Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ

Работа №177363

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы175
Год сдачи2019
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ
1.1. Понятие психологического климата в коллективе 9
1.2. Особенности стилей управления руководителя 18
1.3. Роль стиля управления руководителя в формировании психологического климата в коллективе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ
2.1. Организация, методы и этапы исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 42
2.3. Общая структура программы коррекционно-развивающей работы для авторитарных и либеральных руководителей по улучшению условий формирования психологического климата в коллективе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 85
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 90
Приложение 4. Коррекционно-развивающая программа для авторитарных и либеральных руководителей по улучшению условий формирования психологического климата в коллективе


Актуальность проблемы исследования. Развитие рыночных отношений в нашей стране вызывает огромную потребность в квалифицированных управленцах. Ведь невозможно добиться качественного выполнения функции планирования, организации, мотивации и контроля, если нет эффективного управления и лидеров, способных привлечь других работников, позитивно повлиять на них и вести за собой, тем самым достигая положительных конечных результатов.
Взаимосвязь между стилями руководства организации и психологическим климатом - важнейшая проблема для руководителей любой организации. Поэтому так важно знание важнейших составляющих психологического климата в коллективе. Благоприятный психологический климат - это итог систематической работы и мероприятий руководителей, менеджеров, психологов и всех сотрудников организации. Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы вызывают определенные реакции со стороны других членов группы, формируют у каждого из них отношение к этому человеку, и таким образом в группе развивается система взаимоотношений.
На сегодняшний день развитие предприятий невозможно без эффективной управленческой деятельности. Умение руководителя создавать благоприятный психологический климат в коллектив, заинтересовать работой сотрудников, применить определенные мотивационные и
управленческие методы, проявить свои лидерские качества, умение общаться и решать конфликтные ситуации - все это зависит от выбранного стиля управления руководителя и влияет на психологический климат в коллективе, а соответственно и эффективность организации.
Анализ управленческой деятельности руководителя в период формирования российского рынка позволяет сделать вывод о том, что одним из решающих условий успеха является необходимость обеспечить эффективное влияние руководителя на трудовое поведение своих подчиненных с целью обеспечить их самореализацию в сфере труда и работу с полной отдачей.
В отечественной психологии над проблемами коллективов (соотношение индивида и коллектива, их классификации и закономерности развития) работали многие социальные психологи (Б.В. Беляев, Л. Бызов, Л.Н. Войтловская, А.С. Залужный, М.А. Рейснер, Г.А. Фортунатов).
Влияние стиля руководства на психологический климат в коллективе рассматривали такие зарубежные исследователи как: К. Левин, Р.Стогдилл, Г.Кунц, Р. Блейк и Дж. Моутон, Ф. Фидлер, П. Херси, К. Бланшир, Т.Митчел и Р.Хаус и др. Однако и до сих пор существует ряд нерешенных проблем. Результаты, которые должны быть достигнуты с помощью определенного стиля, включают многие компоненты, и их нелегко свести к какой-то одной величине и сопоставить с результатами применения других стилей. Стили руководства обнаруживают свою эффективность лишь при определенных условиях, но и эти условия не остаются неизменными.
Проблема исследования сформулирована следующим образом: является ли стиль управления руководителя условием психологического климата в коллективе.
Цель исследования - изучить особенности стиля управления руководителя как условия психологического климата в коллективе, разработать и оценить эффективность коррекционно-развивающей программы по улучшению условий формирования психологического климата в коллективе.
Объект исследования - стиль управления руководителя.
Предметом исследования является стиль управления руководителя как условие психологического климата в коллективе.
В ходе исследования предполагалось проверить следующую гипотезу: стиль управления руководителя является условием психологического климата в коллективе: при демократическом стиле управления психологический климат в коллективе будет благоприятным, так как положительно проявляются все его три компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий; при авторитарном стиле управления психологический климат в коллективе будет неудовлетворительным, так как проявляется только когнитивный компонент; при либеральном стиле управления психологический климат в коллективе будет благоприятным, но не устойчивым, так как у сотрудников положительно проявляются только два из трех компонентов психологического климата: эмоциональный и когнитивный. Коррекционно-развивающая программа будет способствовать развитию профессионально важных качеств авторитарных и либеральных руководителей для улучшения условий формирования психологического климата в коллективе.
Задачи исследования:
1. Выделить основные теоретические подходы к решению проблемы исследования.
2. Изучить особенности стиля управления руководителей.
3. Изучить особенности психологического климата в коллективе.
4. Изучить связь между стилем управления руководителей и психологическим климатом в коллективе.
