Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Работа №18029

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы73
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
825
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Политический стереотип в политической журналистике 7
1.1 Модель политической журналистики 7
1.1.1 Определение термина «политическая журналистика» 8
1.1.2 Миссия политической журналистики 9
1.1.3 Цель политической журналистики 10
1.1.4 Задачи политической журналистики 10
1.1.5 Функции 11
1.1.6 Сбор информации 14
1.1.7 Обработка информации 15
1.1.8 Инструменты манипуляции и аргументации 16
1.1.9 Жанры 18
1.1.10 Темы 19
1.2 Место политического стереотипа в модели
политической журналистики 20
1.2.1 К определению понятия «политический стереотип» 20
1.2.2 «Политический стереотип» в контексте
смежных понятий 22
1.2.3 Значение «политического стереотипа» в обществе 25
1.2.4 «Политический стереотип»: характеристика 26
1.2.5 Функции «политического стереотипа» 27
1.2.6 Способы формирования и внедрения
«политических стереотипов» 28
1.2.7 Типы и виды политических стереотипов 29
1.2.8 Взаимодействие политических стереотипов
с другими видами социальных стереотипов 30
2 Анализ политических стереотипов в изданиях («Наш Красноярский край»,
«Сегодняшняя газета», «Красноярский рабочий») 31
2.1 Характеристика изданий 33
2.2 Условия выборки 33
2.3 Порядок работы 34
2.4. Анализ полученных результатов 34
2.4.1 Характеристика выявленных политических стереотипов 37
2.4.2 Функции выявленных политических стереотипов 41
2.4.3 Комбинированные политические стереотипы 43
Заключение 47
Список сокращений 50
Список использованных источников 51
Приложение А Список обобщенных групп политических
стереотипов 57
Приложение Б Список проанализированных публикаций 68


Постиндустриальная модель общества и тенденция перехода к ней бросает множество вызовов всем субъектам политики. В том числе и журналистам, роль которых в политических играх резко возрастает при воплощающейся в жизнь концепции «кто владеет информацией - тот владеет миром». Теперь журналисты и пиар-специалисты выходят на передовую вместо военных. Информационное поле - главный фронт. В связи с этим возрастает роль и всех «инструментов» информационного поля, в том числе и политического стереотипа.
Политический стереотип (ПС) важен не только как оружие, но и как средство защиты в условиях информационной какафонии. Расстановка политических сил настолько непостоянна и динамична, что рядовому гражданину сложно уследить за всеми преобразованиями политической сферы. А развитие сети Интернет, наделение каждого её пользователя «возможностью авторства», приводит к переизбытку информации и сложности навигации в ней. В таких условиях сложно сформировать индивидуальную точку зрения на те или иные события. Тогда подсказкой служат политические стереотипы.
Именно средствам массовой информации исследователи приписывают главную роль в распространении стереотипов. Обоснование исследования политических стереотипов именно в региональной политической журналистике - в тенденции регионализации прессы. В статье «Современная медиаструктура» Е.Л. Вартанова пишет о переносе читательских предпочтений на местный уровень с общенационального, начавшемся в 1990-х годах [Вартанова, 2002].
СМИ являются полноценным участником политической жизни региона и страны. Они способны влиять на многие политические события, особенно в предвыборный период (18 сентября 2016 года состоятся выборы в Государственную Думу). Политический стереотип - один из непосредственных инструментов формирования образа власти и прочих политических сил, требующий постоянного мониторинга для возможности объективного анализа деятельности СМИ, что определяет актуальность работы.
Новизна настоящего исследования в том, что исследуется не сколько структура и функции политических стереотипов, сколько их место в модели политической журналистики и их специфические черты в изданиях конкретного региона.
Объект исследования: политические стереотипы.
Предмет исследования: политические стереотипы в газетах «Наш Красноярский край», «Сегодняшняя газета. Красноярск», «Красноярский рабочий».
Целью работы является выявление политических стереотипов, внедряемых газетами «Наш Красноярский край», «Сегодняшняя газета. Красноярск» и «Красноярский рабочий».
