Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Поэтика «Домика в Коломне» А.С.Пушкина

Работа №17656

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы42
Год сдачи2015
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
645
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Поэтика словесного и художественного проявления формы и содержания «Домика в Коломне» 5
§ 1. История создания и специфика жанра «Домика в 6 Коломне»
§ 2.Смысл эпиграфа 13
§ 3. Образ рассказчика и герои 16
§ 4. Топос и хронотоп в поэме А.С. Пушкина 21
§ 5. Своеобразие строфики и рифмы в поэме 24
§ 6. Стилистические особенности «Домика в Коломне» 29
Заключение 33
Библиография 36-41


Творчество А.С. Пушкина по сей день остается актуальным явлением для исследователей-литературоведов. Несмотря на то, что многие аспекты его творчества изучены, все же глубина поэтического и прозаического художественного мира автора позволяет каждый раз отыскивать все новые и новые смыслы.
Этот факт касается и произведения, которое было создано поэтом в период «болдинской осени» - одного из самых плодотворных периодов его творчества. «Домик в Коломне» - поэма, написанная А.С. Пушкиным в шутливой, и в то же время серьезной форме, о которой он упоминает в письме к издателю А. Плетневу из Москвы 9 декабря 1830г.: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: две последние главы Онегина, восьмую и девятую, совсем готовые в печать; повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим anonyme; несколько драматических сцен или маленьких трагедий, именно: «Скупой рыцарь«, «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» и «Дон Жуан». Сверх того, написал около тридцати мелких стихотворений. Хорошо? Еще не все (весьма секретное, для тебя единого): написал я прозою пять повестей, от которых Баратынский ржет и бьется, и которые напечатаем также anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает» [39].
«Домик в Коломне» - сложнейшее для анализа и интерпретации произведение А.С. Пушкина, вокруг которого до сих пор идут споры. Полемика литературоведов касается как формы, так и содержания текста.
Таким образом, актуальность исследования определяется во-первых, неугасаемым интересом к творчеству поэта, писавшего свои произведения живым великорусским языком, во-вторых, нестихаемой полемикой вокруг творчества А.С. Пушкина, в-третьих, сложностью и одновременно простотой его произведений, к которым постоянно возвращаются исследователи- литературоведы.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что выпускная квалификационная работа являет собой попытку обобщить основные проблемы, связанные с изучением поэтики «Домика в Коломне».
Объект и материал исследования — поэма «Домик в Коломне» (10 октября 1830, Болдино), полный вариант из 54 октав. Воспроизведен по дореволюционным изданиям («Сочинения и письма А.С. Пушкина» под редакцией повестьО. Морозова 1903 г.), так как все существующие сегодня послереволюционные общедоступные издания «Домика в Коломне» являются урезанными (см. например, Издание ПСС Пушкина под редакцией Б.В.Томашевского 1957 г. и все последующие).
Предмет исследования — поэтика «Домика в Коломне».
Цель работы: определить и осмыслить особенности поэтики поэмы
A. С. Пушкина «Домик в Коломне».
Поставленная цель выпускной квалификационной работы обусловила необходимость решения следующих задач:
- изучить историю создания произведения А.С. Пушкина по доступным источникам;
- изучить критические работы, связанные не только с творчеством А.С. Пушкина, а именно с поэмой «Домик в Коломне»;
- попытаться определить смысл эпиграфа;
- проанализировать образы рассказчика и героев поэмы;
- выявить стилистические особенности произведения. Методологическая основа. Основным направлением исследования в
данной выпускной квалификационной работе является рассмотрение элементов поэтики поэмы А.С. Пушкина «Домик в Коломне». В соответствии с поставленной проблемой в работе определяющими следует считать метод филологического анализа текста, а так же культурно-исторический метод.
Важную роль в определении системы работы сыграли труды
B. Г. Белинского, В.Я. Брюсова, Л.Л. Бельской, Л.И. Вольперт,
М.Н. Гаспарова, И.В. Кощиенко, А.В. Кулагина, Н.В. Перцова, Л.С. Сидякова, Н.М. Тамарченко и мн. др.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения; одной главы «Поэтика словесного и художественного проявления формы и содержания «Домика в Коломне»» и шести параграфов, в которых затронуты проблемы, до сих пор остающиеся спорными для данного произведения: образ рассказчика, своеобразие среды и героев, жанр произведения, стилистические особенности; заключения и библиографии.
