Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АУТОДИСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №99669

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы150
Год сдачи2017
Стоимость4965 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
ГЛАВА 1. Аутодиструктивное поведение. Анализ понятия аутодиструктивное поведение в контексте различных теорий. Модель психолого- педагогической профилактики аутодиструктивного поведения в подростковом возрасте
1.1. Исследование аутодиструктивного поведения в исследованиях
отечественных и зарубежных теориях личности 11
1.2. Возрастные особенности подросткового возраста.
Аутодиструктивное поведение в подростковом возрасте. Детерминанты аутодиструктивного поведения 18
Вывод к главе 1 30
ГЛАВА 2. Теоретические подходы к профилактике аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте
2.1 Организация и методы исследования возможностей профилактики аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте 32
2.2. Результаты полученных исследований формирования и проявления
аутодиструктивного поведения подростков 36
Вывод к главе 2 67
ГЛАВА 3. Организация и методы исследования возможностей профилактики аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте
3.1. Психолого- педагогическая профилактика, направления работы,
этапы профилактической работы, необходимые подросткам с аутодиструктивным поведением 70
3.1. Психолого- педагогическая программа профилактики для
подростков с аутодиструктивным поведением 78
3.2. Результаты реализации программы профилактики, оценка ее
эффективности, для подростков с аутодиструктивным поведением 94
Заключение 106
Список литературы 112
Приложение 1 (методики) 121
Приложение 2 (статистические данные) 139
Приложение 3 (рекомендации для родителей и учителей) 145

Актуальность проблемы исследования. На сегодняшний день частым явлением стало аутодиструктивное поведение, в том числе среди подростков. Данное поведение проявляется в суицидальных наклонностях, токсикомании, наркомании, алкогозизации и других видах саморазрушения организма.
Следственные комитеты бьют тревогу: «Подростковый суицид становится угрозой национальной безопасности России» По приведенным статистическим данным известно, что количество подростковых суицидов увеличилось по сравнению с прошлым годом в два раза. И поэтому существует проблема путей профилактики аутодиструктивного поведения, так как оно негативно влияет на качество жизни людей, а также интеллектуальный, профессиональный, генетический потенциал общества
Аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение - один из видов девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, появляющееся в непреднамеренных действиях (не осознание возможности смертельного исхода), следствием которых является физическое или психическое разрушение личности или взаимодействие человека с окружающими людьми и самим собой, при котором наносится вред, то есть его действия направлены на нанесение прямого или косвенного ущерба собственному физическому или психическому здоровью. Проявляется данное поведение на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. (Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, 1990, И.В. Берно-Беллекур, 2003, Е.В. Змановская, 2004,А.А. Руженков, Г.А. Лобов, А.В. Боева, 2008, О.О. Андроникова, 2010).
И.В.Берно-Беллекур, Е.В. Змановская определяют аутодеструктивное поведение как преднамеренное и осознанное самоубийство. К формам аутодеструктивного поведения относят аутоагрессивное поведение (суицидальное и парасуицидальное поведение), пищевую зависимость, аддитивное поведение (химические и нехимические зависимости), фанатическое, аутическое, виктимное поведение, деятельность с выраженным риском для жизни (Ц.П. Короленко, Т.А. Донских).
Суицидальные наклонности, алкоголизация, наркотизация, в настоящее время все чаще встречаются среди психологически здоровых подростков без признаков социальной дезадаптации, которые воспитываются в благополучных семьях, не состоящие на учетах в ПДН. Поэтому можно выделить следующие причины аутодеструктивного поведения: высокая степень личностного неблагополучия при отсутствии явно выраженных акцентуаций характера, риска формирования психопатии, делинквентного поведения.
В последнее время среди подростков выступают модными и значимыми сообщества «группы смерти» в социальных сетях такие как : «Синий кит», «Беги или умри», «Филлип Лис» и т.д. Данные сообщества несут в себе опасные содержания и предлагают подросткам задания, которые опасны для их жизни. Подростки устраивают соревнования между собой, например «спрыгнуть с крыши дома», «нацарапать на руке шифр» или «перебегать проезжую часть». К сожалению, эти группы находятся в открытом доступе и охватывают большую часть подростков, которые имеют доступ в интернет. В связи с широким распространением данных сообществ участились случаи суицидов среди подростков.
