Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ

Работа №177363

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы175
Год сдачи2019
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ
1.1. Понятие психологического климата в коллективе 9
1.2. Особенности стилей управления руководителя 18
1.3. Роль стиля управления руководителя в формировании психологического климата в коллективе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ
2.1. Организация, методы и этапы исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 42
2.3. Общая структура программы коррекционно-развивающей работы для авторитарных и либеральных руководителей по улучшению условий формирования психологического климата в коллективе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 85
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 90
Приложение 4. Коррекционно-развивающая программа для авторитарных и либеральных руководителей по улучшению условий формирования психологического климата в коллективе


Актуальность проблемы исследования. Развитие рыночных отношений в нашей стране вызывает огромную потребность в квалифицированных управленцах. Ведь невозможно добиться качественного выполнения функции планирования, организации, мотивации и контроля, если нет эффективного управления и лидеров, способных привлечь других работников, позитивно повлиять на них и вести за собой, тем самым достигая положительных конечных результатов.
Взаимосвязь между стилями руководства организации и психологическим климатом - важнейшая проблема для руководителей любой организации. Поэтому так важно знание важнейших составляющих психологического климата в коллективе. Благоприятный психологический климат - это итог систематической работы и мероприятий руководителей, менеджеров, психологов и всех сотрудников организации. Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы вызывают определенные реакции со стороны других членов группы, формируют у каждого из них отношение к этому человеку, и таким образом в группе развивается система взаимоотношений.
На сегодняшний день развитие предприятий невозможно без эффективной управленческой деятельности. Умение руководителя создавать благоприятный психологический климат в коллектив, заинтересовать работой сотрудников, применить определенные мотивационные и
управленческие методы, проявить свои лидерские качества, умение общаться и решать конфликтные ситуации - все это зависит от выбранного стиля управления руководителя и влияет на психологический климат в коллективе, а соответственно и эффективность организации.
Анализ управленческой деятельности руководителя в период формирования российского рынка позволяет сделать вывод о том, что одним из решающих условий успеха является необходимость обеспечить эффективное влияние руководителя на трудовое поведение своих подчиненных с целью обеспечить их самореализацию в сфере труда и работу с полной отдачей.
В отечественной психологии над проблемами коллективов (соотношение индивида и коллектива, их классификации и закономерности развития) работали многие социальные психологи (Б.В. Беляев, Л. Бызов, Л.Н. Войтловская, А.С. Залужный, М.А. Рейснер, Г.А. Фортунатов).
Влияние стиля руководства на психологический климат в коллективе рассматривали такие зарубежные исследователи как: К. Левин, Р.Стогдилл, Г.Кунц, Р. Блейк и Дж. Моутон, Ф. Фидлер, П. Херси, К. Бланшир, Т.Митчел и Р.Хаус и др. Однако и до сих пор существует ряд нерешенных проблем. Результаты, которые должны быть достигнуты с помощью определенного стиля, включают многие компоненты, и их нелегко свести к какой-то одной величине и сопоставить с результатами применения других стилей. Стили руководства обнаруживают свою эффективность лишь при определенных условиях, но и эти условия не остаются неизменными.
Проблема исследования сформулирована следующим образом: является ли стиль управления руководителя условием психологического климата в коллективе.
Цель исследования - изучить особенности стиля управления руководителя как условия психологического климата в коллективе, разработать и оценить эффективность коррекционно-развивающей программы по улучшению условий формирования психологического климата в коллективе.
Объект исследования - стиль управления руководителя.
Предметом исследования является стиль управления руководителя как условие психологического климата в коллективе.
В ходе исследования предполагалось проверить следующую гипотезу: стиль управления руководителя является условием психологического климата в коллективе: при демократическом стиле управления психологический климат в коллективе будет благоприятным, так как положительно проявляются все его три компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий; при авторитарном стиле управления психологический климат в коллективе будет неудовлетворительным, так как проявляется только когнитивный компонент; при либеральном стиле управления психологический климат в коллективе будет благоприятным, но не устойчивым, так как у сотрудников положительно проявляются только два из трех компонентов психологического климата: эмоциональный и когнитивный. Коррекционно-развивающая программа будет способствовать развитию профессионально важных качеств авторитарных и либеральных руководителей для улучшения условий формирования психологического климата в коллективе.
Задачи исследования:
1. Выделить основные теоретические подходы к решению проблемы исследования.
2. Изучить особенности стиля управления руководителей.
3. Изучить особенности психологического климата в коллективе.
4. Изучить связь между стилем управления руководителей и психологическим климатом в коллективе.
