ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1 Анализ социально - психологических аспектов развития личности в
подростковом возрасте 9
1.2 Факторы и динамика развития творческих способностей и самооценки у
подростков 14
1.3 Классификация семейного функционирования и ее влияние на ребенка .. 18
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ 22
2.1. Особенности ведущей деятельности, влияющие на развитие творческих
способностей и самооценки у подростков 22
2.2. Влияние внутреннего функционирования семьи на развитие творческих
способностей и самооценки у подростков 29
2.3. Методологические подходы к изучению творческих способностей и самооценки в подростковом возрасте 34
Выводы по второй главе 37
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И СЕМЕЙНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39
3.1. Характеристика выборки и особенности организации исследования 39
3.2. Обоснование психодиагностического комплекса методик для исследования
творческих способностей, уровня самооценки и притязаний и оценки семейного функционирования 40
3.3. Результаты эмпирического исследования 46
3.4. Анализ результатов исследования 52
Выводы по третьей главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Приложение А 62
Приложение Б 72
Приложение В 73
Приложение Г 74
Приложение Д 77
Семья - это особая социальная среда. В семье изначально устанавливаются правила и нормы поведения, глядя на родных, ребенок видит первые примеры для подражания, запоминает модели поведения. Возникновению интереса, желанию развиваться в определенной сфере деятельности, содействует уютная, теплая атмосфера, атмосфера увлеченности, которая царит в доме. Поэтому так часто в семьях, где увлекаются каким - либо видом творческой деятельности, ребенок также начинает проявлять интерес в этом же направлении. Семья может многое предопределить в развитии способностей подрастающего человека. Кто как не родители, которые наблюдают ежедневно своего ребенка в разных ситуациях, не смогут заметить особый интерес и склонность к какому- либо конкретному виду деятельности? Проявить ответственность, вовлеченность, интерес и заботу о воспитании устойчивого интереса к деятельности, желать поддерживать и помогать, значит, уже способствовать развитию творческих способностей своего ребенка. Предлагать варианты кружков и секций, в которых подросток сможет понять, действительно ли он хочет проявить себя в этом или стоит поискать направления еще.
Также велика роль родителей в формировании у ребенка склонности к трудолюбию и упорству. Ведь мало заинтересоваться, мало начать первые шаги в развитии, важно удержаться, не потерять интерес к деятельности, научиться не пасовать перед трудностями, решать их и идти дальше, не сворачивая с намеченного пути. Преодолевать лень. Не стоит говорить: «придет время - будет трудиться». Не будет. Никогда. Стоит сразу подкреплять желание к трудолюбию, не предлагать физическую помощь в деятельности, поддерживать, но только словесно.
Изучение влияния семьи и семейных отношений на становление личности и развития способностей ребенка отражено в трудах многих психологов и социальных педагогов: В.Сатир, Ф.Райса, Н.Аккермана, С.Минухина,
А.Адлера, К.Роджерса, В.Выготского, Д. Эльконина, Д. Мида и многих других. Особое внимание уделялось общению в семье, стилю воспитания, ведь именно семья готовит ребенка к принятию новых социальных норм, норм межличностного общения. А также особое внимание было направлено на роль развития дивергентного мышления у подрастающего человека. Поскольку от этого напрямую зависит будущее ребенка, то, как он сможет себя проявлять, какими способами сможет решать поставленные задачи и возникающие проблемы, то, насколько уверенно будет чувствовать себя в социуме.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что многие дети подросткового возраста испытывают трудности в процессе социализации, что в свою очередь усложняет развитие ребенка по многим направлениям, в том числе и в направлении раскрытия творческого потенциала. И именно семья в первую очередь влияет на ребенка. В семье подросток находит ответы на свои вопросы, ищет поддержку. Положительное влияние на личность ребенка, состоит в том, что никто не будет относиться к ребенку так, как относятся близкие. Никто не будет относиться с таким пониманием и поддержкой, как родные. Но в тоже время ни один социальный институт не сможет нанести столько потенциального вреда личности, как семья. Стоит серьезно подойти к вопросу о том, как же чувствует себя ребенок в семье, как влияют отношения с близкими на внутренний мир подростка. Раскрыть сущность семьи как самую важную микросреду, которая участвует в формировании личности, поговорить о способностях, важно узнать мнение подростка о себе и о своих способностях, чтобы в дальнейшем помочь ему их развить.
В связи с изучением современной литературы по данному направлению можно обозначить проблему, связанную с необходимостью полноценного гармоничного развития личности ребенка и возможными неоптимальными отличиями семейного дисфункционального воспитания, связанными с отношением родителей к своим детям. Для решения указанной проблемы была выбрана тема исследования: особенности развития творческих способностей и самооценки у подростков в семьях с разным уровнем социально - психологического функционирования.
Объект исследования: развитие личности подростков среднего
школьного возраста.
Предмет исследования: особенности внутрисемейного
функционирования, влияющие на развитие творческих способностей и самооценки подростка.
...
