Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНТРОПОЛОГИЯ СОВЕТСКОСТИ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ (09.00.13 )

Работа №4085

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы200стр.
Год сдачи2004
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1335
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические аспекты анализа надэтнической идентичности
1.1. Макросоциальная идентичность: сущность, содержание, типология 18
1.2. Надэтническая идентичность как тип макросоциальной идентичности 40
1.3. Социокультурная идентичность советского человека: основные на¬правления исследования 60
ГЛАВА II. Содержание и механизмы социокультурной динамики совет- скости
2.1. Сущностные характеристики советскости как социокультурного явления 83
2.2. Советский человек как социально-культурный тип личности 106
2.3. Советская идентичность в современной социокультурной ситуации 134
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 166
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 171
2



Актуальность темы исследования. В условиях глубоких политических и социокультурных трансформаций, которые происходят на территории бывшего СССР в последнее десятилетие XX - начале XXI вв., кризис надэтнической идентичности и возрастающая роль этнического фактора в постсоветских идеологических, культурных и социально-политических реалиях стали ванейшими параметрами общественной и культурной жизни. С исчезновением общесоветской гражданской корпоративности и культурной целостности про¬исходит тотальное вторжение этничности в постсоветский социальный мир.
Россия в настоящее время находится в процессе преобразования макросоциальной социокультурной идентичности и механизмов консолидации социальных общностей, что обусловлено исчезновением прежней советской культуры, разрушением коммунистической идеологии и распадом Советского Союза. В России надэтническая идентичность остается неясной: этническое самосознание народов бывшего СССР было настолько тесно связанным с надэтнической идеей, что крах общесоветской культуры оставил многие этносы без ясно-го ответа на вопрос о социокультурной принадлежности. Общегражданская консолидация, унаследованная от эпохи Советского Союза, в современной социокультурной ситуации остается достаточно сильной, но целенаправленно расшатывается этническими, этнорелигиозными, этнотерриториальными и новыми социально-политическими консолидациями.
Кризис национальной идеи и фрагментация общекультурной идентичнсти в современной России являются прямым следствием трансформации советскости, или советской идентичности. Этнизация всех сторон общественной жизни в постсоветской действительности ставит под вопрос классические ценности гражданского общества, прежде всего, равенство людей перед законом. Одновременно подрываются основы международной стабильности - государственный суверенитет и нерушимость границ. Действие вышеназванных тенденций делает проблематичным реальное становление общенационального и
3

общекультурного единства как в посткоммунистической России, так и в ряде государств бывшего Советского Союза. В этой связи представляется наиболее актуальным теоретико-методологическое осмысление концепций надэтнической идентичности и в равной степени философско-антропологический анализ сущности и механизмов советской макросоциальной надэтнической идентификации. Для решения поставленных задач необходимо переосмыслить социо¬культурный опыт формирования надэтнической культуры советских людей, раскрыть механизмы становления и динамику советскости - социокультурной идентичности советского человека, выявить специфику развития уникальной социально-культурной общности, явившейся фундаментом для формирования советской идентичности.
Научные исследования, посвященные изучению надэтнической общности и соответствующей идентичности в контексте проблемы этнонациональных и межкультурных отношений в СССР, лишены целостности и являются в на¬стоящее время одними из наиболее слабо разработанных и, наоборот, сильно идеологизированных. В связи с этим все большее значение имеет постановка рассматриваемой проблемы в контексте новых культурных, социальных и политических явлений постсоветской эпохи.
Изучение социокультурных характеристик советскости представляется как проблема теоретической реконструкции исходного состояния советского человека, надэтническая идентичность которого конкретизируется в концепте «советский народ как новая историческая общность людей». В современных российских условиях проблема макросоциальной надэтнической идентичности становится все более актуальной, ее изучение все шире включается в теорию и практику философских и социогуманитарных исследований. Таким образом, анализ проблемы становления и развития надэтнической социокультурной идентичности советского человека - советскости - в условиях поиска социальных, нравственных и культурных ориентиров современного общества пред-ставляется научно оправданным и практически актуальным.
4

Степень научной разработанности проблемы. На протяжении последних десятилетий в отечественном обществоведении значительное внимание уделяется изучению макросоциальной идентичности в различной терминологической постановке. В теоретических построениях, лежащих в основе данных исследований, авторы исходят из того, что социальная идентификация - это маркер, указывающий на принадлежность человека к определенной социальной группе и процесс отождествления себя с этой группой. Изучение идентичности в СССР активно началось после Второй мировой войны, хотя для обозначения этого феномена использовались термины «национальное самоопределение» и «этническое самосознание». В середине 1960-х годов был намечен решительный поворот к разработке теоретических основ отечественного социогуманитарного знания, прежде всего, теории этноса как главного исследовательского объекта. Однако следует заметить, что общепризнанной теории этноса в отечественном обществоведении нет.
П.И. Кушнер обратился к анализу основных признаков этнической общности, ему принадлежит заслуга обоснования роли этнического самосознания как наиболее существенного признака этноса. В Советском Союзе начало теоретическому осмыслению идентичности положили исследования В. С. Агеева, С.А. Арутюнова, Ю.В. Бромлея, Е.П. Бусыгина, М.С. Джунусова, Л.М. Дроби- жевой, В.Б. Иорданского, В.И. Козлова, И.С. Кона, В.П. Куницыной, А.В. Пет¬ровского, Б.Ф. Поршнева, Г. А. Сергеевой, В.В. Столина, А. А. Сусоколова, Т.В. Таболиной, Л.Н. Терентьевой, А.Н. Холмогорова, Н.Н. Чебоксарова, К.В. Чис¬това, Г.В. Шелепова, О.И. Шкаратана, В. А. Ядова и других исследователей1.
1 Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М., 1990; Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. - М., 1973; Джунусов М.С. О некоторых национальных особенностях образа жизни в условиях социализма // Социологические исследования. - 1975. - №4; Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений. - М., 1981; Иорданский В.Б. Этническое самосознание изнутри: его структура // Рабочий класс и современный мир. - 1990. -№ 4; Исследования по общей этнографии: Сборник статей. - М., 1979; Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография. - 1974. - № 2; Кон И.С. В поисках себя. - М., 1983; Куницына В.П. Этнические стереотипы // Психологический журнал. - 1989. - № 4; Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М., 1966; Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983; Сусоколов А.А. Межнациональные браки в
5

Авторы, принадлежащие к отечественной этнографической (этнологической) школе, преимущественно рассматривали, каким образом самосознание людей смешанного и несмешанного происхождения соотносится с этнокультурными процессами, протекающими в различных регионах СССР. Огромное значение для развития теоретической мысли имели регулярно проводившиеся в 70 - 80-е годы XX века на страницах журнала «Советская этнография» дискуссии по проблемам теории социальной и этнической психологии, этнической социологии, культурной традиции.
Понятие «этничность» («этническая идентичность») вошло в лексикон отечественных социогуманитарных наук в качестве заимствованного из запад¬ной антропологии и социологии термина. С середины 1970-х годов концепция этничности стала обретать все большую значимость в антропологической теории, появились различные подходы к изучению этничности, призванные объяснить сложную природу социальных и культурных изменений, формирование и роль групповых коалиций, социальный конфликт, расовые и этнокультурные взаимодействия, процессы «нациестроительства».
В 1980 - 1990-х годах в мире появилось большое количество научных публикаций по проблемам этнической идентификации и этничности, особенно в области социологии, философии, этнологии, политологии, социальной антропологии. Проблематика, связанная с культурной и социальной идентичностью, привлекала внимание многих западноевропейских и американских исследова¬телей: Х. Абельса, Д. Абрамса, Б. Андерсона, Э. Балибара, О. Бауэра, П. Берге¬ра, Р. Бернса, Г. Блумера, М. Бэнкса, М. Бэнтона, И. Валлерстайна, Г. Гарфин- келя, А. Гелена, Э. Геллнера, Э. Гидденса, М. Глакмэна, И. Гофмана, Дж. Деве¬ро, Дж. Де-Воса, Ж. Делёза, А. Коэна, Ч. Кули, Ж. Лакана, Т. Лукмана, Ф. Мей¬
СССР. - М., 1987; Таболина Т.В. Этническая проблематика в современной американской науке: Критический обзор основных этносоциологических концепций. - М., 1985; Холмого-ров А.Н. Интернациональные черты советских наций. - Рига, 1972; Чебоксаров Н.Н., Чебок- сарова И.А. Народы, расы, культуры. 2-е изд. - М., 1985; Чистов К.В. Этническая общность, этническое самосознание и некоторые проблемы духовной культуры // Советская этнография. - 1972. - № 3; Шелепов Г.В. Общность происхождения - признак этнической общности // Советская этнография. - 1968. - № 4; Ядов В. А. Социологический подход к исследованию личности в системе понятий образа жизни // Вопросы философии. - 1983. - №12.
6

