Введение 3
1 Понятие чувства числа в современной психологии 5
1.1. Определение понятия «чувство числа» 5
1.2 Тесты для определения «чувства числа» 11
1.3 Устройства для определения «чувства числа» 19
2 Исследование «чувства числа» 23
2.1. Электроэнцефалографическое исследование процесса решения
задач «чувство числа» 23
2.2. Тахистоскопическое исследование «чувства числа» 32
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложение А 53
Приложение Б
Способности человека, обеспечивающие решение задач, в том числе профессиональных, являются одной из наиболее актуальных тем исследования в психологии. Такие способности как интеллект или креативность выделяются в самостоятельные области психологии и давно уже стали традиционным предметом многочисленных исследований. Несмотря на это остается достаточно много вопросов о механизмах решения задач, скрытых от непосредственного наблюдения. Одной из таких задач является задача об установлении равенства двух или нескольких групп объектов с точки зрения их количества. Как правило, такие задачи решаются при помощи математической операции счета и требуют достаточного времени для их решения. В том случае, если для решения практических задач этого времени недостаточно, задачи такого рода могут оказаться нерешаемыми. Тем не менее, люди все же справляются с ними, используя другие механизмы, такие как попарное сравнение, или «интуитивные» способности, которые в настоящее время известны как «Чувство числа». Сам факт того, что способность принимать решение относительно равенства двух множеств называется метафорически, через несвойственное для области решения задач понятие «чувство» свидетельствует об дефиците знаний механизмов этого процесса, что делает их исследования актуальными как для психологической теории и практики.
Объект: чувство числа
Предмет: психологический феномен «чувство числа» как проблема когнитивной психологии.
Цель: провести исследование типологических проявлений феномена «чувства числа».
Задачи:
1. Рассмотреть понятия «чувства числа»
2. Определить методы исследования «чувства числа»
3. Ознакомиться с тестами на определение «чувства числа»
4. Провести исследование процесса решения задач «чувство числа» в варианте тахистоскопического предъявления стимульного материала
Гипотеза: предполагается, что проявления феномена «чувства числа» имеют типологические особенности, определяемые наличием различных когнитивных механизмов решения познавательных задач, а также различной степенью выраженности «чувства числа» у людей.
1. Решение задач об установлении равенства двух множеств объектов может быть выполнено при помощи различных мыслительных механизмов, таких как: счет, попарное сравнение элементов двух множеств, а также специфической способности, обозначаемой в настоящее время как «чувство числа» (number sense)
2. Способность решения задач, называемая как «Чувство числа» является наименее изученным и наиболее скрытым когнитивным механизмом. Несмотря на то, что «чувством числа» обладают даже животные, оно оказалось наименее изученным по сравнению со счетом и попарным сравнением элементов.
3. Чувство числа оказывается наиболее быстрым способом решения задач, относящихся к понятию числа, меньше всего осознается и не раскрывает своих механизмов в интраспективных исследованиях.
4. Чувством числа обладают даже дети, или люди, не умеющие считать. Таким образом это одна из базовых математических способностей, наличие которых обеспечивает успешное обучение математике.
5. В лабораторных условиях основным механизмом, позволяющим оценить чувство числа, является метод затруднения счета, или попарного сравнения при помощи тахистоскопического предъявления стимульного материала.
6. Анализ результатов решения задач на «чувство числа» в тахистоскопическом исследовании показал нелинейную связь между количеством оцениваемых объектов и успешностью решения задачи.
7. Выделяется по меньшей мере четыре типа решения задач на «чувство числа», один из которых демонстрирует независимость успешности решения задач от количества объектов, для второго типа наблюдается снижение результативности, для третьего увеличение качества решения задачи в зависимости от количества оцениваемых объектов. Четвертый тип демонстрирует смешанную картину, когда при повышении объектов успешность решения задачи может улучшаться или ухудшаться несколько раз.
8. Анализ электрической активности мозга при помощи электроэнцефалограммы позволяет выявить две типичных картины. В одном случае электрическая активность мозга во время решения задач на «чувство числа» значительно не изменяется, в другом - может изменяться от задачи к задаче. При этом не наблюдается однозначного соотношения между типами электрической активности мозга и механизмами решения задачи «чувства числа».
1. Овчарова Н. О. Чувство числа и успешность в обучении математике у школьников с разным уровнем математических способностей. Теоретическая и экспериментальная психология 2013, № 4, С.110.
2. Патент RU 142243 U1 G09B 19/02. Устройство для диагностики и
формирования навыков сравнения количества элементов различных множеств. Заявитель Баланев Д. Ю., Галажинский Э. В., Малых С. Б., Сметана Ю. В.. - RU 2013136078/12; заявл. 31.07.2013; опубл.
20.06.2014.
3. Патент RU 136619 U1 G09B 19/02. Устройство для диагностики и формирования способности сравнения длины пространственных отрезков. Заявитель Баланев Д. Ю., Галажинский Э. В., Малых С. Б., Сметана Ю. В.. - RU 2013136078/12; заявл.31.07.2013; опубл. 10.01.2014.
4. Тихомирова Т. Н., Воронин И. А., Мисожникова Е. Б., Малых С. Б.Структура взаимосвязей когнитивных характеристик и академической успешности в школьном возрасте. Теоретическая и экспериментальная психология. Т. 8, 2015, № 2, - С. 45 - 68.
5. Тихомирова Т. Н. Ковас Ю. В. Роль когнитивных показателей учащихся старшего школьного возраста в успешности решения математических заданий. Псих. журн. Т. 34. 2012. №1. - С. 63-73.
6. Тихомирова Т. Н., Модяев А. Д., Леонова Н. М., Малых C. Б. Факторы успешности в обучении на начальной ступени общего образования: половые различия. Псих. журн. Т 36, № 5, 2015, - С. 43-54.
7. Электроэнцефалограф-анализатор ЭЭГА-21/26 «Энцефалан-131-03».: Руководство по эксплуатации А_1873-04_РЭ [НПКФ 2.893.014 РЭ]. - ООО НПКФ «Медиком МТД», 2008, - С.125.
8. Alexis Hiniker, Miriam Rosenberg-Lee. Vinod Menon Distinctive Role of Symbolic Number Sense in Mediating the Mathematical Abilities of Children with Autism. 2016, P.268-281.
9. 9Almeida R., Bruno А., Perdomo J. Diaz Strategies of Number Sense in Pre-service Secondary Mathematics Teachers. P.2013, 1 - 20.
10. Arrighi R., Togoli I., Burr D. C.A generalized sense of number. 2014, P. 1- 7.
11. Arthur J., Baroody, M. E. and Bradley T. F., At-Risk Preschoolers’ Number Sense. 2009, P.5-7.
12. Brenna Hassinger-Das, Nancy C. Jordan, Joseph Glutting, Casey Irwin, Nancy Dyson. Domain-general mediators of the relation between kindergarten number sense and first-grade mathematics achievement. 2014 P. 78-92.
13. Bryant P. Smith L. Children and arithmetic. 1996, P.312-346.
14. Case, R., Okamoto, Y. The role of central conceptual structures in the development of children’s thought, Monographs of the Society for Research in Child Development. 1996, P. 135.
15. Chrysostomou M., Demetra Pitta-Pantazi, Tsingi C., Cleanthous E., Christou С. Examining number sense and algebraic reasoning through cognitive styles. 2013, P. 205-223.
..48