Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРАКТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ СРЕДЫ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)

Работа №74377

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы101
Год сдачи2018
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
336
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
1 Теоретические и нормативно-правовые основы обеспечения доступности
среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья 14
1.1 Сущность, содержание и подходы к обеспечению доступности среды как
важнейшего условия активной жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья 14
1.2 Нормативно-правовая база обеспечения доступности социальной среды
для лиц с ограниченными возможностями здоровья 33
2 Исследование практики обеспечения доступности среды для лиц с
ограниченными возможностями здоровья в регионе (на примере Республики Мордовия) 47
2.1 Опыт развития обеспечения доступности среды для лиц с ограниченными
возможностями здоровья в регионе (на примере Республики Мордовия) 47
2.2 Оценка доступности среды для лиц с ограниченными возможностями
здоровья и практические рекомендации по совершенствованию практики ее обеспечения в регионе (на примере Республики Мордовия) 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Программа исследования «Оценка доступности среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Мордовия» 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Анкета «Оценка доступности среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Мордовия» 93
ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное) Бланк интервью «Оценка доступности среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Мордовия» 100


Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между должным и реальным в области обеспечения доступности социальной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья: с одной стороны, создана теоретическая и нормативно-правовая база для обеспечения доступности социальной среды, с другой стороны масштабность и комплексность задач доступности затрудняет ее реализацию на практике.
Актуальность проблемы исследования. Проблема инвалидности не является проблемой одного человека с ограниченными возможностями, это проблема всего общества. Постоянный рост инвалидности требует гласности и высокого внимания нашего общества, а также обеспечения равенства прав вне зависимости от возможностей и ограничений различных людей. На 2017 год, по данным ВОЗ около 1 млрд. людей имеют инвалидность, что составляет почти 15 % населения всего мира [3]. В России на 1 января 2018 года количество инвалидов составило 12,1 млн человек, это на 1 млн человек меньше, чем 5 лет назад. Однако, это объясняется снижением количества инвалидов пенсионного возраста, инвалидов ВОВ, в силу естественных причин; при этом наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа детей-инвалидов с каждым годом [67].
На данный момент основной программой в России, обеспечивающей равные возможности инвалидов, является государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 гг. Она очень важна не только для инвалидов, но и для лиц с ограниченными возможностями здоровья, маломобильных групп населения, а также для всего общества в целом. Цель программы «Доступная среда» не только установка пандусов, приспособление тротуаров и транспорта под нужды инвалидов, повышение доступности услуг, это создание таких условий в разных сферах, которые в целом способствуют интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни. Доступная среда - это комфортная среда, расширяющая и облегчающая социальное функционирование людей с особыми потребностями в обществе, именно поэтому целесообразно исследовать насколько эффективно реализуется данная программа с точки зрения самих инвалидов и экспертов, работающих с инвалидами.
Практика по обеспечение доступности среды охватывает широкий перечень задач (создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих обеспечению равного доступа инвалидов к объектам и услугам, обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая трудоустройство и проч.). С начала реализации программы было сделано многое, в частности в Республике Мордовия и г.о. Саранск. Однако, современные инвалиды сталкиваются еще с множественными проблемами доступности, и социальная среда для них далеко не всегда является «дружественной».
Каждый регион Российской Федерации имеет свой характерный опыт решения проблем, в том числе, связанных с проблемами инвалидности и доступности. В Республике Мордовии также выделились, характерные для региона способы решения проблем, связанных с доступностью среды: активная роль социально-ориентированных НКО и социального партнёрства.
Очевидно, что программа «Доступная среда» не должна быть единственной мерой по обеспечению доступности среды. Проблемы, связанные с доступностью среды, должны постоянно подвергаться мониторингу, быть объектом изучения отечественных исследователей в целях совершенствования практики обеспечения доступности социальной среды в России. Таким образом, тема исследования крайне актуальна в практическом и теоретическом аспектах.
Степень изученности проблемы. Наиболее детально социальная работа с инвалидами, спектр социальных проблем, связанных с инвалидностью населения, были изучены и проанализированы в работах исследователей, стоявших у истоков теории социальной работы: Н.Ф. Басова [3], Ю. С. Моздоковой [37], А. К. Наберушиной [38], П. Д. Павленка [51], П. В. Романова [57], Е. А. Сигиды [60], М. В. Фирсова [6], Е. И. Холостовой [70], Е. Р. Ярской-Смирновой [76] и др. В работах данных авторов обеспечение доступности социальной среды рассматривается преимущественно как составляющая социальной работы и социальной политики.
