Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«КОНЕЦ СВЕТА» В КИНО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Работа №17967

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы49
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
883
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1. Эсхатологический сюжет в культуре 10
1.2. Особенности терминологии 10
1.3. Классификация и развитие эсхатологических традиций 10
1.4. История западного эсхатологического сознания 13
2. Апокалиптический сюжет в кинематографе 17
2.2. История развития 17
2.3. Классификация апокалиптических фильмов 22
3. Анализ произведений-репрезентантов: «2012» и «Меланхолия» 25
3.2. Анализ фильм «2012»(2009), реж. Р.Эммерих 26
3.3. Анализ фильма «Меланхолия»(2011), реж. Л. фон Триер 29
3.4. Сравнительный анализ «2012» и «Меланхолия» 33
4. Социокультурная контекстность и значение апокалиптического кино 39
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложение А 47
Приложение Б 48



Тема «конца света» на сегодняшний день очень востребована в массовой культуре. Она находит свой отклик в литературе, видеоиграх и кинематографе. В кинематографе к апокалиптическим сюжетам обращаются особенно часто, что не может не вызывать интереса у исследователей. В кинопроизведениях действуют заложенные в обществе социокультурные установки и мифологемы, потому что кино, будучи одним из самых воздействующих видов искусства, наделено возможностью мифортворчества. Более того, тема «конца света» поднимается обществом еще с первобытных времен и всегда занимала очень важное место в культуре и религии разных народов и этносов. Однако, комплексных и глобальных исследований, связывающих эсхатологические религиозные представления и интерес к теме «конца света» в массовой культуре, на данный момент нет, и именно поэтому тема данного исследования будет актуальной и открытой для изучения гуманитарных наук.
Степень изученности
Теме эсхатологии посвящено множество философских и религиоведных тем, и монографий. Полно и основательно к вопросу об истории и развитии эсхатологических течений подходит Григоренко А. Ю. в своей монографии «Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность». Также, теме исследования эсхатологии посвятили множество трудов такие исследователи как Аверинцев С.С., Дживилегов А.К., Коробка Н. И., Трубецкой С.Н.., Бердяев Н.А., Булгаков С.Н., К.Манхейма, П. де Лобье.
Эсхатологические мифы и представления о конце света разных народов, культур и религий рассматривает Мирче Элиаде в книге, посвященной мифологическому мышлению - «Аспекты мифа». Философско-социологический и социально-психологический подходы М. Элиаде, а также Э. Дюркгейма и К. Манхейма оказали значительное влияние на все исследование в целом.
Собственный взгляд на историю зарубежной фантастики как приводящую к принципиальному преобладанию финальных, апокалиптических сценариев, выразил Ю. М. Ханютин в книге «Реальность фантастического мира».
Влияние атомной бомбы на американский и японский кинематограф рассматривает уже современная книга «Кинематограф атомной бомбы» Дж. Ф. Шапиро. Как и Шапиро, многие авторы концентрируют своё внимание именно на теме угрозы ядерной войны и импликациях этой угрозы.
Изучению апокалиптики и эсхатологии в массовой культуре посвящены блок статей зарубежных и отечественных авторов, но существующие публикации, в большинстве своем охватывают современный период и носят в первую очередь обзорный и справочный характер («Апокалиптические фильмы» К. Ньюмана, «Капиталистическая социальность и киноапокалиптика» О. Замолодской). В статье «Образы апокалипсиса и массовая культура» Марвина Ф. Бендл рассматривает американское общество, как диктующее мировые культурные ценности. Он анализирует американский кинематограф и связывает его интерес к апокалиптической тематике с историей развития американского общества. В своем исследование автор говорит о том, что американская цивилизация неразрывно связана с идеями милленаризма. Пигалев А.И. в своей работе «Эсхатология в сценариях будущего» рассматривает «катастрофическое» сознание современного человека как неотъемлемый результат развития постмодернистской парадигмы, с ее многовариантностью и дискретностью, и глобализацией. Якимова Е.Г. в «Классификации эсхатологических сюжетов в мировом художественном кинематографе» делает попытку структурировать и классифицировать фильмы, объединенные апокалиптической тематикой. Гусева О.Н. в своей статье «Философский анализ современных эсхатологических представлений» рефлексирует над современными эсхатологическими представлениями в культурном дискурсе. Одна из основных идей статьи - проблема вульгаризации эсхатологических понятий и представлений, а также их проникновение во все сферы общественного и массового сознания.
