Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МИФОПОЭТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА МИРА В ЛИРИКЕ МАКСИМИЛИАНА ВОЛОШИНА

Работа №17714

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

ценные бумаги

Объем работы53
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
792
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Мир и его инвариантность в системе мифо-поэтического
сознания М. Волошина 6
§ 1. Мир - лик 7
§2. Мир - солнце 11
§3. Мир - земля 15
Глава II. Хронотоп мира в лирике М. Волошина 24
§ 1. Время в системе мифо-поэтического мира поэта 24
§2. Пространство в системе мифо-поэтического мира поэта 37
§3. Путь в системе пространственно-временного континуума 41
Заключение 48
Библиография 50


Максимилиан Волошин - космогонический поэт, который развернул в своем творчестве, в своей «религиозно-поэтической науке» новую, основанную на эзотерическом христианстве картину Космоса, его творения, эволюции, инволюции, становления человеческого самосознания. Он представил динамическую панораму всего мироздания с его иерархическими мирами сверхчувственных существ, их воздействие, влияние на духовные, душевные и физические планы (уровни) бытия, их деяния в природной и исторической реальности [Там же]. Он заново произвел переоценку всех ценностей, раскрыл место и творческую роль человека как микрокосма в Макрокосме, показал его трагический путь к Космосу Свободы и Любви как путь Каина.
М.А. Волошин причислен исследователями к поэтам-мудрецам, поэтам-гностикам, пророкам библейского масштаба. Он считается создателем своей Вселенной. Его предназначение в поэзии - это раскрытие своего символического, христологического Космоса, сотворение Космоса Свободы и Любви вокруг себя: «Творчество Волошина - плотное, весомое, почти что творчество самой материи, с силами, не нисходящими свыше, а подаваемыми той - мало насквозь прогретой, - сожженной, сухой, как кремень, землей, по которой он так много ходил...» [30, с. 200-201].
Таким образом, актуальность исследования определяется общим интересом к космогоническому и символическому творчеству М. Волошина, как представителя культурной элиты русской лирики начала XX века. А также возросшим интересом современной филологической науки к мифопоэтическим аспектам художественного произведения.
Научная новизна заключается в том, что работа являет собой попытку анализа мифопоэтической символики мира в лирике М. Волошина.
Предметом исследования в данной выпускной квалификационной работе является образ мира в лирике М. Волошина. В качестве объекта исследования выступают поэтические произведения автора. Материалом исследования послужили сборники поэта, переизданные в 80-е годы XX века (Волошин М. Стихотворения. - Л., 1977.; Волошин М. Лики творчества. 2-е изд. - Л., 1989.; Волошин М. Пути России: Стихотворения и поэмы. - М., 1992).
Цель работы: рассмотреть образ мира и его символику в лирике М. Волошина. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
• выявить мифопоэтическую основу творчества поэта;
• определить роль образа Земли в общей космогонической системе мира;
• определить значение пространства и времени в системе мира;
• осмыслить роль мотива пути в этой системе.
Методологическая основа. Основным направлением исследования
в данной работе является осмысление мифопоэтической символики мира в лирике М. Волошина. В соответствии с поставленной проблемой в работе определяющим следует считать метод филологического анализа текста. Кроме того, для достижения цели исследования был использован сравнительный метод и прием мифопоэтического анализа текста.
Важную роль в определении системы работы сыграли труды: И. Абрамова, М. Бахтина, О. Дашевской, С. Заяц, Г. Пархоменко, М. Эпштейна и многих других.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Первая глава - «Мир и его инвариантность в системе мифопоэтического сознания М. Волошина» - посвящена выявлению мифопоэтических образов-инвариантов мира в лирике поэта, их анализу в общей космогонической картине мира М. Волошина. Во
второй главе - «Хронотоп мира в лирике М. Волошина» -
5
рассматриваются три важных составляющих мифопоэтического мира в произведениях: пространство, время, мотив пути.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты работы могут быть использованы при чтении вузовских курсов по «Истории русской литературы начала XX века», спецкурсов и спецсеминаров по творчеству М. Волошина, а также в школьной практике при изучении литературного процесса в целом и творчества самого автора.
Апробация работы. Основные результаты выпускной квалификационной работы были представлены на предзащите по окончании преддипломной практики на кафедре русского языка и литературы ТувГУ в 2017 году.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате исследования были сделаны следующие выводы:
Во-первых, в полной мере можно утверждать, что поэтическое творчество М. Волошина мифологично, поскольку пронизано огромным количеством мифопоэтических образов и мотивов. И это, естественным образом, приводит к выводу о символичности и мифопоэтичности изображенного им образа мира.
Во-вторых, мир, представленный в лирике М. Волошина, осмысливается через мифопоэтические инварианты образов: мир - лик, мир - солнце, мир - земля, каждый из которых сакрален.
Мир - лик вписан в систему персонификации мифологических и исторических личностей: Аполлон, Одиссей, Орфей, король Франции Генрих II, Диана де Пуатье, Елена Дмитриева и др. Мир - солнце напрямую связан с солярной мифологической системой знаний. Мир - земля определяется через мотивы земной жизни, судьбы, одиночества.
В-третьих, мифопоэтический символизм присущ и выражению хронотопа мира в лирике поэта. Философия времени Максимилиана Волошина очерчивается такими образами, как свиток, знак, рана, след, морщина, письмо. Мировая история мыслится поэтом как история вселенной, как история земной поверхности, - материя, испещренная знаками времени, которая ждет того, кто развернет этот свиток. Так формируется значимый компонент философского мировоззрения М. Волошина: представление о творческом акте, как о проникновении вглубь мирового свитка. Наиболее отчетливо проблема времени заявлена поэтом в цикле «Когда время останавливается», где осмыслено, что возможность увидеть вечность в потоке времени, уловить сам ход времени как становящуюся вечность выпадает человеку лишь в особые мгновения его бытия. А в стихах цикла «Киммерийские сумерки» поэт развивает тему земли и времени, где создает еще одну концепцию: концепцию внутреннего порыва становления человека и мира.
Пространство в поэзии М. Волошина делится на два пласта - земное, закрытое пространство («Тесен мой мир. Он замкнулся в кольцо»; «в этот мир замкнутых граней.») и космическое, необъятное («В безднах скрывается новое дно»). Земное пространство сопряжено с образом путника, странника, в котором воплощается экзистенциальное бытие человека и одиночество поэта, который вынужден блуждать «странником вечным / В пути бесконечном».
Образ путника тесно связан с мотивом пути, дороги жизни. Отсюда возникает в лирике Волошина и мотив странничества как мифа о вечном возвращении. М. Волошин создает историософскую концепцию пути, миф становится частью личности и истории в неразрывном их единстве. При этом путь поэта - личностный творческий процесс, а любое творение воспроизводит космогонический акт.
В-четвертых, поэт, осмысливая мифопоэтическую символику мира, трансформирует образы древневосточной, древнегреческой и христианской мифологии; создает собственные мифы: космологический, киммерийский, историософский миф о России; широко использует мифологемы мгновения, вечности, путника, космоса, поэта-странника, лика.



