Введение 3
Глава I. Поэтика словесного и художественного проявления формы и содержания «Домика в Коломне» 5
§ 1. История создания и специфика жанра «Домика в 6 Коломне»
§ 2.Смысл эпиграфа 13
§ 3. Образ рассказчика и герои 16
§ 4. Топос и хронотоп в поэме А.С. Пушкина 21
§ 5. Своеобразие строфики и рифмы в поэме 24
§ 6. Стилистические особенности «Домика в Коломне» 29
Заключение 33
Библиография 36-41
Творчество А.С. Пушкина по сей день остается актуальным явлением для исследователей-литературоведов. Несмотря на то, что многие аспекты его творчества изучены, все же глубина поэтического и прозаического художественного мира автора позволяет каждый раз отыскивать все новые и новые смыслы.
Этот факт касается и произведения, которое было создано поэтом в период «болдинской осени» - одного из самых плодотворных периодов его творчества. «Домик в Коломне» - поэма, написанная А.С. Пушкиным в шутливой, и в то же время серьезной форме, о которой он упоминает в письме к издателю А. Плетневу из Москвы 9 декабря 1830г.: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: две последние главы Онегина, восьмую и девятую, совсем готовые в печать; повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим anonyme; несколько драматических сцен или маленьких трагедий, именно: «Скупой рыцарь«, «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон Жуан». Сверх того, написал около тридцати мелких стихотворений. Хорошо? Еще не все (весьма секретное, для тебя единого): написал я прозою пять повестей, от которых Баратынский ржет и бьется, и которые напечатаем также anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает» [39].
«Домик в Коломне» - сложнейшее для анализа и интерпретации произведение А.С. Пушкина, вокруг которого до сих пор идут споры. Полемика литературоведов касается как формы, так и содержания текста.
Таким образом, актуальность исследования определяется во-первых, неугасаемым интересом к творчеству поэта, писавшего свои произведения живым великорусским языком, во-вторых, нестихаемой полемикой вокруг творчества А.С. Пушкина, в-третьих, сложностью и одновременно простотой его произведений, к которым постоянно возвращаются исследователи- литературоведы.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что выпускная квалификационная работа являет собой попытку обобщить основные проблемы, связанные с изучением поэтики «Домика в Коломне».
Объект и материал исследования — поэма «Домик в Коломне» (10 октября 1830, Болдино), полный вариант из 54 октав. Воспроизведен по дореволюционным изданиям («Сочинения и письма А.С. Пушкина» под редакцией повестьО. Морозова 1903 г.), так как все существующие сегодня послереволюционные общедоступные издания «Домика в Коломне» являются урезанными (см. например, Издание ПСС Пушкина под редакцией Б.В.Томашевского 1957 г. и все последующие).
Предмет исследования — поэтика «Домика в Коломне».
Цель работы: определить и осмыслить особенности поэтики поэмы
A. С. Пушкина «Домик в Коломне».
Поставленная цель выпускной квалификационной работы обусловила необходимость решения следующих задач:
- изучить историю создания произведения А.С. Пушкина по доступным источникам;
- изучить критические работы, связанные не только с творчеством А.С. Пушкина, а именно с поэмой «Домик в Коломне»;
- попытаться определить смысл эпиграфа;
- проанализировать образы рассказчика и героев поэмы;
- выявить стилистические особенности произведения. Методологическая основа. Основным направлением исследования в
данной выпускной квалификационной работе является рассмотрение элементов поэтики поэмы А.С. Пушкина «Домик в Коломне». В соответствии с поставленной проблемой в работе определяющими следует считать метод филологического анализа текста, а так же культурно-исторический метод.
Важную роль в определении системы работы сыграли труды
B. Г. Белинского, В.Я. Брюсова, Л.Л. Бельской, Л.И. Вольперт,
М.Н. Гаспарова, И.В. Кощиенко, А.В. Кулагина, Н.В. Перцова, Л.С. Сидякова, Н.М. Тамарченко и мн. др.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения; одной главы «Поэтика словесного и художественного проявления формы и содержания «Домика в Коломне»» и шести параграфов, в которых затронуты проблемы, до сих пор остающиеся спорными для данного произведения: образ рассказчика, своеобразие среды и героев, жанр произведения, стилистические особенности; заключения и библиографии.
Формирование именно такой структуры выпускной квалификационной работы обусловлено методологией анализа текста. Поскольку в исследовании речь идет о поэтике «Домика в Коломне» вообще, а не об отдельных ее проявлениях, то необходимо отметить важный методологический принцип, на который опирается вся система поэтики. Ведущими теоретиками литературоведения доказано, что содержание произведения неразрывно связано с его формой. Так, по словам Н.М. Тамарченко — ведущего современного теоретика литературы: «Анализируя литературное произведение, рассуждаем, что в нем получило выражение, и называем это содержанием в отличие от того, как выразилось, то есть от формы. Однако это только методологическое упрощение, так как в сущности содержание и форма составляют нераздельное целое» [45].