В настоящее время принято считать аутодиструктивное поведение как отражение структуры личности, выраженности акцентуаций характера, влияние окружающей среды на личность (К.И. Сборщикова, 2002, В.Е. Лапшин, 2010). Так же Н.Мак-Уильямс считал такое поведение как способ эмоциональной саморегуляции и разрешения внутриличностных конфликтов. Бурцева Е. и Х.Сименс определяют аутодиструкцию как форму приспособления к психотравмирующим факторам, помогая человеку сохранить позитивную самооценку, целостность «Я-концепции» и самоуважение, хотя наносится ущерб здоровью
По мнению Т.Н. Горобец механизмами аутодиструктивного поведения выступают: познавательный, социально- психологический, психологический, когнитивный, креативный, аутопсихологический, социально-перцептивный
Причины аутодеструктивного поведения подростков также изучаются достаточно активно. Так, А.В. Ипатов считает причинами аутодеструктивного поведения в этом возрасте психотравмирующие отношения с родителями, дезадаптацию в виде податливости влиянию, социальную дезориентацию и отгороженность, непродуктивные, асоциальные стили взаимодействия с окружающими. В. Петрова, А.И. Демьяненко также рассматривают отдельные формы аутодеструктивного поведения подростков - суицид и химические зависимости - как средство диалога с окружающими, способа донесения до них информации о высокой степени личностного неблагополучия. Г.С. Банников, О.В. Вихристюк, Л.В. Миллер, Т.Ю. Матафонова признают аутодеструктивное поведение подростков призывом о помощи, относя к такому поведению рискованное, опасное для жизни поведение, алкогольные эксцессы и злоупотребление психоактивными веществами, курение, переедание, голодание, нарушения правил уличного движения, пренебрежение своим здоровьем, стремление подвергаться хирургическим вмешательствам, экстремальные виды спорта.
Широкому распространению аутодеструктивного поведения среди подростков в современном обществе способствует целый ряд факторов: постоянная трансформация общественно-экономических и социально-психологических отношений, негативное влияние некоторых деструктивных аспектов школьного и семейного воспитания, воздействия СМИ и стереотипов массового сознания, а также такие особенности этого возраста, как повышенная чувствительность, эмоциональная нестабильность, «черно¬белое» мышление, отсутствие опыта преодоления серьезных неудач, представления о ценности собственной жизни и здоровья (В.С. Битенский; А.Г. Амбрумова, Е.Г. Трейнина; С.В. Березин, К.С. Лисецкий, 2000; Б.Г. Комиссаров; С.Б. Ваисов; Э.Л. Дружинина). 
психологической практики является формирование благополучной, социально адаптированной личности, способной к саморазвитию, реализации своего творческого потенциала.
Анализ состояния изученности проблемы аутодеструктивного поведения подростков позволяет констатировать, что результаты исследований, выполненных в рамках разных научных подходов и психологических дисциплин, не согласуются между собой, а иногда даже противоречат друг другу.
Существующие описания аутодеструктивного поведения демонстрируют выраженную дисциплинарную специфику и фрагментарность, препятствуя созданию целостного представления о нем, его общих механизмах и разработке эффективных комплексов мер профилактики аутодеструктивного поведения подростков.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости разработки системы профилактики аутодеструктивного поведения подростков с учетом ресурсов их эмоциональной и ценностно-смысловой сфер.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать программу профилактики аутодеструктивного поведения подростков.
Объект исследования - аутодеструктивное поведение подростков.
Предмет исследования - психологическая профилактика аутодеструктивного поведения подростков.
Гипотезы исследования:
Психологическая профилактика аутодеструктивного поведения подростка будет успешной при условии разработки специальной программы профилактики в основе которой, формирование ценностно-смысловой сферы личности, повышении роли ценностей осмысленности жизни, интеллектуальной и аффективной автономии, гармонии с окружающими как регулятора поведения; формировании субъектной позиции подростка в отношении собственной жизни и будущего; развитии эмоционального интеллекта, повышении нервно- психологической устойчивости; учете структуры психологических защит, развитии способности их трансформации в механизмы осознанной саморегуляции - копинг-стратегии; комплексного характера профилактических мер в образовательной организации.
Задачи исследования:
1. По результатам исследования теоретико- методологических подходов к проблеме аутодеструктивного поведения выявить сущность, механизмы, причины, функции аутодеструкции в психологической саморегуляции личности подростка.
2. Выявить особенности, которые способствуют формированию аутодиструктивного поведения в подростковом.
3. В ходе эмпирического исследования определить индивидуально-психологические детерминанты возникновения аутодеструктивного поведения подростка.
