ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОР
МАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 11
1.1. Общее понятие об информационной культуре 11
1.2. Возможности уроков русского языка в формировании
информационной культуры 22
ГЛАВА II. ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. Методика изучения темы «Глагол»
на начальном этапе обучения 29
2.2. Анализ программ по русскому языку
по исследуемой теме 32
2.3. Из опыта работы учителей и методистов по проблеме исследования 34
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИА
ЛЕ ТЕМЫ «ГЛАГОЛ») 38
3.1. Констатирующий этап эксперимента (входная диагностика
сформированности информационной культуры) 38
3.2. Формирующий этап эксперимента 39
3.3. Контрольный этап эксперимента (результаты опытного обучения)
42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
В настоящее время в образовательном пространстве в том числе и начальной школы наблюдаются концептуальные перемены, связанные с прогнозированием нового заказа на обучаемого. Если до настоящего времени мы воспитывали ученика, знающего и умеющего, то с переходом на новые стандарты мы добавляем ему способность к самостоятельному желанию и осознанию надобности в получении знаний. Данная цель прослеживается сравнительно недавно, и связана она со стремительным ростом объема информации, которую должен получить ребенок, будучи школьником. Возникает необходимость совершенствования учебного процесса и повышения его эффективности и качества. Важная роль в решении этой проблемы отводится формированию информационной культуры младших школьников. От уровня их развития и рациональной организации применения в значительной мере зависят эффективность и достигаемый результат обучения.
На первый план выступает задача сохранения в «человеке информационном человека понимающего», способного к самостоятельному творчеству и полноценному развитию. Ведущая роль в решении этой задачи принадлежит системе образования, перестройки которого должна обеспечить подготовку личности с развитой информационной культурой.
Современный ритм жизни общества во многом зависит от информационного насыщения различными знаниями, т.е. происходит становление информационного общества. Новые реалии ставят перед образованием новую проблему - подготовить современного человека к жизни и деятельности в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, непрерывном повышении квалификации. Для того чтобы быть успешным в современном обществе, человек должен обладать высоким уровнем информационной культуры...
В последнее время современное общество становится более информативным. На первое место выдвигаются знания и способы их применения. Школа - является основным институтом получения знаний. Образовательный процесс в традиционном представлении не имеет места в современных условиях жизни. Обучение уходит от модели от учителя к ученику. Учитель выступает координатором в процессе получения знаний учащимися. Такой подход именуется компетентностным. Формирование компетентностей учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путём за счёт дальнейшего увеличения объёма информации, подлежащей усвоению.
Одной из главных задач современного образования младшего школьника считается формирование умения быстро и самостоятельно находить необходимую информацию, самостоятельно ориентироваться в информационной среде. Поэтому наиболее важной задачей в современном обществе является формирование информационной культуры детей. Она подразумевает умение учащихся управлять информационными потоками - находить, систематизировать, преобразовывать необходимую информацию.
Работа построена на теоретическом и практическом подходе. Теоретический анализ литературы позволил: дать характеристику информационно культуре как инновационному процессу; раскрыть сущность понятий; изучить подходы к формированию информационной культуры как одну из ключевых в применении данного термина относительно изучения русского языка. Вопросы формирования информационной культуры рассматривались в рамках изучения темы «Глагол». Методика изучения морфологии в начальной школе, а в частности глагола, дает возможность по внедрению различных технологий...
1. Антонова С.Г. Информационная культура личности: вопросы формирования / С.Г. Антонова. - Спб.: Высшее образование России, 2006. - 243с.
2. Арженовская С. А. Уроки русского языка с применением информационных технологий 1-4 классы: методическое пособие с электронным приложением / С. А. Арженовская. - М.: Планета, 2011. - 244 с.
3. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: метод. пособ. для учит. / А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 152с.
4. Бабайцева В.В. Современный русский язык/ В.В. Бабайцева. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 704с.
5. Бантова М.А. Школа России. Концепция и программы для начальных классов / М.А. Бантова. - М.: Просвещение, 2008. - 158с.
6. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: метод. пособ. для учителя / М.Т. Баранов. - М.: «Академия», 2010. - 621с.
7. Безрукова О. А. Формирование речеязыковой компетенции детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития / О.А.Безрукова, Е.В. Хорошавина // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2011. №4(19)
8. Болотов В .А. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - №10. - с. 8-14
9. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: пособие для учителей / Н.В. Бордовская. - М.: КноРус, 2010. - 432с.
10. Брановский Ю.А. Работа в информационной среде: книга для препод. высшей школы / Ю.А. Брановский. - М.: Образование, 2007. - 285с.
11. Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студ. педаг. вузов / Е.А. Быстрова, В.А. Демин, С.И. Львова,
В.И.Капинос, М.М. Разумовская, Ю.Н. Гостева, И.П. Цыбулько. - М .:
Дрофа, 2006. - 240 с.
12. Валгина Н.С. Современный русский язык: учебник для студ. высш. уч. зав. / Н.С. Валгина. - М: Логос, 2007. - 528с.
13. Вендина Т.И. Словообразование как источник реконструкции языкового сознания // Вопросы языкознания.- 2007. - №4. - С.42-72
14. Виноградова Н.Ф. Начальная школа XXI века: Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Графф, 2011. - 256с.
15. Генедина Н.И. Формирование информационной компетенции личности в образовательных учреждениях / Н.И. Генедина. - М.: Просвещение, 2008. - 337с...99