АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ
|
Перечень условных обозначений, символов, сокращений, терминов 3
Введение 4
1 Тенденции формирования и реализации антикоррупционной политики в 7
мире
1.1 Международно-правовые аспекты антикоррупционной политики 7
1.2 Реализация антикоррупционной политики в Российской Федерации 10
1.3 Реализация антикоррупционной политики в Китае 12
1.4 Реализация антикоррупционной политики в Японии 16
1.5 Реализация антикоррупционной политики в Сингапуре 19
1.6 Реализация антикоррупционной политики в Финляндии 23
2 Внедрение зарубежного опыта реализации антикоррупционной политики 28
в практику антикоррупционной деятельности администрации Города Томска
2.1 Критерии анализа зарубежного опыта реализации антикоррупционной 28
политики
2.2 Сравнительный анализ антикоррупционной политики разных стран 30
2.3 Реализации антикоррупционной политики в российской практике на 36
примере администрации Города Томска
2.4 Совершенствование антикоррупционной политики на основе внедрения 43
комплекса инновационных мер по борьбе с коррупцией
Заключение 48
Литература 50
Введение 4
1 Тенденции формирования и реализации антикоррупционной политики в 7
мире
1.1 Международно-правовые аспекты антикоррупционной политики 7
1.2 Реализация антикоррупционной политики в Российской Федерации 10
1.3 Реализация антикоррупционной политики в Китае 12
1.4 Реализация антикоррупционной политики в Японии 16
1.5 Реализация антикоррупционной политики в Сингапуре 19
1.6 Реализация антикоррупционной политики в Финляндии 23
2 Внедрение зарубежного опыта реализации антикоррупционной политики 28
в практику антикоррупционной деятельности администрации Города Томска
2.1 Критерии анализа зарубежного опыта реализации антикоррупционной 28
политики
2.2 Сравнительный анализ антикоррупционной политики разных стран 30
2.3 Реализации антикоррупционной политики в российской практике на 36
примере администрации Города Томска
2.4 Совершенствование антикоррупционной политики на основе внедрения 43
комплекса инновационных мер по борьбе с коррупцией
Заключение 48
Литература 50
Актуальность темы работы обусловлена тем, что исследования, проводимые на международном и национальном уровнях на протяжении ряда лет показывают стабильно высокий уровень коррупции в России. Коррупция стала фактором упадка экономики, превратилась в реальную угрозу принципу верховенства закона, демократическим изменениям и соблюдению прав человека, привела к тяжёлым социальным последствиям, нанесла вред имиджу страны. Коррупция - системная проблема, затрагивающая социальную, экономическую и общественно-политическую жизнь российского общества.
Актуальность работы подтверждается и тем фактом, что по результатам анализа, проведённого международным агентством Transparency International в 2019 г., страна заняла 137 место из 180 стран в глобальном индексе коррумпированности [70]. На данный момент растёт количество раскрываемых преступлений и суммы коррупционный хищений в данных действиях. Только за восемь месяцев 2019 г. МВД России выявлено 18,4 тыс. преступлений коррупционной направленности, из них - 5,5 тыс., совершенных в крупном или особо крупном размере [27]. Размер материального ущерба - 102 млрд. рублей по завершённым уголовным делам, возмещено 27 млрд. рублей. Из чего следует, что антикоррупционные методы, разработанные в Российской Федерации реализуются не в полной мере, а значит требуют активной доработки и преобразования и в управленческом и в правовом аспекте с учётом передовой практики борьбы с коррупцией, осуществляемой за рубежом.
Каждое отдельно взятое государство разрабатывает внутреннюю антикоррупционную политику, исходя из уровня развития экономики, специфики самосознания и ментальности главенствующей нации и выбранного направления развития страны в целом. Поэтому содержание, механизмы и используемые методы противодействия коррупции будут отличаться от государства к государству.
С нашей точки зрения заслуживает внимания опыт таких стран, как Финляндия, Сингапур, Япония и Китай.
Финляндия на протяжении ряда лет занимает лидирующее положение в рейтингах противодействия коррупции. Такие исследователи, как Жилкин В.А., Грачев Ю.А., Кежов А.А, Маслов А.В., Ивашкив Б.И, Калач А.В., Болдырева Е.Л и др. считают, что базовым принципом антикоррупционной политики Финляндии является развитое гражданское общество и привлечение внимания населения к проблеме [23;30;31;34;35;39].
