Введение 3
1 Теоретические и методические основы оценки эффективности деятельности
предприятия 5
1.1 Сущность и значение факторов, влияющих на эффективность
производства 5
1.2 Методика оценки эффективности деятельности предприятия 12
2Анализ и оценка эффективности деятельности ООО «Лазурит» 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика исследуемого
объекта 21
2.2 Анализ показателей эффективности деятельности ООО «Лазурит» .... 30
3 Разработка предложений по повышению показателей эффективности деятельности ООО «Лазурит» 40
3.1 Выявление проблем снижающих эффективность деятельности
предприятия 40
3.2 Предложения по повышению эффективности деятельности ООО
«Лазурит» 47
Заключение 58
Список использованной литературы
В последние десять-двадцать лет у населения России расшились возможности выбора рекреации — восстановления здоровья в санаториях, получение положительных эмоций в домах отдыха, активные виды отдыха, такие как туризм, походы. Предпочтения отдыхающих могут быть удовлетворены в широком диапазоне оказываемых предприятиями рекреационной сферы услуг.
Среди многочисленного разнообразия мест размещения отдыхающих, туристические базы занимают промежуточное звено между супербюджетным кемпингом и частными гостиницами без категории. Предприниматели, решившие организовать бизнес в этой нише, сталкиваются с высоким уровнем конкуренции.
С учетом того, что туристические базы выбирают, как правило, отдыхающие со средним уровнем дохода, стоимость номеров должна быть доступной, так как в противном случае выбор может быть сделан в пользу альтернативных средств размещения. Соответственно, полученная от основной деятельности прибыль чаще бывает невысокой, что не позволяет вкладывать средства в развитие с целью повышения в дальнейшем эффективности деятельности.
Актуальность темы заключается в том, что в условиях жесткой конкуренции, при невысоких доходах, повышение эффективности деятельности возможно только благодаря поиску внутренних резервов, использование которых позволяет сохранять конкурентоспособность.
Объект исследования: турбаза ООО «Лазурит»
Предмет исследования: эффективность деятельности предприятия
Цель выпускной квалификационной работы заключается в том, чтобы на основе анализа деятельности предприятия найти внутренние резервы для повышения эффективности деятельности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
осветить теоретические и методические основы оценки деятельности
предприятия;
провести анализ и дать оценку эффективности деятельности туристической базы ООО «Лазурит»;
разработать предложения по повышению показателей эффективности деятельности ООО «Лазурит»
Проведенные исследования по основному виду деятельности и анализ финансовых результатов деятельности ООО «Лазурит» позволяет сделать следующие выводы:
- за последний год получена прибыль от продаж (3 650 тыс. руб.), но наблюдалась ее отрицательная динамика по сравнению с предшествующим годом (-2 172 тыс. руб.);
- отмечается недостаточная рентабельность активов (4,6% за 2018 г. при норме 9 %) и уменьшение показателя на 4,8 процентных пункта в сравнении с 2017 годом;
- значительное падение прибыльности продаж в 2018 году (-13 процентных пункта от рентабельности за 2017 год, равной 31,4 %);
- в условный период «начало сезона» номерной фонд используется не рационально;
- не рационально составлен прайс на номера различной категории;
- условно-постоянные расходы включаются в себестоимость, что
отрицательно влияет на оценку эффективности деятельности предприятия.
Предложения:
в начале сезона вместо стандартных 2-х местных номеров продавать 2-х местные с дополнительным номером;
переоборудовать несколько двухкомнатных 4 -х местных номеров: зонировать комнаты (спальные места, место для игры, место для семейного обеда); оборудовать место для приготовления быстрого завтрака (микроволновка, чайник, посуда) для целевой группы — «Для семьи»;
продавать наиболее популярные двухкомнатные 4 -х местные номера со скидкой 15 % при условии заселения не менее, чем на 15 дней.
1. Абчук, В. А. Менеджмент в 2 ч. Часть 1: учеб. и практикум для
академического бакалавриата / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 239 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01757-1. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433734(дата обращения: 13.11.2019).
2. Барчуков, И. С., Нестеров, А. А., Нестеров, Е. В. Туризм: организация, управление, маркетинг. - СПб.: Питер, 2016. - 245с.
3. Гаврильчак, И. Н., Синицын, М. П. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. Основы менеджмента в туристическом бизнесе.- СПб.: Питер, 2016. - 345 с.
4. Д. Скотт Синк Управление производительностью. [Электронный
ресурс]. URL: https://www.livelib.ru/work/1002522427 -upravlenie-
proizvoditelnostyu -planirovanie- izmerenie-i-otsenka-kontrol-i-povyshenie-d-skott-sink (дата обращения: 13.11.2019).
5. Дорман, В. Н. Коммерческая организация: доходы и расходы,
финансовый результат: учеб. пособие для академического бакалавриата / В. Н. Дорман; под науч. ред. Н. Р. Кельчевской. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 108 с. — (Серия: Университеты России). — ISBN 978-5-534-08386-6. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/BD5BA0A2-FB46-459C-89E3-ED20CCBE
19A6
6. Жукова, М. А., Чудновский, А. Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 664 с.
7. Ибрагимов, Р. Г. Корпоративные финансы. Финансовые решения и ценность фирмы: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Р. Г. Ибрагимов. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 184 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02638-2. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/E1B585A2-F7B6-4BCA-9769-9A42BD7BDEA4
8. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов / Л. П. Гончаренко, Б. Т. Кузнецов, Т. С. Булышева, В. М. Захарова; под общей редакцией Л. П. Гончаренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019.
— 487 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-7709-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432166(дата обращения: 8.01.2020).