5. Разработать коррекционно-развивающую программу для авторитарных и либеральных руководителей по улучшению условий формирования психологического климата в коллективе.
Теоретической основой исследования являются работы таких ученых как Б.В. Беляев, Л. Бызов, Л.Н. Войтловская, А.С.Залужный, М.А. Рейснер, Г.А.Фортунатов, Курт Левин, Р. Стогдилл, Г. Кунц, Р. Блейк и Дж. Моутон, Ф. Фидлер, П. Херси, К. Бланшир, Т. Митчел и Р. Хаус и др.
Методологической основой исследования являются: принцип
системности, разработанный в трудах Б.В. Ломова, С. Л. Рубинштейна, который позволяет изучать личность и ее характеристики с позиции системности, целостности, структурности.
Методы и организация исследования. В исследовании использовались следующие методы:
• организационные - сравнительный;
• эмпирические - наблюдение, беседа, психодиагностический метод;
• обработки данных - количественный и качественный анализ данных;
• интерпретационные - структурный метод.
Решение поставленных задач потребовало использование комплекса психодиагностических методик:
1. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом (В.П. Захарова и А.Л. Журавлева);
2. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в первичном подразделении организации (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто).
Для математической обработки данных использовались методы математической статистики, среди которых: коэффициент ранговой корреляции Пирсона, посредством которого выявлялись корреляционные связи между показателями.
Положения к защите:
1. Стиль управления руководителя является условием проявления трех компонентов психологического климата в коллективе (эмоционального, когнитивного и поведенческого): при демократическом стиле управления трудовым коллективом положительно проявляются все три компонента; при либеральном эмоциональный и когнитивный компоненты; при авторитарном - только когнитивный компонент.
2. Проявления компонентов (эмоционального, когнитивного и поведенческого) обуславливают определенные характеристики психологического климата в коллективе: положительное проявление всех трех компонентов обуславливает благоприятный психологический климат; положительное проявление двух компонентов (эмоционального и когнитивного) обуславливает в целом благоприятный, но не устойчивый психологический климат; положительное проявление одного компонента (когнитивного) обуславливает неблагоприятный психологический климат.
3. Коррекционно-развивающая программа способствует развитию у авторитарных и либеральных руководителей профессионально-важных качеств: коммуникативной компетентности и эмоциональной устойчивости, что создает условия для реализации демократического стиля управления и проявления всех трех компонентов психологического климата в коллективе.
Научная новизна исследования: определяется тем, что мы впервые обратились к изучению вопроса о влиянии стиля управления руководителя на трехкомпонентную структуру психологического климата в коллективе.
Теоретическая значимость исследования: заключается в привлечении внимания к проблеме влияния стилей управления руководителя на психологический климат в коллективе.
Практическая значимость исследования: заключается в разработке коррекционно-развивающей программы для авторитарных и либеральных руководителей по улучшению условий формирования психологического климата в коллективе. Полученные в работе данные могут быть использованы в консультативной работе с руководителями разных уровней.
База и выборка исследования:
Исследование проводилось на базе администрации Старооскольского городского округа. В исследовании принимало участие 75 человек.
Апробация результатов исследования на базе НИУ «БелГУ». По результатам исследования выступала с докладом на тему «Стиль управления руководителя как условие психологического климата в коллективе» на международной научно-практической конференции «Проблемы психологии личности в условиях социокультурных вызовов российскому обществу», на секции «Исследование личности как субъекта межличностных и профессиональных отношений» (г. Белгород, 20 апреля 2018 г.).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложения.
Объем работы без приложения составляет 75 страниц, объем приложения составляет 94 страниц

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Управленческая деятельность является специфическим видом трудового процесса и для нее важны все, включающие ее, элементы. Эффективность управления зависит от комплексного применения множества факторов, в частности, от стиля управления руководителя выбранного управленцем.
В последнее время пришло понимание, что оптимальный тот стиль управления, который приносит больше прибыль организации, обеспечивает стабильность и плодотворную работу сотрудников, поэтому одним из важных аспектов управления является психологический климат в коллективе.
Психологический климат представляет собой явление, которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на слова и поступки окружающих. Он оказывает влияние на самочувствие членов коллектива; на выработку, принятие и осуществление совместных решений; на достижение эффективности совместной деятельности.
В зависимости от характера психологического климата его воздействие на личность будет различным - стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.
В результате проведенного исследования стиля управления руководителя как условия психологического климата в коллективе, мы пришли к следующим выводам:
3. Авторитарный стиль управления руководителя доминирует в отделе муниципального контроля (75%) и характеризуется централизацией полномочий, подавлением инициативы подчиненных, жестким контролем.