Наиболее актуальные на сегодняшний день модели инвалидности были представлены в работах отечественных исследователей - А.Е. Думбаев [19], М. И. Киселева [25], Т. В. Попова [19], Е. А. Тарасенко [64], А. И. Шевченко [71], Е. Р. Ярская-Смирнова [76] и др. Рассмотрению исторических форм инвалидности, их видоизменений с древних времен до современности в большей степени посвящены работы специалистов педагогической и психологической области, но среди социологов можно выделить работы Г. Г. Карповой [24], П. В. Романова [57], Е. Р. Ярской-Смирновой [24] и др.
Анализ доступности социальной среды как важного аспекта достижения социальной интеграции и её практического состояния в Российской Федерации проводится в исследовательских работах Е.А. Авериной [1], А. Н. Гамаюновой [10], Д. В. Зайцева [2], П.В. Романова [57], B. C. Ткаченко [32], Н. Б. Шабалиной [17], В. Н. Ярской [2], Е. Р. Ярской-Смирновой [76] и др.
Аспекты инклюзивного и коррекционного образования в современной России исследованы C. B. Алехиной [27], Н. В. Борисова [63], H. A. Буравлевой [27], В. К. Зарецким [21], Н. В. Игловской [26], Л. В. Косиковой [28], H. H. Малофеевым [31], Н. Ф. Марковой [32], Н. М. Назаровой [39], М. Ю. Перфильевой [54], П. В. Романовым [57], Ю. П. Симоновой [54], В. Н. Ярской [2], Е. Р. Ярской-Смирновой [76] и др.
Тем не менее, несмотря на определённые достижения в области обеспечения доступности социальной среды для лиц с ОВЗ, стоит отметить, что системных исследований практически нет. Проблема обеспечения практики доступности среды должна изучаться не только в отдельных регионах РФ и изучать не только практику устранения физических барьеров для лиц с ОВЗ. Масштабные социологические исследования доступности среды проводились в Волгоградской, Костромской, Московской, Саратовской областях и г. Санкт- Петербурге [56], в них так же существует необходимость и в Республике Мордовия.
Объект исследования - лица с ограниченными возможностями здоровья в Республики Мордовия.
Предмет исследования - развитие практики обеспечения доступности среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья в регионе (на примере Республики Мордовия).
Цель работы - изучить развитие практики обеспечения доступности среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья, и выработать рекомендации по ее совершенствованию в регионе (на примере Республики Мордовия).
Задачи исследования:
1. изучить сущность, содержание и подходы к обеспечению доступности среды как важнейшего условия активной жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2. проанализировать нормативно-правовую базу обеспечения доступности социальной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
3. изучить опыт развития обеспечения доступности среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья в регионе (на примере Республики Мордовия);
4. на основе авторского исследования, оценить доступности социальной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Мордовия (на примере г.о. Саранск);
5. выработать практические рекомендации по совершенствованию практики обеспечения доступной среды в регионе (на примере Республики Мордовия)
Теоретико-методологические основы исследования.
Теоретическую базу дипломной работы составили медицинская, реабилитационная, экономическая, социальная, британская, материалистическая, психосоциальная, биопсихосоциальная и культурная модели инвалидности, модель человеческого разнообразия, а также модель Handicap. В работе была проанализирована сущность и теоретические подходы к социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья И. П.Волковой [8], А. А. Яковлевой [75], Л. М. Шипицыной [73].
Методы исследования: 1. Общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение, систематизация, сравнение, индукция, дедукция.)
