ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
|
Введение 4
1 Политический стереотип в политической журналистике 7
1.1 Модель политической журналистики 7
1.1.1 Определение термина «политическая журналистика» 8
1.1.2 Миссия политической журналистики 9
1.1.3 Цель политической журналистики 10
1.1.4 Задачи политической журналистики 10
1.1.5 Функции 11
1.1.6 Сбор информации 14
1.1.7 Обработка информации 15
1.1.8 Инструменты манипуляции и аргументации 16
1.1.9 Жанры 18
1.1.10 Темы 19
1.2 Место политического стереотипа в модели
политической журналистики 20
1.2.1 К определению понятия «политический стереотип» 20
1.2.2 «Политический стереотип» в контексте
смежных понятий 22
1.2.3 Значение «политического стереотипа» в обществе 25
1.2.4 «Политический стереотип»: характеристика 26
1.2.5 Функции «политического стереотипа» 27
1.2.6 Способы формирования и внедрения
«политических стереотипов» 28
1.2.7 Типы и виды политических стереотипов 29
1.2.8 Взаимодействие политических стереотипов
с другими видами социальных стереотипов 30
2 Анализ политических стереотипов в изданиях («Наш Красноярский край»,
«Сегодняшняя газета», «Красноярский рабочий») 31
2.1 Характеристика изданий 33
2.2 Условия выборки 33
2.3 Порядок работы 34
2.4. Анализ полученных результатов 34
2.4.1 Характеристика выявленных политических стереотипов 37
2.4.2 Функции выявленных политических стереотипов 41
2.4.3 Комбинированные политические стереотипы 43
Заключение 47
Список сокращений 50
Список использованных источников 51
Приложение А Список обобщенных групп политических
стереотипов 57
Приложение Б Список проанализированных публикаций 68
1 Политический стереотип в политической журналистике 7
1.1 Модель политической журналистики 7
1.1.1 Определение термина «политическая журналистика» 8
1.1.2 Миссия политической журналистики 9
1.1.3 Цель политической журналистики 10
1.1.4 Задачи политической журналистики 10
1.1.5 Функции 11
1.1.6 Сбор информации 14
1.1.7 Обработка информации 15
1.1.8 Инструменты манипуляции и аргументации 16
1.1.9 Жанры 18
1.1.10 Темы 19
1.2 Место политического стереотипа в модели
политической журналистики 20
1.2.1 К определению понятия «политический стереотип» 20
1.2.2 «Политический стереотип» в контексте
смежных понятий 22
1.2.3 Значение «политического стереотипа» в обществе 25
1.2.4 «Политический стереотип»: характеристика 26
1.2.5 Функции «политического стереотипа» 27
1.2.6 Способы формирования и внедрения
«политических стереотипов» 28
1.2.7 Типы и виды политических стереотипов 29
1.2.8 Взаимодействие политических стереотипов
с другими видами социальных стереотипов 30
2 Анализ политических стереотипов в изданиях («Наш Красноярский край»,
«Сегодняшняя газета», «Красноярский рабочий») 31
2.1 Характеристика изданий 33
2.2 Условия выборки 33
2.3 Порядок работы 34
2.4. Анализ полученных результатов 34
2.4.1 Характеристика выявленных политических стереотипов 37
2.4.2 Функции выявленных политических стереотипов 41
2.4.3 Комбинированные политические стереотипы 43
Заключение 47
Список сокращений 50
Список использованных источников 51
Приложение А Список обобщенных групп политических
стереотипов 57
Приложение Б Список проанализированных публикаций 68
Постиндустриальная модель общества и тенденция перехода к ней бросает множество вызовов всем субъектам политики. В том числе и журналистам, роль которых в политических играх резко возрастает при воплощающейся в жизнь концепции «кто владеет информацией - тот владеет миром». Теперь журналисты и пиар-специалисты выходят на передовую вместо военных. Информационное поле - главный фронт. В связи с этим возрастает роль и всех «инструментов» информационного поля, в том числе и политического стереотипа.