4. Демократический стиль управления руководителя доминирует в отделе труда (79%) и характеризуется доверием к подчиненным, свободой выражения собственного мнения подчиненными, коллективным обсуждением проблем.
12. Либеральный стиль управления руководителя доминирует в отделе экономики (54%) и характеризуется безинициативностью, невмешательством в производственный процесс, действиями по указанию свыше.
13. В отделе муниципального контроля, где доминирует авторитарный стиль управления, положительно проявляется только когнитивный компонент психологического климата в коллективе, а это означает, что у сотрудников проявляется чувство принадлежности к группе, но оно не сопровождается чувствами любви и гордости за свой отдел, при этом сотрудники относятся друг к другу не с позиции группового членства, а с позиции отдельной личности.
14. В отделе труда, где доминирует демократический стиль управления, положительно проявляются все три компонента психологического климата в коллективе: эмоциональный, когнитивный и поведенческий , а это означает, что у сотрудников проявляется чувство принадлежности к группе, которое сопровождается чувствами любви и гордости за свой отдел, при этом сотрудники относятся друг к другу с позиции группового членства.
15. В отделе экономики, где доминирует либеральный стиль управления, положительно проявляются эмоциональный и когнитивный компоненты, а это означает, что у сотрудников проявляется чувство принадлежности к группе, которое сопровождается чувствами любви и гордости за свой отдел, при этом сотрудники относятся друг к другу не с позиции группового членства, а с позиции отдельной личности.
16. Выявлена корреляционная связь между результатами показателями социально-психологического климата в коллективе и стилями руководства трудовым коллективом (г = 0,68,при r = (0,30-0,70) - корреляционная связь средняя).
17. На основании результатов проведенного исследования мы можем сделать вывод о том, что только при демократическом стиле управления трудовым коллективом проявляются все три компонента психологического климата в коллективе: эмоциональный, когнитивный и поведенческий, а это означает, что у сотрудников проявляется чувство принадлежности к группе, которое сопровождается чувствами любви и гордости за свой отдел, при этом сотрудники относятся друг к другу с позиции группового членства. а не с позиции отдельной личности. Такой психологический климат можно назвать благоприятным.
18. При авторитарном стиле управления руководителя в целом неудовлетворительный климат в коллективе.
19. При либеральном стиле управления климат в целом благоприятный, но не устойчивый, что говорит о том, что отношения в коллективе положительные, но тенденции противоречивы и неопределенные.
Сформулированная нами гипотеза о том, что стили управления руководителя являются условием психологического климата в коллективе: при демократическом стиле управления психологический климат в коллективе будет в целом благоприятным, положительно проявляются все его три компонента: эмоциональный, когнитивный и поведенческий; при авторитарном стиле управления психологический климат в коллективе будет в целом неудовлетворительным, проявляется только когнитивный компонент; при либеральном стиле управления психологический климат в коллективе будет благоприятным, но неустойчивым, положительно проявляются только два из трех компонентов психологического климата: эмоциональный и когнитивный; коррекционно-развивающая программа будет способствовать развитию профессионально важных качеств у авторитарных и либеральных руководителей, а они, в свою очередь, будут влиять на благоприятствование психологического климата в коллективе, подтверждается.



1. Аксененко, Ю.Н. Социология и психология управления / Ю. Н. Аксененко [8, с.125] - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 512 с.
2. Аксенов, С.Л. Менеджмент персонала / С.Л. Аксенов. - М.:
Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», издательство ЭКМОС, 1998. - 304 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 376 с.
4. Базарова, Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: Юнити, 2001. - 275 с.
5. Битянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. - СПб.: Питер, 2008. - 368 с.
6. Веснин, В.Р. Менеджмент / В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 504 с.
7. Веснин, В.Р. Основы менеджмента. Курс лекций для студентов высших учебных заведений / В.Р. Веснин. - М.: Общество «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования, 1996. - 472 с.
8. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин. - М.: Юрист, 2001. - 496 с.
9. Вершигора, Е.Е. Менеждмент: Учебное пособие / Е.Е. Вершигора. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 256 с.
10. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарика, 1998 г.- 352 с.
11. Герчиков, В.И. Управление персоналом: работник - самый эффективный ресурс компании / В.И. Герчиков. - М.: ИНФРА-М, 2007.
12. Герчикова, И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчикова - М.: ЮНИТИ, 1995. - 310 с.