2. Частно-научные методы (опрос методами анкетирования и интервью)
3. Методы обработки информации (ранжирование, классификация, обобщение, группировка, синтез и интерпретация полученных данных)
Эмпирической базой исследования послужили:
1) статистические данные по РФ и РМ;
2) отчеты о проведенной работе Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия, отчеты о реализации Государственной программы Республики Мордовия «Доступная среда» на 2014 - 2020 годы, отчёты о реализации муниципальной программы «Доступная среда» по г.о. Саранск;
3) результаты социологических исследований (исследования доступности среды в Российской Федерации Э. К. Наберушкиной [38], П. В. Романова [57], Е. Р. Ярской-Смирновой [57], а также исследования эффективности инклюзивного образования Н. Н. Малофеева [31], Л. М. Шипициной [73]);
4) результаты проведенного авторского социологического
исследования на тему: «Оценка доступности социальной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Мордовия». Исследование было проведено в апреле-мае 2018 года методами анкетирования и интервьюирования. В рамках исследования в анкетировании приняли участие 60 человек, интервью было проведено с 15 респондентами (все инвалиды по зрению, слуху и с заболеваниями опорно-двигательного аппарата).
Детальные характеристики программы исследования представлены в приложении А, инструментарий (бланк анкеты и бланк интервью), - соответственно, в приложениях Б и В.
Научная новизна работы:
- проанализировано развитие практики обеспечения доступности социальной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья в регионе по состоянию на 2018 год;
- в рамках эмпирического исследования изучена и дана характеристика обеспечения доступности социальной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья в регионе;
- определены направления и разработаны практические рекомендации по совершенствованию применения традиционных и инновационных технологий разработки доступности среды для лиц с ОВЗ в регионе.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы и результаты исследования, проведенного в рамках бакалаврской работы, могут быть использованы в практической деятельности социальных работников, общественных организациях, работающих с лицами с ОВЗ, а также в учебном процессе при подготовке студентов по направлению «Социальная работа». Ознакомление с проблемами инвалидности и доступности среды повысит социальную грамотность и информированность студентов направления подготовки «Социальная работа».
Апробация результатов:
1 Волкова М. В. Развитие практики обеспечения доступности социальной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации / М. В. Волкова // Актуальные направления научных исследований : теория и практика (actual directions of scientific research: theory and practice) : матер. Междунар. (заочной) научно-практической конференции / под общ. ред. А. И. Вострецова - г. Минск, 2018 - С. 329-335.
2 Волкова М.В. Развитие социально ориентированного бизнеса в Республике Мордовия / М. В. Волкова, Е. Г. Панькова // Развитие социального пространства России : новые вызовы и перспективы: VII Сухаревские чтения : материалы Всерос. науч.-практ. конф., (г. Саранск, 30 ноября 2017 г.) / редкол.: С. М. Вдовин и [др.] ; Науч. Центр соц.-экон. мониторинга. - Саранск, 2018 - С. 142-144.
3 Волкова М. В. Современные подходы к обучению лиц с ОВЗ в РФ / М. В. Волкова, Е. Г. Панькова // Педагогические и социологические аспекты образования : матер. Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 24 апр. 2018 г.) / редкол. : Л. А. Абрамова [и др.] - Чебоксары: ИД «Среда», 2018. - С. 409-410.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обеспечение доступности среды - это актуальнейшая задача, стоящая перед современным российским обществом в области социальной защиты инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Доступная среда - это совокупность условий, в окружающей среде и инфраструктуре, позволяющих беспрепятственно и безопасно передвигаться маломобильным группам населения, а также, дающих беспрепятственный доступ к информации, объектам инфраструктуры, образовательным, культурным, оздоровительным и спортивным объектам.
Согласно Конвенции о правах инвалидов (2006 г.), ратифицированной в Российской Федерации создание Доступной среды включает в себя обеспечение «универсального дизайна» и «разумного приспособления. Формирование Доступной среды включает в себя использование «конструктивных элементов» и «технических средств».
Доступность среды - это необходимая характеристика, в которой есть потребность не только у лиц с ОВЗ, МГН, но и у всего общества в целом. Доступная среда должна совмещать в себе доступность, информативность, безопасность и комфортность. Её развитие порождает множество положительных явлений и достижений в сфере культуры, образования и технологического развития. Однако главным, на данный момент, аспектом доступности является социальная доступность. Российское общество недостаточно толерантно к людям с ограниченными возможностями здоровья, и не всегда может принять лиц с ОВЗ и понять, зачем нужны приспособления, обеспечивающие доступность среды для лиц с ОВЗ.
Доступность среды в РФ включает в себя:
• создание институциональных основ обеспечения устойчивого формирования доступной среды;
• создание предпосылок для развития инклюзивного образования, в том числе высшего;
• создание условий трудовой деятельности для лиц с ОВЗ;
• создание информационно-справочной среды;
• обеспечение социальной поддержки, реабилитации и абилитации лиц с ограниченными возможностями [4].