ера, Дж. Г. Мида, С. Московичи, Д. Мюррея, Х. Плеснера, Э. Ротхакера, Э. Смита, Дж. Тернера, Г. Тэджфела, Ю. Хабермаса, К. Хюбнера, Дж. Хонигмана, Ф.Л.К. Хсю, М. Шелера, А. Шюца, А.Л. Эпштейна, Т.Х. Эриксена, Э. Эриксона, К.Г. Юнга и других1. В последние годы ХХ века наиболее важной теоретической проблемой в анализе социокультурной идентичности является активно ведущаяся дискуссия о характере этничности как этнической идентичности - является ли она примордиальной связью (работы П. ван ден Берге, Ю.В. Бромлея, Р. Гамбино, К. Гирца, Э. Грили, У. Коннора) или инструментальным конструк¬том (исследования М. Бэнкса, Дж. Ротшильда, В.А. Тишкова, Д.Л. Хоровица) .
Отечественные ученые В.С. Библер, А.П. Бутенко, Г.М. Гак, В.Л. Глазы- чев, Г.Е. Глезерман, Л.А. Гордон, А.А. Гусейнов, Н.М. Закович, Э.В. Ильенков, М.Т. Иовчук, П.П. Кампарс, Э.В. Клопов, С.М. Ковалев, А.Н. Красин, М.И. Ку- личенко, Г.В. Осипов, К.К. Платонов, П.М. Рогачев, М.А. Свердлин, Г.Л. Смирнов, С.Г. Струмилин, В.И. Толстых, И.Т. Фролов, С.С. Хромов и другие в работах, посвященных анализу различных аспектов советской общности, оперировали понятиями «социалистический образ жизни» и «буржуазный образ жизни», сопоставляя две противостоящие друг другу социокультурные системы .
1 Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. - СПб., 2000; Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышление об истоках и распространении национализма. - М., 2001; Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. Нации и национа¬лизм. - М., 2002; Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. - М., 2003; Бергер П., Лук- ман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. - М., 1995; Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1987; Геллнер Э. Нации и национализм / Пер. с англ. - М., 1991; Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. - М., 2003; Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М., 2000; Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. - М., 2000; Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под общей ред. А. А. Белика. - М., 2001; Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. Пер. с фр. - М., 1998; Смит Э. Национализм и модернизм. - М., 2004; Тернер Дж. Социальное влияние. - СПб., 2003; Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. - М., 1998; Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции. - М., 1995; Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969; Шютц А. Смысловая структура повседневного мира. Очерки по фено¬менологической социологии. - М, 2003; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. - М., 1996; Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. - М., 1993.
2 См.: Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. - СПб., 1997.
3 Бутенко А.П. Концепция развитого социализма, ее формирование и сущность. - М., 1978; Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности. - М., 1967; Глезерман Г.Е. Клас¬
7

Особенности западного восприятия феномена советскости, исследования социализма, коммунистической идеологии и советской социокультурной сис¬темы представлены в работах Т. Адорно, Х. Арендт, Р. Арона, Р.А. Бауэра, А. Безансона, С. Бойм, Э. Бернса, Дж. Боффа, М. Вебера, М. Геллера, Р. Даля, Р. Дарендорфа, М. Джиласа, А. Инкелеса, М. Кивинена, П. Козловски, А. Камю, Ф. Конта, С. Коткина, Дж. Крамера, К. Маннгейма, Э. Морена, Ф.С. Нильсена, Д. Олстеда, Т. Парсонса, К. Поланьи, К. Поппера, Б. Рассела, Б. Розенталь, Т. Рокмора, Ж.-П. Сартра, Р. Сервиса, Р.Г. Суни, А.Дж. Тойнби, А. Турена, Ш. Фицпатрик, Э. Фромма, М. Фуко, С. Хантингтона, Э.Дж. Хобсбома, Ю. Шер- рер, К. Ясперса и других исследователей1. Западный образ Советского Союза
сы и нации. - М., 1974; Гордон Л. А., Клопов Э.В., Оников Л. А. Черты социалистического образа жизни: быт городских рабочих вчера, сегодня, завтра. - М., 1977; Журавлев В.В. Проблемы духовной жизни развитого социализма. - М., 1980; Иовчук М.Т. Ленинизм, философские традиции и современность. - М., 1970; Кампарс П.П., Закович Н.М. Советская граждан-ская обрядность. - М., 1967; Ковалев С.М. Формирование социалистической личности. - М., 1980; Красин А.Н. Социально-философские проблемы становления коммунистического типа личности. - М., 1981; Куличенко М.И. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития. - М., 1972; Рогачев П.М., Свердлин М.А. Патриотизм и общественный прогресс. - М., 1974; Смирнов Г.Л. Советский человек. Формирование социалистического типа лично-сти. - М., 1980; Толстых В.И. Образ жизни. Понятие. Реальность. Проблемы. - М., 1975; Фролов И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. - М., 1983; Хромов С.С., Калашников В.Л., Шишов Н.И. Интернационализм и патриотизм: история и современность. - М., 1977.
1 Адорно Т. Негативная диалектика. - М., 2003; Арендт Х. Массы и тоталитаризм // Вопросы философии. - 1992. - № 2; Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М., 1993; Бернс Э. Введе¬ние в марксизм. - М., 1961; Бойм С. Общие места: Мифология повседневной жизни. - М., 2002; Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994. - М., 1996; Вебер М. Политические работы. - М., 2003; Даль Р. Демократия и ее критики. - М., 2003; Дарендорф Р. Тропы из утопии. - М., 2002; Джилас М. Лицо тоталитаризма. - М., 1992; Ка¬мю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М., 1990; Кивинен М. Про¬гресс и хаос: Социологический анализ прошлого и будущего России. - СПб., 2001; Козловски П. Прощание с марксизмом-ленинизмом: О логике перехода от развитого социализма к этическому и демократическому капитализму: Очерки персоналистской философии. - СПб., 1997; Конт Ф. К политической антропологии советской системы: Внешнеполитические ас-пекты. - М., 2003; Крамер Дж., Олстед Д. Маски авторитарности. - М., 2002; Маннгейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994; Морен Э. О природе СССР: Тоталитарный комплекс и новая империя. - М., 1995; Нильсен Ф. С. Глаз бури. - СПб., 2003; Рассел Б. Практика и тео-рия большевизма. - М., 1991; Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономи-ческие истоки нашего времени. - СПб., 2002; Поппер К. Открытое общество и его враги. - М., 1992; Сартр Ж..-П. Тошнота: Избр. произведения. - М., 1994; Тойнби А. Постижение ис-тории. - М., 1991; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М., 2003; Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность. - М., 1993; Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990; Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994.
8