Статья Порядина И. А. «Конец света как мечта или синдром апокалипсиса» посвящена проблеме частого обращения к апокалиптическим сюжетам современного человека в литературе, компьютерных играх, кинематографе. Порядин называет это одержимостью или «синдромом» современного общества, для которого характерны паталогический интерес и наслаждение от переживаний конца и гибели мира. Опирается автор на то, что апокалиптический кинематографе очень подвержен идеологии, главенствующей на рынке зрелищ:в нем воспроизводятся или деконструируются различные идеологические конструкции и образно-смысловые установки, родственные современной мифологии.
Близко к теме данного исследования подошел В. А. Куренной в своей статье «Целлулоидный апокалипсис», в которой он рассматривает видение апокалипсиса в современной массовой культуре, опираясь на «Войну миров» Г. Уэллса и продукцию американского кинематографа, созданной за последние годы.
В ряде диссертаций исследователи рассматривают связь массовой культуры и апокалиптических сюжетов: «Апокалипсические представления в европейской культуре XX века» М.Н. Могилевич, «Постапокалиптический сюжет в американском кино: история развития и место в современном кинематографе» Санданова А. Б., «Эсхатологические мифы и учения как социальный феномен: опыт социально-философского анализа» Нечипуренко В.Н., «Истоки и смысл "катастрофического" сознания в западной культуре» Кузнецова О.В. и др.
Проблема исследования
Несмотря на то, что на сегодняшний день существует множество книг и исследований, освещающих тему «конца света» в культуре и различных религиозных конфессиях, практически отсутствуют труды и работы, дающие обширный анализ этой темы, рассмотренный в контексте и связи с массовой культурой, в частности, с кинематографом. Безусловно, существуют статьи, ставящие перед собой задачи, например, классифицировать фильмы апокалиптической тематики или объяснить интерес к такого рода фильмам, однако, они носят в большей степени обзорный характер. В данном исследовании нами была сделана попытка более полного и подробного анализа темы «конца света» как социокультурного феномена на примере анализа кинематографа.
Гипотеза
В современном кинематографе апокалиптической тематики воплощаются мифологические эсхатологические представления, а также через него можно увидеть и проанализировать общие «катастрофические» ожидания характерные для массового сознания людей XXI века.
Объектом исследования выступает тема «конца света» в культуре и кинематографе. В качестве предмета исследования рассматривается апокалиптический кинематограф в его социокультурном аспекте.
Цель - выявить социокультурные предпосылки актуальности темы «конца света» в современном кинематографе.
Цели исследования соответствуют следующие задачи:
1. Рассмотреть историю появления и развития эсхатологической тематики в культуре;
2. Исследовать тему «конца света» в кинематографе;
3. Провести анализ произведений-репрезентантов;
4. Определить социокультурную контекстность и значение апокалиптического кинематографа.
Апробация
Результаты исследования могут стать основой и отправной точкой для дальнейшего изучения феномена современного кинематографа на апокалиптическую тему. Также, полученные результаты способствуют рефлексивному и адекватному пониманию феномена «конца света» в массовом сознании и культурном дискурсе, и значит в дальнейшем, смогут использоваться в исследованиях философской, культурологической и киноведческой направленности.
Структура работы состоит из введения, четырех параграфов, подчиненных цели и задачам, заключения, приложений и списка использованных источников

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Тема конца света являлась актуальной на протяжении всей человеческой истории. Для эсхатологических представлений древних народов было характерна мифологическая эсхатология, с циклическим преставлением о конце мира и его последующее возрождении. Пришедшее и повлиявшее на все западное мировоззрение христианство продвигало другой эсхатологический тип - исторический, где мир, в конце концов, ожидал неизбежный финал, в виде столкновения сил добра и зла и Страшного суда.
Повышение интереса к эсхатологическому сознанию на разных этапах человеческой истории обуславливается различными кризисными явлениями, порождавшими всевозможные пророчества и ожидания.