В короткие сроки, используя авторитарные методы борьбы с коррупцией, вышел в лидеры Сингапур, главной идеей антикоррупционной политики которого можно назвать стремление исключить или минимизировать условия, стимулирующие совершение коррупционных действий [23;55;57;60]. Как отмечают Акунов А.А., Иманбекова А.С., «секретами успеха Сингапура в борьбе с коррупцией являются непрерывная борьба с ней и наличие постоянно действующего специализированного органа по борьбе с коррупцией [39, с.28].
Япония выбрала свой уникальный путь, основанный на многовековой культуре и закрытости государства, для борьбы с коррупцией, в которой особая роль отведена запретам в отношении политиков, государственных и муниципальных служащих [38].
В Китае существует хорошо отлаженный механизм борьбы с коррупцией и взяточничеством, основой которого является Центральная комиссия Коммунистической партии Китая по проверке дисциплины, действующая с 1978 г. [73]. Постоянно издаются нормативные акты, призванные ужесточить борьбу с коррупционерами как внутри страны, так и за её пределами [29;32;45;49;50].
Данные страны демонстрируют стремление следовать международным принципам в противодействии коррупции и нулевую терпимость к коррупционным проявлениям. Их опыт обогатит систему антикоррупционных действий в России и её регионах.
За последнее время в России издан пакет антикоррупционных документов, основной из которых - Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273 «О противодействии коррупции» [2-10]. В совокупности, данные документы установили рамочные правила антикоррупционной политики и повлияли на реформирование государственной и муниципальной службы, правоохранительных органов, ужесточение системы наказания за коррупционные преступления, совершенствование нормативных правовых актов путём экспертизы и исключения из них возможных коррупционных рисков. В тоже время введение данных законов не избавило от целого ряда проблем, включая взяточничество и коррупционные скандалы.
Изложенные выше обстоятельства определили необходимость изучения зарубежной и международной практики антикоррупционной деятельности, оценки возможностей применения её элементов в России и разработки, адаптированных к отечественным условиям механизмов борьбы с коррупцией.
Целью исследования является анализ возможностей применения зарубежного опыта реализации антикоррупционной политики в российской практике на примере администрации Города Томска.
Цель исследования реализована через следующие задачи:
- рассмотреть тенденции формирования и реализации антикоррупционной политики в мире;
- провести сравнительный анализ (бенчмаркинг) антикоррупционной политики, таких стран, как Россия, Китай, Сингапур, Япония и Финляндия;
- определить возможности внедрения зарубежного опыта реализации антикоррупционной политики в практику антикоррупционной деятельности администрации Города Томска.
Объект исследования - антикоррупционная политика в России и в зарубежных странах.
Предмет исследования - анализ возможностей применения зарубежного опыта реализации антикоррупционной политики в российской практике на примере администрации Города Томска.
В исследовании использованы такие общенаучные методы как: анализ, сравнение, описание, обобщение, а также сравнительный и системный подходы.
Практическая значимость работы, выявленные уникальные внутристрановые механизмы противодействия коррупции могут быть использованы при формировании антикоррупционных политик, а также в дальнейших исследованиях проблемы коррупции в органах власти.
Данная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.
Первая глава является теоретической, в ней рассмотрены особенности формирования и реализации антикоррупционной политики в различных государствах, дан сравнит ельный анализ.
Вторая глава посвящена рассмотрению возможностей применения зарубежного опыта в реализации антикоррупционной политики в российской практике на примере администрации Города Томска.
Актуальность работы подтверждается и тем фактом, что по результатам анализа, проведённого международным агентством Transparency International в 2019 г., страна заняла 137 место из 180 стран в глобальном индексе коррумпированности [70]. На данный момент растёт количество раскрываемых преступлений и суммы коррупционный хищений в данных действиях. Только за восемь месяцев 2019 г. МВД России выявлено 18,4 тыс. преступлений коррупционной направленности, из них - 5,5 тыс., совершенных в крупном или особо крупном размере [27]. Размер материального ущерба - 102 млрд. рублей по завершённым уголовным делам, возмещено 27 млрд. рублей. Из чего следует, что антикоррупционные методы, разработанные в Российской Федерации реализуются не в полной мере, а значит требуют активной доработки и преобразования и в управленческом и в правовом аспекте с учётом передовой практики борьбы с коррупцией, осуществляемой за рубежом.