предполагал взгляд на СССР как на особый культурный мир, резко отличный от западного. В советский период представления западных исследователей носили сложный и неоднозначный характер: противоположные оценки сводились, с одной стороны, к восприятию советской системы как культурной и политической провинции, с другой - как средоточия мировых культурных достижений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Духовная ситуация конца XX - начала XXI вв. ставит в качестве актуальной проблему осмысления советского социокультурного наследия во всей разнородности его культурных и социально-антропологических особенностей. Отечественная культура советского периода, несомненно, принадлежит к раз¬ряду наиболее своеобразных явлений мировой истории. Это касается не только завершившегося века, но соотносится и с более широкой перспективой. Анализ генезиса и развития советскости как макросоциальной надэтнической идентичности и культуры советского человека является плодотворной почвой для понимания современных социокультурных процессов.
Советскость в контексте философской антропологии и философии культуры рассмотрена в диссертационном исследовании как уникальной тип макросоциальной надэтнической идентичности, выступающей в качестве элемента субъективной реальности, структуры самосознания, и элемента объективной реальности - надэтнической общности, создаваемой макросоциальными социокультурными отношениями. Социально-культурная специфика советского человека предполагала, что он стремится к включению в общесоветскую социокультурную общность и вместе с тем - к выделению из социума в качестве индивидуальности.
В диссертационном исследовании делается вывод о том, что макросоциальная идентичность есть осознание, переживание своей принадлежности к культуре. Чувство принадлежности советского человека к единой трансиндиви¬дуальной культуре было призвано выполнять важные социокультурные и социально-психологические функции: обеспечивать подчинение советской социокультурной системе - конформность, коллективность, но вместе с тем - групповую защиту и критерий оценки и самооценки.
В содержательном отношении макросоциальная надэтническая идентич¬ность советского человека, формируя единое социокультурное пространство и опосредуя институциональные нормы, выступала регулятором социального по¬ведения и определялась двумя идентификационными моделями: во-первых, имманентным процессом выстраивания универсального, надличностного образа мира; во-вторых, интенциональностью, прямой направленностью субъекта на себя.
Инструментальный характер советскости был связан с конструированием идеологией и пропагандой поликультурной общегражданской консолидации в целях сохранения государственно-политического единства страны. Объективный характер советской идентичности создавался едиными для советского на¬рода культурными институтами, системой образования, средствами массовой информации, единообразием институциональной организации в сферах социальной, политической и повседневной жизни: едиными нормами права, информационной инфраструктурой, системой социального обеспечения.
Советская идентичность легитимировала тотальное установление инстанций власти, отрицающих и нивелирующих все, что находится за горизонтом их перспективности, а также социокультурной идентичности советского человека, сущностная доминанта которого была связана с ценностями коллективизма, социального равенства и патерналистскими установками и в то же время с ценностями автономии, индивидуализма, самореализации, личной и творческой свободы.
Базовые структуры формирования духовности и коллективности советского человека - коммунистическая идеология и советская культура - имели абсолютный и безусловный характер, согласование интересов и социальный консенсус могли уступать место властным отношениям, основывающимся на подчинении. Социальный субъект тоталитарного общества - советский человек
167

- являлся коллективным субъектом, мобилизовавшим все культурные потенции для утверждения собственной абсолютной воли и объективной непреложности, формировавшей советскую идентичность, в процессе социально-политического и культурного творчества.
Основная идея диссертационного исследования заключается в том, что философско-антропологический анализ феномена советскости занимает важное место в структуре современного социогуманитарного знания в контексте исследования феномена макросоциальной надэтнической идентичности. Сущность рассмотренного в диссертации феномена социокультурной идентичности советского человека состоит в конструктивной бесконфликтной консолидации этнических идентичностей и этнокультур в единую надэтническую культуру. Апелляция советской полиэтнической и одновременно надэтнической культуры к надэтнической общегражданской солидарности представляла собой реорганизацию перспектив видения целостной социокультурной идентичности советских граждан, причем особенность этой реорганизации заключается в тотализации идеологических и государственно-политических перспектив.
Антропологическое и социокультурное измерение феномена советскости характеризуется открытостью для дальнейшего исследования феномена надэтнической идентичности как доказательства того, что человеческий фактор играет системообразующую роль в культуре, имеет множество измерений, охватывающих культурную, социально-психологическую, духовную, поведенческую, дискурсивную, языковую, коммуникативную, историческую, социоантропологическую целостность, которая по-разному проецируется в различные формы культуры и отражается как в структурах самосознания и поведения, так и в продуктах духовного творчества - науке, религии, праве, политике.
Философскоантропологический анализ феномена советскости может служить философам, культурологам, антропологам базой как для исторической реконструкции общесоветской культуры и культур других этносов России и бывшего СССР, так и для исследования процесса адаптации и трансформации надэтнической поликультурной идентичности к современной глобализирующейся и одновременно фрагментированной социокультурной действительности.
Либерально-демократическая модернизация российского общества разрушила важнейшие элементы устойчивого социально-антропологического и культурного контекста, в котором складывались привычные для советского человека представления о самом себе, о собственной истории, обществе и государстве. Многое из того, что долгие годы ассоциировалось с советскостью, то есть принадлежностью к советской социокультурной доминанте - надэтнической идентичности сограждан страны Советов, с исчезновением советской кон¬солидации перешло в разряд этнополитических, этнорелигиозных и новых социально-политических идентичностей.
В современной России существовать в состоянии кризиса надэтнической идентичности невозможно, так же, как невозможно прямо и непосредственно обратиться, вернуться к советским идентификационным формам. С одной стороны, они действительно подвергались безапелляционной и жесточайшей критике на протяжении последнего десятилетия XX века, в результате чего часть советских культурно-символических констелляций просто исчезла, другие значительно трансформировались.


Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интер-претативную социологию / Пер. с нем. яз. / Под общей редакцией Н. А. Головина и В. В. Козловского. - СПб.: Алетейя, 1000. - 171 с.
1. Аверкиева Ю. П. История теоретической мысли в американской этно¬графии. - М.: Наука, 1979. - 188 с.
3. Авксентьев В. А. Этническая конфликтология: В 1 ч. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996. Ч. 1. - 153 с.; Ч. 1. - 168 с.
4. Авксентьев В. А. Этническая конфликтология: в поисках научной пара¬дигмы. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1001. - 168 с.
5. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 139 с., илл.
6. Адорно Т. Негативная диалектика. - М.: Научный мир, 1003. - 374 с.
7. Алексеев П. В. Революция и научная интеллигенция. - М.: Политиздат, 1987. - 170 с.
8. Амелин В. В. Вызовы мобилизованной этничности: Конфликты в исто¬рии советской и постсоветской государственности / Серия «Националь¬ные движения в СССР и в постсоветском пространстве». - М.: ИЭА РАН; ЦИМО, 1997. - 310 с.
9. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - М.: Наука, 1000. - 351 с.
10. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышление об истоках и распространении национализма. - М.: Канон-пресс-Ц, 1001. - 188 с.
171

11. Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. Нации и национализм. - М.: Праксис,
2002. - 416 с.
12. Андреева Г. М. Психология социального познания. - М.: Аспект-пресс,
1997. - 239 с.
13. Андреева Г. М. Современная социальная психология на Западе: (Теоре-тические направления). - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 270 с.
14. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психоло¬гии // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 77-91.
15. Арендт Х. Vita activia, или о деятельности жизни / Пер. с нем. и англ. В.
В. Бибихина. - СПб.: Алетейя, 2000. - 437 с.
16. Арендт Х. Массы и тоталитаризм // Вопросы философии. - 1992. - № 2.
- С. 31-47.
17. Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Пер с фр. И. Г. Семенова. - М.: Текст; Лит.-изд. студия «Риф», 1993. - 301 с.
18. Арон Р. Мнимый марксизм / Пер с фр., предисловие И. А. Гобозова. - М.: Прогресс, 1993. - 382 с.
19. Арутюнов С. А. Адаптивное значение культурного полиморфизма // Этнографическое обозрение. - 1993. - № 4. - С. 27-39.
20. Арутюнян Ю. В. Трансформация постсоветских наций: По материалам этносоциологических исследований. - М.: Наука, 2003. - 207 с.
21. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М. Многообразие культурной жизни пародов СССР. - М.: Мысль, 1987. - 303 с.
22. Архангельский Л. М. Племя, народность, нация как исторические фор¬мы общности людей. - М.: Высшая школа, 1961. - 40 с.
23. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 104 с.
24. Афанасьев Ю. А. Опасная Россия: традиции самовластья сегодня. - М.: РГГУ, 2001. - 432 с.
172

25. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России). - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Сибирский хроно¬граф, 1997. - Т. 1: От прошлого к будущему. - 804 с.
26. Ахиезер А. С., Давыдов А. П., Шуровский М. А., Яковенко И. Г., Ярко- ва Е. Н. Социокультурные основания и смысл большевизма. - Новоси¬бирск: Сибирский хронограф, 2002. - 610 с.
27. Ахиезер А. С., Козлова Н. Н., Матвеева С. Я. и др. Модернизация в России и конфликт ценностей. - М.: Ин-т философии РАН, 1994. - 250 с.
28. Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. - М.: Логос-Альтера, 2003. - 272 с.
29. Барботько Л. М., Войтов В. А., Мирский Э. М. Тотальная идеология против тоталитарного государства // Вопросы философии. - 2000. - № 11 - С. 12-37.
30. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Издательская группа «Про¬гресс», «Универс», 1994. - 616 с.
31. Барулин В. С. Основы социально-философской антропологии. - М.: ИКЦ Академкнига, 2002. - 411 с.
32. Барулин В. С. Российский человек в ХХ веке. Потери и обретение себя.
- СПб.: Алетейя, 2000. - 411 с.
33. Белинская Е. П.. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. - 1999. - № 3. - C. 40-46.
34. Бергер П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива / Пер. с англ. / Под ред. Г. С. Батыгина. - М.: Аспект-пресс, 1996. - 162 с.
35. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. - М.: Московский философский фонд и др., 1995.
- 322 с.
36. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука, 1990.
- 220 с.
173

37. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. - В 1 т. Т. 1. - М.: Искусство, 1994. - 541 с.
38. Бернс Э. Введение в марксизм / Пер. с англ. / Под общ. ред. Ф. В. Кон-стантинова. - М.: Изд. иностран. лит., 1961. - 96 с.
39. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 417 с.
40. Бойм С. Общие места: Мифология повседневной жизни. - М.: Новое литературное обозрение, 1001. - 310 с.
41. Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964 - 1994 / Пер. с ит. Хаустовой Л. Я. - М.: Международные отношения,
1996. - 310 с.
41. Бочаров В. В. Этнография и изучение политических традиций общества // Советская этнография. - 1989. - № 3. - С. 18-34.
43. Бромлей Ю. В. К разработке понятийно-терминологических аспектов национальной проблематики // Советская этнография. - 1989. - № 6. - С. 105-119.
44. Бромлей Ю. В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых под¬ходов. - М.: Наука, 1988. - 107 с.
45. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. - М.: Наука, 1983. - 411 с.
46. Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история, современ¬ность. - М.: Наука, 1987. - 334 с.
47. Бромлей Ю. В., Шкаратан О. И. О соотнесении предметных областей этнографии, истории и социологии // Советская этнография. - 1978. - №
4. - С. 56-83.
48. Брук С. И., Чебоксаров Н. Н. Метаэтнические общности // Расы и наро¬ды. - 1976. - Вып. 6. - С. 64-85.
49. Бузгалин А. В. Ренессанс социализма (курс лекций, прочитанных в Мо-лодежном университете современного социализма). - М.: Едиториал УРСС, 1003. - 511 с.
174

50. Бузгалин А. В., Колганов А. И. Сталин и распад СССР. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 160 с.
51. Булыгина Т. А. Общественные науки в СССР 1945 - 1985 гг. - 2-е изд.
- М.: МАДИ (ТУ), Институт гуманитарных исследований, 2000. - 240 с.
52. Булыгина Т. А. Советская идеология и общественные науки. - 2-е изд. - М.: МАДИ (ТУ), Институт гуманитарных исследований, 1999. - 124 с.
53. Бутенко А. П. Социалистический образ жизни: проблемы и суждения. - М.: Наука, 1978. - 365 с.
54. Бухаров А. С. Концепция деятельности в социологии К. Маркса и М. Вебера. - М.: Канон+, 2002. - 120 с.
55. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
- 444 с.
56. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. Изд. 3-е. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 368 с.
57. Валлерстайн И. После либерализма. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 256 с.
58. Вебер М. Политические работы. - М.: НПЦ «Праксис», 2003. - 424 с.
59. Виктор Серж: Социалистический гуманизм против тоталитаризма. Ма¬териалы международной научной конференции (Москва, 29-30 сентября 2001 года) / Под ред. А. В. Гусева. - М.: НПЦ «Праксис», 2003. - 178 с.
60. Винер Б. Е. К построению качественной регрессивной модели этниче¬ской идентичности // Журнал социологии и социальной антропологии
1998. - Т. 1. - № 3. - С. 100-117.
61. Вишневский А. Г. Серп и рубль: Консервативная модернизация в СССР. - М.: ОГИ, 1998. - 432 с.
62. Волков Ю. Г. Homo Humanus. Личность и гуманизм: социологический аспект. - М.: Высшая школа, 1995. - 158 с.
63. Вундт В. Психология народов. - М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2002. - 864 с.
175

64. Вяткин Б. А., Хотинец В. Ю. Этническое самосознание как фактор раз¬вития индивидуальности // Психологический журнал. - 1996. - № 5. - С. 69-75.
65. Гаджиев К. С. Американская наука: национальное самосознание и культура. - М.: Наука, 1990. - 240 с.
66. Гаджиев К. С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы филосо¬фии. - 1992. - № 2. - С. 13-28.
67. Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. - М.: Политиздат, 1991. - 367 с.
68. Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности. - М.: Мысль, 1967. - 167 с.
69. Гак Г. М. Социалистическое общество и личность. - М.: Правда, 1945. - 142 с.
70. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. В 2-х т. Сост. и общ. ред. и вступ. ст. А. В. Гулыги. Т. 1-2. - М.: Мысль, 1972-1973. - Т. 1. - 668 с.
71. Геллнер Э. Нации и национализм / Пер. с англ. / Ред. и послесловие И. И. Крупника. - М.: Прогресс, 1991. - 320 с.
72. Генис А. Совок // Независимая газета. - 1995. - 15 сентября.
73. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. - М.: Академический Проект, 2003. - 528 с.
74. Глезерман Г. Е. Классы и нации. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1974.
- 174 с.
75. Глезерман Г. Е. Общественное бытие и общественное сознание. - М.: «Московский рабочий», 1958. - 64 с.
76. Глезерман Г. Е. Рождение нового человека: Проблемы формирования личности при социализме / Пред. Х. Н. Момджяна. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.
77. Гозман Л. Я. Психология перехода // Вопросы философии. - 1995. - №
5. - С. 24-37.
176

78. Гордон Л. А. Потери и обретения России девяностых: Историко-социологические очерки экономического положения народного боль¬шинства. - М.: Едиториал УРСС, 1000. Т. 1. - 301 с.
79. Гордон Л. А., Клопов Э. В., Оников Л. А. Черты социалистического об¬раза жизни: быт городских рабочих вчера, сегодня, завтра. - М.: Наука, 1977. - 168 с.
80. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково Поле, 1000. - 304 с.
81. Гражданское общество в России: Западная парадигма и российская ре-альность / ИМЭМО РАН. - М., 1996. - 140 с.
81. Гражданское общество: теория, история, современность / Отв. ред. З. Т. Голенкова.- М.: Институт социологии РАН, 1999. - 684 с.
83. Грушин Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежне¬ва, Горбачева и Ельцина в 4-х книгах. Жизнь 1-я. Эпоха Хрущева. - М.: «Прогресс-Традиция», 1001. - 614 с.
84. Губогло М. Н. Языки этнической мобилизации. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - 816 с.
85. Губогло Н. М. Современные этноязыковые процессы в СССР: основные факторы и тенденции развития нац.-рус. двуязычия / Отв. ред. Ю. В. Бромлей. - М.: Наука, 1984. - 188 с.
86. Гуревич А. Я. Теория формаций и реальность истории // Вопросы фи¬лософии. - 1990. - № 11. - С. 10-37.
87. Гусев С. С., Пукшанский Б. Я. Обыденное мировоззрение: структура и способы организации. - СПб: Наука, 1994. - 86 с.
88. Гуссерль Э. Амстердамские доклады (II часть) // Логос. - 1994. - № 5. - С. 7-15.
89. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 1. / Пер. с нем. под общ. ред. В. И. Молчанова. - М.: РИГ «Логос», Гнозис, 1994. - Т. 1. Феноменология внутреннего сознания времени. - 161 с.
177