4. Разработать и проверить эффективность программы профилактики аутодеструктивного поведения подростка в рамках образовательной организации.
Методологическую основу исследования составляют:
- основные общепсихологические принципы: детерминизма, системности, развития, целостности, а также принцип единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, Л.С. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);
- принцип гуманистического подхода в личностном развитии (Г.А. Берулава, И.Б. Котова, Э. Фромм, В.А. Петровский);
- субъектный (субъектно-деятельностный) подход (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, В.А. Петровский, А.В. Брушлинский, В.И. Слободчиков);
- психолого-акмеологический подход, в котором субъект рассматривается как саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система, стремящаяся к саморазвитию и пониманию самоценности и уникальности собственной жизни, акцентирующий значимость ценностей и ценностных ориентаций, ценностей саморазвития и самореализации (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк).
Теоретической основой исследования являются концепции: аутодеструктивного поведения Т.Н. Горобец, А.Е. Личко. И.В. Берно- Беллекура, Б.С. Братуся, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, О.О. Андрониковой; теории аутоагрессии З. Фрейда, А. Фрейд, К. Хорни, А.Г. Амбрумовой, Е.Г. Трайниной, Н.А. Ратиновой, Е.М. Вроно, ГЯ. Пилягиной, А.А. Реана; представления о формировании, развитии и функционировании ценностно-смысловой сферы личности Д.А. Леонтьева, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся; концепции саморегуляции личности О.В. Конопкина, В.И. Моросановой; исследования психологической защиты А. Фрейд, З. Фрейда, Ф.Е. Василюка; концепции совладания с экстремальными ситуациями А.А. Бодалева, Э.И. Киршбаума, А.И. Еремеевой, Р. Лазаруса, А.В. Либина; концепции ресурсных состояний У. Джеймса, А. Маслоу, М. Эриксона, М. Чиксентмихийи.
Практическая значимость работы: представленная программа профилактики аутодеструктивного поведения подростка будет полезна специалистам образовательных организаций, психологическим центрам, осуществляющими психологическую работу с подростками, а также родителям и всем заинтересованным лицам
В первой главе проанализированы разные подходы к описанию природы психологической саморегуляции личности, рассмотрены компенсаторные и защитные компоненты структуры личности, обоснован взгляд на аутодеструктивное поведение как на компенсаторный и защитный элемент, описаны особенности аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте.
Вторая глава посвящена описанию многообразия проявлений аутодеструктивного поведения, его особенностей в подростковом возрасте и возможностей психологической профилактики. Подробно описываются организация, проведение и итоги констатирующего этапа эксперимента по изучению возможностей профилактики аутодеструктивного поведения подростков, процедура проведение первичной диагностики с выявлением связи личностных особенностей и проявлений разных форм аутодеструктивного поведения у подростков.
Третья глава содержит теоретический обзор форм психологической работы и комплексов программ, на основании анализа которых стала возможной разработка собственной модели профилактики аутодеструктивного поведения подростков. В данной главе описывается экспериментальное исследование возможностей профилактики аутодеструктивного поведения подростков -реализация комплексной программы профилактики и повторное тестирование.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, исходя из полученных теоретических и эмпирических данных, можно заключить, что аутодиструктивное поведение в настоящее время набирает обороты возрастания. Увеличилось количество суицидов, алкоголизации и наркотизации среди подростков. Поэтому необходимы меры профилактической работы по борьбе с этими отклоняющими от нормы формами поведения.
Настоящая работа была посвящена изучению одного из аспектов данной проблемы, а именно вопросу профилактики аутодеструктивного поведения у подростков с опорой на эмоциональную и ценностно-смысловую сферы личности подростка. Цель данной работы реализована, а именно теоретически обоснована, разработала и апробирована программа профилактики аутодиструктивного поведения.
Что касается гипотезы, представленной перед исследованием, то она доказана тем, что благодаря профилактической работе благоприятным образом будет сформирована и совершенствована ценностно- смысловая сфера личности подростка, повысится нервно- психологическая устойчивость, будет сформирована коммуникативная компетентность, развит эмоциональный интеллект, произойдет осознание будущего.
Теоретико-методологический анализ отечественных и зарубежных источников позволяет сделать вывод о том, что аутодеструктивное поведение распространено столь широко, так как оно является одним из компенсаторных защитных механизмов адаптации и стабилизации личности, попыткой приспособления к неблагоприятным условиям, когда критичность мышления нарушена или не сформирована и человек, действуя под влиянием безысходности, тревоги, страха, вины, стыда, усталости, азарта или сильного аффективного состояния гнева и злости, не думает об отдаленных последствиях своих действий.