1. Абрамова И.А. Максимилиан Волошин в 1920-е годы: Поэзия и позиция: Дис .канд. филол. наук. М., 1994.
2. Аверинцев С.С. Неоплатонизм перед лицом платоновской критики мифопоэтического мышления // Платон и его эпоха: Сб. статей. М., 1979.
3. Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья // Античность и Византия: Сб. статей. М.,1975. С. 268-282.
4. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. №2. С. 24-35.
5. Алексеев С.В. Проблема добра и зла и эсхатологическая идея в религиозных системах Евразии. М.,1995.
6. Анненский И. Книги отражений / И. Анненский. М., 1979.
7. Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969. Т.1.
8. Арефьева Н.Г. Античные мотивы в творчестве М. А. Волошина: Дис. .канд. филол. наук. М., 1999.
9. Баландин Р. Вселенная живая и мертвая: М.А. Волошин и В.И. Вернадский о двух синтезах Космоса // Дружба народов. 1995. №12. С. 162-172.
10. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989.
11. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.
12. Берковский Н.Я. Романтизм // Философская энциклопедия. В 4 т. М., 1967. Т. 4. С.521-525.
13. Бирюков С.Е. Поэзия русского авангарда. М., 2001.
14. Бирлайн Д.Ф. Параллельная мифология. М., 1997.
15. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. В 2 т. Батайск, 1991. Т.1.
16. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М., 1994.
17. Блаватская Е. Разоблаченная Изида: В 2 т. М., 1999. Т. 1.
18. Блинов И.И. Синестезия в поэзии русских символистов // Проблемы комплексности изучения художественного творчества. Казань, 1980. С. 119-124.
19. Бонецкая Н.К. Боги Греции в России // Вопросы философии. 2006. № 7. С. 113-128.
20. Волошин М. Полное собрание стихотворений [Электронный
ресурс]// Большая онлайн библиотека e-Reading: // URL:
http: //www.e-reading.ws/book. php?book= 104355. (дата обращения: 15.04.2016).
21. Волошин М. Стихотворения. Л., 1977.
22. Волошин М. Лики творчества. 2-е изд. Л., 1989.
23. Волошин М. Пути России: Стихотворения и поэмы. М., 1992
24. Волошин М.А. «Жизнь - бесконечное познанье...». М., 1995.
25. Волошин М. Стихотворения и поэмы 1899-1926 // Собр. соч. М., 2003. Т. 1.
26. Волошин М.А. Журнал путешествия, или Сколько стран можно увидать на полтораста рублей // Собр. соч.: в 10 т. М., 2006. Т. 7. - Кн. 1. - 544 с.
27. Волошин М.А. Листки из записной книжки // Собр. соч.: в 10 т. М., 2007. Т. 5.
28. Волошин М.А. Автобиография // Собр. соч.: в 10 т. М., 2008. Т. 7. Кн. 2.
29. Воспоминания о Максимилиане Волошине / сост. В.П. Купченко,
З.Д. Давыдова. М.,1990.
30. Волошин М. Из неизданного. СПб., 1999. Вып. 2.
31. Гадамер Г. Актуальность прекрасного / Пер. с нем. М., 1991.
32. Дашевская О.А. Историософские идеи М. Волошина и Д. Андреева: миф о России // Русская литература в ХХ веке: имена, проблемы, культурный диалог. 2005. № 7. С. 20-27.
33. Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М., 1997.
34. Делез Ж. Бергсонизм // Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М., 2001. С. 229-325.
35. Делез Ж. Логика смысла. М., 2011.
36. Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.
37. Долгополов Л.К. Волошин и русская литература (на материале крымских стихов 1917-1921 гг.) // Русская литература. 1987. № 4. С. 168-176.
38. Енишерлов В.П. Судьба Максимилиана Волошина. М., 1985.
