Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТАНОВЛЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭТНОЛОГИИ: ПЕРВЫЕ ЖЕНЩИНЫ - ЭТНОГРАФЫ

Работа №180745

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы74
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Формирование круга первых женщин-ученых в отечественной этнографии 16
1.1 Движение за эмансипацию женщин в Российской империи во второй половине XIX
века и развитие отечественной науки 16
1.2 Условия и обстоятельства обращения женщин к этнографической науке 22
1.3 Трансформация увлечения наукой в профессию ученого -этнографа 29
2 Вклад женщин-ученых в этнографическую науку 36
2.1 Состояние отечественной этнографической науки в Российской империи во второй
половине XIX века 36
2.2 Научный путь первых женщин-этнографов: А.В. Потанина, В.Н. Харузина, А.Я.
Ефименко 43
2.3 Специфика «женской» проблематики в этнографических трудах А.В. Потаниной,
В.Н. Харузиной и А.Я. Ефименко 50
Заключение 55
Список источников и литературы 58
Приложение А 64
Приложение Б 66
Приложение В 67


Актуальность изучения темы состоит в том, что с развитием гендерных исследований, в частности исторической феминологии, в настоящее время все чаще подчеркивается роль достижений женщин в развитии разнообразных областей науки. Во второй половине XIX века в Российской империи их научная деятельность вызывала сильный общественный резонанс вследствие устоявшихся предрассудков, которые закрепляли роль женщины исключительно как матери, жены и «хранительницы домашнего очага». Научные изыскания и открытия представительниц женского пола зачастую оставались в тени заслуг мужчин - супругов, родственников, коллег, в том числе вследствие существования практики публикации работ под мужским именем .
Это связано с социально-политическим контекстом Российской империи, для которого характерны приверженность традиционному укладу жизни, патриархальное устройство семьи и общества в целом, наличие множества запретов и ограничений для женщин, которые зачастую рассматривались как «второе крепостное сословие», поскольку не обладали политическими, экономическими, социальными правами. Вследствие этого в социуме веками складывалось неверное представление о незначительном вкладе женщин в прогресс науки .
По мнению историка, основоположницы исторической феминологии в России Натальи Львовны Пушкаревой, одной из нерешенных проблем в этом контексте является сложность преодоления сексистских стереотипов, иронии по отношению к «женской» проблематике в научном сообществе . На данный момент в российском научном дискурсе сохраняется пренебрежительное отношение к феминистскому движению, которое по большей части несет за собой негативную коннотацию, поскольку воплощает специфику «чуждого» европейского опыта, не применимого в отечественных реалиях.
В контексте России женская эмансипация как борьба представительниц женского пола за равные права в различных сферах общественной жизни началась во второй половине XIX века, однако в XXI веке все еще нельзя говорить об ее полном завершении. Женщины в науке до сих пор нередко подвергаются дискриминации в том или ином виде. Например, по данным исследования на основе больших данных за 2022 год, представительницы женского пола намного реже указываются авторами научных статей или изобретательницами патентов: для мужчины вероятность составляет 21%, в то время как для женщины - лишь 12%. Респонденты другого исследования, в ходе которого авторы опросили 2660 ученых, чьи имена по итогу не включились в список авторов, дали небольшие интервью, где охарактеризовали выполняемые функции. Оказалось, что женщинам приходилось делать гораздо больше работы, связанной с концептуализацией: определение категориального и понятийного аппаратов, разработка методологии исследования, сбор данных, написание, обзор и редактирование . Именно поэтому важно анализировать и актуализировать научные пути первых женщин -ученых, чьи имена нередко и вовсе не указываются и забываются.
Во второй половине XIX века многие девушки не только дополняли и расширяли существующую проблематику, но и занимались уникальными для своего времени исследованиями, разрабатывая теоретические основы тех наук, которые только начинали оформляться как самостоятельные научные дисциплины, например, этнографии. Существует целая плеяда первых женщин-этнографов, среди которых - Александра Викторовна Потанина, Вера Николаевна Харузина, Александра Яковлевна Ефименко, Ольга Петровна Семенова-Тян-Шанская, Аделаида Федоровна Ядринцева и другие выдающиеся исследовательницы. Они внесли весомый вклад в этнографическую науку, однако их заслуги нередко становятся частью достижений более известных в научных кругах супругов или родственников: Григория Николаевича Потанина, братьев Николая, Алексея и Михаила Харузиных, Петра Саввича Ефименко и Петра Петровича Семенова- Тян-Шанского соответственно.
Так, например, имя А.В. Потаниной либо вовсе не упоминалось в документации о составе экспедиций, возглавляемых Г.Н. Потаниным, либо она значилась как супруга руководителя. Но ведь помимо управления хозяйственной частью всех четырех путешествий по Центральной Азии, Александра Викторовна самостоятельно вступала в контакт с местным населением, вела собственные путевые дневники, создавала этнографические зарисовки костюмов и украшений, писала пейзажи.