Изучение проблемы аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте показало, что его формирование и реализация служит для подростка средством поддержания удовлетворяющей его «Я-концепции» - ухода от неприятных переживаний, от осознания своего несоответствия собственным идеализированным представлениям, ощущения беспомощности.
Данные теоретические предпосылки позволили сформулировать гипотезу об эффективности модели психологического сопровождения подростков с аутодеструктивным поведением с опорой на ценностно-смысловую и эмоциональную сферы личности. Эмпирическая проверка этой гипотезы была выполнена на следующих этапах исследования.
По результатам проведенного эксперимента можно выделить следующие предпосылки возникновения аутодиструктивного поведения:
1. Риск проявления суицида, алкоголизации, наркотизации, созависимости у всех групп подростков чаще всего связан с неприятием себя, эмоциональным дискомфортом, субъективным ощущением зависимости от других, ощущением бессмысленности собственной жизни, повышенной значимостью других по сравнению с собой, отсутствием ощущения контроля над собственной жизнью. К выявленным особенностям ценностно-смысловой сферы подростков с высоким риском аутодеструктивного поведения относятся низкая значимость ценностей «осмысленность жизни», «локус контроля - Я».
2. Для подростков мужского пола с высоким риском аутодеструктивного поведения характерны аффективность, субъективное ощущение собственной несостоятельности, низкая значимость ценностей интеллектуальной и аффективной автономии и высокая важность ценностей «включенность в общество», «иерархия». Для подростков женского пола с высоким риском аутодеструктивного поведения характерны тревожность, склонность к депрессии, низкая значимость ценностей «результаты в жизни», «включенность в общество», экспансия по отношению к предметному и социальному миру».
3. У младших подростков мужского пола, в отличие от подростков женского пола, показатели, характеризующие высокий уровень аутодеструктивного поведения связаны с такими качествами характера и поведенческими проявлениями как демонстративность, делинквентность, конфликтность, то есть они выбирают асоциальный способ проявления самостоятельности. Также у этой группы подростков наиболее высоки показатели суицидального риска, риска дезадаптации, алкоголизации и наркотизации.
4. В возрастной группе 15-16-летних более выражены социальный пессимизм, субъективное ощущение несостоятельности и отсутствие перспектив успешной самореализации. Также в этой возрастной группе отмечается тенденция к снижению суицидального риска наряду с ростом риска наркотизации и алкогодизации.
5. Ценностные ориентации младших подростков субъективно менее значимы для них, чем для 15-16-летних юношей и девушек, причем в группе старших подростков сформированность ценностных ориентаций является фактором высокой нервно-психологической устойчивости. Согласованность системы ценностных ориентаций, как и более низкий риск аутодеструктивного поведения, более характерны для юношей и девушек 15¬16 лет - группы старших подростков.
6. Во всех группах подростков малая выраженность ценностей, связанных с соблюдением общественных норм, таких, как «включенность в социальные отношения», «гармония с социальным и предметным миром», является фактором, повышающим риск делинквентного поведения подростков, высокая значимость социальных ценностей по сравнению со значимостью ценностей собственной жизни и эмоционального благополучия повышает риск аутодеструктивного поведения. Для решения задачи поиска оптимальных средств и ресурсов психологической профилактики аутодеструктивного ведения в подростковом возрасте был организован формирующий эксперимент.
Исследование механизмов формирования аутодеструктивного поведения у подростков позволило автору разработать модель его профилактики посредством восстановления целостности собственного Я, обретения и сохранения чувства собственного достоинства и уважения к себе, не зависящего от каких-либо достижений или мнения других, формирования способности к поиску собственных ресурсов для решения проблем, к выбору собственной стратегии поведения в тои или иной ситуации, творческому приспособлению к реальности, добиваясь успеха и, естественно, не прибегая к аутодеструктивному поведению, развития психологической устойчивости подростка, способности превратить реальные или потенциальные угрозы в приносящие радость задачи, трансформировать вызовы внешней среды в ценный опыт переживания взаимодействия с миром.
6. Аутодеструктивное поведение - интегральный многоаспектный феномен, включающий когнитивный, эмоциональный, ценностный, поведенческий компоненты. Эмоциональный и аксиологический компоненты имеют особую значимость в подростковом возрасте.