90. Давидович В. Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятель¬ности. - М.: Наука, 1989. - 340 с.
91. Даль Р. Демократия и ее критики. - М.: РОССПЭН, 2003. - 576 с.
92. Данилов А. А., Пыжиков А. В. Рождение сверхдержавы: СССР в пер¬вые послевоенные годы. - М.: РОССПЭН, 2003. - 304 с.
93. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики и свободы. - М.: РОССПЭН, 2002. - 288 с.
94. Дарендорф Р. Тропы из утопии. - М.: Праксис, 2002. - 536 с.
95. Денисова Г. С., Уланов В. П. Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса. - Ростов-на-Дону, 2003. - 352 с.
96. Джилас М. Лицо тоталитаризма. - М.: Новости. 1992. - 539 с.
97. Джунусов М. С. Буржуазный национализм: принципы критики. - М.: Наука, 1986. - 238 с.
98. Джунусов М. С. О некоторых национальных особенностях образа жиз¬ни в условиях социализма // Социологические исследования. - 1975. - №4. - С. 56-75.
99. Дмитриев А. В. Социальный конфликт: общее и особенное. - М.: Гар- дарики, 2002. - 526 с.
100. Драма российской истории: большевики и революция / Под ред. А.
Н. Яковлева. - М.: Новый хронограф, 2002. - 449 с.
101. Дробижева Л. М, Аклаев А. Р., Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. - М.: Мысль, 1996. - 382 с.
102. Дробижева Л. М. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений. - М.: Наука, 1981. - 230 с.
103. Дробижева Л. М. Социальные проблемы межнациональных отно¬шений в постсоветской России. - М.: Центр общечеловеческих ценно¬стей, 2003. - 376 с.
178

104. Духовная культура и этническое самосознание наций / Отв. ред. Л. М. Дробижева. - Вып. 1. - М.: ИЭА РАН, 1990. - 241 с.
105. Душков Б. А. Психосоциология человекознания. - М.: ПЕРСЭ, 2003. - 480 с.
106. Дьюи Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека. - М.: Республика, 2003. - 494 с.
107. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Пер. с фр. А. Б. Гофмана; прим. В. В. Сапова. - М.: Канон, 1996. - 431 с.
108. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: этюд об органи¬зации высших обществ. - Одесса, 1900. - 230 с.
109. Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр. - М.: Канон, 1995. - 349 с.
110. Ерасов Б. С. Социальная культурология. - 3-е изд. - М.: Аспект- пресс, 1998. - 591 с.
111. Ерасов Б. С. Цивилизации: универсалии и самобытность. - М.: Нау¬ка, 2002. - 524 с.
112. Жидков В. С., Соколов К. Б. Десять веков российской ментально¬сти: картина мира и власть. - СПб.: Алетейя, 2001. - 640 с.
113. Журавлев А. Л. Социальная психология личности и малых групп: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. - 1993. - Т.
14. - № 4. - С. 43-58.
114. Журавлев В. В. В дополнение к сказанному: революция сквозь призму личного интереса // Отечественная история. - 1995. - № 4 - С. 215-228.
115. Журавлев В. В. Проблемы духовной жизни развитого социализма. - М.: Наука, 1980. - 260 с.
116. Западники и националисты: возможен ли диалог? Материалы дис¬куссии. - М.: ОГИ, 2003. - 480 с.
117. Зарипов А. Я., Файзуллин Ф. С. Этническое сознание и этническое самосознание. - Уфа, 2000. - 134 с.
179

118. Заславская Т. И. Социализм, перестройка и общественное мнение // Социологические исследования. - 1991. - № 8. - С. 3-11.
119. Заславская Т. И. Социетальная трансформация российского обще¬ства: Деятельно-структурная концепция. - М.: Дело, 1001. - 568 с.
110. Здравомыслов А. Г. Социология российского кризиса: ст. и докл. 90-х годов. - М.: Наука, 1999. - 351 с.
111. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и по¬сле. - М.: Аспект Пресс, 1003. - 485 с.
111. Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М.: Аспект- Пресс, 1999. - 186 с.
113. Зиновьев А. А. Восхождение от абстрактного к конкретному (на ма-териале «Капитала» К. Маркса). - М.: Институт философии РАН, 1001.
- 311 с.
114. Зиновьев А. А. Гибель русского коммунизма. - М.: Центрополи- граф, 1001. - 431 с.
115. Зиновьев А. А. Гомо советикус. - M.: Центрополиграф, 1991. - 467 с.
116. Зиновьев А. А. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма. - М.: Центрополиграф, 1994. - 510 с.
117. Зиновьев А. А. Новая стадия реформ // Литературная газета. - № 51.
- 16-31 декабря 1001.
118. Зиновьев А. А. Русская трагедия. Гибель утопии. - М.: Алгоритм, 1001. - 480 с.
119. Зубкова Е. Ю. Послевоенное советское общество: политика и по-вседневность. 1945 - 1953. - М.: РОССПЭН, 1999. - 111 с.
130. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах / Москов¬ский Центр Карнеги / Под ред. М. Олкотт, В. А. Тишкова и др. - М.,
1997. - 488 с.
131. Идентичность и толерантность: Сб. статей / Под ред. Н. М. Лебеде¬вой. - М.: ИЭА РАН, 1001. - 416 с.
180

132. Ильенков Э. В. Философия и культура / Вступ. ст. А. Г. Новохатько.
- М.: Политиздат, 1991. - 462 с.
133. Ильин В. В., Панарин А. С., Ахиезер А. С. Реформы и контррефор¬мы в России / Под редакцией В. В. Ильина. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - 400 с.
134. Ильин В. В., Панарин А. С., Бадовский Д. В. Политическая антро¬пология / Под редакцией В. В. Ильина. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 254 с.
135. Ильин В. И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ. 1917-1996 гг.: Опыт констуктивистско- структуралистского анализа. - Сыктывкар: Ин-т социологии РАН, 1996.
- 349 с.
136. Иное: Хрестоматия нового российского самосознания: В 3 т. / Ред.- сост. С. Б. Чернышев. - М.: Аргус, 1995. - Т. 3. - Россия как идея. - 524 с.
137. Интервью с профессором Валерием Тишковым // Журнал социоло¬гии и социальной антропологии. - Том IV. - № 4. - 2001. - С. 5-20.
138. Иовчук М. Т. Ленинизм, философские традиции и современность. - 2-е изд., доп. - М.: Мысль, 1970. - 278 с.
139. Ионин Л. Г. Социология культуры. - М.: Логос, 1996. - 280 с.
140. Иордан М. В. Этническая идентичность в контексте техногенной цивилизации: (Методологический подход) // Социальная теория и со-временность. - 1993. - Вып. 12. - С. 26-32.
141. Иорданский В. Б. Этническое самосознание изнутри: его структура // Рабочий класс и современный мир. - 1990. -№ 4. - С. 65-81.
142. Исследования по общей этнографии: Сборник статей / Под ред. Ю.
В. Бромлея. - М.: Наука, 1979. - 278 с.
143. История буржуазной социологии XIX - начала XX века / И. С. Кон, Е. В. Осипова, А. Б. Гофман и др. / Отв. ред. И. С. Кон. - М.: Наука, 1979. - 344 с.
181

144. История в XXI веке: Историко-антропологический подход в препо-давании и изучении истории человечества (Материалы Международной интернет-коннференции, проходившей 20.03 -14.05.2001 на информа¬ционно-образовательном портале www. auditorium. ru) / Под общей ре¬дакцией В. В. Керова. - М.: Московский общественный научный фонд,
2001. - 580 с.
145. История культуры советского общества: Всесоюзная научная кон-ференция «Национальные и культурные процессы в СССР»: Тезисы докладов. - Омск: Омский ун-т, 1990. - 182 с.
146. История социалистических идей и стереотипы классового сознания: Сб. обзоров. - М.: ИНИОН, 1990. - 111 с.
147. История социологии в Западной Европе и США - М.: Норма- Инфра-М, 1999. - 563 с.
148. Кагарлицкий Б. Ю. Реставрация в России. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 376 с.
149. Калашникова Е. М. Личность и общество: Проблема идентифика¬ции. - Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1997. - 152 с.
150. Кампарс П. П., Закович Н. М. Советская гражданская обрядность. - М.: Наука, 1967. - 215 с.
151. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.
152. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского, сверен и отредактирован Ц. Г. Арзаканяном и М. И. Иткиным; прим. Ц. Г. Арза- каняна. - М.: Мысль, 1994. - 591 с.
153. Кантор В. Русский европеец как явление культуры: философско- исторический анализ. - М.: РОССПЭН, 2001. - 704 с.
154. Капустин Б. Г. Три рассуждения о либерализме // Полис. - 1994. - № 3. - С. 13-29.
155. Каравашкин А. В., Юрганов А. Л. Опыт исторической феноменоло¬гии. Трудный путь к очевидности. - М.: РГГУ, 2003. - 385 с.
182