13. Глухов, В.В. Менеджмент: Учебник / В.В. Глухов. - СПб.: Специальная Литература, 1999. - 700 с.
14. Грибова, Ю.Н. Механизм привлечения персонала в управлении предприятиями / Ю.Н. Грибова. - М.: Барнаул, 2001. - 336 с.
15. Десслер, Г.Д. Управление персоналом / Г.Д. Десслер - М.: БИНОМ,
1997. - 266с.
16. Долгова, В.И. Инвариантность профессионально важных качеств: монография / В.И. Долгова, В.М. Шаяхметова. - Челябинск: РЕКПОЛ, 2009. - 314 с.
17. Долгова, В.И. Психологическая защита: монография / В.И. Долгова, О.А. Кондратьева. - М.: Перо, 2014. - 160 с.
18. Долгова, В.И., Мельник Е.В. Эмпатия: монография / В.И. Долгова, Е.В. Мельник. - М.: Изд-во Перо, 2014. - 185 с.
19. Долгова, В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности : монография / В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева - М.: Изд-во Перо, 2014. - 196 с.
20. Дружинин, Е. Менеджер-инноватор: от идеи к ее реализации.
Управление персоналом / Е. Дружинин, Н. Кортьева. - М.: Изд-во Перо,
2000. - 256 с.
21. Журавлев, А.А. Стиль современной психологии управления / А.А. Журавлев. - М.: Экономика,1994 г.- 322 с.
22. Задоркин, В. И. Организация труда руководителя / В.И. Задоркин. - М.: Экономика, 1999 - 428 с.
23. Карпов, А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие / А.В. Карпов. - М.: Гардарики, 2004. - 584 с.
24. Климов, Е. А. Психология профессионала: Учеб. Пособие / Е.А. Климов. - М.: Воронеж: Институт практической психологии, 1996. - 509 с.
25. Коно, Т. Стратегия структура японских предприятий. Пер. с англ. / Т. Коно. - М.: Дело, 1991 г. - 192 с.
26. Комаров, М.А. Менеджмент / М.А. Комаров. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 255с.
27. Кричевский, Р. Л. Если Вы — руководитель... Элементы психологии в повседневной работе / Р.Л. Кричевский. - М.: ЮНИТИ, 1993. - 290с.
28. Ладанов, И.Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство / И.Д. Ладанов. - М.: Перспектива, 1997. - 288 с.
29. Леонтьев, А.Н. Психология руководителя / А.Н. Леонтьев. - М.: Наука,1996. - 576 с.
30. Марасанов, Г.И. Психолог в организации: Советы профессионалов / Г.И. Марасанов. - М.: Когито центр, 2002. - 86 с.
31. Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия / Е.В. Маслов. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 256 с.
32. Машков, В.Н. Психология управления: Учебное пособие, 2-е издание / В.Н. Машков. - СПб.: ЮНИТИ, 2002. - 256 с.
33. Мексон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х.Мексон, И.А.Альберт. - М.: “Дело ЛТД”, 1995. - 246с.
34. Мильнер, Б.З. Теория организации / Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М,
1999. - 336 с.
35. Милгром, П. Экономика, организация и менеджмент / П. Милгром, Дж. Робертс. - СПб.: Экономическая школа, 2001.
36. Павлуцкий, А., Павлуцкая Е., Алехина О. Менеджмент третьего тысячелетия: системно-эволюционный подход к развитию организаций. Управление персоналом / А. Павлуцкий, Е. Павлуцкая, О. Алехина. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 228 с.
37. Переверзев, М.П. Менеджмент: Учебник/Под общ. Ред. Проф. М.П. Переверзевцева / М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский - М.: ИНФРА-М, 2004. - 228 с.
38. Полякова, В.А. Технология карьеры: Практическое руководство / В.А. Полякова. - М.: Дело ЛТД, 1995. - 128 с.
39. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации: Учебник / В.П. Пугачев. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 279 с.
40. Пушкарев, Н.Ф. Практикум по кадровому менеджменту: для вузов / Н.Ф. Пушкарев, Е.В. Тоицкая Е.В., Н.Н. Пушкарев. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 158 с.
41. Радугин, А.А. Основы менеджмента / А.А. Радугин - М.: «ЦЕНТР»,
1998. - 312с.
42. Райгородский, Д.Я. Психология руководства. Учебное пособие для
факультетов: психологических, экономических и менеджмента / Д.Я.
Райгородский. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М.», 2005. - 768 с.
43. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб.: ЮНИТИ, 1999. - 299 с.
