Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Феномен утопического в духовном опыте современности: мышление, политика, культура

Работа №127536

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы84
Год сдачи2022
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИОГРАФИЯ УТОПИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА В
ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 9
§ 1. Социально-утопические идеи Античности 9
§2 Средневековая утопия 15
§3 Ренессанс, как формирование базы для классических утопий Нового
Времени 19
§4 Реформация в утопической перспективе 21
Глава II. Рассвет Классической Утопии 24
§ 1 Революция Нового времени и становление жанра утопии 24
§2. Утопическая мысль Просвещения 28
Глава III. От политической утопии к утопической политике 34
§1. Первая половина XIX века: окончание века классической утопии 34
§2. Вторая половина XIX века: формирование «научной» утопии 41
§3. Негативная утопия: Антиутопия и Дистопия XX-го века 51
Раздел II: УТОПИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ 59
Глава I. Утопия XXI века или Эпоха Панутопизма 59
§1. Сущность и форма современной утопии 59
§2. Утопические элементы в рекламной продукции 65
Глава II. Утопия как форма самосознания человека 69
§ 1. Диалектика утопического сознания 71
§2. Утопия и Наука 74
§3. Дискуссионные проблемы в утопических исследованиях 75
Заключение 78
Список использованной литературы 82


Проблема и актуальность исследования. Стремление к созданию совершенных конструкций есть одна из основных черт человеческой натуры, точно также феномен утопического можно обнаружить во всех культурах нашей планеты. Тем самым понятие утопии относится к базовым понятиям философского дискурса, и оказывается необходимым предметом многих философских и не только дисциплин, таких как: онтология, культурология, антропология, социальная философия, политическая философия и политология, социология, философия сознания и т.п. Однако такая распространённость не мешает феномену утопии оставаться крайне проблематичным явлением, постоянно изменяющимся на протяжении всей истории цивилизованного мира. Споры о природе утопии, о характере утопического сознания не утихают, и по сей день, можно сказать, что не существует ни одного однозначного определения в утопической проблематике. Само понятие утопии часто называют инфиницией, тем самым демонстрируя его неопределимость. Хотя стоит отметить, что сейчас утопический дискурс находится в стагнирующем состоянии, повторяя результаты прежних исследований. Такое положение дел вынуждает совершить попытку рассмотреть утопию вновь, однако, теперь с позиции современности, существуя уже в контексте ситуации постмодерна. Так что возможно нам удастся уловить сущность утопического, или по крайне мере определить, а что есть утопия сейчас.
Разъяснение феномена утопического, необходимо также в силу кризисной ситуации 2022 года. Исторически прослеживается тенденция к производству утопии именно во времена крайних изменений в социальной и культурной сфере, что собственно видно и сейчас, когда на политическую сцену выходят идеи схожие с проектами прежних утопистов. Ввиду этого само собой возникает потребность в исследовании утопии, дабы смочь пережить и урегулировать текущий мировой кризис.
Степень разработанности проблемы. Анализ утопической проблематики имеет под собой незначительную базу исследований, проводившихся в течение всего XX века до сегодняшнего дня, а само теоретизирование утопии берет своё начало с марксисткой философии. Причины, по которой утопии уделялось не столь много внимания, кроется в том факте, что в основном научное сообщество интересовалось смежными с утопией проблемами: идеологии, власти и подчинения, революции, историософская проблематика, христианская эсхатология и т.п. Однако на протяжении всего XX века философское сообщество активно обсуждало проблематику утопии, и здесь следует отметить ряд фамилий, разделив их на две группы.
1) Исторический обзор утопий представлен работами таких авторов как: А. Свентоховский, А. Фогт Ф.Э.Мэнюэль и Фр.П.Мэнюэль, Л. Т. Сарджент и др. Последний создал наиболее полный каталог утопий. Стоит отметить, что эти работы имели и большую долю анализа утопического, но все же их основной темой являлось составление исторического списка.
2) Аналитические работы, целью которых было исследование самого феномена утопического, с разных позиций: Э. Блох, К. Мангейм, М. Ласки, Х. Марраваль, Л. Мэмфорд, Е. Шацкий; Г. Морсон и Г. Гюнтер — рассматривали утопии, как специфический жанр.
