ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ
1.1. Понятие психологического климата в коллективе 9
1.2. Особенности стилей управления руководителя 18
1.3. Роль стиля управления руководителя в формировании психологического климата в коллективе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ
2.1. Организация, методы и этапы исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 42
2.3. Общая структура программы коррекционно-развивающей работы для авторитарных и либеральных руководителей по улучшению условий формирования психологического климата в коллективе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 85
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 90
Приложение 4. Коррекционно-развивающая программа для авторитарных и либеральных руководителей по улучшению условий формирования психологического климата в коллективе
Актуальность проблемы исследования. Развитие рыночных отношений в нашей стране вызывает огромную потребность в квалифицированных управленцах. Ведь невозможно добиться качественного выполнения функции планирования, организации, мотивации и контроля, если нет эффективного управления и лидеров, способных привлечь других работников, позитивно повлиять на них и вести за собой, тем самым достигая положительных конечных результатов.
Взаимосвязь между стилями руководства организации и психологическим климатом - важнейшая проблема для руководителей любой организации. Поэтому так важно знание важнейших составляющих психологического климата в коллективе. Благоприятный психологический климат - это итог систематической работы и мероприятий руководителей, менеджеров, психологов и всех сотрудников организации. Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы вызывают определенные реакции со стороны других членов группы, формируют у каждого из них отношение к этому человеку, и таким образом в группе развивается система взаимоотношений.
На сегодняшний день развитие предприятий невозможно без эффективной управленческой деятельности. Умение руководителя создавать благоприятный психологический климат в коллектив, заинтересовать работой сотрудников, применить определенные мотивационные и
управленческие методы, проявить свои лидерские качества, умение общаться и решать конфликтные ситуации - все это зависит от выбранного стиля управления руководителя и влияет на психологический климат в коллективе, а соответственно и эффективность организации.
Анализ управленческой деятельности руководителя в период формирования российского рынка позволяет сделать вывод о том, что одним из решающих условий успеха является необходимость обеспечить эффективное влияние руководителя на трудовое поведение своих подчиненных с целью обеспечить их самореализацию в сфере труда и работу с полной отдачей.
В отечественной психологии над проблемами коллективов (соотношение индивида и коллектива, их классификации и закономерности развития) работали многие социальные психологи (Б.В. Беляев, Л. Бызов, Л.Н. Войтловская, А.С. Залужный, М.А. Рейснер, Г.А. Фортунатов).
Влияние стиля руководства на психологический климат в коллективе рассматривали такие зарубежные исследователи как: К. Левин, Р.Стогдилл, Г.Кунц, Р. Блейк и Дж. Моутон, Ф. Фидлер, П. Херси, К. Бланшир, Т.Митчел и Р.Хаус и др. Однако и до сих пор существует ряд нерешенных проблем. Результаты, которые должны быть достигнуты с помощью определенного стиля, включают многие компоненты, и их нелегко свести к какой-то одной величине и сопоставить с результатами применения других стилей. Стили руководства обнаруживают свою эффективность лишь при определенных условиях, но и эти условия не остаются неизменными.
Проблема исследования сформулирована следующим образом: является ли стиль управления руководителя условием психологического климата в коллективе.
Цель исследования - изучить особенности стиля управления руководителя как условия психологического климата в коллективе, разработать и оценить эффективность коррекционно-развивающей программы по улучшению условий формирования психологического климата в коллективе.
Объект исследования - стиль управления руководителя.
Предметом исследования является стиль управления руководителя как условие психологического климата в коллективе.
В ходе исследования предполагалось проверить следующую гипотезу: стиль управления руководителя является условием психологического климата в коллективе: при демократическом стиле управления психологический климат в коллективе будет благоприятным, так как положительно проявляются все его три компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий; при авторитарном стиле управления психологический климат в коллективе будет неудовлетворительным, так как проявляется только когнитивный компонент; при либеральном стиле управления психологический климат в коллективе будет благоприятным, но не устойчивым, так как у сотрудников положительно проявляются только два из трех компонентов психологического климата: эмоциональный и когнитивный. Коррекционно-развивающая программа будет способствовать развитию профессионально важных качеств авторитарных и либеральных руководителей для улучшения условий формирования психологического климата в коллективе.