7. 7. Аутодеструктивное поведение при неблагоприятных условиях может включаться в систему саморегуляции личности как фактор сохранения целостности личности человека, сохранения позитивного самоотношения, избегания переживания фрустраций.
8. 8. Ряд специфических характеристик ценностно-смысловой и эмоциональной сфер подростков с высоким риском аутодеструктивного поведения обусловлен гендерными особенностями и различиями, зависящими от фазы пубертата.
9. 9. Значимыми особенностями, характерными для подростков с высоким риском формирования аутодеструктивного поведения вне зависимости от гендерной принадлежности и фазы пубертата являются:
А) в ценностно-смысловой сфере: субъективное ощущение бессмысленности жизни, низкой собственной ценности, повышенной значимости других по сравнению с собой, низкая важность ценностей интеллектуальной и аффективной автономии;
Б) в эмоциональной сфере: чрезмерная выраженность защитных механизмов, низкая нервно-психическая устойчивость и самооценка, эмоциональный дискомфорт.
10. Для профилактики аутодеструктивного поведения подросткам, независимо от половой принадлежности и периода пубертата, необходимо ощущение осмысленности жизни, контроля над жизненными обстоятельствами, аффективная и интеллектуальная автономия, осознание перспектив достижения целей и способности влиять на ход собственной жизни.
11. Комплексная система мер профилактики аутодеструктивного поведения, включающая диагностическую, просветительскую, коррекционно-развивающую работу в условиях общеобразовательного учреждения может быть эффективным средством профилактики аутодеструкции.
12. Реализация предложенной теоретической модели и комплексной программы профилактики аутодеструктивного поведения способствует снижению риска суицидального поведения, алкоголизации, наркотизации подростков, содействуя развитию субъектной позиции подростка, повышению значимости и способности реализации ценностей, способности к применению копинг-стратегий в острых и пролонгированных неблагоприятных ситуациях. Полученные в нашем исследовании результаты могут представлять интерес для дальнейшего изучения проблемы профилактики аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте в аспектах исследования его общих механизмов и поиска наиболее универсальных и эффективных средств и способов превенции. Дальнейшее исследование генезиса, механизмов формирования аутодеструктивного поведения, является актуальным и значимым по причине важности профилактики аутодеструкции как в детском и подростковом возрасте, так и среди взрослых, что необходимо для сохранения и развития интеллектуального, генетического потенциала российского общества, улучшения социальной ситуации.
Перспективы изучения данного явления в русле педагогической психологии предполагают дальнейший поиск эффективных средств и способов педагогической профилактики аутодеструкции, согласованных с педагогической практикой, разработки потенциала ранней профилактики аутодеструкции в других возрастных группах - у детей дошкольного и младшего школьного возрастов, выделения и описания групп подростков с высоким риском аутодеструктивного поведения, разнообразных по своим характеристикам, комбинаций видов аутодеструкции, характерных для разных степеней риска аутодеструктивного поведения как феномена, имеющего единые причины и общие механизмы.



1. Азарова, Л. А. Психология девиантного поведения : учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. — Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. — 164 с.
2. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников [Текст] / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. - М.: Академия, 2002. - 208 с.
3. Алексеева, И.А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь [Текст] / И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский. - М.: Генезис, 2006. - 256 с.
4. Амбрумова, А.Г. К вопросу о саморазрушающем поведении подростков [Текст] / А.Г. Амбрумова, Е.Г. Трейнина // Саморазрушающее поведение у подростков. - Л., 2006. - С.29-36.
5. Андроникова, О.О. Основные зарактеристики подростков с самоповреждающим виктимным поведением. [Текст] / О.О. Андроникова. Вестник Томского университета. - 2010. - №332. - С.148-155.
6. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе [Текст] / А.Я. Анцупов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 208 с. 9. Ассаджиоли, Р Психосинтез [Текст] / Р. Ассаджиоли. - М.: Психотерапия, 2008. - 384 с.
7. Банников, Г.С. Памятка психологам образовательных учреждений по выявлению и предупреждению суицидального поведения среди несовершеннолетних [Текст] / Г.С. Банников, О.В.Вихристюк, Л.В. Миллер, Т.Ю. Матафонова. - Москва, 2012.
8. Башкирова, Н. Современный ребенок и его проблемы: детский сад, школа, телевизор, дом, Интернет, улица [Текст] / Н. Башкирова. - СПб.: Наука и техника, 2007. - 238 с.
