Планирование оборота розничной торговли предприятия на будущий год и обоснование резервов роста (Планирование и прогнозирование на предприятиях торговли и сервиса, Сибирский Федеральный Университет)
Объект исследования - ООО «Монитор+» (Красноярский край, г. Канск).
Виды деятельности - розничная торговля промышленными товарами .
Проведен анализ данных за 2021-2023 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………….…………………………………………………….…3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ ……5
1.1 Понятие, состав, виды оборота розничной торговли предприятия торговли……5
1.2 Методика и методы планирования оборота розничной торговли предприятия торговли…10
2 АНАЛИЗ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МОНИТОР+» КАК ОСНОВА ПЛАНИРОВАНИЯ…20
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика торгового предприятия ….20
2.2 Анализ динамики объема и структуры оборота розничной торговли торгового предприятия 26
3 ПЛАНИРОВАНИЕ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МОНИТОР+» И ОБОСНОВАНИЕ РЕЗЕРВОВ РОСТА…33
3.1 Планирование объема и структуры оборота розничной торговли предприятия торговли …33
3.2 Обоснование резервов роста оборота розничной торговли предприятия торговли …42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………..………………………………….…….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…48
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………..…………..52
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс ………52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о финансовых результатах ……………….………….53
ПРИЛОЖЕНИЕ В Бланк опроса покупателей (образец) ………………………54
Для розничного торгового предприятия важный и главный показатель его экономической оценки – оборот розничной торговли. Оборот розничной торговли выступает важным показателем деятельности торгового предприятия, оказывает влияние на экономические показатели деятельности коммерческих фирм, которые также зависят от объема оборота розничной торговли [12]. Планирование этого показателя также является важным и актуальным этапом его исследования, что позволяет отметить динамику показателя, оценка которой позволяет корректировать ассортиментную политику предприятия, разработать программы развития компании на будущий период [11]. Значимость процесса планирования главного экономического показателя в деятельности торговых предприятий, потребность в ежегодном планировании, являются предпосылками, способствующими актуальности темы курсовой работы: «Планирование оборота розничной торговли предприятия на будущий год и обоснование резервов роста».
Целью курсовой работы является планирование оборота розничной торговли предприятия на будущий год и обоснование резервов роста.
Задачи в курсовой работе определены следующие:
1. Дать характеристику оборота розничной торговли предприятия торговли.
2. Проанализировать методику и методы планирования оборота розничной торговли предприятия.
3. Анализировать организационно-экономическую деятельность торгового предприятия ООО «Монитор+».
4. Исследовать динамику объема и структуры оборота розничной торговли предприятия ООО «Монитор+».
5. Произвести планирование объема и структуры оборота розничной торговли предприятия ООО «Монитор+» количественными и качественными методами.
6. Обосновать резервы роста оборота розничной торговли предприятия торговли.
Предметом исследования в курсовой работе явилось планирование оборота розничной торговли предприятия.
Объектом исследования служит розничное торговое предприятие ООО «Монитор+».
Теоретической основой исследования являются: законодательные акты Российской Федерации; нормативные документы; работы экономистов по изучаемым вопросам и проблемам (Т. Н. Бабич, Г. Г. Иванова, И. А. Либерман, Г. В. Савицкой, А. Н. Соломатина, Н. Н. Терещенко, других); статьи; сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва и сайт ООО «Монитор+»; результаты собственных исследований.
Методической основой написания курсовой работы является использование в процессе проводимых исследований разных методов. Общих: сравнения, наблюдения, обобщения, других. Планирования: экономико-статистических методов планирования (на основе среднегодовых темпов роста, на основе выравнивания динамического ряда по скользящей средней, других); экономико-математического метода планирования; метода коллективных экспертных оценок (метод «мозговой атаки»), других методов.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Теоретические основы планирования оборота розничной торговли предприятия представлены в первой главе курсовой работы. Оборот розничной торговли предприятия ООО «Монитор+» исследован во второй главе курсовой работы. Планирование оборота розничной торговли предприятия ООО «Монитор+» опубликовано в заключительной главе курсовой работы, даны резервы его роста на будущий год.
Общий объем работы – 54 страницы. Курсовая работа иллюстрирована 8рисунками; 19 таблицами. Список литературы включает 40 источников.
Планирование оборота розничной торговли предприятия на будущий год и обоснование резервов роста представлены по материалам ООО «Монитор+». Предприятие ООО «Монитор+» находится в г. Канске Красноярского края, адрес: 663600, Красноярский край, г. Канск, ул. Московская, 91. В организации реализуются промышленные товары: строительные товары, товары для дома, сада и огорода.
В 2023 году в организации определено сокращение арендуемой торговой площади и численности работников из-за минимизации расходов вследствие сокращения спроса, оттока населения. Эти причины повлияли на уменьшение оборота розничной торговли в магазине в 2023 году на 4882 тыс.руб., прибыли, производительности труда, прочих основных показателей деятельности.