Отечественная утопистика представляет собой не столь обширный список имен: В.П. Волгин, В.А. Чаликова, Е.Л. Черткова, Э.Я. Баталов, Ю.Д. Смирнова.
Ввиду комплексности утопических проблем, нельзя обойти стороной авторов, исследования которых не связаны напрямую с утопией, но использовались в данной работе, среди них: Новгородцев П.И. и Р. Дарендорф, Э. Тоффлер, и Г. Маркузе, Ж. Бодрияр и Галибина-Лебедева Е.С., Баткин Л.М. и М. Элиаде, Чернышов Ю.Г. и др. Анализируя утопические идеи, конечно, не возможно не обращаться к наследию знаменитых утопистов. И здесь список имен может растянуться до нескольких страниц, начиная с Гесиода заканчивая Н. Орескесом. Но все же стоит перечислить десяток всем известных утопистов: Т. Мор, А. Валентин, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон, Э.-Г. Моррели Э.Кабэ, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Ж. Грав, Т. Герцка, Г. Уэллс, Э.М. Форстер, Е. Замятин.
В итоге, хотя тематика утопии на первый взгляд выглядит достаточно разработанной, на самом деле оказывается весьма слабо изученной, если сравнить количество имён и работ, посвященных иным ключевым вопросам философской дисциплины, то увидим удручающую разницу. Современная же утопистика вовсе потеряла интерес к классическим вопросам утопии. В то же время развитие получают новорожденные темы: утопии и медиа, утопия и виртуальность, утопия и экология и т.п. Тем самым обнаруживается острая необходимость переосмыслить классические вопросы утопического дискурса (утопическое сознание, утопия и политика, утопия и идеология), что собственно и было одной из задач данной работы.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является трансформация концепта утопии с античных времен до эпохи информационного общества, предметом - состояние утопического феномена и его аспектов в социокультурном пространстве.
Цель исследования. Провести социально-философский и историко-философский обзор истории утопических учений и исследований утопии в западноевропейской парадигме, дабы выявить и теоретически обосновать этапы и особенности развития утопического феномена, с позиционированием ключевых проблем.
Задачи исследования. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать содержание утопических работ, начиная с эпохи античности вплоть до XXI столетия
2. Определить место, роль и особенности утопического дискурса в каждый из выделенных временных промежутков.
3. Сформулировать и обосновать краткую историческую сводку соответственно развитию утопического феномена
4. По результатам выше перечисленных задач, выделить основные вопросы и проблемы утопического дискурса
5. Представить варианты решения конкретных утопических проблем, варианты, как признанных исследователей, так и собственный авторский.
Методы исследования. Данное исследование базируется на принципе междисциплинарности, поэтому его методологическую базу составляют как общегуманитарные, так и философские методы:
1. Исторический метод (принцип историзма);
2. Метод единства исторического и логического;
3. Метод восхождения от абстрактного к конкретному;
4. Методы сравнения, анализа и синтеза;
5. Метод генерализации в единстве с индивидуализацией;
6. Метод абстрагирования;
7. Аналитический и проблемный метод рассмотрения понятия.
Теоретическая значимость исследования представлена следующими положениями:
1. Были предложны два новых понятия для осмысления утопического дискурса XIX и XX веков, соответственно квази-политическая утопия и квази-утопическая политика. Введение данных понятий было обусловлено необходимостью разъяснить текучесть взаимоотношений между утопий и политикой на рубеже XX века.
2. Понятие панутопизма, лишь упоминавшееся ранее в работах В.Чаликовой, получило содержательное развитие, и было по-новому определено, и использовано для описания утопического в XXI веке.
3. Впервые была введена идея диалектического развития утопического сознания, которая проходит три стадии: утопия (обыденное сознание)^ не- утопия (утопическое сознание)^ идеология (идеологическое сознание)
4. Была переосмыслена концепция К.Мангейма о противостоянии утопии и идеологии, и предложена идея того, что идеология есть глубокая степень развития политического в утопии, когда последняя теряет себя и переходит в новое качество собственно идеологию. Хотя и не отрицается возможное в дальнейшем противостояние утопии и идеологии.
