Перечень условных обозначений, символов, сокращений, терминов 3
Введение 4
1 Теоретические основы формирования кредитной истории клиента - физического 6 лица
1.1 Понятие и содержание кредитной истории 6
1.2 Роль Центрального Банка Российской Федерации в организации деятельности 14 бюро кредитных историй
1.3 Оценка кредитоспособности заемщика с учетом его кредитной истории 19
2 Рынок бюро кредитных историй и кредитования физических лиц 25
2.1 Основные услуги бюро кредитных историй в России 25
2.2 Анализ рынка кредитования физических лиц в России 29
2.3 Современные проблемы на рынке кредитования физических лиц 37
3 Организация работы коммерческого банка по формированию кредитной истории 43 физического лица
3.1 Характеристика коммерческого банка ПАО "Сбербанк России" 43
3.2 Обработка кредитной истории физического лица 49
3.3 Направление совершенствования деятельности коммерческого банка по 53
обработке информации о кредитных историях и просроченной задолженности
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 59
Приложение А 65
Приложение Б 67
С момента вступления в силу Федерального закона "О кредитных историях" №218- ФЗ, стали появляться и развиваться бюро кредитных историй. В самом начале 2005-2006 г.г. кредитным организациям было невозможно сделать какие-либо выводы о плательщиках, так как было очень мало информации в базе. И одним из важнейших элементов в работе стали кредитные истории. Поэтому при выдаче кредита любому физическому или юридическому лицу банк обязательно проанализирует несколько факторов, один из которых является кредитная история данного заемщика.
Бюро кредитных историй является неотъемлемой частью банковского сектора в Российской Федерации. Поэтому для оценки кредитоспособности заемщика актуально стало анализировать и правильно обрабатывать кредитную историю, что может оказать важнейшее влияние на решение коммерческого банка, что и определяет актуальность данной работы.
Предметом исследования является процесс организации формирования кредитной истории физического лица.
Объектом исследования выступает Коммерческий банк ПАО «Сбербанк России».
Целью данной работы является выявление направлений совершенствования деятельности коммерческого банка по формированию кредитных историй физических лиц и использованию их при оценке кредитоспособности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
— изучение теоретических основ и содержания кредитной истории физического лица в Российской Федерации;
— рассмотреть роль Центрального банка Российской Федерации в деятельности бюро кредитных историй;
— отобразить значимость кредитной истории при оценке кредитоспособности физического лица;
— охарактеризовать услуги, оказываемые бюро кредитных историй в
Российской Федерации;
— проанализировать рынок кредитования физических лиц в Российской Федерации;
— выявить проблемы кредитования физических лиц в Российской Федерации;
— предложить направления совершенствования деятельности коммерческого банка по формированию и использованию кредитных историй заемщиков.
Теоретической основой для написания данной работы послужили разнообразные источники литературы по кредитным историям, бюро кредитных историй и кредитовании физических лиц. Изучены работы следующих авторов: Карахтанов Д.С., Ефимовой Л. Г., Вагановой А.В., Макарова В.Ю., Тархановой Е.А. Рассмотрены федеральные законы Российской Федерации, использованы указания Центрального Банка, проанализированы актуальные статьи из Интернет-ресурсов. Также использованы официальные статистические данные со статистического бюллетеня Банка России и аналитические базы данных с релевантных интернет-источников.
В выпускной квалификационной работе бакалавра были использованы следующие методы: метод анализа данных, теоретического анализа, синтеза
экономической информации, обобщения, вертикального анализа, сравнение, классификация и обобщение.
Выпускная квалификационная работа бакалавра выполнена на 69 страницах машинописного текста, содержит введение, 3 главы, заключение, 2 приложений, 7 таблиц, 10 рисунков и список литературы из 64 наименований.
На сегодняшний день в Российской Федерации достаточно высок показатель по пророченной задолженности физических лиц. Так как эта цифра растет, то вышедший в 2004 году, Федеральный закон о кредитных историях, немного остановил этот рост. Объем просроченной задолженности стал сокращаться, но не на много, так как вновь вспыхнул кризис в 2014 году.
Кредитные истории стали одним из инструментов по оценке кредитоспособности, который играет немаловажную роль и дают огромный эффект на рынке кредитования физических лиц. По кредитной истории возможно принять решение коммерческому банку по выдаче кредита. Скоринговая система может выявить: вероятность дефолта заемщика, максимальную сумму, которую можно одобрить физическому лицу, рейтинг заемщика, при отсутствующей кредитной истории.
