Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Работа №180402

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы86
Год сдачи2025
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
Введение 3
1 Теоретические основы российского федерализма 10
1.1 Определение федерализма 10
1.2. Типы федеративных государств 14
1.3 Принципы и модели федерализма 17
2 Исторический аспект российского федерализма 28
2.1 Основные этапы формирования (российского федерализма и так по пунктам) 28
2.2 Эволюция моделей отношений между центром и регионами 39
2.3 Конституционные основы федерализма 49
3 Современное состояние и перспективы развития 57
3.1 Современное состояние и общественные оценки о эволюции современного
российского федерализма 57
3.2 Перспективы и пути развития современного российского федерализма 64
Заключение 67
Список использованной литературы 70

Актуальность темы: федеративное устройство России представляет собой постоянно эволюционирующую, уникальную и комплексную структуру. Важность обсуждения того, как распределение автономии между центральной властью и регионами влияет на устойчивость в политике, экономический прогресс и общественное благополучие, особенно актуальна в наше время.
Федерализм представляет собой систему, в которой государственная власть разделена между различными уровнями территориальных единиц в рамках одного государства, обеспечивая тем самым как единство, так и политическое разнообразие. Эта система не только способствует решению конфликтов и сплочению различных человеческих и территориальных сообществ на национальном уровне, но и организует вертикальное распределение властных полномочий в рамках стран .
Принятая в 1993 году Конституция России определяет федерализм как основное направление демократизации государства. Так, ст. 5 Конституции РФ гласит: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации» .
В контексте изучения федерализма необходимо уделять внимание как теоретическим основам, так и аспектам их практического применения в различных странах. Особое значение имеет анализ взаимосвязей между теорией федерализма и реальным опытом государственного управления, при этом важно учитывать уникальные характеристики каждой страны. В России, где федерализм является ключевым элементом государственной структуры, особенно актуальны исследования, направленные на понимание как внутренние, так и внешние факторы влияют на развитие федеративных отношений. Уникальные особенности, такие как обширная территория, разнообразие федеральных субъектов и многонациональный состав, а также динамика между централизующими и децентрализующими силами, играют ключевую роль в формировании федеральной политики России. В современных федерациях ключевыми задачами являются поддержание государственной единства, управление соотношением национальных и
региональных интересов, борьба с сепаратистскими движениями и разработка стратегий, которые уравновешивают централизованное руководство и децентрализацию власти.
Структура управления страной, включая её федеративное устройство, играет ключевую роль на политической арене и влияет на стабильность государственных органов. Важность федерализма проявляется в способах взаимодействия между местными и центральными властями, что в свою очередь, определяет эффективность управления, законность и общую стабильность страны. Структура государственного управления, включая федерализм как один из ее ключевых элементов, напрямую влияет на все аспекты государственного управления.
Степень изученности.
Исследования федеративных отношений проводились как зарубежными, так и отечественными авторами. Классикой современной зарубежной литературы, посвященной федерализму, стали исследования П. Кинга , Дж. Кинкеда, У. Райкера , Ч. Саундерса, Р. Уоттса , К. Уира, Д. Элейзера . Значимый вклад в систематизацию знаний о федерализме внесли исследователи Д. Элейзер и Р. Уоттс. Они представили подробный анализ существующих методов взаимоотношений в федеративной структуре. Элейзер особо подчеркивал, что федерализм предполагает активную политическую деятельность, основанную на кооперации в рамках политической системы . Изучение различий в функционировании федеративных систем разных стран подвело автора к выводу о ключевой роли развитого гражданского общества для эффективности федерализма. В своем исследовательском труде Уоттс суммировал мнения западных ученых о федерализме, подчеркивая этот аспект . Инновационный подход проявляется в разъяснении как распределяются законодательные и исполнительные функции между различными ступенями власти. В дополнение, обсуждалось, как федеративные субъекты обеспечиваются финансовыми ресурсами на основе определённых принципов. Был осуществлён тщательный анализ роли медиаторских учреждений, включая судебные органы и референдумы, в процессе урегулирования конфликтов между различными уровнями власти по вопросам распределения полномочий. Важность усиления как вертикальных, так и горизонтальных связей между правительствами была особо выделена Уоттсом в его исследованиях. Также обсуждалась необходимость защиты интересов регионов в рамках федеральных политических структур. Элементы работы Элейзера и Уоттса находят широкое применение в анализах множества научных исследователей из различных уголков мира.