Разработка данных составляющих доступности среды должна детально прорабатываться на федеральном, региональном и муниципальном уровне, соответствуя потребностям людей с различными видами заболеваний.
По результатам данной исследовательской работы следует вывод, что доступная среда - это одно из средств обеспечения социальной интеграции лиц с ОВЗ. В соответствии с нормами международного и федерального законодательства каждый человек может претендовать на равные условия жизни, самореализации, образования и работы, и различные категории лиц с ОВЗ не должны быть исключением. То есть лица с ОВЗ должны быть социально интегрированы в наше общество и усилия для достижения социальной интеграции как результата должны прилагать не только лица с ОВЗ, но, в первую очередь и само общество, и само социальное государство - Российская Федерация.
Изучив нормативно-правовую, теоретическую и практическую базу социальной интеграции и доступности среды можно уверенно сказать, что в последнее десятилетие в России были достигнуты большие результаты в изучении теоретической базы обеспечения доступности социальной среды, критериев доступности и изучении эффективности социальной политики, направленной на обеспечение доступности социальной среды, которые нуждаются в дальнейшей разработке для полного соответствия потребностям лиц с ОВЗ.
Государственная программа «Доступная среда» на 2011 -2020 годы повлекла за собой масштабные мероприятия по обеспечению доступности среды для лиц с ОВЗ в Российской Федерации, программа стала хорошим фундаментом для создания полноценной доступной среды. Создана возможность развития системы обеспечения практики доступности среды и её регуляции.
Законодательство в области обеспечения доступности среды лиц с ОВЗ в Российской Федерации является хорошо развитым, однако отсутствие органов надзора по эффективности исполнения нормативно -правовых документов допускает возможность исключительно формального исполнения данного законодательства.
Нужно отметить, и то, что обеспечение доступной среды не может ограничиться одной федеральной программой Доступная среда. Обеспечение доступной среды коррелирует с интеграцией, адаптацией и социализацией лиц с ОВЗ и подразумевает ряд мер, включённых в социальную политику государства на постоянной основе.
Следует сказать, что в данном случае системный подход в решении проблем доступности социальной инфраструктуры для всего общества в целом является здесь наиболее актуальным. Так как большая часть проблем лиц с ОВЗ основывается на плохом качестве дорог, тротуаров, плохом освящении в зданиях больниц и органов социальной защиты населения. Кроме того, создание разумных приспособлений и адаптивных устройств, на данный момент содействует развитию культуры, универсального дизайна, бытовых технологий и культуры.
Республика Мордовия - один из самых благоустроенных регионов России, где за последние годы многое было сделано в плане обеспечения доступности среды (касаемо приспособления к нуждам инвалидов транспорта, социальной инфраструктуры, сферы социальных услуг и проч.). Действуют региональная и муниципальная программы «Доступная среда». Обеспечение доступности социальной среды в РМ не ограничивается инициативой государства, имеются прецеденты проявления общественной инициативы (например, деятельность ВОС, ВОГ, ВОИ), реализуются социальные бизнес- проекты, ориентированные на нужды лиц с ОВЗ
исследования, инвалиды сталкиваются со следующими трудностями:
- плохой оборудованностью общественного транспорта для слабовидящих лиц с ОВЗ;
- отсутствием понимания своих обязанностей у персонала, предоставляющего социально востребованные услуги (продавцы, водители общественного транспорта);
- превышением спроса на «социальное такси» над реальной возможностью оказать услуги большому числу людей с разнообразными заболеваниями;
- отсутствием мнемосхем в зданиях, предназначенных для слабовидящих лиц с ОВЗ;
- отсутствием реальной возможности пользования пандусами, не соответствующим ГОСТам и др.
Особого внимания и переоборудования требуют жилые помещения и подъезды, в которых проживают лица с ОВЗ. Существует проблема интолерантности в отношении лиц с ОВЗ. На данный момент откровенно слабо развиты службы социального сопровождения. Инвалиды слабо осведомлены о информационных средствах доступной среды, мерах выработанных, чтобы помогать лицам с ОВЗ, программе «Доступная среда» на 2011-2020 гг и других мерах, направленных на создание доступной социальной среды, отмечено недоверие к эффективности работы биржи труда.
