Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЖЕНЩИН

Работа №18050

Тип работы

Диссертация

Предмет

психология

Объем работы221
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
690
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ОБЗОР СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ
БЕСПЛОДИЯ В ПСИХОЛОГИИ 19
1.1. Обзор современного состояния проблемы женского бесплодия
в отечественной психологии 19
1.2. Обзор современного состояния проблемы женского бесплодия
в зарубежной психологии 29
Выводы по главе 1 34
Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВА-НИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ
РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЖЕНЩИН 36
2.1. Методологические основы изучения системы личности женщин
с диагнозом «бесплодие» 36
2.2. Методологические основы организации исследования социально¬
психологических детерминант репродуктивной функции женщин 43
Выводы по главе 2 49
Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ДЕТЕРМИНАНТ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЖЕНЩИН 51
3.1. Исследование социально-психологических детерминант
состояния инфертильности у женщин с диагнозом «бесплодие»,
обусловленных социальным статусом в малой группе (семье) 51
3.1.1. Исследование социально-психологических детерминант
состояния фертильности у женщин, обусловленных
социальным статусом в малой группе (семье) 70
3.1.2. Интерпретация различий социально-психологических
3.2.1. Исследование особенностей личности фертильных женщин
на собственно-психологическом уровне 102
3.2.2. Интерпретация результатов исследования
собственно-психологического уровня инфертильных
и фертильных женщин 106
3.3. Психолого-методологическое сопровождение
инфертильных женщин 118
3.3.1. Результаты эмпирического исследования сопровождения
инфертильных женщин 123
Выводы по главе 3 130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 135
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 142
ПРИЛОЖЕНИЯ 162

