ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические представления об инклюзивном образовании и 8 толерантности субъектов педагогического процесса
1.1. История становления образования для детей с ограниченными 8 возможностями в Европе и России
1.2. Отношение к инклюзивному образованию в современной 14 России. Понятие толерантного отношения
1.3. Характеристика субъектов образовательного процесса 26 дошкольников
2 Формирование толерантного отношения к инклюзивному образованию в проекте «Я и мир вокруг меня» Реабилитационного 33 центра г. Норильска
2.1. Методика изучения отношения педагогов, администрации ДОУ и родителей г. Норильска к инклюзивному образованию 33 дошкольников.
2.2. Условия формирования толерантного отношения педагогов и родителей к инклюзивному образованию в проекте «Я и мир 42 вокруг меня»Реабилитационного центра г. Норильска
2.3. Оценка эффективности условий формирования толерантного отношения к инклюзии, созданных в Реабилитационном Центре 50 «Виктория» в рамках проекта «Я и мир вокруг меня»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ А-Ж 69
Во всех периодах развития человечество не было безразлично к людям, которые имели физические и психологические нарушения в развитии.
На разных этапах развития цивилизации отношение к инвалидам с физическими и психическими нарушениями существенно различалось. Оно во многом определялось уровнем развития самого общества - его экономикой, политической, нравственными убеждениями, религиозными воззрениями. Отношение к лицам с нарушением в развитии эволюционировало от агрессии и неприязни до признания не только равенства людей вне зависимости от их состояния здоровья, но и их права на самореализацию [36, с.5].
В настоящее время в нашей стране идет процесс внедрения инклюзивного образования, что предусматривает доступность образования для всех детей с ограничением возможности здоровья (ОВЗ) [47, с.21].
В Советской России система специального образования предусматривала создание сети специальных учебных заведений, где, обучаясь, дети с ОВЗ были полностью изолированы от общества. Ведущим типом специального образовательного учреждения были школы-интернаты круглогодичного содержания, при этом ребенок оказывался изолирован от социума, от семьи, от нормально развивающих сверстников.В настоящее время идет процесс включения детей с особыми потребностями в систему общего образования. Этот процесс начался в 90-х гг. прошлого столетия. Внашу педагогику вошло понятие «инклюзия» и стали предприниматься попытки интегрировать обучение детей с ОВЗ в школы, где обучаются «обычные» дети. При этом замысел в отношении детей с ОВЗ опирался на труды Л.С. Выготского [10, с 345],который считал, что воспитывать и обучать ребенка с особыми образовательными потребностями необходимо с детства, именно в детстве закладываются навыки социального общения.Эти навыки особенно важны для ребенка с особенностями психофизического развития, ведь ему намного труднее, чем ребенку с нормальным развитием, общаться, налаживать контакты, познавать окружающий мир. Еще Л.С. Выготский говорило необходимости создания системы обучения, в которой ребенок с ОВЗ не исключался бы из общества детей с нормальным развитием, а развивался с ними. Он указывал, что узкий школьный коллектив коррекционной школы, очень замкнут, в нем все приспособлено к дефекту ребенка, и фиксирует его внимание к своему недостатку. Такая школа не выводит ребенка из изолированного мира, а ведет к ещё большей изоляции. Л.С. Выготский считал, что основной задачей воспитания ребенка с особенностями психофизического развития является его интеграция в жизнь. Развитие этих идей привело к созданию инклюзивных групп.
Вслед за Н.Н. Малофеевым [18, с,3.] определим инклюзивную группукак место, где дети с инвалидностью и без инвалидности обучаются совместно в атмосфере доброжелательности, справедливости и терпимости. Забота о ближнем, оказание помощи ребенку с ограниченными возможностями со стороны детей с нормальным развитием ведет к воспитанию таких нравственных качеств, как: эмпатия, милосердие, доброта, толерантность, великодушие. Совместное воспитание детей ведет к формированию морально¬нравственных качеств ребенка.