156. Кара-Мурза А. А. Как возможна Россия?: Ст. и выступ. разных лет.
- М., 1999. - 114 с.
157. Кара-Мурза А. А. Между «империей» и «смутой» // Полис. - 1995. - №1. - 10-37.
158. Кара-Мурза А. А., Поляков Л. В. Русские о большевизме. Опыт аналитической антологии. - СПб., 1999. - 677 с.
159. Кара-Мурза С. Г. Истмат и проблема Восток - Запад. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1001. - 156 с.
160. Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация. Книга вторая. От Вели¬кой Победы до наших дней. - М.: Алгоритм, 1001. - 688 с.
161. Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация. Книга первая. От начала до Великой Победы. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1001. - 640 с.
161. Касьянова К. О русском национальном характере. - М.: Академиче¬ский Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1003. - 560 с.
163. Кемеров В. Е. Проблема личности: методология исследования и личностный смысл. - М.: Наука, 1977. - 376 с.
164. Кивинен М. Прогресс и хаос: Социологический анализ прошлого и будущего России / Пер. с англ. М. Ф. Черныша. - СПб.: Академический проект, 1001. - 171 с.
165. Киселев Е. А теперь - Абрамович // Московские Новости. - 5-11 марта 1004 года.
166. Клонингер С. Теории личности. Познание человека. - СПб.: Питер, 1003. - 710 с.
167. Ковалев С. М. Формирование социалистической личности. - М.: Политиздат, 1980. - 310 с.
168. Козин Н. Г. Бегство от России (К логике исторических потрясений России в XX веке). - Саратов: Надежда, 1996. - 168 с.
169. Козлов В. А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежне¬ве: 1953 - начало 1980-х гг. - Новосибирск: Сибирский хронограф,
1999. - 413 с.
183

170. Козлов В. И. Национализм и этнический нигилизм // Свободная мысль. - 1996. - № 5. - С. 102-119.
171. Козлов В. И. Проблема этнического самосознания и ее место в тео¬рии этноса //Советская этнография. - 1974. - № 2. - С. 23-40.
172. Козлов В. И. Проблематика «этничности» // Этнографическое обо¬зрение. - 1995. - № 4. - С. 43-69.
173. Козлова Н. Н. Горизонты повседневности советской эпохи. Голоса из хора. - М.: Институт философии РАН, 1996. - 216 с.
174. Козловски П. Прощание с марксизмом-ленинизмом: О логике пере¬хода от развитого социализма к этическому и демократическому капи¬тализму: Очерки персоналистской философии. - СПб.: Экономическая школа, 1997. - 216 с.
175. Козырев Ю. Н. Козырева П. М. Дискурсивность социальных иден-тичностей // Социологический журнал. - 1995. - № 2. - С. 34-41.
176. Кон И. С. Социологическая психология: избранные психологиче¬ские труды. - М., Воронеж, 1999. - 555 с.
177. Константинов С. В., Ушаков А. И. История после болезни: образы России на постсоветском пространстве. - М.: АИРО-ХХ, 2001. - 208 с.
178. Константинов Ф. Т., Заика В. С. Социалистический интернациона¬лизм. - М.: Политиздат, 1973. - 357 с.
179. Конт Ф. К политической антропологии советской системы: Внеш-неполитические аспекты / Пер. с фр. Я. Ю. Богданова. - М.: Языки сла¬вянской культуры, 2003. - 224 с.
180. Конфликты в современной России: проблемы анализа и регулиро¬вания / Под ред. Е. И. Степанова. - М.: Едиториал УРСС, 1999. - 343 с.
181. Корецкий И. В. Социализм: утопия или реальность. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1997. - 149 с.
182. Коротеева В. В. Экономические интересы и национализм. - М.: РГГУ, 2000. - 250 с.
184

183. Кравченко А. И. Социальная антропология. - М.: Академический Проект, 2003. - 544 с.
184. Крамер Дж., Олстед Д. Маски авторитарности. - М.: Прогресс- Традиция, 2002. - 408 с.
185. Красин А. Н. Социально-философские проблемы становления ком-мунистического типа личности. - М.: Наука, 1981. - 270 с.
186. Кризисный социум: наше общество в трех измерениях / Отв. ред. Н. И. Лапин, Л. А. Беляева. - М.: Ин-т философии РАН, 1994. - 245 с.
187. Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского про-странства / Под общ. ред. Т. И. Заславской. - М.: Аспект-пресс, 1996. - 345 с.
188. Кузьмин М. Н. Переход от традиционного общества к гражданско¬му: изменение человека // Вопросы философии. - 1997. - № 2. - С. 46¬
63.
189. Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. - М.: Идея-Пресс, 2000. - 320 с.
190. Куличенко М. И. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития. - М.: Мысль, 1972. - 280 с.
191. Культурология. ХХ век: Антология. - М.: Юрист, 1995. - 703 с.
192. Кустова Л. С. Тайна национального характера. - М.: ИКАР, 2003. - 164 с.
193. Кушнер П. И. Национальное самосознание как этнический опреде¬литель. - М.: Правда, 1947. - 90 с.
194. Лапин Н. И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии. - 2000. - № 6. - С. 3-18.
195. Лапин Н. И. Пути России: социокультурные трансформации. - М.: Институт философии РАН, 2000. - 194 с.
196. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психо¬логию. - М.: Наука, 1999. - 420 с.
185

197. Лебедева Н. М. Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис со-циальной идентичности // Психологический журнал. - 1996. - № 4. - С. 31-41.
198. Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и ано¬малии, 1910-1930 гг. - СПб.: Летний сад, 1999. - 317 с.
199. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. - Изд. 5. - М.: Политиз¬дат, 1974. - Т. 37: Июнь 1918 - март 1919. - 686 с.
100. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. - Изд. 5. - М.: Политиз¬дат, 1974. - Т. 44: Июль 1911 - март 1911. - 461 с.
101. Лившин А. Я., Орлов И. Б. Власть и общество: Диалог в письмах. - М.: РОССПЭН, 1001. - 108 с., илл.
101. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропо¬логия / Под общей ред. А. А. Белика. - М.: Смысл, 1001. - 555 с.
103. Лойко Л. И. Социальная справедливость в условиях социалистиче¬ского общества (методологический аспект) // Вестник Харьковского Ун¬та. - 1985. - № 181. - С. 90-106.
104. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. - М.: Наука, 1991. - 410 с.
105. Луман Н. Власть. - М.: Праксис, 1001. - 156 с.
106. Лурье С. В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. - М.: Академический Проект, 1003. - 614 с.
107. Мадди С. Р. Теории личности: сравнительный анализ. - СПб.: Речь, 1001. - 539 с.
108. Макаров В.В. Патриотизм как философская проблема. Диссертация доктора философских наук. - М., 1990. - 130 с.
109. Макс Вебер, прочитанный сегодня. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. - 113 с.
110. Малахов В. «Скромное обаяние расизма» и другие статьи. - М.: Модест Колеров и «Дом интеллектуальной книги», 1001. - 176 с.
111. Маннгейм К. Диагноз нашего времени. - М.: Наука, 1994. - 368 с.
186