В вышедшей под редакцией советских исследователей И. Д. Левина и И. М. Вайля книге «Современный буржуазный федерализм», несмотря на ритуальное упоминание об общем кризисе капитализма, который стимулирует централизацию государства, содержались серьезные аналитические оценки развития федерализма в США, Канаде, ФРГ, Австралии, Швейцарии, Индии, Мексике, Бразилии. «При этом одни авторы предпочитали историко-правовой анализ, другие - в основном политико-правовой, третьи - структурно-аналитический подход» .
Исторические аспекты формирования федерализма, а также его законодательную основу рассмотрены в трудах таких авторов как, например, О.Д. Алиева и Д.А. Шевелько , Н.А.Попова и А.Д. Каткова , соответственно. Если мы говорим о современной модели федерализма, характеризующуюся таким явлением как «вертикаль власти», ключевым является рассмотрение инструментов, формирующих эту «вертикаль». Для этого нужно обратить внимание на исследования А.М. Фарукшина , А.А. Кондрашева , О.О. Шибаевой , С.В. Турусина и другие исследования в этой области.
Говоря о политической культуре, нельзя не обратить внимание на таких теоретиков как Г.Алмонд и С.Верба , которые одними из первых дали определение политической культуре, а также составили ее классификацию. Вместе с тем в данной работе используется термин, разработанный М.Ю.Бунаковым и Н.С.Гуляевым11, т.к. их определение включает в себя компонент взаимодействия общества с политической действительностью, что отражает единство между самим обществом и государственной властью.
Исследователь С.Ф. Черняховский анализировал, какие факторы оказывают влияние на ценностные ориентации в обществе и таким образом формируют политическую культуру. В своей работе он выделил три ключевых аспекта: исторический, социальный и ситуативный. Он подчеркивал, что современные политические ценности и культурные ориентиры России глубоко укоренены в её историческом прошлом, поскольку они складываются на протяжении многих десятилетий. Историческая составляющая раскрыта, например, в работах В.Бочарова , где речь идет об устоявшихся стереотипах традиционной модели поведения в российском обществе в контексте «перестройки», или В.А. Сафоновой, которая в своей работе затрагивала дуальность ценностных начал в российской политической культуре .
В контексте разработки данной темы особое внимание требуется уделить анализу элементов, формирующих политическую культуру, поскольку эти факторы играют ключевую роль в эволюции федерализма, включая и его российскую модификацию. В ряде научных работ, в том числе исследований М.Х.Фарукшина , освещается взаимосвязь политической культуры и структуры федерализма, причем акцент делается на сопоставление демократических процессов в России и США.
Чтобы следовать системе уже упомянутого С.Ф.Черняховского , были выбраны работы, например, В.Полторацкой , Н.П.Пименова , С.Р.Фахразеевой , А.А.Вилкова , М.А.Ядовой , Н.Н.Щетининой и многих других российских авторов.
Эмпирическую базу исследования составили результаты собственного онлайн- анкетирования студенческой молодежи, а также локальные исследования ученых и социологические опросы, проведенные специализированными агентствами: ФОМ, ВЦИОМ, ЦИРКОН.
Также в работе эмпирическую базу составил ряд нормативно-правовых актов, связанных с российским федерализмом: Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. ; Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ; Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ .
Целью исследования в данной работе является рассмотрение специфики современного российского федерализма.
Объектом данного исследования выступает российский федерализм, предметом - специфика эволюции федерализма в современной России.
Гипотеза исследования: суть российского федерализма заключается в балансе между централизацией и децентрализацией власти, что позволяет учитывать интересы как федерального центра, так и региональных властей.
Задачи исследования:
1. Выделить основные особенности современного федерализма
2. Проанализировать теоретические основы и историческую эволюцию российского федерализма.
3. Определить современное состояние федеративных отношений в России, выделив особенности автономии регионов и унитарного начала.
4. Исследовать проблемы и вызовы, стоящие перед современным российским федерализмом, и предложить возможные пути их решения.