9. Быков С.В. Социально- психологические детерменанты девиантного поведения подростков/ под общ. Ред. Якушина В.А..; ВолГУ им. В.Н.Татищева.- Тольятти, 2003.- 170 с.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: НПО «Модэк», 2009. - 352 с.
11. Большаков, Ю.В. Психологический тренинг [Текст] / Ю.В. Большаков. - СПб.: Социально- психологический центр, 2005.- 380 с.
12. Барковская Л.В. Социальная работа и девиации/ дис. кан. фил. наук.- М: ВАК, 2011.- 201 с.
13. Берно-Беллекур И.В. Социально-психологические аспекты аутодеструктивного поведения: дис. ... канд. психол. наук / И.В. Берно- Беллекур ; Санкт-Петербург, 2003. - 197 с.
14. Васильченко М.В. Психологическое сопровождение подростков группы риска, склонных к кризисным состояниям и суицидальному поведению : дис. ... канд. психол. наук / М.В. Васильченко ; Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т.- Ставрополь, 2009.- 231 с.
15. Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога [Текст] / И.В.Вачков. - М.: «Ось - 89», 2002.- 223 с.
16. Венгер, А.А. Ребенок в обществе - исторический кризис детства [Текст] / А.А. Венгер // Вопросы психологии. - 2008. - №4. -С. 3-12. 31. Вершинин, М.В. Психологическое консультирование «жертв» деструктивных культов [Текст] / М.В. Вершинин // Материалы научно-практической конференции «Экстренная психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях», Астрахань, 2009. - С.40-50.
17. Демьяненко, А.Е. Суицид - проблема экзистенциального выбора [Текст] / А.Е. Демьяненко // Материалы межрегиональной научно¬практической конференции «Ресурсы и возможности социализации личности в психотерапевтическом процессе» 1-2 мая 2010, Анапа. - С.70-71
18. Бреслав Г. М. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности./ Г.М. Бреслав// Рига- 2009.- 14 с.
19. Важдаева Н. Сирота российская. 2013 // Журнал «Итоги». № 04 / 868 [Электронный ресурс]. URL: http://www.itogi.ru/obsch/2013/4/186278.html - статья в интернете.
20. Водяха, С. А. Работа школьного психолога с подростками в средней школе [Текст] / С. А. Водяха. - Шадринск, 2000.
21. Герасименко Ю.А. Коррекция делинквентного поведения несовершеннолетних правонарушителей. Общество, семья, личность: теория и практика решения актуальных проблем [Текст]: сб. науч. статей / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б, и], 2013 - 302 с.
22. Гильфанова, Д. З. Акмеологические условия развития психолого-педагогического потенциала родителей : автореферат дис. ... кандидата психологических наук.- Москва, 2012.- 26 с.
23. Горобец, Т.Н. Аутодеструктивное поведение человека и акмеологические условия его профилактики; дис. ... доктора психол. наук 19.00.05 / Т.Н. Горобец ; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2007.- 826 с.
24. Дворянчиков Н.В,Савкина И.А. Исследование особенностей правосознания несовершеннолетних: дис...канд. псих. наук.- М: МГПУ, 2013.- 189 с.
25. Зимняя И. А. Стратегия воспитания: возможности и реальность[Текст] /Зимняя И.А.// Знание. Понимание. Умение. - М., 2006. -№ 1. - 67-74 с.
26. Зимелева З. А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков : Дис. ... канд. психол. наук : Москва, 2002.- 149 c.
27. Златогорская О.В На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков. // Школьный психолог[Текст]/О.В. Златогорская.- Минск., 2003.- 75 с.
28. Зайченко, А.А. Самоповреждающее поведение [Текст] / А.А. Зайченко // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики: Материалы Третьей Всерос. науч.-практ. конф. Казань: Новое знание, 2007. С. 381-386.
29. Зинкевич-Евстигнгнеева, Т.Д., Психотерапия зависимости, метод сказкотерапии» [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнгнеева. - Санкт- Петербург, 2002,- 176 с.
30. Иванова Т. В. Детерминанты становления личности девиантного подростка с противоправным поведением: дис... канд. псих. наук.- Спб, 2002.- 220с.
31. Иванов Д. В. Социально- психологические детерменанты аддиктивного поведения подростков[Текст]/ Д.В. Иванов//Спб- 2013.- 9с.