9. Казакова, Н. А. Анализ финансовой отчетности.
Консолидированный бизнес: учеб. для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Казакова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 233 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10602-2. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/430899(дата обращения: 7.10.2019).
10. Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия: учеб. для прикладного бакалавриата / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова; под редакцией Е. Н. Клочковой. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 447 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-06001-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432139(дата обращения: 8.11.2019).
11. Князева Е.В. Эффективность деятельности предприятия и факторы,
влияющие на нее. [Электронный ресурс]. URL: URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-deyatelnosti-predpriyatiya-i-faktory-vliyayuschie-na-nee (дата обращения: 13.11.2019).
12. Коргова, М. А. Менеджмент организации: учеб . пособие для академического бакалавриата / М. А. Коргова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 197 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10829-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
— URL: https://urait.ru/bcode/444702(дата обращения: 12.12.2019).
13. Кузьмина, Е. Е. Комплексный анализ хозяйственной деятельности . В 2 ч. Часть 2: учеб. и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Кузьмина, Л. П. Кузьмина ; под общей редакцией Е. Е. Кузьминой. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 250 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04475-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438956(дата обращения: 14.01.2020).
14. Кулагина, Н. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. А. Кулагина. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 135 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978¬5-534-07835-0. — Режим доступа:www.https://biblio-online.ru/book/947C53F2-А062-493Е-АА27-27Р0СР747018(дата обращения: 14.01.2020).
15. Майталь, Ш. Экономика для менеджеров:десять важных инструментов для руководителей. пер. с англ. - М.: ДЕЛО, 1996. - 416с. [Электронный ресурс]. URL: www.сyberleninka.ru/article/n/97-04-044-maytal-sh- ekonomika-dlya-menedzherov-desyat-vazhnyh-instrumentov-dlya-rukovoditeley-per- s-angl-m-delo-1996-416-s/viewerс 117 (дата обращения: 14.01.2020).
16. Менеджмент в 2 ч. Часть 1: учеб. и практикум для академического
бакалавриата / И. Н. Шапкин [и др.] ; под общей редакцией И. Н. Шапкина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 384 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04625-0. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438430(дата обращения: 3.01.2020).
17. Менеджмент: учеб. для прикладного бакалавриата / Н. И. Астахова [и др.] ; ответственный редактор Н. И. Астахова, Г. И. Москвитин. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 422 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-9916-3773-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449381(дата обращения: 14.01.2020).
18. Отварухина, Н. С. Современный стратегический анализ: учеб . и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 427 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03642-8. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/D2A502F1-1DEF-4FF5-8207-DAB145523747
19. Петров, А. Н. Менеджмент в 2 ч. Часть 1.: учеб. для академического бакалавриата / А. Н. Петров; ответственный редактор А. Н. Петров. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 349 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02082-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434647(дата обращения: 10.11.2019).
20. Погодина, Т. В. Финансовый менеджмент: учебник и практикум для
прикладного бакалавриата / Т. В. Погодина. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 351 с. — (Серия: Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-03375-5. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/1012ACFB-8D52-4145-B974-
D345FEADA5C8
21. Реброва, Н. П. Стратегический маркетинг : учебник и практикум
для бакалавриата и магистратуры / Н. П. Реброва. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 186 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9092-8. — Режим доступа:www.biblio-online.ru/book/877B0C3B-
7771-495B-BBFF-EB58FDFFE4E8
22. Розанова, Н. М. Конкурентные стратегии современной фирмы: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. М. Розанова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 343 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05140-7. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/58556D8B-5191-46BD-A5DF-94F0A9087E65
23. Сидоров, М. Н. Стратегический менеджмент: учеб. для прикладного
бакалавриата / М. Н. Сидоров. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 158 с. — (Серия: Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5¬534-08723-9. — Режим доступа:www.biblio-online.ru/book/9124D7EB-A0B3-
4E99-8DC3-57BDC677BD02
24. Синицкая, Н. Я. Финансовый менеджмент: учеб. и практикум для
прикладного бакалавриата / Н. Я. Синицкая. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 196 с. — (Серия: Университеты России). — ISBN 978-5-534-07778-0. — Режим доступа:www.biblio-online.ru/book/B77A7558-
4BA4-45D8-BD1A-793A05F7D126
25. Скобкин, С. С. Стратегический менеджмент в индустрии гостеприимства и туризма : учебник для вузов / С. С. Скобкин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 442 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04473-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438659(дата обращения: 11.01.2020).
26. Соломанидина, Т. О. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учеб. и практикум для академического бакалавриата / Т. О. Соломанидина, В. Г. Соломанидин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 323 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01100-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432171(дата обращения: 14.01.2020).
27. Староверова, К. О. Менеджмент. Эффективность управления:
учебное пособие для академического бакалавриата / К. О. Староверова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 269 с. —
(Университеты России). — ISBN 978-5-534-09017-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437195(дата обращения: 14.09.2019).
28. Толпегина, О. А. Комплексный экономический анализ
хозяйственной деятельности в 2 ч. Часть 1: учеб. и практикум для академического бакалавриата / О. А. Толпегина, Н. А. Толпегина. — 3-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 364 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05185-8. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/2F445428-9B46-49C0-9130-0A6665EC4525
29. Экономика предприятия: учеб. для академического бакалавриата /
С. П. Кирильчук [и др.]. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 417 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07473-4. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438903(дата обращения: 15.10.2019).
30. Экономический анализ в 2 ч. Часть 1.: учеб. для бакалавриата и специалитета / Н. В. Войтоловский [и др.] ; под редакцией Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 291 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978¬5-534-10997-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438535(дата обращения: 5.01.2020).