Каждое отдельно взятое государство разрабатывает внутреннюю антикоррупционную политику, исходя из уровня развития экономики, специфики самосознания и ментальности главенствующей нации и выбранного направления развития страны в целом. Поэтому содержание, механизмы и используемые методы противодействия коррупции будут отличаться от государства к государству.
С нашей точки зрения заслуживает внимания опыт таких стран, как Финляндия, Сингапур, Япония и Китай.
Финляндия на протяжении ряда лет занимает лидирующее положение в рейтингах противодействия коррупции. Такие исследователи, как Жилкин В.А., Грачев Ю.А., Кежов А.А, Маслов А.В., Ивашкив Б.И, Калач А.В., Болдырева Е.Л и др. считают, что базовым принципом антикоррупционной политики Финляндии является развитое гражданское общество и привлечение внимания населения к проблеме [23;30;31;34;35;39].
В короткие сроки, используя авторитарные методы борьбы с коррупцией, вышел в лидеры Сингапур, главной идеей антикоррупционной политики которого можно назвать стремление исключить или минимизировать условия, стимулирующие совершение коррупционных действий [23;55;57;60]. Как отмечают Акунов А.А., Иманбекова А.С., «секретами успеха Сингапура в борьбе с коррупцией являются непрерывная борьба с ней и наличие постоянно действующего специализированного органа по борьбе с коррупцией [39, с.28].
Япония выбрала свой уникальный путь, основанный на многовековой культуре и закрытости государства, для борьбы с коррупцией, в которой особая роль отведена запретам в отношении политиков, государственных и муниципальных служащих [38].
В Китае существует хорошо отлаженный механизм борьбы с коррупцией и взяточничеством, основой которого является Центральная комиссия Коммунистической партии Китая по проверке дисциплины, действующая с 1978 г. [73]. Постоянно издаются нормативные акты, призванные ужесточить борьбу с коррупционерами как внутри страны, так и за её пределами [29;32;45;49;50].
Данные страны демонстрируют стремление следовать международным принципам в противодействии коррупции и нулевую терпимость к коррупционным проявлениям. Их опыт обогатит систему антикоррупционных действий в России и её регионах.
За последнее время в России издан пакет антикоррупционных документов, основной из которых - Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273 «О противодействии коррупции» [2-10]. В совокупности, данные документы установили рамочные правила антикоррупционной политики и повлияли на реформирование государственной и муниципальной службы, правоохранительных органов, ужесточение системы наказания за коррупционные преступления, совершенствование нормативных правовых актов путём экспертизы и исключения из них возможных коррупционных рисков. В тоже время введение данных законов не избавило от целого ряда проблем, включая взяточничество и коррупционные скандалы.
Изложенные выше обстоятельства определили необходимость изучения зарубежной и международной практики антикоррупционной деятельности, оценки возможностей применения её элементов в России и разработки, адаптированных к отечественным условиям механизмов борьбы с коррупцией.
Целью исследования является анализ возможностей применения зарубежного опыта реализации антикоррупционной политики в российской практике на примере администрации Города Томска.
Цель исследования реализована через следующие задачи:
- рассмотреть тенденции формирования и реализации антикоррупционной политики в мире;
- провести сравнительный анализ (бенчмаркинг) антикоррупционной политики, таких стран, как Россия, Китай, Сингапур, Япония и Финляндия;
- определить возможности внедрения зарубежного опыта реализации антикоррупционной политики в практику антикоррупционной деятельности администрации Города Томска.
Объект исследования - антикоррупционная политика в России и в зарубежных странах.
Предмет исследования - анализ возможностей применения зарубежного опыта реализации антикоррупционной политики в российской практике на примере администрации Города Томска.
В исследовании использованы такие общенаучные методы как: анализ, сравнение, описание, обобщение, а также сравнительный и системный подходы.
Практическая значимость работы, выявленные уникальные внутристрановые механизмы противодействия коррупции могут быть использованы при формировании антикоррупционных политик, а также в дальнейших исследованиях проблемы коррупции в органах власти.