5. Разработать коррекционно-развивающую программу для авторитарных и либеральных руководителей по улучшению условий формирования психологического климата в коллективе.
Теоретической основой исследования являются работы таких ученых как Б.В. Беляев, Л. Бызов, Л.Н. Войтловская, А.С.Залужный, М.А. Рейснер, Г.А.Фортунатов, Курт Левин, Р. Стогдилл, Г. Кунц, Р. Блейк и Дж. Моутон, Ф. Фидлер, П. Херси, К. Бланшир, Т. Митчел и Р. Хаус и др.
Методологической основой исследования являются: принцип
системности, разработанный в трудах Б.В. Ломова, С. Л. Рубинштейна, который позволяет изучать личность и ее характеристики с позиции системности, целостности, структурности.
Методы и организация исследования. В исследовании использовались следующие методы:
• организационные - сравнительный;
• эмпирические - наблюдение, беседа, психодиагностический метод;
• обработки данных - количественный и качественный анализ данных;
• интерпретационные - структурный метод.
Решение поставленных задач потребовало использование комплекса психодиагностических методик:
1. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом (В.П. Захарова и А.Л. Журавлева);
2. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в первичном подразделении организации (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто).
Для математической обработки данных использовались методы математической статистики, среди которых: коэффициент ранговой корреляции Пирсона, посредством которого выявлялись корреляционные связи между показателями.
Положения к защите:
1. Стиль управления руководителя является условием проявления трех компонентов психологического климата в коллективе (эмоционального, когнитивного и поведенческого): при демократическом стиле управления трудовым коллективом положительно проявляются все три компонента; при либеральном эмоциональный и когнитивный компоненты; при авторитарном - только когнитивный компонент.
2. Проявления компонентов (эмоционального, когнитивного и поведенческого) обуславливают определенные характеристики психологического климата в коллективе: положительное проявление всех трех компонентов обуславливает благоприятный психологический климат; положительное проявление двух компонентов (эмоционального и когнитивного) обуславливает в целом благоприятный, но не устойчивый психологический климат; положительное проявление одного компонента (когнитивного) обуславливает неблагоприятный психологический климат.
3. Коррекционно-развивающая программа способствует развитию у авторитарных и либеральных руководителей профессионально-важных качеств: коммуникативной компетентности и эмоциональной устойчивости, что создает условия для реализации демократического стиля управления и проявления всех трех компонентов психологического климата в коллективе.
Научная новизна исследования: определяется тем, что мы впервые обратились к изучению вопроса о влиянии стиля управления руководителя на трехкомпонентную структуру психологического климата в коллективе.
Теоретическая значимость исследования: заключается в привлечении внимания к проблеме влияния стилей управления руководителя на психологический климат в коллективе.
Практическая значимость исследования: заключается в разработке коррекционно-развивающей программы для авторитарных и либеральных руководителей по улучшению условий формирования психологического климата в коллективе. Полученные в работе данные могут быть использованы в консультативной работе с руководителями разных уровней.
База и выборка исследования:
Исследование проводилось на базе администрации Старооскольского городского округа. В исследовании принимало участие 75 человек.
Апробация результатов исследования на базе НИУ «БелГУ». По результатам исследования выступала с докладом на тему «Стиль управления руководителя как условие психологического климата в коллективе» на международной научно-практической конференции «Проблемы психологии личности в условиях социокультурных вызовов российскому обществу», на секции «Исследование личности как субъекта межличностных и профессиональных отношений» (г. Белгород, 20 апреля 2018 г.).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложения.
Объем работы без приложения составляет 75 страниц, объем приложения составляет 94 страниц

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Управленческая деятельность является специфическим видом трудового процесса и для нее важны все, включающие ее, элементы. Эффективность управления зависит от комплексного применения множества факторов, в частности, от стиля управления руководителя выбранного управленцем.
В последнее время пришло понимание, что оптимальный тот стиль управления, который приносит больше прибыль организации, обеспечивает стабильность и плодотворную работу сотрудников, поэтому одним из важных аспектов управления является психологический климат в коллективе.
Психологический климат представляет собой явление, которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на слова и поступки окружающих. Он оказывает влияние на самочувствие членов коллектива; на выработку, принятие и осуществление совместных решений; на достижение эффективности совместной деятельности.
В зависимости от характера психологического климата его воздействие на личность будет различным - стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.