Степень изученности темы. В целом, научная деятельность первых женщин- этнографов и их вклад в развитие этнографической науки проанализированы недостаточно полно. Существуют отдельные комплексные исследования жизненных путей Веры Николаевны Харузиной и Александры Яковлевны Ефименко, однако биография Александры Викторовны Потаниной освещается по большей части в контексте проблемы женской эмансипации в Российской империи в XIX веке. Многие труды лишь косвенно касаются ее научной деятельности, авторы зачастую рассматривают Александру Викторовну только как преданную жену и «главную помощницу» Григория Николаевича Потанина.
Историография в работе разделена на три блока: дореволюционный, советский и современный.
Первый блок историографии связан с началом женской эмансипации и зарождением российского феминистского движения. «Женский вопрос» постепенно стал обсуждаться в среде прогрессивно мыслящей интеллигенции. Проблема получила философскую и юридическую разработку: сторонники и противники женской эмансипации искали аргументацию своих позиций, что послужило толчком к развитию изучения роли женщин в социальной жизни и науке. Особенностью данного этапа развития историографии является превалирование «мужского» взгляда на рассматриваемую проблему. Женщины-ученые только начинают входит в научное сообщество, поэтому вопрос о роли женщин в науке анализируется в контексте других экономических, социальных и политических проблем. Первым, кто рассмотрел женский вопрос в России, в том числе аспекты образования и науки, был поэт, публицист и политический деятель Михаил Ларионович Михайлов. В труде «Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе» 1860 года он обозначает основные положения начинающегося движения за равные права между мужчиной и женщиной, такие как: «физическая сила в женщине равна мужской силе», «женщины никогда не были чужды ни умственному, ни социальному движению человечества», «женщину постоянно обрекали на исключительное служение домашним интересам и всеми мерами старались сделать чуждою как интересам общества, так и интересам науки» и другие важные тезисы.
Новую попытку изучить положение женщины в различные исторические периоды от «древнейшей славянорусской жизни» до второй половины XIX века произвел Серафим Серафимович Шашков в работе «История русской женщины» 1879 года. Он отмечает, что «русская женщина до сих пор не имеет своего историка» - лишь отдельные труды о судьбах некоторых девушек, тем самым вводит новую проблематику и обращает внимание научного сообщества на «женский вопрос», поскольку «знание былых судеб русской женщины представляется... практически полезным для дела освобождения» .
Противоположное и довольно распространенное мнение о значении женской эмансипации высказывал философ Николай Александрович Бердяев в труде «Метафизика пола и любви», где писал, что «цель женского движения и всякого прогрессивного решения женского вопроса только в том, чтобы сделать из женщины мужчину, уподобиться мужчине, во всем подражать мужчине, тогда только и женщина будет человеком, полной индивидуальностью» и что «в мужской сфере женщина ничего великого до сих пор не создала и никогда не создаст» .
Второй блок - это советский этап, связанный с уравнением женщин в правах с мужчинами. Формационная теория была основополагающей методологией. Еще в 1909 году в труде «Социальные основы женского вопроса» Александра Михайловна Коллонтай (1872-1952) применила классовый подход к проблеме женского движения, и в советское время изучение женского вопроса в СССР было определено фразой А.М. Коллонтай, что «женский мир, как и мир мужской, разделен на два лагеря... буржуазный и пролетарский» . В работах вплоть до 1980-ых гг. не велись фундаментальные разработки только женского вопроса. Лозунги борьбы за женскую эмансипацию трактовались как призыв к утверждению прав женщин буржуазного класса. Ключевым событием для данного этапа развития историографии является принятие Конституции 1936 года, в которой в статье 122 было закреплено предоставление советским женщинам равных прав с мужчинами во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Женщины продолжают осваивать профессии, ранее считавшиеся только мужскими. В связи с этим создаются труды, в которых систематизируется вклад женщин в науку, и в первую очередь, в естественные науки.
Небольшое количество работ в блоке объясняется сменой парадигмы в этнографической науке, которая теперь призвана решать исключительно практические задачи и научно обосновывать этнокультурные процессы, коллективизацию, индустриализацию, активную антирелигиозную кампанию.
Последний блок - современная литература о деятельности первых женщин- этнографов. Он представлен многочисленными статьями, раскрывающими разные аспекты научных путей Александры Викторовны Потаниной, Веры Николаевны Харузиной и Александры Яковлевны Ефименко.