32. Иванов Д.В. Психолого-педагогическая профилактика употребления подростками психоактивных веществ[Текст]/ Д.В. Иванов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009.- 5 с.
33. Ипатов А. В. Личностные детерминанты аутодеструктивного поведения подростков : дис ... канн. псих. наук. -Спб, 2011.- 233 с.
34. Карандышев, В.Н. Жить без страха смерти [Текст] / В.Н. Карандышев. - Москва: Смысл, 2005. - 336 с.
35. Карандышев, В.Н. Концепция ценностей культуры Ш.Шварца [Текст] / В.Н. Карандышев // Вопросы психологии. - 2009. - № 1. - С.81-96.
36. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение: общая характеристика и закономерности развития [Текст] / Ц.П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 2008. - №1. - С. 8-15.
37. Корзинкина Н. А. Особенности поведения подростка в ситуации социального взаимодействия с заданной нормой : дис. ... канд. псих. наук : М, 2004.- 187 с.
38. Курышева О. В. Развитие образа взрослости и его влияние на поведение младших подростков в реальных ситуациях : дис. ... канд. психол. наук : М, 2013.- 139 c.
39. Ларина А.Н. Социально-психологические детерминанты девиантного поведения у воспитанников детских домов[Текст]/ А.Н. Ларина: М, 2013.- 23 с.
40. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции [Текст] / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. - 1996. - № 5. - С. 15-26.
41. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) [Текст] / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.
42. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками [Текст] / А.Г. Лидерс. -Москва, 2003. - 256 с.
43. Лыткина О.А. Психолого-педагогические условия социального и личностного развития юношей и подростков с девиантными формами поведения, обучающихся в профессиональных лицеях и школах : дис. ... канд. психол. наук : Калуга, 2001.- 182 с.
44. Лизинский Л.М. Практическое воспитание в школе: Часть I/ Л.М. Лизинский - М.: Центр «Педагогический поиск». 2002
45. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) // Социально- гуманитарные знания №6[Текст] / В.М. Миниярова: Спб, 2000.- 106 с.
46. Ослон В.Н., Пимонов В.А., Селящева Л.Н., Михайлова А.Ю. Социальное сиротство - проблема российского общества // Виртуальная школа приемных родителей. Программа подготовки кандидатов в замещающие родители (с игровыми компонентами и разбором типовых ситуаций детско-родительских отношений). 2011 [Электронный ресурс]. URL:http://www.usynovite.ru/bz/Assessment.html- статья в интернете.
47. Оганян, К.М. Изучение индивидуально-психологических особенностей подростка в условиях образовательного пространства школы / К.М. Оганян // Сборник. Ставропольский государственный университет. - Ставрополь, 2008. - С. 204-206.
48. Оклендер, В. Окна в мир ребенка [Текст] / В. Оклендер. - Москва, 1997. - 336 с.
49. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых [Текст] / М.В. Осорина. - СПб.: Речь, 2007, - 276 с.
50. Перльз, Ф. Эго, голод и агрессия [Текст] / Ф. Перльз. - Москва, «СМЫСЛ», 2000. - 358 с.
51. Пезешкиан, Н. Если ты хочешь иметь то, чего никогда не имел, сделай то, чего никогда не делал [Текст] / Н. Пезешкиан. - М.: Институт позитивной психотерапии, 2008. - 128 с
52. Поскребышева Н. Н. Социальная ситуация развития как условие становления личностной автономии подростка : дис ... канд. психол. наук. - М, 2010.- 244 с.
53. Птичкина Е. Л. Внутрисемейные детерминанты девиантного поведения старших подростков : дис. ... канд. психол. наук :: М, 2001 119 с.
54. Подколзина Л.Г. Ценностные ориентации подростков «группы риска» школьной и социальной дезадаптации : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.10 / Л.Г. Подколзина ; С.-Петерб. гос. ун-т.- Санкт-Петербург, 2009.- 211 с.
55. Практическое воспитание в школе: Часть I/ Л.М. Лизинский - М.: Центр «Педагогический поиск». 2002г.
56. Поповцева, Г.А. Комплексная социально-психологическая программа по профилактике употребления ПАВ (психоактивных веществ)
«Твой выбор» [Эл. ресурс] / Г.А. Поповцева // Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/501588/. Дата обращения: 21.04.2010.
57. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков [Текст] / А.М. Прихожан. - М.- Воронеж, 2000. - 304 с.
58. Психогимнастика в тренинге [Текст] // Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб., «Ювента», 1999. - 256 с.
