География въездного туризма России
|
Введение 3
1 Туризм как отрасль мировой экономики 5
1.1 Состав и организация туристической индустрии 7
1.2 Виды туризма 11
1.3 Факторы развития туризма 13
1.4 География турпотоков 18
2 Российский туризм как фактор развития регионов 24
2.1 Положение российской туриндустрии в экономике страны 24
2.2 Проблемы развития российской туристической индустрии 35
3 Въездной туризм в России 37
3.1 Динамика въездного туризма в России 37
3.2 География въездного туризма в России 40
3.3 Перспективы туризма в России 50
Заключение 54
Список использованных источников 57
1 Туризм как отрасль мировой экономики 5
1.1 Состав и организация туристической индустрии 7
1.2 Виды туризма 11
1.3 Факторы развития туризма 13
1.4 География турпотоков 18
2 Российский туризм как фактор развития регионов 24
2.1 Положение российской туриндустрии в экономике страны 24
2.2 Проблемы развития российской туристической индустрии 35
3 Въездной туризм в России 37
3.1 Динамика въездного туризма в России 37
3.2 География въездного туризма в России 40
3.3 Перспективы туризма в России 50
Заключение 54
Список использованных источников 57
Актуальность темы выпускной работы заключается в том, что именно въездной туризм ориентирован на прием иностранных туристов, которые приносят максимальную прибыль в бюджет государства и регионов. Поэтому необходимо рассмотреть специфику въездного туризма, факторы его развития, оценить конкурентоспособность России на мировом рынке.
В настоящее время туризм становится одной из самых востребованных отраслей. Гражданин любой страны задумывался о поездках, как внутри страны, так и за границу. Это обусловлено, конечно же, изменением мира за последние 10 - 20 лет. Границы любой страны открыты, политическая ситуация в регионах ясна. Туроператоры предлагают широкий сектор в выборе поездки. Резиденту страны предоставляют вид путешествия и способ передвижения. Гражданину остается только определиться с целью поездки.
Так, например, на официальном сайте ATOP можно выбрать вид туризма: авиаперевозка, туры для пенсионеров, морские круизы, экспедиции, пляжный отдых, обучение за рубежом, событийный туризм, речные круизы, дайвинг и туры: паломнические, шопинг, ж/д, тур по России, индивидуальные, корпоративные, автобусные туры, горнолыжные. Глядя на разнообразие видов туризма, можно прийти к выводу, что туризм является динамично развивающейся отраслью в сфере экономики.
Объектом исследования является въездной туризм Российской Федерации. Предметом исследования - динамика и география въездного туризма.
Цель дипломной работы - исследовать территориально-отраслевую структуру въездного российского туризма.
Для реализации поставленной цели предполагалось решение следующих задач:
1. Выявить положение туризма в мировой и российской экономике.
2. Выявить положение российской туриндустрии в экономике страны.
3. Исследовать факторы развития российской туриндустрии.
4. Определить динамику въездного туризма в России
При решении поставленных задач были использованы следующие методы: статистический, аналитический, графический, мониторинг материалов электронных и печатных изданий, аналитических обзоров рынка.
Информационная база дипломной работы включает в себя печатные и электронные ресурсы, федеральные целевые программы, специализированные издания, ресурсы интернета, базы данных федеральных служб статистики.
В настоящее время туризм становится одной из самых востребованных отраслей. Гражданин любой страны задумывался о поездках, как внутри страны, так и за границу. Это обусловлено, конечно же, изменением мира за последние 10 - 20 лет. Границы любой страны открыты, политическая ситуация в регионах ясна. Туроператоры предлагают широкий сектор в выборе поездки. Резиденту страны предоставляют вид путешествия и способ передвижения. Гражданину остается только определиться с целью поездки.
Так, например, на официальном сайте ATOP можно выбрать вид туризма: авиаперевозка, туры для пенсионеров, морские круизы, экспедиции, пляжный отдых, обучение за рубежом, событийный туризм, речные круизы, дайвинг и туры: паломнические, шопинг, ж/д, тур по России, индивидуальные, корпоративные, автобусные туры, горнолыжные. Глядя на разнообразие видов туризма, можно прийти к выводу, что туризм является динамично развивающейся отраслью в сфере экономики.
Объектом исследования является въездной туризм Российской Федерации. Предметом исследования - динамика и география въездного туризма.
Цель дипломной работы - исследовать территориально-отраслевую структуру въездного российского туризма.
Для реализации поставленной цели предполагалось решение следующих задач:
1. Выявить положение туризма в мировой и российской экономике.
2. Выявить положение российской туриндустрии в экономике страны.
3. Исследовать факторы развития российской туриндустрии.
4. Определить динамику въездного туризма в России
При решении поставленных задач были использованы следующие методы: статистический, аналитический, графический, мониторинг материалов электронных и печатных изданий, аналитических обзоров рынка.
Информационная база дипломной работы включает в себя печатные и электронные ресурсы, федеральные целевые программы, специализированные издания, ресурсы интернета, базы данных федеральных служб статистики.
На рубеже тысячелетий туризм превратился в глубокое социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира. В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также отдельной личности в частности. Россия пока не может похвастаться подобными результатами, но развитие туристской отрасли в стране идет быстрыми темпами.
