Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №18305

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1951
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения творческого потенциала старших
дошкольников 8
1.1 Сущность творческого потенциала детей старшего дошкольного 8
возраста
1.2 Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного
возраста в процессе развития творческого потенциала 11
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого
потенциала старших дошкольников 19
2.1 Организация, методы и результаты опытно-экспериментальной
работы 19
2.2 Методические рекомендации по развитию творческого
потенциала старших дошкольников 30
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение


В современном российском образовании сегодня превалирует личностно-ориентированная образовательная парадигма в рамках которой особое место отводится развитию самостоятельности и творческой инициативы личности. В связи с этим актуальной является проблема поиска эффективных средств развития творческого потенциала личности на разных этапах его жизнедеятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования предусматривается подход к проектированию современного образовательного пространства, ориентированного на сохранение и поддержку индивидуальности ребенка, развитие его творческих способностей. Одной из задач дошкольного образования является «...создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. » [30, с. 3].
В отечественной педагогике и психологии существует достаточно большое количество исследований в области творчества, творческих способностей и одаренности (Выготский Л.С., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Мелик-Пашаев А.А. и др.); активно разрабатываются проблемы развития творческого потенциала личности (Каюмова Н.А., Рахимов А.З., Рындак В.Г., Сокальский Э.А., Насакова Б.Ж. и др.); в ряде исследований анализируется сущность, психолого-педагогические условия и средства развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста (Белькова А.Н., Маслова В.И., Созинова М.В., Сотникова С.Р., Ярушина И.М. и др.).
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития творчества. Именно в условиях дошкольных образовательных организаций возможно наиболее раннее, специально организованное в различных видах деятельности развитие творческого потенциала детей.
В связи с этим актуальность выбранной темы исследования «Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста» не вызывает сомнений.
Объект исследования - творческий потенциал старших дошкольников.
Предмет исследования - творческий потенциал детей старшего дошкольного возраста и возможности его развития в условиях ДОУ.
Цель исследования: теоретико-экспериментальное изучение развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что проведение с детьми старшего дошкольного возраста системы занятий по изобразительной деятельности в условиях ДОУ будет способствовать развитию у них творческого потенциала.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
2. Показать важность учета возрастных особенностей в процессе развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию и развитию творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по развитию творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ литературы; обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования; педагогический эксперимент, тестирование; количественный и качественный анализ результатов.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка - детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска»
Красноярского края. В экспериментальной работе приняли участие старшие дошкольники в количестве 25 человек.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста; разработана система занятий по изобразительной деятельности, направленных на развитие творческого потенциала старших дошкольников. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы воспитателями ДОУ, родителями. Представленный нами материал может использоваться студентами при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и выводы выпускной квалификационной работы отражены в материалах IX Международной научно-практической конференции «Интеграционные процессы в науке в современных условиях» (г. Волгоград, 5 июня 2017 г.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основной из задач современного образования, которая стоит сегодня перед дошкольными учреждениями, является полное раскрытие потенциала каждого ребенка с целью его успешной самореализации в различных сферах жизнедеятельности. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять творческий потенциал человека. Если упустить этот благоприятный период, то разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых для формирования творческого потенциала ребенка и началом целенаправленного развития творческих способностей, приведет к тому, что предпосылки развития творческого потенциала окажутся невостребованными и будут утрачены.
Проанализировав литературу по теме выпускной квалификационной работы, мы выяснили, что творческий потенциал старшего дошкольника - это интеграционная характеристика личности, которая включает в себя возможность к осуществлению творческой деятельности, способность принимать решения и действовать нестандартно и оригинально.
Благоприятным периодом для развития творческого потенциала детей является старший дошкольный возраст, когда активно развивается наглядно¬образное мышление; формируются познавательные интересы; происходит эстетическое развитие и освоение различных продуктивных видов деятельности, развивается воображение.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа по исследованию и развитию творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
На первом этапе опытно-экспериментальной работы нами было выявлено, что для 60 % старших дошкольников характерен низкий уровень развития творческого воображения. На втором этапе была разработана и реализована система занятий по изобразительной деятельности, направленных на развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста. В ходе третьего этапа опытно-экспериментальной работы была выявлена положительная динамика уровня развития творческого воображения старших дошкольников: на 24 % увеличилось число старших дошкольников с высоким уровнем развития творческого воображения; на 36 % больше стало детей со средним уровнем развития творческого воображения; ни у одного ребенка не был выявлен низкий уровень развития творческого воображения. На 8 % увеличилось количество старших дошкольников с высоким уровнем развития воображения; на 24% стало больше детей со средним уровнем развития воображения; на 32 % снизилось количество детей с низким уровнем развития воображения. Результаты контрольного эксперимента позволяют сделать вывод, что реализация системы занятий по изобразительной деятельности в условиях ДОУ способствует развитию творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
Нами были разработаны рекомендации для педагогов ДОУ по развитию творческого потенциала старших дошкольников, в которых определены условия организации творческой деятельности детей; представлены приемы развития творческого потенциала старших дошкольников; описаны упражнения для развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста с использованием различных приемов.