В результате проведенного исследования стиля управления руководителя как условия психологического климата в коллективе, мы пришли к следующим выводам:
3. Авторитарный стиль управления руководителя доминирует в отделе муниципального контроля (75%) и характеризуется централизацией полномочий, подавлением инициативы подчиненных, жестким контролем.
4. Демократический стиль управления руководителя доминирует в отделе труда (79%) и характеризуется доверием к подчиненным, свободой выражения собственного мнения подчиненными, коллективным обсуждением проблем.
12. Либеральный стиль управления руководителя доминирует в отделе экономики (54%) и характеризуется безинициативностью, невмешательством в производственный процесс, действиями по указанию свыше.
13. В отделе муниципального контроля, где доминирует авторитарный стиль управления, положительно проявляется только когнитивный компонент психологического климата в коллективе, а это означает, что у сотрудников проявляется чувство принадлежности к группе, но оно не сопровождается чувствами любви и гордости за свой отдел, при этом сотрудники относятся друг к другу не с позиции группового членства, а с позиции отдельной личности.
14. В отделе труда, где доминирует демократический стиль управления, положительно проявляются все три компонента психологического климата в коллективе: эмоциональный, когнитивный и поведенческий , а это означает, что у сотрудников проявляется чувство принадлежности к группе, которое сопровождается чувствами любви и гордости за свой отдел, при этом сотрудники относятся друг к другу с позиции группового членства.
15. В отделе экономики, где доминирует либеральный стиль управления, положительно проявляются эмоциональный и когнитивный компоненты, а это означает, что у сотрудников проявляется чувство принадлежности к группе, которое сопровождается чувствами любви и гордости за свой отдел, при этом сотрудники относятся друг к другу не с позиции группового членства, а с позиции отдельной личности.
16. Выявлена корреляционная связь между результатами показателями социально-психологического климата в коллективе и стилями руководства трудовым коллективом (г = 0,68,при r = (0,30-0,70) - корреляционная связь средняя).
17. На основании результатов проведенного исследования мы можем сделать вывод о том, что только при демократическом стиле управления трудовым коллективом проявляются все три компонента психологического климата в коллективе: эмоциональный, когнитивный и поведенческий, а это означает, что у сотрудников проявляется чувство принадлежности к группе, которое сопровождается чувствами любви и гордости за свой отдел, при этом сотрудники относятся друг к другу с позиции группового членства. а не с позиции отдельной личности. Такой психологический климат можно назвать благоприятным.
18. При авторитарном стиле управления руководителя в целом неудовлетворительный климат в коллективе.
19. При либеральном стиле управления климат в целом благоприятный, но не устойчивый, что говорит о том, что отношения в коллективе положительные, но тенденции противоречивы и неопределенные.
Сформулированная нами гипотеза о том, что стили управления руководителя являются условием психологического климата в коллективе: при демократическом стиле управления психологический климат в коллективе будет в целом благоприятным, положительно проявляются все его три компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий; при авторитарном стиле управления психологический климат в коллективе будет в целом неудовлетворительным, проявляется только когнитивный компонент; при либеральном стиле управления психологический климат в коллективе будет благоприятным, но неустойчивым, положительно проявляются только два из трех компонентов психологического климата: эмоциональный и когнитивный; коррекционно-развивающая программа будет способствовать развитию профессионально важных качеств у авторитарных и либеральных руководителей, а они, в свою очередь, будут влиять на благоприятствование психологического климата в коллективе, подтверждается.



1. Аксененко, Ю.Н. Социология и психология управления / Ю. Н. Аксененко [8, с.125] - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 512 с.
2. Аксенов, С.Л. Менеджмент персонала / С.Л. Аксенов. - М.:
Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», издательство ЭКМОС, 1998. - 304 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 376 с.
4. Базарова, Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: Юнити, 2001. - 275 с.
5. Битянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. - СПб.: Питер, 2008. - 368 с.
6. Веснин, В.Р. Менеджмент / В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 504 с.
7. Веснин, В.Р. Основы менеджмента. Курс лекций для студентов высших учебных заведений / В.Р. Веснин. - М.: Общество «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования, 1996. - 472 с.
8. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин. - М.: Юрист, 2001. - 496 с.
9. Вершигора, Е.Е. Менеждмент: Учебное пособие / Е.Е. Вершигора. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 256 с.
10. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарика, 1998 г.- 352 с.
11. Герчиков, В.И. Управление персоналом: работник - самый эффективный ресурс компании / В.И. Герчиков. - М.: ИНФРА-М, 2007.
12. Герчикова, И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчикова - М.: ЮНИТИ, 1995. - 310 с.
