный анализ показателей результативности при работе с использованием традиционного текста линейной структуры и с различны¬ми версиями нелинейного текста, позволил сделать вывод о положительной динамике показателей результативности самостоятельной образовательной деятельности учащихся при использовании текста нелинейной организации.
Введение элементов, обеспечивающих вариативность способов поддержки учебной деятельности, позволяет учащимся перейти от работы в системе «ученик — учебный текст — учитель— компьютер» к самостоятельной образовательной деятельности в системе «ученик — учебный текст — компьютер». Для каждой группы учащихся («традиционной», «смешанной», «гибкой») приоритетными в использовании являются различные приемы нелинейной организации учебного текста. Количество возможных вариантов выбора изучения материала при построении индивидуального алгоритма характеризует степень его нелинейности.
Обобщающий этап исследования проводился с использованием разработанного на основе принципов нелинейного обучения пособия- самоучителя по информатике. Анализ результатов самостоятельной обра¬зовательной деятельности учащихся позволил дать рекомендации по при¬менению учебного текста нелинейной организации в других предметных областях. Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в разработке учебного текста с использованием единой системы приемов не¬линейной организации для применения в самостоятельной образователь¬ной деятельности учащихся в других предметных областях


1. Алексашина И.Ю. Глобальное образование: Проблемы и решения: Дай¬джест. — СПб.: СпецЛит, 1995. —237 с.
2. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, во¬площение: Монография — СПб.: СпецЛит, 2000. — 222 с.
3. Алексашина И.Ю. Решение педагогических задач как средство форми¬рования умственной самостоятельности студентов педвузов. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — Ленинград, 1983. — 18 с.
4. Алексашина И.Ю. Теоретическая рефлексия и практическое освоение учителем идей гуманизации образования в процессе повышения его квалификации / Образование в изменяющемся мире. - СПб., 1998. — С.74-78.
5. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования: Моногра¬фия — СПб., 1997. —153 с.
6. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического про¬цесса. — Минск, 1990.
7. Аршинов В. И. Синергетика, как коммуникация в пространстве учебно¬го процесса / Синергетика и учебный процесс / Под ред. В. С. Егоро¬ва. — М., 1999. —С. 58-64.
8. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса — М: Педагогика, 1977.
9. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. — М: Знание, 1981.
О.БаллГ.А., Бургин М.С. Анализ психологических воздействий // Вопро¬сы психологии. — 1994. — № 4. — С.35-40.
11. Баранников А.В. Теория и практика самообразования учащихся. Авто¬реф. дисс. ... канд. докт. наук. — М., 2002. — 45 с.
Х2.Батракова С. И. Педагогическое обучение, как диалог в культуре //
Педагогика. — 2002. — № 4 — С. 27-33.
ХЗ.Бахтин М.М., «Проблемы поэтики Достоевского» — М.: Советская Россия, 1979. — 318с.
4. Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии. — 1989. — №
2, —С. 147-162.
Х5.Берлянд И.Е., Курганов С.Ю. Математика в школе диалога культур. —
Кемерово, 1993.
6. Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. — М., 1988. Х1.Библер В.С. Мышление как творчеством. Политиздат, 1975. — 399 с. ХЪ.Библер В.С. От наукоучения к логике культуры: Два философских вве¬
дения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1991. — 413 с.
Х9.Библер В.С. Школа «диалога культур» // Советская педагогика. — 1989.
— № 2.
20.Богатырева Е.А. Драмы диалогизма: М.М.Бахтин и художественная литература XX века — М, 1996. — 35 с.
2Х .Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для ВУЗов. — СПб: Питер, 2000. — 297 с.
22. Вороненко Т.А., Швецкий М.В. К вопросу о технологии методического исследования / Вопросы теории и практики обучения информатике / Сборник научных трудов: Выпуск 3. — СПб — 1998.— С. 6-8.
23. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования —
М.: Смысл, 1999. — 137с.
24. Вайштейн О. Б. Постмодернизм: история или язык / Постмодерн в фи¬лософии, культуре, науке / Под ред. В. И. Штанько— Харьков, 2000. — С. 270-278.
25. Вахтеров В. П. Наши методы преподавания и умственный паразитизм // Русская школа. — 1901. —№ 2. — С. 174-190. 
