Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №178455

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2019
Стоимость4885 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития творческого потенциала студентов педагогического колледжа
1.1. Содержание понятия «творческий потенциал студентов
педагогического колледжа» 11
1.2. Анализ современного состояния проблемы развития
творческого потенциала студентов дошкольного отделения педагогического колледжа в процессе профессиональной подготовки 16
1.3. Модель развития творческого потенциала студентов
педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности 21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого потенциала студентов педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности 25
2.1. Цель, задачи и организационно-методические основы
экспериментальной работы 25
2.2. Педагогические условия развития творческого потенциала
студентов дошкольного отделения педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности 30
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
развитию творческого потенциала студентов дошкольного отделения педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности 39
Заключение 46
Библиографический список 48
Приложение 53

Актуальность темы. Полноценная реализация человеком своих сущностных сил и способностей в процессе жизнедеятельности зависит от ряда факторов, среди которых, с одной стороны, заложенный в человеке от природы творческий потенциал, а с другой стороны, целенаправленное и систематическое образование, протекающее в том числе и под руководством специально подготовленных педагогов. При этом считается, что успешность такого организованного образования определяется, во-первых, временем его начала, во-вторых, способом его организации, в-третьих, уровнем природного потенциала индивида и степенью его учета в процессе образования и, в- четвертых, уровнем профессиональной подготовки педагога, осуществляющего образовательный процесс. Обширный педагогический опыт свидетельствует о возможности целенаправленного образования и развития человека практически в любой период его жизни в силу наличия у него прирожденного творческого потенциала, который и обусловливает эту возможность. Данное положение позволило нам поставить задачу развития творческого потенциала будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, обязанных согласно квалификационной характеристике обеспечивать развитие творческого потенциала своих воспитанников.
В современной науке проблема развития творческого потенциала человека разрабатывается достаточно активно. При этом наибольший интерес для нас представляют те исследования, которые ориентированы на систему образования и развитие творческого потенциала обучающегося.
Однако исследования, посвященные развитию творческого потенциала студентов педагогического колледжа: во-первых, как специфической социальной группы и, во-вторых, как будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, практически отсутствуют, в то время как дошкольная педагогическая практика показывает, что проблема творческого развития дошкольников, и в том числе развития их творческого потенциала, является в настоящее время достаточно актуальной и обусловливается, во- первых, социальным заказом общества к сфере среднего педагогического образования, то есть потребностями современного общества в специалистах (воспитателях) с высоким уровнем творческого развития, что связано также с появлением в последнее годы дошкольных образовательных учреждений разного типа. Во-вторых, индивидуальными запросами родителей, желающих развития творческих возможностей детей в различных областях деятельности. В то же время, по мнению ряда ученых-педагогов (Г. Г. Григорьевой, Н. Н. Дьяченко, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, В. С. и др.), выполнение обозначенного заказа на современном этапе развития системы дошкольного образования не обеспечивается в полной мере. Показательным в этом отношении является тот факт, что чаще дети дошкольного возраста одновременно посещают и дошкольные образовательные учреждения, и учреждения дополнительного образования, в том числе дошкольные гимназии, функционирующие в рамках системы дополнительного образования. Одну из причин такого положения мы видим в недостаточной подготовленности педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений к удовлетворению социального заказа общества и запросов родителей, в том числе и в развитии творческого потенциала их детей.
В Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. В п. 2.2.4 раздела 2 «Квалификационной характеристики выпускника» обозначено, что «выпускник, получивший квалификацию воспитатель детей дошкольного возраста должен быть готовым обеспечивать развитие потенциальных возможностей детей в образовательном процессе» (72, с. 11). Это требование диктует необходимость изменения позиции студента в учебной деятельности и создание условий для превращения его в активного субъекта деятельности, способного в полной мере в соответствии со своими индивидуальными особенностями проявить свой творческий потенциал, самостоятельность, инициативность. При таком подходе учебная деятельность (в нашем исследовании изобразительная, являющаяся органической частью учебной) становится средством творческого развития и профессионального становления студентов.