Актуальность исследования. Проблема изучения психологического состояния женщин с диагнозом «бесплодие», характеристик их личности исследуется в
социальной, медицинской, перинатальной психологии с середины ХХ века.
Проявления психологического состояния женщин с диагнозом «бесплодие»
непосредственно связано с социально-психологическими понятиями: семейная
репродуктивная ситуация, репродуктивное поведение, репродуктивная установка,
репродуктивные мотивы (А. И. Антонов, В. В. Бойко, В. М. Медков, Д. Н. Узнадзе
и др.). Для репродуктивного поведения женщин, имеющих в анамнезе диагноз
«бесплодие», характерен набор шаблонов и линий поведения, которые зависят от
репродуктивной установки, навязанной социальным окружением и семейными
репродуктивными мотивами. В свою очередь, репродуктивные мотивы, как показывают исследования, зависят от семейной репродуктивной ситуации, произошедшей когда-то в онтогенезе самих женщин и их семей [13, 26, 27, 46, 59 – 61,
66, 67, 76, 77, 81, 88, 121, 123, 150, 190].
Психоэмоциональное состояние бесплодных женщин становится отражением социальной реальности, социальной среды, в которой проживают они и их семьи на протяжении многих поколений (Г. М. Андреева, Г. Блумер, Н. Н. Богомолова, М. Кун, Дж. Г. Мид, Я. Морено, Л. А. Петровская и др.). Однако, наряду с
вышеописанными теоретическими исследованиями, не рассматривалась взаимосвязь социального статуса бесплодных женщин в малой группе (семье) и нарушений репродуктивной функции.
В настоящее время широко распространены научные исследования характеристик личности женщин с диагнозом «бесплодие». Исследуются психологические факторы, предшествующие и сопутствующие заболеванию: черты психического инфантилизма, тревожность, склонность к депрессивным реакциям (В. В. Бойко,
Ф. В. Дахно, А. В. Колчин, Э. В. Макаричева, В. Д. Менделевич). Изучаются механизмы преодоления психоэмоционального стресса женщинами с диагнозом
«бесплодие» (В. В. Абрамченко, А. И. Антонов, В. Д. Менделевич и др.). Исследуется психосексуальная сфера семейных пар (М. В. Струковская, В. Д. Тополянский), выявляются различия мотивов деторождения у бесплодных пар и пар,
имеющих детей (Р. Дж. Пепперел и соавторы). В числе прочего, необходимо рассматривать возможные изменения в социальной структуре личности бесплодных
женщин на социально-психологическом уровне, что поможет расширить теоретические представления о социально-психологических детерминантах репродуктивной функции женщин и дополнить знания о социальной структуре личности.
Определено, что диагноз «бесплодие», во-первых, влияет на психологическое
состояние женщины, провоцируя у нее хронический стресс (В. В. Васильева, О. С.
Карымова, Т. Н. Колгушина, Э. В. Макаричева, Г. Г. Филиппова), приводя к снижению социально-психологической адаптации, дезорганизации жизнедеятельности; во-вторых, на психосоматические проявления ее организма (А. И. Антонов, Л. Н.
Белоус, Н. А. Богдан, В. В. Бойко, Ф. В. Дахно, О. С. Карымова, А. Н. Каталевская, К. Н. Кечиян, Э. В. Макаричева, В. М. Медков, В. Д. Менделевич, Г. Г. Филиппова, Е. В. Чадаев и др.).
Хотя в теоретических исследованиях представлено описание влияния стрессовой ситуации, связанной с постановкой диагноза «бесплодие», на общее психоэмоциональное состояние женщин, отсутствует интегративный подход в изучении собственно-психологического и социально-психологического уровней их
личности, что затрудняет понимание причин детерминации репродуктивной
функции женщин.
Состояние женщин с диагнозом «бесплодие», уходит своими корнями в
межпоколенные отношения, где возникали социально-психологические нарушения в семейных отношениях малой группы (семьи), их изучение позволит дополнить характеристики социально-психологического внутриличностного конфликта, который может являться одной из причин нарушений репродуктивной функции у бесплодных женщин.
Исследование социально-психологических детерминант репродуктивной
функции приобретает в контексте социальной психологии особое значение, поскольку раскрывает содержание личностных и социальных характеристик, влияющих на социальный статус женщин в малой группе (семье), на их адаптацию в
социальной среде и реализацию себя в роли женщины-матери. Их изучение позволит выявить и описать психоэмоциональное состояние, которое возможно является детерминантой репродуктивной функции женщин.
Низкий социально-психологический статус женщин, провоцирующий психоэмоциональный стресс, обозначен как социально-психологический феномен
бесплодия, или состояние инфертильности.
В медицине существует пять основных факторов постановки диагноза «бесплодие»: трубно-перитонеальный, эндометриоз, эндокринные нарушения, маточные факторы, сочетание двух и более факторов.
Необходимо отметить, что все женщины с диагнозом «бесплодие» находятся в состоянии инфертильности, однако выборку исследования составили женщины с диагнозом «бесплодие», которые не имеют органических поражений репродуктивной системы и нарушения их репродуктивной функции, по мнению врачей,