Задачи исследования:
1. Выделить основные теоретические подходы к решению проблемы исследования.
2. Изучить особенности стиля управления руководителей.
3. Изучить особенности психологического климата в коллективе.
4. Изучить связь между стилем управления руководителей и психологическим климатом в коллективе.
5. Разработать коррекционно-развивающую программу для авторитарных и либеральных руководителей по улучшению условий формирования психологического климата в коллективе.
Теоретической основой исследования являются работы таких ученых как Б.В. Беляев, Л. Бызов, Л.Н. Войтловская, А.С.Залужный, М.А. Рейснер, Г.А.Фортунатов, Курт Левин, Р. Стогдилл, Г. Кунц, Р. Блейк и Дж. Моутон, Ф. Фидлер, П. Херси, К. Бланшир, Т. Митчел и Р. Хаус и др.
Методологической основой исследования являются: принцип
системности, разработанный в трудах Б.В. Ломова, С. Л. Рубинштейна, который позволяет изучать личность и ее характеристики с позиции системности, целостности, структурности.
Методы и организация исследования. В исследовании использовались следующие методы:
• организационные - сравнительный;
• эмпирические - наблюдение, беседа, психодиагностический метод;
• обработки данных - количественный и качественный анализ данных;
• интерпретационные - структурный метод.
Решение поставленных задач потребовало использование комплекса психодиагностических методик:
1. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом (В.П. Захарова и А.Л. Журавлева);
2. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в первичном подразделении организации (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто).
Для математической обработки данных использовались методы математической статистики, среди которых: коэффициент ранговой корреляции Пирсона, посредством которого выявлялись корреляционные связи между показателями.
Положения к защите:
1. Стиль управления руководителя является условием проявления трех компонентов психологического климата в коллективе (эмоционального, когнитивного и поведенческого): при демократическом стиле управления трудовым коллективом положительно проявляются все три компонента; при либеральном эмоциональный и когнитивный компоненты; при авторитарном - только когнитивный компонент.
2. Проявления компонентов (эмоционального, когнитивного и поведенческого) обуславливают определенные характеристики психологического климата в коллективе: положительное проявление всех трех компонентов обуславливает благоприятный психологический климат; положительное проявление двух компонентов (эмоционального и когнитивного) обуславливает в целом благоприятный, но не устойчивый психологический климат; положительное проявление одного компонента (когнитивного) обуславливает неблагоприятный психологический климат.
3. Коррекционно-развивающая программа способствует развитию у авторитарных и либеральных руководителей профессионально-важных качеств: коммуникативной компетентности и эмоциональной устойчивости, что создает условия для реализации демократического стиля управления и проявления всех трех компонентов психологического климата в коллективе.
Научная новизна исследования: определяется тем, что мы впервые обратились к изучению вопроса о влиянии стиля управления руководителя на трехкомпонентную структуру психологического климата в коллективе.
Теоретическая значимость исследования: заключается в привлечении внимания к проблеме влияния стилей управления руководителя на психологический климат в коллективе.
Практическая значимость исследования: заключается в разработке коррекционно-развивающей программы для авторитарных и либеральных руководителей по улучшению условий формирования психологического климата в коллективе. Полученные в работе данные могут быть использованы в консультативной работе с руководителями разных уровней.
База и выборка исследования:
Исследование проводилось на базе администрации Старооскольского городского округа. В исследовании принимало участие 75 человек.
Апробация результатов исследования на базе НИУ «БелГУ». По результатам исследования выступала с докладом на тему «Стиль управления руководителя как условие психологического климата в коллективе» на международной научно-практической конференции «Проблемы психологии личности в условиях социокультурных вызовов российскому обществу», на секции «Исследование личности как субъекта межличностных и профессиональных отношений» (г. Белгород, 20 апреля 2018 г.).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложения.
Объем работы без приложения составляет 75 страниц, объем приложения составляет 94 страниц
Управленческая деятельность является специфическим видом трудового процесса и для нее важны все, включающие ее, элементы. Эффективность управления зависит от комплексного применения множества факторов, в частности, от стиля управления руководителя выбранного управленцем.