Еще с конца 1960-х годов в западной науке появляются «женские исследования», связанные с достижениями второй волны феминизма. Первая волна феминизма занималась борьбой за избирательные права, а вторая волна вызвала интерес в науке к специфике женской культуры, личности и модели поведения. Под влиянием новых веяний в науке в СССР в 1980-ых гг. стали появляться первые труды по упомянутым темам. В настоящее время в контексте развития гендерной истории, исторической феминологии в частности, на постсоветском пространстве обострился интерес к истории женщин, в частности к их роли в прогрессе науки. Для современной российской историографии характерны творческая переработка идей западных авторов, переосмысление истории женщин дореволюционного и советского периодов. Развитие историографии «женского вопроса» в данный период происходит благодаря публикациям Натальи Львовны Пушкаревой, Ольги Игоревны Секеновой, Мариям Мустафаевны Керимовой и других исследователей.
Н.Л. Пушкарева - это одна из основоположниц исторической феминологии и гендерной истории в советской и российской науке. В ее работах, посвященных женщинам-ученым Российской империи конца XIX - начала XX века, обозначены основные проблемы, возникающие в течение научного пути: дискриминационные процессы, гендерные стереотипы, барьеры, отсутствие возможности свободного входа в науку наравне с мужчинами. Анализ работ Н.Л. Пушкаревой («Женщины в российской науке: два столетия дискриминации» , «"Смешны ученые девицы?" (Проблема
стигматизации женщин-ученых и влияние социальных ожиданий на женские жизненные стратегии и стиль жизни)» , «Из небытия: женские имена в Российской науке начала XX в.» и др.) позволяет выявить общие тенденции влияния социально-политических изменений на вопрос о месте и роли женщины в науке. Автор приходит к выводу о том, что коренные изменения в социальной и экономических сферах жизни общества в обозначенный период времени, введение совместной формы обучения в высших учебных заведениях не смогли изменить консервативную позицию большинства, отрицавшего за женщиной право пользоваться личной свободой в выборе профессии, в том числе профессии научной сотрудницы.
Наряду с работами Н.Л. Пушкаревой необходимо выделить научные труды О.И. Секеновой по аналогичной проблематике. В своей статье «Детство в воспоминаниях российских женщин-историков второй половины XIX - первой половины ХХ в.» через описание детских впечатлений русских женщин-историков (этнографа В.Н. Харузиной, археолога П.С. Уваровой, медиевиста Е.В. Гутновой, источниковеда И.Ф. Петровской и др.) в источниках личного происхождения она рассматривает проблему их нестандартного профессионального выбора во второй половине XIX - начала ХХ вв. Отмечается, что важное место в изученных эго-документах занимает описание переживаний в момент гендерного конфликта - осознания противоречия между собственным желанием стать ученым и консервативными установками, заложенными еще в раннем детстве. Кроме того, О.И. Секенова занимается разработкой вопроса стратегий самореализации российских и советских женщин-историков во второй половине XIX - первой половине XX века.
М.М. Керимова посвятила целый ряд своих трудов специфике научного пути Веры Николаевны Харузиной и выявлению ее вклада в институционализацию российской этнографической науки. К ним относятся такие работы, как «Этнограф Вера Николаевна Харузина», «Семья этнографов Харузиных и их участие в становлении российского этнографического музееведения» и «В.Н. Харузина и Б.Ф. Адлер - организаторы этнографической науки в России на переломе эпох». Кроме того, в статье «Дневники В.Н. Харузиной в Отделе письменных источников Государственного исторического музея (1885-1917 гг.)» проанализированы неизданные дневниковые записи В.Н. Харузиной с 1885 по 1917 г., при этом содержащаяся в них информация была разделена на четыре группы: научная, преподавательская, музейная деятельность; общественно-политическая ситуация в России; культурная жизнь; семейная жизнь. Автор особенно отмечает сомнения, волнения, внутренние конфликты В.Н. Харузиной, например, вследствие отсутствия у нее высшего образования, а подобные переживания характерны для большинства женщин-этнографов XIX - XX вв.
О судьбе А.Я. Ефименко свой труд «А.Я. Ефименко о крестьянском обычном праве в России (к 170-летию со дня рождения и 100-летию гибели)» написал Л.И. Земцов . Он освещает научную деятельность исследовательницы, в частности ее научные изыскания 1870-х гг. об обычном праве и двух его содержательных сторонах: субъективизма и трудового начала. Автор замечает, что работы А.Я. Ефименко в данной области не теряют свою актуальность и в современный период времени, они требуют более пристального внимания ученых, поскольку обычное право и сейчас применяется в повседневной жизни некоторых народов России.