Методология
В процессе написания работы основным являлся системный исследовательский подход, в рамках которого объект исследования предстаёт как один из аспектов целостной, сложноорганизованной политико-территориальной системы. Системно-функциональный подход Т. Парсонса (структурный функционализм) заключается в трактовке общества как социальной системы, которая имеет свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию . Толкотт Парсонс рассматривал общество как сеть стабильных социальных отношений, которые формируют единую систему, регулирующую поведение людей. Этот концепт можно использовать для анализа федерализма, рассматривая политическую систему в качестве одной из подсистем в рамках более широкой социальной системы.
В процессе написания работы применялись такие методы, как:
- сравнительный анализ: позволяет оценить и проанализировать полученных результатов;
- статистический анализ: изучение количественных данных с целью их обобщения, интерпретации;
- опрос: использовался с целью изучения мнения современной молодежи о российском федерализме.
Теоретическая и практическая значимость исследования: выводы, полученные в результате исследования, могут быть использованы для дальнейшего изучения специфики современного российского федерализма.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Во введении сформулирована и раскрыта актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
В первой главе определено понятие «федерализм», типы федеративных государств, принципы и модели федерализма.
Вторая глава включает исторический анализ формирования федерализма, эволюцию моделей отношений между центром и регионами, конституционные основы федерализма.
В третьей главе содержится информация о современном состоянии федерализма, представлены перспективы и пути развития.
В заключении подведены итоги исследования, сделаны основные выводы.
Защищаемые положения:
1) Федерализм представляет собой не только способ организации государственного строя, но также и метод управления, который подразумевает сбалансированное совместное развитие экономических и других сфер интересов как отдельных регионов, так и государства в целом. Это достигается за счет поддержания единства национального состава при одновременном предоставлении автономии регионам в пределах их полномочий.
2) Федерализм подразумевает разделение полномочий между федеральным центром и региональными органами власти. Это распределение влияет на общенациональное управление и приводит к тому, что региональные администрации оказываются в политической и экономической зависимости. Такое положение вещей влияет на методы управления на местах и способствует развитию специфической политической культуры в России.
3) Политическая культура и развитие федерализма взаимосвязаны и оказывают друг на друга влияние через сформированные в обществе принципы и ориентиры, которые могут сохранять уже присущие им характеристики или могут изменяться со временем, приобретая новые черты.
4) Восприятие федерализма молодёжью может включать ожидание поддержки от государства и стремление к признанию особой роли молодого поколения, при этом интерес к политике является переменным и зависит от политических процессов, происходящих в стране.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной работы основное внимание уделялось изучению федерализма как принципа в контексте РФ, анализируя его влияние на возникающие конфликты и исследуя возможности для улучшения национальной федеративной системы. Объектом исследования стало определение и сравнение федерализма как глобального явления, результаты показали, что если считать федерацию статичной структурой, то федерализм является его более гибким и обширным аспектом, включающим динамику и разнообразие форм. Различные задачи были поставлены для достижения этой цели.
В контексте системного анализа были рассмотрены несколько подходов, в том числе конституционный и институциональный, для изучения основ федерализма. Анализ выявил ключевые аспекты устройства федерального управления:
- Верховенство федеральных законов над законами субъектов;
- Вертикальное разделение властей, как минимум, на два уровня с передачей соответствующих полномочий и автономии каждому уровню, а также предоставление прав управления определёнными ресурсами;
- Установление специализированной структуры для урегулирования конфликтов в рамках федерации, обладающей эксклюзивной компетенцией в этом вопросе.
Таким образом, были выделены и описаны основные черты федерализма через различные методологические подходы.
Федерализм, который активно развивался во всем мире к концу 20 века, стал решением для многих критических и затруднительных ситуаций. Благодаря этой системе, в которой регионы представлены в федеральном парламенте и имеют право на законодательную инициативу, многие страны смогли преобразоваться в составные федерации, включая асимметричные и квази-федерации, в основном конституционного типа.
В современной российской политике, важно осуществлять глубокий анализ федерализма, учитывая аспекты конфликтологии. Без такого подхода трудно понять сущность текущих конфликтов, их вредные последствия и способы их разрешения с наименьшими потерями. С другой стороны, стабильные и давно существующие федерации служат примером для более новых федеративных государств, указывая на цели для стремления и развития.
Для того чтобы эффективно осуществлять мониторинг конфликтных ситуаций, важно идентифицировать всех участников и возможные источники конфликта, а также особенности его развития, включая временные и пространственные аспекты, и определить ценностные и ресурсные основы конфликта, если такие имеются.