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить научные работы о политической журналистике и политических стереотипах, их видах, функциях и т.п.;
- сформировать модель политической журналистки и определить в ней место политического стереотипа;
- определить признаки наличия в материалах газет продвигаемого политического стереотипа;
- проанализировать материалы в соответствии с разработанными признаками;
- выявить, какие политические стереотипы актуальны для газет региона в настоящее время.
В данной работе использованы и количественные, и качественные методы исследования. Среди качественных можно выделить анализ и синтез, дедукцию, индукцию, классификацию и обобщение. Коммуникативные методы представлены выборкой.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами работы.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, новизну, определяет объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В первой главе формируется модель политической журналистики, рассматриваются понятие, характеристики, виды политических стереотипов и их место в модели политической журналистики. Во второй главе рассматриваются особенности политических стереотипов, внедряемых и распространяемых газетами «Наш Красноярский край», «Сегодняшняя газета. Красноярск» и «Красноярский рабочий», проводится анализ причин возникновения выявленных особенностей. Заключение резюмирует основные результаты исследования. Список использованных источников состоит из 52 наименований. Кроме того, бакалаврская работа сопровождается приложениями.
Материал исследования: 90 текстов о политике, опубликованных в газетах «Наш Красноярский край», «Сегодняшняя газета. Красноярск» и «Красноярский рабочий» в период с января по март 2016 года.
Теоретической базой исследования стали вопросы влияния СМИ на электоральное поведение (С.М. Медведева и Е.В. Гришин), формирования стереотипов в массовом сознании (Г.С. Мельник, Л.В. Русских, Н.А. Акопян), политической психологии (Д.В. Ольшанский), имиджелогии и политической мифологии (С.Н. Большакова, С.С, Бодрунова, А. Цуладзе, А.Б. Чаблин). СМИ как инструмента политических коммуникаций (Е.Ю. Красова).
Исследование было апробировано на научно-практических конференциях «Молодежь и наука. Проспект Свободный-2016» и «Сибирское медиапространство 2020».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Политические стереотипы - не только важный инструмент политических коммуникаций, но и неотъемлемый элемент политической психологии. Этот вид политической установки не может считаться полностью достоверным, поскольку преобладающую роль в его формировании играют эмоции, а не знания. Однако и ложным стереотип не может быть признан - он базируется на реальных фактах.
Политические стереотипы позволяют средствам массовой информации быть полноценными участниками политического процесса, а также упрощать процесс политического познания для своей аудитории, зачастую не имеющей доступа к достаточному объему достоверной информации.
В процессе исследования удалось разработать модель политической журналистики, выявить, что политический стереотип является одним из инструментов манипуляции и аргументации, что определяет его место в модели, изучить основные характеристики политических стереотипов, их функции, комбинированные виды, ознакомиться с механизмами их формирования и внедрения.
На основе проанализированного научного материала была разработана система количественного анализа стереотипов, в соответствии с которой удалось выявить специфику использования данного политического инструмента редакциями изданий «Наш Красноярский край», «Красноярский рабочий» и «Сегодняшняя газета».
Таким образом, выяснилось, что авторы проанализированных материалов распространяют, в основном, стереотипы не узко-региональной тематики, а общероссийского и мирового масштаба. Более того, последние часто используются для создания ощущения большей достоверности стереотипов регионального толка.
Наиболее часто в материалах газеты встречались стереотипы о коррупции, о неэффективности работы властей, о необоснованности критики властей, о стабильности и процветании России на международной политической арене и о вреде стремления к западным ценностям.
На страницах региональных изданий ведутся полемики о пользе и бесполезности Красноярского экономического форума, о мотивах деятельности Городского совета депутатов и об обоснованности критики властей народом.
Другие непосредственно региональные стереотипы касаются вопросов банкротства Жилфонда, деятельности Губернатора края, процветания Красноярского края, снятия статуса ЗАТО с города Зеленогорска и расстановки политических сил в Минусинске.