могут зависеть от их состояния социально-психологической неготовности к социальной роли матери. В настоящее время около 17 – 20 % женщин имеют диагноз
«бесплодие».
Согласно международной классификации болезней Всемирной организации
здравоохранения женщине, которая не забеременела в течение года, ставится диагноз «бесплодие» [124]. Проблема репродуктивной несостоятельности женщин
перестала быть только медицинской, перейдя в русло психологических, социально-психологических, социальных и демографических проблем.
Следует подчеркнуть практическую значимость данного исследования, которая состоит, во-первых, в обосновании, разработке и реализации программы
коррекции социально-психологического статуса женщин с диагнозом «бесплодие» в малой социальной группе (семье); во-вторых, в значительной степени в
решении социально-демографической проблемы страны; в-третьих, результаты
исследования позволят ответить на вопрос: какие доминирующие социальнопсихологические факторы детерминируют социально-психологический статус
женщин в семье, обуславливают их травмирующее психоэмоциональное состояние, приводя к постановке диагноза «бесплодие» и психосоматическим нарушениям организма?
Таким образом, проблема исследования психоэмоциональное состояние,
характерное для женщин с диагнозом «бесплодие», не достаточно изучено на социально-психологическом уровне, который позволяет выявить особенности взаимоотношений таких женщин в малой группе (семье).
Не выявлены социально-психологические и личностные детерминанты репродуктивной функции женщин, не изучена их связь и роль в изменении репродуктивной функции. Не выявлены социально-психологические и собственнопсихологические структуры их личности.
Результаты исследования могут обеспечить дальнейшую теоретическую
разработку направлений изучения социально-психологических основ репродуктивного поведения, установок и мотивов, социальной теории личности и ее статуса, обусловленных включенностью инфертильных женщин в социальную структуру малой группы (семьи). Расширить знания о социальной структуре личности
инфертильных и фертильных женщин. Позволить оптимизировать программы
психологической коррекции социальных и личностных детерминант репродуктивной функции женщин, способствующих ее восстановлению. Это и обуславливает актуальность нашего исследования.
Цель исследования: изучить социально-психологические детерминанты репродуктивной функции женщин.
Объект исследования: детерминанты репродуктивной функции женщин.
Предмет исследования: социально-психологические детерминанты репродуктивной функции женщин.
Общая гипотеза исследования: инфертильность женщин определяет низкий социально-психологический статус в малой группе (семье) и наличие психоэмоционального стресса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты проведенного исследования социально-психологического и
собственно-психологического уровней личности женщин позволили выявить два
противоположных друг другу социально-психологических состояния: инфертильности (психологической неготовности к социальной роли матери) и фертильности
(психологической готовности женщины стать субъектом материнской активности).
2. Разработан теоретический подход исследования социально-психологических детерминант репродуктивной функции женщин, основанная на социальнопсихологическом принципе объективности. Психологическая категория состояния
инфертильности – это система обусловливающих друг друга компонентов личности женщин, включающая морфологию (структура, состав), аксиологию (социальные мотивы, ценности), динамику (развитие, функционирование) и онтологию
(характеристики социально-психологического содержания, собственно-психологического содержания).
3. Выявлена структура социально-психологического уровня личности фертильных и инфертильных женщин, который образован закономерным сочетанием
компонентов личности: социально-интеллектуальным, эмоциональным, волевым,
коммуникативным, социально-мотивационным и компонентом социальноматеринской активности.
4. Раскрыта сущность и социально-психологическая структура собственнопсихологического уровня личности женщин. Выявлены шесть значимых факторов
у инфертильных и фертильных женщин, которые были обозначены аналогично
компонентам социально-психологического уровня личности: социальноматеринской активности, социально-интеллектуальный, социальномотивационный, эмоциональный, волевой, коммуникативный.
5. Доказаны значимые различия взаимосвязи компонентов на социальнопсихологическом уровне и факторов на собственно-психологическом уровне
структур личности инфертильных и фертильных женщин. Данный факт подтверждает качественные изменения в структуре личности женщин, находящихся в состоянии инфертильности, наличие глубинного социально-психологического внутриличностного конфликта.
6. Инфертильное состояние женщины представляет собой социально-психологическое образование, выражающееся в единстве социально-психологических
