Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ВНУШАЕМОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Работа №18051

Тип работы

Диссертация

Предмет

психология

Объем работы187
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
474
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ВНУШАЕМОСТИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 1 5
1.1. Методологические особенности изучения феномена внушаемости 1 5
1.4. Внушаемость как свойство личности 30
1.5. Приемы и технологии манипуляции сознанием 34
1.6. Социально-психологические особенности средней группы и феномен
внушаемости 43
1.7. Выводы по 1 главе 5 1
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ
ВНУШАЕМОСТИ 54
2.1. Феномен конформизма и внушаемость 54
2.2. Эмпатия как нейробиологическое и психологическое явление 63
2.3. Проблема психического заражения: социально-психологическое и
историческое содержание 67
2.4. Феномен делегирования ответственности: классическое и современное
понимание 70
2.5. Ролевое взаимодействие в теории транзактного анализа и его связь с
внушаемостью 76
2.6. Проблема социальной включенности и ее видение в современной психологии
82
2.7. Выводы по 2 главе 85
ГЛАВА 3. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ
ВНУШАЕМОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ 88
3.1. Постановка проблемы исследования 88
3.2. Методология исследования 90
3.3. Методики исследования 9 1
3.4. Описание и характеристики выборки 97
ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ ВНУШАЕМОСТИ В
СРЕДНЕЙ ГРУППЕ 103
4.1. Описание и анализ результатов исследования по методикам 103
4.2. Описание и анализ результатов корреляционного и факторного анализа__128
4.3. Обсуждение результатов исследования 136
4.4. Выводы по результатам эмпирического исследования 148
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1 50
ЛИТЕРАТУРА 1 54

Актуальность темы исследования во многом обосновывается недостаточной изученностью социальной психологией проблемы внушаемости в средних группах.
Феномен внушаемости традиционно исследуется в двух основных научных направлениях. Первым является клиническое направление, представленное психотерапией, психиатрией и медицинской психологией. В их рамках внушаемость изучается либо как индивидуальный феномен, либо в малых группах; большая часть работ связана с изучением данного явления при помощи гипноза. К таковым можно отнести как классические труды отечественных нейрофизиологов и психиатров И. П. Павлова, В. М. Бехтерева и К. И. Платонова, так и более современные - В. Е. Рожнова, В. Г. Евтушенко и Р. Д. Тукаева. За границей известны лабораторные исследования гипноза, проводившиеся в разные годы A. Weitzenhoffer, M. Orne, W. Kroger и D. Spiegel.
Вторым направлением является социальное, представленное социологией, политологией и социальной психологией. В их рамках внушаемость изучается как в малых, так и в больших группах; большая часть работ посвящена экспериментальным исследованиям небольших общностей людей и наблюдениям за различными массовыми явлениями. Парадигмальная удаленность этих трех направлений на данный момент не позволяет сформировать общую картину, в полной мере отражающую общественный характер феномена внушаемости. Из этого также следует, что социально-психологические детерминанты внушаемости тоже изучены недостаточно.
На сегодняшний день в нашей стране наметилась тенденция к отходу от исключительно материалистического понимания внушаемости, что описано в работах таких отечественных исследователей и представителей медицины и психологии как М. Н. Гордеев и М. Р. Гинзбург. Эта же тенденция с акцентом на социально-психологических детерминантах внушаемости в течение уже более чем 50 лет наблюдается за рубежом, причем как в классических работах (T. Barber, N. Spanos, T. Sarbin, R. Shor), так и в современных (M. Yapko, S. Lynn,
I. Kirsh). Несмотря на большое количество различных работ по данной теме,
Актуальность работы диктуется слабой изученностью средней группы как особого вида социальной общности. Эта форма групповой организации незаслуженно игнорируется, поэтому подавляющее большинство работ по психологии социальных общностей посвящено либо малой группе (С. Аш, М. Шериф, С. Милгрэм), либо большой (В. Вундт, Э. Дюркгейм, Г. Тард, Г. Лебон); никаких исследований внушаемости в средней группе не проводилось. Недостаточно разработана методология исследования таких форм групповой организации. При этом средняя группа очень широко представлена в реальности, так как к ней можно отнести значительное количество трудовых коллективов. Из этого следует, что изучение средней социальной группы является насущной, но до сих пор нерешенной проблемой для психологии.