Но, к сожалению, практика работы в реабилитационном центре для детей с особыми образовательными потребностями и результаты нашего исследования показали, что родители, воспитывающие детей с нормой развития, в большей части отрицательно относятся к совместному пребыванию в детских садах своих детей и детей с ОВЗ. Они, как правило, против того, что в группе присутствовали особые дети.
Долговременная изоляция детей с особыми образовательными потребностями от общества породила негативное представление об образе человека с физическими и психическими нарушениями. Многие считают, что люди с нарушениями опасны, и вызывают чувство страха Эти страхи обусловлены отсутствием знаний о возможностях, ограничениях и мировосприятии ребенка с ОВЗ. Чувство страха может сопровождаться презрением или брезгливостью к недостаткам ребенка с особыми образовательными потребностями,неадекватными реакциями, например, боязнью заразиться, стать «глупее».
Проблемой инклюзии является что, с одной стороны, внедрение инклюзивного образования в ДОУ является необходимым и закономерным этапом развития Российского образования, и процесс этого внедрения уже запущен. Но, с другой стороны, участники образовательного процесса не готовы к его реализации, при этом на данном этапе эта неготовность существенно обусловлена нетолерантным отношением участников образовательного процесса к детям с ОВЗ. Поэтому для дальнейшего развития инклюзивного образования нужны системные изменения, но самые сложные из них - изменения в профессиональном мышлении педагогов и сознании родителей, способствующие формированию адекватного отношения к людям с ОВЗ и принятию их как равноправных членов общества.
Вышесказанноеопределилоактуальность избранной темы исследования: «Условия формирования толерантного отношения субъектов педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения и Реабилитационного Центра «Виктория»к инклюзивному образованию».
Цель исследования-изучить возможности формирования толерантного отношения к инклюзивному образованию посредством реализации комплекса мероприятий для всех участников педагогического процесса ДОУ и реабилитационный центр « Виктория».
Объект исследования: процесс формирования толерантного отношения к инклюзивному образованию дошкольников у педагогов, родителей, детей и заведующих образовательных учреждений г. Норильска.
Предмет исследования: условия формирования толерантного отношения к инклюзивному образованию дошкольников у участников образовательного процесса в г. Норильске.
Гипотеза исследования. В работе Реабилитационного Центра «Виктория» будут созданы условия для формирования толерантного отношения к инклюзивному образованию,если кроме развивающих мероприятий с детьми:
- будет реализован комплекс мероприятий направленных на просветительскую работу с родителями разных детей и педагогами ДОУ;
- будет организованна совместная творческая, игровая, досуговая деятельность всех участников образовательного процесса, включая детей и их родителей;
- проводимые мероприятия будут поддерживаться дидактическими, иллюстративными, просветительскими материалами;
- будут организованны специальные семинары для педагогических работников ДОУ
Цель и гипотеза исследования позволили сформулироватьзадачи.
1. Изучить понятия «инклюзивное образование», «толерантность», ознакомиться с развитием отношения участников образовательного процесса к лицам с ОВЗ на разных этапах развития общества, изучить требования современного ФГОС к инклюзивному образованию.
2. Разработать анкету и провести исследование отношения педагогов, администрации, родителей к инклюзивному образованию.
3. Разработать и провести в форме проекта «Я и мир вокруг меня» на базе Реабилитационного центра «Виктория» комплекс мероприятий, направленных на создание условий для формирования толерантного отношения к инклюзивному образованию.
4. Оценить эффективность разработанных мероприятий путем сопоставления результатов входного и итогового анкетирования.
В дипломной работе использовались методы исследования: изучение и анализ литературных источников, наблюдение, анкетирование, методы количественной и качественной обработки результатов.
Структура работы: состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Теоретическая значимость: работы заключается в углубленном изучении процесса формирования толерантного отношения к инклюзивному образованию.
Практическая значимость:данное исследование выполнено по заказу Реабилитационного центра «Виктория» и его результаты будут использоваться в работе центра. Также результаты нашей работы могут быть использованы педагогами ДОУ для повышения качества реализации инклюзивного образования.