Большинство выявленных политических стереотипов обладают упрощенным и догматичным содержанием. Остальным характеристикам, таким как эмоциональность, иррациональность и устойчивость политические стереотипы, в большинстве своем, соответствуют. Только персонификация событий в региональных политических стереотипах является редко встречающейся характеристикой. Основными героями персонифицированных стереотипов выступают Владимир Путин и Виктор Толоконский. В газете «Красноярский рабочий» персонифицированные стереотипы встречаются в среднем вдвое чаще, чем в других проанализированных изданиях.
Политические стереотипы, распространяемые региональными изданиями, выполняют все предложенные в таблице анализа функции. Идентификация осуществляется подавляюще большой частью выявленных стереотипов. Самый популярный объект идентификации — чиновники, выставляемые, преимущественно, в негативном свете. В связи с этим отмечается существенное отличие количества идентифицирующих политических стереотипов в газете «Наш Красноярский край» — всего 49% по сравнению с 55% в изданиях «Красноярский рабочий» и «Сегодняшняя газета».
В то же время, выявленные стереотипы реже всего внедряют те или иные модели поведения (аффективная функция). Газета «Наш Красноярский край», согласно итогам исследования, более склонна «учить читателей жизни», чем её конкуренты. Когнитивную и идеологизирующую функции выполняют чуть меньше половины исследуемых установок. Как правило, процесс схематизации опыта (когнитивная функция) реализуется с привязкой к конкретным политическим событиям.
В региональной прессе отсутствуют политически-эстетические, политически-конфессиональные и политически-гендерные стереотипы. Политически-этнические стереотипы встречаются крайне редко, и только в газете «Наш Красноярский край». Политически-возрастные стереотипы составляют менее 1% от всех выявленных стереотипов.
Политически-этические стереотипы в большинстве своем имеют негативное содержание и составляют 13% от общего числа ПС. Политически- ролевые стереотипы также представлены 13%, и чаще всего раскрывают ролевые отношения «начальник-подчиненный», «власть-народ» и «власть- оппозиция».
Наиболее распространенным комбинированным видом политических стереотипов в исследуемых изданиях является политически- профессиональный. Чаще всего стереотипизируется профессия чиновника, причем наиболее активна в этой деятельности редакция «Сегодняшней газеты».



1 Акопян, Н. А. СМИ как способ формирования стереотипов массового сознания / Н. А. Акопян // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2008. - № 56. - С. 185-190.
2 Акопян, Н. А. СМИ как фактор формирования стереотипов в молодежной среде: автореф. дис. ... канд. социологических наук : 22.00.06 / Акопян Нона Артуровна. - Майкоп, 2010. - 24 с.
3 Ашенова, С. В. СМИ как инструмент политической коммуникации
[Электронный ресурс] / С. В. Ашенова // Архив Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева. - 2014. - Режим доступа:
http://www.enu.kz/repositorv/repositorv2014/sredstvo-massovyh.pdf.
4 Бодрунова, С. С., Большаков, С. Н. Формирование позитивного
имиджа страны: политические метафоры, стереотипы и параллелизмы / С.С. Бодрунова, С. Н. Большаков // Проблемный анализ и государственно - управленческое проектирование. - 2011. - № 6. - С. 87-93.
5 Вежбицка, А. Семантические универсалии и описание языков / А. Вежбицка. - Москва : Языки русской культуры, 1999. - 780 с.
6 Вертешин, А. И. Политическая журналистика в поддержке и оппонировании российской власти / А. И. Вертешин // Журналистика и массовые коммуникации. - 2009. - № 1. - С. 172-178.
7 Викентьев, И. Л. Приёмы рекламы и public relations. Программы-консультанты: 400 примеров, 200 учебных задач и 20 практических приложений: учебник / И. Л. Викентьев. - Санкт-Петербург : Триз-шанс и Бизнес-пресса, 2007. - 406 с.
8 Вольвач, В.Г. Стереотипы как способ формирования общественного мнения / В. Г. Вольвач // Общественно-политический и историко¬просветительский альманах «Диспут». - 2001. - № 4. - С. 31-34.
9 Гессен, М. По жизни: пособие по социальной журналистике /М. Гессен -М. Назари. - Москва : ЮНИСЕФ, 2002. - 127 с.