В сравнении со степенью изученности научных путей В.Н. Харузиной и А.Я. Ефименко судьба А.В, Потаниной исследована не полно. Ей посвящены публикации Н.М. Полуниной, А. Машковской. При этом Н.М. Полунина, раскрывая вклад А.В. Потаниной, отмечает, что «ее заслуги перед наукой не нашли еще своего глубокого исследователя и истолкователя» . Статья А. Машковской повествует о биографии Александры Викторовны. В нее включены источники личного происхождения, хранящиеся в Научной библиотеке Томского государственного университета, например, фотографии писем, черновиков пьесы и др., а также приведены рисунки из экспедиций по Центральной Азии. Автор, характеризуя личность Александры Викторовны, пишет: «До конца неизвестно - какой она была на самом деле, к чему стремилась, чего хотела. Можно что-то предполагать, основываясь на записях из ее личных дневников. Из всего, что о ней было написано, не складывается однозначного понимания, каким человеком она была» .
Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что комплексное изучение «женского вопроса» начало осуществляться примерно с 1980-ых гг. Ученые разрабатывают проблематику стигматизированности женщин-ученых, их дискриминации по признаку пола в прошлом и настоящем, исследуют судьбы первых женщин-историков, в том числе и некоторых этнографов, публикуют труды о научных путях отдельных личностей. Однако, например, об Александре Викторовне Потаниной в настоящее время хотя и написан ряд статей, освещающих некоторые основные вехи в ее биографии, но ее научный путь и вопрос о факторах, которые оказали решающее влияние на процесс ее формирования как этнографа, затрагиваются лишь косвенно. Об А.Я. Ефименко и А.В. Потаниной зачастую пишут только в контексте научных изысканий супругов, их достижениям отводится второстепенная роль, несмотря на весомый вклад в этнографическую науку.
Научная проблема исследования состоит в следующем: можно ли утверждать, что научный путь первых женщин этнографов в России определялся социально - политической и мировоззренческой атмосферой пореформенного общества и имел свои специфические особенности и сложности?
Объект исследования - профессиональное этнографическое сообщество первых женщин-этнографов Российской империи второй половины XIX века.
Предмет исследования - специфика научного пути первых женщин-этнографов Российской империи второй половины XIX века.
Цель исследования заключается в определении роли первых женщин-этнографов в становлении отечественной этнографии во второй половине XIX века.
Данная цель предполагает, что в процессе исследования будут решены следующие задачи:
1) Выявить причины выбора женщинами профессии ученого -этнографа в Российской империи во второй половине XIX века;
2) Охарактеризовать личные качества первых женщин-этнографов Российской империи;
3) Определить степень влияния начавшегося во второй половине XIX века процесса женской эмансипации на профессиональный выбор женщин Российской империи;
4) Выявить условия, обстоятельства и факторы трансформации увлечения наукой в профессию ученого-этнографа;
5) Определить специфику и проблематику трудов российских женщин-этнографов и раскрыть их вклад в становление отечественной этнографии.
Хронологические рамки исследования - с середины XIX века по 1931 год. Начальная граница связана с началом процесса женской эмансипации в 1850-ых гг., в ходе которого женщины начали постепенно осмыслять свое социальное положение и реализовывать себя в определенной профессии. Конечная рамка обусловлена датой завершения научного пути Веры Николаевны Харузиной (последней из рассматриваемых женщин-этнографов, начало деятельности которой пришлось на вторую половину XIX века) вследствие ухода из жизни.
Территориальные рамки охватывают территорию Российской империи, в частности, города Горбатов, Архангельск, Москва, Санкт-Петербург, Иркутск, Харьков как ключевые в биографиях первых женщин этнографов, а также регионы Центральной Азии (Монголия, Тибет, Китай), в которые по поручениям Императорского Русского географического общества были организованы экспедиции с участием А.В. Потаниной.
Методологической основой исследования стал ряд общенаучных и специальных методов, принципов и подходов. В первую очередь, использованы такие методы, как описание, анализ, синтез, а также принципы объективности, целостности исследования и принцип историзма, который предполагает изучение явления от истоков через последующее развитие и видоизменение вплоть до исчезновения.
В выпускной квалификационной работе для изучения социального положения женщин в обществе и их роли в развитии этнографической науки применяется гендерный подход. В основе него лежит отказ от идеи биодетерминизма, при котором существующая в социуме гендерная дифференциация и доминирующая роль мужчин предопределяются биологическими факторами. Применение гендерного подхода полностью исключает следование устоявшимся гендерным стереотипам, в частности, восприятию женщин только как «хранительниц домашнего очага» и приписыванию им низких умственных способностей, несоразмерных интеллектуальному потенциалу мужчин.
В числе специальных научных методов находится историко-генетический метод, который предполагает последовательное изучение фактов и процессов от «зарождения» до «гибели». В работе он применен для исследования специфики научных путей первых женщин-этнографов (А.В. Потанина, В.Н. Харузина, А.Я. Ефименко) в контексте трансформации их увлечения науками и фольклором в детстве в профессию ученого- этнографа.
В выпускной квалификационной работе также используется сравнительно-исторический метод для сопоставления причин и этапов приобщения к этнографической науке первых женщин-этнографов Российской империи, а также для установления в их научном пути общего и особенного, рассмотрения схожих трудностей, сравнения социального окружения и специфики выбранной научной проблематики их этнографических трудов.