Результаты данной работы показали, что для развития практики инклюзивного образования нужны системные институциональные изменения, но самые сложные из них - это изменения в профессиональном мышлении преподавателей и сознании родителей. Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации «безбарьерной среды», но и с препятствиями социального характера, заключающимися в распространенных установках, стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе родителей, имеющих детей-инвалидов и родителей здоровых детей принять новые принципы образования. Эффективная реализация включения особого ребенка в среду общеобразовательного учреждения зависит от отношения родителей обеих категорий к данной форме обучения.
Негативное отношение, пожалуй, самое огромный барьер для детей с ограниченными возможностями. Такое отношение присутствует на всех уровнях: у родителей, членов общества, воспитателей, у правительственных чиновников и даже у самих детей с ограниченными возможностями. Влияние такого отношения наглядно проявляется в домашней обстановке, саду, обществе и на уровне государственной политики в вопросах планирования бюджета и разработки программ.
Все задачи нашей работы были полностью решены.
Мы разработали комплекс мероприятий, направленных на создание условий для формирования толерантного отношения участников образовательного процесса дошкольников, необходимого для повышения доступа детей с ОВЗ к образованию, совершенствование качества предоставляемых детям с ОВЗ образовательных услуг и развитие инклюзивного образования в нашей стране.
Важной особенностью проводимых мероприятий являлась организация совместной творческой, игровой, досуговой деятельности всех участников образовательного процесса, включая детей с нормой развития, детей с ОВЗ и их
родителей. Совместное общение позволило сделать шаг к преодолению описанного выше барьера. Эффективность проекта «Я и мир вокруг меня» была подтверждена данными анкетирования участников, что подтверждает выдвинутую во введении гипотезу.
В дальнейшем наша работа может быть реализована во всех общеобразовательных учреждения города Норильска с целью повышения информированности о детях с ОВЗ и преодоления негативного отношения к ним.
Нормативные законодательные акты
1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; ст.26
2. Всемирная декларация об образовании для всех 1990 г; ст.1
3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» 1992г.ст.5.
4. Конвенция о правах инвалидов 2008г.ст. 24
5. Конвенция о правах ребенка» 1989г.ст 27-28.
6. Конституции РФ 1993г.ст.43.
Книги одного автора
7. Абрамова, И. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения И. В. Абрамова Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 11. - С. 98-102.
8. Выготский, Л.С. Принципы воспитания физически дефектных детей, Собр.соч.: 6 т.- М., 1983. - Т.5.
9. Выготский, Л.С. Лекции по психологии- СПб: Союз, 1997.
10. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. -- СПб: Лань, 2003. - 654 с.
11. Голиков, Н. А. Интегрированное образование детей-инвалидов со здоровыми сверстниками: проблемы организации, опыт решения / Н. А. Голиков // Проблемы, перспективы, тенденции развития психолого-педагогических инноваций в начале XXI века: межрегион. сб. науч. тр. / ред. 02004. - С. 242-249.
12. Глухова, Е. С. Проблемы психологической готовности участников образовательного процесса к введению инклюзивного образования / Е. С. Глухова, С. А. Литвина // Психология обучения. - 2013. - № 1. - С. 28-39.
13.3амский, Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений . 2-еизд. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. -368 с.
14.Зимняя, И.А. Педагогическая психология. М.,2003. Логос, 2004 - 384
15. Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребенка //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е,
16. Леонтьев, А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В --М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж,
1995. - 144с.: ил.
17. Малофеев, Н. Н.Из истории интегрированного обучения: как все начиналось [инклюзив.обучение детей - инвалидов в зарубежных школах] / Н. Н. Малофеев // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. - № 6. - C. 114-123.
18. Малофеев, Н. Н.Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики / Н. Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 6. - С. 3-9.
19. Малофеев, Н. Н.Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен / Н. Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. - 2008. - № 1. - С. 71-78; № 2. - С. 86-94.