Практическая значимость исследования. Результаты выпускной квалификационной работы могут способствовать развитию теоретических знаний в области истории и теории культуры, социальной философии, политической философии, философии культуры, истории философии и антропологии. Также результаты могут послужить базой для дальнейшей разработки представленных идей, стать полезными для специалистов, и использоваться в преподавании специальных курсов.
Апробация результатов и публикации по теме ВКР: было опубликовано три работы, из которых две статьи в журнале из перечня РИНЦ: «Противоречивость Утопического Сознания» Studia Humanitatis Borealis 2021; «Проблематика дефиниции понятия утопии» научный журнал Studia Culturae 2021. Также были опубликованы тезисы по итогам конференций: «Место и форма утопии в современной политической жизни» VI Форума молодых политологов 2021; «Утопия как метод исследования нравственного идеала» Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы - 2021. ЭТИКА КАК НАУКА И ПРОФЕССИЯ.
Структура дипломной работы. Структура диссертации состоит из введения, двух разделов, первый раздел — 4 главы и 9 параграфов, второй раздел — 2 главы и 5 параграфов, заключения и библиографии, включающей в себя 56 наименований, как отечественной, так и зарубежной литературы.
Раздел I. Историография утопического феномена в Западной цивилизации Первый раздел целиком посвящен историческому анализу утопического феномена с эпохи Античности вплоть до наших дней.
Глава I. От истоков утопической мысли к рождению классической утопии Первая глава направлена на исследование и анализ утопического во времена античности, Средневековья и Ренессанса. Также затронут исторический период Реформации с целью продемонстрировать особенность производства утопического в кризисный период религиозного сознания.
Глава II. Рождение и рассвет Классической Утопии
Данная глава описывает и проводит анализ причин рождения классической утопии на границе между поздним Возрождением и Новым временем, а также рассвет утопический проектов времен Просвещения и Великой Французской революции.
Глава III. От политической утопии к утопической политике
Третья глава является одной из самых масштабных, так начиная с анализа утопических проектов первой половин XIX века, проходя и исследуя утопические метаморфозы второй половины XIX в., все заканчивается анализом утопии и антиутопии XX. На таком историческом фоне развивается идея политизации утопии, и медленного ее трансформирования в идеологию.
Раздел II. Утопическая теория в новейшее время.
Второй раздел ВКР знакомит читателя с анализом и разработкой вопросов утопической проблематики современности. Здесь предлагаются к рассмотрению авторские идеи по решению ряда проблем, а также варианты признанных ученных.
Глава I. Утопия XXI века или Эпоха Панутопизма.
Первая глава второго раздела отходит от исторического обзора предыдущего разедла, и является сугубо аналитической, ввиду того, что предметом исследования является современные автору события. Окончательный вывод главы заключается в призвании XXI века — эпохой панутопизма, когда утопическое расплывается и покрывает почти любой аспект человеческой жизни. Отдельный параграф посвящен взаимодействию медиа и утопии.
Глава II. Фигура утописта и Утопическое сознание.
Вторая глава уделяет свое внимание в основном утопическому сознанию и его носителю, обращаясь тем самым к природе самого утопического, к политическому аспекту утопического, раскрываемого через соотношение утопии и идеологии. Также затрагивается взаимодействие утопии и науки в попытке замены марксистского взгляда на утопию. Последний параграф заостряет внимание на нерешенных вопросах утопии.