39.Заяц С.М. Слово и миф в творчестве М.А. Волошина // Известия
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 67. С. 110-113.
40.Заяц С.М. Мифологические и библейские образы в поэзии Максимилиана Волошина в контексте его духовных исканий: автореф. дис. . канд. филол. наук: спец. 10.01.01 «Русская литература». Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. М., 2009.
41. Куприянов И. Судьба поэта: (Личность и поэзия М. Волошина). Киев, 1978.
42. Купченко Вл., Давыдов З. Автопортреты Максимилиана Волошина // Литературная учеба. Книга четвертая. М.,1990. С.164-169.
43. Купченко В.П. Странствие Максимилиана Волошина. СПб.: Логос, 1996.
44. Куклин В. Энциклопедия символов [Электронный ресурс] // URL: http://www.kalen-dari.ru/encyclopaedia/. (дата обращения: 15.04.2016).
45. Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2003.
46. Лимонова Л. Поэтический пейзаж М. Волошина в контексте русской поэзии конца Х1Х-начала ХХ вв.: Дис... канд. филол. наук: 10.01.01 / АН Украины; Институт литературы им. Т.Г.Шевченко. Киев, 1993.
47. Любимцева Л. Особенности поэтики М.А. Волошина: Дис... канд. филол. наук: 10.01.02 / Горловский гос. педагогический ин-т иностранных языков. Горловка, 2000.
48. Менделевич Э.С. «Пойми простой урок моей земли...» (Статьи о Максимилиане Волошине); [вступ. ст. В.И. Цветкова]. Орёл, 2001.
49. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого // Полное собрание сочинений: В 13 томах. Т. 4: Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. М., 2007.
50.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е. изд., доп. М., 1999.
5 1 .Пархоменко Г. Лики творчества Максимилиана Волошина в связи с тайной его Высшего «Я». М., 2010.
52. Петриченко О. Мифопоэтическая ипостась образа «земли» в «киммерийских» циклах Максимилиана Волошина // М.А. Волошин - поэт и мыслитель: Материалы Международной научной конференции. Крым. Коктебель, 17-21 мая 1999. Симферополь, 2000. С. 175-178.
53. Пинаев С. Солнце и Луна в эзотерическом космосе М. Волошина // VII и IX Волошинские Чтения: Материалы и исследования. Симферополь, 1997. С. 84-86.
54. Пинаев С.М. Максимилиан Волошин или себя забывший бог. М., 2005.
55. Словарь символов [Электронный ресурс] // Электронные толковые
словари. URL: http: //www.slovar.plib. ru/dictionary/d23/ (дата
обращения: 13.05.2015).
56. Сурат И.З. Три века русской поэзии [Электронный ресурс] //
Журнальный зал. URL:
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2007/4/su16.html. (дата обращения: 24.03.2017).
57. Темная О. Традиции Ф. Достоевского в творчестве М. Волошина // Вестник Запорожского национального университета. Филологические науки. 2002. № 4. С.170-176.
58. Темная О.В. Око дня.: солярная символика в поэзии М. Волошина // Вестник Запорожского национального университета. Филологические науки. 2004. № 4. С. 144-148.
59. Трубецкой С. Учение о Логосе в его истории: Философско-историческое исследование. М., 2000.
60. Философский энциклопедический словарь / Редкол. С.С. Аверенцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев. М., 1989.
61. Шайтанов И.О. Мыслящая муза: «Открытие природы» в поэзии XVIII века. М., 1989.
62.Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996.
63 . Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной»: система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