В РМ, в частности г.о. Саранск, создана достаточно эффективная правовая база по обеспечению доступности среды, однако нет достаточно эффективного регулятора, контролирующего выполнение ГОСТов и СНиПов, обеспечивающих доступную среду.
Первым шагом к обеспечению доступности каждого члена общества могло бы стать создание информационного сервиса, в котором каждый человек мог бы: 1) узнать о доступных услугах в РМ (г.о. Саранск); 2) узнать о проектах, разработанных для лиц с ОВЗ, с теми же заболеваниями, что имеются у пользователя и как он может получить доступ к данной услуге/товару; 3) увидеть реализацию обеспечения доступности среды в различных сферах жизни и наиболее удачные примеры реализации, лекции фестивалей доступности среды и универсального дизайна.
В Республике Мордовии, как и во всей России необходимо информировать общество о проблемах инвалидности для того, чтобы все члены общества понимали, какую именно помощь они могут оказать лицу с ОВЗ и нужна ли она ему. Лица с ОВЗ не нуждаются в жалости или чрезмерной помощи, у них есть потребность в условиях, в которых они чувствовали бы себя обычными людьми без особых потребностей.
Решения в сфере доступности должны быть системными, эргономичными, интересными с точки зрения архитектуры и технологичности. Системное обеспечение доступности среды должно приносить пользу всему обществу.



1 Аверина Е. А. Интеграция инвалидов в общество : теоретическое осмысление проблемы / Вестник Томского Государственного Университета - 2011 - №1 - С. 5-11.
2 Бабаян И. Социальное время как организатор сплочённости в контексте инклюзивной культуры : состояние, измерение, модель / И. Бабаян и [др.] // М : Изд-во СГТУ им. Ю. А. Гагарина, 2017. - 316 с.
3 Басов Н. Ф. Социальное обеспечение, защита и поддержка инвалидов в России : советский период и современность / Н. Ф. Басов // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2010. - Вып. 4 (19). - С. 58-69
4 Безбарьерное проектирование и оформление на примере Германии // Москва : Департамент социальной защиты населения города Москвы, BBJ Consult AG (Берлинский дом) - 2010 - С. 64
5 Буравлева Н. А. Инклюзивное образование : первый опыт и проблемы / Н. А. Буравлева, Н. К. Грицкевич, Н. К. Игловская // Вектор науки - 2011. №3 - С. 60-63.
6 Введение в профессию «Социальная работа» : учеб. пособие / М. В. Фирсов, Е. Г. Студёнова, И.В. Наместникова. — М. : КНОРУС, 2011. — 224 с.
7 Волкова И. П. Индивидуально-типологические и личностные особенности лиц с глубокими нарушениями зрения как ресурсы и барьеры социальной адаптации и интеграции в современное общество / И. П. Волкова // ХШ Царскосельские чтения «Высшая школа - инновационному развитию России»: Междун. научн. конф. - 2009., СПб., Т.У. - С.211-215
8 Волкова И. П. Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / И. П. Волкова; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2010. - 43 с.
Всемирная Организация Здравоохранения [Электронный ресурс]
официальный веб-сайт - Режим доступа :http://www.whogis.com/ru/
10 Гамаюнова А.Н. Общественное мнение о проблемах интеграции лиц с нарушениями интеллекта / А.Н. Гамаюнова // Успехи современного естествознания. - 2007. - №5. - С. 47-49.
11 ГОСТ Р 51645-2000 Рабочее место для инвалида по зрению типовое специальное компьютерное. Технические требования к оборудованию и к производственной среде [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - [М., 2015.] - Режим доступа : docs.cntd.ru>document/464626497
12 ГОСТ Р 53873-2010. Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - [М., 2010.] - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/gost-r-53873-2010
13 ГОСТ Р ИСО 9999-2014 Вспомогательные средства для людей с
ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно¬технической документации. - [М., 2015.] - Режим доступа :
http://docs.cntd.ru/document/1200113311
14 Государственная социальная политика по отношению к вопросам
инвалидности в Российской Федерации : текущие проблемы и рекомендации [Электронный ресурс] - Режим доступа : http ://rabota.perspektiva-
inva.ru/index.php?id=454.
15 Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией XIII сессии
Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 г.) // Гарант : [сайт информ.- правовой компании]. - [М., 2008]. - Режим доступа :
http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2560820/.