Современные эсхатологические представления вышли за рамки религиозных конфессий: тема конца света интенсивно используется в массовой культуре. Эсхатологические произведения еще с древних времен были связаны с народными верованиями и представлениями, содержали в себе фольклорные мотивы. Поэтому закономерно, что в XX и XXI веке массовое кино заинтересовано в апокалиптических и эсхатологических сюжетах.
Анализируя апокалиптический кинематограф, было выявлено, что его можно классифицировать по мировоззренческому принципу на четыре блока: научный, псевдонаучный, религиозный и философский. Из них чаще всего американское массовое кино обращается именно к научному и псевдонаучному типа, а авторское кино к философскому. Проанализировав фильмы-репрезентанты, представляющие массовый и авторский кинематограф, были выявлены ряд общих черт и различий, характерные для того и другого вида.
В последней главе были сформулированы основные функции и значение апокалиптических фильмов: апокалиптическое кино на низшем и материальном уровне восприятия дает зрителю зрелищность и чувство переживания; на более высоком уровне, зритель испытывает чувство единения с человечеством; и последняя функция апокалиптического кинематографа заключается в помощи преодоления чувства страха у зрителя.
Подводя итог исследованию, касающемуся темы «конца света» в кинематографе как социокультурного феномена, следует сказать, что были выявлены социокультурные предпосылки актуальности темы «конца света», а также было подтверждено, что кинематограф апокалиптической тематики выступает инструментом мифотворчества для современного массового сознания, где воплощаются общие «катастрофические» ожидания характерные для человека XXI века.



1. Аверинцев, С.С. Эсхатология [Электронный ресурс]/С.С. Аверинцев// Новая философская энциклопедия: в 4 т. - Москва : Мысль, 2000 - 2001. - Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/3575.html.
2. Аверинцев, С.С. София-Логос/ С.С. Аверинцев. - Киев: Дух и литера, 2001. - 461 с.
3. Аверинцев, C.C. От слова к смыслу. Проблема топогенеза/ С.С. Аверинцев, И.Г. Франк-Каменский, О.М. Фрейденберг. - Москва : УРСС, 2001.- 121 с.
4. Бостром Н. Угрозы существованию. Анализ сценариев человеческого
вымирания и связанных опасностей [Электронный ресурс]/ Н. Бостром, пер. А. Турчин. - 2007. - Режим доступа:
http://www.proza.ru/2007/04/04-210
5. Булгаков С.Н. Апокалиптика и социализм/ Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. Т.2. М.,1993
6. Григоренко А.Ю. Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность. Философско-религиоведческие очерки : научное издание/ А.Ю. Григоренко. - СПб.: Европейский Дом, 2004. - 392 с.
7. Гуревич П.С. Страх молитва души. Современный апокалипсис/ П.С. Гуревич// Философские науки. - 1992. - № 2. - C. 89-108.
8. Гусева О.Н. Философский анализ современных эсхатологических настроения/ О.Н. Гусева //Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса : научный журнал. - 2008. - № 3. - С. 36-38.
9. Дживилегов А.К. Хилиазм. Христианство. Энциклопедический
словарь. Т.З./ А.К. Дживилегов. - Москва : Большая Российская энциклопедия, 1995. - С.157-159.
10. Грей Г. Кино: Визуальная антропология/ Г. Грей; пер. с англ. М.С. Неклюдовой. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 208 с.: ил.
11. Дюркгейм, Э. Самоубийство. Социологический этюд./Э. Дюркгейм. - Москва : Мысль, 1994. - 399 с.
12. Жуковский, В.И. Искусство Возрождения: учебное пособие / В. И. Жуковский// Красноярский гос. ун-т. - Красноярск, 2006. - 299 с.
13. Коробка Н.И. Апокалипсис//Христианство. Энциклопедический словарь./Н.И. Коробка// Т.1. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 96 с.
14. Кузнецов О.В. Истоки и смысл «катастрофического» сознания в западной культуре: автореф. дис. доктор философ. наук : 09.00.13 /Кузнецов Олег Валентинович. - Екатеринбург, 2000. - 234 с.
15. Куренной, В. А. Целлулоидный апокалипсис/ В.А. Куренной // Философско-литературный журнал Логос. - Москва, 2008. № 8. - С. 67-83.