детерминант социального статуса женщин в малой группе (семье) – интеллектуально-социальная заторможенность в семейно-бытовой сфере, нарушение социальных отношений с мужем, родственниками, отсутствие личностной мотивации
к реализации материнской роли, эмоциональная неготовность к материнству, низкий самоконтроль поведения, нетерпимое отношение к детям, детскому поведению – и собственно-психологических детерминант, характеризующих ярко выраженную психоэмоциональную напряженность – стресс (депрессивные акцентуации характера, тревожность, внутриличностный конфликт, мотивационная незрелость) детерминант, характеризующих ее как социально незрелую личность, не
готовую к социальной роли женщины-матери.
7. Фертильное состояние женщины представляет собой социальнопсихологическое образование, обусловленное единством детерминант социальнопсихологического и собственно-психологического уровней личности женщин, отражающих их социально-психологический статус в малой группе (семье) и психоэмоциональное состояние: видение себя в роли матери, уверенность в рождении
ребенка, желание реализовать роль матери, целеустремленность, умение отстоять
свою позицию, общительность, мотивационная направленность на рождение ребенка, спокойное, ровное эмоциональное состояние, сильная волевая сфера, эмоционально-лабильный и гипертимный типы акцентуации характера, отсутствие внутриличностного конфликта, отсутствие депрессии.
8. Разработаны и применены авторские методики по диагностике инфертильности, фертильности женщин. Методики для исследования социальнопсихологического уровня личности женщин: «Проявления социальнопсихологической адаптации женщин в малой группе (семье)» - позволяет выявить
компоненты личности инфертильных и фертильных женщин и их детерминанты;
«Самооценка развития социально-материнской активности женщин» – определяет характеристику женщины как будущего субъекта материнской активности. Вышеописанные методики можно применять в коррекционной работе с женщинами,
проходящими лечение заболеваний, связанных с диагнозом «бесплодие», для выявления состояния инфертильности.
9. Показано, что особой ролью и наиболее выраженной специфичностью в
детерминации репродуктивной функции женщин обладает социально-психологический уровень личности, обусловленный их социальным статусом в малой
группе (семье), который ранее не был исследован и описан.
10. Определены детерминанты репродуктивной функции инфертильных
женщин на социально-психологическом уровне личности: «Интеллектуальносоциальная заторможенность в семейно-бытовой сфере» (социальноинтеллектуальный компонент), «Нарушения социальных отношений с мужем,
родственниками» (коммуникативный компонент), «Эмоциональная неготовность к
материнству» (эмоциональный компонент), «Отсутствие личностной мотивации к
реализации материнской роли» (социально-мотивационный компонент), «Низкий
самоконтроль поведения» (волевой компонент), «Нетерпимое отношение к детям,
детскому поведению» (компонент социально-материнской активности). Показано,
что выявленные детерминанты обладают устойчивостью и эмоциональной насыщенностью.
11. Выявлены детерминанты репродуктивной функции женщин в состояния
фертильности на социально-психологическом уровне: «Видение себя в роли матери» (компонент социально-материнской активности), «Уверенность в рождении
ребенка» (эмоциональный компонент), «Желание реализовать роль матери» (социально-мотивационный компонент), «Целеустремленность» (волевой компонент),
«Умение отстоять свою позицию» (социально-интеллектуальный компонент),
«Общительность» (коммуникативный компонент).
12. Содержательный анализ структуры личности инфертильных женщин на
собственно-психологическом уровне позволил установить факторы, детерминирующие репродуктивную функцию женщин. Выявлена статистически значимая
взаимосвязь фактора социально-материнской активности с волевым и эмоциональным факторами, обусловливающая хронический психоэмоциональный стресс
инфертильных женщин. Полученные результаты подтверждают значимость единства уровня социально-психологического статуса инфертильных женщин и их
психоэмоционального состояния, детерминируемого депрессивными типами акцентуаций характера, мотивационной несостоятельностью, внутренним конфликтом, эмоциональной напряженностью, депрессивным состоянием, напряжённостью всех типов защит.
13. Основой структуры собственно-психологического уровня личности фертильных женщин является взаимосвязь трех факторов – коммуникативного, социально-материнской активности и эмоционального, что подтверждает направленность женщины на реализацию социальной роли женщины-матери, ее высокий
социально-психологический статус в малой группе (семье) и уравновешенное
психоэмоциональное состояние.
14. Разработаны программа и система социально-психологических коррекционных технологий восстановления репродуктивной функции женщин, включающая авторскую методику «Коррекция деструктивных конструктов поведения
инфертильных женщин методом анализа семейных сценариев и мифов», групповые методики – арт-терапия, сказкотерапия, метод беседы. Эффективность технологии эмпирически доказана.