16 Декларация Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека (19 декабря 2011 года) [Электронный ресурс] // Официальный веб-сайт ООН - Режим доступа : http ://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/hr_education. shtml
17 Добровольская Т. А. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых / Т. А. Добровольская, Н. Б. Шабалина // Социологическое исследование - 1993. - № 1. - С. 62-67.
18 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп
населения [Электронный ресурс] : Свод правил 59.13330.2012 // : [справ.- правовая система «Консультант-Плюс»]. - [М., 2018] - Режим доступа :
http://www.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc&base=STR&n=14925#017014531647898368
19 Думбаев А. Е. Инвалид, общество и право. / А. Е. Думбаев, Т. В. Попова - М : Алматы : ТОО «Верена», 2006. - 180 с.
20 Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями : учеб. пособие / Т. В. Егорова. — Балашов : Изд-во «Николаев» - 2002. - 80 с.
21 Инвалиды. Безбарьерная среда : некоторые важные результаты и показатели 2016 года [Электронный ресурс] : официальный сайт Правительства РФ - Режим просмотра : http://m.government.ru/info/27282/
22 Инклюзивное образование : практика, исследования, методология : сб. матер. II Междунар. науч.- практич. конф. / отв. ред. С. В. Алехина — М. : ООО «Буки Веди», 2013. - 712 с.
23 Карпова Г. Социокультурная политика в отношении инвалидов : от законодательства к общественному мнению / Г. Карпова, Е. Ярская-Смирнова // Образование для всех : политика и практика инклюзии. - Саратов : Изд-во «Научная книга», 2007. - С. 24-30.
24 Карпова Г. Социокультурные аспекты образовательного пространства детей-инвалидов : от равных прав к равным возможностям / Г. Карпова // Образование как фактор социальной мобильности инвалидов. - Саратов : Изд-во «Научная книга», 2007. - С. 99-110.
25 Киселев М. И. Основные модели детской инвалидности // Новый университет. — 2012. — №8. — С. 38-40.
26 Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] : Принята
резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года // официальный веб-сайт ООН - Режим доступа :
http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/hr education.shtml
27 Конституция Российской Федерации (1993). - М. : Приор, 2001. - 48 с.
28 Косикова Л. В. Особенности смысловой сферы подростков в условиях включенного обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Л. В. Косикова ; - Ростов-на-Дону, 2010. - 25 с.
29 Кудаева Е. Г. Специфика социальных барьеров, влияющих на трудоустройство инвалидов с современной России / Е. Г. Кудаева // Философия, наука. Культура. : сборник статей слушателей, соискателей кафедры философии ИППК МГУ. - М. : Изд-во МГУ им М. В. Ломоносова, 2009. - С.104-113.
30 Курмышева Л. И. Инклюзивное образование : зарубежный опыт сравнительная педагогика / Сибирский педагогический журнал // 2012 - №9 - С. 221-224.
31 Малофеев Н. Н. Коррекция, интеграция, инклюзия, что дальше? / Н. Н. Малофеев // Специальное образование : матер. XI Междунар. науч. конф. / под общ. ред. В. Н. Скворцова, Л. М. Кобрина (отв. ред.). - СПБ. : Издательство ЛГУ им. А.С. Пушкина - 2015. - С. 9-15.
32 Маркова Н.Ф. Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО / Н. Ф. Маркова // Специальное образование : матер. XII Междунар. науч. конф. / Под общ. ред. В. Н. Скворцова; Л. М. Кобрина - СПБ. : Издательство ЛГУ им. А.С. Пушкина - 2016 - С. 191-195
33 Маслова Т. Ф. Концепция исследования интеграции людей с инвалидностью в общество / Т. Ф. Маслова, В. К. Шаповалов, В. С. Ткаченко // Интеграция людей с инвалидностью в Российское общество; под ред. В. К. Шаповалова. Ставрополь : Сервисшкола., 2006. - С.73 - 80.
34 Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. - М. : ВОЗ, 2003. - 342 с.
35 Методические рекомендации по обеспечению доступности зданий и
сооружений образовательных учреждений среднего профессионального образования и образовательных учреждений высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья режим просмотра Министерства образования и науки Российской Федерации 2012 г. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://edu.ifmo.ru/file/pages/207/metodicheskie rekomendacii po organizacii obrazovatelnogo processa dlya obucheniya invavlidov i lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya.pdf.