Политический стереотип (ПС) важен не только как оружие, но и как средство защиты в условиях информационной какафонии. Расстановка политических сил настолько непостоянна и динамична, что рядовому гражданину сложно уследить за всеми преобразованиями политической сферы. А развитие сети Интернет, наделение каждого её пользователя «возможностью авторства», приводит к переизбытку информации и сложности навигации в ней. В таких условиях сложно сформировать индивидуальную точку зрения на те или иные события. Тогда подсказкой служат политические стереотипы.
Именно средствам массовой информации исследователи приписывают главную роль в распространении стереотипов. Обоснование исследования политических стереотипов именно в региональной политической журналистике - в тенденции регионализации прессы. В статье «Современная медиаструктура» Е.Л. Вартанова пишет о переносе читательских предпочтений на местный уровень с общенационального, начавшемся в 1990-х годах [Вартанова, 2002].
СМИ являются полноценным участником политической жизни региона и страны. Они способны влиять на многие политические события, особенно в предвыборный период (18 сентября 2016 года состоятся выборы в Государственную Думу). Политический стереотип - один из непосредственных инструментов формирования образа власти и прочих политических сил, требующий постоянного мониторинга для возможности объективного анализа деятельности СМИ, что определяет актуальность работы.
Новизна настоящего исследования в том, что исследуется не сколько структура и функции политических стереотипов, сколько их место в модели политической журналистики и их специфические черты в изданиях конкретного региона.
Объект исследования: политические стереотипы.
Предмет исследования: политические стереотипы в газетах «Наш Красноярский край», «Сегодняшняя газета. Красноярск», «Красноярский рабочий».
Целью работы является выявление политических стереотипов, внедряемых газетами «Наш Красноярский край», «Сегодняшняя газета. Красноярск» и «Красноярский рабочий».
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить научные работы о политической журналистике и политических стереотипах, их видах, функциях и т.п.;
- сформировать модель политической журналистки и определить в ней место политического стереотипа;
- определить признаки наличия в материалах газет продвигаемого политического стереотипа;
- проанализировать материалы в соответствии с разработанными признаками;
- выявить, какие политические стереотипы актуальны для газет региона в настоящее время.
В данной работе использованы и количественные, и качественные методы исследования. Среди качественных можно выделить анализ и синтез, дедукцию, индукцию, классификацию и обобщение. Коммуникативные методы представлены выборкой.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами работы.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, новизну, определяет объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В первой главе формируется модель политической журналистики, рассматриваются понятие, характеристики, виды политических стереотипов и их место в модели политической журналистики. Во второй главе рассматриваются особенности политических стереотипов, внедряемых и распространяемых газетами «Наш Красноярский край», «Сегодняшняя газета. Красноярск» и «Красноярский рабочий», проводится анализ причин возникновения выявленных особенностей. Заключение резюмирует основные результаты исследования. Список использованных источников состоит из 52 наименований. Кроме того, бакалаврская работа сопровождается приложениями.
Материал исследования: 90 текстов о политике, опубликованных в газетах «Наш Красноярский край», «Сегодняшняя газета. Красноярск» и «Красноярский рабочий» в период с января по март 2016 года.
Теоретической базой исследования стали вопросы влияния СМИ на электоральное поведение (С.М. Медведева и Е.В. Гришин), формирования стереотипов в массовом сознании (Г.С. Мельник, Л.В. Русских, Н.А. Акопян), политической психологии (Д.В. Ольшанский), имиджелогии и политической мифологии (С.Н. Большакова, С.С, Бодрунова, А. Цуладзе, А.Б. Чаблин). СМИ как инструмента политических коммуникаций (Е.Ю. Красова).
Исследование было апробировано на научно-практических конференциях «Молодежь и наука. Проспект Свободный-2016» и «Сибирское медиапространство 2020».
Политический стереотип (ПС) важен не только как оружие, но и как средство защиты в условиях информационной какафонии. Расстановка политических сил настолько непостоянна и динамична, что рядовому гражданину сложно уследить за всеми преобразованиями политической сферы. А развитие сети Интернет, наделение каждого её пользователя «возможностью авторства», приводит к переизбытку информации и сложности навигации в ней. В таких условиях сложно сформировать индивидуальную точку зрения на те или иные события. Тогда подсказкой служат политические стереотипы.