Аннотация на английском. Utopia is a word that is familiar to everyone, but the degree of its significance is equal to the degree of its problematic. This fact becomes even more interesting, given that utopias have been created throughout the history of the civilized world. The presented work aims to clarify the phenomenon of the utopian. To complete the mission, a number of tasks will be completed. First, the transformation of the utopian phenomenon throughout the history of Western civilization will be considered, and the main characteristics of the utopian discourse of each era will be highlighted. Based on the data obtained, a number of key problems of utopia will be identified. As options for solutions, both author's innovations and positions of recognized scientists will be presented. It seems necessary to address the phenomenon of utopia, because the ability to dream and create ideals is what makes a person human.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В завершении исследования вернёмся к его началу, а именно к цели, поставленной во введении. Цель работы заключалась в построении системы исторического развития утопии с параллельной задачей выявления ключевых проблем утопистики, и их возможного решения. Данная работа стала важным шагом на пути к достижению поставленной цели, были очерчены границы смены утопических парадигм, выявлены особенности каждого периода, в то же время не остались без внимания противоречия утопистики, в связи с которыми были предложены авторские решения некоторых из них. Хотя я убежден, что многое осталось без достаточного внимания, отбросим сомнения в сторону, и напрямую взглянем на результаты для выяснения их полезности и содержательности в качестве базы для дальнейших исследований.
Итак, по итогам исследования следует сделать определённые выводы. Соответственно поставленным задачам была сформирована линия исторического развития утопии, и в качестве основного вывода было сформулировано следующее положение: История развития утопического представляет собой постоянный процесс взаимодействия утопии и иных форм социального, что приводит к созданию и смене уникальных утопических парадигм. Кратко историческую схему можно представить так:
1) Первая фаза: Античная утопия - основана в первую очередь на архетипических образах, располагающих идеал в прошедшем «золотом веке»; литературный характер разрознен, так что нельзя говорить о каком-либо каноне; появляются первые прообразы политических утопий, особенно в Древнем Риме; утопии находят себе приют в идеях различных философских школ (стоицизм, эпикуреизм, платонизм и т.д.)
2) Вторая фаза: Средневековье - развитие утопических идей происходит в лоне эсхатологических концепций христианства, в виде явлений хилиазма или милленаризма; невозможность независимой от религиозного сознания утопии, связанная в-первую очередь с полным господством христианского миросозерцания, во-вторых с тотальным присутствием института церкви в жизни любого человека.
3) Третья фаза: Эпоха Возрождения - переходный период между эсхатологической утопией и классической, характеризуется, однако уникальными чертами: утопия вплетается в нить философии, обретая себя в гуманистической мысли, в утверждении мощи и свободы человека; появляются градостроительные проекты, носящие прямо или косвенно утопически характер; эпоха Возрождения заложила фундамент для новоевропейской революции.
4) Четвертная фаза: Новое время - век рождения классической утопии. Именно в это время, можно говорить о формировании классического утопического жанра, которому присущи всем знакомые черты: образ путешествия, потерянный остров, продуманная организация, вечное возвращение путника и т.д.; работы Нового времени носили характер скорее литературный, чем политический.
5) Пятая фаза: Просвещение - развитие утопической традиции Нового Времени, и все большее вхождение политического в сферу утопии. Появление первых утопий-проектов, и попыток их реализации. Присутствуют всем известные литературные клише. Данная эпоха ознаменована Великой Французской революцией.
6) Шестая фаза: Первая половина XIX века, характеризуется высшей стадией развития классической утопии, и соответственно ее исчезновением;
наступает пик попыток реализации утопии; политическое постепенно сливается с утопическим, однако оставаясь при этом в подчиненном положении. В утопиях XIX века, были заложены многие идеалы, которые обретут себя лишь во второй половине данного столетия.
7) Седьмая фаза: Вторая половина XIX века - классическая утопия исчезает из утопического дискурса, а сама утопия переходит в плоскость политического, оставляя при этом свою идеальною сущность, так что такое противоречие рождает квази-политическую утопию. Однако вместе с тем, начинается процесс детерминации утопического в истории, его привязка и обоснование течением общественно-исторического развития, тем самым мы наблюдаем медленное подчинение утопии дискурсу политического. Важно отметить роль марксизма в этом процессе. Утопия, теряет свою классическую литературную форму, образуя два течения: утопия-программа - данная линия разовьется в будущем в идеологию, и фантастическая утопия. Последняя литературная форма утопии, демонстрирует нам сближение жанров утопии и фантастики.