Исследование динамики оборота розничной торговли торгового предприятия ООО «Монитор+» за 2019-2023 гг. показало сокращение оборота в действующих ценах, кроме 2021 года. Определено уменьшение оборота розничной торговли торгового предприятия ООО «Монитор+» за 2019-2023 гг. в сопоставимых ценах, к базисному году, к предшествующему году.
Анализ показал, что в структуре оборота розничной торговли торгового предприятия ООО «Монитор+» в ассортиментном разрезе за 2021-2023 гг. представлены: строительные материалы; лакокрасочные материалы; напольные покрытия; санитарно-техническое оборудование; электротехнические товары; инструменты; хозяйственные товары; товары для сада и огорода; сопутствующие промышленные товары. У строительных материалов в торговом предприятии ООО «Монитор+» обозначен наибольший объем реализации за 2021-2023 гг., его удельный вес в структуре оборота составил: от 24,26% в 2021 году до 26,16% в 2023 году. Оценка оборота розничной торговли торгового предприятия ООО «Монитор+» в ассортиментном разрезе за 2021-2023 гг. показала отрицательные тенденции по всем реализуемым товарным группам, снижение продаж было на 5756 тыс.руб., по каждой товарной группе.
Планирование общего объема оборота розничной торговли торгового предприятия ООО «Монитор+» на 2024 год было при помощи разных методов: экономико-статистические методы (на основе среднегодовых темпов роста; на основе выравнивания динамического ряда по скользящей средней); экономико-математический метод; метод экспертных оценок (метод «мозговой атаки»). Выбрано значение оборота розничной торговли ООО «Монитор+» по экспертному методу, 17830 тыс.руб.
Планирование структуры оборота розничной торговли торгового предприятия ООО «Монитор+» на 2024 год было при помощи двух методов: количественного (экономико-статический, средний удельный вес), качественного (метода «интервью» товароведа магазина). Выбраны значения оборота розничной торговли ООО «Монитор+» по экспертному методу, где по всем товарным группам в 2024 году ожидается прирост.
Планирование оборота розничной торговли торгового предприятия ООО «Монитор+» на 2024 год по кварталам выполнено по экономико-статистический методу планирования на основании индексов сезонности. Определено, что оборот розничной торговли предприятия в 2024 году увеличится по сравнению с 2023годом во всех кварталах.
Резервы роста оборота розничной торговли ООО «Монитор+» обоснованы мнениями покупателей при опросе, предложены два мероприятия: продажа товаров через сайт; организация доставки крупногабаритных товаров и доставки в ближайшие деревни и села.
Прогноз товароведа торгового предприятия ООО «Монитор+» по предлагаемым мероприятиям состоит в приросте суммы оборота розничной торговли на 1754,5тыс.руб., прибыли от продаж на 172 тыс.руб.
1. Российская Федерация. Законы. Гражданский Кодекс Российской Федерации : федер. закон № 51-ФЗ, ред. от 11.03.2024 № 48-ФЗ // КонсультантПлюс. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_ 5142.
2. Российская Федерация. Законы. Налоговый Кодекс Российской Федерации : федер. закон № 146-ФЗ, ред. от 26.02.2024 № 39-ФЗ // КонсультантПлюс. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_ 19671.
3. Российская Федерация. Законы. Трудовой Кодекс Российской Федерации : федер. закон № 197-ФЗ, ред. от 14.02.2024 № 12-ФЗ // КонсультантПлюс. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_ 34683.
4. Российская Федерация. Законы. Об обществах с ограниченной ответственностью : федер. закон № 14-ФЗ от 08.02.1998, ред. от 13.06.23 № 249-ФЗ // КонсультантПлюс. – URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_ 17819.
5. ГОСТ Р 51303-2023. Торговля. Термины и определения : утв. Приказом Росстандарта от 30.06.2023 № 469-ст // КонсультантПлюс. – URL : https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_457788.
6. Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» : Приказ Росстата от 30.11.2022 № 872 // КонсультантПлюс. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_433093.
7. Абрютина, М. С. Экономический анализ торговой деятельности : учеб. пособие / М. С. Абрютина. – Москва : Дело и Сервис, 2019. – 521 с.
8. Агалакова, А. Б. Применение инновационных подходов в торговле / А. Б. Агалакова // Инновационный потенциал развития науки в современном мире : достижения и инновации : сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. – Уфа : Вестник науки, 2023. – С. 200-203.
9. Акуленко, Н. Б. Экономический анализ : учеб. пособие / Н. Б. Акуленко, В. Ю. Гарнова, В. А. Колоколов. – Москва : ИНФРА-М, 2023. – 164 с.
10. Арсеньева, Н. В. Основные подходы к оценке устойчивости экономического развития организаций / Н. В. Арсеньева, Л. М. Путянина, Н. В. Тарасова // Стин. – 2024. – № 2. – С. 62-65.