16. Лобье, П. Эсхатология./П. де Лобье, пер. с фр. Н. Зубкова. - Москва : «Астрель», 2004. - 158 с.
17. Лотман, Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики./Ю.Лотман. - Таллин : Ээсти Рамаат, 1973. - 92 с.
18. Могилевич, М.Н. Апокалипсические представления в европейской культуре XX века: автореф. дис. кандидат философ. наук :24.0.01 / Могилевич Мария Николаевна. - СПБ, 2009. - 21 с.
19. Мильдон, В.И. Миллениумы русский и западный: Образы
эсхатологии./ В.И. Мильдон, пер А.И. Вахрушева // Вопросы философии. 1990. № 7. С.3-12.
20. Нечипуренко, В.Н. Эсхатологические мифы и учения как социальный феномен: опыт социально-философского анализа : автореф. дис. кандидат философ. наук : 09.00.11 / Нечипуренко Виктор Николаевич. - Ростов-на-Дону, 1997. - 20.
21. Ницше, Ф. Полное собрание сочинений: в 13 томах/ Ин-т философии. - Москва : Культурная революция, 2005. - Т.6: Сумерки идолов. Антихрист. Ecce homo. Дионисовы дифирамбы. Ницше contra Вагнер/ Пер. с нем. Ю.М. Антоновского, Я.Э. Голосовкера и др.; науч. ред. И.А. Эбаноидзе - 2009. - 408 с.
22. Пигалев А.И. Эсхатология в «сценариях будущего Фундаментальные проблемы культурологии: сб. ст. по материалам конгресса /А. И. Пигалев //Отв. ред. Д.Л. Спивак. - Москва : Новый хронограф: Эйдос. Т.6: Культурное наследие: От прошлого к будущему. - 2009, С. 237-248.
23. Порядин, И.А. Конец света как мечта, или синдром Апокалипсиса / И.А. Порядин // Вестник СамГУ. - Самара : 2009. - № 1 (67). - С. 93-100.
24. Розанов, В.В. Апокалипсис нашего времени./ В.В. Розанов. - СПб.: Азбука, 2001. - 404 с.
25. Санданов, А.Б. Постапокалиптический сюжет в американском кино: история развития и место в современном кинематографе : автореф. дис. кандидат искусствовед. наук : 17.00.03 / Санданов Аюр Барасович. - Москва, 2013. - 28.
26. Светлов Р. Книга о Конце Мира / сост.: Р. Светлов, А. Рахманин. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2009. - 335 с.
27. Трубецкой, С.Н. Эсхатология. //Энциклопедический словарь. Ф.А. Брокгауз и И.А. Эфрон. СПБ, 1904. - с.127-130.
28. Ханютин, Ю.М. Реальность фантастического мира. Москва : «Искусство», 1977. - 304 с. с ил.
29. Элиаде, М. Аспекты мифа/ М. Элиаде. - Москва : Академический проект, 2001. - 239 с.
30. Элиаде, М. Миф о вечном возвращении/ М. Элиаде. - Москва.: 2000. - 224 с.
31. Фрейденберг О.М. Что такое эсхатология? //Труды по знаковым систе-мам.У1.Тарту,1973. - с. 512-514.
32. Якимова Е.Г. К вопросу об эволюции метафизики эсхатологии [Электронный ресурс]/ Е.Г. Якимова // Научные Ведомости - Серия философия. Социология. Право. - 2011, №8. - (103) Выпуск 16. С. 272-282. 
доступа
http://dspace.bsu.edu.rU/bitstream/123456789/12096/1/Yakimova_K_Voprosu.pdf
33. Якимова Е.Г. Основные принципы классификации эсхатологических сюжетов в мировом художественном кинематографе [Электронный ресурс]/ Е.Г. Якимова // Культура и образование. - Февраль
2014. - № 2. - Режим доступа : http://vestnik-rzi.ru/2014/02/1387
34. Newman, Kim. 1999. Apocalypse Movies. New York: St Martin’s Press.
35. Seed, David. 1999. American Science Fiction and the Cold War. Edinburgh: Edinburgh University Press.
36. Shapiro, Jerome. 2002. Atomic Bomb Cinema. New York: Routledge.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