44. Розанова, В.А. Психология управления. Учебное пособие / В.А. Розанова - М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-синтез», 1999. - 352 с.
45. Романенко, И.В. Управление персоналом: Конспект лекций / И.В. Романенко. - СПб.: ЮНИТИ, 2000. - 185 с.
46. Савельев, В.Г. Основы управленческой деятельности / В.Г.Савельев. - М.: Смысл , 2000. - 359с.
47. Самыгин, С. И. Управление персоналом. (Под ред. С.И. Самыгина). Серия «Учебники, учебные пособия» / С.И. Самыгин. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 512с.
48. Свенцицкий, А.Л. Психология управления организациями: Учебное пособие / А.Л. Свенцицкий. - СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1999. - 224 с.
49. Семенова, И.И. История менеджмента / И.И. Семенова. - М.: «ЮНИТИ», 1999. - 233с.
50. Станкин, М.И. Психологические способы установления контактов
между людьми: Учеб. Пособие / М.И. Станкин. - М.: издательство
московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - 400 с.
51. Стремякова, И.Р. Моральная атмосфера теоретико¬
методологические аспекты / И.Р. Стремякова. - Новосибирск: Наука. Сиб. ОТД., 1991 г. - 512 с.
52. Травин, В.В. Менеджмент персонала предприятия / В.В. Травин, В.А. Дятлов. - М.: Дело, 1998. - 272с.
53. Травин, В.В. Основные стили управления / В.В.Травин, В.А.Дятлов: - М.: Дело, 2005. - 343с.
54. Удальцова, М.В. Стили управления / М.В. Удальцова - М.: ИНФРА- М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. - 144 с.
55. Ульянов, Г.Д. Управление персоналом / Г.Д. Ульянов - М.:
«БИНОМ», 1997. - 266с.
56. Умаров, А.М. Руководитель: размышление о стиле управления.- М.: Полит. Издат.,1987 г. - 54 с.
57. Уткин, Э.А. Управление компанией / Э.А. Уткин. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд. «Экмос», 1997 г. - 375 с.
58. Уткин, Э.А. Управление персоналом / Э.А. Уткин - М.: ЮНИТИ,
2000. - 312 с.
59. Уткин, Э.А. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов / Э.А. Уткин. - М.: «Зерцало», 1998 г. - 492 с.
60. Филатов, Э.А. Управление персоналом / Э.А.Филатов. - М.:
Издательство Зерцало, 1998. - 139с.
61. Холопова, Т.И. Мудрый руководитель / Т.И. Холопова. - М.: ИНФРА-М, 1995. - 236с.
62. Хорошева, И.А. Основы менеджмента / И.А.Хорошева. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 250с.
63. Худаева, И.Н. Менеджмент / И.Н. Худаева - М.: «ЮНИТИ», 1995. - 310 с.
64. Царев, Л.Г. Менеджмент / Л.Г. Царев - М.: Академия, 2008. - 218с.
65. Цыпкин, А.Н. Менеджмент / А.Н.Цыпкин - М.: НТ-ДИАНА, 2001. - 439с.
66. Шейнис, М.Ю. Рабочая книга психолога организации / М.Ю. Шейнис. - Самара: Издательский дом «Бахрах - М», 2001. - 224 с.
67. Шекшня, С.В. Управление персоналом в современной организации: Учебно-методическое пособие / С.В. Шекшня. - М.: Бизнес-школа «Интел-
Синтез», 1996. - с.148-180
68. Шепель, В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния / В.М. Шепель. - Ростов на Дону: Феникс, 1997. - 472 с.
69. Шейнов, В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: (Искусство менеджера) / В.П. Шейнов - Минск.: Амалфея, 1996. - 260с.
70. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие / С.В. Шекшня - М.: Интел-синтез, 1997. - 139с.
71. Щербаков, И.А. Управление кадрами / И.А. Щербаков - М.:
ИНФРА-М, 1996. - 198с.
72. Шигда, А.В. Основы менеджмента / А.В. Шигда. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 250с.
73. Шипунов, В.Г. Основы управленческой деятельности / В.Г. Шипунов. - М.: Смысл, 2000. - 359 с.
74. Шкатулла, В.И. Настольная книга менеджера по кадрам / В.И. Шкатулла. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1998. - 520 с.
75. Шпалинский, В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд / В.В. Шпалинский. - М.: Изд-во УРАО, 2003. - 184 с.
76. Шуванов, В.И. Социальная психология менеджмента / В.И. Шуванов. - М.: ЗАО «Бизнес - школа» Интел-синтез, 1997. - 256с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