Данная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.
Первая глава является теоретической, в ней рассмотрены особенности формирования и реализации антикоррупционной политики в различных государствах, дан сравнит ельный анализ.
Вторая глава посвящена рассмотрению возможностей применения зарубежного опыта в реализации антикоррупционной политики в российской практике на примере администрации Города Томска.
На современном этапе, как признаёт мировое сообщество, коррупция пронизывает все сферы жизни любой страны, независимо от уровня демократии и социального благополучия. Это сложное явление, последствие политической и экономической нестабильности, изменений ценностной сферы и норм морали, ослабления системы социального контроля.
Многообразие и эволюция форм коррупционных преступлений, представляющих одну из основных угроз для современных государств, обусловили необходимость формирования сбалансированного механизма противодействия коррупции, прежде всего, на на национальном уровне с учетом мирового опыта.
Разработка антикоррупционной политики является важнейшей стратегической задачей многих стран, от успешной реализации которой зависит решение целого комплекса взаимосвязанных проблем социального, политического и экономического планов.
Антикоррупционная политика - это «научно-обоснованная, взаимосвязанная стратегия действий государства, международных организаций, граждан и их объединений, направленная на искоренение институтов коррупции посредством правотворческой, правоприменительной, правовоспитательной и доктринальной деятельности,
осуществляемой на основе принципов законности, гуманности и публичности» [24].
Как показал анализ реализации антикоррупционной политики России, Китая, Японии, Сингапура и Финляндии, антикоррупционная политика - это не перечень отдельных мер, фрагментарного правового регулирования коррупционных рисков, в её основе лежит система целей, концептуальных идей, формирование специальных антикоррупционных комитетов, работа в сфере этики и управления кадрами. Большое внимание уделяется формированию социальной нетерпимости в отношении коррупционных поступков, ужесточению форм наказания и пропаганде здоровых отношений в сфере взаимодействия государственных служащих и населения.
На сегодняшний день мировой опыт показывает, что полностью избавиться от коррупции не удалось ни в одной из ныне существующих стран. Однако существенно снизить её всё-таки возможно путём изучения положительного опыта стран мира. При этом, опыт другой страны невозможно, а иногда даже опасно копировать в российской действительности, потому что антикоррупционные стратегии всегда реализуются в условиях действия специфических факторов развития зарубежных государств, отличных от наших.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости разработки эффективных методов и средств противодействия коррупции с учётом принципа «лучшей практики», согласно которому в любом сложном деле следует учиться не на чужих ошибках, а на чужих достижениях.
Был проанализирован опыт Китая, Японии, Сингапура и Финляндии по противодействию коррупции.
Лучшие практики были предложены для реализации в условиях администрации Города Томска с учётом российской специфики.
Предложенными методами являются:
1) Формирование антикоррупционного самосознания и антикоррупционной культуры (Сингапур, Финляндия) через разъяснительную работу и образовательные программы.
2) Для формирования нулевой терпимость к коррупции, привлекать потенциал СМИ (Сингапур, Китай). Использовать возможности блогерской среды и через инфлюенсеров формировать общественное мнение в отношении коррупции, как это осуществляется в Китае.
3) Формирование перехода от «вертикальной модели» борьбы с коррупцией переходить к «горизонтальной» (Финляндия).
4) Проведение постоянных профилактических мониторингов по выявлению коррупционных рисков при исполнении должностных обязанностей муниципальных служащих и исключение их из практики публичной службы (Сингапур, Китай).
5) При подборе кадров осуществлять тщательную психофизиологическую, социально - психологическую и правовую оценку кандидатов по разработанным критериям (Япония, Сингапур, Китай).
6) Стажировка публичного служащего в странах с низким индексом коррумпированности, с целью получения опыта работы и понимания реальных результатов развития страны без коррупции.
7) Использование в качестве каналов подачи заявления о коррупционных нарушениях всех возможных вариантов, как это делается в Сингапуре: лично, по телефону, факсу, электронной почте, на сайте и пр.
8) Разработка критериев восприятия коррупции (Сингапур) и проведение по этим критериям опросов как независимыми организациями, так и специальными подразделениями государственной службы. Учёт полученных данных при планировании антикоррупционных мер.