Формирование именно такой структуры выпускной квалификационной работы обусловлено методологией анализа текста. Поскольку в исследовании речь идет о поэтике «Домика в Коломне» вообще, а не об отдельных ее проявлениях, то необходимо отметить важный методологический принцип, на который опирается вся система поэтики. Ведущими теоретиками литературоведения доказано, что содержание произведения неразрывно связано с его формой. Так, по словам Н.М. Тамарченко — ведущего современного теоретика литературы: «Анализируя литературное произведение, рассуждаем, что в нем получило выражение, и называем это содержанием в отличие от того, как выразилось, то есть от формы. Однако это только методологическое упрощение, так как в сущности содержание и форма составляют нераздельное целое» [45].
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при чтении вузовских курсов по «Истории русской литературы I половины XIX века», спецкурсов и спецсеминаров по творчеству А.С. Пушкина, а также в школьной практике на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате исследования были сделаны следующие выводы:
1. «Домик в Коломне» — произведение, в котором отчетливо проявились художественные искания Пушкина, связанные с изменениями в его реалистической системе.
2. «Домик в Коломне» раскрывает скрытые ресурсы шутливой поэмы, возможность сосуществования в рамках жанра анекдотической истории и серьезной творческой проблематики, веселого и грустного, смешного и глубоко лиричного, задушевного, что одновременно свидетельствует о тенденции к распаду жанра чисто комического. А.С. Пушкин определяя жанр своего произведения «Домик в Коломне» как повесть, в первую очередь, опирался на осмысление данного произведения, в котором представлена типическая среда того времени, что является характерным признаком именно повести, но учитывая тот факт, что поэма так же способна отражать подобные явления, в исследованиях по творчеству поэта пушкинская повесть перешла в разряд поэмы. Так же это связано и с неустойчивым в теории литературы терминологическим каноном определения данных жанров. Вместе с этим лирика занимает немало места в «Домике в Коломне». Ее значение неоспоримо. Тем не менее это само по себе не превращает стихотворную повесть А.С. Пушкина в лирическую поэму; ее жанр предопределяет прежде всего роль эпического начала, которое, хотя и потеснено занимающими значительное место в поэме лирическими отступлениями и эпизодами, все же, в конечном итоге, определяет ее содержание.
3. При характеристике образа рассказчика достаточно верной является характеристика Б.В. Томашевского, подчеркнувшего именно биографический характер рассказчика.
4. Значительную роль в поэме играет образ музы. В пушкиноведении отмечался пародийный характер обращения к музе в «Домике в Коломне», хотя сам образ ее вполне соответствует тем изменениям в характере пушкинского творчества, с которыми оказался связан «Домик в Коломне» и, таким образом, представляет собой образное воплощение нового этапа творчества поэта.
5. Образы героев поэмы, в круг которых входят: Вдова; Параша, ее дочь; Один знакомый, он же товарищ; Фекла; Графиня; Гвардейцы; Вера Ивановна, двоюродная сестра Параши; Гоф-фурьер, ее муж; Кот Васька; Соседка; Мавра; Покойник — бывший муж вдовы — составляют абсолютно однозначный перечень «маленьких» и ничем не примечательных людей, типичных для своего времени
. Эти образы героев подчеркивают демонстративность утверждения «низкой» действительности в «Домике в Коломне».
6. В системе хронотопа пародийной поэмы отмечается «сживание» личного «я» поэта и его причастие к описываемому моменту, его личное отношение к ситуации.
Поэтому время в поэме «психологично», определяется авторским «я», хотя и возникает в поэме лишь на мгновение, контрастно подсвечивая «шутливый» хронотоп «Домика в Коломне», связанный со многими снижающими деталями. Хронотоп поэмы тесно переплетается с сюжетом, в основе которого лежит анекдотическая ситуация. Таким образом, хронос в «Домике в Коломне» усложнен: «праздничное» время стихотворной повести и «шуточное» время анекдота переплавлены с сентиментальным ощущением времени и психологическим временем автора.
