Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ КАК 3-Й ЧАС УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Работа №17647

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы53
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
603
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ В СОДЕРЖАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Особенности реализации регионального компонента в
содержание физкультурного образования младших школьников 8
1.2. Организационные проблемы введения обязательного третьего в неделю
урока физической культуры в образовательных учреждениях 12
1.3. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 15
1.4. Особенности обучения спортивному ориентированию 19
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 32
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
3.1. Исследование региональных факторов, влияющих на формирование
физической культуры учащихся 34
3.2. Анализ физической подготовленности школьников 43
ВЫВОДЫ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55



Актуальность исследования. Географическая дифференциация условий жизнедеятельности человека вполне закономерно определяла возникновение и функционирование разнообразных способов адаптации человека к среде, существование различных форм трудовой деятельности и типов общественного производства, оптимально соответствующие ресурсному потенциалу каждой экологической ниши.
Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса (М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, 2002).
Республика Тыва расположена в южной части Восточной Сибири, примерно между 50-54° северной широты и 89-99° восточной долготы, в географическом центре азиатского материка и граничит с Республикой Монголия, Красноярским краем, Иркутской областью, Республикой Алтай, Республикой Бурятия и Республикой Хакасия. Территория республики равна 170 тыс. кв. км, протяженность с востока на запад более 700 км., с севера на юг в восточной части 450 км., а в центральной части 100 км.
По площади Тува превосходит такие страны как Бельгия, Голландия, Дания, Люксембург и Швейцария, вместе взятые. Население республики составляет более 310 тысяч человек. Плотность населения составляет 1.8 человека на 1 кв. км. Большая часть населения живет в сельской местности (70 %) и является тувинцами. Основным занятием коренного населения были и остаются кочевое скотоводство, оленеводство, а также охотоводство и рыболовство, менее развито земледелие и промышленность. Территория республики административно разбита на 17 кожуунов (районов). Долины ее рек и межгорные котловины - не только прекрасные пастбища для скота, но и пригодны для земледелия. Ее территория, как и территория Центральной
Азии, является одним из древнейших скотоводческих районов мира. Степные полупустынные районы Тувы с хорошим травостоем и малоснежной зимой служили отличной базой для ведения скотоводства. Поэтому Тува с древнейших времен входит в зону формирования двух хозяйственно - культурных типов: кочевников Азии — скотоводов сухой зоны умеренного пояса и таежных охотников-оленеводов. Тувинцы, как их предки, также сочетали кочевое скотоводство с земледелием, которое являлось подсобной формой основного хозяйства. Большой интерес для многих авторов, с которыми мы знакомились, представляет для теории и методики физического воспитания нахождение эмпирическим путем оптимального двигательного режима в климатических условиях Тувы. Определяя наиболее оптимальный вариант двигательного режима, тувинцы проявляли глубокие закономерности взаимодействия человека с природой, умели находить исключительно приемлемый двигательный режим в условиях воздействия на организм человека резко континентального климата.
В условиях резко континентального климата Сибири только большой объем традиционной двигательной деятельности обеспечивал и обеспечивает хорошую физическую подготовленность подрастающему поколению Тувы. Забота о здоровье ребенка и его нормальном развитии, воспитании выносливости, ловкости, координации движения, силы, быстроты - все эго всегда было предметом неустанной заботы тувинского народа. Физическое воспитание детей и подростков находило свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы, спортивных состязаниях и соревнованиях, которые передавались из поколения в поколение, составляли народную систему физического воспитания. Тувинский народ имел определенные представления о функциях человеческого организма, об экзогенных и эндогенных факторах физического развития, практически всегда применял оздоровительные факторы природы: - солнце, воздух и воду, как важнейшие элементы источника здоровья.
Одним из актуальных направлений нашей дипломной работы является улучшение организации учебно-воспитательного процесса младших школьников по физическому воспитанию в школах Республики Тыва, вызвать мотивацию, обращаясь к вековым народным двигательным традициям.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс физического воспитания учащихся 3-4-х классов общеобразовательной школы с. Чаа- Холь.
Предмет исследования: содержание и технология введения третьего урока физической культуры на основе использования спортивного ориентирования.