10 Горшков, А. И. Русская стилистика: учебное пособие / A. И. Горшков. - Москва : Астрель: АСТ, 2001. - 367 с.
11 Гришин, Е. В. Стереотипы и их влияние на электоральное поведение / Е. В. Гришин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Психологические науки. - 2007. -№ 2. - С. 193-200.
12 Дзялошинский, И. М. Современное медиапространство России: учебное пособие / И. М. Дзялошинский. - Москва : Аспект Пресс, 2015. - 318 с.
13 Доценко, Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита /Е. Л. Доценко. - Москва : Издательство МГУ, 1997. - 344 с.
14 Журналистика в мире политики: исследовательские подходы и практика участия / под ред. С. Г. Корконосенко. - Санкт-Петербург : Изд-во B. А. Михайлова, 2004. - 448 с.
15 Загоруйко, В. В. Социальные стереотипы, в философско¬социальном измерении /В. В. Загоруйко // Этносоциум и межнациональная культура. - 2015. - № 2. - С. 51-56.
16 Зусман В. Концепт в системе гуманитарного знания / В. Зусман // Вопросы литературы. - 2003. - № 2. - С. 3-29.
17 Информация о газете «Наш Красноярский край» [Электронный ресурс] // Наш Красноярский край [сайт]. - Режим доступа: http://gnkk.ru/about/.
18 Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс:монография /В. И. Карасик. - Волгоград : Перемена, 2002. - 477 с.
19 Князев, А. А. Энциклопедический словарь СМИ [Электронный ресурс] / А. А. Князев // Evartist [сайт]. - Москва, 2002. - Режим доступа: www.evartist.narod.ru/text16/069.htm.
20 Ковалева, М. М. Политическая журналистика или медиаполитология? / М. М. Ковалева // Журналистика и массовые коммуникации. - 2012. - № 1. - С. 1-9.
21 Колесник, Н. В. Медиа и власть в современной России; исследование взаимодействия в регионе / Н. В. Колесник // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2004. - № 4. - С. 116-134.
22 Копнина, Г. А. Речевое манипулирование: учеб. пособие для вузов / Г. А. Копнина. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва : Флинта, 2008. - 176 с.
23 Корконосенко, С. Г. Основы журналистики: учеб. пособие для вузов / С. Г. Корконосенко. - Москва : Аспект пресс, 2006. - 287 с.
24 Краснов, Д. А. Современный этап развития политической журналистики [Электронный ресурс] /Д. А. Краснов // Исследовано в России: электрон. науч. журн. МФТИ. - 2010. - № 1. - Режим доступа: http://www.sci- ioumal.ru/articles/2010/045.pdf.
25 Красова, Е. Ю. Стереотипы массового политического сознания как значимый элемент PR / Е. Ю. Красова // Вестник ВГУ - 2014. - № 3. - С. 112¬115.
26 Липпман, У Общественное мнение / У Липпман //пер. с англ. Т.В Барчуновой. - Москва : Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.
27 Медведева, С. М. Политические стереотипы и их воздействие на электоральные поведение россиян в 1990-е годы / С. М. Медведева // Психология восприятия власти: сб. науч. тр. / Издательство «Социально¬политическая МЫСЛЬ». - Москва, 2002. - С. 75-85.
28 Медведева, С. М. Проблема политического стереотипа в зарубежной политической психологии / С. М. Медведева // Политическая психология: хрестоматия. - Москва : Аспект Пресс, 2011. - С. 116 - 132.
29 Мельник, Г. С. Стереотип, формирование стереотипов в процессе
массовой коммуникации [Электронный ресурс] / Г. С. Мельник // Пси-фактор [сайт]. -Санкт-Петербург, 1996. - Режим доступа:
http: //psyfactor.org/lib/stereotype1. htm.
30 Меренков, А. В. Политические стереотипы студенчества [Электронный ресурс] / А. В. Меренков // Федеральный образовательный портал ЭСМ [сайт]. - Москва, 1992. - Режим доступа:
http://ecsocman.hse.ru/data/521/062/1217/010.MERENKQV.pdf.