7. Поэма «Домик в Коломне» написана своеобразной строфой — октавой, которую А.С. Пушкин избирает в качестве особого средства для своего шутливого и в то же время серьезного произведения. Поэт в «Домик в Коломне» практически представил поэтическую декларацию, эстетический трактат, в котором одной из ведущих идей становится идея о возможном сломе канонов, о способности гения писать так, как ему хочется, а не так как хотят или ждут этого критики.
8. С точки зрения стилистики и языка поэма «Домик в Коломне» занимает уникальное место в творчестве А.С. Пушкина. Автор использует в произведении разнообразные способы поэтизации обыденного: типовой сюжет, октава, колорит — весь комплекс культурно-исторических ассоциаций. Один из самых устойчивых семантических компонентов октавы — ее разнообразная металитературность; под этой вывеской можно объединить очень разные явления, от рефлексии автора над формой и темой произведения и интертекстуальных отсылок.
Пушкин активно вносит в текст поэмы элементы интертекстуальности, это не только эпиграф из Овидия, но и имена знаменитых писателей и философов, к которым обращается А.С. Пушкин. Они для него становятся неким образцом, к которому взывает поэт не за тем, чтобы оправдать свой эстетический выбор, сделанный в поэме, но затем, что это были образцы свободы выбора своего пути. Пушкин также сравнивает поэта с полководцами-завоевателями в истории — Тамерланом и Наполеоном. Для него творческий путь — это путь бесконечных завоеваний публики, критиков и, наконец, самого себя.
Вместе с этим в «Домике в Коломне» особую роль также играют многочисленные реалистические детали, эти описательные детали
создают сущность, дух и атмосферу произведения.



1. Алексеев М.П. Пушкин: сравнительно-исторические исследования. Л.,
1972. [Электронный ресурс] // URL:
http: //www.ozon.ru/context/detail/id/2205710/. (Дата обращения:
23.01.2015).
2. Алексеев М.П. Пушкин и мировая литература. Л., 1987. [Электронный ресурс] // URL: http://www.ozon.ru/context/detail/id/2205710/. (Дата обращения: 23.01.2015).
3. Альтман М.С. Читая Пушкина // Поэтика и стилистика русской
литературы. Л., 1971. [Электронный ресурс] // URL:
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid= 10358/ (Дата обращения: 23.01.2015).
4. Белецкий А.И. Из наблюдений над стихотворными текстами Пушкина // Белецкий А. И. Избранные труды по теории литературы. М., 1964 [Электронный ресурс] // URL:http://www.twirpx.com/file/1386561/. (Дата обращения: 25.01.2015).
5. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. VII., М., 1955
[Электронный ресурс] // URL:
http://az.lib.ru7b/belinskij _w_ g/text_0220.shtml. (Дата обращения: 23.01.2015).
6. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830). М., 1967.
[Электронный ресурс] // URL:
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid= 10358/ (Дата обращения: 23.01.2015).
7. Благой Д.Д. Смех Пушкина //Д. Д. Благой. От Кантемира до наших дней. М., 1972, Т. 2. [Электронный ресурс] // URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid= 10358/ (Дата обращения: 23.01.2015).
8. Благой Д.Д. Пушкин - зодчий //От Кантемира до наших дней. М., 1976
(«Пир во время чумы») [Электронный ресурс] // URL:
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid= 10358/ (Дата обращения: 23.01.2015).
9. Благой Д.Д. Душа в заветной лире. М.,1979 [Электронный ресурс] //
URL: http: //lib.pushkinskij dom.ru/Default.aspx?tabid= 10358/ (Дата
обращения: 23.01.2015).
10. Бонди С.М. Черновики Пушкина. М.,1971 [Электронный ресурс] //
URL: http: //lib.pushkinskij dom.ru/Default.aspx?tabid= 10358/ (Дата
обращения: 23.01.2015).
11. Бонди С.М. О Пушкине. Статьи и исследования. М.,1978 [Электронный
ресурс] // URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10358/ (Дата обращения: 23.01.2015).