Цель исследования - совершенствование организации уроков физической культуры в начальной школе при трехчасовой нагрузке на основе использования спортивного ориентирования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. В состав вариативного учебного материала введены соответствующие элементы спортивного ориентирования: теоретическая, комплексная технико-тактическая, общефизическая и специальная подготовка. А также кроссовая подготовка и совершенствование техники бега по естественным препятствиям; развитие скоростно-силовых качеств и совершенствование аэробной и анаэробной выносливости; психологическая подготовка и совершенствование свойств внимания и памяти; ориентирование с элементами игр и эстафетами; упражнения по ускорению процессов восстановления умственной и физической работоспособности и функциональных систем организма.
Предлагаемая программа состоит из четырех разделов: основы знаний, общая физическая подготовка, специальная подготовка, примерные показатели двигательной подготовленности. По мнению авторов программы, первая ступень обучения (1-4 классы) по данной программе - самая благоприятная ступень, характеризующаяся базовым уровнем знаний в области физической культуры, устойчивым интересом подростков к занятиям. Так как уроки спортивного ориентирования по своему содержанию интересны и разнообразны, они быстро привлекут внимания школьников данного возраста своей эмоциональностью и темпераментностью, а также новизной формы обучения.
2. Технические приемы, тактические действия ориентирования на местности таят в себе большие возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей и подростков, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. А игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к
деятельности.
Нами проанализировано и определено наиболее рациональное соотношение национально-регионального компонентов в содержании обучения для 1-4 классов средних школ РТ.
3. В результате эксперимента в конце учебного года произошло качественное улучшение по этим семи показателям, которые определяют общий уровень физической подготовленности школьников. Количество мальчиков, достигших удовлетворительной оценки уровня физической подготовленности, составило 30,5%, хорошей - 54,9% (в начале года их было 20,4%), отличной - 14,6% (в начале эксперимента таких учащихся не было). В группе девочек количество имеющих подобные оценочные характеристики соответственно составили: удовлетворительной - 32,4%, хорошей - 55,2% (в начале года их было 20,4%), отличной - 12,4% (в начале года таких учащихся не было).
4. Таким образом, результаты исследования показали, что предлагаемое содержание регионального компонента программы по физической культуре способствует формированию у школьников достаточно высокого уровня знаний специальной традиционной направленности, что способствует разностороннему формированию личности детей. По всей видимости, данный результат обусловлен, во-первых, более рациональной системой формирования знаний на уроках физической культуры за счет органичного объединения теоретической и практической подготовки, во-вторых, интеграцией знаний по физической культуре и знаний по другим учебным предметам, которые находили практическое применение во время занятий.
Результаты педагогического эксперимента подтверждают
неслучайность выбора средств спортивного ориентирования для совершенствования физической подготовленности детей младшего школьного возраста. Используемые упражнения на местности, а также подвижные игры позволили существенно повысить уровень общей физической подготовленности детей, способствовали развитию скоростно-силовых, координационных, скоростных, силовых способностей.



1. Акимов В.Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика. - Минск: Полымя, 1987. - С. 78-98.
2. Акимов В.Г., Кудряшов А.А. Спортивное ориентирование. - Минск, 1977. - 96 с.
3. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. - М., 1983. - 152 с.
4. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. - М.,
1985. - 37 с.
5. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
6. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.
7. Беляков Л.В., Ганюшкин А.Д., Моисеенков А.Л. Основы тренировки в ориентировании на местности. - Смоленск, 1973. - 118 с.
8. Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование. - М., 1982. - 37 с.
9. Борбай-оол М.В. Спортивное ориентирование в Республике Тыва - прошлое, настоящее, будущее: Респуб. науч.-практ. конф. - Кызыл,
1999. - С. 5-17.
10. Борбай-оол М.В. Детско-юношеский туризм на стыке двух веков: Респуб. науч.- практ. конф. - Кызыл, 1999. - С. 4-10.
11. Бреггинс Анни. Ориентирование по тропам. - М.: Библиотека инвалидного спорта, 1997. - 76 с.
12. Васильев Н.Д. Спортивное ориентирование: Учебное пособие. - Волгоград, 1983. - 108 с.
13. Васильев Н.Д., Рожнов А.Е. Характеристика соревновательной деятельности в спортивном ориентировании // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 4. - 47 с.
14. Васильев Н.Д., Столов И.И. Взаимосвязь физической и технической подготовки в спортивном ориентировании // Теория и практика физической культуры. - 1985. - № 11. - С. 9-12.
15. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учебное пособие. - М.: Академия, 2001. - С. 130-182.
16. Геллер Е.М. Роль игры в формировании личности юного спортсмена, гражданина социального общества и идейно-политическое воспитание физкультурников и спортсменов. - М.,1979. - 39 с.
17. Ганьшин В.Н. Простейшие измерения на местности. - М., 1973. - 27 с.
18. Гелецкий В.М., Богащенко Ю.А. Развитие устойчивости внимания средствами спортивного ориентирования // Массовая физическая культура и профессия: Тез. док. регион. науч.-практ. конф. - Омск, 1990. - 27 с.
19. Гепецкий Н.Н., Якубович В.Б. Бег с картой. - Кишинев, 1972. - С. 64-81.
20. Гогунов Е Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособ. для студентов выс. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - С. 117-128.
21. Голицына И.И., Полякова В.П. Двигательная активность и физическое развитие школьников // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: Тез. док. регион. науч.-практ. конф. - Омск, 1996. - 54 с.
22. Голубев В.С. Техническая и тактическая подготовка юных ориен- тировщиков // Физическая культура в школе. -1969. - № 7. - С. 36¬
37.
23. Дажы Ч.А., Ооржак Х.Д.-Н. «Основы спортивного ориентирования» учебно-методическое пособие Кызыл -2002
24. Дажы Ч.А. «Организация многодневных походов и массовых туристических соревнований школьников» учебно-методическое пособие Кызыл-2006
25. Елаховский С.Б. Бег к невидимой цели. - М.: Физкультура и спорт,
1973. - 143 с.
26. Елаховский С.Б. Спортивное ориентирование на лыжах. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 120 с.
27.Зубков С.А. Особенности динамики внимания в ориентировании на местности // Теория и практика физической культуры. -1971. - №
12. -26 с.
28. Иванов А.В., Ширинян А.А. Влияние скорости передвижения спортсмена-ориентировщика на способность к переключению внимания // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 93 - С. 25-27.
29. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 159 с.
30. Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному
ориентированию. - М., 1978. - 4 с.
31. Изоп Э. Игровой метод при обучении ориентированию на местности: Рабочая тетрадь новичка. - Таллинн: ТПИ, 1978. - 34 с.
32. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М., 1987. - С. 54¬62.
33. Ингстрем А. В лесу и на опушке. - Физкультура и спорт, 1979. - 53 с.
34. Кивистик А.К. О технике и тактике в спортивном ориентировании. - Тарту: Изд-во ТГУ, 1979. - 34 с.
35. Костылев В.В. Размышления о процессе ориентирования. - М., 1994. - 29 с.
36. Лосев А.С. Тренировка ориентировщиков-разрядников. - М.:
Физкультура и спорт, 1984. - 102 с.
37. Матвеев А.П., Алексеев Н.И., Афанасьев В.З. и др. Примерная учебная программа по физической культуре. Основная школа. - М.,
1997. - С.9-16.
38. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 240 с.
39. Методические рекомендации по составлению спортивных карт. - М.,
1974. - С. 34-35.
40. Моисеенков А.Л., Ганюшкин Л.Д. Специальная тренировка внимания спортсменов-ориентировщиков // Теория и практика физич. культуры. - 1974. № 4. - С. 14-16.
41. Новиков А.Л. Контрольно-обучающее устройство по спортивному ориентированию // Физическая культура в школе. 1985. - №11. - С. 61-64.
42.Огородников Б.И. Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО. - М., 1983. - 112 с.
43.Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов-ориентировщиков. - М., 1978. - 138 с.
44.Огородников Б.И., Моисеенков А.Л., Приймак Е.С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию. - М., 1980. - 72 с.
45. Система подготовки младших школьников в начальный период обучения спортивному ориентированию. - М., 1978. - 16 с.
46. Столов И.И., Киселев В.М. Совершенствование техники и тактики в спортивном ориентировании: Метод. рекомендации. - М.: ВНИИФК, 1988. - 33 с.
47. Титов В.В. Туристско-краеведческие кружки в школе. - М., 1988. -
С. 35-37.
48. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. - М.: Просвещение, 1990. - 147с.
49. Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». - Н., 2008.
50. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. Центр «Академия», 2001. - С. 193¬198.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