Кроме того, в исследовании применяется историко-биографический метод, направленный на описание и анализ обстоятельств жизни, результатов деятельности, психологического портрета исторической личности. Он основывается на использовании источников личного происхождения: автобиографий, писем и дневников. Данный метод необходим для наиболее полного и детального раскрытия ключевых этапов научных путей А.В. Потаниной, А.Я. Ефименко, В.Н. Харузиной.
Источниковая база исследования. Исследование базируется на следующих типах письменных и изобразительных источников:
К письменным источникам относятся, прежде всего, источники личного происхождения - путевые дневники, письма, автобиографии и мемуары А.В. Потаниной, В.Н. Харузиной и А.Я. Ефименко, а также воспоминания современников. Данные источники позволяют определить основные вехи в биографиях первых женщин- этнографов, их мировоззрение, мировосприятие, установить ближайшее окружение, личные интересы, увлечения и на основе этого выявить причины выбора профессии ученого-этнографа.
В частности, для исследования привлекались письма А.В. Потаниной к Аделаиде Федоровне Ядринцевой в Санкт-Петербург, которые хранятся в фондах Г.Н. Потанина и Н.М. Ядринцева в Научной библиотеке ТГУ. Они написаны во время путешествия Потаниных по Плимуту и Неаполю, 5 сентября и 25 октября 1883 года . Кроме этого, были проанализированы автобиография А.В. Потаниной и ее этнографические очерки, которые приведены в обобщающем сборнике трудов «Из путешествий по Восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю», составленном посмертно в 1895 году. Коллектив авторов выделил основные вехи в биографии Александры Викторовны и поместил в текст фрагменты из писем А.В. Потаниной, а также выдержки из воспоминаний близкого социального круга, например, Николая Михайловича Ядринцева, о ней .
К мемуарным источникам относится работа «Мои воспоминания об Александре Викторовне Потаниной» историка искусства и художественного критика Владимира Васильевича Стасова. Она была опубликована в 1895 году после выступления В.В. Стасова на литературно-музыкальном вечере в память об А.В. Потаниной. Труд повествует о знакомстве Владимира Васильевича Стасова с А.В. Потаниной, обстоятельствах этой случайной встречи, его впечатлениях об Александре Викторовне и содержит профессиональную оценку ее зарисовок этнографического характера: он отмечает их особую значимость для науки.
Кроме того, необходимо назвать книгу супругов В.М. и Е.А. Зариных, которые посвятили свой труд целостному и подробному описанию научной деятельности Александры Викторовны Потаниной. Работа включает в себя воспоминания академика Владимира Афанасьевича Обручева об Александре Викторовне .
Помимо этого, для исследования научного пути Веры Николаевны Харузиной привлекались ее мемуары под названием «Прошлое. Воспоминания детских и отроческих лет» , в которых она подробно рассказала о своем раннем возрасте, становлении личности, детских увлечениях, рефлексировала над тем, что именно в конечном счете привело ее в этнографическую науку.
В выпускной квалификационной работе были использованы также автобиографии Петра Саввича и Александры Яковлевны Ефименко, хранящиеся в Рукописном отделе Института русской литературы Российской Академии наук (РАН) в фонде библиографа и историка русской литературы Семена Афанасьевича Венгерова (1855-1920), который собирал биографические записи различных выдающихся ученых-современников для составления энциклопедических изданий . Кроме того, о жизни и судьбе А.Я. Ефименко повествует некролог , написанный историком Сергеем Федоровичем Платоновым (1860-1933) после трагической смерти исследовательницы в 1918 году. Данный текст был опубликован в историческом журнале «Дела и дни» в 1920 году. Он повествует об основных этапах жизненного и научного пути Александры Яковлевны. Автор дает полную характеристику ее трудов и отмечает вклад А.Я. Ефименко в этнографическую науку.
Для изучения состояния этнографической науки в Российской империи во второй половине XIX века используется периодическая печать, а именно «Известия Императорского Русского географического общества» и «Этнографическое
обозрение» . «Известия Императорского Русского географического общества» - один из старейших научных географических журналов в мире. Издается в Санкт-Петербурге с 1865 года по настоящее время под именованием «Известия Русского географического общества» по шесть выпусков в год. Местом хранения является Библиотека Русского географического общества. «Этнографическое обозрение» издается в Москве с 1889 года по настоящее время периодичностью в шесть выпусков в год. Место хранения - Институт этнологии и антропологии РАН имени Н.Н. Миклухо-Маклая.