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Современные исследования развития самооценки и творческих способностей подростков указывают на то, что творческие способности являются исключительно индивидуальным фактором развития личности. Подростковый возраст - время развития умений, наращивания знаний и опыта, пора достижений. Происходит расширение внутреннего и внешнего мира личности, круга общения, групповой принадлежности и понимания того типа людей, на который ориентируется подросток. Закладываются устойчивые формы поведения, способы эмоционального реагирования, раскрываются черты характера, которые не будут претерпевать больших изменений во взрослой жизни. Не всегда подросток принимает решение связать свою жизнь с творчеством, но развитие творческого (дивергентного мышления) положительно влияет на качественные особенности личности, такие как гибкость мышления, развернутость. Такой тип мышления позволяет личности находить нестандартные подходы к решению поставленных задач, определяет успешность выбранной деятельности. Уровень самоооценки и притязаний подростка дает «старт» развитию способностей, определяет уровень желаемого.
2. Семья является первичной средой, в которой происходят главные изменения личности ребенка. Влияние родителей на ребенка и стили семейного воспитания находят свое отражение в таких характеристиках подростка, как: высокий или низкий уровень тревожности, склонность к самостоятельному или зависимому поведению, мотивация к тем или иным видам деятельности и др. Неоптимальные стили воспитания могут затормозить общее развитие ребенка либо привести к формированию у него негативных личностных качеств.
Развивая способности подрастающего ребенка следует воспитать, развить, а главное, поддержать интерес к занятиям, вовлеченности в учебный и творческий труд. Поддержание интереса учеников, следует подкреплять положительными эмоциями, которые возникают в процессе деятельности и коммуникации между учащимися. Стоит ярко и красочно преподнести информацию, чтобы заинтересовать учеников и побудить у них желание творить в обозначенном направлении.
Воздействуя на описанные выше критерии проявления способностей, можно в той или иной степени влиять на продуктивность творческого мышления и развивать творческие способности личности школьника
3. Разработан, обоснован и апробирован комплекса методик для изучения особенностей развития творческих способностей и самооценки у подростков среднего школьного возраста, который включает следующие тесты: методика Дембо - Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан; тест дивергентного мышления Ф. Вильямса; опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним»; опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ); методика исследования направленности «Адаптивность - Творчество».
4. Эмпирическое исследование творческих способностей и самооценки в связи с особенностями семейного функционирования у подростков среднего школьного возраста показало что:
а) показатели притязаний, самооценки и творческих способностей значимо коррелируют с такими стилями родительского воспитания как: позитивный интерес; директивность; автономность, а также с общим уровнем семейной тревожности;
б) обнаружено, что подростки группы с высокой семейной тревожностью демонстрируют более высокие показатели творчества (оригинальность, разработанность, название), чем подростки благополучной группы. Также подростки 1-й группы значимо чаще дают оценки своей семье по показателям «Автономность» и «Позитивный интерес» на низком уровне в сравнении с подростками 2-й группы;
в) сравнение групп детей, воспитывающихся в семьях с разным уровнем семейной директивности показало, что у детей из семей с низким уровнем директивности наблюдаются значимо более высокие показатели притязаний и более низкие показатели ориентации на адаптивность и самооценки, чем у детей из семей с высоким уровнем директивности;
г) Сравнительный анализ данных, полученных для мальчиков и девочек, показал, что девочки демонстрируют значимо более высокие показатели гибкости, оригинальности, разработанности, чем мальчики. Они также имеют более высокие уровни притязаний и самооценки;
...
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.:
Институт Психотерапии, 2002. - 214 с.
2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М.: НПО МОДЭК, 1996. - 384 с.
3. Бехтерев В. М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. - Спб.:Директ-Медиа, 2017. - 387 с.
4. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. - СПб.: Речь, 2004. - 256 с.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4 Детская психология. - М.:Прогресс, 1982. - 516 с.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Наука,1996. - 206 с.
7. Выготский Л.С. Психология развития ребенка.- М.: Эксмо, 2004. - 194 с.
8. Выготский Л.С. Психология развития человека.- М.: Эксмо,2004. - 211 с.
9. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965. - 216 с.
10. Дембо Т. В. Приспособление к увечью. Проблема социальнопсихологической реабилитации. — Рукопись. Пер. с англ., 1962. - 304 с.
11. Джеймс У. Личность. - М.: Прогресс, 1982. - 256 с.
12. Елисеев С. В. Как обрести и сохранить семейное счастье. - М.: Наука, 2009. - 245 с.
13. Завражнов В. В., Чагина М. В. Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений в подростковом возрасте // Молодой ученый. - Спб.: Питер, 2017. - 401 с.
14. Залкинд А.Б. Основные вопросы педологии. М.: Прогресс, 1930. — 264 с.
15. Знаков В.В. Психология человека в современном мире - М.: Институт психологии РАН, 2009. - 400 с.
16. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Прогресс, 1980. - 204 с.
17. Кули Ч. Человеческая природа и ее социальный порядок. - М.:Эксмо, 2001. - 232 с.
18. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. - Спб.: Знание, 1993. - 164 с.
... всего 50 источников