Ю.Вермерш П. Анализ задач и когнитивное функционирование в про-граммированном обучении / Психологические основы программиро¬ванного обучения / Под ред. Н.Ф. Талызиной — М, 1984. — С. 38-45.
27. Вернандский В.И. Несколько слов о ноосфере / Успехи современной биологии: T.XVIII-Вып.2. -С.113-120.
28. Вергиловский С.Г. Проблемы гуманизации школьного образования / Гуманизация образования: Теория. Практика / Под ред.
В.Г .Воронцовой. — СПб., 1994.
29. Водолад С.Н. Изучение методов представления информации в курсе информатика на примере гипертекстового представления учебного ма¬териала по тригонометрии. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — М.,
2000. —23 с.
30. Войтов А. Г. Наставление Сократа и Платона по диалектическому мышлению. — М., 1994. — 56 с
31. Воронцова В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. Псков - 1997. — 421 с.
32. Выготский Л. С. Мышление и речь. Соч. в 6-ти томах. — М., 1982- 1984, —Т. 2.
33. Газман О. С., Вейсс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования. — М, 1995. — 65 с.
34. Гвишиани Д. М. Методологические проблемы моделирования глобаль¬ного развития. — М,1987. — 112 с.
35. Гелъфман Э.Г., Холодная М.А., Демидова Л.НПсихологические основы конструирования учебной информации И Психологический журнал: Т.14, 1993. —№6. —С. 36-45.
ЗБГершунекий Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы — М.: Педагогика, 1987 — 263 с.
37. Гершунский Б.С.Философия образования для XXI века, — М, 1998. —
428 с.
38. Гирусов Э. В. Объективные законы формирования ноосферы / Пробле¬мы взаимодействия общества и природы: Филосовские аспекты. — Ри¬га, 1986.—С.33-36
39. Гранник Г.Г. Бондаренко С.М. О типах учебных текстов // Проблемы школьного учебника: Выпуск 3. — М., 1987. — С. 40-45.
40. Громцева А.К Формирование у школьников готовности к самообразо¬ванию. — М.: Просвещение — 1983. —144 с.
41. Гурко Е.Н., Деррида Ж. Деконструкция: тексты и интерпретация. — Минск, 2001, 123 с.
42. Далине ер В. Диалоговые обучающие программы и требования к ним // Информатика и образование. — 1988. — № 6. — С. 25 - 30.
43. Деррида Ж. О грамматологии. — М., 2000. — 511 с.
44. Доблаев В. П. Программированное обучение в школе. — Саратов, 1966. —35 с.
45. Доблаев В. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. — М.: Педагогика, 1982. —176 с.
46. Доблаев В.П. Психологические основы работы с книгой — М., 1970 — 72 с.
47 .Дьяченко В. К. Новая дидактика. — М. 2001 — 421 с
48.Заир-БекЕ.С. Обучение педагогическому проектированию. — СПб.,
1995. —235 с.
49.Зорина Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образова¬ния // Педагогика. — 1996. — № 4. — С. 31-36.
50. Зорина Л.Я. Учебник для классов с углубленным изучением предметов // Педагогика. — 1990. — № 8. — С. 27-31.
51 .Зорина Л. Я. Открытость учебного процесса и его основные тенденции. / Синергетика и учебный процесс // Под ред. В. С. Егорова. — М., 1999, —С. 70-78.
52.Зубрилин А.А. Методология создания диалоговых программ открытого типа // Педагогическая информатика. — 2000. — № 1. — С. 30-37.
53.Зуев Д.Д, ГранникГ.Г., Балашова Круглый стол // Педагогика. — 1999.—№4. —С. 33-41.
5 4. Зуев Д. Д. Школьный учебник. — М, 1982.
55.3язюн И.А. Основы педагогического мастерства. — М, 1989. —301с.
56. Игнатова В. Л.Педагогические аспекты синергетики // Педагогика. —
2001. —№8. —С. 26-31.
57. Информатика: 10-11 класс / Под ред. Н.В. Макаровой. — СПб.: Питер, 1999. —297 с.
5 8.Каган М. С. Мир общения. Проблемы межсубъективного взаимодейст¬вия. — М, 1988 — 315 с.
59. Казакова Е.А., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха — СПб, 1997,- 160 с.