Что касается истории федерализма в России, то она охватывает различные формы государственного строительства, начиная от протофедеративных структур Киевской Руси и периода феодальной раздробленности, до децентрализованной унитарной Московской Руси и строго централизованного СССР с элементами конфедерации, заканчивая федеративным устройством современной Российской Федерации.
Исследование показало несколько ключевых аспектов текущего положения федерализма в России, при этом обращено внимание на его неоднородность и склонность к различного рода конфликтам. Во-первых, обнаружена асимметрия в федерализме, выражающаяся в различиях между регионами по их статусу, размеру, численности населения и этническому составу. Во-вторых, подчеркнута высокая конфликтность регионов, проистекающая из экономических, национальных и религиозных различий. Также выявлены финансовые зависимости многих регионов от федерального центра. Наконец, отдельное внимание уделено влиянию личности руководителей регионов на взаимоотношения с федеральными властями и на внутреннюю политику в регионах, что зачастую приводит к усилению авторитарных тенденций.
Автором была выявлена модель федерализма для России, которая считается наиболее подходящей в свете сохранения баланса между центральной властью и региональными интересами. Эта модель основана на договорно-конституционных принципах, что позволяет эффективно учитывать потребности субъектов федерации, минимизируя риски развития сепаратистских настроений.
Хотя федерализм имеет свои недостатки и не является идеальной системой управления, его гибкость в распределении прав и привилегий между различными регионами, акцент на уважение к правам каждого субъекта и стремление к уравниванию их статусов во взаимоотношениях с федеральным центром способствуют преодолению тенденций к сепаратизму.
В современном обществе значение отдельных граждан умаляется, если они не участвуют в деятельности мощных партий или ассоциаций. В системе прямой демократии люди, которые не активны политически и не делают акцент на общественные интересы, оказываются в стороне. Территориальная демократия часто ставит в невыгодное положение производственные силы, а производственная демократия — потребителей. Смешение этих форм не предоставляет универсального решения для исключения кого-либо. Однако, продвигаясь к разнообразию демократических систем, мы также выделяем важность разделения на нормативные принципы демократической легитимности и структуру высшей власти. Это разделение должно помочь в критическом анализе и улучшении системы в целом.
В связи с тем, что демократия и федерализм тесно связаны, возникает осознание бесконечности процесса совершенствования федеральной модели. Это представляется как преимущество, поскольку механизм постоянного обновления помогает политической системе оставаться активной и не допускает её застоя. Вопрос о том, как устранить недостатки федерализма, остаётся открытым и требует отдельного исследования. Тем не менее, в рамках данной выпускной работы, автор в основном видит федерализм под положительным углом.



1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : (с изм. от 1 июля 2020 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. - 1999. - № 206.
3. Федеральный закон от 05.08.2000 № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. - 2000. - № 133.
4. Федеральный закон от 11.12.2004 № 159-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета. - 2004. - № 294.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 5 октября 2011 г. № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон», «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. - 2011. - № 214.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон», «О политических партиях» // Российская газета. - 2012. - № 5746.
7. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2005г. № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан». [Электронный ресурс]. - URL: https://constitution.garant.ru/act/federative/12143978/ (дата обращения 27.02.2025).
8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2000г. № 10-П «О проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. - 2000. - № 118.
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2000. - № 5.
10. Определение Конституционного Суда РФ от 07.10.2005 № 341-О «По запросу Сахалинской областной Думы о проверке конституционности пункта 6 статьи 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2006. - № 2.
11. Конституция Республики Татарстан от 06.11.1992 // Ведомости Верховного Совета Татарстана. - 1992. - № 9-10. - Ст. 166
12. Конституция Республики Мордовия (принята Конституционным Собранием РМ 21.09.1995) // Известия Мордовии. - 22.09.1995. - № 180.
13. Абдрахманов Р. Ф. Федерализм в России и в мире : учебное пособие. Под ред. к.филос.наук Р.С. Хакимова / Р. Ф. Абдрахманов. - Казань, 2004. - 254 с.
14. Абдулатипов Р. Г. Федералогия / Р. Г. Абдулатипов. - СПб.: Питер, 2004. - 358 с.
15. Абдулатипов Р. Г. Многонациональный русский мир России // Этносоциум и межнациональная культура. - 2005. - № 1. - С. 6-8.
..88


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