В настоящее время существует ряд фундаментальных проблем в областях внушаемости и групповой организации, которые требуют решения. В первую очередь к ним можно отнести недостаточную изученность социально-психологических детерминант внушаемости - конформизма, эмпатии, делегирования ответственности, ролевого взаимодействия, социальной включенности и психического заражения (Yapko, 2013). Второй фундаментальной проблемой является проблема средней социальной группы как особой формы групповой организации. Она также не является изученной в должной мере. Из этих двух проблем вытекает третья - не изученность социально-психологических детерминант внушаемости в средней группе. Указанные проблемы являются важными для академической науки, и потребность в их разрешении назрела уже давно.
Таким образом, актуальность работы обосновывается необходимостью изучения социально-психологических детерминант внушаемости в средней группе.
М. М. Паков, 2013), не могут в полной степени описать социально-психологические механизмы внушаемости в средней группе. Эти исследования проводились либо индивидуально, либо в малых группах (до 10 человек). Исключением является лишь изучение феномена психического заражения (Г. Лебон, 2015; Г. Тард, 2012), которое изначально предполагает наличие больших масс субъектов. Очевидно, что экстраполирование данных, полученные в малых и больших группах, на средние социальные общности нельзя считать правомерным. В настоящее время также отсутствуют работы, в которых проводилась бы интеграция результатов полученных ранее исследований и анализ связей между указанными социально-психологическими детерминантами. Все это позволяет считать недостаточной степень научной разработанности темы. Проблемой, на решение которой направлено исследование, является недостаточная изученность социально-психологических детерминант внушаемости в средней группе, что не позволяет в полной мере понять социальную природу данного явления.
Цель исследования - выявить социально-психологические детерминанты внушаемости в средней группе.
Объектом исследования является внушаемость как социально-психологический феномен в средней группе.
Предметом исследования являются социально-психологические детерминанты внушаемости в средней группе.
Общая гипотеза исследования: социально-психологические детерминанты внушаемости, выявленные в малой и большой группе, являются также социально¬психологическими детерминантами внушаемости в средней группе.
Общая гипотеза конкретизируется в частных гипотезах:
1. Важнейшими социально-психологическими детерминантами внушаемости в средней группе являются конформизм, эмпатия, психическое заражение, делегирование ответственности, ролевое взаимодействие и социальная включенность.
2. Лица с высоким и низким уровнем внушаемости в средней группе имеют различный уровень детерминированности социально-психологическими факторами.
В соответствие с заданной целью и выдвинутыми гипотезами, выдвигаем
следующие задачи исследования:
1. Изучить феномен внушаемости как свойство личности, обладающее системным характером и междисциплинарным статусом.
2. Провести анализ основных теорий внушаемости, проблемы разграничения внушаемости и гипнабельности.
3. Описать основные приемы и технологии манипуляции сознанием, основанные на внушении.
4. Изучить среднюю социальную группу как слабо исследованную форму групповой организации.
5. Изучить социально-психологические детерминанты внушаемости: конформизм, эмпатию, психическое заражение, делегирование ответственности, ролевое взаимодействие и социальную включенность.
6. Определить, какие из указанных выше детерминант внушаемости являются социально-психологическими детерминантами внушаемости в средней группе.
7. Определить уровень детерминированности внушаемости социально-психологическими факторами у лиц с ее высоким и низким показателями.
Методологическую основу исследования составили:
- Основные положения отечественной школы методологии психологии (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, В. А. Лекторский, А. Н. Леонтьев, В. А. Мазилов, А. В. Юревич).
- Базовые положения отечественной социально-психологической школы (Г. М. Андреева А. А. Бодалев, А. И. Донцов, Н. В. Клюева, Б. Д. Парыгин).
- Основные положения интегративного подхода в психологии
(В. В. Козлов, В. Ф. Петренко, К. Уилбер).