20. Назарова, Е.Н.Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения / Н. Назарова // Социальная педагогика. - 2010. - N 1. - С. 77-87.
21. Малофеев, Н. Н.Многие дети-инвалиды могут учиться в обычных школах / Н. Н. Малофеев// Аутизм и нарушения развития. - 2010. - № 4. - С. 10¬12.
22. Маркова, А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
23. Митина, Л.М Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). - М.: «Дело»,1994. - 216 с.
24. Шевчук, Л. Е.Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении / Л. Е. Шевчук // Дефектология. - 2004. - № 6. - С. 28-31.
25. Шматко, Н. Д.Для кого может быть эффективным интегрированное обучение / Н. Д. Шматко // Дефектология. - 1999. - № 1. - С. 41 - 46; № 2. - С. 49 - 56.
26. Шматко, Н.Д. Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности / Н. Д. Шматко // Дефектология. - 2010. - № 5. - С. 52-59.
Книги двух авторов
27. Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии. -- М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973 - 189 с.
Книги трех и более авторов
28. Самсонова, Е.В. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации / Е.В. Самсонова, Т.П. Дмитриева, С.И. Сабельникова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, А.С. Аркелян - Москва - 2012
29. Сластенин, В.А. и др. Педагогика. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 576 с.
Книги под заглавием
30. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошк. учреждений / Т. В. Волосовец [и др.]; под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. - Москва: Мозаика-Синтез, 2011. - 143 с
31. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу/ Н. Я. Семаго // Психологическая наука и образование. - 2011. - N 1. - С. 51-59.
32. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия. Сост. и науч.ред. Л.М. Шипицина. - СПб., 1997.
33. Психолого - медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации. Науч.ред. Л.М. Шипицина. - СПб., 1999.
34. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности. «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1. - 174 с.
Авторефераты и диссертации
35. Возняк, И.В.Муниципальная модель организации интегрированного образования детей с ограниченными возможностями в г. Белгороде / И. В. Возняк, В. В. Дубинина // Логопед в детском саду. - 2009. - № 1. - С. 22-32.10.
Статья из журналов
36. Алехина, С. В. Принципы инклюзии в контексте изменении образовательной практики / С. В. Алехина // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1. - С. 5-16.3.
38. Аршатская, 0.0 психологической помощи детям раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма: взаимодействие специалистов и родителей // Дошкольное воспитание, 2006 - № 8, с. 63-70
39. Багдасарьян, И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка. Автореф. диссертации на соискание уч. степ.кандидата психологических наук- Нижний Новгород, 2000
40. Войнова, Г.В., Серякина. Готово ли современное общество к инклюзивному образованию? г. Энгельс Саратовской области, Россия
41. Дмитриев, А. А.Т Интегрированное обучение детей: «за» и «против» / А. А. Дмитриев, С. А. Дмитриева // Народное образование. - 2011. - N 2. - С. 198-206.
42. Ильина, О.М.Международные нормы об инклюзивном образовании и имплементация их в российскую правовую систему / О. М. Ильина // Дефектология. - 2008. - № 5. - С. 68-72.
43. Полякова, А.М. «Психология развития» Учебно-методический комплекс - Минск 2011г.
44. Романова, Е. «Невозможно» возможно: [инклюзивное обучение] / Е. Романова// Здоровье детей. - 2011. - № 9. - С. 32-36.
45. Семаго, Н. Я.Инклюзия как новая образовательная философия и практика [Текст] / Н. Я. Семаго // Аутизм и нарушения развития. - 2010. - № 4. - С. 1-10.
46. Ульенкова, У.В. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы решения / У. В. Ульенкова // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2008. - № 4. - С. 5-13.
47. Шипицина, Л.М.Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л. М. Шипицина // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2004. - № 2. - С. 7-9.
48. Шинкаренко, В.И.Обеспечение прав ребенка с ограниченными возможностями на качественное образование [Текст] / В. И. Шинкаренко // Образование в современной школе. - 2012. - № 12. - С. 21-25.