12. Вольпер Л. Хронотоп шуточных поэм Байрона, Пушкина и
А. де Мюссе [Электронный ресурс] // URL:
http: //www.ruthenia.ru/document/529013 .html. (Дата обращения:
15.10.2014).
13. Гаспаров В.М., Смирин В.М. «Евгений Онегин» и «Домик в Коломне»: пародия и самопародия у Пушкина // Тыняновский сборник. Вторые Тыняновские чтения. Рига, 1986 [Электронный ресурс] // URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid= 10358/ (Дата обращения: 23.01.2015).
14. Гаспаров М.Л. Поэтика // Литературный энциклопедический словарь
(ЛЭС). С. 295-296.Гессен А.И. Жизнь поэта. М.,1972 [Электронный
ресурс] // URL: http: //www.bsu.ru/content/page/1415/hec/hr/hr 1 .html. (Дата обращения: 03.02.2015).
15. Гиппиус В.В. Повести Белкина // Гиппиус В. В. От Пушкина до Блока.
М., Л., 1966 [Электронный ресурс] // URL:
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10358/ (Дата обращения: 23.01.2015).
16. Городецкий Б.П. Лирика Пушкина. М., Л., 1962 (глава «От
Михайловского до Болдина») [Электронный ресурс] // URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10358/ (Дата обращения: 23.01.2015).
17. Грехнев В.А. Болдинская лирика А.С.Пушкина (1830 год). Горький,
Волго-Вятское книжное издательство, 1980 [Электронный ресурс] // URL: http: //lib.pushkinskij dom.ru/Default.aspx?tabid= 10358/ (Дата
обращения: 23.01.2015).
18. Григорьев А.А. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина // Григорьев А.А. Искусство и нравственность. М.,1986 [Электронный ресурс] // URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10358/ (Дата обращения: 23.01.2015).
19. Григорьева А.Д. «Мне не спится...» (К вопросу о поэтической
традиции) //Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1974, вып. 3. [Электронный ресурс] // URL:
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid= 10358/ (Дата обращения: 23.01.2015).
20. Гукасова А.Г. Болдинский период в творчестве Пушкина. М., «Просвещение«, 1973. [Электронный ресурс] // URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid= 10358/ (Дата обращения: 23.01.2015).
21. Измайлов Н.В. Из истории русской октавы //Поэтика и стилистика
русской литературы. Памяти академика В.В.Виноградова. Л., 1971. [Электронный ресурс] // URL:
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid= 10358/ (Дата обращения: 23.01.2015).
22. Кощиенко И.В. Полифункциональность эпиграфа в творчестве А.С. Пушкина. Автореф. дис. канд. филол. наук. СПб., 2004 [Электронный ресурс] // URL: http://www.dissercat.com/content/polifunktsionalnost- epigrafa-v-tvorchestve-pushkina. (Дата обращения: 04.10.2014).
23. Краснов Г.В. Пушкин. Болдинские страницы. Горький. Волго-Вятское книжное издательство, 1984. [Электронный ресурс] // URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid= 10358/ (Дата обращения: 23.01.2015).
24. Кулагин A.B. Эпиграфы у Пушкина. Автореф. дис. канд. филол. наук.
Л., 1985.
25. Купреянова Е.Н. А.С.Пушкин //История русской литературы. В 4-х
томах. Л., 1981. Т. 2.
26. Куприянова Н.И. К сему: Александр Пушкин. Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1982. (вокруг Болдина).
27. Кушнер А. Два Пушкина // Вопросы литературы, 1976. № 6.
28. Левина Ю.И. Пушкинское Болдино. Горький, Волго-Вятское книжное
издательство, 1974.
29. Лесскис Г.А. Пушкинский путь в русской литературе. М., 1993.
30. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. М., 1981.
31. Макогоненко Г.П. Творчество Пушкина в 1830-е годы (1830-1833)
Л.,1974. [Электронный ресурс] // URL:
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid= 10358/ (Дата обращения: 23.01.2015).
32. Макогоненко Г.П. Обратимся к пушкинскому поэтическому тексту //Вопросы литературы, 1985. № 7. С.160-175.
33. Мейлах Б.С. Жизнь Александра Пушкина. Л.,1974. [Электронный ресурс] // URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10358/ (Дата обращения: 23.01.2015).