Изобразительные виды источников включают в себя рисунки этнографического характера А.В. Потаниной - зарисовки, созданные в период экспедиций с 1876 по 1893 гг. В сборнике «Из путешествий по Восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю» содержатся пять таблиц с рисунками А.В. Потаниной, объяснение которым дает Г.Н. Потанин . Первая таблица представлена рисунком тангутки из Северного Тибета и саларской женщины из деревни Таш-кул в национальных костюмах; вторая - изображением тангуток из деревни Анкур и из окрестностей монастыря Лабрана; третья, четвертая и пятая включают несколько рядов различных украшений (серег, колец, подвесок, блях) азиатских женщин из бирюзы, кораллов, серебра и золота. Кроме того, коллектив авторов для наглядности разместил ряд зарисовок (бурятские серьги, женские головные уборы, монгольское веретено, подвески и др.) непосредственно в текстах очерков Александры Викторовны .
Кроме того, в работе использованы рисунки, которые хранятся в фонде Музея истории, археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета имени Василия Марковича Флоринского (МАЭС ТГУ). В числе зарисовок этнографического характера находится портрет (№124-6) одной из жительниц Центральной Азии - яркой представительницы своего народа .
Картографические источники представлены картами маршрутов экспедиций Г.Н. и А.В. Потаниных, которые хранятся в Картографическом фонде Русского географического общества . Они составлены по сведениям, собранным во время путешествий по Центральной Монголии и восточным провинциям Тибета (Амдо и Кама), и датированы 1887 годом.
Структура работы. В соответствии с поставленной целью и задачами выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложение. Во введении определяются актуальность, объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, приводятся характеристика состояния степени изученности и источниковая база ВКР.
В первой главе рассматривается социально-политический контекст второй половины XIX века, в частности раскрывается влияние начавшейся женской эмансипации и оформляющегося российского феминистского движения на изменение социальной роли женщины; на основе источников личного происхождения (мемуары, автобиографии, письма) определяются условия и обстоятельства выбора девушками научной деятельности в области этнографии в качестве профессиональной сферы, а также анализируется процесс трансформации увлечения науками в раннем возрасте в профессию ученого.
Вторая глава посвящена изучению научных путей первых женщин-этнографов (Александра Викторовна Потанина, Вера Николаевна Харузина и Александра Яковлевна Ефименко), вкладу в становление и развитие этнографической науки и выявлению специфики проблематики их исследований.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, которое завершается списком использованных литературы и источников. В приложении приведены карты маршрутов экспедиций с участием А.В. Потаниной, образцы ее писем и портретная зарисовка женщины-тангутки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что благодаря женской эмансипации и оформляющемуся феминистскому движению второй половины XIX века многие женщины осознали необходимость достижения равных прав в разных сферах жизни общества. Представительницы женского пола перестали ограничиваться ролью «хранительницы домашнего очага» и начали менять свое социальное положение, осваивая профессии, которые долгое время традиционно воспринимались как мужские. Не исключением стала и научная деятельность: женщины постепенно превращали свой интерес к математике, истории, этнографии, биологии в научные исследования и становились научными сотрудницами и даже профессорами.
Особую популярность во второй половине XIX века не только в академических кругах, но и среди широкой общественности приобрела этнографическая наука, к которой стали обращаться и девушки. На их профессиональный выбор особое влияние оказывало социальное окружение - отец, братья, а также друзья семьи. Юные исследовательницы изучали вместе с родственниками различные науки и постепенно создавали фундамент для дальнейших собственных исследований. Для некоторых женщин основным катализатором начала научной деятельности явилось замужество. Сначала они проявляли интерес к роду занятий своего супруга, а впоследствии и сами стали собирать этнографические материалы, превращая их в статьи, очерки, художественные произведения. Интерес к этнографии возрос и вследствие распространения приключенческой литературы и романтизации в ней жизни путешественников, отправляющихся в неизведанные края. Внутренняя потребность женщин в признании и сохранении памяти о них в истории также стала одним из условий обращения к оформляющейся науке.
Несмотря на то, что вхождение женщин в науку было существенно затруднено вследствие многих факторов (официальное законодательство, дискриминация в консервативных академических кругах, личная неуверенность в собственных силах), прогрессивно мыслящая интеллигенция поддерживала движение за эмансипацию. Мужчины-профессора зачастую помогали женщинам добиваться обучения в университетах и достигать заслуженного признания в научном сообществе, проводили публичные доклады, бесплатные лекции на частных квартирах, стараясь познакомить с современным состоянием науки. Однако запреты не позволяли трансформировать интерес к этнографии в профессию ученого в привычном понимании этого процесса. Именно поэтому девушки находили альтернативные пути: поступление в европейские университеты, учеба на Высших женских курсах, самообразование, помощь братьям и мужьям в редактировании их текстов на этнографическую тематику.