Все вышеизложенное позволяет обнаружить противоречия:
1) между требованиями, предъявляемыми к творческой и профессиональной подготовке специалистов для дошкольных образовательных учреждений, способных работать в условиях многовариативного содержания воспитания и образования детей дошкольного возраста, и реальной организацией их профессиональной и предметной подготовки в условиях педагогического колледжа;
2) между предусмотренной нормативными документами нацеленностью профессиональной и предметной подготовки студентов дошкольного отделения педагогического колледжа на творческое развитие и недостаточной на сегодняшний день реализацией потенциальных возможностей учебных дисциплин, способных обеспечить развитие творческого потенциала студентов в период профессионально-педагогической подготовки в педагогическом колледже.
Данное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические условия развития творческого потенциала студентов педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности в процессе их профессионально-педагогической подготовки? Отсюда вытекает и тема нашего исследования «Развитие творческого потенциала студентов педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности».
Цель исследования состоит в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий развития творческого потенциала студентов дошкольного отделения педагогического колледжа в процессе организации изобразительной деятельности.
Объект исследования - профессиональная подготовка студентов дошкольного отделения педагогического колледжа.
Предмет исследования - развитие творческого потенциала студентов дошкольного отделения педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности.
Цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть гипотезу, согласно которой развитие творческого потенциала студентов дошкольного отделения педагогического колледжа в процессе организации изобразительной деятельности будет протекать эффективно, если:
1. в процессе организации изобразительной деятельности студентов будут учитываться исходный уровень их творческого потенциала, индивидуальные особенности, личностные потребности и формироваться профессионально-направленная мотивация;
2. овладение изобразительной деятельностью будет осуществляться в двух направлениях: образовательно-развивающем, обеспечивающем развитие творческого потенциала самих студентов, и методическом, способствующем подготовке студентов к управлению творческим развитием дошкольников благодаря тому, что изобразительная деятельность студентов протекает в логике организации изобразительной деятельности дошкольников;
3. изобразительная деятельность студентов будет строиться на основе ее рефлексии, что предполагает постоянное осмысление студентами процесса и результата своей деятельности;
4. будет разработана комплексная программа организации изобразительной деятельности студентов, построенная на принципах а) единства всех видов изобразительной деятельности, б) преемственности содержания всех разделов профессионального модуля «Организация различных видов деятельности и общения детей» в) опоры на субъектный опыт студентов в области изобразительной деятельности, приобретенный ими в период допрофессиональной подготовки.
Для достижения цели исследования и доказательства гипотезы нами определены следующие задачи:
1) изучить проблему развития творческого потенциала личности в педагогической теории и практике;
2) раскрыть содержание понятия «творческий потенциал студентов педагогического колледжа»;
3) разработать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий развития творческого потенциала студентов дошкольного отделения педагогического колледжа в процессе организации изобразительной деятельности.
При решении поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования: теоретический и эмпирический анализ, моделирование; наблюдение; педагогический эксперимент, самонаблюдение; анкетирование студентов и воспитателей, а также анализ нормативных документов, педагогической практики, изучение продуктов учебной и творческой изобразительной деятельности студентов (рисунков, композиций), их курсовых и дипломных работ.