34. Мейлах Б.С. Творчество А.С. Пушкина: Развитие художественной системы. М.,1984. [Электронный ресурс] // URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid= 10358/ (Дата обращения: 23.01.2015).
35. Надеждин Н.Н. Литературная критика; Эстетика. М.,1982 (в том числе «Домик в Коломне»). [Электронный ресурс] // URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid= 10358/ (Дата обращения: 23.01.2015).
36. Непомнящий В.С. К творческой эволюции Пушкина в 1830-е годы // Вопросы литературы, 1973. № 11.
37. Перцов Н.В. О языковом иконизме Пушкина (из комментариев к поэме «Домик в Коломне») [Электронный ресурс] // URL: http://feb- web.ru/feb/pushkin/serial/mp2/mp2-166-.htm. (Дата обращения: 16.03.2015).
38. Поволоцкая О.Я. Самосознание формы [Электронный ресурс] // URL: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/mp2/mp2-030-.htm. (Дата обращения: 19.09.2014).
39. Пушкин А.С. Переписка А.С. Пушкина. В 2-х т. Т. 2 М., «Художественная литература«, 1982 [Электронный ресурс] // URL: http://az.lib.ru/p/pushkin_a_s/text_1835_ perepiska_s pletnevym.shtml
(Дата обращения: 15.09.2014).
40. Пушкинн А.С. Домик в Коломне [Электронный ресурс] // URL:
http://www.rvb.ru/pushkin/01text/02poems/01poems/0793.htm (Дата
обращения: 10.09.2014)
41. Рабинович М.Г. «Домик в Коломне« - картинки из жизни
старорусского народа // Советская этнография, 1987, № 1
[Электронный ресурс] // URL:
http: //www.bo oksite. ru/fulltext/rab/ino/vich/4 .htm (Дата обращения.
15.04.2015).
42. Сидяков Л.С. Поэма «Домик в Коломне» и художественные искания Пушкина рубежа 30-х годов XIX века [Электронный ресурс] // URL: lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=yNmabDe-
AwE%3D...(Дата обращения. 01.04.2015).
43. Смирнова Н.В. Жанр шутливой поэмы в русской литературе 1820-30-х годов. Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1985. [Электронный ресурс] // URL: http://www.dissercat.com/content/zhanr-shutlivoi-poemy-v-russkoi- literature-1820-30-kh-gg. (Дата обращения: 14.12.2014).
44. Спесивцева Л.В. Поэма как литературный жанр [Электронный ресурс]
// URL: http://www.humanities.aspu.ru/files/1(41)/150-157.pdf. (Дата
обращения: 09.12.2014).
45. Теоретическая поэтика: понятия и определения
Хрестоматия для студентов филологических факультетов
Автор-составитель Н. Д. Тамарченко [Электронный ресурс] // URL: http: //www.bsu.ru/content/page/1415/hec/hr/hr5 .html (Дата обращения. 21.01.2015).
46. Фомичев С.А. К творческой истории поэмы «Домик в Коломне«
(Наблюдения над рукописью) //Временник пушкинской комиссии. 1977. Л.,1980. [Электронный ресурс] // URL:
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid= 10358/ (Дата обращения: 23.01.2015).
47. Фомичев С.А. Октавы «Домика в Коломне« Пушкина (строфа и сюжет) //Проблемы теории стиха. Л.,1984. [Электронный ресурс] // URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid= 10358/ (Дата обращения: 23.01.2015).
48. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. Л., 1986.
[Электронный ресурс] // URL:
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid= 10358/ (Дата обращения: 23.01.2015).
49. Фомичев С.А., Курганов Е.Я. Из реального комментария к поэме
«Домик в Коломне« //Временник пушкинской комиссии. 1980. Л.,1983 [Электронный ресурс] // URL:
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid= 10358/ (Дата обращения: 23.01.2015).
50. Харлап М.О. Полемический смысл «Домика в Коломне« // Известия АН СССР. Серия литературы и языка, 1980, Т. 39. №3. [Электронный
ресурс] // URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid= 10358/ (Дата обращения: 23.01.2015).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