- Базовые положения методологии планирования и проведения психологических исследований (В. Н. Дружинин, А. В. Карпов, Т. В. Корнилова, Д. Кэмпбелл).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе диссертационной работы была достигнута цель исследования, подтверждена общая и частично подтверждены частные гипотезы, решены все задачи. В результате мы можем сделать ряд выводов.
1. Анализ литературы по проблеме внушаемости позволил установить, что методология ее изучения характеризуется рядом особенностей. Одной из центральных проблем является проблема разграничения внушаемости и гипнабельности, решение которой по существу не найдено до сих пор. С методической точки зрения можно выделить два основных подхода к изучению данного феномена. Стандартизированный, включающий в себя различные экспериментальные шкалы (Стэнфордская, Гарвардская, Профиль гипнотической индукции, шкала внушаемости Барбера и др.), и нестандартизированный, включающий в себя отдельные пробы (тест «Г орячий объект», маятник Шевреля, «Пальцевый замок», встроенный команды, невербальные внушения и др.).
2. В настоящее время существует значительное количество противоречивых
теорий внушаемости, между которыми наблюдается сильная несогласованность, что значительно затрудняет формирование единого подхода в вопросе изучения данного явления с позиций различных научных направлений. Основными теориями являются: биологическая (внушаемость как результат
нейрофизиологических процессов в головном мозге), психоаналитическая (внушаемость как результат переноса), бихевиоральная (внушаемость как выученный когнитивно-поведенческий паттерн), неодиссоциативная (внушаемость как результат временного распада слаженной работы когнитивных процессов), суггестивная (внушаемость как результат делегирования ответственности), социокогнитивная (внушаемость как результат социального взаимодействия), феноменологически-интерактивная (внушаемость как результат искажения отражения реальности). Несмотря на то, что все они рассматривают внушаемость как свойство личности, заключающееся в повышенной восприимчивости к идеям, исходящим извне, они расходятся в понимании ее природы. Эта несогласованность может быть преодолена путем интеграции основных теорий внушаемости в рамках новой концепции, отвечающей требованиям современности и включающей в себя биологический, психологический и социальный аспекты изучаемого феномена.
3. Внушаемость является междисциплинарным феноменом. Ее изучают и по-своему трактуют различные науки. За границей исследования в данной области проводятся в рамках психологии, медицины, социологии. В нашей стране этим преимущественно занималась психиатрия, и лишь в последние десятилетия - социальная психология. За это время были выделены следующие факторы, влияющие на внушаемость: состояние ЦНС, эмоциональное состояние, дестабилизация психики, диссоциация, концентрация внимания, ожидания, пол, культура и возраст.
4. Внушение является одним из основных способов манипуляции сознанием. Оно бывает трех видов - прямое, косвенное и открытое. Средства массовой информации сейчас представляют собой основной инструмент непрямого воздействия. Разработаны и используются основные технологии депотенциализации (ослабления) сознания, которое предваряет любое эффективное манипулятивное воздействие. К таковым относятся фиксация внимания, удивление, шок, разрыв шаблона, диссоциация и сенсорная перегрузка.
5. Средняя социальная группа является недостаточно исследованной формой групповой организации. Подавляющее большинство работ освещает социально-психологические особенности малых и больших групп, упуская из виду средние. Сложности и соответствующие им споры вызывает как количественные, так и качественные критерии ее демаркации. Вместе с тем, изучение средней социальной группы является важной задачей. Именно в ней, в силу медианного положения, значимо проявляются социально-психологические феномены. Средняя группа широко представлена в реальности: к ней можно отнести многие трудовые и учебные коллективы, чья численность превышает 30 человек и составляет менее 900.
6. Можно выделить разные виды средних социальных групп: территориальные, деятельностные, реальные и номинальные. Общими характеристиками, присущими малой, средней и большой группе, являются наличие социальной интеракции, идентификация, сигнификация, нормативно-ценностная общность, структурированность и коллективная субъектность. Качественно специфическими характеристиками средней группы являются: проявление большей части социально-психологических феноменов, снижение индивидуальной ответственности членов в пользу коллективной, одновременное выступление в качестве субъекта и объекта принятия решений
7. В ходе эмпирического исследования было установлено, что эмпатия, делегирование ответственности, психическое заражение, ролевое взаимодействие и социальная исключенность являются социально-психологическими детерминантами внушаемости в средней группе. Конформизм, традиционно считающийся социально-психологической детерминантой внушаемости, в средней группе таковым не является. Выявленные факторы детерминируют внушаемость в различной степени: наибольшим влиянием среди них обладает социальная исключенность, за ней по значимости следуют ролевое взаимодействие, эмпатия и делегирование ответственности.