В ходе опытно-экспериментальной работы была подтверждена сформулированная нами гипотеза. Проведение со старшими дошкольниками системы занятий по изобразительной деятельности в условиях ДОУ способствует развитию творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.



1. Байгильдина, З. Ф. Творческий потенциал личности / З. Ф. Байгильдина // Вестник Башкирского университета. - 2008. - Т. 13, № 3. - С. 693-696.
2. Белова, Е. С. Социометрический статус и особенности общения дошкольников с высоким творческим потенциалом [Электронный ресурс] / Е. С. Белова, Е. И. Щебланова // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. - № 2(16). - Режим доступа: http://psystudy.ru
3. Белькова, А. Н. Развитие творчества старших дошкольников в совместной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 [Электронный ресурс] / Белькова Анна Николаевна. - Санкт-Петербург, 2012. - 273 с. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/
4. Беседина, И. В. Развитие творческого потенциала будущих архитекторов в профессиональном образовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 [Электронный ресурс] / Беседина Ирина Владимировна. - Оренбург, 2015. - 27 с. Режим доступа: http://www.dslib.net/
5. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: монография / Д. Б. Богоявленская. - Самара: Издательский дом «Фёдоров»,
2013. - 416 с.
6. Большая энциклопедия по психиатрии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.вокабула.рф
7. Большой толковый социологический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.вокабула.рф
8. Ведякова, Н. А. Обучение рисованию нетрадиционными приемами в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Н. А. Ведякова. - Режим доступа: http://ds82.ru/doshkolnik/4340-.html
9. Веретина, О. В. Методы и приемы нетрадиционного рисования [Электронный ресурс] / О. В. Веретина. - Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/107170
10. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте: лекции по психологии / Л. С. Выготский. - Москва : 2010. - 819 с.
11. Горбунова, Г. А. Игровые технологии на занятиях изобразительной деятельностью как средство развития творческого потенциала дошкольника / Г. А. Г орбунова // Известия Самарского наужного центра Российской академии наук. - Т.13, № 2. - 2011. - С. 206-209.
12. Захарюта, Н. В. Развиваем творческий потенциал дошкольника / Н. В. Захарюта // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 9. - С. 8-13.
13. Захарюта, Н. В. Современный подход к развитию творческой личности / Н. В.Захарюта // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 3. - С. 21-27.
14. Исаханов, М. Ю. Творческий потенциал формирующейся личности как феномен, актуальный для познания и развития молодыми учеными / М. Ю. Исаханов, И. В. Сидоренко // Человеческий капитал. - 2016. - № 12 (96).
- С.40-43.
15. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т. Г. Казакова. - Москва : Академия, 2016. - 192 с.
16. Каюмова, Н. А. Развитие творческого потенциала студентов педагогического колледжа средствами изобразительной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 [Электронный ресурс] / Каюмова Наиля Ахметгалеевна - Магнитогорск, 2003. - 198 с. - Режим доступа: http://dissland.com/
17. Корчаловская, Н. В. Инновационные подходы к организации профессиональной деятельности педагогов по развитию творческих способностей дошкольников в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Н. В. Корчаловская, Г. Н. Кравченко // Образование. Наука. Инновации. - 2014.
- № 4 (36). - С. 24-32.
18. Кошелева, Е. С. Эволюция подходов к исследованию творческих способностей в России и за рубежом / Е. С. Кошелева // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2013. - Вып. 5. - С. 141-151.
19. Кузнецова, С. В. Развитие творческих способностей дошкольников / С. В. Кузнецова. - Москва : «Сфера», 2015. - 128 с.
20. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н. С. Лейтес. - Москва : Изд-во «Институт практической психологии»,
2012. - 320 с.
21. Лобанова, В. А. Развитие творческого потенциала дошкольников в атмосфере сотворчества / В. А. Лобанова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2012. - № 6. - С. 49-55.
22. Любимова, Л. А. Особенности развития творческого потенциала участников молодежных социокультурных объединений / Л. А. Любимова // Вестник ТГУ. - 2013. - Вып. 2 (42). - С. 160-167.
23. Маслова, В. И. Психологические условия развития творческого потенциала одаренных детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Маслова Валентина Ивановна. - Нижний Новгород, 2013. - 25 с.