Многообразие и эволюция форм коррупционных преступлений, представляющих одну из основных угроз для современных государств, обусловили необходимость формирования сбалансированного механизма противодействия коррупции, прежде всего, на на национальном уровне с учетом мирового опыта.
Разработка антикоррупционной политики является важнейшей стратегической задачей многих стран, от успешной реализации которой зависит решение целого комплекса взаимосвязанных проблем социального, политического и экономического планов.
Антикоррупционная политика - это «научно-обоснованная, взаимосвязанная стратегия действий государства, международных организаций, граждан и их объединений, направленная на искоренение институтов коррупции посредством правотворческой, правоприменительной, правовоспитательной и доктринальной деятельности,
осуществляемой на основе принципов законности, гуманности и публичности» [24].
Как показал анализ реализации антикоррупционной политики России, Китая, Японии, Сингапура и Финляндии, антикоррупционная политика - это не перечень отдельных мер, фрагментарного правового регулирования коррупционных рисков, в её основе лежит система целей, концептуальных идей, формирование специальных антикоррупционных комитетов, работа в сфере этики и управления кадрами. Большое внимание уделяется формированию социальной нетерпимости в отношении коррупционных поступков, ужесточению форм наказания и пропаганде здоровых отношений в сфере взаимодействия государственных служащих и населения.
На сегодняшний день мировой опыт показывает, что полностью избавиться от коррупции не удалось ни в одной из ныне существующих стран. Однако существенно снизить её всё-таки возможно путём изучения положительного опыта стран мира. При этом, опыт другой страны невозможно, а иногда даже опасно копировать в российской действительности, потому что антикоррупционные стратегии всегда реализуются в условиях действия специфических факторов развития зарубежных государств, отличных от наших.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости разработки эффективных методов и средств противодействия коррупции с учётом принципа «лучшей практики», согласно которому в любом сложном деле следует учиться не на чужих ошибках, а на чужих достижениях.
Был проанализирован опыт Китая, Японии, Сингапура и Финляндии по противодействию коррупции.
Лучшие практики были предложены для реализации в условиях администрации Города Томска с учётом российской специфики.
Предложенными методами являются:
1) Формирование антикоррупционного самосознания и антикоррупционной культуры (Сингапур, Финляндия) через разъяснительную работу и образовательные программы.
2) Для формирования нулевой терпимость к коррупции, привлекать потенциал СМИ (Сингапур, Китай). Использовать возможности блогерской среды и через инфлюенсеров формировать общественное мнение в отношении коррупции, как это осуществляется в Китае.
3) Формирование перехода от «вертикальной модели» борьбы с коррупцией переходить к «горизонтальной» (Финляндия).
4) Проведение постоянных профилактических мониторингов по выявлению коррупционных рисков при исполнении должностных обязанностей муниципальных служащих и исключение их из практики публичной службы (Сингапур, Китай).
5) При подборе кадров осуществлять тщательную психофизиологическую, социально - психологическую и правовую оценку кандидатов по разработанным критериям (Япония, Сингапур, Китай).
6) Стажировка публичного служащего в странах с низким индексом коррумпированности, с целью получения опыта работы и понимания реальных результатов развития страны без коррупции.
7) Использование в качестве каналов подачи заявления о коррупционных нарушениях всех возможных вариантов, как это делается в Сингапуре: лично, по телефону, факсу, электронной почте, на сайте и пр.
8) Разработка критериев восприятия коррупции (Сингапур) и проведение по этим критериям опросов как независимыми организациями, так и специальными подразделениями государственной службы. Учёт полученных данных при планировании антикоррупционных мер.
Подобные работы
- Антикоррупционная политика в регионах Приволжского федерального округа: современное состояние и направления совершенствования
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование государственной антикоррупционной политики в системе государственной службы
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Оценка антикоррупционной политики Российской Федерации в сознании россиян
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2018 - АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2016 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ: НА ПРИМЕРЕ ДЕПАРТАМЕНТА ОХОТНИЧЬЕГО И РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2019 - АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 7150 р. Год сдачи: 2020 - АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, КАК БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ
(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН).
Дипломные работы, ВКР, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2015 - Антикоррупционная политика
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2019





