Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Охрана окружающей среды Каспийского моря: международно-правовые аспекты

Работа №179454

Тип работы

Диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы158
Год сдачи2021
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Характеристика современного международно-правового статуса
Каспийского моря 14
§ 1.1 Исторические аспекты формирования международно-правового статуса
Каспийского моря 14
§ 1.2 Международно-правовое значение Конвенции о правовом статусе
Каспийского моря 2018 года 20
§ 1.2 Природоохранное значение Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 2018 г.: общая характеристика 22
Глава 2. Защита морской среды Каспийского моря: основные международно¬правовые вопросы 27
§ 2.1 Международное экологическое право о защите и сохранении морской среды (общетеоретическая характеристика) 28
§ 2.2 Универсальные международно-правовые источники в области охраны морской среды от отдельных видов загрязнений 35
§ 2.3 Двусторонние соглашения в области охраны окружающей среды
Каспийского моря 45
§ 2.4 Дискуссионные вопросы толкования Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря 2003 г 49
Глава 3. Вопросы применения концепции комплексного прибрежного
управления к Каспийскому региону 59
§ 3.1 Правовое содержание концепции комплексного прибрежного
управления 60
§ 3.2 Применение концепции комплексного прибрежного управления на уровне региональных соглашений прикаспийских государств 71
§ 3.3 Применение концепции комплексного прибрежного управления в
прикаспийских государствах на национальном уровне 76
§ 3.4 Правовые перспективы внедрения концепции комплексного прибрежного
управления в Каспийском регионе 87
Глава 4. Целесообразность создания международной природоохранной
организации Каспийского моря 93
§ 4.1 Действующие международно-правовые механизмы охраны окружающей
среды, применимые к Каспийскому морю 94
§ 4.2 Перспективы координации природоохранных функций национальных органов прикаспийских государств на межгосударственном уровне 99
§ 4.3 Отраслевые международно-правовые принципы охраны окружающей среды в применении к формированию региональной природоохранной
организации 121
§ 4.4 Предложения по созданию региональной природоохранной организации государств Каспийского моря 132
Заключение 138
Список использованной литературы 142
Приложения 164
Приложение 1. Функции международных организаций, органов, программ в области охраны окружающей среды Каспийского моря 164
Приложение 2. Функции государственных органов прикаспийских государств в области охраны окружающей среды Каспийского моря 165
Приложение 3. Проект Конвенции о комплексном прибрежном управлении на
Каспийском море 167


Актуальность диссертационного исследования. Каспийское море - уникальный с точки зрения своих физических, географических, социально-экономических характеристик бессточный водоем, в который впадает свыше 130 рек (включая Волгу, Самур, Атрек, Терек). Каспийское море окружено берегами пяти государств: Азербайджана, Ирана, Казахстана, Российской Федерации и Туркменистана. Протяженность береговой линии Каспийского моря составляет 5 970 км, объем воды, наполняющей бассейн - 78 700 км , максимальная глубина - 1 025 м1. Статус моря и правовой режим деятельности в нем определен рядом международных договоров, некоторые из которых сохраняют действие с 19 века. Только названные пять прикаспийских государств имеют районы государственной территории в этом замкнутом внутриконтинентальном водоеме, только их национальное законодательство применимо к деятельности на Каспие2.
Каспийское море отличается своим уникальным биологическим разнообразием: водоем и его прибрежные территории населены эндемичными видами3. В водах Каспия и на его прибрежных территориях обитает свыше 500 видов растений и 850 видов животных, включая крупнейшее стадо осетровых рыб (90 % мирового запаса) .
В то же время, интенсификация хозяйственной деятельности в Каспийском регионе, в особенности в связи с разведкой и разработкой нефтегазовых ресурсов шельфа Каспия, предопределяет рост рисков экологического загрязнения . На текущий момент, объем антропогенной нагрузки на Каспийское море включает в себя судоходство, вылов рыбы, загрязнение из наземных источников, а также нефтегазовый промысел (включая транспортировку добытых углеводородов водным путем) .
Весьма честно об актуальности проблемы сохранения экосистемы Каспия пишут авторы издания Совета по изучению производительных сил (руков. авторского коллектива - зам. председателя научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве России проф. Войтоловский Г.К.): «Подлинная проблема Каспия и всех прикаспийских государств - удастся ли сохранить тот источник жизни, каким служит море для всего Каспийского бассейна. Если нет, опустынивание охватит обширнейший регион... соединив гибнущий Каспий с мертвым Аралом в единое безжизненное пространство» .
Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды Каспийского моря в настоящее время осуществляется на уровне целого комплекса применимых универсальных и региональных (двусторонних и многосторонних) соглашений, в первую очередь - Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря 2003 г. и протоколов к ней . Значительным этапом в развитии международно-правового режима Каспийского моря стало принятие Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 2018 г. (еще не вступила в силу - ожидается ратификация со стороны Исламской Республики Иран).
В то же время, растет и заинтересованность хозяйствующих субъектов в эксплуатации природных ресурсов Каспийского моря, реализации промышленных проектов на шельфе Каспия (например, проект Транскаспийского газопровода) . Определение правового статуса Каспийского моря в рамках Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 2018 г. создает дополнительный стимул для интенсификации хозяйственной деятельности в Каспийском регионе.
Этот фактор, а также длительность процессов согласования, подписания и ратификации протоколов к Рамочной конвенции, отсутствие системного подхода на уровне международно-правового и национального регулирования к охране окружающей среды Каспия как единой экосистемы, а также недостаточная инструментальная обеспеченность регионального режима охраны окружающей среды обусловливают необходимость комплексного изучения международно¬правового режима охраны окружающей среды Каспийского моря с целью формирования рекомендаций по его дальнейшему прогрессивному развитию.
Степень научной разработанности темы исследования. Общие вопросы охраны окружающей среды, морской среды изучались А.К. Голиченковым, Т.В. Петровой, Марвином С. Сороосом, С.В. Молодцовым, Л.В.Сперанской, Е.Т. Усенко, В.Ф. Царевым, И.И. Яковлевым и др. Специфика международно-правового статуса Каспия и режима охраны окружающей среды Каспийского моря рассматривалась в работах А.Н. Вылегжанина, О.С. Колбасова, А.Л. Колодкина, В.А. Чичварина и др.
При этом, новейшие исследования по вопросу международно-правового режима охраны окружающей среды Каспийского моря освещают статус региона по состоянию до принятия Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 2018 г.
Предмет диссертационного исследования составляют положения международных договоров, международные обычаи, общие принципы права и юридическая доктрина по вопросу охраны окружающей среды Каспийского моря. Особое внимание в рамках предмета исследования уделено правовым оценкам организационного обеспечения реализации применимых правовых норм на международном уровне.
Объектом диссертационного исследования являются отношения пяти прикаспийских государств (Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана) по вопросу охраны окружающей среды Каспийского моря. В более общем смысле в объект исследования также входят отношения между государствами, государствами и международными организациями по вопросу охраны морской среды.
Цель диссертационного исследования состоит в обобщении и критическом анализе международно-правового режима охраны окружающей среды Каспийского моря. Выводы исследования направлены на формирование практических рекомендаций по совершенствованию действующего международно-правового режима охраны окружающей среды Каспийского моря в целях повышения его системности и эффективности его практической реализации.
Для достижения поставленной цели исследования диссертант поставил следующие задачи:
— обобщить международно-правовую базу, применимую к охране окружающей среды Каспийского моря на универсальном, региональном и двустороннем уровнях, включая толкование Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря 2003 г.;
— дать толкование природоохранных положений Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 2018 г.;
— исследовать действующие механизмы охраны окружающей среды Каспийского моря на международном и национальном уровне;
— дать анализ международно-правовых доктринальных взглядов на проблемы организационного обеспечения реализации норм источников международного права, применимых к охране окружающей среды Каспийского моря;
— сформулировать предложения по созданию региональной природоохранной организации государств Каспийского моря;
— выявить прогрессивные системные международно-правовые подходы к регулированию охраны окружающей среды Каспийского моря как целостной экосистемы на международно-правовом и национальном уровне; и
— разработать рекомендации по внедрению таких системных подходов к регулированию охраны окружающей среды Каспийского моря, как концепция комплексного прибрежного управления и принцип бассейнового управления водными ресурсами, на уровне регионального международно¬правового регулирования.
Методологическую основу исследования составил общенаучный, структурный и логический системный методы анализа, а также такие частные научные методы анализа, как историко-правовой, сравнительно-правовой и формально-правовой. При анализе доктринальных источников также использовались методы конкретизации, сравнения и обобщения.
Нормативно-эмпирическая основа исследования включает универсальные и региональные международные соглашения в области охраны окружающей среды, а также применимые национальные правовые источники в контексте обеспечения имплементации анализируемых международно-правовых норм.
Теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды по вопросам международного права таких исследователей, как
Ю.Г. Барсегов, А.Н. Вылегжанин,
Г.Ф. Калинкин, В.А. Киселев, Ф.И. Кожевников, О.С. Колбасов, А.Л. Колодкин, А.В. Кукушкина, М.И. Лазарев, А.П. Мовчан, C.B. Молодцов, Л.В.Сперанская, А.С. Тимошенко, Г.И. Тункин, И.И. Яковлев. В рамках исследования отдельное внимание также уделялось вопросам соотношения международного и внутригосударственного права, разработанных в трудах таких ученых, как Г. Трипель, Д. Анцилотти и др.
Научная новизна диссертационного исследования обусловлена отсутствием в современной международно-правовой литературе работ, посвященных комплексному анализу международно-правового режима охраны окружающей среды Каспийского моря после подписания Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 2018 г. В рамках исследования автор впервые произвел комплексную систематизацию функций и объема компетенции действующих механизмов охраны окружающей среды Каспийского моря, осуществил анализ уровня их координации, а также впервые рассмотрел вопросы применения концепции комплексного прибрежного управления на уровне регионального международно-правового регулирования.
По итогам диссертационного исследования диссертантом выносятся на защиту следующие положения:
1. Применимый международно-правовой режим охраны окружающей среды Каспийского моря недостаточно обеспечен на институциональном уровне, а также в неполном виде интегрирует международно-правовые подходы к комплексному регулированию охраны окружающей среды Каспийского моря как уникального внутриконтинентального водоема, целостной экосистемы. В связи с решением ключевого вопроса - об определении правового статуса Каспийского моря, сегодня на первое место выходит формирование системных подходов к эффективной правовой координации деятельности по обеспечению охраны окружающей среды на международном уровне, а также к регулированию хозяйственной деятельности в регионе, с учетом целостности его экосистемы и неделимости его экологической безопасности.
2. Для обеспечения имплементации положений применимых универсальных и региональных соглашений в области охраны окружающей среды Каспийского моря необходимо создание специализированной межправительственной региональной организации, причем на междисциплинарной научной основе. Ключевыми функциями такой организации должны стать координация природоохранной деятельности государств в области экологического мониторинга, сбор и распространение научной информации, прежде всего о региональной экологической обстановке, а также координация совместных действий компетентных органов прикаспийских государств по предотвращению, уменьшению и ликвидации последствий инцидентов, вызывающих загрязнение, и по установлению загрязняющего.
3. С учетом того, что в Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 2018 г. четко не отражен принцип бассейнового управления водными ресурсами, а в региональных соглашениях (включая Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря 2003 г.), данный принцип получил лишь косвенное закрепление, необходимо системное закрепление принципа бассейнового управления при дальнейшем развитии международно-правового регулирования охраны окружающей среды Каспия, изначально на уровне норм «мягкого» права.
4. В контексте того, что применение концепции комплексного прибрежного управления является мировой тенденцией в области обеспечения устойчивого развития прибрежных зон, и, вместе с тем, что данная концепция упоминается в региональных соглашениях прикаспийских государств лишь опосредованно, а и ее применение не носит системного характера, перспективно принятие региональных международно-правовых норм, устанавливающих единый подход прикаспийских государств к внедрению концепции комплексного прибрежного управления в Каспийском регионе, с учетом его географических, экологических и правовых особенностей.
Теоретическая значимость исследования состоит в приращении научного знания об охране окружающей среды на основании анализа международно¬правовой базы охраны окружающей среды Каспийского моря в контексте выявления перспектив ее прогрессивного развития. Материал диссертации может быть использован в научно-исследовательских целях, в том числе в рамках преподавания специализированного курса и разработки тематического пособия по международному морскому праву или по международному праву охраны окружающей среды.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать разработанные автором рекомендации по вопросу об учреждении природоохранной организации государств Каспийского моря и формирования на региональном международно-правовом уровне системных подходов к регулированию охраны окружающей среды Каспийского моря (таких, как концепция комплексного прибрежного управления и принцип бассейнового управления водными ресурсами) для уточнения современной международно-правовой политики Российской Федерации по отношению к другим прикаспийским государствам, для разработки единых подходов к дальнейшему развитию регионального режима охраны окружающей среды всеми прибрежными государствами.
Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование было подготовлено, обсуждено и рекомендовано к защите на заседании кафедры международного права Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный институт международных отношений (университет)
Министерства иностранных дел Российской Федерации». Ключевые положения работы отражены в следующих научных статьях, опубликованных в журналах, рецензируемых Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации:
1. Мурсалиев А.О. Охрана окружающей среды на Каспии (международно- правовой аспект) // Евразийский юридический журнал. - 2017. № 10 (113). - С. 46 - 67.