Именно средствам массовой информации исследователи приписывают главную роль в распространении стереотипов. Обоснование исследования политических стереотипов именно в региональной политической журналистике - в тенденции регионализации прессы. В статье «Современная медиаструктура» Е.Л. Вартанова пишет о переносе читательских предпочтений на местный уровень с общенационального, начавшемся в 1990-х годах [Вартанова, 2002].
СМИ являются полноценным участником политической жизни региона и страны. Они способны влиять на многие политические события, особенно в предвыборный период (18 сентября 2016 года состоятся выборы в Государственную Думу). Политический стереотип - один из непосредственных инструментов формирования образа власти и прочих политических сил, требующий постоянного мониторинга для возможности объективного анализа деятельности СМИ, что определяет актуальность работы.
Новизна настоящего исследования в том, что исследуется не сколько структура и функции политических стереотипов, сколько их место в модели политической журналистики и их специфические черты в изданиях конкретного региона.
Объект исследования: политические стереотипы.
Предмет исследования: политические стереотипы в газетах «Наш Красноярский край», «Сегодняшняя газета. Красноярск», «Красноярский рабочий».
Целью работы является выявление политических стереотипов, внедряемых газетами «Наш Красноярский край», «Сегодняшняя газета. Красноярск» и «Красноярский рабочий».
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить научные работы о политической журналистике и политических стереотипах, их видах, функциях и т.п.;
- сформировать модель политической журналистки и определить в ней место политического стереотипа;
- определить признаки наличия в материалах газет продвигаемого политического стереотипа;
- проанализировать материалы в соответствии с разработанными признаками;
- выявить, какие политические стереотипы актуальны для газет региона в настоящее время.
В данной работе использованы и количественные, и качественные методы исследования. Среди качественных можно выделить анализ и синтез, дедукцию, индукцию, классификацию и обобщение. Коммуникативные методы представлены выборкой.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами работы.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, новизну, определяет объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В первой главе формируется модель политической журналистики, рассматриваются понятие, характеристики, виды политических стереотипов и их место в модели политической журналистики. Во второй главе рассматриваются особенности политических стереотипов, внедряемых и распространяемых газетами «Наш Красноярский край», «Сегодняшняя газета. Красноярск» и «Красноярский рабочий», проводится анализ причин возникновения выявленных особенностей. Заключение резюмирует основные результаты исследования. Список использованных источников состоит из 52 наименований. Кроме того, бакалаврская работа сопровождается приложениями.
Материал исследования: 90 текстов о политике, опубликованных в газетах «Наш Красноярский край», «Сегодняшняя газета. Красноярск» и «Красноярский рабочий» в период с января по март 2016 года.
Теоретической базой исследования стали вопросы влияния СМИ на электоральное поведение (С.М. Медведева и Е.В. Гришин), формирования стереотипов в массовом сознании (Г.С. Мельник, Л.В. Русских, Н.А. Акопян), политической психологии (Д.В. Ольшанский), имиджелогии и политической мифологии (С.Н. Большакова, С.С, Бодрунова, А. Цуладзе, А.Б. Чаблин). СМИ как инструмента политических коммуникаций (Е.Ю. Красова).
Исследование было апробировано на научно-практических конференциях «Молодежь и наука. Проспект Свободный-2016» и «Сибирское медиапространство 2020».
Политические стереотипы - не только важный инструмент политических коммуникаций, но и неотъемлемый элемент политической психологии. Этот вид политической установки не может считаться полностью достоверным, поскольку преобладающую роль в его формировании играют эмоции, а не знания. Однако и ложным стереотип не может быть признан - он базируется на реальных фактах.
Политические стереотипы позволяют средствам массовой информации быть полноценными участниками политического процесса, а также упрощать процесс политического познания для своей аудитории, зачастую не имеющей доступа к достаточному объему достоверной информации.
В процессе исследования удалось разработать модель политической журналистики, выявить, что политический стереотип является одним из инструментов манипуляции и аргументации, что определяет его место в модели, изучить основные характеристики политических стереотипов, их функции, комбинированные виды, ознакомиться с механизмами их формирования и внедрения.