Теоретико-методологическую основу исследования составляю составляют положения трех уровней:
на общефилософском уровне - системный подход (А. Н. Аверьянов, М. С. Каган, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.); культурологический подход (В. С. Библер, Г. Я. Буш, М. С. Каган, В. М. Кедров, и др.); положения о единстве общего и творческого развития личности (Б. Г. Ананьев, Э. В. Ильенков, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Спиркин, Л. Н. Столович и др.);
на общенаучном уровне - это положения психологии развития личности и деятельности (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.); идеи о закономерностях формирования потребностей, интересов, мотивов личности (А. Н. Леонтьев К. К. Платонов, Л. Рубинштейн, В. И. и др.); положения теории творчества и художественной деятельности личности (Л. С. Выготский, Л. Н. Зак, М. С. Каган, Б. М. Неменский, Л. Н. Столович, Т. Я. Шпикалова, Б. П. Юсов, П. М. Якобсон и др.);
на конкретно-научном уровне - это принципы системного и деятельностного подходов в образовании (К. А. Абульханова-Славская, В. П. Беспалько, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Д. М., Н. Леонтьев и др.); принципы природосообразности, культуросообразности и дополнения (Г. Г. Гранатов, В. П. Зинченко, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, А. В. Кирьякова, и др.); рефлексивности (Г. Г. Гранатов, А. В. Краевский и др.); личностно-ориентированного подхода в образовании (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. и др.); основополагающие идеи о профессиональной подготовке воспитателя (Г. Г. Григорьева, Н. Н. Дьяченко, Т. С. Комарова, и др.).
Практическая значимость исследования определяется:
1) разработкой комплексной программы организации изобразительной деятельности студентов дошкольного отделения педагогического колледжа как основы развития их творческого потенциала;
2) разработкой критериев эффективности развития творческого потенциала студентов дошкольного отделения педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности.
Экспериментальная база исследования: студенты 1-3 курсов. Исследование проводилось на базе Яковлевского педагогического колледжа специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Всего в исследовании приняло участие около 70 человек, из них 63 студентов и 7 воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2017 по 2019 год.
На первом этапе (2017 г.) был осуществлен анализ состояния изучаемой проблемы в теории и практике профессионально-педагогической подготовки студентов в педагогическом колледже; изучалась философская, психолого-педагогическая и специальная литература по проблеме исследования; проводилось наблюдение за развитием творческого потенциала студентов дошкольного отделения педагогического колледжа в изобразительной деятельности.
Это позволило сформулировать проблему и цель исследования, выдвинуть рабочую гипотезу, поставить задачи и наметить пути их решения, а также провести констатирующий эксперимент с целью изучения состояния выявленной проблемы, разработать и теоретически обосновать объективную и субъективную необходимость развития творческого потенциала студентов в процессе их профессиональной подготовки.
На втором этапе (2017 г.) разработаны содержание и методика формирующего эксперимента по целенаправленному развитию творческого потенциала студентов дошкольного отделения педагогического колледжа, осуществлено моделирование этого процесса на основе специально разработанной программы междисциплинарного курса и проведен формирующий эксперимент.
На третьем этапе (2018-2019 г.) проведен анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, уточнены основные теоретические положения исследования и сформулированы его выводы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:
- на ежегодных региональных и Всероссийских научно-практических конференциях в городах Белгород (2017 г.), Воронеж (2018 г)
- на ежемесячных заседаниях предметно-цикловых комиссий Яковлевского педагогического колледжа;
- в публикациях научных статей и тезисов докладов (2017-2019 гг.)
- в ходе опытно-экспериментальной работы в Яковлевском педагогическом колледже.
Структура магистерской работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
В заключении даётся краткий обзор содержания работы, предлагаются основные выводы и рекомендации.
Библиографический список содержит 47 источников.
В приложение помещены рисунки студентов, образцы анкет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Предметы сложной формы, например технические сооружения, разные виды транспорта, животных, птиц, рыб, растений, посуду, дети передают в таких положениях, которые наиболее ясно выявляют их строение, особенности формы. Основная трактовка формы этих предметов остается схематической. Такое изображение постепенно наполняется конкретными, увиденными в жизни деталями, оно постепенно обогащается и уточняется. Систематическое, целенаправленное наблюдение детьми предметов, связанное с решением ими изобразительных задач, активизирует развитие у ребят зрительного восприятия уже в начальной школе. В средней школе это основа изображения, оно базируется на всестороннем активном изучении действительности, на более глубоком понимании учащимися сущности окружающих его предметов и явлений, более глубоком восприятии и понимании связей предметов между собой, условий изменяющейся среды. Только такое развитие процесса рисования может обеспечить разнообразие и богатство средств образного отражения действительности на плоскости, более полное выражение индивидуальной формы предметов, острую характеристику строения и пропорций предметов, более сложные пространственные связи между ними. Учитель должен также раскрыть ученикам такие закономерности в декоративно-прикладном искусстве, как ритм, симметрия, асимметрия, выделение центра. Это следует делать путем разъяснения этих понятий, показом этих проявлений в конкретных примерах произведений декоративно-прикладного искусства и в лучших работах по выполнению узоров школьниками.