212. Марков Б. В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. - СПб.: Изд-во «Алетейя», 1999. - 304 с.
213. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1964. - Т. 33. - 788 с.
214. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2003. - 352 с.
215. Матяш Т. П. Культура ХХ века: постмодерн. - Ростов-на-Дону, 1995. - 345 с.
216. Межкультурный диалог: Лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия / Под общ. ред. М. Ю. Марты¬нова, В. А. Тишкова. - М.: РУДН, 2003. - 406 с.
217. Ментальность россиян: специфика сознания больших групп населе¬ния России / Под общ. ред. И. Г. Дубова. - М.: Имидж-контакт, 1997. - 447 с.
218. Мережковский Д. С. «Больная Россия». - Л.: Издательство Ленин-градского университета, 1991. - 272 с.
219. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т. 2, ч.
1. - М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. - 416 с.
220. Минченко А. А. Великая постсоветская депрессия: осознание, оп-ределение, преодоление. - М.: Логос, 2002. - 304 с.
221. Мнацаканян М. О. Интегрализм и национальная общность. - М.: Анкил, 2001. - 302 с.
222. Модернизация и глобализация: образы России в XXI века. - М.: Ин¬ститут философии РАН, 2002. - 208 с.
223. Моисеев Н. Н. С мыслями о будущем России. - М.: Фонд содейст¬вия развитию соц. и полит. наук, 1997. - 210 с.
224. Морен Э. О природе СССР: Тоталитарный комплекс и новая импе¬рия / Пер. с франц. А. В. Карлова и М. А. Чешкова. - М.: Наука для об¬щества, РГГУ, 1995. - 220 с.
225. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. Пер. с фр. - М.: Аспект-пресс, 1998. - 480 с.
187

226. На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А. Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2000. - 255 с.
227. Назаретян А. П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лек¬ции по социальной и политической психологии. - СПб.: Питер, 2003. - 192 с.
228. Нахушев В. Ш. Российское Отечество и драма патриотизма много-национального народа. - Ставрополь-Черкесск: Изд-во СГУ, 2001. - 208 с.
229. Национальный вопрос и права беженцев. - СПб.: СПб писательская организация, 1998. - 348 с.
230. Национальные процессы в СССР. - М.: Наука, 1991. - 264 с.
231. Нильсен Ф. С. Глаз бури. - СПб.: Алетейя, 2003. - 348 с.
232. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. (Пер. с нем.) - М.: Интербук, 1990. - 301 с.
233. Новиков В. И. Формирование нравственных традиций и привычек в советском обществе. - Пермь, 1963. - 180 с.
234. Нормы и ценности повседневной жизни: становление социалисти¬ческого образа жизни в России 1920 - 1930-е гг. / Под общ. ред. Т. Ви- хавайнена. - СПб.: Нева, 2000. - 480 с.
235. Образ жизни в условиях социализма. Теоретико-методологическое исследование. Сб. ст. / Под ред. А. И. Арнольдова. - М.: Наука, 1984. - 279 с.
236. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Изд. 12-е. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: «Русский язык», 1978. - 846 с.
237. Ойзерман Т. И. Диалектический материализм и история филосо¬фии: (Историко-философские очерки). - М.: Мысль, 1979. - 309 с.
238. Ойзерман Т. И. Марксизм и утопизм. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 568 с.
239. Ойзерман Т. И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопросы философии. - 2000. - № 2. - С. 3-32.
188

240. От абсолюта свободы к романтике равенства (Из истории политиче¬ской философии). - М.: Институт философии РАН, 1994. - 212 с.
241. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск I / Под ред. Маркова Б. В., Солонина Ю. Н., Парцвания В. В. - СПб.: Издательство «Петрополис», 2001. - 378 с.
242. Павленко В. Н. Представления о соотношении социальной и лично¬стной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С. 135-142.
243. Павленко В. Н., Корж Н. Н. Трансформация социальной идентично¬сти в посттоталитарном обществе // Психологический журнал. - 1998. - Том 19. - № 1. - С. 75-88.
244. Панарин А. С. Искушение глобализмом. - М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 416 с.
245. Панарин А. С. Российская интеллигенция в мировых войнах и рево-люциях ХХ века. - М.: Едиториал УРСС, 1998. - 350 с.
246. Парсонс Т. О социальных системах. - М.: Академический Проект,
2002. - 832 с.
247. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Академиче¬ский Проект, 2002. - 880 с.
248. Переломные годы. - Том I. Губогло М. Н. Мобилизованный лин- гвицизм / Серия «Национальные движения в СССР и в постсоветском пространстве». - М.: ИЭА РАН; ЦИМО, 1993. - 302 с.
249. Перспективы человека в глобализирующемся мире: Сборник фило-софских статей./ Под. ред. В. В. Парцвании. - СПб.: Санкт- Петербургское философское общество, 2003 - 380 с.
250. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Полит¬издат, 1982. - 237 с.
251. Пихоя Р. Г. Вождь как бренд // Московские Новости. - № 8. - 4¬10.03.03.
189

252. Пихоя Р. Г. Советский Союз. История Власти. 1945-1991. - М.: Ка¬нон, 1998. - 568 с.
253. Платонов Ю. П. Этнический фактор. Геополитика и психология. - СПб.: «Речь», 2002. - 540 с.
254. Плетнев Э. П. Космополитизм капитала и интернационализм проле-тариата. - М.: Политиздат, 1974. - 200 с.
255. Поланьи К. Великая трансформация. Политические и экономиче¬ские истоки нашего времени. - СПБ.: Алетейя, 2002. - 320 с.
256. Поляков Л. В. Путь России в современность: модернизация как де-архаизация. - М.: Аспект-пресс, 1998. - 390 с.
257. Полякова Т. М. Менталитет полиэтнического общества (Опыт Рос¬сии). - М.: ИЭА РАН; ЦИМО, 1998. - 424 с.
258. Поппер К. Открытое общество и его враги. - М.: Наука, 1992. - 577 с.
259. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. - М.: Политиз¬дат, 1966. - 287 с.
260. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979. - 314 с.
261. Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2003. - 672 с.
262. Рассел Б. Практика и теория большевизма. - М.: Политиздат, 1991. 265 с.
263. Революция и человек: быт, нравы, поведение, мораль / Ин-т россий¬ской истории РАН. - М., 1997. - 224 с.
264. Резник Ю. М., Смирнов Е. А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). - М.: Институт человека РАН, Независимый ин¬ститут гражданского общества, 2002. - 260 с.
265. Релятивистская теория нации: Новый подход к исследованию этно- политической динамики России / Отв. ред. А. Г. Здравомыслов. - М.: Наука, 1998. - 278 с.
190

166. Ресурсы мобилизованной этничности / Отв. ред. М. Н. Губогло, Р. Г. Кузеев, Г. Х. Шахназаров. - Москва-Уфа, 1997. - 380 с.
167. Рогачев П. М, Свердлин М. А. О понятии «нация» // Вопросы исто¬рии. - 1966. - № 1. - С. 13-36.
168. Рогачев П. М., Свердлин М. А. Патриотизм и общественный про¬гресс. - М.: Политиздат, 1974. - 118 с.
169. Розанов В. В. Собрание сочинений. Мимолетное / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. - М.: Республика, 1994. - 541 с.
170. Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В. А. Ядова. - М.: Канон-пресс-Ц, 1001. - 640 с.
171. Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения: Сборник / Сост. Троицкий Е. С. - М., 1995. - 111 с.
171. Руткевич М. Н. Макросоциология: методологические очерки / От¬деление философии, социологии, психологии и права РАН. - М., 1995. - 187 с.
173. Руткевич М. Н. Обострение национальных отношений в СССР // Социологические исследования. - 1991. - №1. - С. 87-90.
174. Руткевич М. Н. Общество как система. Социологические очерки. - СПб.: Алетейя, 1001. - 444 с.
175. Руткевич М. Н. Теория нации: Философские вопросы // Вопросы философии. - 1999. - №5. - С. 10-37.
176. Рэдклифф-Браун А. Р. Метод в социальной антропологии / Пер. с англ. и заключ. ст. В. Николаева. - М.: «Канон-пресс-Ц», «Кучково по¬ле», 1001. - 416 с.
177. Сартр Ж.-П. Тошнота: Избр. произведения / Пер с фр.; Вступ. ст. С.
Н. Зенкина. - М.: Республика, 1994. - 496 с.
178. Сахаров В. А. «Политическое завещание» Ленина. Реальность исто¬рии и мифы политики. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1003. - 717с.
179. Селезнева Е. Н. Культурное наследие и культурная политика Рос¬сии 1990-х годов. - М.: РИК, 1003. - 164 с.
191