На основе проанализированного научного материала была разработана система количественного анализа стереотипов, в соответствии с которой удалось выявить специфику использования данного политического инструмента редакциями изданий «Наш Красноярский край», «Красноярский рабочий» и «Сегодняшняя газета».
Таким образом, выяснилось, что авторы проанализированных материалов распространяют, в основном, стереотипы не узко-региональной тематики, а общероссийского и мирового масштаба. Более того, последние часто используются для создания ощущения большей достоверности стереотипов регионального толка.
Наиболее часто в материалах газеты встречались стереотипы о коррупции, о неэффективности работы властей, о необоснованности критики властей, о стабильности и процветании России на международной политической арене и о вреде стремления к западным ценностям.
На страницах региональных изданий ведутся полемики о пользе и бесполезности Красноярского экономического форума, о мотивах деятельности Городского совета депутатов и об обоснованности критики властей народом.
Другие непосредственно региональные стереотипы касаются вопросов банкротства Жилфонда, деятельности Губернатора края, процветания Красноярского края, снятия статуса ЗАТО с города Зеленогорска и расстановки политических сил в Минусинске.
Большинство выявленных политических стереотипов обладают упрощенным и догматичным содержанием. Остальным характеристикам, таким как эмоциональность, иррациональность и устойчивость политические стереотипы, в большинстве своем, соответствуют. Только персонификация событий в региональных политических стереотипах является редко встречающейся характеристикой. Основными героями персонифицированных стереотипов выступают Владимир Путин и Виктор Толоконский. В газете «Красноярский рабочий» персонифицированные стереотипы встречаются в среднем вдвое чаще, чем в других проанализированных изданиях.
Политические стереотипы, распространяемые региональными изданиями, выполняют все предложенные в таблице анализа функции. Идентификация осуществляется подавляюще большой частью выявленных стереотипов. Самый популярный объект идентификации — чиновники, выставляемые, преимущественно, в негативном свете. В связи с этим отмечается существенное отличие количества идентифицирующих политических стереотипов в газете «Наш Красноярский край» — всего 49% по сравнению с 55% в изданиях «Красноярский рабочий» и «Сегодняшняя газета».
В то же время, выявленные стереотипы реже всего внедряют те или иные модели поведения (аффективная функция). Газета «Наш Красноярский край», согласно итогам исследования, более склонна «учить читателей жизни», чем её конкуренты. Когнитивную и идеологизирующую функции выполняют чуть меньше половины исследуемых установок. Как правило, процесс схематизации опыта (когнитивная функция) реализуется с привязкой к конкретным политическим событиям.
В региональной прессе отсутствуют политически-эстетические, политически-конфессиональные и политически-гендерные стереотипы. Политически-этнические стереотипы встречаются крайне редко, и только в газете «Наш Красноярский край». Политически-возрастные стереотипы составляют менее 1% от всех выявленных стереотипов.
Политически-этические стереотипы в большинстве своем имеют негативное содержание и составляют 13% от общего числа ПС. Политически- ролевые стереотипы также представлены 13%, и чаще всего раскрывают ролевые отношения «начальник-подчиненный», «власть-народ» и «власть- оппозиция».
Наиболее распространенным комбинированным видом политических стереотипов в исследуемых изданиях является политически- профессиональный. Чаще всего стереотипизируется профессия чиновника, причем наиболее активна в этой деятельности редакция «Сегодняшней газеты».
Политические стереотипы позволяют средствам массовой информации быть полноценными участниками политического процесса, а также упрощать процесс политического познания для своей аудитории, зачастую не имеющей доступа к достаточному объему достоверной информации.
В процессе исследования удалось разработать модель политической журналистики, выявить, что политический стереотип является одним из инструментов манипуляции и аргументации, что определяет его место в модели, изучить основные характеристики политических стереотипов, их функции, комбинированные виды, ознакомиться с механизмами их формирования и внедрения.
На основе проанализированного научного материала была разработана система количественного анализа стереотипов, в соответствии с которой удалось выявить специфику использования данного политического инструмента редакциями изданий «Наш Красноярский край», «Красноярский рабочий» и «Сегодняшняя газета».