В последнее время пришло понимание, что оптимальный тот стиль управления, который приносит больше прибыль организации, обеспечивает стабильность и плодотворную работу сотрудников, поэтому одним из важных аспектов управления является психологический климат в коллективе.
Психологический климат представляет собой явление, которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на слова и поступки окружающих. Он оказывает влияние на самочувствие членов коллектива; на выработку, принятие и осуществление совместных решений; на достижение эффективности совместной деятельности.
В зависимости от характера психологического климата его воздействие на личность будет различным - стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.
В результате проведенного исследования стиля управления руководителя как условия психологического климата в коллективе, мы пришли к следующим выводам:
3. Авторитарный стиль управления руководителя доминирует в отделе муниципального контроля (75%) и характеризуется централизацией полномочий, подавлением инициативы подчиненных, жестким контролем.
4. Демократический стиль управления руководителя доминирует в отделе труда (79%) и характеризуется доверием к подчиненным, свободой выражения собственного мнения подчиненными, коллективным обсуждением проблем.
12. Либеральный стиль управления руководителя доминирует в отделе экономики (54%) и характеризуется безинициативностью, невмешательством в производственный процесс, действиями по указанию свыше.
13. В отделе муниципального контроля, где доминирует авторитарный стиль управления, положительно проявляется только когнитивный компонент психологического климата в коллективе, а это означает, что у сотрудников проявляется чувство принадлежности к группе, но оно не сопровождается чувствами любви и гордости за свой отдел, при этом сотрудники относятся друг к другу не с позиции группового членства, а с позиции отдельной личности.
14. В отделе труда, где доминирует демократический стиль управления, положительно проявляются все три компонента психологического климата в коллективе: эмоциональный, когнитивный и поведенческий , а это означает, что у сотрудников проявляется чувство принадлежности к группе, которое сопровождается чувствами любви и гордости за свой отдел, при этом сотрудники относятся друг к другу с позиции группового членства.
15. В отделе экономики, где доминирует либеральный стиль управления, положительно проявляются эмоциональный и когнитивный компоненты, а это означает, что у сотрудников проявляется чувство принадлежности к группе, которое сопровождается чувствами любви и гордости за свой отдел, при этом сотрудники относятся друг к другу не с позиции группового членства, а с позиции отдельной личности.
16. Выявлена корреляционная связь между результатами показателями социально-психологического климата в коллективе и стилями руководства трудовым коллективом (г = 0,68,при r = (0,30-0,70) - корреляционная связь средняя).
17. На основании результатов проведенного исследования мы можем сделать вывод о том, что только при демократическом стиле управления трудовым коллективом проявляются все три компонента психологического климата в коллективе: эмоциональный, когнитивный и поведенческий, а это означает, что у сотрудников проявляется чувство принадлежности к группе, которое сопровождается чувствами любви и гордости за свой отдел, при этом сотрудники относятся друг к другу с позиции группового членства. а не с позиции отдельной личности. Такой психологический климат можно назвать благоприятным.
18. При авторитарном стиле управления руководителя в целом неудовлетворительный климат в коллективе.
19. При либеральном стиле управления климат в целом благоприятный, но не устойчивый, что говорит о том, что отношения в коллективе положительные, но тенденции противоречивы и неопределенные.
Сформулированная нами гипотеза о том, что стили управления руководителя являются условием психологического климата в коллективе: при демократическом стиле управления психологический климат в коллективе будет в целом благоприятным, положительно проявляются все его три компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий; при авторитарном стиле управления психологический климат в коллективе будет в целом неудовлетворительным, проявляется только когнитивный компонент; при либеральном стиле управления психологический климат в коллективе будет благоприятным, но неустойчивым, положительно проявляются только два из трех компонентов психологического климата: эмоциональный и когнитивный; коррекционно-развивающая программа будет способствовать развитию профессионально важных качеств у авторитарных и либеральных руководителей, а они, в свою очередь, будут влиять на благоприятствование психологического климата в коллективе, подтверждается.