60. Калинина О.Л. Организация самообразовательной деятельности как эффективное условие формирования у подростков готовности к разви¬тию своего творческого потенциала. Автореф. дисс. ... канд. пед. на¬ук.— Пермь, 2001. — 24 с.
6.Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1981. — 48 с.
62.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М,1987.
63 .Каплунович И. Я. Измерение и конструирование обучения в зоне бли¬жайшего развития И Педагогика. — 2002. — № 10. — С. 37-44.
64. Карасев Л.В. Культура постмодерна: общественно-культурные послед¬ствия технического развития. —М.: Республика, 1997.
65. Кармин А.С. Диалог в научном творчестве // Филосовские науки. — 1985.— №4. —С. 76-81.
66. Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели: Анализ зару¬бежного опыта, — М.: Наука, 1997. — 233 с.
67. Кларин М.В. Интерактивное обучение — институт освоения нового опыта // Педагогика. — 2001. — № 7. — С. 12-18.
6%.Князева Е. И., Курдюмов С. П. Синергетика и новые подходы к про-цессу обучения. / Синергетика и учебный процесс / Под ред. В.С. Его¬рова.—М., 1999. —С. 10-16.
69. Князева Е. И., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мироведение: Диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. — 1992. — № 12. — С. 68-75.
70. Козлов О. А. Информирование и развитие в процессе обучения // Педа¬гогика. 1998. — № 5. — С. 39-40.
7 X.Козлов О.А. Роль структурно-логической схемы при написании компь¬ютеризованного учебника // Информатика и образование. — 1998. — № 4. — С. 34-37.
72. Кокс Д., Хинкли Д. Теоретическая статистика —М.: Мир, 1978. —560 с.
73. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадиг- мальной рефлексии. — СПб., 1999. — 242 с.
74. Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Пе¬дагогика. — 1995. — № 3. — С. 34-40.
75. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий СПб.: Каро, 2001. —367 с.
76. Концепция информатизации сферы образования Российской Федера¬ции. И Бюллетень 3-4 (13-14) 1998 «Проблемы информатизации высшей школы », — М., 1998. — 322 с.
77 .Корнетов Г. Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса // Педагогика. —1999. — № 3. — С .43-49.
78. Корнетов Г.Б. Современная педагогика в поисках гуманистической па¬радигмы // Новый педагогический журнал. — 1996. — № 1. — С. 21-27.
79. Краевский В.В. Определение функций учебника, как методологическая проблема дидактики. // Проблемы школьного учебника: Выпуск 4, 1987, —С. 33-36.
ЪО.Краевский В.В. Состав, функции и структура обоснования обучения. — М, 1977,-70 с.
S.Кулюткин Ю. Н. Учет индивидуальных особенностей учащихся при построении обучающих программ и проведения программированного обучения / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской— М, 1969. — 78 с.
%2. Кулюткин Ю.Н. Анализ функциональных стилей учебного текста // Проблемы школьного учебника: Выпуск 5. — 1987. — С. 39-42.
53. Кулюткин Ю.Н. Диалог, как предмет педагогической рефлексии СПб. — 2001. —75 с.
54. Кулюткин Ю.Н. Мышление и личность — СПб, 1995. — 26 с.
$5.Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. — М, 1985. —127 с.
S6.Кулюткин Ю.Н.. Формирование глобального мышления, как педагоги-ческая проблема / Глобальное образование: Идеи, концепции, перспек-тивы: Учебное пособие / Под редакцией И.Ю. Алексашиной. — СПб, 1995, —С. 77-85.
$7.Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге — М.: Просве-щение, 1989. — 126 с.
55. Лаврентьев В.Н., Пак Н.И. Электронный учебник / Информатика и об-разование. — 2000. — № 9. — С. 87-90.
89. Лавров С. Б. Глобальные проблемы современности.Ч.1.- СПб, 1993. — 70 с.
90. Лавров С. Б. Глобальные проблемы современности.Ч.2 - СПб,1995. —
75 с.
91. Лаптев В.В., Рыжова Н.И., Швецкий М.В. Специальные методы обуче¬ния информатике. / Вопросы теории и практики обучения информатике // Сборник научных трудов: Выпуск 3. — СПб., 1998.— С. 95-113


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