Абрамченко В. В. Психосоматическое акушерство. СПб.: Сотис, 2001. 320 с.
2. Абрамченко В. В., Коваленко Н. П. Психические состояния при нормальном и
осложненном течении беременности // Перинатальная психология и медицина:
сб. материалов конф. по перинат. психологии. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,
2001. С. 24 – 29.
3. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности //
Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 19 – 45.
4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 229 с.
5. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / пер. с англ. А. А. Валеева, Р. А. Валеевой. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 448 с.
6. Айвазян Е. Б. Развитие телесного и эмоционального опыта женщины в период
беременности: дис. … канд. психол. наук: 19.00.04. М., 2005. 319 с.
7. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение. М.:
Ин-т общегуманитар. исслед., 2004. 333 с.
8. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 384 с.
9. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная
психология ХХ столетия: теоретические подходы: учеб. пособие для вузов. М.:
Аспект-Пресс, 2002. 287 с.
10. Анохин Л. В., Коновалов О. Е. Бесплодие в браке: медико-социальные аспекты. Рязань: РГМУ, 1995. 130 с.
11. Анохин Л. В., Коновалов О. Е. Индивидуальное прогнозирование риска первичного и вторичного женского бесплодия // Акушерство и гинекология. 1992.
№ 3 – 7. С. 40 – 43.
12. Анохин Л. В., Коновалов О. Е. Эпидемиология бесплодия в браке // Рос. мед.-
биол. вестн. им. И. П. Павлова. 1998. № 1 – 2. С. 19 – 22.
13. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во
Междунар. ун-та бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. 304 с.
14. Барабанщиков В. А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002. 512 с.143
15. Барабанщиков В. А. Психология восприятия. Организация и развитие перцептивного процесса. М.: Когито-Центр, 2006. 240 с.
16. Барабанщиков В. А. Системная организация и развитие психики // Психол.
журн. 2003. № 1. С. 29 – 46.
17. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л.: Лениздат, 1992. 400 с.
18. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.
19. Биосоциальная природа материнства и раннего детства // А. С. Батуев [и др.];
под ред. А. С. Батуева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 374 с.
20. Блох М. Е. Использование психотерапии у женщин с невынашиванием беременности // Журнал практ. психолога. 2003. № 4 – 5. С. 199 – 207.
21. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология: тексты / под ред. Т. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 173 – 179.
22. Богдан Н. А. Психологические проблемы, сопровождающие проблему бесплодия, и возможности оказания психологической помощи в процессе его лечения
методом ЭКО // Перинатальная психология и медицина, психосоматические
расстройства в акушерстве, гинекологии, педиатрии и терапии: материалы
всерос. конф. Иваново: Иван. гос. мед. акад., 2001. С. 98 – 101.
23. Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Междунар. акад., 1995. 328 с.
24. Бодалев А. А., Волков И. П. Некоторые проблемы межличностного познания в
условиях современного производства // Вопр. психологии. 1980. № 1. С. 27 – 35.
25. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
26. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. / под ред.
Д. И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. 3-е изд.
М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 349 с.
27. Бойко В. В. Если ты мать и жена. М.: Сов. Россия, 1991. 160 с.
28. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996. 472 с.
29. Боулби Дж. Привязанность / пер. с англ. Н. Г. Григорьевой, Г. В. Бурменской.
М.: Гардарики, 2003. 447 с.144
30. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей: пер. с англ. М.:
Академ. проект, 2004. 232 с.
31. Братусь Б. С. Смысловая сфера личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001.
С. 130 – 139.
32. Брехман Г. И., Лапочкина Л. Н. Индивидуальные особенности женщин с физиологическим течением и угрозой невынашивания беременности в первом
триместре беременности по данным MMPI // Журнал практ. психолога. 1996.
№ 3. С. 29 – 32.
33. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: краткий
учеб. / пер. с нем. Г. А. Обухова, А. В. Бруенка; предисл. В. Г. Остроглазова.
М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. 376 с.
34. Брутман В. И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопр. психологии. 1997. № 7. С. 38 – 47.
35. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Ин-т практ.
психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 392 с.
36. Бухсбаум Г. Дж. Травмы при беременности: пер. с англ. М.: Медицина, 1982.
С. 376.
37. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.
СПб.: Речь, 2001. 74 с.
38. Василенко Т. Д. Телесность и субъективная картина жизненного пути личности: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.04. Курск, 2011. 414 с.
39. Василенко Т. Д., Блюм А. И. Бесплодие неясной этиологии как особая кризисная ситуация неопределенности в жизни женщины // Innova. 2017. № 1(6).
С. 17 – 19.
40. Василенко Т. Д., Денисова О. В. Особенности эмоционально-смысловой сферы
беременных женщин, имеющих опыт незавершенной беременности [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. 2010. № 1. URL:
http://www.medpsy.ru/ (дата обращения: 30.05.2013).
41. Васильева В. В. Психофизиология женской репродукции. Батайск: Батайское
книж. изд-во, 2005. 208 с.145
42. Васильева, В. В., Авруцкая В. В. Особенности психоэмоционального статуса
женщин при физиологической и осложненной беременности и программа их
психологического сопровождения // Психол. журн. 2008. Т. 29, № 3. С. 110 – 119.
43. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во
МГУ, 1990. 288 с.
44. Возможности диагностики бесплодного брака в амбулаторно-поликлинических
условиях в крупном промышленном центре (женское бесплодие) / П. Н. Веропотвелян [и др.] // Журнал эксперим. и клин. медицины. 1981. Т. 21, № 2.
С. 621 – 627.
45. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. С. 368.
46. Гольжак В. История в наследство. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. 233 с.
47. Грон Е. А. Психологические детерминанты невынашивания беременности //
Журнал практ. психолога. 2003. № 4 – 5. С. 109 –117.
48. Дашкевич О. В. Психическая регуляция деятельности и характер ее субъекта:
тез. конф. «Образ в регуляции деятельности» к 90-летию со дня рождения
Д. А. Ошанина / Психол. ин-т РАО. М.: ПИ РАО, 1997.
49. Дейнека Н. В. Психологические проблемы женского бесплодия: диагностика и
пути коррекции: автореф. дис. … канд. мед. наук. Самара, 2001. 22 с.
50. Дейнека Н. В., Мельниченко Н. И. Психологический подход к проблеме бесплодного брака // Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение,
организация: материалы рос. конф. «Психотерапия и клиническая психология
в общемедицинской практике». СПб., 2000. С. 273 – 274.
51. Дементьева Н. О., Бочаров В. В. Психологические аспекты исследования женского бесплодия «неясной этиологии» // Вестн. СПбГУ. Сер. 12. Вып. 1. 2010.
С. 131 – 139.
52. Дикая Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека:
системно-деятельный подход. М.: Изд-во ИПРАН, 2003. 318 с.
53. Дикая Л. Г. Психология саморегуляции функционального состояния

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