8) Восьмая фаза: XX век характеризуется тремя основными процессами: во- первых, рассвет негативной утопии, выразившийся в масштабном продуцировании антиутопий и дистопий. Во-вторых, синтез утопии и фантастики, так что эти жанры становится трудно отличимыми. В -третьих, окончательная победа политического, и образование новой формы утопии: квази-утопической политики, отныне сама политика заговорит на языке утопии, который будет невидимой линией проходить через все политические теории. В связи с этим появляется также практопия, как особый жанр отражающий квази-утопический характер современной политики.
9) Девятая фаза: XXI век отражает смену форму утопии с квази-утопической политики на панутопизм. Само понятие панутопизма подразумевает под собой хаотичное состояние утопии, так что более мы не видим более цельных утопических проектов, однако утопические элементы проникли во все культурные сферы. Таким образом, XXI век есть, пожалуй, самый утопичный период в истории человечества, масштаб производства утопических концептов и проникновение утопических элементов в нашу жизнь растет с каждым днем. Вскоре возможно мы увидим утопический взрыв, который будет вызван текущим кризисным положением западной цивилизации.
В результате проведённого анализа и на основе полученных данных удалось решить следующую группу задач. Был выявлен ряд утопических проблем, и предложено их авторское решение.
В отношении природы утопического сознания предложена идея диалектического развития последнего, данная схема представляется таковой: I Обыденное сознание ^ II Утопическое сознание ^ III Идеологическое сознание. Каждый элемент вступает в противоречие с последующим, тем самым рождая новый. Становление утопического сознания идет параллельно с процессом становление самой утопии: I утверждение утопии ^ II отрицание не-утопия ^ III синтез - идеологии. Важно отметить, что стадии эволюции не являются необходимым, так что не обязателен проход через все. Предложенное решение проблемы утопического сознания, повлекло за собой переосмысления концепции К. Мангейма о противостоянии утопии и идеологии, а именно была выдвинута идея преемственности их отношений, хотя в то же время не отрицалось их возможная борьба, как самодостаточных стадий. Потому уместно назвать это именно переосмыслением, а не заочным спором с известным философом.
Особое внимание было уделено взаимоотношениям утопии и науки, в этом смысле была совершена попытка переосмысления марксистских позиций пренебрежительного отношения к утопии. Наоборот была указана близость утопии и науки, сходство их мотивов и методов. Важным моментом также стало указание на важность концепции П.И. Новгородцева в осмыслении утопического, и потенция этой идеи стать провожатым современного мира. В отношении иной категория вопросов был проведен лишь анализ и предложены варианты решений признанных исследователей.
К таким проблемам относятся: взаимоотношения утопии и религии, дефиницонный и классификационный вопросы.
Таким образом, выводы, сделанные в ходе работы над ВКР, представляют собой комплекс, состоящий из двух основных групп. Так если первая описывает состояние и особенности исторических фаз развития утопии, а также проблематизирует их, то вторая в свою очередь выделяет общие для всех периодов вопросы, и стремиться найти их решения. Это соответствует и главному мотиву данного текста, а именно стремлению к воскрешению утопистики путем переосмысления классических вопросов утопии. Поэтому под конец хочется сказать, что утопия — это настолько опасная и непонятная вещь, насколько она и великая, и потому стоит всегда помнить:
«.. .Нет счастливых народов
И острова нет, на котором уже никогда не прольется кровь человека.
Но есть правда создания чего-то нового, лучшего...
Хотя все лучшее рождается в муках - как и люди»



1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди./ ред. О.Б.Константинова /М.:РГГУ, 1995.С.401
2. Баталов Э.Я. В мире утопии / Баталов Э.Я. - М.: Изд-во политической литературы, 1989.С.320
3. Блох Э. Тюбингенское введение в философию. изд УФУ Екб.: 1997. С.395
4. Вечер в 2217 году. Русская Литературная Утопия / Серия: Утопия и антиутопия XX века. / сост., авт. Предисл. И коммент. В.П. Шестаков. М.: Прогресс, 1990 С.719
5. Волгин В. П. Очерки истории социалистических идей с древности до конца XVIII века. М.: изд-во АН СССР. 1975)
6. Галибина-Лебедева Е.С. Орден иезуитов в Латинской Америке XVII¬XIX веков: на примере Эквадора М.: Наука. 2014.С.334
7. Герье В. И. Мабли, Габриель Бонно // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
8. Джованни Пико делла Мирандола Речь о достоинстве человека.