36 Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи / Р. Н. Жаворонков, Н. В. Путило, О. Н. Владимирова и [др.]; Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации. - М., 2015. - 555 с.
37 Моздкова Ю. С. Развитие потенциала жизнеспособности лиц с инвалидностью в социуме / Ю. С. Моздкова // Актуальные вопросы социальной работы с различными категориями населения : сб. статей IV межрегион. науч.- практич. конф. с междунар. участием. М., Изд-во «Институт психологии РАН» -2017.-С. 159-163.
38 Наберушкина Э. К. Доступность городской среды для инвалидов / Э. К. Наберушкина // Социологические исследования. - 2010. - №9. - С. 58-65
39 Назарова Н. М. Специальная педагогика : учеб. пособие / Н. М. Назарова. — 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2005 - 400 с.
40 О введении ФГОС ОВЗ. [Электронный ресурс] : Письмо
Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 / Гарант : [сайт информ.- правовой компании]. - [М., 2018]. - Режим доступа :
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71254376/.
41 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации
[Электронный ресурс] : Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ - справ.-правовая система «Консультант- Плюс». - [М., 2018]. - Режим доступа:
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8559/
42 Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] :
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // 1995 - справ.-правовая система «Консультант- Плюс». - [М., 2018]. - Режим доступа:
http ://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 140174/
43 Об организации проведения конкурсного отбора субъектов РФ,
бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами РФ. [Электронный ресурс] : Приказ Минэкономразвития России от 24.04.2013 № 22 - Режим доступа :
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallbusiness/doc20130424 06
44 Об утверждении государственной программы Республики
Мордовия «Доступная среда» на 2014 - 2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление от 18.11.2015 № 3318 Техэксперт электронный фонд правовой и нормативно-технической документации - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/460207097
45 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы (с изменениями на 9 ноября 2017 года) [Электронный ресурс] : Электронный фонд правовой и нормативно - технической документации «Консорциум Кодекс» - Постановление Правительства Российской Федерации от 1.12.2015 № 1297 - Электрон. текст. данные. - 1.
46 Об утверждении муниципальной целевой программы "Доступная среда в городском округе Саранск" (с изменениями на 27 октября 2017 года) [Электронный ресурс]: Техэксперт электронный фонд правовой и нормативно - технической документации - Постановление от 18.11.2015 № 3318 - Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/446179344
47 Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для
инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 9.11.2015 № 1309 - справ.-правовая система
«Консультант- Плюс». - [М., 2018]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190309/
48 Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 - справ.-правовая система «Консультант- Плюс». - [М., 2018]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152697/
49 Об утверждении Порядка предоставления субсидий на финансовое обеспечение затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально ориентированную деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей, улучшений условий жизнедеятельности граждан и (или) расширение их возможностей самостоятельно обеспечить свои основные жизненные потребности, а также на обеспечение занятости, оказание поддержки инвалидам, гражданам пожилого возраста и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. [Электронный ресурс]. : Постановление Правительства Республики Мордовия от 28.09.2015 № 549 - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/432801710
50 Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 - справ.-правовая система «Консультант- Плюс». - [М., 2018]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/ hotdocs/50949.html/
51 Основы социальной работы / под. ред. П. Д. Павленка. - М. : Инфра- М, 2007. - 560 с.
52 Панькова Е. Г. Формирование доступной среды — перспективное
программно-целевое направление социальной защиты инвалидов в РМ / Кудаева Е. Г., Соловьева Т. В., Свитин П. А. // Социальная работа с
различными группами населения : теоретические и прикладные аспекты : материалы II Международной заочн. науч.-практ. конф.; под ред.
Л. И. Савинова. - Саранск : Афанасьев В. С., - 2011 г. - С. 189-192.
53 Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем : культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль. - М. : Академический Проект., 1996. - С.462-478.
54 Перфильева, М. Ю. Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования : (рабочая версия) / М. Ю. Перфильева, Ю. П. Симонова, С. А. Прушинский ; под ред. Т. Г. Туркиной. - Москва : Перспектива, 2012. - 57 с.
55 Покровская Н. Безбарьерная среда - миф или реальность? / Н. Покровская// Индекс - 2008г - №28 - С. 17.