13. Глухов, В.В. Менеджмент: Учебник / В.В. Глухов. - СПб.: Специальная Литература, 1999. - 700 с.
14. Грибова, Ю.Н. Механизм привлечения персонала в управлении предприятиями / Ю.Н. Грибова. - М.: Барнаул, 2001. - 336 с.
15. Десслер, Г.Д. Управление персоналом / Г.Д. Десслер - М.: БИНОМ,
1997. - 266с.
16. Долгова, В.И. Инвариантность профессионально важных качеств: монография / В.И. Долгова, В.М. Шаяхметова. - Челябинск: РЕКПОЛ, 2009. - 314 с.
17. Долгова, В.И. Психологическая защита: монография / В.И. Долгова, О.А. Кондратьева. - М.: Перо, 2014. - 160 с.
18. Долгова, В.И., Мельник Е.В. Эмпатия: монография / В.И. Долгова, Е.В. Мельник. - М.: Изд-во Перо, 2014. - 185 с.
19. Долгова, В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности : монография / В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева - М.: Изд-во Перо, 2014. - 196 с.
20. Дружинин, Е. Менеджер-инноватор: от идеи к ее реализации.
Управление персоналом / Е. Дружинин, Н. Кортьева. - М.: Изд-во Перо,
2000. - 256 с.
21. Журавлев, А.А. Стиль современной психологии управления / А.А. Журавлев. - М.: Экономика,1994 г.- 322 с.
22. Задоркин, В. И. Организация труда руководителя / В.И. Задоркин. - М.: Экономика, 1999 - 428 с.
23. Карпов, А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие / А.В. Карпов. - М.: Гардарики, 2004. - 584 с.
24. Климов, Е. А. Психология профессионала: Учеб. Пособие / Е.А. Климов. - М.: Воронеж: Институт практической психологии, 1996. - 509 с.
25. Коно, Т. Стратегия структура японских предприятий. Пер. с англ. / Т. Коно. - М.: Дело, 1991 г. - 192 с.
26. Комаров, М.А. Менеджмент / М.А. Комаров. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 255с.
27. Кричевский, Р. Л. Если Вы — руководитель... Элементы психологии в повседневной работе / Р.Л. Кричевский. - М.: ЮНИТИ, 1993. - 290с.
28. Ладанов, И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство / И.Д. Ладанов. - М.: Перспектива, 1997. - 288 с.
29. Леонтьев, А.Н. Психология руководителя / А.Н. Леонтьев. - М.: Наука,1996. - 576 с.
30. Марасанов, Г.И. Психолог в организации: Советы профессионалов / Г.И. Марасанов. - М.: Когито центр, 2002. - 86 с.
31. Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия / Е.В. Маслов. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 256 с.
32. Машков, В.Н. Психология управления: Учебное пособие, 2-е издание / В.Н. Машков. - СПб.: ЮНИТИ, 2002. - 256 с.
33. Мексон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х.Мексон, И.А.Альберт. - М.: “Дело ЛТД”, 1995. - 246с.
34. Мильнер, Б.З. Теория организации / Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М,
1999. - 336 с.
35. Милгром, П. Экономика, организация и менеджмент / П. Милгром, Дж. Робертс. - СПб.: Экономическая школа, 2001.
36. Павлуцкий, А., Павлуцкая Е., Алехина О. Менеджмент третьего тысячелетия: системно-эволюционный подход к развитию организаций. Управление персоналом / А. Павлуцкий, Е. Павлуцкая, О. Алехина. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 228 с.
37. Переверзев, М.П. Менеджмент: Учебник/Под общ. Ред. Проф. М.П. Переверзевцева / М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский - М.: ИНФРА-М, 2004. - 228 с.
38. Полякова, В.А. Технология карьеры: Практическое руководство / В.А. Полякова. - М.: Дело ЛТД, 1995. - 128 с.
39. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации: Учебник / В.П. Пугачев. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 279 с.
40. Пушкарев, Н.Ф. Практикум по кадровому менеджменту: для вузов / Н.Ф. Пушкарев, Е.В. Тоицкая Е.В., Н.Н. Пушкарев. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 158 с.
41. Радугин, А.А. Основы менеджмента / А.А. Радугин - М.: «ЦЕНТР»,
1998. - 312с.
42. Райгородский, Д.Я. Психология руководства. Учебное пособие для
факультетов: психологических, экономических и менеджмента / Д.Я.
Райгородский. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М.», 2005. - 768 с.
43. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб.: ЮНИТИ, 1999. - 299 с.