59. Психология здоровья [Текст] // Под ред. Г.С. Никифорова, СПб: Питер, 2003. - 607 с.
60. Психология и лечение зависимого поведения [Текст] // Под редакцией Скотта Даулинга. Перевод с английского Р.Р. Муртазина. - Москва: «Класс», 2000. - 240 с.
61. Пятаков, Е. Если вы не Гарри Поттер. Психолог и его реальные возможности в школе [Текст] / Е Пятаков // Школьный психолог - 2010. - №18, С.17-23.
62. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик.[Текст] / А.А. Романов: Уч. Пос. - М.: «Романов», 2001,- 48 с.
63. Степанова С. С. Психолого-акмеологические детерминанты преодоления делинквентного поведения старших подростков в условиях молодежного центра: автореферат дис. ... кан.психол. наук.- Тамбов, 2012.- 28 с.
64. Стрельцова И.П. Представления подростков и юношей о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них : дис. ... канд. психол. Наук. М, 2003 192 с.
65. Сенкевич Л.В., Янышева В.А. Особенности интел- лекта и личностной сферы девиантных подростков // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2007. № 2. 36 с.
66. Свободное тело [Текст] / Хрестоматия по телесноориентированной терапии и психотехники, сост. Баскаков В.Ю., 2001.
- 220 с. 123. Сельченок, А.Ю. «Контроль сознания и методы подавления личности» // А.Ю. Сельченок. - Минск: Харвест. - 2004.
67. Сечко, Н.Ф. Подростковый суицид как социально - психологическая проблема [Текст] / Н.Ф. Сечко // Материалы научно-практической конференции «Психологическая помощь в кризисных ситуациях». - Астрахань, 2008. - с. 300 - 305.
68. Сидоров Н.Р. Девиации поведения у школьников - определение и предупреждение [Текст] / Н.Р. Сидоров // Психологичная наука и образование. 2007. - № 4. - с. 23-28.
69. Соина, И.А. Личностное социально-психологическое пространство в системе других пространств данной категории [Текст] / Соина И.А. // Вестник государственного университета управления. -2009. - № 26. - С.106-109.
70. Тимергазина Р.К., Самсонова Н.Г., Мустакимова М.В. Выявление и изучение отклоняющегося поведения детей и подростков // Социально-педагогические, психологические и этнические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях: Сборник научных трудов/Под общей редакцией д.п.н., проф. Ю.И. Юрички, к.и.н. В.Я. Бабенко. - Бирск: Бирск. гос. пед. инст-т, 2002.
71. Фрейд, З. «Я и «Оно» [Текст] / З. Фрейд. - Тбилиси: Мерани, 1991. - 426 с.
72. Фейдимен, Дж. Теория и практика личностно¬ориентированной психологии [Текст] /Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер. - М., 1996. -Т.2.- 208 с. 139
73. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени [Текст] / К. Хорни. - СПб.: Питер, 2002. - 224 с.
74. Хухлаева, О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростка? [Текст] / О.В. Хухлаева. - Москва, «Сентябрь», 2003. - 176 с.
75. Хухлаева, О.В. Психология подростка [Текст] / О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2004. - 160 с.
76. Юричка Ю.И. Социально-педагогические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних//Социально-педагогические, психологические и этнические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях: Сборник научных трудов/Под общей редакцией д.п.н., проф. Ю.И. Юрички, к.и.н. В.Я. Бабенко. - Бирск: Бирск. гос. пед. инст-т, 2002.
77. 172.James, W. The Varieties of Religious Experience. A Study in Human Nature, being the Gifford. Lectures on Natural Religion delivered in Edinburgh at 1901-1902 / W. James. - New York: Longmans, Green, and Co. 1902. Режим доступа: http://www.psywww.com/psyrelig/james/toc.htmДата обращения: 25.04.2011.
78. Leshner, A.I. Addiction as a brain disease and matters/ A.I. Leshner [Text] / Science, 1997. - V.- 278. - №35. - P. 45-47.
79. Reid, M. Are eating disorders feminine addictions? [Text] / M. Reid, J. Burr // Addiction Research, 2000. - V.8. - №3. - p.203-211
80. http://komissy.ru/main/?p=2602КДН и ЗП. Общероссийский портал // [Электронный ресурс]. Дата доступа 2.12.12
81. http://www.stav.aif.ru/society/article/30143// [Электронный
ресурс]. Дата доступа 2.12.12

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