280. Сеннет Р. Падение публичного человека. - М.: Логос, 2002. - 424 с.
281. Сикевич З. В. Национальное самосознание русских. - М.: АОЗТ «Механик», 1996. - 325 с.
282. Синявский А. Д. Основы советской цивилизации. - М.: Аграф,
2002. - 464 с.
283. Скворцов Н. Г. Проблема этничности в социальной антропологии. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. - 184 с.
284. Скворцов Н. Г. Этничность, раса, способ производства: неомаркси¬стская перспектива // Журнал социологии и социальной антропологии,
1998. - Том 1. - №1. - С. 53-71.
285. Смирнов Г. Л. Советский человек. Формирование социалистическо¬го типа личности. - 3-е изд. - М.: Политиздат, 1980. - 268 с.
286. Смит Э. Национализм и модернизм. - М.: Праксис, 2004. - 464 с.
287. Советский простой человек: Опыт социального портрета на рубеже 90-х / Голов А. А., Гражданкин А. И., Гудков Л. Д. и др.; Отв. ред. Лева¬да Ю. А. - М.: Мировой океан, 1993. - 300 с.
288. Советское общество: возникновение, развитие, исторический фи¬нал: В 2 т. Т. 1. От вооруженного восстания в Петрограде до второй сверхдержавы мира / Под общ. ред. Ю. Н. Афанасьева. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1997. - 510 с.
289. Современные этнические процессы в СССР / Отв. ред. Ю. В. Бром¬лей. - М.: Наука, 1975. - 338 с.
290. Сознание как целостность и рефлексия / Матяш Т. П.; Ред. В. Е. Да-видович. - Ростов-на-Дону: Ростовский ун-т, 1988. - 184 с.
291. Соколовский С. В. Права меньшинств: Антропологические, социо-логические и международно-правовые аспекты. - М.: Московский Об-щественный Научный Фонд, 1997. - 217 с.
292. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998. - 389 с.
192

293. Соревнование двух систем: социализм и капитализм, общее и осо¬бенное (исследование, дискуссия, информация). - М.: Наука, 1990. - 408 с.
294. Социализм в перспективе постиндустриализма / Под ред. канд. фи- лос. наук Е. А. Самарской. - М.: Едиториал УРСС, 1999. - 256 с.
295. Социальная и культурная дистанция: Опыт многонациональной России / Отв. ред. Л. М. Дробижева / ИЭА РАН, ИСИ РАН. - М., 1998. - 385 с.
296. Социальная идентификация личности / Под ред. В. А. Ядова. - М.: Институт социологии РАН, 1993. - 478 с.
297. Социальная идентичности и изменение ценностного сознания в кризисном обществе: методология и методика измерения социальной идентичности / Отв. ред. Н. А. Шматко. - М.: Наука, 1992. - 250 с.
298. Социально-культурный облик советских наций. По результатам эт- носоциологического исследования / Отв. ред. Ю. В. Арутюнян, Ю. В. Бромлей. - М.: Наука, 1986. - 246 с.
299. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М.: Аспект-Пресс, 2003. - 368 с.
300. Страницы истории советского общества: Факты, проблемы, люди / Под общ. ред. А. Т. Кинкулькина; сост.: Г. В. Клокова и др. - М.: По¬литиздат, 1989. - 447 с.
301. Суверенитет и этническое самосознание: Идеология и практика / Отв. ред. Л. М. Дробижева, Т. С. Гузенкова. - М.: ИЭА РАН, 1995. - 300 с.
302. Судьбы людей: Россия ХХ век. Биографии семей как объект социо-логического исследования / Отв. ред. В. Семенова, Е. Фонеева. - М.: Институт социологии РАН, Проект «Социодинамика поколений», 1996.
- 426 с.
303. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. - М.: Политиздат, 1990. - 398 с.
193

304. Сушков И. Р. Самокатегоризационная теория и групповые феноме¬ны // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 1. - С. 79-94.
305. Таболина Т. В. Этническая проблематика в современной американ¬ской науке: Критический обзор основных этносоциологических концеп¬ций / Отв. ред. Бромлей Ю.В. - М.: Наука, 1985. - 390 с.
306. Тённис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социо¬логии. - СПб.: Вл. Даль, 1001. - 451 с.
307. Терентьева Л. Н. Формирование этнического самосознания в на-ционально-смешанных семьях в СССР. - М.: Наука, 1974. - 195 с.
308. Тернер Дж. С., Оукс П. Дж., Хэслем С. А., Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа // Иностранная психология.
- 1994. - № 1. - С. 67-89.
309. Тернер Дж. Социальное влияние. - СПб.: Питер, 1003. - 156 с.
310. Тишков В. А. Антропология российских трансформаций // III Кон¬гресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. - М., 1999. - С. 11-19.
311. Тишков В. А. Межнациональные отношения в Российской Федера¬ции. - М.: ИЭА РАН, 1993. - 71 с.
311. Тишков В. А. Народы и государство // Коммунист. - 1989. - № 11. -
С. 84-89.
313. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. - М.: «Русский мир», 1997. - 597 с.
314. Тишков В. А. Этничность и власть в СССР // Советская этнография.
- 1991. - № 3. - С. 45-68.
315. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / Пер. с англ. - 1-е изд. - М.: Айрис-пресс, 1003. - 591 с.
316. Токарев А. С. История зарубежной этнографии. - М.: Наука, 1978. - 345 с.
194

317. Токарев С. А. Проблема типов этнических общностей (к методоло-гическим проблемам этнографии) // Вопросы философии. - 1964. - №
11. - С. 13-28.
318. Толстых В. И. Образ жизни. Понятие. Реальность. Проблемы. - М.: Политиздат, 1975. - 184 с.
319. Тощенко Ж. Т. Этнократия. История и современность. Социологи¬ческие очерки. - М.: РОССПЭН, 2003. - 432 с.
320. Трапезников С. П. Интеллектуальный потенциал коммунизма. - М.: Политиздат, 1976. - 200 с.
321. Трубина Е. Г. Персональная идентичность как социально¬философская проблема: Диссертация на соискание ученой степени док¬тора философских наук. - Екатеринбург, 1996. - 400 с.
322. Трубина Е. Г. Рассказанное Я: проблема персональной идентично¬сти в философии современности. - Екатеринбург, 1995. - 230 с.
323. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии.
- М.: Научный мир, 1998. - 204 с.
324. Усубалиев Т. У. Ленинизм - великий источник дружбы и братства народов. - М.: Политиздат, 1974. - 180 с.
325. Федосеев П. Н. Коммунизм и философия. - М.: Наука, 1971. - 300 с.
326. Феномен человека: Антология / Сост., вступ. ст. П. С. Гуревича. - М.: Высшая школа, 1993. - 349 с.
327. Филиппов Л. С. Философия коммунизма. - М.: Academia, 2003. - 276 с.
328. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Со¬ветской России в 30-е годы: город / Пер. с англ. - М.: «Российская поли¬тическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. - 336 с.
329. Френкин А. А. Правое политическое сознание // Вопросы филосо¬фии. - 2000. - № 5. - С. 3-15.
195

330. Фролов И. Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постанов¬ки проблемы, дискуссии, обобщения. - 2-е изд., переработ. и доп. - М.: Наука, 1983. - 350 с.
331. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Политиздат, 1990. - 442 с.
332. Фромм Э. Мужчина и женщина. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. - 512 с.
333. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуально¬сти. Работы разных лет / Пер. с франц. - М.: Касталь, 1996. - 448 с.
334. Фуко М. Интеллектуалы и власть. Избранные политические статьи, выступления и интервью. - М.: Праксис, 2002. - 384 с.
335. Фукуяма Ф. Великий разрыв. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 474 с.
336. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: ООО «Изда-тельство АСТ», 2004. - 588 с.
337. Фурман Д. Символ новой России? Михалков как сигнал от Пути

Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