56 Разработка адаптированных образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, программ специалитета) для лиц с ОВЗ и инвалидов : учебное пособие / Е. А. Мартынова, Д.Ф. Романенкова, Н. А. Романович. - 2-е изд., доп. и перераб. - Челябинск : Полиграф-Мастер, 2016. - 70 с.
57 Романов П., Социологическое исследование проблем инвалидности и реабилитации инвалидов в Российской Федерации. Анализ основных результатов исследования. / П. Романов, Е. Ярская-Смирнова, С. Вайтфилд, С. Келли // М: Москва, - 2009 г. - С. 50-58.
58 Руководство центров государственных услуг «Мои Документы» г. Москвы «Доступность среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения». - М. : Контакт-Культура, 2013. - 65 с.
59 Санитарно-эпидемиологические требования к размещению,
устройству, оборудованию, содержанию, санитарно -гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания [Электронный ресурс] : Свод правил 2.1.2.3358-16 - справ.-правовая система «Консультант- Плюс». - [М., 2018]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/law/hotdocs/50854.html/
60 Сигида Е. А. Инвалидность и туризм : потребность и доступность / Е. А. Сигида, И. Е. Лукьянова - М. : ИНФРА - М, 2015. - 106 с.
61 Сидоренко Г. Ю. Трудоустройство и занятость инвалидов как одна из социальных проблем / Г. Ю. Сидоренко, С. М. Самохвалова //Актуальные проблемы авиации и космонавтики инновационные технологии управления персоналом - 2012. - Том 8. - Ч 2. - С. 286-287
62 Социальные предприниматели Республики Мордовия
[Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://cissrm.ru/istorii-uspexa/
63 Стратегии командного сотрудничества в реализации инклюзивной практики образования : сборник материалов / сост. : Н. Борисова, М. Перфильева. - Москва : Перспектива, 2011. - 120 с.
64 Тарасенко Е. А. Социальная политика в области инвалидности: кросс-культурный анализ и поиск оптимальной концепции для России // Журнал исследований социальной политики - 2004. - Том 2. - №1. - С. 7-28.
65 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://mrd.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/mrd/ru/statistics/sphere/
66 Топилин М. : снижение числа инвалидов в РФ не связано с медсоцэкспертизой [Электронный ресурс] : РИА Новости. - Режим доступа: https://ria.ru/society/20160301/1382559425.html
67 Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]: официальный веб-сайт. - Режим доступа : http://www.gks.ru/
68 Федорова О. А. Основные подходы к проблеме социальной интеграции инвалидов в современном обществе / О. А. Федорова // Современные проблемы науки. - 2013. - № 1. С. 14-18.
69 Фоминых Е. С. Психологические аспекты взаимодействия в системе «здоровый-инвалид» / Е. С. Фоминых // Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия : матер. II междунар. науч.- практ. конф., (Пенза, 15-16 мая 2011). - Пенза-Шадринск-Ереван : «Социосфера», 2011. - С. 103-107.
70 Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами : учеб. пособие / Е. И. Холостова. - М., «Дашков и К°», 2013. - 240 с.
71 Шевченко А. И. Человек с ограниченными возможностями в современном обществе (социально-философский анализ) : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / А. И. Шевченко. - Краснодар, 2014. - 53 с.
72 Шипицина Л. М. Тенденции и трудности инклюзивного образования в современной России / Л. М. Шипицина // Инклюзивное образование : практика, исследования, методология : сб. матер. II Междунар. науч.-практич. конф. ; отв. ред. С.В. Алехина. - М. : ООО «Буки Веди» - 2013. - С. 240-244.
73 Шипицына, Л.М. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья / Интеграция детей с особенностями развития в образовательное пространство : сборник статей, методических материалов, нормативно-правовых документов / Л. М. Шипицына - М. : Издательство «РИТМ», 2006. - 216 с.
74 Яковлева А. А. Личностные ресурсы и затруднения в социальной интеграции инвалидов по зрению молодого возраста // Второй молодежный психолого-социальный Конгресс : материалы 14-15 мая 2009 года. - СПб. : СПБГИПСР, 2009. - С.167-170.
75 Яковлева, А. А. Ценностно-смысловые установки как фактор социальной интеграции инвалидов по зрению: автореф. дис. ... канд. психол. наук. / А. А. Яковлева, СПб. : Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - 2009. - 23 с.
76 Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная работа с инвалидами : учеб. пособие / Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина . - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2005 . - 316 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