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при чтении вузовских курсов по «Истории русской литературы I половины XIX века», спецкурсов и спецсеминаров по творчеству А.С. Пушкина, а также в школьной практике на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
1. «Домик в Коломне» — произведение, в котором отчетливо проявились художественные искания Пушкина, связанные с изменениями в его реалистической системе.
2. «Домик в Коломне» раскрывает скрытые ресурсы шутливой поэмы, возможность сосуществования в рамках жанра анекдотической истории и серьезной творческой проблематики, веселого и грустного, смешного и глубоко лиричного, задушевного, что одновременно свидетельствует о тенденции к распаду жанра чисто комического. А.С. Пушкин определяя жанр своего произведения «Домик в Коломне» как повесть, в первую очередь, опирался на осмысление данного произведения, в котором представлена типическая среда того времени, что является характерным признаком именно повести, но учитывая тот факт, что поэма так же способна отражать подобные явления, в исследованиях по творчеству поэта пушкинская повесть перешла в разряд поэмы. Так же это связано и с неустойчивым в теории литературы терминологическим каноном определения данных жанров. Вместе с этим лирика занимает немало места в «Домике в Коломне». Ее значение неоспоримо. Тем не менее это само по себе не превращает стихотворную повесть А.С. Пушкина в лирическую поэму; ее жанр предопределяет прежде всего роль эпического начала, которое, хотя и потеснено занимающими значительное место в поэме лирическими отступлениями и эпизодами, все же, в конечном итоге, определяет ее содержание.
3. При характеристике образа рассказчика достаточно верной является характеристика Б.В. Томашевского, подчеркнувшего именно биографический характер рассказчика.
4. Значительную роль в поэме играет образ музы. В пушкиноведении отмечался пародийный характер обращения к музе в «Домике в Коломне», хотя сам образ ее вполне соответствует тем изменениям в характере пушкинского творчества, с которыми оказался связан «Домик в Коломне» и, таким образом, представляет собой образное воплощение нового этапа творчества поэта.
5. Образы героев поэмы, в круг которых входят: Вдова; Параша, ее дочь; Один знакомый, он же товарищ; Фекла; Графиня; Гвардейцы; Вера Ивановна, двоюродная сестра Параши; Гоф-фурьер, ее муж; Кот Васька; Соседка; Мавра; Покойник — бывший муж вдовы — составляют абсолютно однозначный перечень «маленьких» и ничем не примечательных людей, типичных для своего времени
. Эти образы героев подчеркивают демонстративность утверждения «низкой» действительности в «Домике в Коломне».
6. В системе хронотопа пародийной поэмы отмечается «сживание» личного «я» поэта и его причастие к описываемому моменту, его личное отношение к ситуации.
Поэтому время в поэме «психологично», определяется авторским «я», хотя и возникает в поэме лишь на мгновение, контрастно подсвечивая «шутливый» хронотоп «Домика в Коломне», связанный со многими снижающими деталями. Хронотоп поэмы тесно переплетается с сюжетом, в основе которого лежит анекдотическая ситуация. Таким образом, хронос в «Домике в Коломне» усложнен: «праздничное» время стихотворной повести и «шуточное» время анекдота переплавлены с сентиментальным ощущением времени и психологическим временем автора.
7. Поэма «Домик в Коломне» написана своеобразной строфой — октавой, которую А.С. Пушкин избирает в качестве особого средства для своего шутливого и в то же время серьезного произведения. Поэт в «Домик в Коломне» практически представил поэтическую декларацию, эстетический трактат, в котором одной из ведущих идей становится идея о возможном сломе канонов, о способности гения писать так, как ему хочется, а не так как хотят или ждут этого критики.
8. С точки зрения стилистики и языка поэма «Домик в Коломне» занимает уникальное место в творчестве А.С. Пушкина. Автор использует в произведении разнообразные способы поэтизации обыденного: типовой сюжет, октава, колорит — весь комплекс культурно-исторических ассоциаций. Один из самых устойчивых семантических компонентов октавы — ее разнообразная металитературность; под этой вывеской можно объединить очень разные явления, от рефлексии автора над формой и темой произведения и интертекстуальных отсылок.
Пушкин активно вносит в текст поэмы элементы интертекстуальности, это не только эпиграф из Овидия, но и имена знаменитых писателей и философов, к которым обращается А.С. Пушкин. Они для него становятся неким образцом, к которому взывает поэт не за тем, чтобы оправдать свой эстетический выбор, сделанный в поэме, но затем, что это были образцы свободы выбора своего пути. Пушкин также сравнивает поэта с полководцами-завоевателями в истории — Тамерланом и Наполеоном. Для него творческий путь — это путь бесконечных завоеваний публики, критиков и, наконец, самого себя.
Вместе с этим в «Домике в Коломне» особую роль также играют многочисленные реалистические детали, эти описательные детали
создают сущность, дух и атмосферу произведения.