2. Мурсалиев А.О. Правовое регулирование охраны окружающей среды Каспийского региона в Иране // Закон и право. 2019. № 10. - С. 120 - 125.
3. Мурсалиев А.О., Кукушкина А.В. Правовые аспекты противодействия экологическим угрозам на Каспийском море // Вопросы российского и международного права. 2018. Том 8. № 4А. - С. 213 - 221.
4. Мурсалиев А.О. Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря: информация об окружающей среде и доступ к ней // Международное право и международные организации. 2017. № 4. - С. 21 - 28.
5. Мурсалиев А.О. Вопросы международной безопасности и правовой статус каспийского региона // Сборник тезисов и статей Международной научно-практической конференции, 2019. - С. 79 - 85.
6. Мурсалиев А.О. Многосторонние международно-правовые механизмы охраны окружающей среды Каспийского моря // Закон и право, № 1, 2021. - С. 128 - 131.
7. Мурсалиев А.О. Международно-правовые принципы охраны окружающей среды в применении к формированию международной природоохранной организации Каспийского моря // Правовая парадигма, № 1, 2021. - С. 45-49.
В журнале Caspian Journal of Environmental Science, индексируемом в базе данных Web of Science Core Collection, опубликована статья автора «Correlation between international and national law rules in the Russian Federation concerning the Environmental protection of the Caspian Sea».
В издании «Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки» (Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences), индексируемого в базе данных Web of Science Core Collection, опубликована статья автора «Соотношение норм международного и национального права Российской Федерации в отношении охраны окружающей среды Каспийского моря».
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и трех приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Международно-правовой режим Каспийского моря складывался исторически, и уже международные соглашения XVIII века в отношении Каспия оказывали свое влияние на порядок освоения природных ресурсов водоема. Сегодня, с подписанием Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 2018 г. и окончательным решением современной проблемы об установлении международно-правового статуса Каспийского моря, на первый план выходят вопросы обеспечения экологической безопасности при ведении хозяйственной деятельности в регионе, охраны окружающей среды Каспийского моря как целостной экосистемы.
Интенсификация деятельности хозяйствующих субъектов по освоению природных ресурсов Каспийского моря наблюдается и в рамках роста перспективных и реализуемых проектов, и при рассмотрении динамики иностранных инвестиций в регион. Определение правового статуса Каспийского моря, несомненно, придает дополнительный импульс развитию рыболовства, судоходства, промышленной деятельности в водоеме и его прибрежных зонах.
В то же время, экологическая система Каспийского моря и на национальном, и на международном уровне оценивается как недостаточно защищенная. Богатство флоры и фауны Каспийского моря находится под угрозой в первую очередь в связи с негативным антропогенным влиянием: разливы нефти, нарушение целостности сред обитания эндемичных видов, общий рост антропогенной нагрузки на каспийскую экосистему определяет необходимость прогрессивного развития регионального международно-правового режима охраны окружающей среды, его усовершенствования и дополнения в целях более комплексного и эффективного обеспечения устойчивого развития Каспия.
В основании международно-правового режима защиты окружающей среды Каспийского моря лежит как целый комплекс применимых многосторонних и двусторонних соглашений регионального уровне (где главным целевым соглашением является Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 г., а правовые рамки регионального многостороннего природоохранного сотрудничества формируют четыре протокола к ней), так и обширная правовая база универсальных международных соглашений, общих и отраслевых принципов международного права. В этой связи необходимо рассматривать международно¬правовой режим Каспийского моря в комплексе, а подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 2018 г. требует окончательного уяснения наиболее актуальных вопросов о степени применимости ряда универсальных международных соглашений (в первую очередь, Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.) к Каспийскому морю.
Нормативно-правовая база, формирующая международно-правовой режим Каспийского моря, возлагает на целый ряд международных организаций и - опосредованно - национальных органов функции по реализации мероприятий по охране окружающей среды Каспийского моря (включая экологический мониторинг, сбор, систематизацию и хранение информации, обмен данными о загрязнениях и проч.). При этом, организационное обеспечение реализации положений применимых универсальных и региональных международных соглашений на международном и национальном уровне носит недостаточно скоординированный характер. Попытки придать большую координацию деятельности компетентных международных организаций, конференций, программ, уполномоченных национальных органов предпринимаются прикаспийскими странами в течение всего последнего десятилетия. Тем не менее, данный вопрос еще не получил своего решения.