44. Розанова, В.А. Психология управления. Учебное пособие / В.А. Розанова - М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-синтез», 1999. - 352 с.
45. Романенко, И.В. Управление персоналом: Конспект лекций / И.В. Романенко. - СПб.: ЮНИТИ, 2000. - 185 с.
46. Савельев, В.Г. Основы управленческой деятельности / В.Г.Савельев. - М.: Смысл , 2000. - 359с.
47. Самыгин, С. И. Управление персоналом. (Под ред. С.И. Самыгина). Серия «Учебники, учебные пособия» / С.И. Самыгин. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 512с.
48. Свенцицкий, А.Л. Психология управления организациями: Учебное пособие / А.Л. Свенцицкий. - СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1999. - 224 с.
49. Семенова, И.И. История менеджмента / И.И. Семенова. - М.: «ЮНИТИ», 1999. - 233с.
50. Станкин, М.И. Психологические способы установления контактов
между людьми: Учеб. Пособие / М.И. Станкин. - М.: издательство
московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - 400 с.
51. Стремякова, И.Р. Моральная атмосфера теоретико¬
методологические аспекты / И.Р. Стремякова. - Новосибирск: Наука. Сиб. ОТД., 1991 г. - 512 с.
52. Травин, В.В. Менеджмент персонала предприятия / В.В. Травин, В.А. Дятлов. - М.: Дело, 1998. - 272с.
53. Травин, В.В. Основные стили управления / В.В.Травин, В.А.Дятлов: - М.: Дело, 2005. - 343с.
54. Удальцова, М.В. Стили управления / М.В. Удальцова - М.: ИНФРА- М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. - 144 с.
55. Ульянов, Г.Д. Управление персоналом / Г.Д. Ульянов - М.:
«БИНОМ», 1997. - 266с.
56. Умаров, А.М. Руководитель: размышление о стиле управления.- М.: Полит. Издат.,1987 г. - 54 с.
57. Уткин, Э.А. Управление компанией / Э.А. Уткин. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд. «Экмос», 1997 г. - 375 с.
58. Уткин, Э.А. Управление персоналом / Э.А. Уткин - М.: ЮНИТИ,
2000. - 312 с.
59. Уткин, Э.А. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов / Э.А. Уткин. - М.: «Зерцало», 1998 г. - 492 с.
60. Филатов, Э.А. Управление персоналом / Э.А.Филатов. - М.:
Издательство Зерцало, 1998. - 139с.
61. Холопова, Т.И. Мудрый руководитель / Т.И. Холопова. - М.: ИНФРА-М, 1995. - 236с.
62. Хорошева, И.А. Основы менеджмента / И.А.Хорошева. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 250с.
63. Худаева, И.Н. Менеджмент / И.Н. Худаева - М.: «ЮНИТИ», 1995. - 310 с.
64. Царев, Л.Г. Менеджмент / Л.Г. Царев - М.: Академия, 2008. - 218с.
65. Цыпкин, А.Н. Менеджмент / А.Н.Цыпкин - М.: НТ-ДИАНА, 2001. - 439с.
66. Шейнис, М.Ю. Рабочая книга психолога организации / М.Ю. Шейнис. - Самара: Издательский дом «Бахрах - М», 2001. - 224 с.
67. Шекшня, С.В. Управление персоналом в современной организации: Учебно-методическое пособие / С.В. Шекшня. - М.: Бизнес-школа «Интел-
Синтез», 1996. - с.148-180
68. Шепель, В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния / В.М. Шепель. - Ростов на Дону: Феникс, 1997. - 472 с.
69. Шейнов, В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: (Искусство менеджера) / В.П. Шейнов - Минск.: Амалфея, 1996. - 260с.
70. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие / С.В. Шекшня - М.: Интел-синтез, 1997. - 139с.
71. Щербаков, И.А. Управление кадрами / И.А. Щербаков - М.:
ИНФРА-М, 1996. - 198с.
72. Шигда, А.В. Основы менеджмента / А.В. Шигда. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 250с.
73. Шипунов, В.Г. Основы управленческой деятельности / В.Г. Шипунов. - М.: Смысл, 2000. - 359 с.
74. Шкатулла, В.И. Настольная книга менеджера по кадрам / В.И. Шкатулла. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1998. - 520 с.
75. Шпалинский, В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд / В.В. Шпалинский. - М.: Изд-во УРАО, 2003. - 184 с.
76. Шуванов, В.И. Социальная психология менеджмента / В.И. Шуванов. - М.: ЗАО «Бизнес - школа» Интел-синтез, 1997. - 256с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