Именно при раскрытии таких понятий, как ритм и симметрия, можно говорить с учениками о сущности композиции декоративно-прикладного искусства и, в частности, узора, о зависимости характера композиции от характера ритма, симметрии, асимметрии, выделения центра, о динамичности узора, которая зависит от степени передачи впечатления движения, яркости, красивости сочетания цветов и в целом о выразительности композиции.
При построении композиции узора важное значение имеет также различная степень силуэтной изобразительных элементов (светлотная тональность) и характер цветового решения (в насыщенных, блеклых цветах, дополнительных или сближенных).
Объясняя сущность каждой темы, задания по декоративному рисованию, учитель должен всегда помнить, что для успешного выполнения школьниками композиций различных узоров необходимо систематически знакомить их с понятием «декоративно-прикладное искусство» и закреплять понимание ими этого понятия, используя для этого показы и анализ произведений этого вида изобразительного искусства, которые широко распространены в окружающей жизни (оформление одежды, мебели, посуды, украшения зданий). Учитель знакомит учеников и с тем, что народные промыслы — это местные отрасли художественного народного декоративно - прикладного искусства.
Наглядными пособиями на уроках декоративного рисования могут быть и различные схематические рисунки и таблицы, наборы открыток и плакатов по декоративно-прикладному искусству, а также лучшие работы школьников по декоративному рисованию. Хорошим средством наглядности являются также рисунки учителя на листах бумаги или мелом на классной доске, которые показывают порядок стилизации предметов растительного и животного мира, а также последовательность построения различных вариантов линейной композиции узора.



1. Андреева, О.И. Мировая художественная культура : учеб. пособие / О.И. Андреева. - Ростов н / Д : Феникс, 2005. - 347, [1] с., [8] л. ил.
2. Андреева,О. Мировая художественная культура. Учебник. — Галерея«Юла», 2008. - 70 с.
3. Андреева, О. Русская культура. - 268 с.Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [А.С. Роботов, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.] ; под ред. А.С. Роботовой. - 4-е изд., перераб. - М. : Академия, 2007. - 224 с.
4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность:
хрестоматия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. С. Мухина, А. А. Хвостова. - 7-е изд., перераб, и испр.- М.: Академия, 2008. - 24 с.
5. Блейк, В. Начинаем рисовать / Пер. в анл. А.Д. Швед; Худ. обл. М.В. Драко. - Мн. : Попурри, 2003. - 80 с. : ил.
6. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / М.Н. Гуслова. - М. : Академия, 2016/2010. - 288 с.
7. Дубровина, И. В. Психология: учебник для студ. сред. проф. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 464 с.
8. Бриджмен, Дж. Конструктивная анатомия: руководство по рисованию фигуры человека / Дж. Бриджмен. - М.: Эксмо, 2012. - 352 с.: ил.
9. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура (базовый уровень) : учебник для 10 класса : среднее общее образование / Л.Г. Емохонова. - М. : Академия, 2014. - 240 с. : ил., [32] с. цв. вкл. + CD- приложение к учеб.
10. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура (базовый уровень) : учебник для 11 класса : среднее общее образование / Л.Г.
Емохонова. - М. : Академия, 2014. - 240 с. : ил., [32] с. цв. вкл. + CD- приложение к учеб.
11. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / Л.Г. Емохонова. - изд. 7-е, стер. - М.: Академия, 2010. - 544 с.: цв. ил.
12. Живопись: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /[ Н.П Бесчастнов и др.]. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 223 с., 32 с. ил. : ил.
13. Жабинский, В.И. Рисунок: учеб. пособие / В.И. Жабинский, А.В. Винтова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 256 с.: 16 с. цв. ил.