Отечественная туристическая индустрия начала качественно изменяться и приобретать черты динамичной, эффективной и цивилизованной отрасли экономики. Изменилось отношение к туризму со стороны региональных властей и Правительства. Все большее число россиян предпочитают отдыхать в своем отечестве. Несмотря на продолжающийся туристский бум в России, влияние туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в основном отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем частичного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь 1 работник из 300, что в 30 раз меньше аналогичного мирового показателя. Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокая качество сервиса, высокий уровень преступности в стране привели к тому, что в настоящее время на Россию приходится менее 1 % мирового туристского потока. По прогнозам в ближайшие 10 - 15 лет туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов [16].
Наша страна, благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также все возрастающему интересу зарубежных туристов как к новому неохваченному направлению, имеет все основания для развития всех перечисленных видов туризма. Для успешного развития туризма необходимо значительно обновить законодательную базу. Требуют законодательного решения такие проблемы как государственная поддержка внутреннего, въездного, социального туризма, создание образа России как страны благоприятной для развития туризма, определение компетенции субъектов Российской Федерации в сфере туризма, учета специфики местных, человеческих, природных и других ресурсов, координационного взаимодействия регионов как с федеральными органами, так и между собой, обеспечения прав и безопасности туристов и т.д. На этом поприще необходима инициатива Государственной Думы, ее Комитета по культуре и туризму, Минэкономразвития, а также представительных органов субъектов Федерации.
Одним из серьезных препятствий для развития внутреннего туризма является слабое освещение в средствах массовой информации возможности путешествовать как на региональном, так и на федеральном уровнях. Кроме того, случается, что на экранах телевизоров или на страницах газет случайно или намеренно создается негативный образ ряда регионов Российской Федерации в глазах ее жителей. А ведь это противоречит основополагающим положениям, которым отводят СМИ немалое значение в развитии туризма. Должным образом нужно обеспечивать правдивую и сбалансированную информацию о событиях и ситуациях, которые могут повлиять на посещаемость туристами данных территорий.
Естественно, в силу своего географического положения Россия не может стать страной массового летнего пляжного отдыха. Тем не менее, культурно-исторический потенциал нашей страны поистине огромен, поэтому количество туристов, прибывающих в Россию, непременно значительно увеличится при условии развития всей туристской инфраструктуры и правильно поставленной рекламы, включая возможности интернета. К великому сожалению, реклама российских возможностей в сфере туризма оставляет желать лучшего. Хотя, по исследованиям той же Всемирной Туристской Организации, каждый доллар, вложенный в рекламу туризма, приносит рекламодателю более 500 долларов прибыли. Таким образом, туризм, является выгодной отраслью экономики и может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России [20].
Отечественная туристическая индустрия начала качественно изменяться и приобретать черты динамичной, эффективной и цивилизованной отрасли экономики. Изменилось отношение к туризму со стороны региональных властей и Правительства. Все большее число россиян предпочитают отдыхать в своем отечестве. Несмотря на продолжающийся туристский бум в России, влияние туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в основном отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем частичного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь 1 работник из 300, что в 30 раз меньше аналогичного мирового показателя. Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокая качество сервиса, высокий уровень преступности в стране привели к тому, что в настоящее время на Россию приходится менее 1 % мирового туристского потока. По прогнозам в ближайшие 10 - 15 лет туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов [16].
Наша страна, благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также все возрастающему интересу зарубежных туристов как к новому неохваченному направлению, имеет все основания для развития всех перечисленных видов туризма. Для успешного развития туризма необходимо значительно обновить законодательную базу. Требуют законодательного решения такие проблемы как государственная поддержка внутреннего, въездного, социального туризма, создание образа России как страны благоприятной для развития туризма, определение компетенции субъектов Российской Федерации в сфере туризма, учета специфики местных, человеческих, природных и других ресурсов, координационного взаимодействия регионов как с федеральными органами, так и между собой, обеспечения прав и безопасности туристов и т.д. На этом поприще необходима инициатива Государственной Думы, ее Комитета по культуре и туризму, Минэкономразвития, а также представительных органов субъектов Федерации.
Одним из серьезных препятствий для развития внутреннего туризма является слабое освещение в средствах массовой информации возможности путешествовать как на региональном, так и на федеральном уровнях. Кроме того, случается, что на экранах телевизоров или на страницах газет случайно или намеренно создается негативный образ ряда регионов Российской Федерации в глазах ее жителей. А ведь это противоречит основополагающим положениям, которым отводят СМИ немалое значение в развитии туризма. Должным образом нужно обеспечивать правдивую и сбалансированную информацию о событиях и ситуациях, которые могут повлиять на посещаемость туристами данных территорий.
Естественно, в силу своего географического положения Россия не может стать страной массового летнего пляжного отдыха. Тем не менее, культурно-исторический потенциал нашей страны поистине огромен, поэтому количество туристов, прибывающих в Россию, непременно значительно увеличится при условии развития всей туристской инфраструктуры и правильно поставленной рекламы, включая возможности интернета. К великому сожалению, реклама российских возможностей в сфере туризма оставляет желать лучшего. Хотя, по исследованиям той же Всемирной Туристской Организации, каждый доллар, вложенный в рекламу туризма, приносит рекламодателю более 500 долларов прибыли. Таким образом, туризм, является выгодной отраслью экономики и может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России [20].