Таким образом, выяснилось, что авторы проанализированных материалов распространяют, в основном, стереотипы не узко-региональной тематики, а общероссийского и мирового масштаба. Более того, последние часто используются для создания ощущения большей достоверности стереотипов регионального толка.
Наиболее часто в материалах газеты встречались стереотипы о коррупции, о неэффективности работы властей, о необоснованности критики властей, о стабильности и процветании России на международной политической арене и о вреде стремления к западным ценностям.
На страницах региональных изданий ведутся полемики о пользе и бесполезности Красноярского экономического форума, о мотивах деятельности Городского совета депутатов и об обоснованности критики властей народом.
Другие непосредственно региональные стереотипы касаются вопросов банкротства Жилфонда, деятельности Губернатора края, процветания Красноярского края, снятия статуса ЗАТО с города Зеленогорска и расстановки политических сил в Минусинске.
Большинство выявленных политических стереотипов обладают упрощенным и догматичным содержанием. Остальным характеристикам, таким как эмоциональность, иррациональность и устойчивость политические стереотипы, в большинстве своем, соответствуют. Только персонификация событий в региональных политических стереотипах является редко встречающейся характеристикой. Основными героями персонифицированных стереотипов выступают Владимир Путин и Виктор Толоконский. В газете «Красноярский рабочий» персонифицированные стереотипы встречаются в среднем вдвое чаще, чем в других проанализированных изданиях.
Политические стереотипы, распространяемые региональными изданиями, выполняют все предложенные в таблице анализа функции. Идентификация осуществляется подавляюще большой частью выявленных стереотипов. Самый популярный объект идентификации — чиновники, выставляемые, преимущественно, в негативном свете. В связи с этим отмечается существенное отличие количества идентифицирующих политических стереотипов в газете «Наш Красноярский край» — всего 49% по сравнению с 55% в изданиях «Красноярский рабочий» и «Сегодняшняя газета».
В то же время, выявленные стереотипы реже всего внедряют те или иные модели поведения (аффективная функция). Газета «Наш Красноярский край», согласно итогам исследования, более склонна «учить читателей жизни», чем её конкуренты. Когнитивную и идеологизирующую функции выполняют чуть меньше половины исследуемых установок. Как правило, процесс схематизации опыта (когнитивная функция) реализуется с привязкой к конкретным политическим событиям.
В региональной прессе отсутствуют политически-эстетические, политически-конфессиональные и политически-гендерные стереотипы. Политически-этнические стереотипы встречаются крайне редко, и только в газете «Наш Красноярский край». Политически-возрастные стереотипы составляют менее 1% от всех выявленных стереотипов.
Политически-этические стереотипы в большинстве своем имеют негативное содержание и составляют 13% от общего числа ПС. Политически- ролевые стереотипы также представлены 13%, и чаще всего раскрывают ролевые отношения «начальник-подчиненный», «власть-народ» и «власть- оппозиция».
Наиболее распространенным комбинированным видом политических стереотипов в исследуемых изданиях является политически- профессиональный. Чаще всего стереотипизируется профессия чиновника, причем наиболее активна в этой деятельности редакция «Сегодняшней газеты».
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА ТУРИСТИЧЕСКОМ РЫНКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - МЕДИАОБРАЗ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА НА ПРИМЕРЕ ЛОКАЛЬНЫХ СМИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕЧАТНОЙ РЕКЛАМЫ НА FASHION РЫНКЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Проблематика защиты прав заключенных в современных отечественных СМИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - КОНЦЕПТ «ЧУЖОЙ» В АНГАРСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - СПЕЦИФИКА ПОСТРОЕНИЯ БРЕНДА СПОРТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ (НА ПРИМЕРЕ УНИВЕРСИАДЫ 2019 В Г. КРАСНОЯРСК)
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - PUBLIC RELATIONS КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - РОЛЬ РЕКЛАМЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОБРАЗОВ В ТВОРЧЕСТВЕ Т.К.АНТОШИНОЙ
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