Впервые почувствовать себя настоящими учеными женщины-этнографы смогли только в экспедициях через контакты с местным населением и сбор необходимых материалов. Первоначально, воспринимая себя как помощниц, впоследствии они стали вести собственные путевые дневники и писать этнографические очерки. После этого, по большей части, можно говорить об окончании трансформации их увлечения в профессию, поскольку исследовательницы получали признание научного сообщества через присуждение наград, ученых степеней, предоставление возможности читать курсы по этнографии, избрание в научные общества, например, в ИРГО.
Однако, поскольку женщин-ученых в Российской империи в исследуемое время было все еще мало и исследований, посвященных анализу их научного пути, не существовало, девушки долго не осознавали себя учеными. Они ставили свои заслуги на второстепенные позиции по сравнению с достижениями мужчин, сомневались в себе и постоянно боролись с неуверенностью.
Среди целой плеяды первых женщин-этнографов особое место занимают Александра Викторовна Потанина как первая исследовательница повседневной жизни азиатских женщин, Вера Николаевна Харузина - первая женщина, получившая звание профессора этнографии, Александра Яковлевна Ефименко - первая российская женщина- профессор истории. Их научную деятельность важно было рассмотреть комплексно: примеры сравнения научных путей этих этнографов наиболее репрезентативно показывают, через какие трудности пришлось проходить женщинам, чем жертвовать и какие открытия совершать. Во многом их судьбы схожи: они не получили высшего профессионального образования, их научные интересы формировались под влиянием социального окружения и региона, в котором проживали, и никакие препятствия не помешали им внести свой вклад в развитие этнографической науки.
В экспедициях женщины переносили ровно такую же физическую нагрузку, как и мужчины, но никогда не говорили о тяжести своего положения, держали втайне эмоциональные потрясения в личной жизни (смерть мужа А.Я. Ефименко или арест брата
В.Н. Харузиной) и зачастую не рассказывали о серьезных проблемах со здоровьем, например, о ревматизме, который стал причиной скоропостижной смерти А.В. Потаниной.
Особый интерес представляет специфика «женской» проблематики этнографической науки. Александра Викторовна Потанина привнесла в этнографическую науку множество сведений о мировосприятии, традиционных занятиях, роли и положении в семье и обществе женщин, проживающих в Центральной Азии. До нее такие исследования были крайне затруднены вследствие менталитета аборигенного населения, которое с подозрением относилось к посторонним мужчинам-исследователям. Деятельность А.В. Потаниной позволила осветить культуру бурят, китайцев, монголов, тибетцев, урянхайцев, широнголов. В научный оборот впервые были введены зарисованные ею во время экспедиций костюмы, наряды, орнаменты, узоры, вышивки, предметы домашнего обихода жителей Центральной Азии.
Вера Николаевна Харузина, не имея высшего образования, активно разрабатывала теоретические основы этнографии, решая проблему отсутствия корректного учебного пособия. В своем учебнике «Этнография» (одном из первых по данной дисциплине) она вводит правильный понятийный и категориальный аппарат, повествует о существующей методологии и критикует ее, учит классифицировать этнографические материалы.
Александра Яковлевна Ефименко проводила исследования в рамках нового для этнографии второй половины XIX века направления - юридической этнографии. Она изучала нормы обычного права русского и украинского народов.
Помимо этого, женщины раскрывали жизнь населения различных регионов с новой художественно-этнографической стороны. Например, исследовательницы умело создавали портреты ярких представителей из народа, облекая такие рассказы в литературную форму.
Благодаря своим научным изысканиям первые женщины-этнографы смогли изменить крайне пренебрежительное отношение к девушкам в науке. Мужское научное сообщество наконец начало внимательно прислушиваться к авторитетному мнению женщин-ученых.



Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что благодаря женской эмансипации и оформляющемуся феминистскому движению второй половины XIX века многие женщины осознали необходимость достижения равных прав в разных сферах жизни общества. Представительницы женского пола перестали ограничиваться ролью «хранительницы домашнего очага» и начали менять свое социальное положение, осваивая профессии, которые долгое время традиционно воспринимались как мужские. Не исключением стала и научная деятельность: женщины постепенно превращали свой интерес к математике, истории, этнографии, биологии в научные исследования и становились научными сотрудницами и даже профессорами.
Особую популярность во второй половине XIX века не только в академических кругах, но и среди широкой общественности приобрела этнографическая наука, к которой стали обращаться и девушки. На их профессиональный выбор особое влияние оказывало социальное окружение - отец, братья, а также друзья семьи. Юные исследовательницы изучали вместе с родственниками различные науки и постепенно создавали фундамент для дальнейших собственных исследований. Для некоторых женщин основным катализатором начала научной деятельности явилось замужество. Сначала они проявляли интерес к роду занятий своего супруга, а впоследствии и сами стали собирать этнографические материалы, превращая их в статьи, очерки, художественные произведения. Интерес к этнографии возрос и вследствие распространения приключенческой литературы и романтизации в ней жизни путешественников, отправляющихся в неизведанные края. Внутренняя потребность женщин в признании и сохранении памяти о них в истории также стала одним из условий обращения к оформляющейся науке.