31 Мишанин, В. В., Политическая журналистика в системе профессиональных координат [Электронный ресурс] / В. В. Мишанин, Н. М. Фролова // Огарев-online: электр. Журн. - 2013. - № 9. - Режим доступа: http://j ournal.mrsu.ru/arts/politicheskava-zhurnalistika-v-sisteme-professionalnvkh- koordinat.
32 Мутовкин, Л. А. Политические мифы в процессе манипуляции сознанием [Электронный ресурс] / Л. А. Мутовкн // Кафедра связей с общественностью, сервиса и туризма ОмГУПС [сайт]. - Омск, 2006. -Режим доступа: http: //www. promgups.com/blog/wp-content/uploads/2006/12/10.pdf.
33 Новиков, А. Г. Политическая мифология как способ организации современного общества / А. Г. Новиков, Н. С. Шкурко // «Инновации в науке»: материалы XX междунар. заочной науч.-практ. Конф. - Новосибирск, 2013. - С. 167-172.
34 Новиков, К. Ю. Психология массовой коммуникации: Механизмы. Практика. Ошибки : учебное пособие / К. Ю. Новиков. - Москва : Аспект Пресс, 2007. - 123 с.
35 Олешко, В. Ф. Региональная журналистика: современные тенденции и вызовы / В. Ф. Олешко // СМИ и общество. - 2012. - № 1. - С. 55-67.
36 Олешко, В. Ф. Социальная журналистика: какой она должна быть в информационную эпоху? / В. Ф. Олешко // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. - 2012. - № 5. - С.113-117.
37 Ольшанский, Д. В. Основы политической психологии: учеб. пособие для вузов / Д. В. Ольшанский. - Екатеринбург : Деловая книга, 2001. - 496 с.
38 Пивоев, В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира / В. М. Пивоев. - Петрозаводск : Карелия, 1991. - 111 c.
39 Русских, Л. В. Формирование политических стереотипов в СМИ /
Л. В. Русских, С. В. Фомина // Вестник ЮУрГУ Сер. Социально-гуманитарные науки. - 2015. - № 1. - С. 116-117.
40 Силантьев, И. В. Мотив в системе художественного повествования. Проблемы теории и анализа : дис. ... д-ра. филол. наук : 10.01.08 / Силантьев Игорь Витальевич. - Новосибирск, 2001. - 278 с.
41 Скобелина, А. В. Журналистская позиция в политическом процессе (на материале печатных СМИ Красноярского и Алтайского краев) : автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.00 / Скобелина Анна Владимировна. - Екатеринбург, 2005. - 23 с.
42 СМИ России в постсоветский период: учеб. пособие для вузов / под ред. Я. Н. Засурский. - Москва : Аспект Пресс, 2002. - 303 с.
43 Степанов, Ю. С. Константы. Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. -Москва : Языки русской культуры, - 1997. - 824 с.
44 Тертычный, А. А. Аналитическая журналистика: учеб. Пособ. для вузов / А. А. Тертычный. - Москва : Аспект Пресс, 2010. - 352 с.
45 Центр объявлений [сайт]. - Красноярск, 2016. - Режим доступа: http://www.centrob.ru/
46 Цуладзе, А. М. Политическая мифология / А. М. Цуладзе. - Москва : Эксмо, 2003. - 384 с.
47 Чаблин, А. Б. Политические мифы в политическом процессе современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02 / Чаблин Антон Борисович. - Ставрополь, 2011. - 23 с.
48 Чемякин, Ю. В. Региональная пресса как организатор политического диалога: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02 / Чемякин Юрий Владимирович. - Екатеринбург, 2003. - 23 с.
49 Шмелева, Т. В. Ключевые слова текущего момента / Т В. Шмелева // Со1^шт. - 1993. - № 1. - С. 33-41.
50 Шулте, Г. Конфликты между властью и журналистами / Г. Шулте // Проблемы Восточной Европы. - 1996. - № 45. - С. 117-156.
51 O'Hara R. Media for the Millions: The Process of Mass Communication / R. O'Hara. - New York : Random House, 1961. - 421 c.
52 Tajfel H. Human groups and social categories: studies in social psychology / H. Tajfel. - Cambridge : Cambridge University Press, 1981. - 369 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