24. Матюшкин, A. M. Мышление, обучение, творчество / А. М. Матюшкин. - Москва : Изд-во МПСИ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2014. - 720 с.
25. Мелик-Пашаев, А. А. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская, А. А. Адаскина и др. - Дубна : «Феникс+», 2016. - 112 с.
26. Насакова, Б. Ж. Развитие творческого потенциала старшеклассников
в профильном обучении: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01
[Электронный ресурс] / Насакова Бальжин Жамсарановна. - Улан-Удэ, 2015. - 25 с. - Режим доступа: http://www.dslib.net/
27. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. - Санкт-Петербург : «Каро», 2016. - 130 с.
28. Павлюк, О. А. Развитие творческого потенциала дошкольников через проектную деятельность [Электронный ресурс] / О. А. Павлюк. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/606662/
29. Поддьяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект / Н. Н. Поддьяков. - Волгоград : «Синтез», 2015. - 240 с.
30. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Справочно¬правовая система Консультант Плюс. Законодательство. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
31. Рахимов, А. З. Творческое мышление: монография /А. З. Рахимов. - Уфа : Изд-во «Творчество», 2015. - 244 с.
32. Рындак, В. Г. Творчество. Краткий педагогический словарь [Электронный ресурс] / В. Г. Рындак. - Режим доступа: http://didacts.ru/slovari/
33. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе / А. И. Савенков. - Москва : Академия, 2014. - 230 с.
34. Синицина, И. А. Развитие интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детской музыкальной школы: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 [Электронный ресурс] / Синицина Ирина Анатольевна. - Екатеринбург, 2014. - 24 с. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/
35. Созинова, М. В. Досуговая деятельность как средство развития
творческого потенциала старших дошкольников: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.07 [Электронный ресурс] / Созинова Мария Валерьевна. -
Санкт-Петербург, 2014. - 22 с. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/
36. Сокальский, Э. А. Творческий потенциал юности / Э. А. Сокальский. - Элиста : Изд-во Калм. ун-та, 2012. - 160 с.
37. Соловьева, Н. Н. Развитие творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) в процессе учебно-
исследовательской деятельности в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук:
13.0. 08 [Электронный ресурс] / Соловьева Наталия Николаевна. - Казань, 2010. - 20 с. - Режим доступа: http://dissland.com/
38. Солянова, К. А. Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / К. А. Солянова. - Режим доступа: https://elibrary.ru/
39. Сотникова, С. Р. Развитие творческого потенциала дошкольника в процессе продуктивной деятельности в образовательной среде: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Электронный ресурс] / Сотникова Сажида Растамовна. - Улан-Удэ, 2013. - 190 с. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/
40. Стрекаловская, Г. Г. Как раскрыть творческий потенциал ребенка [Электронный ресурс] / Г. Г. Стрекаловская. - Режим доступа: http: //fe stival. 1 september.ru/articles/607350/
41. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Минск : Народна асвета, 2001. - 288 с.
42. Типишова, Н. C. Проектная деятельность как условие развития потенциала дошкольников / Н. С. Типишова // Инновации в современной науке: Материалы III Международного зимнего симпозиума (26 февраля 2015 г.): Сборник научных трудов / Научн. ред. Г. Ф. Гребенщиков. - Москва : Издательство «Спутник +», 2014. - 318 с.
43. Шкрыль, Н. М. Взаимодействие дошкольной организации и семьи в вопросах развития у детей творческого потенциала / Н. М. Шкрыль, Л.Н. Шарафутдинова // Самарский научный вестник. - 2014. - № 1(6). - С. 124-127.
44. Шнипова, А. Р. Генезис проблемы развития творческого потенциала учащихся в педагогической теории и практике [Электронный ресурс] / А. Р. Шнипова // Известия ВГПУ. - 2008. - № 4. - С. 138-141. - Режим доступа: https ://cyberleninka. ru/
45. Шнипова, А. Р. Развитие творческого потенциала учащихся сельской общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Электронный ресурс] / Шнипова Альфия Рустамовна. - Челябинск, 2012. - 25 с. - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/
46. Щебланова, Е. И. Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 [Электронный ресурс] / Щебланова Елена Игоревна. - Москва, 2010. - 311 с. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/
47. Юткина, Е. В. Развитие творческого потенциала дошкольников посредством игровых упражнений [Электронный ресурс] / Е. В. Юткина. - Режим доступа: https://elibrary.ru/
48. Ярушина И. М. Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 [Электронный ресурс] / Ярушина Ирина Михайловна. - Москва, 2012. - 20 с. - Режим доступа: http: //www. dslib. net/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