Несмотря на то, что вхождение женщин в науку было существенно затруднено вследствие многих факторов (официальное законодательство, дискриминация в консервативных академических кругах, личная неуверенность в собственных силах), прогрессивно мыслящая интеллигенция поддерживала движение за эмансипацию. Мужчины-профессора зачастую помогали женщинам добиваться обучения в университетах и достигать заслуженного признания в научном сообществе, проводили публичные доклады, бесплатные лекции на частных квартирах, стараясь познакомить с современным состоянием науки. Однако запреты не позволяли трансформировать интерес к этнографии в профессию ученого в привычном понимании этого процесса. Именно поэтому девушки находили альтернативные пути: поступление в европейские университеты, учеба на Высших женских курсах, самообразование, помощь братьям и мужьям в редактировании их текстов на этнографическую тематику.
Впервые почувствовать себя настоящими учеными женщины-этнографы смогли только в экспедициях через контакты с местным населением и сбор необходимых материалов. Первоначально, воспринимая себя как помощниц, впоследствии они стали вести собственные путевые дневники и писать этнографические очерки. После этого, по большей части, можно говорить об окончании трансформации их увлечения в профессию, поскольку исследовательницы получали признание научного сообщества через присуждение наград, ученых степеней, предоставление возможности читать курсы по этнографии, избрание в научные общества, например, в ИРГО.
Однако, поскольку женщин-ученых в Российской империи в исследуемое время было все еще мало и исследований, посвященных анализу их научного пути, не существовало, девушки долго не осознавали себя учеными. Они ставили свои заслуги на второстепенные позиции по сравнению с достижениями мужчин, сомневались в себе и постоянно боролись с неуверенностью.
Среди целой плеяды первых женщин-этнографов особое место занимают Александра Викторовна Потанина как первая исследовательница повседневной жизни азиатских женщин, Вера Николаевна Харузина - первая женщина, получившая звание профессора этнографии, Александра Яковлевна Ефименко - первая российская женщина- профессор истории. Их научную деятельность важно было рассмотреть комплексно: примеры сравнения научных путей этих этнографов наиболее репрезентативно показывают, через какие трудности пришлось проходить женщинам, чем жертвовать и какие открытия совершать. Во многом их судьбы схожи: они не получили высшего профессионального образования, их научные интересы формировались под влиянием социального окружения и региона, в котором проживали, и никакие препятствия не помешали им внести свой вклад в развитие этнографической науки.
В экспедициях женщины переносили ровно такую же физическую нагрузку, как и мужчины, но никогда не говорили о тяжести своего положения, держали втайне эмоциональные потрясения в личной жизни (смерть мужа А.Я. Ефименко или арест брата
В.Н. Харузиной) и зачастую не рассказывали о серьезных проблемах со здоровьем, например, о ревматизме, который стал причиной скоропостижной смерти А.В. Потаниной.
Особый интерес представляет специфика «женской» проблематики этнографической науки. Александра Викторовна Потанина привнесла в этнографическую науку множество сведений о мировосприятии, традиционных занятиях, роли и положении в семье и обществе женщин, проживающих в Центральной Азии. До нее такие исследования были крайне затруднены вследствие менталитета аборигенного населения, которое с подозрением относилось к посторонним мужчинам-исследователям. Деятельность А.В. Потаниной позволила осветить культуру бурят, китайцев, монголов, тибетцев, урянхайцев, широнголов. В научный оборот впервые были введены зарисованные ею во время экспедиций костюмы, наряды, орнаменты, узоры, вышивки, предметы домашнего обихода жителей Центральной Азии.
Вера Николаевна Харузина, не имея высшего образования, активно разрабатывала теоретические основы этнографии, решая проблему отсутствия корректного учебного пособия. В своем учебнике «Этнография» (одном из первых по данной дисциплине) она вводит правильный понятийный и категориальный аппарат, повествует о существующей методологии и критикует ее, учит классифицировать этнографические материалы.
Александра Яковлевна Ефименко проводила исследования в рамках нового для этнографии второй половины XIX века направления - юридической этнографии. Она изучала нормы обычного права русского и украинского народов.
Помимо этого, женщины раскрывали жизнь населения различных регионов с новой художественно-этнографической стороны. Например, исследовательницы умело создавали портреты ярких представителей из народа, облекая такие рассказы в литературную форму.
Благодаря своим научным изысканиям первые женщины-этнографы смогли изменить крайне пренебрежительное отношение к девушкам в науке. Мужское научное сообщество наконец начало внимательно прислушиваться к авторитетному мнению женщин-ученых.
...61


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