14. История мировой культуры (мировых цивилизаций). - 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 544 с.
15. Кузнецов, А.Ю. Атлас анатомии человека для художников / А.Ю.
16. Кузнецов. - Ростов н/ Д: Феникс, 2002 . - 160 с.
17. Карнеги, Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей / Д. Карнеги.: Пер. с англ. / Общ. Ред. и предисл. Зинченко В.П. и Жукова Ю.М. - М. : Прогресс, 1989. - 720 с.
18. Клюева, Н.В. Учите детей общению. Характер,
коммуникабельность : популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 240 с. : ил.
19. Кукушкин, В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов пед. вузов / / В.С. Кукушин. - М.: - Ростов н/Д: Издателбский центр «МАРт», 2006. - 224с.
20. Кукушин, В.С. Дидактика (теория обучения) : учеб. пособие / В.С. Кукушин. - М. : МарТ, Ростов н/Д : МарТ, 2003. - 368 с.
21. Костин, А.В. Культурология : учебник / А.В. Костина. - 5-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2010. - 336 с.
22. Ли, Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: учеб. / Н.Г. Ли. - М.: Эксмо, 2014. - 480 с.
23. Лобанов А.А. Основы профессионально - педагогического общения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. - 192 с.
24. Педагогические технологии : учеб. пособие для студ.
педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушина. - : ИКЦ «МарТ» : Ростов н/Д: МарТ, 2006. - 336 с.
25. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студ. высш. учебных заведений : в 2 т. Т.1: Дидактика / Н.А. Морева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 432 с.
26. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студ. высш. учебных заведений : в 2 т. Т.2: Теория воспитания / Н.А. Морева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 192 с.
27. Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Практикум: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Морева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 160 с.
28. Молодому педагогу : Методические рекомендации [Текст] / Е.Н. Левина, Л.Л. Максимова, Л.В. Трухачева, Н.В. Чепель ; под общ. Ред. Н.М. Овчинниковой, Л.Л. Максимовой. - Строитель : Яковлевская типография. - 2006. - 99 с.
29. Орлов, А.А. Агафонова, А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. А.А. Орлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с.
30. Панфилова, А.П. Психология общения : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.П. Панфилова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 368 с.
31. Паранюшкин, Р.В. Техника рисунка / Р.В. Паранюшкин. - 2-е изд. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 186, [2] с. : ил.
32. Петровский, А. В. Психология: учебник для студентов высш. учеб заведений / А.В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 512 с.
33. Педагогика : учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М. : Высшее образование, 2006. - 432 с.
34. Рэнкин, Д. Техника быстрых набросков / Пер. с анг.; Худ. обл. М.В .Драко. - Мн. : Попурри, 2004. - 114 с. : ил.
35. Сенин, В. П. Школа рисунка карандашом. Натюрморт, пейзаж, портрет / В.П. Сенин; О.В. Коваль. - Белгород : Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2007. - 112 с. : ил.
36. Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства: учеб.
для студ. учреждений высш. проф. образования: в 2 т. Т.1 / Н.М.
Сокольникова. - Изд. 4-е. - М.: Академия, 2011. - 304 с.
37. Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования: в 2 т. Т. 2 / Н.М. Сокольникова. - Изд. 4-е. - М.: Академия, 2011. - 208 с.
38. Смирнова, Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 366 с.
39. Садохин, А.П. Мировая культура и искусство: учеб. пособие для студ. вузов / А.П. Садохин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 415 с.
40. Сластёнин, В.А. Педагогика: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - Изд. 4-е, стер. - М.: Академия, 2012. - 496 с.
41. Федоров, В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Федоров, Е.Д. Колегова. - : Академия, 2008. - 208 с.
42. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения : деятельностный подход : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Г. Фокин. - М. : Академия, 2006. - 240 с.
43. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального оразования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Е. Эрганова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 160 с.
44. Юхвидин, П.А. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. В лекциях, беседах, рассказах. - М. : Новая школа, 1996. - 288 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