Кредитоспособность заемщика возможно оценить разными способами, которые не дают того результата, который хотелось бы наблюдать. Их усовершенствование, доведение до автоматизма позволит избежать роста показателя просроченной задолженности.
Рынок кредитования до сих пор неустойчив, так как не приняты крайние меры по сокращению роста долгов. Коммерческие банки не хотят ужесточать условия по выдаче кредита физическим лица, в связи с огромной конкуренции и сокращением прибыли. Поэтому пытаются выживать в таких условиях, иначе придется уходить с рынка.
Анализ кредитования физических лиц показал, что со времен начала кризиса 2014 года задолженность стала расти, и только сейчас она сокращается медленными темпами. Для данных ситуаций необходимо разработать методики с учетом всех нюансов, которые могут произойти с физическими лицами.
Коммерческим банкам все-таки необходимо ужесточить условия на всем рынке, чтобы не проигрывать конкурентам, но и не оставлять задолженность физическим лицам. Объем резервных фондов под выданные ссуды должен постоянно пополняться, чтобы предостеречь возможность резких невыплат по кредитам.
Активное предложение кредитных продуктов является одним из решений, который способствовали увеличению темпов роста банковского кредитования физических лиц. Но думаю, что полноценное издание норм банковского права, которые регулировали бы взаимоотношения банков с недобросовестными заемщиками, смогли бы предостеречь ситуаций по росту просроченной задолженности.
На путь к совершенствованию в выпускной квалификационной работе бакалавра поставили ПАО "Сбербанк России". На 2017 год были выявлены направления, которые необходимо улучшать. Так основные направления связаны с кредитной историей, с работой по просроченной задолженности. ПАО "Сбербанк России" в свою очередь должен сотрудничать с заемщиком, что позволит привлечь новых и не забыть про старых клиентов. Обновление и расширение базы собственного бюро кредитных историй Сбербанка России позволит быстрее осуществлять оценку кредитоспособности, что в тоже время поспособствует ускорению работы с клиентом.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Консультант Плюс : справ. правовая система. - Версия Проф.
- Электрон. дан. - М., 2017. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Консультант Плюс : справ. правовая система. - Версия Проф.
- Электрон. дан. - М., 2017. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. Об информации, информационных технологиях и о защите
информации[электронный ресурс] : федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от
19.12.2016) // Консультант Плюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. О банках и банковской деятельности [электронный ресурс] : федер. закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 03.07.2016) // Консультант Плюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. О кредитных историях [электронный ресурс] : федер. закон от 30.12.2004 № 218 (ред. от 03.07.2016) // Консультант Плюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. О персональных данных [электронный ресурс] : федер. закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Консультант Плюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй субъектом кредитной истории и пользователем кредитной истории посредством обращения на официальный сайт Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [электронный ресурс]: указание Банка России от 31.08.2005 № 1610-У // Консультант Плюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
8. О формате и порядке представления Банку России кредитных отчетов субъектов кредитных историй из бюро кредитных историй [электронный ресурс]: указание Банка России от 15.03.2015 №3599-У // Консультант Плюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
9. О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй посредством передачи запроса через нотариуса [электронный ресурс]: указание Банка России от 29.06.2015 № 3701-У // Консультант Плюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
10. О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй посредством обращения в кредитную организацию[электронный ресурс]: указание Банка России от 11.12.2015 № 3893-У // Консультант Плюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
11. О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй посредством обращения в отделения почтовой связи[электронный ресурс]: указание Банка России от 18.01.2016 № 3934-У // Консультант Плюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
12. Аксюхина Н.В Формирование региональных бюро кредитных историй как метод снижения кредитных рисков // Финансы и кредит. — 2009. — № 6. — С. 9-13.
13. Анишин А. В. Бюро кредитных историй как неотъемлемое звено банковской инфраструктуры // Молодой ученый. — 2010. — №3. — С. 88-91.
14. Астахова В.Б. Взаимообсусловленность развития бюро кредитных историй и эффективность банковских кредитов // Региональная экономика. Юг России. — 2009. —№ 10. — С. 667-676
15. Аудиторское заключение о годовой (финансовой) отчетности ПАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс]. // Сбербанк России [Офиц. сайт].URL: http:// www.sbrf.ru ( дата обращения - 06.05.2017)
..64