11. Бабич, Т. Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учеб. пособие / Т. Н. Бабич, И. А. Козьева, Ю. В. Вертакова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 336 с.
12. Баркан, Д. И. Управление продажами : учебник / Д. И. Баркан. – Санкт-Петербург : Высшая школа менеджмента, 2019. – 912 с.
13. Басовский, Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учеб. пособие / Л. Е. Басовский. – Москва : ИНФРА-М, 2024. – 260 с.
14. Бухалков, М. И. Планирование на предприятии : учебник / М. И. Бухалков. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 411 с.
15. Волков, О. И. Экономика предприятия : учеб. пособие / О. И. Волков, В. К. Скляренко. – Москва : ИНФРА-М, 2023. – 264 с.
16. Грибов, В. Д. Экономика предприятия : учебник. Практикум / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. – Москва : КУРС : ИНФРА-М, 2023. – 448 с.
17. Джанаева, Я. С. Цифровизация как движущая сила современной экономики / Я. С. Джанаева, С. С. Камбердиева // Наукосфера. – 2022. – № 7-1. – С. 259-263.
18. Жулидов, С. И. Организация торговли : учебник / С. И. Жулидов. – Москва : ИНФРА-М, 2023. – 350 с.
19. Иванов, Г. Г. Экономика торговой организации : учебник / Г. Г. Иванов. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 182 с.
20. Кузнецова, М. А. Оценка влияния цифровых технологий на деятельность предприятий / М. А. Кузнецова, Т. С. Наролина // Научная опора Воронежской области : сборник трудов. – Воронеж : Воронежский государственный технический университет, 2022. – С. 134-136.
21. Либерман, И. А. Планирование на предприятии : учеб. пособие / И. А. Либерман. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 205 с.
22. Любушин, Н. П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Н. П. Любушин. – Москва : Юнити-Дана, 2021. – 217 с.
23. Макроэкономическое планирование и прогнозирование : учебник / под. ред. В. А. Цветкова, С. В. Шманева. – Москва : Прометей, 2023. – 504 с.
24. Общество с ограниченной ответственностью «Монитор+». – URL : https://www.24monitor.ru.
25. Паламарчук, А. С. Экономика предприятия : учебник / А. С. Паламарчук. – Москва : ИНФРА-М, 2024. – 460 с.
26. Погорелова, М. Я. Экономический анализ: теория и практика : учеб. пособие / М. Я. Погорелова. – Москва : ИНФРА-М, 2023. – 296 с.
27. Пономарев, И. Ф. Экономический анализ состояния хозяйственной деятельности предприятий : учеб. пособие / И. Ф. Пономарев, Э. И. Полякова. – Москва : Инфра-Инженерия, 2023. – 368 с.
28. Савицкая, Г. В. Экономический анализ : учебник / Г. В. Савицкая. – Москва : ИНФРА-М, 2023. – 587 с.
29. Савкина, Р. В. Планирование на предприятии : учебник / Р. В. Савкина. – Москва : Дашков и Ко, 2023. – 320 с.
30. Сафронов, Н. А. Экономика организации (предприятия) : учебник / Н. А. Сафронов. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2023. – 256 с.
31. Свечникова, В. В. Экономика предприятия (организации) в схемах и таблицах : учеб. пособие / В. В. Свечникова, М. И. Швейкерт, Е. А. Пузикова. – Москва : Флинта, 2021. – 95 с.
32. Терещенко, Н. Н. Планирование на предприятии торговли / Н. Н. Терещенко. – Москва : Конверт, 2020. – 204 с.
33. Турун, П. П. Стратегическое планирование и прогнозирование : учеб. пособие (курс лекций) / П. П. Турун; СКФУ. – Ставрополь, 2021. – 207 с.
34. Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва. – URL : https:// 24.rosstat.gov.ru.
35. Федоров, Е. А. Применение современных подходов и информационных технологий в деятельности предприятия / Е. А. Федоров // Ученые записки Российской академии предпринимательства. – 2023. – № 4. – С. 149-154.
36. Финансовое планирование: учеб. пособие / под ред. В. Н. Незамайкина. – Москва : ИНФРА-М, 2023. – 112 с.
37. Фридман, A. M. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества : учебник / А. М. Фридман. – Москва : Дашков и Ко, 2022. – 627 с.
38. Штезель, А. Ю. Внедрение элементов цифровизации в бизнес-процессы торговли / А. Ю. Штезель, А. А. Кириченко // Сфера услуг : инновации и качество. – 2023. – № 68. – С. 116-126.
39. Экономика, анализ и планирование на предприятиях торговли / под ред. А. Н. Соломатина. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 568 с.
40. Янковская, В. В. Планирование на предприятии : учебник / В. В. Янковская. – Москва : ИНФРА-М, 2023. – 425 с.