8. В ходе эмпирического исследования также было установлено, что лица с высоким и низким показателями внушаемости имеют различный уровень ее детерминированности эмпатией, делегированием ответственности, психическим заражением, ролевым взаимодействием и социальной исключенностью. Конформизм не оказывает существенного влияния на внушаемость у лиц, имеющих различный уровень развития указанной способности.
Проведенное исследование позволило ответить на ряд вопросов, связанных с пониманием механики внушаемости в средней группе, лучше понять ее природу. Впервые был проведено исследование социально-психологических детерминант внушаемости именно в средней группе, чего ранее не проводилось. Также в данной работе впервые был проведен корреляционный и факторный анализ различных детерминант, что позволило подойти к указанной проблеме с системно-интегративных позиций и выявить такие закономерности, которые ранее не были очевидными.
Вместе с тем стало очевидным, что существует еще ряд проблем в данной области. Во-первых, требуется осмысление и обобщение того обширного научного материала, который был наработан в области понимания природы внушаемости. В будущем эта задача может быть решена в рамках интегративного направления в психологии. Во-вторых, является насущной проблема изучения средних социальных групп, которые по ряду причин недостаточно исследованы академической наукой. Эти проблемы могут быть решены в рамках дальнейшей исследовательской деятельности в области социальной психологии внушаемости.



1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии: лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей / А. Адлер. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 214 с.
2. Айсмонтас, Б. Б. Общая психология: схемы. - М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. - 288 с.
3. Акопян, Н. Маргинальность как одна из основных характеристик трансформирующегося общества /Н. Акопян // 21-й ВЕК. - 2005, - №1. - С. 150-165.
4. Александровский, Ю. А. Диагностика и терапия в общемедицинской практике: краткое руководство / Ю. А. Александровский. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 272 с.
5. Альпер, М. Бог и мозг: Научное объяснение Бога, религиозности и духовности: монография / М. Альпер. - М.: Эксмо, 2014. - 448 с.
6. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 364 с.
7. Андреева, Г. М. Современная социальная психология на Западе
(теоретические направления): учебное пособие / Г. М. Андреева,
Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1978. - 271 с.
8. Арапина, С. В. Политика НСДАП в отношении немецких профсоюзов до прихода А. Гитлера к власти / С. В. Арапина // Вестник Кузбасского государственного технического университета. - 2006. - №4. - С. 163-168.
9. Армстронг, К. Краткая история мифа: интеллектуальный бестселлер / К. Армстронг. - М.: Открытый Мир, 2005. - 160 с.
10. Армстронг, К. Поля крови - Религия и история насилия: научное издание. - М.: Альпина нон-фикшн, 2016. - 538 с.
11. Беккио, Ж. Новый гипноз: практическое руководство / Ж. Беккио, Ш. Жюслен. - М.: Независимая фирма «Класс», 2008. - 160 с.
12. Берн, Э. Групповая психотерапия и трансактный анализ: монография / Э. Берн. - М.: Академический проект, 2013. - 384 с.
13. Берн, Э. За пределами игр и сценариев: сборник избранных трудов / Э. Берн. - Минск: Попурри, 2008. - 464 с.
14. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: монография / Э. Берн. - М.: Эксмо, 2011. - 576 с.
15. Берн, Э. Структура и динамика организаций и групп: научное издание / Э. Берн. - Минск: Попурри, 2006. - 352 с.
16. Берн, Э. Трансактный анализ в психотерапии. Системная индивидуальная и социальная психиатрия: монография / Э. Берн. - М.: Академический проект, 2006. - 320 с.
17. Бехтерев, В. М. Гипноз. Внушение. Телепатия: сборник работ / В. М. Бехтерев. - М.: Книжный Клуб Книговек, 2011. - 416 с.