Перевод Л.Брагиной. История эстетики. Памятники мировой
эстетической мысли в 5-и тт. Т.1.
9. Жигунина Л.В. Диалектика утопии и медиа: опыт социально¬философской концептуализации. науч. рук. Лебедев А.Б. Казанью: КЗУ 2014г. С.164
10. Идеал, утопия и критическая рефлексия. под ред. В.А. Лекторский.М.: РОССПЭН, 1996.С. 302
11. Кабе Э. Путешествие в Икарию: философский и социальный роман.
М.-Л.: Издательство Академии наук СССР. 1948. С.239
12. Кампанелла Т. Город Солнца. Пер. с лат.и комм. Ф.А. Петровского. М.: Издательство Академии наук СССР. 1954
13. Ленин В.И. Две утопии// Полное Собрание Сочинение. Изд. 5 Том 22// М.: Изд. ПолЛит 1968 С.624
14. Манхейм К. Избранное. Диагноз нашего времени. М.: Юристъ, 1994. 704 с.
15. Маркс К. и Ф. Энгельс., Сочинения. Издания второе. Том 4 СССР. М.: изд.полит.лит. 1955.С. 723
16. Маркс К. и Ф. Энгельс., Сочинения. Издания второе. Том 2 СССР. М.: изд.полит.лит. 1955.С. 668
17. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., Издания второе., Том. 1. С. 723
18. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. Сочинения. Второе издание. Т.4. М.: ГИПЛ, 1955. С. 638.
19. Мор Т. Утопия. под. ред. В.П.Волгина. М.: АН СССР. 1953 С.297
20. Мирошкин А. Стратегии счастья // Книжное обозрение. 2007. № 1.
21. Новгородцев П.И. Об общественном идеале / Составление, подготовка текста, вступительная статья А. В. Соболева. М.: Издательство «Пресса». 1991 С.640
22. Новгородцев П.И. Политические идеалы Древнего и Нового мира: Очерки по истории философии права. Вып. 1-2. Новгородцев П. М.: Типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1914.С. 200
23. Плеханов Г.В. Анархизм и Социализм. пер. с нем. СПб.: изд. Марии Малых. 1906. С.84
24. Религиоведение: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред.
М. М. Шахнович — СПб.: 2012. С.381
25. Руссо Ж-Ж. Об общественном договоре. Пер. с фр. — М.: «КАНОН- пресс», «Кучково поле». 1998. стр.413
26. Свентоховский А. История утопий: От Античности до конца XIX века.Изд. 2-е, СПБ: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. С.425
27. Сендидж Ч. Реклама теория и практика. пер. с анг. Ю.Н. Иванова. ред. Д.В.Павлов М.: Сирин,МТ-ПРЕСС 2001 С.237
28. Смирнова Ю.Д. Утопия, утопизм, утопическое сознание-основные смыслы. Ученые записки казанского университета. Том 153, кн. 1 2011. С.141-148
29. Сизов С.С. Утопия и общественное сознание.Л.: Изд-во
Ленинградского университета, 1988.С.120
30. Тоффлер Э. Шок будущего М.: ООО «Издательство ACT», 2004.С.538
31. Ушков А.М. Утопическая мысль в странах Востока: традиции и современность. — М., 1982.С.184
32. Утопия многообразного мира: как продолжается история// Доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай»// Олег Барабанов, Тимофей Бордачёв, Ярослав Лисоволик, Фёдор Лукьянов, Андрей Сушенцов, Иван Тимофеев 2020.
33. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной
литературы//Сост., общ. ред. и предисл. В. А. Чаликовой., М.: Прогресс. С.409
34. Фойгт А. Социальные Утопии. под ред. П.И. Броунова и В.А. Фаусека. пере. с нем. В.Ф. СПБ: идз. Брокгаузъ-Ефронъ.1906. С. 108
35. Хилтон Р., Фаган Г. Восстание английского народа в 1381 г. М.: Издательство Иностранной литературы, 1952.С.209
36.Чаликова В. Утопия рождается из утопии. Лондон. Overseas Publications Interchange Ltd. С.217
37.Чернышов Ю.Г. Древний Рим: Мечта о золотом веке. - М.: Ломоносовъ.:2013. С.240
38.Черткова Е.Л. Утопия как тип сознания. Обще-ственные науки и современность. № 3.1993 С.71-81
39.Черткова Е.Л. (1996). Специфика утопического сознания и проблема идеал. В.А. Лекторский (ред.). Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОССПЭН, 1996. С.156-188.
40. Шафф Ф. — «История христианской Церкви». СПб.: 2010. Т. 2.
41. Шацкий Е. Утопия и Традиция. ред. В.А. Чаликова. изд. Прогресс М.: 1990. С.455
42. Шишкин Д. П. Миры-утопии в эпоху постмодерна. Ломоносов 2007: материалы XIV Международной конференции. Т. IV. М.: Изд-во МГУ, 2007. С. 123.
43. Штаерман Е. М. Эволюция идеи свободы в древнем Риме // ВДИ, 1972. № 2. С. 50.
44.Элиаде М. Аспекты мифа/ Пер. с фр. В.П. Большакова. — 4-е изд. —
М.: Академический Проект, 2010. С.251
45.Эрлихсон И.М. «Новая Атлантида» Ф. Бэкона в английской социально-политической и философско-теологическое мысли эпохи реставрации (1660-1689 гг.). Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. С.270-280
46.Mumford L. The story of utopias.New York: Boni and Liveright, inc. 1922. This web edition created and published by Global Grey 2013.
47.Sutton, Robert P. (1994). Les Icariens : the utopian dream in Europe and America. Urbana: University of Illinois Press.
48.Soland, Randall (2017). Utopian communities of Illinois : heaven on the prairie. Charleston, SC: History Press
49. Баумейстер А.О. «"Государство" Платона - не о политике?»
URL:https://www.youtube.com/watch?v=LTATVzwxqqk(Дата обращения: 09.03.2022)
50. Большая советская энциклопедия URL: https://bse.slovaronline.com/35762-REKLAMA.(Дата обращения: 22.04.2022)
51. Вершинин С.Е. Философия надежды Эрнста Блоха: оправдание утопии Екатеринбург 2001 URL: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/633/1/urgu0004s.pdf(Дата обращения: 14.04.2022)
52. Мангейм К. Идеология и Утопия.
URL:http://socialistica.lenin.ru/txt/m/manheim 1 .htm.(Дата обращения: 24.03.2022)
53.Чаликова В. Настоящее и будущее сквозь призму утопии.Москва, ИНИОН, «Современные буржуазные теории общественного развития», 1984 URL:http://chalikova.ru/nastoyashhee-i-budushhee-skvoz-prizmu-utopii.html#ftnref50(Дата обращения: 08.04.2022)
54.Чернышов Ю.Г. Характерные черты греческой социальной утопии. Социальная структура и идеология античности и раннего средневековья: Межвузовский сборник. Барнаул.: изд. Алт. ун-та, 1989. C. 3-21.URL:http://ashpi.asu.ru/ic/?p=2974(дата обращения: 27.03.2022) Шестакова И.С. Утопия и социальный идеал.Бийск: Изд-во Алтайского гос. техн. ун-та, 2007 URL:https://refdb.ru/look/1451737-pall.html(Дата обращения: 27.04.2022)
55. Christopher Zara. Seattle’s ‘Capitol Hill Autonomous Zone’ already has aWikipedia page, but it might not last URL: https://www.fastcompany.com/90515143/seattles-capitol-hill-autonomous-zone-already-has-a-wikipedia-page-but-it-might-not-last.(Дата обращения: 21.04.2022)
56. Utopian Literature in English: An Annotated Bibliography From 1516 to the Present by Lyman Tower Sargent URL: https://openpublishing.psu.edu/utopia/content/introduction(Дата обращения: 11.04.2022)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