Проведенное автором исследование проблематики организационного обеспечения реализации положений применимых универсальных и региональных международных соглашений в области охраны окружающей среды Каспийского моря позволило установить перспективность создания региональной международной природоохранной организации. Основываясь на анализе применимой нормативно-правовой базы, общих и отраслевых принципов международного права, правовой доктрины и структуры международных организаций и национальных органов, уже осуществляющих функции по охране окружающей среды Каспийского моря, автор показал, что структура такой организации должна быть выстроена на межведомственной и междисциплинарной основе и иметь координирующие функции в области экологического мониторинга, сбора и распространения информации, предотвращения, уменьшения и ликвидации последствий инцидентов, вызывающих загрязнение, а также по установлению загрязняющего.
Конвенция о правовом статусе Каспийского моря 2018 г. закрепляет правовой статус водоема, однако в ней не нашел прямого отражения тот факт, что для целей охраны окружающей среды Каспийское море должно рассматриваться как целостная экосистема, природный бассейн. Принцип экосистемного подхода и бассейнового управления водными ресурсами уже получил свое закрепление в ряде предыдущих соглашений каспийских государств (например, в Соглашении, заключенным между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о сотрудничестве в области рыбного хозяйства от 18 мая 1996 г.), отражен в документе ПРООН «Проблемы водоснабжения и защиты окружающей среды Черного, Каспийского и Аральского морей» . Тем не менее, как на уровне региональных международных соглашений, так и на уровне применимых норм национального законодательства прикаспийских государств данный принцип внедрен зачастую неявно, неполно и недостаточно системно.
Кроме того, в рамках проведенного исследования автор выявил, что международно-правовой режим охраны окружающей среды Каспийского моря лишь в косвенном виде применяет такой системный и прогрессивный подход к регулированию антропогенного воздействия на прибрежные зоны, как концепция комплексного прибрежного управления. Автор впервые в рамках настоящего исследования провел комплексный анализ данной концепции в контексте внедрения на региональном международно-правовом и национальном уровнях. В рамках исследования автор доказал перспективность дополнения регионального международно-правового режима охраны окружающей среды Каспийского моря международно-правовыми нормами рекомендательного характера с целью установления единых подходов государств к внедрению концепции прибрежного управления и принципа бассейнового управления водными ресурсами в Каспийском регионе - с учетом его экологических, геоморфологических, социально-экономических характеристик.
Каспийское море является уникальным водоемом, нуждающимся в особом правовом регулировании охраны окружающей среды. В связи с тем, что в рамках Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 2018 г. правовой статус Каспийского моря был однозначно определен, сегодня на первый план выходит проблематика исполнения положений региональных соглашений в контексте охраны окружающей среды и формирование системных, комплексных подходов к регулированию охраны окружающей среды Каспийского моря как природного бассейна, целостной экосистемы. Для этих целей необходимо создание региональной международной природоохранной организации, а также внедрение концепции прибрежного управления и принципа бассейнового управления водными ресурсами на уровне региональных норм «мягкого» права.


I. Международные договоры и документы рекомендательного характера
1. Устав ООН (г. Сан-Франциско, 1945 г.) // ООН. URL:
http: //www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-i/index. html
2. Боннская конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных 1979 nURE : https: //www.cms .int/en/convention-text
3. Венская конвенция о праве международных договоров
(Заключена в г. Вена 23.05.1969) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Договор об Антарктике (Заключен в г. Вашингтон 1.12.1959) URL:
https: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/antarctic.pdf
5. Протокол по охране окружающей среды 1991 г. к Договору об Антарктике 1959 г. - URL: https://www.ats.aq/r/ep.htm
6. Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран» (Подписан в г. Москве 12.03.2001) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Хельсинки, 1975 // ОБСЕ. С. 30. URL: https :// www.osce.org/ ru/mc /39505? download=true
8. Конвенция о правовом статусе Каспийского моря (Заключена в г. Актау 12.08.2018) //Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.) // ООН. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml
10. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение,
главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсар, Иран, 1971 г.) URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/waterfowl.shtml
11. Конвенция о международной торговле видами флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (Заключена в г. Вашингтон, 1973 г.) URL: https: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/cites. shtml
12. Конвенция о правовом статусе Каспийского моря 2018 г. - URL:
http: //kremlin.ru/supplement/5328
13. Конвенция о приграничном сотрудничестве государств-участников
Содружества Независимых Государств (Заключена в г. Бишкек 10.10.2008) // Доступ из справ.-правовой системы Гарант.
14. Протокольное решение Экономического совета СНГ «О ходе реализации Конвенции о приграничном сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств» (Принято в г. Санкт-Петербург 18.11.2010) С. 8 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
15. Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе 1979 г. // URL: https://www.coe.int/en/web/bern-convention
...204


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