18. Борегар, М. Научные битвы за душу. Новейшие знания о мозге и вера в Бога: монография / М. Борегар, Д. О'Лири. - М.: Эксмо, 2017. - 544 с.
19. Боулби, Дж. Привязанность: монография / Дж. Боулби. - М.: Гардарики, 2003. - 477 с.
20. Бражникова, А. Н. Эмпатия как нравственное качество будущего профессионала / А. Н. Бражникова // Психологическая наука и образование. - 2012, - №4. - С. 1-13.
21. Буайе, П. Объясняя религию: Природа религиозного мышления: монография / П. Буайе. - М.: Альпина нон-фикшн, 2017. - 496 с.
22. Буль, П. И. Гипноз в клинике внутренних болезней. Опыт психотерапии - гипноза и внушения в клинике: монография / П. И. Буль. - М.: Ленанд, 2015. - 240 с.
23. Буль, П. И. Техника врачебного гипноза: пособие / П. И. Буль. - М.: ЛЕНАНД, 2015. - 72 с.
24. Булюбаш, И. Д. Руководство по гештальт-терапии / И. Д. Булюбаш. - М.: Психотерапия, 2011. - 768 с.
25. Вайман, К. Духовность. Формы, принципы, подходы: монография / К. Вайман. - Том I. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. - 590 с.
26. Вааль, де Ф. Истоки морали: В поисках человеческого у приматов: монография / Ф. Вааль. - М.: Альпина нон-фикшн, 2016. - 376 с.
27. Величко, С. А. Интеллигенция и выборы народных депутатов СССР 1989 г. (по материалам Сибири) / С. А. Величко // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - №2. - С. 100-105.
28. Винден, В. Конец социальной исключенности? Политика в сфере информационных технологий как ключ к социальной включенности в крупных европейских городах / В. Винден // Spero. - 2012. - №17. - С. 69-84.
29. Владиславова, Н. Базовые техники НЛП и хорошо сформированный результат: пособие / Н. Владиславова - М.: ООО Книжное издательство «София»,
2014. - 288 с.
30. Власов, Н. А. Неодиссоциативная теория внушаемости: современный обзор: сборник материалов «21 век: фундаментальная наука и технологии» / Н. А. Власов. - NorthCharleston, - 2015. - С. 78-79.
31. Власов, Н. А. Психотерапия и психокоррекция расстройств личности // коллективная монография «Актуальные проблемы диагностики и развития личности в норме и патологии» /Н. А. Власов. - Saint-Louis, Missouri, USA.: Science and Innovation Center Publishing House. - 2016. - 258 с.
32. Власов, Н. А. Суггестивная теория внушаемости: сборник материалов «Психология XXI столетия». - Ярославль, 2015. - С. 77-78.
33. Володин, И. Н. Лекции по теории вероятностей и математической статистике / И. Н. Володин. - Казань: Казань, 2006. - 271 с.
34. Вольф, Ф. А. Одухотворенная вселенная. Как один физик видит дух, душу, материю и свое «Я»: монография / Ф. А. Вольф. - СПб.: ИГ «Весь», 2009. - 304 с.
35. Гагин, Т. В. Гипноз: Пластилин мира, или курс «НЛП-практик» как он есть: научное издание / Т. В. Гагин. - М.: Психотерапия, 2007. - 272 с.
36. Гейвин, Х. Когнитивная психология: пособие / Х. Гейвин. - СПб.: Питер, 2003. - 272 с.
37. Гиллиген, С. Наследие Милтона Эриксона: избранные работы / С. Гиллиген. - М.: Психотерапия, 2012. - 416 с.
38. Гиллиген, С. Терапевтические трансы: руководство по эрикосновской гипнотерапии / С. Гиллиген. - М.: Психотерапия, 2011. - 448 с.
39. Гинзбург, М. Р. Эриксоновский гипноз: систематический курс / М. Р. Гинзбург, Е. Л. Яковлева. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 312 с.
40. Гинзбург, Т. И. Дыхательные психотехники: Методология интеграции : психотехники / Т. И. Гинзбург - М.: Психотерапия, 2013. - 144 с.
41. Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология личности: тексты / Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей. - М.: Изд-во Московского университета, 1982. - 288 с.
42. Годэн, Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию / Ж. Годэн. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 298 с.
43. Гордеев, М. Н. Гипноз: практическое руководство / М. Н. Гордеев. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. - 240 с.
44. Гордеев, М. Н. Фундаментальное руководство по эриксоновскому гипнозу / М. Н. Гордеев. - М.: Психотерапия, 2015. - 357 с.
45. Гордеев, М. Н. Методологические аспекты изучения феномена внушаемости / М. Н. Гордеев, Н. А. Власов, В.В. Козлов // Методология современной психологии. - 2015. - №5. - С. 3-10.
46. Гордеев, М. Н. Социокогнитивная теория внушаемости: современный обзор / М. Н. Гордеев, Н. А. Власов, В.В. Козлов // ЧФ: социальный психолог. -
2015. - №2. - С. 5-11.
47. Гордеев, М. Н. Техники гипноза / М. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. - 245 с.
48. Гордеева, О. В. Измененные состояния сознания и культура: хрестоматия / О. В. Гордеева. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
49. Гордеева, О. В. Измененные состояния сознания. Природа, механизмы, функции, характеристики: хрестоматия / О. В. Гордеева. - М.: Изд-во «Когито- Центр», 2012. - 254 с.
50. Горин, С. А. НЛП: Техники россыпью: учебное пособие / С. А. Горин. - М.: Твои книги, 2013. - 544 с.
51. Госвами, А. Физика души. Квантовая книга жизни, умирания, перевоплощения и бессмертия: монография / А. Госвами. - М.: Постум, 2013. - 352 с.
52. Гриндер, Дж. Наведение транса: пособие / Дж. Гриндер, Р. Бэндлер. - Волковыск: Библиотека психотерапевта и психолога, 1994. - 272 с.
53. Гриндер, Дж. Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона: пособие / Дж. Гриндер, Р. Бэндлер. Дж. Делозье. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. - 414 с.
54. Гроф, С. Величайшее путешествие: сознание и тайна смерти: монография / С. Гроф. - М.: Ганга, 2015. - 560 с.
55. Гроф, С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии: моногрфия / С. Гроф. - М.: Ганга, 2014. - 524 с.
56. Гроф, С. Исцеление наших самых глубоких ран. Холотропный сдвиг парадигмы: моногрфия / С. Гроф. - М.: Ганга, 2013. - 400 с.
57. Гроф, С. Космическая игра: исследование рубежей человеческого сознания: моногрфия / С. Гроф. - М.: Ганга, 2015. - 304 с.
58. Гроф, С. Холотропное дыхание: новый подход к самоисследованию и терапии: научное издание / С. Гроф, К. Гроф. - М.: Ганга, 2013. - 352 с.
59. Гулдинг, М., Гулдинг, Р. Психотерапия нового решения: теория и практика / М. Гулдинг, Р. Гулдинг. - М.: Независимая фирма «Класс», 1997. - 288 с.
60. Гулевский, В. Я. Индивидуальная психотерапия: практикум. Учебное пособие для студентов вузов / В. Я. Гулевский. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 189 с.
61. Далай-лама. Мудрость Востока и Запада. Психология равновесия: монография / Далай-лама, П. Экман. - СПб.: Питер, 2017. - 304 с.
62. Дауд, Т. Когнитивная гипнотерапия: пособие / Т. Дауд. - СПб.: Питер, 2003. - 224 с.
63. Демина, Л. В. Сохранение традиционной народной культуры в современном обществе / Л. В. Демина // Теория и практика общественного развития. - 2011. - №2. - С. 99-105.
64. Дергаева, А. Е. Профилактика социального исключения пожилых людей в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04 / Дергаева Александра Евгеньевна. - СПб., 2013. - 34 с.
65. Десев, Л. Психология малых групп: монография / Л. Десев. - М.: Прогресс, 1979. - 208 с.
66. Джеймс, М. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: учебное пособие / М. Джеймс, Д. Джонгвард. - М.: Прогресс, 1993. - 336 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